Проведение государственного земельного контроля и охраны земель на примере Новосибирской области
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Обзор нормативно-правового обеспечения государственного
контроля (надзора) и охраны земель
.1 Конституция Российской Федерации
1.2 Земельный кодекс Российской Федерации
.3 Гражданский кодекс Российской Федерации 1.4 Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях
1.5 Постановление Правительства Российской Федерации от
01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и
картографии»
1.6 Постановление
Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном
земельном контроле»
<https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_documents?documentId=147753>
.7 Постановление
Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил
подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами
муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
.8 Приказ Министерства
экономического развития Российской Федерации от 30.06.2011 № 318 «Об
утверждении административного регламента Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении
государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей»
.9 Приказ генеральной прокуратуры
РФ от 27.03.2009 № 93 «о реализации федерального закона от 26.12.2008 № 294-фз
«о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
. Государственный контроль
(надзор) и охрана земель на примере Новосибирской области
2.1 Охрана земель
2.2 Виды земельного контроля и их краткая характеристика
.3 Порядок осуществления государственного земельного
контроля (надзора)
.4 Особенности государственного земельного контроля
(надзора) и охраны земель в Новосибирской области
.5 Взаимодействие органа государственного земельного
контроля (надзора) при осуществлении своих функций с другими органами
государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок и формы
такого взаимодействия
.6 Анализ и оценка эффективности государственного
земельного контроля(надзора) на территории Новосибирской области
3. Вопросы экономики
.1 Налогообложение земельных участков Российской Федерации
.1 Организация пожарной безопасности на предприятии
.2 Управление и организация охраны труда на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложение А (рекомендуемое). Направления государственного
земельного контроля (надзора), осуществляемого Росреестром
Приложение Б (рекомендуемое). Виды земельного контроля
(надзора)
Приложение В (рекомендуемое). Перечень нормативно правовых
актов, применяемых при осуществлении государственного земельного контроля
Приложение Г (рекомендуемое). Последовательность
административных процедур при исполнении федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению
государственного земельного контроля
ВВЕДЕНИЕ
государственный земельный контроль надзор
Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является
и в охране окружающей среды, да и в землеустройстве и кадастре недвижимости
одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания
человека с использованием одного из ценнейших даров природы - почвы, ее
плодородия.
Земля - универсальный природный ресурс, так как используется во всех
отраслях хозяйства. Кроме того, земля - это «арена» жизни людей и место
размещения всей наземной природы нашей планеты. Поэтому по своему значению она
может рассматриваться как:
Территория жизни людей, размещения их хозяйства и систем расселения. В
этом качестве она исчерпаема, т.к. имеет конечные (ограниченные сушей) размеры
и невозобновима.
Средство производства в сельском, лесном, промысловом хозяйствах. В этом
качестве земля возобновима, т.к. может сохранять и даже увеличивать (при
рациональном хозяйстве) свою продуктивность, но и исчерпаема и невозобновима,
т.к. её плодородие может быть разрушено неумерной эксплуатацией.
Место размещения природных ландшафтов, массивов нетронутой природы,
популяцией диких животных и растений. В этом качестве земля исчерпаема, т.к. её
слабо освоенные пространства под влиянием человека сокращаются и невозобновима,
поскольку ей дикая природа может быть разрушена человеком, и утратить свою
способность к самосохранению и саморазвитию.
Поэтому разумное сочетание разных видов землепользования - одна из
главных проблем рационализации этой сферы природопользования и сохранения
земель как возобновимого ресурса.
Россия относится к числу стран с высокой землеобеспеченностью: как самое
большое по площади государство мира (17,1 млн. кв. км.) со слабым заселением
(8,7 чел./кв. км.) она по обеспеченности землёй - более 10 га/чел. - уступает
лишь самым слабозаселённым странам - Австралии и Канаде. Она располагает самым
крупным в мире массивом продуктивных земель. В их числе лесные земли, третьим
по величине массивом пахотных и кормовых угодий, более 10 млн. кв. км пригодны
для организации охотничьего промысла.
С переходом к рыночной экономике произошло коренное изменение форм и
методов государственного регулирования использования и охраны земельных
ресурсов, их содержания и соотношения.
Получили широкое применение экономические методы воздействия и в сфере
земельных отношений, где раньше безраздельно господствовали административные
методы. Вместе с тем в условиях рыночной экономики и отмены государственной
монополии на землю говорить о преимущественно экономических методах
государственного регулирования данной сферы отношений и, тем более, о замене
административных методов экономическими не приходится. В силу специфики
регулируемых отношений здесь, несмотря на широкое применение экономических
методов, в том числе платы за землю, экономического стимулирования рационального
использования земель, существенную роль играют административные методы.
В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию земельных
платежей, которое предполагает установление зависимости между размерами
уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в
его использовании и обременений правами иных лиц, расчет ставок земельного
налога в городах с учетом возможных направлений градостроительного
использования городских земель, выравнивание ставок земельного налога и арендной
платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель,
ужесточение контроля за сбором земельных платежей и их перечислением в
соответствующие уровни бюджетов, завершение инвентаризации земель, проведение
их оценки, учета и государственной регистрации, существенное сокращение льгот
по земельному налогу. Следует отметить, что вышеперечисленные требования,
косвенно влияют на охрану земель и земельный контроль.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
изучить нормативно-правовое обеспечение контроля и охраны земель;
рассмотреть порядок государственного контроля(надзора) и охраны земель на
примере Новосибирской области;
рассмотреть особенности государственного земельного контроля (надзора) и
охраны земель в Новосибирской области;
привести анализ и оценку эффективности государственного земельного
контроля (надзора).
1. ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТОРОЛЯ И ОХРАНЫ
ЗЕМЕЛЬ
.1 Конституция Российской Федерации
Статья 9 Конституции Российской Федерации гласит следующее.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и
их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными
ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального
закона [1].
1.2 Земельный кодекс Российской Федерации
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК
РФ) земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими
сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства
в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и
иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель,
других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации,
загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям
хозяйственной деятельности.
Согласно статье 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных
участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков
обязаны проводить мероприятия по:
защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и
потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других
негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация
земель;
защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и
кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции
растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных,
болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред
деревьям, кустарникам и иным растениям);
ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и
захламления земель;
сохранению достигнутого уровня мелиорации;
рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв,
своевременному вовлечению земель в оборот;
сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ,
связанных с нарушением земель.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные
программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по
охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и
других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по
охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных
законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и
повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия
предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным
требованиям.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ
и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и
используется для улучшения малопродуктивных земель.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей
среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно
допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других
загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам
проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв
и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из
оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера,
отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в
сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных
(вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться
экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке,
установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и
сборах.
На основании статьи 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному и
химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции,
соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат
ограничению в использовании, исключению их из категории земель
сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их
консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация
сельскохозяйственной продукции.
Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому
загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях
жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и
культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях
мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской
Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и
химического воздействия.
Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и
химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их
использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью
возмещают убытки в соответствии с положениями статьи 57 ЗК РФ, а также
компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и
химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для
использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных
участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли
запаса для консервации.
Также в Земельном кодексе РФ освещены вопросы государственного,
муниципального, производственного и общественного земельного контроля, которые
будут более подробно рассмотрены во второй главе дипломной работы [2].
1.3 Гражданский кодекс Российской Федерации
Согласно статье 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право
собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах
этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на
нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему
усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное
не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства,
иными законами и не нарушает прав других лиц.
Исходя
из статьи 262 ГК РФ «Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный
участок <#"558459.files/image001.gif">