Планирование коммерческой деятельности предприятия на примере ООО 'Северавтотранс'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,43 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование коммерческой деятельности предприятия на примере ООО 'Северавтотранс'

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра МТЭК





КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине:

Планирование на предприятии

на тему:

Планирование коммерческой деятельности предприятия на примере ООО «Северавтотранс»









г. Тюмень 2011

Содержание

Введение

. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия

2. Обоснование управленческих решений по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия

2.1 Перспективы развития предприятия

2.2 Разработка вариантов производства и реализации услуг предприятия в краткосрочном периоде

2.3 Обоснование цен на услуги предприятия по потребителям

. Оптимизация программы коммерческой деятельности предприятия

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

Сущность планирования в свободной рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход. Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии: сокращение применяемых ресурсов и приращение используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, а второй - на повышение результатов.

Планирование на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполной информации. В процессе планирования определяется глобальная цель развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной цели.

Актуальность разработки программы коммерческой деятельности предприятия заключается в необходимости достижения лучших финансовых результатов с целью обеспечения равномерной работы при непрерывной и полной загрузке оборудования, рациональном использовании рабочего времени, сокращении длительности производственного цикла.

Объектом исследования является ООО «Северавтотранс», основными целями деятельности которого является бесперебойное обеспечение технологическим, специальным, автомобильным транспортом и механизмами в технически исправном состоянии нефтегазодобывающие предприятия, оказание транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров организациям, в том числе, работающим в нефтедобывающей отрасли, и населению.

Целью курсовой работы является разработать программу коммерческой деятельности предприятия в краткосрочном периоде.

Задачами курсовой работы являются: изучить теоретически основы планирования коммерческой деятельности, проанализировать современный уровень деятельности предприятия, выявить резервы повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия, обосновать программу коммерческой деятельности предприятия в краткосрочном периоде.

1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ООО «Северавтотранс» образовано 22 февраля 2002 года в г. Ханты-Мансийске путем преобразования открытого акционерного общества «Северавтотранс», которое является его правоприемеником, несет все его права и обязанности.

Основными функциями ООО “Северавтотранс“ являются перевозка грузов, пассажиров, погрузочно-разгрузочные, техническое обслуживание и текущий ремонт автотранспортных средств. В распоряжении предприятия имеются такие виды транспорта, как ПАЗ, КАВЗ, КАМАЗ, УРАЛ, ИЖ, МАЗ, ГАЗ, КРАЗ, ЗИЛ. ООО “Северавтотранс“ осуществляет свою деятельность на следующих участках: Октябрьского, Кандинского, Березовского.

По характеру производственной деятельности и по роду выполняемых работ на предприятии создано 6 автомобильных колонн:

а/к №1 - вахтовые и пассажирские перевозки;

а/к №2 - специальный и технологический транспорт, обслуживающий городские объекты;

а/к №3 - грузовой транспорт;

а/к №4 - специальный и технологический транспорт, обслуживающий месторождения;

а/к №5 - легковой служебный, специальный и оперативный транспорт;

а/к №6 - трактора и гусеничная техника,

а также:

-    ремонтно-механический цех;

-        ремонтно-строительный участок;

         отдел главного механика;

         гаражная служба;

         АУП;

         службы и отделы, являющиеся производственными звеньями предприятия.

Для достижения своих целей ООО “Северавтотранс“ обеспечивает:

бесперебойную и эффективную организацию работ технологической, специальной техники и автомобильного транспорта;

оказание необходимой технической помощи автомобилям на линии;

анализ эксплуатационных показателей работы подвижного состава, затрат, расхода топлива в соответствии с нормами, разработку и внедрение мероприятий по повышению коэффициента использования парка, сокращению порожних пробегов техники, снижению себестоимости перевозок, недопущение непроизводственных расходов и потерь;

изучение и анализ грузопотоков, технологии и режимов работы, объемов перевозок, работ, услуг и т.д. обслуживаемых заказчиков с учетом конкретных условий производства и организацию рационального транспортного обслуживанию,

содержание автотранспорта и спецтехники в надлежащем состоянии, их своевременное техническое обслуживание и ремонт, изготовление и восстановление запасных частей и деталей в соответствии с действующими нормативами;

внедрение новых технологий, достижений науки и техники, осуществление мероприятий по техническому перевооружению, модернизации, комплексной механизации и автоматизации производства, обеспечивающих повышение его эффективности;

разработку и выполнение мероприятий по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических, материально-технических ресурсов, их сохранности и сокращению запасов;

выполнение программы социального развития коллектива, выполнение условий коллективного договора;

защиту сведений, составляющих коммерческую и конфиденциальную информацию, а также сведений мобилизационного характера, гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основными видами коммерческой деятельности ООО “Северавтотранс“ являются:

осуществление всех видов работ с применением технологического, специального транспорта на объектах добычи газа, нефти и конденсата;

осуществление всех видов технологических и хозяйственных перевозок грузов автомобильным транспортом;

перевозка вахтового персонала и работников к месту работы и обратно в соответствии с режимом работы;

осуществление некоторых видов технического осмотра и текущего ремонта автотранспортных средств.

Основные принципы коммерческой деятельности ООО “Северавтотранс“ заключаются в следующем:

перевозки грузов осуществляются на основании договоров;

заявки на перевозку груза (графики доставки грузов) предоставляются ООО “Северавтотранс“ грузоотправителями;

загрузка автомобилей может быть выполнена силами и средствами грузоотправителей, а разгрузка - силами и средствами грузополучателей. Для загрузки и разгрузки могут быть использованы также и погрузочно-разгрузочные механизмы, принадлежащие ООО “Северавтотранс“;

транспортно-экспедиционные операции возлагаются на ООО “Северавтотранс“;

ООО “Северавтотранс“ выступает организатором процесса доставки груза получателям и осуществляет не только перевозку груза от отправителя до получателя, но и все связанные с процессом перевозки транспортно-экспедиционные операции, принимая на себя материальную ответственность за сохранность перевозимого груза. Эти операции выполняют водители ООО “Северавтотранс“, за что они получают определенную надбавку к заработной плате. В некоторых случаях, оговоренных правилами перевозок, экспедирование осуществляется экспедиторами ООО “Северавтотранс“.

Для автотранспорта показатели экономической эффективности производства объединены в следующие основные группы: обобщающие показатели экономической эффективности, показатели эффективности использования трудовых ресурсов, показатели эффективности использования основных производственных фондов и капитальных вложений, показатели использования материальных ресурсов и транспортных средств, показатели качества перевозок грузов и пассажиров.

Обобщающие показатели экономической эффективности организации транспортных услуг: объем грузоперевозок (количество ездок, тонно-км, тонны, тыс. руб.), объем пассажироперевозок (количество ездок, пасажиро-км, количество пассажиров, тыс. руб.), общая сумма затрат, себестоимость перевозки 1 тонны груза, себестоимость перевозки 1 пассажира, себестоимость 1 км пробега, общая сумма выручки, общая сумма прибыли, удельная прибыль на 1 тонну, удельные затраты на 1 рубль доходов, общая рентабельность.

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: среднегодовая численность ППП, среднегодовая выработка на 1 работника, занятого на перевозках (тонн/чел, пассаж/чел, км/чел, тыс.руб./чел), фондовооруженность.

Показатели эффективности использования основных производственных фондов, оборотных средств и капитальных вложений: количество единиц подвижного состава, грузоподъемность, фондоотдача (доходы на 1 рубль среднегодовой стоимости ОПФ), фондоемкость продукции, оборачиваемость оборотных средств, отношение капитальных вложений к сумме прироста прибыли.

Показатели экономической эффективности использования материальных ресурсов: удельный расход материалов (запасных частей, смазочных и обтирочных материалов) на 1 единицу подвижного состава, удельный расход энергии на 1 единицу подвижного состава, удельный расход топлива на 1 единицу подвижного состава, материалоемкость, прирост нормируемых оборотных средств на 1 рубль прироста доходов.

Показатели качества перевозок: коэффициент равномерности выполнения плана перевозок по договорам, количество перевозок по которым были заявлены претензии, величина штрафов, уплаченных за нарушение условий перевозок, потери от не сохранности грузов, коэффициент использования вместимости, число дорожно-транспортных происшествий.

Для оценки эффективности транспортных услуг ООО “Северавтотранс“ необходимо проанализировать не только уровень вышеперечисленных показателей, но их динамику. Показатели экономической эффективности деятельности ООО “Северавтотранс“ представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Основные технико-экономические показатели деятельности ООО “Северавтотранс“

Показатель

2009г.

2010г.

Откло-нение (+/-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Обобщающие показатели

объем грузоперевозок, количество ездок

491154

511847

20693

104,2

объем грузоперевозок, тыс.ткм.

521386

528234

6848

101,3

объем грузоперевозок, тыс.т.

1231

1405

174

114,1

объем грузоперевозок, тыс.руб.

41285,6

48235,5

6949,9

116,8

объем пассажироперевозок, количество рейсов

847

912

65

107,7

объем пассажироперевозок, тыс.пасс-км

135044

139072

4028

103

объем пассажироперевозок, тыс.пасс.

1274

1312

38

103

объем пассажироперевозок, тыс.руб.

22165,2

24156,3

1991,1

109,0

пробег, тыс.км.

1224

1318

94

107,7

общая сумма затрат, тыс. руб.

46663,7

54162

7498,3

116,1

себестоимость перевозки 1 тонны груза, руб./т.

35,03

35,72

0,69

102

себестоимость перевозки 1 пассажира, руб./пасс.

2,78

3,03

0,25

109

Себестоимость 1 км пробега,





в т.ч. грузоперевозки, руб./ тыс.ткм.

27,1

30,6

3,5

112,9

пассажироперевозки, руб./тыс.пасс-км.

64,2

73,9

9,7

115,1

общая сумма выручки, тыс.руб.

63450,8

72391,8

8941

114,1

общая сумма прибыли, тыс.руб.

16787,1

18229,8

1442,7

108,6

удельные затраты на 1 рубль доходов, руб.

0,74

0,75

0,01

101,7

общая рентабельность, %

36,0

33,7

-2,3

93,6

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов

среднегодовая численность ППП, чел.

1806

1831

25

101,4

среднегодовая численность работников, занятых на перевозках

766

784

18

102,3

среднегодовая выработка на 1 работника, занятого на перевозках, тыс.ткм/чел

680,7

673,8

-6,9

99,0

среднегодовая выработка на 1 работника, занятого на перевозках, тыс.пасс-км/чел

176,3

177,4

1,1

100,6

среднегодовая выработка на 1 работника, занятого на перевозках, тыс.руб/чел

82,8

92,3

9,5

111,5

фондовооруженность, тыс. руб./чел.

114,72

111,54

-3,18

97,2

Показатели эффективности использования ОПФ, оборотных средств и капитальных вложений

количество единиц подвижного состава, ед.

1307

1311

4

100,3

в т.ч. грузовой и спец транспорт, ед.

985

987

2

100,2

пассажирский транспорт, ед.

322

324

2

100,6

объем грузоперевозок на 1 единицу подвижного состава, тыс. ткм./ед.

529,3

535,2

5,9

101,1

средняя грузоподъемность, т.

2,5

2,8

0,3

113,9

суточная производительность, т./сут.

4924

5620

696

114,1

суточная производительность, тыс.ткм./сут.

2085,5

2112,9

27,4

101,3

объем пассажироперевозок на 1 единицу подвижного состава, тысн.пасс-км./ед.

419,4

429,2

9,8

102,3

суточная производительность автобуса, пасс./сут.

5096

5248

152

103,0

суточная производительность автобуса, тыс.пасс.-км./сут.

540,2

556,3

16,1

103,0

коэффициент обновления подвижного состава

0,02

0,02

0

100,0

фондоотдача (доходы на 1 рубль среднегодовой стоимости ОПФ), руб.

0,21

0,24

0,03

113,7

фондоемкость продукции, руб.

4,74

4,17

-0,57

87,9

оборачиваемость оборотных средств, оборот

3,74

3,95

0,21

105,6

отношение капитальных вложений к сумме прироста прибыли, руб.

0,86

0,81

-0,05

94,6

Показатели экономической эффективности использования материальных ресурсов

материальные затраты всего, тыс.руб.

18748

21395

2647

114,1

материальные затраты на 1 единицу подвижного состава, тыс.руб./ед.

14,3

15,3

1

106,7

удельный расход запасных частей на 1 единицу подвижного состава, ед./ед.

247

256

9

103,6

удельный расход смазочных и обтирочных материалов на 1 единицу подвижного состава, кг./ед.

12,3

12,5

0,2

101,6

удельный расход энергии на 1 единицу подвижного состава, кВт./ед.

3529,97

3562,95

32,98

100,9

удельный расход топлива на 1 единицу подвижного состава, л./ед.

1169,93

1203,56

33,63

102,9

материалоемкость, руб.

0,30

0,30

0,00

100,0

прирост нормируемых оборотных средств на 1 рубль прироста доходов, руб.

0,56

0,61

0,05

108,9

Показатели эффективности использования рабочего времени

непроизводительное время, всего, час.

30757

37568

6811

122,1

в том числе по причинам:





ожидание погрузки-разгрузки, час.

12541

15421

2880

123,0

ожидание документов, час.

236

354

118

150,0

разогрев двигателя, час.

6480

6696

216

103,3

выяснение причин брака, час.

458

-107

76,6

смена маршрута, час.

7245

12458

5213

172,0

внеплановый ремонт , час.

2543

1546

-997

60,8

другие причины, час.

1254

742

-512

59,2

Показатели качества перевозок

количество перевозок по которым были заявлены претензии, ед.

16

12

-4

75,0

величина штрафов, руб.

15478,23

10258,12

-5220,11

66,3

потери от не сохранности грузов, руб.

26984,56

21452,01

-5532,55

79,5

коэффициент использования вместимости, %

92,7

93,6

1,1

101,0

число дорожно-транспортных происшествий, ед.

6

4

-2

66,7


Общие показатели эффективности транспортных услуг ООО “Северавтотранс“ в 2010 году снизились. Причиной явился рост затрат, который опережал рост объемов перевозки грузов и пассажиров. В результате этого увеличилась себестоимость перевозок. Грузооборот увеличился лишь на 1,3%, пассажирооборот - на 3%, выручка возросла на 14,1% или на 8941 тыс. руб.; в то же время затраты выросли на 16,1%, что повлекло рост себестоимости грузоперевозок на 12,9%, пассажироперевозок - на 15,1%. Рост затрат обусловлен в первую очередь расширением парка автомобилей на 4 единицы, ростом численности на 25 чел, а также ростом цен на производственные ресурсы и несоблюдением норм их расхода. Общая сумма прибыли увеличилась на 8,6% или на 1442,7 тыс.руб., что значительно ниже роста выручки. Удельные затраты на рубль выручки увеличились. В результате рентабельность транспортных услуг ООО «Северавтотранс» сократилась на 2,3%.

Показатели использования трудового потенциала предприятия несколько увеличились. Так выработка работников увеличилась на 9,5 тыс.руб./чел. или на 11,5%. Сократилась фондовооруженность труда на 2,8%. Причинами негативных тенденций стал значительный прирост численности - на 25 чел. и значительно меньший прирост основных производственных фондов.

Несмотря на незначительный прирост ОПФ (на 0,3%), эффективность их использования увеличилась - возросли грузоперевозки на 1,1%, грузоподъемность на 13,9%, суточная производительность возросла на 1,3% по грузовому парку и 3% по пассажирскому. Фондоемкость продукции снизилась на 12,1%, а фондоотдача увеличилась на 13,7%. Возросла оборачиваемость оборотных средств на 0,21 оборот. Наблюдается снижение капитальных вложений.

Эффективность использования материальных ресурсов снизилась по всем показателям. Причиной является значительный прирост материальных затрат на 14,1%. В результате удельные расходы материальных ресурсов на единицу подвижного состава увеличились.

Показатели эффективности использования рабочего времени характеризуют организацию транспортных услуг во времени. В 2010 году увеличилось непроизводительное время. Основная доля приходится на внеплановые простои в процессе погрузки-разгрузки, в результате смены маршрутов. Увеличилось время простоя для разогрева двигателей в зимнее время, ожидания документов.

Организация качества перевозок в 2010 году улучшилась. Снизилось количество претензий на 25%, ДТП на 45,3% и потерь от брака на 20,5%, улучшился показатель использования грузовой площади на 1%.

Рассмотренные выше показатели характеризуют в основном эффективность перевозок в целом. Характеристика уровня организации деятельности производственных подразделений ООО “Северавтотранс“ производится на основании ряда коэффициентов (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Уровень организации деятельности ООО “Северавтотранс“

Показатель

2009г.

2010г.

Отклонение

Коэффициент специализации

0,65

0,71

0,06

Коэффициент непрерывности производственного процесса

0,84

0,83

-0,01

Показатель ритмичности транспортных услуг

0,54

0,58

0,04

Коэффициент технической готовности парка автомобилей

0,84

0,83

-0,01

Коэффициент выпуска автомобилей

0,86

0,86

0

Коэффициент использования автомобилей

0,97

0,95

-0,02

Коэффициент использования грузоподъемности

0,78

0,74

-0,04

Коэффициент использования пробега

0,89

0,89

0

Коэффициент обеспеченности производства трудовыми ресурсами

1,02

1,01

-0,01

Коэффициент использования фонда рабочего времени

0,98

0,95

-0,03


Показатели эффективности организации транспортных услуг ООО “Северавтотранс“ подтверждают недостатки, выявленные в процессе анализа показателей эффективности перевозок в целом. Коэффициент специализации за последний год увеличился, что свидетельствует о росте специализированной продукции для нефтегазовой отрасли в общем объеме услуг предприятия.

В отчетном году коэффициент непрерывности производственного процесса сократился 0,01, что является прямым следствием невыполнения плана по перевозкам.

Показатель ритмичности транспортных услуг улучшился в отчетном периоде, причиной улучшения является увеличение объема услуг, оказываемых постоянным клиентам по договору, то есть сократилось число непредвиденных перевозок.

Коэффициенты использования автомобильного парка ООО “Северавтотранс“ свидетельствуют о снижении эффективности использования автомобилей. Частично причиной этого стало увеличение мелкогрузных заказов, в результате чего снизились показатели использования грузоподъемности, пробега.

Анализ причин увеличения непроизводительного времени свидетельствует о снижении технической готовности парка автомобилей, выпуска автомобилей на линию, это же подтверждают и рассчитанные коэффициенты.

Одним из показателей эффективности работы предприятия является показатель выполнения производственной программы. Выполнение производственной программы по перевозкам, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава представлено в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Выполнение производственной программы ООО “Северавтотранс“ в 2010 г.

Показатель

план

факт

Откло-нение (+/-)

Процент выполнения плана, %

1

2

3

4

5

Производственная программа по эксплуатации грузового автомобильного парка

Среднесписочное количество единиц подвижного состава, ед.

827

825

-2

99,8

Производственная мощность, автомобиле-тонно-дни

1186684

1354420

167736

114,1

Объем грузоперевозок, количество ездок

516741

511847

-4894

99,1

Объем грузоперевозок, тыс.ткм.

524186

528234

4048

100,8

Объем грузоперевозок, тыс.т.

1652

1405

-247

85,0

Продолжительность пребывания автомобиля в наряде, час.

6,8

6

-0,8

88,2

Техническая скорость, км/ч

47

48

1

102,1

Средняя длина ездки, км.

1,6

1,8

0,2

112,5

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,99

0,85

-0,14

85,9

Коэффициент технической готовности

0,93

0,83

-0,1

89,2

Коэффициент использования пробега

0,96

0,89

-0,07

92,7

Коэффициент использования грузоподъемности

0,91

0,74

-0,17

81,3

Производственная программа по эксплуатации пассажирского автомобильного парка

Среднесписочное количество единиц подвижного состава, ед.

327

324

-3

99,1

Объем пассажироперевозок, количество рейсов

290904

290912

8

100,0

Объем пассажироперевозок, тыс.пасс-км

135642

139072

3430

102,5

Объем пассажироперевозок, тыс.пасс.

1285

1312

27

102,1

Средняя протяженность 1 маршрута, км.

28

32

4

114,3

Средняя скорость сообщения, км/ч

54

55

1

101,9

Время на 1 рейс, час.

0,8

0,6

-0,2

72,7

Число рейсов за рабочий день, рейс

4

4

0

100,0

Суточный пробег 1 автомобиля, км.

112

128

16

114,3

Производственная программа по эксплуатации специализированного автомобильного парка

Количество единиц подвижного состава, ед.

163

162

-1

99,4

Производственная мощность, автомобиле-дни

154182

169302

15120

109,8

Количество ездок спецтехники

9612

9584

-28

99,7

Среднее время пребывания в наряде, час.

12

14

2

116,7

Производственная программа по ТО и ремонту подвижного состава

Количество ТО

312165

324434

12269

103,9

Количество текущих и капитальных ремонтов

1436

1542

106

107,4

Трудоемкость ТО, чел.-ч

343382

389321

45939

113,4

Трудоемкость текущих и капитальных ремонтов, чел.-ч

17663

19429

1766,4

110,0


Производственная программа ООО “Северавтотранс“ в большинстве показателей не выполнена, чем частично объясняется снижение эффективности использования ресурсов предприятия в 2010г. по сравнению с 2009г.

План по обновлению автомобильного парка не выполнен по всем видам транспорта: количество грузового транспорта на 2 ед. ниже планового уровня, пассажирского - на 3 ед., специализированного - на 1 ед.

Соответственно план по грузовым перевозкам не выполнен. В отчетном периоде совершено на 0,9% ездок и на 15% тонн меньше запланированного уровня. Однако протяженность перевозок оказалась выше плановой, за счет чего производственная программа по тонно-км перевыполнена на 0,8%, что свидетельствует о неэффективной организации перевозок и низкой эффективности использования ОПФ. Это же подтверждают отчетные показатели использования грузоподъемности, пробега и готовности автомобилей.

В отчетном периоде наблюдается наличие внеплановых пассажироперевозок, за счет чего перевыполнены показатели по перевозке пассажиров на 2,1%, по пассажиро-км на 2,5%, по количеству рейсов на 8 рейсов. В то же время наблюдается нехватка автомобилей, что является недостатком материально-технического снабжения. Перевыполнены также показатели по протяженности маршрутов и суточным пробегам на 14,3%, что свидетельствует о смене маршрутов либо о неэффективной их организации. Последнее влечет за собой сверхнормативные расходы материальных ресурсов.

По спецтехнике наблюдается превышение времени нахождения транспорта в наряде на 16,7%, в то же время наблюдается сокращение количества рейсов на объекты обслуживания на 0,3%. Причинами являются снижение готовности техники, низкая квалификация работников, непроизводительные простои.

План по ТО и ремонтам перевыполнен на 3,9% и 7,4% соответственно, трудоемкость ТО и ремонтов также увеличилась по сравнению с планом, что свидетельствует об устаревании техники и медленном ее обновлении.

Таким образом, анализ эффективности работы ООО “Северавтотранс“ показал, что основные недостатки связаны с недоиспользованием производственных мощностей автопарка, недоиспользованием фонда рабочего времени работников, то есть с производственными простоями, а также с наличием сверхплановых расходов материальных ресурсов и нехваткой техники. Одной из причин снижения показателей деятельности предприятия является недостаточный уровень обновления техники и низкий уровень ее готовности к выходу на линию, что является прямым следствием отсутствия специализированного высокооснащенного центра по ремонту подвижного состава.

коммерческий программа производство услуга

2. ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Перспективы развития предприятия

Формулирование перспектив развития предприятия должно опираться на некоторое целостное представление о том, какие изменения происходят в окружающей среде организации, как организация может к ним адаптироваться либо противостоять. Формулирование перспектив развития следует за этапом анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.

В экономической литературе наиболее распространенными стратегиями развития бизнеса являются: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост, сокращение. Данные стратегии отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находится в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.

Стратегия интегрированного роста предполагает расширение фирмы путем добавления новых организационных структур.

Стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, если фирма дольше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

Стратегия концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами этой стратегии являются: стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

Стратегия сокращения реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения условий окружающей среды.

Перечисленные стратегии являются эталонными, конкретная стратегия предприятия может быть комбинированной. Она должна отражать ее стратегические цели и задачи, учитывать сильные стороны и возможности, слабые стороны и угрозы.

Анализ внешней среды дает представление о возможностях и угрозах, сильные и слабые стороны предприятия выявляются на основе анализа внутренней среды. Поэтому формирование перспектив развития ООО “Северавтотранс“ целесообразно начать с изучения окружающей среды предприятия. Результаты анализа внешней и внутренней среды представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

SWOT-анализ факторов внешней и внутренней среды ООО “Северавтотранс“

№ п/п

Возможности

О

№ п/п

Сильные стороны

S

1

Стабилизация экономики, умеренные темпы инфляции стимулируют процесс банковского кредитования бизнеса

1

Наличие необходимых производственных мощностей



2

Предприятие является платежеспособным

2

Рынок транспортных услуг продолжает развиваться

3

Собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным

3

Развитие НТП способствуют появлению новых видов транспортных услуг, новых рынков и новых потребителей

4

Эффективная система расчетов с потребителями, хорошая платежная дисциплина

4

Либерализация внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество приводит к появлению новых партнеров

5

Адекватная организационная структура предприятия

5

Повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов

6

Хорошее качество оказываемых услуг, выполняемых работ

6

Безработица приводит к удешевлению рабочей силы и увеличению числа претендентов на рабочее место

7

Увеличивающийся объем заказов на грузовые и пассажирские перевозки, высокий уровень обеспеченности долгосрочными договорами

7

Рост доходов населения способствует росту покупательной способности

8

Наличие высококвалифицированного персонала, увеличение производительности труда

8

Снижение налогового бремени повышает платежеспособность организаций-потребителей

9

Расширение парка автомобилей, рост эффективности использования подвижного состава

1

Усиление рыночных позиций основных конкурентов

1

Рост себестоимости транспортных услуг в результате возникновения нерациональных затрат

2

Ухудшение отношений с поставщиками материалов, запасных частей, транспорта





2

Снижение рентабельности работы

3

Общий рост цен, рост цен на ГСМ

3

Рост удельного расхода материальных ресурсов

4

Повышение ставки рефинансирования ЦБ РФ





4

Обновление ОПФ происходит медленно, снижается фондовооруженность труда

5

Изменения в документациях по стандартизации погрузочно-разгрузочных работ, грузовых и пассажирских перевозок, изменения требований к техническому состоянию подвижного состава





5

Увеличение простоя подвижного состава под ТО и ремонтом в результате низкой оснащенности средствами труда, квалифицированными трудовыми ресурсами в данной области

6

Изменения приоритетов потребителей




Анализ внешней среды позволил выявить возможности и угрозы для фирмы, а также основные тенденции, имеющие существенное значение для развития предприятия.

Основными политическими факторами, способными оказать значительное влияние на деятельность ООО “Северавтотранс“ являются сокращение различных программ, способствующих развитию транспортных услуг в Тюменской области. От этого фактора зависит общее состояние ООО “Северавтотранс“. Нарушение в сложившейся стабильности может неблагоприятно сказаться на общем состоянии экономики, уровне инфляции, платежеспособности населения и организаций-потребителей, ставке рефинансирования ЦБ РФ (что соответственно отразится на ставке банковских кредитов на покупку оборудования, транспортных средств и пр.), то есть на экономических факторах. Существенными политическими факторами также служат изменения в законодательстве, особенно в налоговом; регулирование конкуренции и экспортно-импортная политика. Изменение последних факторов тесно связано с изменением в экономических тенденциях: положение фирмы на рынке среди конкурентов, цены на материалы, запчасти и ГСМ, наличие программ поддержки местного производителя. На сегодняшний момент существующая политическая и экономическая обстановка обеспечивает необходимый минимум для развития предприятий, поэтому для ООО “Северавтотранс“ открываются некоторые возможности в развитии, а также и угрозы. В частности, возможность банковского кредитования, сотрудничества, рост покупательной способности населения и платежеспособности организаций-потребителей, снижение налогового бремени. Угрозами для ООО “Северавтотранс“ являются: ужесточение конкуренции, рост цен, ухудшение отношений с поставщиками.

Основными тенденциями в социальной сфере, способными оказать значительное влияние на деятельность ООО “Северавтотранс“, являются изменения в базовых ценностях, уровне и стиле жизни, экологии, отношение к работе, отдыху, здоровью, изменение структуры доходов. Под влиянием социальных факторов возможно изменение и экономических факторов, среди которых существенное значение имеет изменение стоимости высококвалифицированной рабочей силы. Сложившиеся тенденции в социальной среде позволяют выделить некоторые возможности, открывающиеся для ООО “Северавтотранс“: увеличение числа высокообразованных специалистов, увеличение числа претендентов на рабочее место; а также некоторые угрозы: снижение спроса на транспортные услуги, изменения приоритетов потребителей.

Среди технологических факторов, способных оказать значительное влияние можно выделить: скорость внедрения новых разработок (время прохождения процедур регистрации патента, сертификации, лицензирования, испытания, адаптации и др.), изменения в нормативах, а также проведение государственной научно-технической политики. Данные факторы открывают для ООО “Северавтотранс“ следующие возможности: развитие рынка, появление новых услуг, потребителей. Они также могут вызвать и угрозы: изменения в документации, стандартизирующей деятельность ООО “Северавтотранс“

Анализ внутренней среды организации позволил выявить сильные и слабые позиции ООО “Северавтотранс“, на основании чего удалось выделить сильные и слабые стороны, помогающие развиваться или наоборот, тормозящие процесс развития ООО “Северавтотранс“.

Слабыми сторонами являются следующие: рост себестоимости, удельного расхода материалов, снижение рентабельности работы, медленное обновление ОПФ, увеличение числа и продолжительности ТО и ремонтов. Одной из основных слабых сторон ООО “Северавтотранс“ является проведение политики инвестирования в развитие предприятия только собственных средств. Не используются такие возможности как кредитование, лизинг. В результате наблюдается постепенное увеличение изношенности ОПФ, медленное их обновление, рост себестоимости производства, снижение рентабельности.

Изменения факторов внешней и внутренней среды оказывают большое влияние на выбор стратегии развития предприятия в краткосрочной перспективе.

ООО “Северавтотранс“ успешно развивается на рынке транспортных услуг, кроме того, наблюдается рост спроса на транспортные услуги и расширение объемов транспортных услуг ООО “Северавтотранс“, поэтому стратегии сокращения или дифференцированного роста для ООО “Северавтотранс“ не подходят. Перспективы развития предприятия связаны со стратегией концентрированного роста, направленной на развитие транспортных услуг в уже завоеванных географических рамках рынка.

Оценивая сильные и слабые стороны ООО “Северавтотранс“, угрозы и возможности внешней среды можно предложить следующие варианты реализации стратегии развития предприятия в краткосрочной перспективе:

развитие специализированных услуг для нефтегазодобывающего комплекса;

развитие транспортных услуг для обширного круга потребителей;

развитие новых услуг по ТО и ремонту автотранспортных средств.

В первом случае предлагается активно развивать те виды услуг, которые предлагает ООО “Северавтотранс“ для предприятий нефтегазовой отрасли, в частности осуществление грузовых перевозок с применением технологического, специального транспорта на объектах добычи газа, нефти и конденсата, перевозка вахтового персонала и работников к месту работы и обратно в соответствии с режимом работы. Для этого необходимо нарастить парк специализированного автотранспорта, а также грузового и пассажирского транспорта.

Во втором случае предлагается активное развитие для широкого круга потребителей всех видов технологических и хозяйственных перевозок грузов автомобильным транспортом, перевозка персонала, работников и населения к месту назначения и обратно. Для этих целей потребуется наращивание грузового и пассажирского подвижного состава.

Во втором случае предлагается развитие новых видов услуг наряду с оказанием уже имеющихся услуг, в частности предлагается осуществление всех видов технического осмотра и текущего ремонта автотранспортных средств:

организация услуг техпомощи и автокемпинга иногороднего транспорта;

все виды ремонта автотранспортных средств;

оказание экспертных и консультационных услуг, относящихся непосредственно к транспортным средствам, механизмам, узлам агрегатам;

технический контроль автомобилей при проведении гостехнического ремонта;

проведение диагностических работ, связанных с эксплуатацией двигателя, иных систем автомобиля;

организация услуг по мойке машины, чистки салона, полировки панелей и корпуса и прочие косметические услуги.

Для реализации данного направления потребуется приобретение нового ремонтного оборудования, инструментов и приспособлений.

Данные варианты развития предприятия являются наиболее перспективными, так как предполагают развитие продукта и увеличение объема работ, выручки, прибыли и рентабельности. Выбор того или иного варианта развития должен основываться на экономической эффективности, которая, как правило, измеряется прибылью. Однако необходимо также учитывать возможные капиталовложения и период их окупаемости.

2.2 Разработка вариантов производства и реализации услуг предприятия в краткосрочном периоде

Производственная программа определяет все показатели деятельности предприятия и в соответствии с программой, на предприятии рассчитывают потребность в оборудовании, рабочей силе, материальных ресурсах. В соответствии с производственной программой планируется себестоимость продукции и составляется финансовый план.

Производственная программа оказывает большое влияние на все стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она предопределяет затраты, прибыль, рентабельность, производительность труда и другие показатели. Это обусловливает особые требования к качеству её составления и выбору наиболее оптимальных вариантов.

Производственная программа в ООО “Северавтотранс“ составляется службой главного экономиста при содействии производственно-технического отдела, отдела материально-технического снабжения, бухгалтерии, а также других служб и отделов предприятия.

Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные (объемные) показатели - объем перевозок, количество ТО, ремонтов, объем работ в человек - часах.

Натуральные и стоимостные показатели: плановый объем работ. В производственной программе этот показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Основой для разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.

Схематично алгоритм разработки производственной программы ООО “Северавтотранс“ представлен на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Алгоритм разработки производственной программы ООО “Северавтотранс“

Маркетинговые исследования начинают с изучения внешней и внутренней среды, выделения слабых и сильных сторон предприятия, угроз и возможностей для развития.

Немаловажным вопросом при разработке производственной программы является изучение оказываемых услуг, их качественных характеристик, спроса на услуги, объема и динамики выручки, рентабельности. Определяются приоритетные направления услуг, формируется продуктовая стратегия предприятия.

Определяются группы потребителей и сегменты рынка, на которых предприятие будет работать в плановом периоде.

Далее изучается емкость рынка на плановый период исходя из количества потребителей на рынке, наличия конкурентов, доли предприятия на рынке. Учитывается также платежеспособность потребителей.

На основании маркетинговых исследований формируется номенклатура, ассортимент работ, определяются приоритеты в производстве той или иной услуги, определяется возможность реализации услуг.

На следующем этапе формирования производственной программы изучается договорная политика предприятия, наличие заказов на транспортные услуги, оценивается возможность увеличения объемов услуг по договорам и заявкам.

В итоге формируется производственная программа в натуральных показателях по каждому виду услуг и по предприятию в целом.

На основании маркетинговых исследований формируется также ценовая политика предприятия, определяются рыночные цены на услуги.

Исходя из объемов услуг и плановых цен определяется производственная программа в денежном выражении (тыс.руб.).

Основная цель формирования программы развития предприятия на плановый период - повышение эффективности работы предприятия через улучшение использования всех ресурсов предприятия.

Базовая стратегия развития ООО «Северавтотранс» определена выше. Следующим шагом в разработке программы коммерческой деятельности является определение потенциальных потребителей транспортных услуг или целевой аудитории.

Первый вариант развития ООО «Северавтотранс» не предполагает привлечение новых клиентов, акцент делается на развитие видов, объема и качества оказываемых услуг нефтегазодобывающим предприятиям.

Второй и третий варианты предполагают развитие клиентской базы.

На первых этапах реализации программы коммерческой деятельности ООО «Северавтотранс» можно рассчитывать на наработанную в прошлом клиентскую базу. Активная реклама позволит привлечь дополнительных клиентов.

В основу планирования состава и структуры потребителей услуг по грузовым и пассажирским перевозкам заложена имеющаяся клиентская база ООО «Северавтотранс», статистические данные по перевозкам других предприятий области, экспертные оценки сотрудников отдела маркетинга по расширению заказов и привлечению новых клиентов.

При втором варианте реализации программы предполагается следующее изменение в структуре и составе клиентской базы (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Состав и структура клиентской базы при развитии транспортных услуг для широкого круга потребителей

Группы потребителей

Клиентская база (количество клиентов)


грузоперевозки

пассажироперевозки

итого


имеющиеся

новые

имеющиеся

новые

имеющиеся

новые

Предприятия нефтегазодобывающего комплекса

21

0

15

0

36

0

Прочие предприятия, организации, из них:

66

189

16

121

82

310

Мелкие

0

152

0

62

0

214

Средние

54

31

0

48

54

79

Крупные

12

6

16

11

28

17

Физические лица

0

584

0

325

0

909

Итого

87

773

31

446

118

1219


Предполагается, что активное развитие транспортных услуг, нацеленное на обширную аудиторию позволит привлечь дополнительно 1219 клиентов, основная часть новых клиентов - это физические лица и мелкие предприятия и организации, которые ранее не обслуживались. Предприятия нефтегазового комплекса при данном варианте развития не являются целевой аудиторией, но отказываться от их обслуживания не имеет смысла, так как взаимодействие с данными предприятиями приносит значительную часть прибыли.

В связи с тем, что ООО «Северавтотранс» уже оказывало некоторые виды услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей, то на начало реализации третьего варианта программы коммерческой деятельности можно рассчитывать на наработанную в прошлом клиентскую базу. Предложение новых видов услуг, а также более качественных услуг привлечет дополнительное количество клиентов.

До 2011г. ООО «Северавтотранс» работало только с организациями, владеющими грузовым автотранспортом. С развитием направления по обслуживанию транспорта планируется оказание услуг по ремонту и обслуживанию как грузового, так и легкового транспорта, что значительно расширит клиентскую базу ООО «Северавтотранс».

Таким образом, третий вариант реализации программы привлечет следующие группы клиентов: организации и физические лица, владеющие грузовым и легковым транспортом.

Возрастная категория клиентов ограничивается следующими рамками - от 18 лет и старше, соответственно возрасту, позволяющему водить транспортное средство.

В основу планирования статуса, состава и структуры потребителей услуг по ремонту и обслуживанию транспорта заложена имеющаяся клиентская база ООО «Северавтотранс», статистические данные по ремонту грузового транспорта сторонних заказчиков, экспертные оценки сотрудников отдела маркетинга по расширению заказов потребителей и привлечению новых клиентов.

Состав и структура предполагаемой клиентской базы ССЦ по ремонту и обслуживанию автотранспорта представлены в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Состав и структура клиентской базы при развитии дополнительных услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств

Группы потребителей

Грузовой транспорт

Легковой транспорт

Итого


количество

структура, %

количество

структура, %

количество

структура, %

Физические лица

14

7,8

647

74,3

661

63,0

Предприятия, организации

165

92,2

224

25,7

389

37,0

Итого

179

100

871

100

1050

100


На первых этапах деятельности предполагаемое количество новых клиентов составит 1050, при этом большая часть - физические лица 63%. Это обусловлено открытием новых услуг по обслуживанию легкового транспорта, в этой области 74,3% потребителей составят физические лица, 25,7% - предприятия и организации. В общем объеме услуг 37% потребителей составят предприятия и организации. В области обслуживания грузового транспорта основную часть потребителей составят предприятия - 92,2%.

Таким образом, при обслуживании грузового транспорта основными потребителями будут предприятия и организации, при обслуживании легкового транспорта - население.

Производственная программа ООО «Северавтотранс» на плановый период представлена в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Варианты производства транспортных услуг ООО «Северавтотранс» в краткосрочном периоде

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

3

4

Производственная программа по эксплуатации грузового автомобильного парка

Среднесписочное количество единиц подвижного состава, ед.

828

846

825

Производственная мощность, автомобиле-тонно-дни

1448452

1479940

1354420

Объем грузоперевозок, количество ездок

625116

638705

511847

Объем грузоперевозок, тыс.ткм.

766382

783042

528234

Объем грузоперевозок, тыс.т.

2170

2217

1405

Продолжительность пребывания автомобиля в наряде, час.

7,8

7,9

6

Техническая скорость, км/ч

48

48

48

Средняя длина ездки, км.

3,6

4,2

1,8

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,99

0,99

0,85

Коэффициент технической готовности

0,93

0,93

0,83

Коэффициент использования пробега

0,96

0,96

0,89

Коэффициент использования грузоподъемности

0,91

0,91

0,74

Производственная программа по эксплуатации пассажирского автомобильного парка

Среднесписочное количество единиц подвижного состава, ед.

328

342

324

Объем пассажироперевозок, количество рейсов

361224

376642

290912

Объем пассажироперевозок, тыс.пасс-км

184523

192399

139072

Объем пассажироперевозок, тыс.пасс.

1886

1967

1312

Средняя протяженность 1 маршрута, км.

36

38

32

Средняя скорость сообщения, км/ч

55

57

55

Время на 1 рейс, час.

0,9

0,9

0,6

Число рейсов за рабочий день, рейс

4

4

4

Суточный пробег 1 автомобиля, км.

159

166

128

Производственная программа по эксплуатации специализированного автомобильного парка

Количество единиц подвижного состава, ед.

175

162

162

Производственная мощность, автомобиле-дни

180154

169302

169302

Количество ездок спецтехники

11875

9584

9584

Среднее время пребывания в наряде, час.

16

14

14

Производственная программа по ТО и ремонту подвижного состава

Количество ТО

197736

198725

298087

Количество текущих и капитальных ремонтов

806

810

1215

Трудоемкость ТО, чел.-ч

217510

218598

262317

Трудоемкость текущих и капитальных ремонтов, чел.-ч

9908

9958

11949


Первый и второй вариант реализации программы коммерческой деятельности характеризуется приростом объемов работ. Второй вариант отличается большим приростом грузоперевозок и пассажироперевозок, объем работ спецавтотранспорта останется неизменным по сравнению с отчетным периодом, количество ТО и ремонтов увеличится, так как возрастет число транспортных единиц. Первый вариант отличается небольшим приростом грузо- и пассажироперевозок и значительным приростом объемов работ автотранспорта, количество ТО и ремонтов увеличится, но будет меньше, чем при втором варианте. Третий вариант программы коммерческой деятельности ООО «Северавтотранс» характеризуется тем, что объем грузоперевозок, пассажироперевозок и работы автотранспорта останется на уровне отчетного периода, а количество ТО и ремонтов резко увеличится.

2.3 Обоснование цен на услуги предприятия по потребителям

Ценообразование в ООО «Северавтотранс» строится на основе затратного метода. Данный метод предполагает, что цена на транспортные услуги должна покрывать все издержки и обеспечивать необходимый уровень прибыли (рентабельности).

В ценообразовании участвуют как постоянные затраты, так и переменные, поэтому с изменением объемов работ изменяются и затраты предприятия. Постоянные затраты с изменением объемов работ остаются на прежнем уровне, переменные - увеличиваются пропорционально росту производственных показателей. В результате себестоимость единицы транспортных услуг с ростом объемов работ снижается.

Расчет затрат на осуществление разработанных вариантов производства транспортных услуг представлен в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Себестоимость транспортных услуг ООО «Северавтотранс» на плановый период

Показатель

Отчетный период

Плановый период



Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

3

4

5

Грузовые перевозки





Общая сумма затрат, тыс.руб.

16165,2

20516,9

20821,3

16165,2

- переменные

9652,4

14004,1

14308,5

9652,4

- постоянные

6512,8

6512,8

6512,8

6512,8

Объем грузоперевозок, тыс. ткм

528234

766382

783042

528234

Себестоимость 1 тыс. ткм перевозок, руб.

30,6

26,8

26,6

30,6

Пассажирские перевозки





Общая сумма затрат, тыс.руб.

10284,5

12338,3

12694,2

10284,5

- переменные

6284,2

8338,0

8693,9

6284,2

- постоянные

4000,3

4000,3

4000,3

4000,3

Объем пассажироперевозок, тыс.пасс-км

139072

184523

192399

139072

Себестоимость 1 тыс.пасс-км перевозок, руб.

74,0

66,9

66,0

74,0





Общая сумма затрат, тыс.руб.

19846,3

20522,0

19846,3

19846,3

- переменные

10541,3

11217,0

10541,3

10541,3

- постоянные

9305

9305

9305

9305

Объем работы спецавтотранспорта, автомобиле-дни

169302

180154

169302

169302

Себестоимость работы 1 автомобиле-дн. работы спецавтотранспорта, руб.

117,2

113,9

117,2

117,2

ТО и ремонт транспортных средств





Общая сумма затрат, тыс.руб.

7866,0

7979,2

7990,6

8448,7

- переменные

2165,8

2279,0

2290,4

2748,5

- постоянные

5700,2

5700,2

5700,2

5700,2

Объем ТО и ремонта, чел-час

216122

227418

228555

274266

Себестоимость 1 чел-час работы, руб.

36,4

35,1

35,0

30,8


По сравнению с отчетным периодом первый и второй варианты реализации программы коммерческой деятельности ООО «Северавтотранс» предполагают снижение себестоимости транспортных услуг. Согласно третьему варианту развития, себестоимость грузоперевозок, пассажироперевозок и работы спецавтотранспорта не изменяться, в то же время себестоимость услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта значительно сократиться, что поможет привлечь потенциальных потребителей.

Соответственно себестоимости услуг будут формироваться и цены, но при этом необходимо будет учесть приемлемую ному прибыли для ООО «Северавтотранс» для каждого вида услуг (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Формирование цены на услуги ООО «Северавтотранс» в плановом периоде

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

3

4

Грузовые перевозки




Себестоимость 1 тыс.ткм перевозок, руб.

26,8

26,6

30,6

Приемлемая норма прибыли, %

32

36

25

Цена 1 тыс.ткм перевозок, руб.

35,3

36,2

38,3

Пассажирские перевозки




Себестоимость 1 тыс.пасс-км перевозок, руб.

66,9

66,0

74,0

Приемлемая норма прибыли, %

26

38

20

Цена 1 тыс.пасс-км перевозок, руб.

84,3

91,1

88,7

Работа спецавтотранспорта




Себестоимость работы 1 автомобиле-дн. работы спецавтотранспорта, руб.

113,9

117,2

117,2

Приемлемая норма прибыли, %

35

22

18

Цена 1 автомобиле-дн. работы спецавтотранспорта, руб.

153,8

143,0

138,3

ТО и ремонт транспортных средств




Себестоимость 1 чел-час работы, руб.

35,1

35,0

30,8

Приемлемая норма прибыли, %

16

16

38

Цена 1 чел-час работы, руб.

40,7

40,6

42,5


Каждый из предложенных вариантов реализации программы коммерческий деятельности ООО «Северавтотранс» имеет свои плюсы и минусы. Выбор одного варианта должен быть обоснован. Чаще всего обоснованием выбора служит прибыль предприятия. Однако, так как каждый их вариантов предполагает приобретение основных средств, необходимо также учесть затраты на их приобретение. Таким образом, критерием выбора может служить прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после всех затрат на внедрение программы коммерческой деятельности в краткосрочном периоде.

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В основе процесса принятия управленческих решений лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев в принципе достаточно очевидна - необходимо некоторым образом сравнить величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами.

Непосредственная экономическая оценка программы коммерческой деятельности предприятия начинается с расчета входных экономических показателей: капитальных вложений, эксплутационных расходов и чистой выручки.

Механизм расчета входных экономических показателей представлен на рис. 3.1.

Выручка от реализации транспортных услуг ООО «Северавтотранс» определится следующим образом:

,(3.1)

где ВР - выручка от реализации услуг, руб.;

Цгр, Цпасс, Цспец, ЦТО и рем - цена услуг по грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, работы спецавтотранспорта и ТО и ремонта транспорта соответственно, руб.;

Vгр, Vпасс, Vспец, VТО и рем - объем работ по грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, работы спецавтотранспорта и ТО и ремонта транспорта соответственно.

Чистая выручка от реализации услуг представляет собой выручку от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость. Ставка налога на добавленную стоимость составляет 18%.

Рис. 2.1 Алгоритм расчета экономических показателей программы коммерческой деятельности

Расчет входных экономических показателей программы представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Экономические показатели программы коммерческой деятельности ООО «Северавтотранс»

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

3

4

Цена 1 тыс. ткм перевозок, руб.

35,3

36,2

38,3

Объем грузоперевозок, тыс. ткм

766382

783042

528234

Выручка от грузоперевозок, тыс. руб.

27053,3

28346,1

20231,4

Цена 1 тыс.пасс-км перевозок, руб.

84,3

91,1

88,7

Объем пассажироперевозок, тыс.пасс-км

184523

192399

139072

Выручка от пассажироперевозок, тыс.руб.

15555,3

17527,5

12335,7

Цена 1 автомобиле-дн. работы спецавтотранспорта, руб.

153,8

143

138,3

Объем работы спецавтотранспорта, автомобиле-дни

180154

169302

169302

Выручка от работы спецавтотранспорта, тыс.руб.

27707,7

24210,2

23414,5

Цена 1 чел-час работы, руб.

40,7

40,6

42,5

Объем ТО и ремонта, чел-час

227418

228555

274266

Выручка от ТО и ремонта транспортных средств, тыс.руб.

9255,9

9279,3

11656,3

Общая сумма выручки от реализации, тыс.руб.

79572,2

79363,2

67637,8

Налог на добавленную стоимость, тыс.руб.

12138,1

12106,2

10317,6

Чистая выручка от реализации, тыс.руб.

67434,0

67256,9

57320,2


Наиболее доходным вариантом развития ООО «Северавтотранс» в краткосрочном периоде является вариант 1 (активное развитие услуг для предприятий нефтегазового комплекса), менее доходным является вариант 2 (активное развитие услуг широкому спектру потребителей по перевозке), минимальную выручку принесет вариант 3 (развитие услуг по техническому обслуживания транспорта).

Критериями оценки программы коммерческой деятельности служат: прибыль от реализации, чистая прибыль, чистые поступления, чистый доход и индекс доходности.

Прибыль от реализации - совокупный доход предприятия, уменьшенный на величину эксплуатационных затрат с включением в них амортизационных отчислений и обшей суммы налогов, направляемых в бюджетные и внебюджетные фонды.

Чистая прибыль предприятия образуется после уплаты налога на прибыль. Ставка налога на прибыль - 24%.

Чистые поступления представляют собой сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений. Чистый доход учитывает капитальные вложения и представляет собой разницу между чистыми поступлениями и единовременными затратами на приобретение дополнительных основных средств. Капитальные вложения определяются на основе сметной стоимости приобретения в первом и втором варианте - транспортных средств, в третьем варианте - специализированного оборудования.

Индекс доходности характеризует экономическую отдачу вложенных средств и представляет собой отношение суммарных чистых поступлений (прибыли от реализации и амортизационных отчислений) к суммарному объему капитальных вложений.

Расчет экономической эффективности предложенных вариантов развития ООО «Северавтотранс» представлен в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Экономическая эффективность вариантов программы коммерческой деятельности ООО «Северавтотранс»

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Чистая выручка от реализации услуг, тыс.руб.

73552,6

72565,2

65340,3

Эксплуатационные расходы,тыс.руб.

61356,3

61352,4

54744,7

Прибыль от реализации, тыс.руб.

12196,3

11212,9

10595,6

Налог на прибыль организаций, тыс.руб.

2927,1

2691,1

2542,9

Чистая прибыль, тыс.руб.

9269,2

8521,8

8052,7

Амортизационные отчисления, тыс.руб.

7983

8100

8265

Чистые поступления, тыс.руб.

17252,2

16621,8

16317,7

Капитальные вложения, тыс.руб.

1260

2890

384

Чистый доход, тыс.руб.

15992,2

13731,8

15933,7

Индекс доходности, ед.

13,7

5,8

42,5


Наибольшую чистую прибыль принесет первый вариант реализации программы - 9269,2 тыс. руб., второй вариант принесет 8521,8 тыс. руб. прибыли, третий - 8052,7 тыс. руб. Размер чистых поступлений распределиться аналогично. Однако по размеру чистого дохода третий вариант программы уступает первому лишь 58,5 тыс. руб. Величина чистого дохода по варианту 1 составит 15992,2 тыс. руб., по варианту 3 - 15933,7 тыс.руб., по варианту 2 - 13731,8 тыс. руб. Таким образом, несмотря на низкую прибыль третьего варианта, он является высокоэффективным наряду с первым вариантом благодаря низким капиталовложениям. Второй вариант предполагает значительные капиталовложения, поэтому его эффективность сравнительно низкая. Сравнивая варианты по индексу доходности, лучшим является третий вариант благодаря значительно более низким капиталовложениям по сравнению с другими вариантами и прибылью, которая незначительно отличается от остальных вариантов.

Таким образом, на основании показателей экономической эффективности наиболее оптимальным вариантом коммерческой деятельности ООО «Северавтотранс» является развитие новых услуг по техническому обслуживанию автотранспорта. Уже освоенные виды транспортных услуг предполагается оставить на прежнем уровне. Данный вариант развития предполагает приобретение нового оборудования для технического осмотра и ремонта транспортных средств. Предполагаемые капиталовложения при реализации данного варианта программы коммерческой деятельности являются наиболее эффективными, отдача капитальных вложений является максимальной.


Заключение

Основными функциями ООО “Северавтотранс“ являются перевозка грузов, пассажиров, погрузочно-разгрузочные, техническое обслуживание и текущий ремонт автотранспортных средств. В отчетном периоде эффективность транспортных услуг ООО “Северавтотранс“ снизилась. Причиной явился рост затрат, который опережал рост объемов перевозки грузов и пассажиров. В результате этого увеличилась себестоимость перевозок и сократилась рентабельность транспортных услуг. Показатели использования грузоподъемности, пробега и готовности автомобилей свидетельствуют о снижении эффективности использования транспортных средств. Наблюдается также невыполнение производственной программы. План по обновлению автомобильного парка не выполнен по всем видам транспорта. Соответственно план по грузовым перевозкам не выполнен. В отчетном периоде наблюдается наличие внеплановых пассажироперевозок. По спецтехнике наблюдается превышение времени нахождения транспорта в наряде. Трудоемкость ТО и ремонтов увеличилась по сравнению с планом, что свидетельствует об устаревании техники и медленном ее обновлении.

Формулирование перспектив развития ООО “Северавтотранс“ строилось на выборе одной из стратегических альтернатив: концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста или сокращения - посредством анализа сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. В процессе анализа выявлено, что ООО “Северавтотранс“ успешно развивается на рынке, кроме того, наблюдается рост спроса и расширение объемов транспортных услуг ООО “Северавтотранс“, поэтому стратегии сокращения или дифференцированного роста не подходят. Перспективы развития связаны со стратегией концентрированного роста, направленной на развитие транспортных услуг в уже завоеванных географических рамках рынка. Предложены следующие варианты развития предприятия в краткосрочной перспективе: развитие специализированных услуг для нефтегазодобывающего комплекса; развитие транспортных услуг для обширного круга потребителей; развитие новых услуг по ТО и ремонту автотранспортных средств.

Первый вариант развития ООО «Северавтотранс» не предполагает привлечение новых клиентов, акцент делается на развитие видов, объема и качества оказываемых услуг нефтегазодобывающим предприятиям. Второй вариант позволит привлечь дополнительно 1219 клиентов, основная часть которых - это физические лица и мелкие предприятия. Третий вариант предполагает, что основными потребителями при обслуживании грузового транспорта будут предприятия и организации, при обслуживании легкового транспорта - население. Первый вариант отличается небольшим приростом грузо- и пассажироперевозок и значительным приростом объемов работ спецавтотранспорта. Второй вариант отличается большим приростом грузоперевозок и пассажироперевозок, объем работ спецавтотранспорта останется неизменным. Третий вариант программы предполагает резкое увеличение количества ТО и ремонтов.

Наиболее доходным вариантом развития ООО «Северавтотранс» в краткосрочном периоде является вариант 1, минимальную выручку принесет вариант 3. Наибольшую чистую прибыль принесет первый вариант реализации программы. Однако по размеру чистого дохода третий вариант программы уступает первому лишь 58,5 тыс. руб. Величина чистого дохода по варианту 1 составит 15992,2 тыс. руб., по варианту 3 - 15933,7 тыс. руб., по варианту 2 - 13731,8 тыс. руб. Таким образом, несмотря на низкую прибыль третьего варианта, он является высокоэффективным благодаря низким капиталовложениям. Сравнивая варианты по индексу доходности, лучшим выбран третий вариант.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997.

2.  Анализ хозяйственной деятельности. / Под ред. Белобородовой В.А. -М.: Финансы и статистика, 1988. - 420с.

3.  Асаул А.Н. Учет затрат и формирование себестоимости продукции на малых предприятиях // Экономика строительства. - 2000. - № 6. - С. 26-33.

4.  Балтакса П.М., Кливец П.Г. Слагаемые эффективности: Из опыта промышленного предприятия. - М.: Экономика, 1988. -92с.

5.      Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия. // Финансы. - 1993 - №3 - с.40-47.

6.  Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. - М.: изд. стандартов, 1991. -214с.

7.  Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. - М.: Изд.дом «Дашков и Ко», 2001. - 308 с.

8.  Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. - 328 с.

9.      Деловое планирование: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 1997.

10.     Зембатова Б.В. Планирование: простые и сложные истины - М.: Наука, 1990. - 144 с.

11.          Курс экономического анализа. / Под ред. Бокамова Н.И., Шеремета А.Д.. - М.: Финансы и статистика, 1994. -412с.

12.    Маевский В.. Вяткин В.Н, Хриптон Дж., Казак А.ю. Принятие финансовых решений: задачи, ситуации. // Вопросы экономики, 1998, №12, с.152.

13.     Матвеев С. Проводим модернизацию // Экономика и жизнь. - 2001. - Октябрь (№ 42). - С. 16-20.

14.    Мицкевич В. Оптимизация внутренних ресурсов предприятия - основной источник средств // Экономика и жизнь. - 1999. - Май (№22). - С. 9.

15.          Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. -М.: Финансы и статистика, 1990. -144с.

16.     Наумов С., Розанова Т. Внутрифирменное планирование // Журнал для акционеров. - 1994. - №.2. - С. 18-21.

17.    Николаева С.А. Формирование себестоимости в современных условиях // Бухгалтерский учет. - 1997. - № 11. - С. 60-64.

.        Организация, планирование и управление деятельностью промышленного предприятия / Под ред. С.М. Бухало. - Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1989. - 472 с.

.        Планирование в условиях перехода к рынку / Под ред. В.Ф. Беседина, С.Ю. Михайличенко, Б.Я. Панасюка, Н.Л. Федоренко. - Киев: Техника, 1990. - 262 с.

20.    Планирование себестоимости продукции в отраслях народного хозяйства СССР / Под ред. И.И. Ищенко. - Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1980. - 358 с.

.    Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 318 с.

22.          Резников Л. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий. // РЭЖ- 1997- №7.

23.    Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. - Киев: Издательский дом “Максимум”, 2001.

24.    Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 304 с.

25.          Сотникова Л.В. О формировании финансовых результатов. // Бух. учет, 1998-№1

26.     Уткин Е.А. Бизнес-план: Организация и планирование предпринимательской деятельности. - М.: «Тандем», ЭКМОС, 1997. - 259 с.

27.    Шахматов Ф.И. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации // Финансы. - 2000. - № 6. - С. 19-21.

28.          Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий. -М.: Экономика, 1990. -210с.

29.     Экономика и планирование производства: Учебник для техникумов / Под ред. Л.А. Астреина, В.А. Балдесова, В.Н. Дроздова, В.А. Калинина. - М.: Радио и связь, 1990. - 304 с.

30.    Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 288 с.

.        Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 416 с.

.        Экономика фирмы: Учебное пособие / Под ред. О.И. Волкова, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 280 с.

Похожие работы на - Планирование коммерческой деятельности предприятия на примере ООО 'Северавтотранс'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!