Основы микроэкономики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    576,53 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы микроэкономики

План работы:

. Вопрос № 4. Рыночное предложение: понятие, факторы, функции. Закон предложения

. Вопрос № 10. Кардиналистский подход к анализу поведения потребителя

3. Вопрос № 16. Изменение равновесия потребителя: эффекты дохода и замещения

4. Вопрос № 22. Понятие и свойства изоквант. Предельная норма технологического замещения

. Вопрос № 29. Понятие постоянных, переменных и общих издержек. Исчисление и графическая интерпретация

. Вопрос № 34. Анализ поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции. Спрос на товар фирмы «совершенный конкурент». Цена, средняя и предельная выручка фирмы в условиях совершенной конкуренции

7. Задача № 4

8. Задача № 16

9. Список использованной литературы

1. Вопрос № 4. Рыночное предложение: понятие, факторы, функции. Закон предложения

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:


где  - объем предложения i-того товара (i = 1,2,..., k); Li, - характер применяемой в производстве i-того товара технологии; P1, ..., Pk - цены товаров, включая i-тый товар; Ti - налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N -природные условия. Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас товара (Pi), положить неизменными, то от функции (2.4) можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены:

Функция предложения от цены может быть представлена тремя способами:

) табличным

) аналитическим

) графическим.

Факторы рыночного предложения

Цена - основной фактор величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовые) факторы, влияющие на величину предложения. Если один из неценовых факторов в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.

К другим факторам предложения относятся:

. Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

. Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

На рис. 1.1 линия SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты - цены предложения. Как видим, линия предложения в отличие от линии спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда.

Рис.1.1 Линия предложения

Величина предложения - это количество товара и услуг, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени.

Согласно закону предложения, между ценой и величиной предложения существует прямая связь, т.е. величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких.

Если спрос на данный товар повышается, увеличивается, он становится более редким, и его цена повышается. Поэтому его производство становится более выгодным. Величина предложения увеличивается, потому что растущие прибыли будут стимулировать рост производства. Более высокие цены и прибыли будут привлекать в эту отрасль и другие фирмы.

При падении спроса цена на товар снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара, и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.

Изменение в предложении выражается в смещении кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.

Причиной изменения предложения служит изменение одного или более факторов предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

2. Вопрос № 10. Кардиналистский подход к анализу поведения потребителя

Кардиналистская (количественная) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

=F(QA,QB,...,QZ),

где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 2.1, 2.2).

Рис. 2.1. Общая полезность Рис. 2.2. Предельная полезность

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага - это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому, чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 2.3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB дополнительной полезности.

Рис. 2.3. Убывающая предельная полезность

Принцип (закон) убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), сформулировавшего его в 1854 г.

Данный закон заключает в себе два положения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно.

Следует отметить, что закон убывающей предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ.

Чтобы объяснить поведение потребителя, экономисты исходят из следующих предпосылок:

• ограниченности дохода потребителя;

• выбора потребителем тех товаров, которые оцениваются им наиболее высоко;

• увеличения общей полезности при потреблении благ;

• убывания предельной полезности блага.

Как использовать принцип общей и предельной полезности для обоснования поведения потребителя? Мы знаем, что потребитель стремится увеличить общую полезность от потребления благ. Но как он может это сделать, если предельная полезность по мере потребления благ убывает? Допустим, потребляются три блага: А, В, С. Предельная полезность этих благ, выраженная в рублях, составляет соответственно:


При этом суммарная предельная полезность составит:

+ 80 + 45 = 225.

Определим среднюю взвешенную предельную полезность каждого блага (т. е. предельную полезность, приходящуюся на 1 руб., MU/P) и сведем данные в таблицу.


Из таблицы видно, что предельные полезности благ, приходящиеся на рубль затрат, не равны. Это говорит о том, что распределение денежных средств не оптимально, поскольку благо В приносит наибольшую полезность, а благо А - наименьшую. Как в этом случае должен поступить рациональный потребитель? Он увеличит потребление блага В и уменьшит потребление блага А, Уменьшение потребления блага А даст экономию в 10 руб. На эту сумму можно приобрести 2,5 единицы блага 5, что увеличит полезность потребителя: 80x2,5 = 200 руб. От этой суммы необходимо отнять 100 руб. (сократим потребление последней части блага А), и мы получим в итоге рост общей полезности на 100 руб. B00-100 = 100). В результате предельная полезность блага A (MUА) возрастет, а предельная полезность блага В (MUB) снизится.

Перераспределяя свой доход таким образом, потребитель постарается уравнять свои средневзвешенные предельные полезности. При этом он достигает положения равновесия (максимума благосостояния). В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит: максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ.

Наряду с общими принципами потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений потребителя.

Американский экономист X. Лейбенстайн выделяет два вида спроса на товар: функциональный и нефункциональный. Функциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена качествами, присущими самому товару. Нефункциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена какими-то другими факторами, а не присущими ему качествами. Наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена внешними воздействиями на полезность. Имеется в виду, что полезность, извлеченная из данного товара, увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли другие этот товар, или благодаря тому, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами. Лейбенстайн подразделяет этот вид спроса на три

составляющие, которые называет эффектом присоединения к большинству, эффектом сноба и эффектом Веблена.

Под эффектом присоединения к большинству подразумевается та величина, на которую возрастет спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар. Он выражает стремление людей приобрести товар, чтобы не отстать от жизни, чтобы соответствовать по положению тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модными и элегантными или для того, чтобы не быть "белой вороной".

Под эффектом сноба подразумевается та величина, на которую спрос упадет из-за того, что другие тоже потребляют этот товар (или на которую увеличивается потребление этого товара). Он выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, "выделяться из толпы".

Под эффектом Веблена подразумевается явление показательного потребления: потому что товар имеет более высокую, а не более низкую цепу. Данный эффект получил название по имени американского экономиста Т. Веблена, автора известной книги "Теория праздного класса" A899), в которой описано престижное, или демонстративное, потребление, когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление.

3. Вопрос № 16. Изменение равновесия потребителя: эффекты дохода и замещения

Изменение цены некоторого товара оказывает влияние на изменение объема спроса потребителя на этот товар двумя путями. С одной стороны, объем спроса изменяется под влиянием изменения относительной цены данного товара, а с другой - под влиянием изменения реального дохода потребителя. Понимание этого обстоятельства привело экономистов к выводу о целесообразности разделения общего эффекта изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены этого товара на две составные части: эффект замены и эффект дохода.

Рассматривая, каким образом изменение (например, снижение) цены товара оказывает влияние на объем спроса потребителя на этот товар при неизменности цен прочих товаров и доходов потребителя, можно сказать следующее.

Во-первых, снижение цены некоторого товара при постоянстве цен прочих товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара (данный товар дешевеет по отношению ко всем другим товарам). В то же время, хотя номинальные (денежные) цены других товаров остаются неизменными, эти товары становятся дороже относительно данного товара. Разумно предположить, что вследствие этого обстоятельства потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. Или, иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет увеличение объема спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие относительного удешевления данного товара.

Во-вторых, снижение цены какого-либо товара можно рассматривать так же, как повышение реального дохода потребителя. В самом деле, если в первоначальной ситуации (до снижения цены) потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены одного из товаров потребитель способен приобрести этот, бывший ранее оптимальным, набор А, причем в распоряжении потребителя еще останется некоторая сумма денежных средств, которая может быть истрачена на приобретение дополнительных единиц как подешевевшего товара, так и любого другого из множества доступных потребителю товаров. Таким образом, снижение цены некоторого товара вызывает увеличение реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе).

Допустим, цена блага Х снижается с Р1х до Р2х, а цена на благо У остается неизменной. В этом случае происходят 2 процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим благом (Х). Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е в точку Е1 (рис.3.1). Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1.

Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия U1 через Е2. Величина проекции отрезка кривой безразличия ЕЕ2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения (субституции).

Рис.3.1 Эффект дохода для нормальных благ

Эффект замещения - изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде проекции отрезка E2E1 представляет эффект дохода, т.к. связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

Эффект дохода - это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, т.к. происходит расширение потребления нормальных товаров.

Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются.

Товар Гиффена - это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Для нормальных товаров всегда выполняется закон спроса: при снижении цены товара объем спроса на этот товар увеличивается, а при повышении цены - уменьшается.

Для низших благ закон спроса также во многих случаях выполняется. Однако низшие блага могут быть теоретически товарами Гиффена, для которых при снижении цены объем спроса уменьшается, а при повышении цены - увеличивается.

Разложение реакции покупателя при изменении цены блага на эффект замены и эффект дохода позволяет не только обосновать "нормальную" (убывающую) функцию спроса по цене, но и предсказывать возможность "ненормального" поведения потребителя, а именно увеличение им закупок подорожавшего товара, не относящегося к "снобистским". Это имеет место, если при повышении цены на низшие блага эффект дохода превышает эффект замены.

. Вопрос № 22. Понятие и свойства изоквант. Предельная норма технологического замещения

Производственная функция - это функция, описывающая зависимость количества продукта, которое может произвести фирма, от объемов затраченных ресурсов.

В теории производства традиционно используется 2-факторная производственная функция, в которой объем производства является функцией использованных ресурсов труда и капитала:

= f (K, L).

В графической форме производственная функция фирмы может быть представлена группой изоквант. Изокванта представляет собой кривую, которая показывает все сочетания производственных факторов, дающих определенный объем выпуска продукции. Таким образом, каждая изокванта отражает какой-то конкретный объем производства для данной технологии (например, объем выпуска - 1000 единиц продукции). Изокванты схожи по определению с кривыми безразличия. Так же как кривые безразличия отражают альтернативные варианты потребительского выбора продуктов, обеспечивающие определенный уровень полезности, изокванты отражают альтернативные варианты затрат ресурсов для производства определенного объема продукции. И тогда производственная функция фирмы - это карта изоквант с различными уровнями объема производства.

КАРТА ИЗОКВАНТ - это совокупность изоквант, отражающих максимально достижимый выпуск продукции при любом данном наборе факторов производства. Чем дальше расположена изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска. Изокванты могут проходить через любую точку пространства, где находятся два фактора производства. Смысл карты изоквант аналогичен смыслу карты кривых безразличия для потребителей.

Q1; Q2; Q3 - карта изоквант.

Рис.4.1 Карта изоквант

Можно выделить следующие свойства изоквант:

. Чем дальше изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска продукции.

. Нисходящий и вогнутый характер изакванты определяется тем, что при движении по кривой уменьшение потребления капитала (K) требует увеличения потребления труда (L), чтобы не допустить изменения объема производства (Q).

Норма технического замещения - эффективная замена одного фактора производства другим для обеспечения максимального выпуска.

Зона технического замещения - участок кривой изокванты, который характеризует свойство нормы замещения.

Две изокванты пересекаются в двух точках, что говорит о том, что можно производить меньший объем выпуска продукции с большими затратами. В реальности такая ситуация возможна, если рассмотреть пример нерационального производителя, который не смог рассчитать эффективное соотношение факторов производства. Эту ситуацию можно изобразить на графике следующим образом:

Рис.4.2

Изоквант Q 1 пересекается с более высокой изоквантой в двух точках: 1 и 2. И если для второй изокванты комбинации, характеризующиеся этими точками - эффективны и обеспечивают максимальный объем выпуска, то для первой - совсем нет. Эффективность замещения для первой изокванты характеризуется участком, ограниченным точками 3 и 4, то есть, фактически, ее зоной технического замещения. На этом участке первая изокванта параллельна второй. Значит, этот участок соответствует рациональному использованию ресурсов для создания определенного объема выпуска. Рассматривая любые изокванты, следует принимать во внимание только рациональное поведение производителя, то есть графически, это тот участок изокванты, который соответствует ее зоне технического замещения, когда замена одного фактора производства другим дает максимально возможный для этой комбинации ресурсов объем выпуска.

Предельная норма технического замещения (marginal rate of technical substitution, MRTS) - определенное количество одного фактора производства, которое может заменить дополнительная единица другого фактора производства, если величина выпуска останется неизменной.

В данном примере рассматриваются два переменных фактора производства - труд и капитал. Значит, предельной нормой технического замещения (MRTS) капитала трудом будет определенная величина капитальных вложений (К), которую может заменить дополнительная единица труда (L), причем объем выпуска продукции (Q) останется прежним. То есть, например, уменьшение трудовых ресурсов в производстве лимонада, производитель может компенсировать увеличением оборудования, сохранив объем выпуска лимонада на том же уровне. Определение предельной нормы технического замещения капитала трудом (или наоборот) можно выразить в виде формулы:


Величина предельной нормы технического замещения определяет наклон изокванты.

С увеличением затрат труда уменьшаются затраты капитала. Это значит, что уменьшается предельная производительность труда и растет предельная производительность капитала. Эффективность любого фактора производства ограничена. По мере замены капитала трудом (или наоборот) отдача от капитала снижается (и наоборот). Значит, необходимо искать их оптимальную комбинацию.

Когда речь идет о предельной норме технического замещения и о том, что эффективность каждого фактора производства снижается по мере увеличения его использования, мы имеем ввиду следующее:


Предельный продукт одного фактора производства с учетом его доли в производстве определенного объема выпуска должен быть равен предельному продукту другого переменного фактора производства (с учетом его доли в производстве) для определения равновесия производителя.

5. Вопрос № 29. Понятие постоянных, переменных и общих издержек. Исчисление и графическая интерпретация

Для увеличения своей прибыли фирма стремится минимизировать издержки. При выпуске продукции одни издержки фирмы носят постоянный характер, другие - переменный.

Издержки на единицу производимых благ имеют форму средних постоянных издержек, средних переменных издержек и средних общих издержек.

Постоянные издержки (FC - fixed costs ) - издержки, величина которых в коротком периоде не изменяется в зависимости от изменения объема производства. Их иногда называют "накладными расходами" или "безвозвратными издержками". К постоянным издержкам относятся расходы на содержание производственных зданий, закупку оборудования, рентные платежи, процентные выплаты по долгам, жалованье управленческого персонала и т. д. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда фирма ничего не производит.

Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрировано на рис. 5.1. Отложим на оси абсцисс количество выпускаемой продукции (Q), а на оси ординат - издержки (С). Тогда линия постоянных издержек будет представлять собой константу, параллельную оси абсцисс. Она обозначается FC.

Поскольку с увеличением объема производства постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, уменьшаются, то кривая средних постоянных издержек (AFC- average fixed costs) имеет отрицательный наклон (рис. 5.2).

Средние постоянные издержки (AFC) - это общие постоянные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных издержек (FC) на соответствующее количество (объем) выпущенной продукции:

AFC = FC/Q.

Поскольку общие постоянные издержки не изменяются, то при делении их на увеличивающийся объем производства средние постоянные издержки будут падать по мере увеличения количества выпускаемой продукции, ибо фиксированная сумма издержек распределяется на все большее и большее количество единиц продукции. И наоборот, при сокращении объема производства средние постоянные издержки будут расти.

Переменные издержки (VC - variable costs ) - издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства. Если продукция не производится, то они равны нулю. К переменным издержкам относятся расходы на покупку сырьевых ресурсов, топливо, энергию, транспортные услуги, заработную плату рабочим и служащим и т. д. В супермаркетах оплата услуг работников-контролеров входит в переменные издержки, поскольку управляющие могут приспособить объем данных услуг к числу покупателей.

Рис.5.1 Постоянные издержки Рис.5.2 Средние постоянные издержки

Средние постоянные издержки в отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменений в производстве, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. На начальных стадиях производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция. По мере достижения оптимальных объемов выпуска (в точке Q1) темпы роста переменных издержек снижаются. Однако дальнейшее расширение производства приводит к ускорению роста переменных издержек (рис. 5.3).

Средние переменные издержки (AVC - average variable costs) - это общие переменные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на соответствующее количество выпущенной продукции:

AVC = VC / Q.

Рис.5.3 Переменные издержки Рис.5.4. Средние переменные издержки

Общие издержки (ТС - total costs) - совокупные издержки фирмы, равные сумме ее постоянных и переменных издержек, определяются по формуле:

ТС = FC + VC.

Общие издержки увеличиваются по мере увеличения объема производства.

Графически общие издержки изображаются в результате суммирования кривых постоянных и переменных издержек (рис. 5.5).

Средние (общие) издержки (АТС - average total costs) - это общие издержки производства на единицу продукции. (Иногда средние общие издержки АТС в экономической литературе обозначают как АС). Они определяются двумя способами:

а) путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции:

АС (ATC) = TC/Q;

б) путем суммирования средних постоянных издержек и средних переменных издержек:

АС (АТС) = AFC + AVC.

Вначале средние (общие) издержки высокие, поскольку производится небольшой объем продукции, а постоянные издержки большие. По мере увеличения объема производства средние (общие) издержки снижаются и достигают минимума, а затем начинают расти.

Рис.5.5 Общие издержки фирмы

Рис.5.6.Средние общие, средние переменные и средние постоянные издержки

Графически средние издержки изображаются суммированием кривых средних постоянных и средних переменных издержек и имеют U-образную форму (рис. 5.6).

Роль средних издержек в деятельности фирмы определяется тем, что их сравнение с ценой позволяет определить величину прибыли, которая рассчитывается как разность между общей выручкой и общими издержками.

Эта разница служит критерием выбора правильной стратегии и тактики фирмы. Понятий общих и средних издержек бывает недостаточно для анализа поведения фирмы. Поэтому экономисты используют еще один вид издержек - предельные.

Предельные издержки (МС - marginal costs) - это издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема произведенной продукции, т. е. они отражают изменение издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции. Поскольку постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю, т. е. MFC = 0. Поэтому предельные издержки - это всегда предельные переменные издержки, т. е. MVC = МС. Из этого следует, что увеличивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а понижающаяся отдача - наоборот, их увеличивает.

Предельные издержки показывают, какова величина затрат, которые фирма понесет при росте производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, которые она сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае, когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции меньше средних издержек уже произведенных единиц, производство данной следующей единицы понизит средние общие издержки. Если же издержки на следующую дополнительную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство повысит средние общие издержки.

Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки - это та величина, которую фирма может контролировать прямо. Предельные издержки получают как разность между издержками производства п + 1 единиц и издержками производства п единиц продукта.

Поскольку при изменении объема выпуска постоянные издержки FV не меняются, изменение предельных издержек определяется лишь изменением переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, математически предельные издержки можно выразить так:

Рис.5.7 Предельные и средние издержки


где Δ (дельта - греч.) - малое изменение чего-либо;(derivative) -производная, которая в экономике интерпретируется как предельная величина функции.

Первой производной функции переменных издержек по выпуску продукции являются предельные издержки.

Графически предельные издержки изображаются следующим образом (рис. 5.7).

Изложенное относится к короткому периоду.

6. Вопрос № 34. Анализ поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции. Спрос на товар фирмы «совершенный конкурент». Цена, средняя и предельная выручка фирмы в условиях совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция - это модель рыночной структуры. Как и у всякой модели, у нее есть свои допущения. На рынке совершенной конкуренции:

за рубль покупателя конкурирует множество продавцов и производителей одной и той же продукции,

доля каждого из продавцов в совокупном предложении настолько мала, что он не в состоянии повлиять на рыночную цену;

желающих купить этот товар тоже много, и доля каждого из них мала, а значит, не влияет на совокупный спрос;

всем участникам рыночных сделок доступна информация о технологии, ценах и других рыночных условиях;

отсутствуют барьеры для входа в отрасль и выхода из нее: возможно свободное перемещение ресурсов между отраслями.

При перечисленных условиях на рынке установится единая для всех участников сделок цена. Если кто-то попытается реализовать свой товар выше сложившейся цены, то покупатели обратятся к другому продавцу; а продавать по более низкой цене он не будет потому, что он может без затруднений продать по более высокой (единой) цене.

Итак, в условиях совершенной конкуренции на рынке много продавцов и много покупателей. Производители предоставляют однотипную продукцию, у покупателей нет предпочтений в отношении конкретного продавца. Цена на рынке не зависит от поведения отдельного потребителя или одной фирмы. Фирма может легко прийти на рынок и легко уйти с него.

Так как ни отдельные производители, ни отдельные потребители не могут повлиять на уровень цены, то она принимается как постоянная величина, и линия цены на графике будет отображаться прямой горизонтальной линией:

Рис.6.1 Уровень цены

Рассчитаем величину предельного и среднего дохода для фирмы - совершенного конкурента. Так как цена - величина неизменная, то изменение совокупной выручки будет вызвано только изменением объемов выпуска, значит:


то есть на рынке совершенной конкуренции предельная выручка равна цене

MR=P

Тоже самое происходит и со средним доходом фирмы. Так как цена на продукцию не меняется, то весь выпуск фирмы продается по этой цене, и значит:

или AR=P

Это и отразилось на нашем графике (вверху): предельный и средний доход - величины, равные значению постоянного уровня цены:

MR=AR

Конкретный уровень цены товара складывается в результате взаимодействия спроса и предложения в отрасли. Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса. Кривая же индивидуального спроса показывают, какое количество товара намерен купить потребитель при различных ценах на данный товар и при неизменных прочих условиях. Точно так же кривую совокупного предложения (то есть предложения всех фирм в отрасли) можно построить, произведя горизонтальное суммирование кривых предложения всех фирм данной отрасли.

Поскольку, исходя из характеристик совершенной конкуренции, доля каждой фирмы на рынке весьма мала, рыночная цена не зависит от объема продукта, продаваемого отдельной фирмой. Это значит, что линия спроса на продукцию данной фирмы также является прямой при данной цене ( Р) и представляет собой горизонтальную линию. То есть спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен: сколь угодно малое повышение цены вызывает сокращение рыночного объема спроса до нуля, а при любом снижении превысит производственные возможности фирмы. Тогда в простейшем виде равновесие фирмы на конкурентном рынке графически можно представить следующим образом:

Рис.6.2 Равновесие фирмы на конкурентном рынке

Так будут выглядеть графики спроса, предельного и совокупного дохода в условиях совершенной конкуренции. Но на таком графике, совершенно не учитываются издержки фирмы производителя.

Равновесие фирмы - это тот объем выпуска и соответствующий ему размер затрат производства, при которых фирма максимизирует прибыль, она будет действовать максимально эффективно при данных условиях.

Значит, и равновесие фирмы - совершенного конкурента рассматривается в кратко- и долгосрочном периодах.

Ключевым для теории издержек является разделение на постоянные и переменные издержки, а значит, анализ деятельности фирмы в краткосрочном периоде (когда есть постоянные затраты) и в долгосрочном (когда все затраты производителя переменные)

В краткосрочном периоде для производителя условием максимизации прибыли будет являться равенство предельных издержек предельному доходу, то есть MC = MR

Прибыль фирмы увеличивается до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции дает прирост прибыли, то есть пока величина предельного дохода (MR) превышает уровень предельных затрат на производство (МС). Следовательно, пока сохраняется неравенство MR > МС, фирма будет продолжать наращивать объемы производства, увеличивать выпуск. В ситуации, когда MR < МС, фирме невыгодно увеличение объемов производства, ей необходимо, наоборот, при данных условиях уменьшить выпуск. При равенстве предельного дохода предельным затратам фирма при данных условиях достигает максимальной прибыли, и увеличивать или уменьшать выпуск ей невыгодно.

Так как предельный доход фирмы совершенного конкурента равен цене, тогда для фирмы - совершенного конкурента существуют следующие условия для эффективного объема выпуска продукции:

. МС<Р - производство можно увеличивать, наращивание выпуска будет эффективным для производителя;

. МС = Р - эта точка характеризует максимальную величину выпуска продукции для данной фирмы;

. МОР - производство продукции убыточно для фирмы (убывающая отдача от масштаба), его необходимо сокращать.

Линия, показывающая предлагаемые фирмой количество продукции для каждого уровня цены. называется кривой предложения фирмы.

Кривой предложения фирмы является часть кривой ее предельных издержек выше значения средних переменных издержек.

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде зависит от следующих факторов:

количество фирм в отрасли

размера фирм

В условиях совершенной конкуренции для обеспечения долгосрочного равновесия фирмы необходимо:

)фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или уменьшению производства

)фирма должна быть удовлетворена объемом используемых мощностей и постоянных затрат, которые обеспечат ей минимальные средние общие и долгосрочные средние общие издержки.

)не должно быть побудительных мотивов к вхождению новых фирм в отрасль или выходу из нее, т.е. необходимо отсутствие экономической прибыли, равенство средних общих и долгосрочных средних общих в цене.

Предложения совершенно конкурентной отрасли в краткосрочном периоде представляет собой объем совокупного выпуска всеми фирмами. Кривая краткосрочного рыночного предложения совершенно конкурентной отрасли является суммой краткосрочных кривых предложения отдельных фирм.

Положение долгосрочной кривой предложения отрасли будет зависеть от того, в какой степени изменение объема производства отрасли повлияет на цены факторов производства, используемых отраслью. В зависимости от характера этого влияния различают отрасли с постоянными, растущими и снижающимися издержками.

Если увеличившийся спрос на продукцию не повлек за собой увеличения цены на ресурсы, то новое долгосрочное равновесие отрасли будет установлено при цене Р и объеме Q.

Кривая предложения отрасли - горизонтальная линия. Это отрасль с постоянными издержками. для нее характерно: цены неизменны при изменении предложения, цена равна долгосрочным средним издержкам.

Рациональное распределение ресурсов достигается когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального набора благ по количеству и структуре. Наиболее эффективное распределение ресурсов достигается тогда, когда предельные издержки производства будут равны рыночной цене, т.к. ценность последней единицы продукции для покупателя будет равна ценности необходимый для ее производства ресурсов. Эффективное использование ресурсов достигается тогда. когда производство благ осуществляется при наименьших издержках. Это означает, что в качестве показателей эффективности используемых ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек. т.е. на совершенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом MC=P. а в условиях долгосрочного равновесия P=LMC+LATC, т.е. совершенно конкурентный рынок является эффективным. т.к.действующие на него рыночные силы обеспечивают распределение ресурсов и принуждают фирмы к рациональному их использованию.

. Задача № 4.

Зависимость объема спроса (Qd) от цены товара (P) в отрасли представлена в таблице 4.

Таблица 4.1 - Исходные данные

Р, руб.

Q, шт.

TR, руб.

MR, шт.

6

7



7

6



8

5



9

4



10

3



11

2



12

1



13

0




Рассчитайте общую выручку (TR) и предельную выручку (MR) для каждого уровня цен и занесите данные в таблицу.

В данной отрасли производство и сбыт монополизирован фирмой, общие издержки (ТС) которой при различных объемах производства представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 - Исходные данные

Q ,шт.

ТС (руб)

VC

ATC

AVC

MC

0

12





1

14





2

18





3

24





4

32





5

42





6

54






Рассчитайте переменные издержки фирмы (VC), средние общие (АТС), средние переменные (AVC) и предельные издержки (МС) фирмы при каждом объеме производства. Занесите данные в таблицу.

Изобразите на графике линии спроса, предельной выручки, средних общих издержек, предельных издержек.

Определите для фирмы монополиста оптимальный объем производства и дайте обоснование своему решению. Какая при этом установиться цена на рынке? Каким будет объем полученной фирмой прибыли?

Укажите на графике оптимальный для фирмы монополиста объем производства, цену, которая установится при этом на рынке. Представьте на графике общие издержки и прибыль фирмы монополиста при оптимальном объеме производства.

Решение.

Под общей выручкой фирмы (TR) понимается полная сумма выручки от реализации всех Q, произведенных единиц товара: TR = РQ, где P - цена реализации.

Предельная выручка (MR) - это приращение общей выручки, соответствующее приращению количества выпускаемой фирмой продукции на одну единицу. Пусть при увеличении выпуска фирмы на DQ единиц товара общая выручка увеличится на DTR денежных единиц, тогда:

MR = DTR/DQ= P2Q2 - P1Q1.

DQ=Q2-Q1

Таблица 4.2

Р, руб.

Q, шт.

TR, руб.

MR, шт.

6

42

0

7

6

42

2

8

5

40

4

9

4

36

6

10

3

30

8

11

2

22

10

12

1

12

12

13

0

0

0


При нулевом выпуске продукции переменные затраты отсутствуют и, следовательно, общие затраты равны постоянным.

VC=ТС- FC.

Средние (общие) издержки - это общие издержки производства на единицу продукции:

АTС = TC/Q.

Предельные издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема произведенной продукции, т. е. они отражают изменение издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции.

МС = DТС/DQ

Средние переменные издержки - это общие переменные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на соответствующее количество выпущенной продукции:

AVC = VC / Q.

Таблица 5.2

Q ,шт.

ТС (руб)

VC

ATC

AVC

MC

0

12

0

0

0

0

1

14

2

14

2

2

2

18

6

9

3

4

3

24

12

8

4

6

4

20

8

5

8

5

42

30

8,4

6

10

6

54

42

9

7

12



Оптимальный объем производства находится на пересечении кривых МС и MR (т. С). (при MC = MR оптимальный объем выпуска). Для того, чтобы определить цену, по которой монополист будет продавать свою продукцию, необходимо из точки С поднять перпендикуляр на кривую спроса до точки А. Проекция А на ось Y дает монопольную цену (Рм).

Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке С. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АТСм ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АТСм ) х QM. В нашем случае прибыль равна (9,5-8)/3,5=5,25 руб.

. Задача № 16.

Спрос на землю описывается функцией Qd=1000-50R,

Где Qd- объем спроса на землю в гектарах,

R- рентные платежи за землю в тысячах рублей за гектар.

Площадь всех доступных участков земли составляет 700 га.

Определите равновесную рентную плату за гектар земли и цену 1 га земли, если известно, что ставка процента равна 12% годовых.

Решение.

Равновесную рентную плату определим из условия: 1000 - 50R = 700, откуда R = 6.

Цену одного гектара земли найдем по известной нам формуле.

Цена земли = Рента/ Ставка банковского процента = 6/0,12 = 50 тыс.рублей.

Ответ : Равновесная рентная плата за гектар земли =6.

Цена 1 га земли = 50 тыс.рублей.

рыночное предложение совершенная конкуренция издержка

9. Список использованной литературы

1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.- 416 с.

2.      Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2007.- 576 с.

.        Микроэкономика: практический подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2006.-672 с.

.        Маховикова Г.А. Микроэкономика. М.: Эксмо, 2009. - 224 с.

.        Микроэкономика. Курс интенсивной подготовки. Под ред. И.В. Новикова, Ю.М. Ясимского. Мн.: ТетраСистемс, 2009. - 272 с.

6. Сборник задач по экономике: Учебное пособие /Отв. ред. Ю.Е. Власьевич. М.: Издательство БЕК,1996.

7.      Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика.- Киров, ТОО Издательство «АСА»,1997.

8. Сборник задач по микроэкономике. К "Курсу микроэкономики" Р. М. Нуреева / Гл. ред. д. э. н., проф. Р. М. Нуреев. - М.: Норма, 2005. - 432 с.

Похожие работы на - Основы микроэкономики

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!