Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность
«Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: Экономическая теория
На
тему: Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики
ВВЕДЕНИЕ
К концу 1990-х годов экономика РФ находилась в
крайне неблагоприятных условиях. На протяжении ряда предшествующих лет
наблюдался бюджетный дефицит, спад производства, рост внутреннего и внешнего
долга, снижение реальных доходов населения, рост инфляции и безработицы,
нарастали как задолженность налогоплательщиков в бюджетную систему, так и кредиторская
задолженность бюджетов всех уровней.
После кризиса 1998 года резко упали доходы
бюджета, девальвация рубля привела к тому, что выплаты по погашению и
обслуживанию внешнего долга оказались сопоставимыми с доходами федерального
бюджета, а объем государственного долга достиг критического значения. При этом
Правительство РФ было лишено возможности заимствований, как на внутреннем, так
и на внешнем рынке, международные кредитные рейтинги Российской Федерации были
резко снижены всеми ведущими рейтинговыми агентствами.
В таких кризисных условиях от Правительства РФ
требовалась крайне осторожная и взвешенная экономическая политика. Требовались
кардинальные изменения в налоговой системе, новые подходы к расходованию
средств, консервативная политика заимствований наряду с полным и своевременным
погашением долга.
- 2006 гг. были ознаменованы стабилизацией
экономики России, выходом на траекторию устойчивого экономического роста,
подготовкой к проведению ряда глубоких структурных реформ.
Усилия Правительства РФ привели к кардинальным
изменениям в экономике РФ. Качество управления бюджетом значительно выросло,
изменения в налоговой системе привели к более справедливому распределению и
общему снижению налоговой нагрузки, долговая политика позволила значительно сократить
бремя внешнего долга. Огромную роль сыграла экономическая политика в
обеспечении макроэкономической стабильности. В условиях высокого положительного
сальдо торгового баланса был предотвращен всплеск инфляции и стабилизирован
валютный курс.
Успехи экономической политики привели к росту
доверия к финансовой системе, что выразилось в повышении кредитного рейтинга
Российской Федерации и новой волне инвестиционной активности. Все эти факторы в
конечном итоге благоприятно отразились на макроэкономической ситуации и
способствовали значительному увеличению темпов роста.
Реализация стратегических задач
социально-экономического развития, обозначенных в программе
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, предполагает дальнейшее проведение взвешенной экономической
политики.
Цель настоящего работы - осветить развитие
экономики РФ за 1996 -2006 годы и обозначить пути развития на среднесрочную
перспективу.
Работа состоит из двух глав. Первая глава
охватывает аспекты развития экономики и направления экономической политики
России за период 1996 -2006 гг. Вторая глава затрагивает возможные пути
развития экономики России в среднесрочной перспективе.
При подготовке и написании работы использовались
материалы и прогнозы Института экономики переходного периода, Бюро
экономического анализа, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного
прогнозирования, Экономической экспертной группы, Министерства экономического
развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ.
1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД 1996 -2006 ГГ.
.1 Динамика основных
макроэкономических показателей в исследуемый период
макроэкономический стабильность
бюджетный система
Как отмечается в материалах Минэкономразвития
России, показатели динамики основных макроэкономических показателей 2003 -2006
года явились лучшими за все годы экономических реформ в России. Впервые за
исследуемый период физический объем ВВП возрос на 8.3% по сравнению с
предыдущим годом, объем промышленного производства - на 9 процентов.
Улучшился социальный фон осуществления реформ -
возросли реальные доходы и уровень потребления населения, сокращался уровень
безработицы. Происходили качественные изменения в области финансов предприятий.
Значительно выросла прибыль.
В 2003-2006 гг. ежегодный рост государственного
потребления в среднем составлял 1,5% (за предыдущие четыре года - 1,2%), что
существенно ниже темпов роста экономики за этот период (6,8 процентов).
Уменьшение государственного участия в экономике
(доля государственного спроса в производстве добавленной стоимости снизалась с
18,5% в 1996-99гг. до 16,5% в 2003-03 гг.) стимулировало увеличение
потребительского, инвестиционного спроса и экономического роста в целом.
Таблица 1 - Динамика элементов использования
ВВП, среднегодовые темпы прироста, %
|
1996-2002
|
2003-2006
|
ВВП
|
-0,4
|
6,8
|
Потребление
домашних хозяйств
|
-1,6
|
8,4
|
Государственное
потребление
|
1,2
|
1,5
|
Валовое
накопление
|
-19,4
|
22,7
|
Чистый
экспорт
|
47,8
|
-6,8
|
Прямые иностранные инвестиции в 2006 году
составили 6,5 млрд. долл., что на 1,2 млрд. долл. США выше объема инвестиций в
самом благоприятном докризисном году - 1997. Среднегодовой объем прямых
иностранных инвестиций в 2003-2006 гг. составлял 4,3 млрд. долл. США, в
1996-2002гг - 3,8 млрд. долл. США.
Произошло сокращение оттока капитала, который
стал находить эффективное применение в нашей стране. Среднегодовой чистый вывоз
капитала частным сектором в 2003-2006 гг. составил 12,7 млрд. долл. США по
сравнению с 21,1 млрд. долл. США в 1996-99гг. В 2006 году чистый отток частного
капитала составил 2,9 млрд. долл. США.
Наблюдался рост доходов населения. Так, тарифная
ставка первого разряда ЕТС 1 апреля 2003 года увеличивалась четыре раза, и за
период с 2003 по 2006 год выросла в 3,62 раза.
Рост заработной платы работников бюджетной
сферы, стипендий учащейся молодежи, пенсий, пособий других выплат социального
характера обеспечил ускорение темпов роста реальных денежных доходов населения
и уровня жизни.
Среднемесячная заработная плата в реальном
выражении за четыре года увеличилась на 84,4 процента (за 1996-2002 гг. -
сократилась на 25 процентов).
Реальные доходы населения увеличились за четыре
года на 53,2 процента (за 1996-2002 годы сократились на 21,3 %). В феврале 2006
года реальные доходы населения превысили докризисный уровень.
Количество людей, живущих за чертой бедности,
сократилось за 4 года с 41,9 млн. до 24,2 млн. В процентах к общей численности
населения этот показатель снизился с 28,9% до 17% процентов.
Уровень безработицы по методологии МОТ
сократился с 12,6% в 2002 году до 8,4% от экономически активного населения.
Рост уровня жизни населения стимулировал
увеличение потребительских расходов, явившихся вторым (после инвестиций)
фактором роста экономики. Среднегодовой темп роста расходов домашних хозяйств
на конечное потребление составил 8,4% в 2003-03гг. (сокращение на 1,6% в
1996-99 гг.). В структуре ВВП по использованию их доля возросла с 45,1% в 2003
году до 49,3% в 2006 году.
Взвешенная политика в области государственных
заимствований на внутреннем рынке позволила достичь существенного снижения
доходности государственных ценных бумаг - с 32,9% в 2003 году до 8,7% в 2006
году, увеличить дюрацию торгуемого портфеля - с 511 дней до 790 дня. Это
стимулировало развитие сектора корпоративных обязательств, которые получили
индикаторы как по стоимости денег, так и по длине размещаемых инструментов.
Кредиты экономике в структуре активов банков возросли с 30% на начало 2003 года
до 42,5% на начало 2007 года, а их стоимость снизалась с 24,3% в 2003 году до
13,2% в 2006 году.
Началась «дедолларизация» экономики. В 2006 году
населением было продано валюты на 5,5 млрд. больше, чем куплено, тогда как в
предыдущие годы население покупало валюты больше, чем продавало.
Стабильный курс рубля, обеспеченный большими
золотовалютными резервами, динамично развивающаяся экономика, составляют основу
для обеспечения полной конвертируемости национальной валюты.
В последние годы в российской промышленности
отмечается рост производства (начиная с 1990 г. объем производства российских
предприятий неуклонно снижался и только 1995 происходит замена понижающей на
повышающую) (см. рис.1).Наиболее высокие темпы демонстрируют обрабатывающие
секторы промышленности.
Положительное влияние на рост производства
оказала политика сдерживания цен на продукцию и услуги естественных монополий,
валютного курса и ограничения свободного обмена валютной выручки
предприятиями-экспортерами.
Рис. 1 - Динамика производства России к уровню
1990 г., %
В 2006 году рентабельность продукции в целом по
экономике повысилась до 18,9%, активов - до 7,8%
Улучшение финансового состояния предприятий, и
рост платежеспособного спроса явились факторами, стимулирующим повышение доли
фонда накопления в источниках финансирования инвестиций в основной капитал.
Если в 1996 -2002 годах прибыль составляла менее
¼
собственных средств предприятий, используемых на инвестиции, то в 2004 - 2006
годах ее доля повысилась до 50%.
Интенсивный рост инвестиционного спроса стал
одной из отличительных черт развития российской экономики в последние четыре
года. На протяжении последних двух лет наблюдалась устойчивая тенденция
опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП и
выпуском продукции базовых отраслей экономики. Доля инвестиций в основной
капитал в ВВП в 2006 году повысилась до 17,7% против 16,8% в 2005 году.
Развитию этой тенденции благоприятствовало расширение внутреннего спроса за
счет увеличения собственных и привлеченных средств на инвестиционные цели;
замедление темпов роста цен производителей в промышленности и строительстве.
1.2 Сбалансированность бюджета и
бюджетной системы как предпосылка макроэкономической стабильности
Обеспечение сбалансированности федерального
бюджета и бюджетной системы в целом является основной предпосылкой для
поддержания макроэкономической и финансовой стабильности, создания условий для
экономического роста, увеличения количества рабочих мест и повышения доходов
населения, роста инвестиционной активности, выполнения обязательств государства
перед населением.
Рис. 2 - Профицит (+) / Дефицит (-) бюджета
расширенного Правительства, % к ВВП
Начиная с 2003 года, расширенный бюджет
Правительства и федеральный бюджет исполняются с профицитом (см. табл 2;
рис.2).
Федеральный бюджет на 2007 год и в среднесрочной
перспективе также сформирован и будет формироваться с профицитом (таблица 3).
Таблица 2 - Исполнение бюджетов Российской
Федерации, % к ВВП
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Консолидированный
бюджет и внебюджетные фонды
|
Доходы
|
37,3
|
37,1
|
37,0
|
37,3*
|
Расходы
|
34,2
|
33,8
|
36,0
|
36,3*
|
Профицит(+)/дефицит(-)
|
3,1
|
3,2
|
1,1
|
1,0*
|
Федеральный
бюджет
|
Доходы
|
15,5
|
17,6
|
20,3
|
19,4
|
Расходы
|
14,1
|
14,7
|
18,8
|
17,7
|
Профицит(+)/дефицит(-)
|
1,4
|
2,9
|
1,5
|
1,7
|
Территориальные
бюджеты
|
Доходы
|
13,2
|
12,1
|
12,1
|
11,3
|
Расходы
|
12,7
|
12,2
|
12,6
|
11,1
|
Профицит(+)/дефицит(-)
|
0,5
|
-0,1
|
-0,5
|
0,2
|
В то же время общий объем расходных
обязательств, установленных законодательными актами, принятыми в 1990-е годы,
существенно превышает возможности бюджетной системы по их исполнению. В 2006
году в рамках подготовки реформы разграничения полномочий органов власти разных
уровней Минфином России впервые была проведена оценка обязательств, не
обеспеченных источниками финансирования («необеспеченных мандатов»).
Таблица 3 - Основные параметры федерального
бюджета на 2007-2009 годы, % от ВВП
|
2007
|
2008
|
2009
|
|
Закон
о бюджете
|
Фин.план
|
Фин.
план
|
Доходы
(без ЕСН)
|
15,1
|
14,3
|
14,0
|
Налоговые
доходы
|
13,5
|
13,0
|
Неналоговые
доходы
|
1,4
|
1,1
|
0,9
|
Бюджетные
фонды
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
ЕСН
|
2,9
|
2,8
|
2,7
|
Расходы
(без трансферта на выплату пенсий)
|
14,5
|
13,4
|
12,5
|
Обслуживание
долга
|
1,9
|
2,0
|
1,7
|
Внутреннего
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
Внешнего
|
1,5
|
1,5
|
1,2
|
Непроцентные
расходы
|
12,6
|
11,4
|
10,8
|
Перечисления
ЕСН Пенсионному фонду
|
2,9
|
2,8
|
2,7
|
Профицит(+)/Дефицит(-)
|
0,5
|
0,9
|
1,5
|
Общий объем расходных обязательств оценен на
уровне 6,5 трлн. рублей, тогда как суммарные доходы бюджета расширенного
правительства не превышают 4,5 трлн. рублей. «Необеспеченные мандаты»,
оцененные Минфином России на уровне 2 трлн. рублей, либо приостанавливались
ежегодным законом о федеральном бюджете, либо не исполнялись.
1.3 Повышение устойчивости экономики
к изменению внешнеэкономической конъюнктуры
В настоящее время доходная часть российской
бюджетной системы в силу особенностей структуры экономики в значительной
степени зависит от мировых цен на энергоносители. Доля топливной промышленности
в структуре промышленного производства России достигает 20%,
топливно-энергетические ресурсы составляют 55% российского экспорта, около 35%
доходов федерального бюджета формируется за счет платежей, поступающих от
нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности.
Несмотря на предпринимаемые Правительством
Российской Федерации меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая
инерционность не позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в
ближайшие 3-5 лет. Как следствие, основные бюджетные и макроэкономические
параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно
прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего, динамики мировых
цен на нефть.
В настоящее время снижение цен нефти на 1 доллар
приводит к уменьшению доходов бюджетной системы России в среднем на 0,45
процентных пункта ВВП, в том числе федерального бюджета - на 0,35 процентных
пункта ВВП (в условиях 2006 года - на 48 млрд.рублей). При колебаниях мировых
цен на нефть за последние 10 лет от 12 до 27 долларов за баррель, доходы
бюджетной системы могли изменяться в пределах от 32% до 38% ВВП, доходы
федерального бюджета - от 15% до 20% ВВП.
При этом в условиях ухудшения мировой
конъюнктуры на нефть происходит снижение доверия инвесторов к российским
государственным ценным бумагам, что приводит к удорожанию заимствований на
финансовом рынке. Таким образом, в отличие от стран с диверсифицированной экономикой,
для Российской Федерации возможности привлечения заемных средств оказываются
ограниченными именно в те периоды, когда заемные средства могли бы частично
компенсировать сокращение бюджетных доходов.
Исходя из этого, повышение устойчивости
федерального бюджета и бюджетной системы в целом к изменениям
внешнеэкономической конъюнктуры является важнейшей предпосылкой для обеспечения
долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, поддержания высоких темпов
экономического роста и исключения необходимости повышать фискальную нагрузку на
бизнес и население в целях компенсации сокращения доходов федерального бюджета
от резкого падения мировых цен на энергоносители или действия других
неблагоприятных внешних факторов.
С 2005 года в составе федерального бюджета
формируется финансовый резерв. В качестве источника его формирования были
определены остатки средств федерального бюджета, а направления использования -
«смягчение» приходящегося на 2006 год пика погашения внешнего долга Российской
Федерации. По состоянию на 1 января 2006 года объем финансового резерва
составил 230 млрд. рублей, что повысило устойчивость федерального бюджета к
колебаниям мировых цен на нефть и позволило без напряжения пройти пик долговых
выплат 2006 года.
В 2006 году практика формирования финансового
резерва была продолжена. В соответствии с законом о федеральном бюджете в
финансовый резерв были направлены дополнительные доходы бюджета (за исключением
средств социального налога), полученные сверх объема, установленного законом.
Объем финансового резерва на конец 2006 года составил 256 млрд. рублей.
В целом цели, поставленные при создании
финансового резерва, были достигнуты, что позволило, начиная с 2007 года,
перейти к использованию более сложного и потенциально более эффективного инструмента
- Стабилизационного фонда Российской Федерации.
1.4 Факторы ограничения развития
российской экономики
В России катастрофическое положение с износом
основных производственных фондов. Доля основного оборудования в промышленности
в возрасте до 5 лет сократилась по сравнению с 1970 г. в 10 раз и наоборот со
сроком службы свыше 20 лет увеличилась почти в 4 раза. Объем инвестиций в
основной капитал за годы реформ сократился более чем в 4,5 раза, строительных
работ - в 3 раза, в новое производственное строительство - в 6 раз и т.д.
Остановить этот процесс можно только за счет резкого увеличения объема
капитальных вложений в промышленность.
Несмотря на положительную динамику роста
инвестиций, при сложившейся технологической, воспроизводственной и возрастной
структуре основного капитала, они оказываются явно недостаточными для
проведения активной промышленной политики.
Учитывая низкую инвестиционную активность в
прошлом, масштабы инвестиций в основной капитал не соответствуют реальным
потребностям обновления и модернизации производственного аппарата, что
негативно сказывается на эффективности экономики. Проблема переориентации
инвестиций в пользу отраслей, производящих товары и услуги с более высокой
степенью добавленной стоимости, способных обеспечить конкурентоспособность
российской экономики, осталась нерешенной.
Учитывая традиционно высокую концентрацию
доходов внутри экспортоориентированного сектора и отсутствие механизмов
межотраслевого перелива капитала, едва ли можно рассчитывать на кардинальные
изменения в характере воспроизводства основного капитала.
Ситуация в инвестиционной сфере усугубляется
тем, что экономика нуждается не только в увеличении масштабов инвестиций, но и
в определении стратегии привлечения инвестиций в отрасли, которые традиционно испытывают
недостаток конкурентоспособных мощностей. Наиболее чувствительными, оказываются
отрасли, в которых возник дефицит мощностей: нефтеперерабатывающая
промышленность, химический комплекс, черная и цветная металлургия,
машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Отсутствие развитого механизма
перелива капитала и трансформации сбережения в инвестиции является фактором,
ограничивающим темпы экономического Развития.
Россия же, по расчетам МЭФ, находится на 41
месте по развитости подготовки, переподготовки и постоянному технологическому
развитию рабочей силы. В настоящее время решающим фактором развития
конкурентных возможностей экономики является рост научно-технического
потенциала и занятости в нем, прежде всего в частном секторе. Низкая культура организации
труда на российских предприятиях является сильнейшим тормозом развития
конкурентоспособности трудовых ресурсов и экономики в целом.
Трудовые ресурсы в России практически просто не
знают, что такое активная конкурентная борьба на национальном и мировом
рыночном уровне.
Современная "экономика" России
ориентируется по - преимуществу на добычу нерудных и драгоценных ископаемых и
их экспорт. В то же время гражданские производительные силы (промышленность,
строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и др.) не
выводятся на путь современного научно-технического развития при том, что все
предпосылки для этого (природные, финансовые, кадровые и др.) существуют.
Об этом, в частности, свидетельствуют скромные
масштабы и невысокий технологичесский уровень переобучения, а также
практическое отсутствие постоянного развития кадров, (сопряженного с
научно-техническим преобразованием производства. Если НТП есть, особенно на
уровне высоких технологий, то предприниматели, как правило, с огромным
энтузиазмом развивают творческие возможности своей рабочей силы и создают
максимально благоприятные социально-экономические возможности для того, чтобы
вызвать ее ответный производственный энтузиазм, активное участие в развитии
технологии и всех форм (организации производства.
Россия, в которой наука на 95% финансируется
государством, находится по размаху НИОКР на 27 месте в мире. Причем 80% всех
НИИ и около 70%. научно-технических кадров относятся к ВПК, что в относительном
выражении примерно в четыре раза значительнее, чем в развитых странах.
В целом заранее можно сказать, что
производительность труда в России и на отдельных предприятиях и в масштабе
хозяйства значительно ниже аналогичного показателя во всех индустриальных
странах.
Повышение масштабов сбережения в экономике
обострило проблему трансформации накопления. При крайне медленных темпах
реформирования финансового сектора экономики участие банковского капитала в
кредитовании реального сектора продолжает оставаться крайне низким.
Кроме того, на развитие экономики негативное
влияние оказывает значительное повышение цен и тарифов на продукцию и услуги
естественных монополий.
2. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В
СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
.1 Возможные пути обеспечения
экономического роста
Экономическая ситуация в России не является
моделью «полной занятости» ресурсов. В этой связи реалистичным представляется
подход ученых и хозяйственников, которые увязывают выход из экономического
кризиса со стимулированием совокупного спроса и поощрением роста производства
(кейнсианская модель).
Под стимулированием спроса экономисты понимают
меры воздействия на совокупный спрос со стороны государства. Таким образом, в
анализ вовлекается проблема государственного воздействия на макроэкономические
процессы.
Обеспечение экономического роста в условиях
переходной экономики требует создания благоприятной макроэкономической среды
для подъема инвестиционной и инновационной активности. Экономическая политика
должна включать в себя не только монетарную политику, но также инвестиционную,
структурную, промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и прочие
составляющие, необходимые для создания предпосылок экономического роста.
Должны быть предприняты специальные меры по
обеспечению основных потоков оборота капитала: сбережения - производственные
инвестиции - рост продукции - рост заработной платы и прибыли - рост сбережений
и накоплений; амортизационные отчисления - производственные инвестиции.
Специальные меры должны быть предприняты и для восстановления взаимосвязи между
спросом населения и предложением отечественных товаров: восстановление доходов
и сбережений населения, их трансформация в спрос на отечественные товары,
загрузка простаивающих мощностей, рост заработной платы и спроса населения.
Экономическая политика государства должна ориентироваться на реализацию
конкурентных преимуществ российской промышленности. Мировой опыт успешных
структурных изменений в экономике доказывает, что необходима поддержка тех
областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического
роста в масштабах мирового рынка.
Несмотря на колоссальные разрушения, российская
экономика все еще обладает комплексом конкурентных преимуществ. Это, прежде
всего: высокий уровень образования населения; богатые природные ресурсы,
обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;
огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое
разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения; дешевизна рабочей силы
в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации; развитый
научно-промышленный потенциал, наличие серьезных технологических разработок по
ряду направлений современного и новейшего технологических укладов; значительные
масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие наращивать
производство продукции с относительно низкими издержками.
Необходимо использовать данные преимущества,
чтобы повернуть в свою пользу баланс национальных интересов и интересов
транснационального капитала. Одновременно необходимо обеспечить государственную
поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований,
развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации,
создание необходимой информационной инфраструктуры, а также системы защиты
интеллектуальной собственности.
В институциональной области стоит задача
формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы
перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в
производственно-технологические системы современного и новейшего
технологических укладов, концентрацию ресурсов в точках его роста, модернизацию
экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе
распространения новых технологий. Макроэкономическая политика должна обеспечивать
благоприятные условия для производственной деятельности, хороший инвестиционный
и инновационный климат, поддержку конкурентоспособности отечественных
товаропроизводителей. Необходимо преодолеть нормализовать денежное обращение и
оборот капитала в производственной сфере.
На микроуровне необходимо восстановить связь
между производительностью и заработной платой, доходами и производством
потребительских благ, сбережениями и инвестициями, создать условия,
стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности,
направленной на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных
нововведений и освоение современных технологий, изготовление качественных
потребительских и общественных благ, трансформацию доходов в производственные
капиталовложения.
2.2 Прогноз экономического развития
на 2007-2010 гг.
Период 2003-2006 гг. стал наиболее успешным для
России не только за 90-е годы, но и за несколько последних десятилетий. Средние
ежегодные темпы роста составляли 6.2%. По времени это совпало с ускорением
экономической динамики во всем мире, поэтому России не удалось существенно
укрепить свое положение - ее доля в мировом выпуске в 2006 г. составила 2,7%.
Для того, чтобы Россия начала приближаться к
положению, которое она занимала в мире в начале 90-х годов, ее экономика должна
расти как минимум теми же темпами, что и в 2003-2006 гг. В случае, если в
ближайшее десятилетие ежегодный темп роста составит 7%, ее удельный вес в
мировом выпуске может увеличиться с 2.7% в 2004 г. до 3.9% в 2010 г.
В то же время, если ВВП будет расти с темпом 3%
в год, то Россия только закрепит свое нынешнее положение в мировой экономике.
При более низкой динамике удельный вес страны в мировом выпуске будет и дальше
снижаться. Такие выводы следуют из анализа сценарных условий экономической
динамики на ближайшее десятилетие (табл.4).
Таблица 4 - Сценарные условия роста российской
экономики
|
ВВП
России, млрд. долл. в ценах 1996 г.
|
Мировой
выпуск, млрд. долл. в ценах 1996 г.
|
Темп
роста мирового выпуска, %
|
|
I
(средний темп роста 101.5%)
|
II
(средний темп роста 103.0%)
|
III
(средний темп роста 107.0%)
|
|
|
2007
|
1198
|
1252
|
1403
|
46208
|
103.1
|
2008
|
1216
|
1289
|
1502
|
47571
|
103.0
|
2009
|
1234
|
1328
|
1607
|
48939
|
102.9
|
2010
|
1253
|
1368
|
1719
|
50312
|
102.8
|
2011
|
1271
|
1409
|
1840
|
51687
|
102.7
|
2012
|
1291
|
1451
|
1968
|
53065
|
102.7
|
2010
|
1310
|
1495
|
2106
|
54445
|
102.6
|
Доля
России в мировом выпуске в 2010 г. %
|
2.4
|
2.7
|
3.9
|
|
|
Рассматриваются три сценария ежегодных темпов
роста российской экономики: I вариант - 7%, II вариант - 3% и III вариант -
1.5%. Самым тяжелым последствием резкого спада производства в России в 90-х
годах стало падение уровня жизни населения, что отражается динамикой ВВП на
душу населения по паритету покупательной способности
Несмотря на экономический подъем последних лет
разрыв производства на душу населения в России по сравнению с развитыми
странами практически не сократился. Поэтому для заметного повышения уровня
жизни необходимо сохранение устойчиво высоких темпов экономического роста в
России в течение длительного периода.
По оценкам Центра макроэкономического анализа и
краткосрочного прогнозирования в 2007 г. темпы прироста ВВП оцениваются в
5,1-5,3%, оборота розничной торговли - 7,3-7,5%, инвестиций в основной капитал
- 6,5-7,7%. В 2008-2010 гг. динамика ВВП прогнозируется в диапазоне 3,9-5,1%,
инфляция - 6-10% в год.
В предстоящий период определяющее воздействие на
экономику России будут оказывать следующие внешние факторы: улучшение состояния
мировой экономики, стимулирующее спрос на товары российского экспорта и
влияющее на ценовые и финансовые параметры рынков; увеличение процентных ставок
мировых финансовых рынков, что приведет к росту стоимости обслуживания внешнего
долга и отчасти уравновесит фактор повышения суверенного кредитного рейтинга
России; замедление роста курса евро к доллару, а в перспективе - его вероятное
снижение; снижение мировых цен на нефть, что, наряду с ростом импорта, вызовет
уменьшение сальдо российского торгового баланса; диверсификация предложения
энергоносителей, появление на мировых рынках новых поставщиков.
Наиболее важными факторами предложения нефти,
способными оказать сильное воздействие на ее мировой рынок в 2007-2010 гг.,
представляются ввод с 2008 г. нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью 1
млн. баррелей в сутки, позволяющего резко увеличить поставки каспийской нефти в
Европу (Азербайджан - прирост экспорта на 0,3-0,5 млн. баррелей в сутки,
Казахстан - прирост на 0,6 млн. баррелей), а также увеличение поставок иракской
нефти, которые могут возрасти с 1,5-1,9 млн. баррелей в сутки в 2007 г. до 2,9
млн. в 2009 г. В то же время, прирост потребности стран еврозоны в нефти в
2007-2010 гг. оценивается в 0,2-0,3 млн. баррелей в сутки.
В связи с тем, что в ближайшие 4 года этот
разрыв (дефицит) между потреблением и производством нефти в крупнейших
экономиках мира будет нарастать, Россия сможет расширить свое присутствие на
мировом нефтяном рынке. Доля экспорта из России в покрытии нефтяных дисбалансов
может составить от 15% до 17% (2002 г. - 10,2%, 2005 г. - 14,3%). Однако
география спроса на нефть такова, что ожидать значительного прироста экспорта
российской нефти без создания новых возможностей по ее транспортировке
достаточно проблематично.
В прогнозный период чистый приток капитала из-за
рубежа становится важнейшим фактором формирования макроэкономических параметров
развития российской экономики (табл. 5)
<#"558221.files/image003.jpg">
С одной стороны, в условиях опережающего по
сравнению с ВВП роста потребления будет усиливаться роль иностранного капитала
в обеспечении внутренних инвестиций. Уже в 2007 г. его объем достигнет 28-29
млрд. долл. (2005 г. - 21 млрд. долл.), а в 2008-2010 гг. - 24-36 млрд. долл. в
год в зависимости от варианта развития.
Увеличение притока капитала будет обеспечиваться
за счет действия следующих факторов: повышения суверенного кредитного рейтинга
до инвестиционного уровня. Как показывает опыт стран с переходной и
развивающейся экономикой, присвоение инвестиционного рейтинга ведет к
расширению притока зарубежного капитала в 1,5-2 раза в течение примерно двух
лет; ожидаемого роста капитализации российских компаний второго эшелона; расширения
российского фондового рынка, связанного с развитием его инфраструктуры и
увеличением числа используемых инструментов; роста спроса на ссуды со стороны
крупнейших российских сырьевых корпораций и других субъектов рынка.
С другой стороны, уязвимое место развития
российской экономики в 2007-2010 гг. - платежный баланс. Из-за снижения мировых
цен на нефть и расширения импорта торговое сальдо в неблагоприятном варианте
уменьшится против нынешнего уровня на 26 млрд. долл. Это приведет к резкому
сокращению поступления валюты по каналам текущих операций. Отсюда,
сбалансированность валютного рынка и устойчивость обменного курса рубля будут в
решающей мере зависеть от чистого притока капитала из-за рубежа.
Наиболее высокими темпами будут расширяться
прямые иностранные инвестиции в экономику. Ожидается, что их объем достигнет к
2010 г. 8-14 млрд. долл. (1,3-2% ВВП, 7-10% внутренних инвестиций в основной
капитал).
Напротив, привлечение негосударственным сектором
ссуд и займов, вероятно, замедлится. Ожидается, что к 2010 г. объем привлечения
капитала по этому каналу снизится до 13-17 млрд. долл. против 23 млрд. долл. в
2006 г. Приток новых кредитов будут ограничивать как повышение ставок на
мировых финансовых рынках, так и рост накопленной задолженности негосударственного
сектора.
По мере интеграции России в мировую экономику
следует ожидать увеличения экспорта капитала и в абсолютном выражении, и по
отношению к экспорту товаров.
В благоприятном варианте к 2010 г. экспорт
капитала возрастет до 37 млрд. долл. (24% экспорта товаров) против 29 млрд.
долл. в 2006 г. (22%). В неблагоприятном варианте экспорт капитала к концу
прогнозного периода останется примерно на уровне 2006 г. (29 млрд. долл.),
увеличившись лишь по отношению к экспорту товаров (до 24%).
Произойдет замещение нелегальных форм экспорта
капитала (вывоз капитала) легальными - торговыми кредитами и авансами, прямыми
и портфельными инвестициями: вывоз капитала в благоприятном варианте
стабилизируется примерно на уровне 2006 г. (около 20 млрд. долл.). В
неблагоприятном варианте вероятно абсолютное снижение вывоза капитала в связи с
падением экспортной выручки до 16 млрд. долл. к концу прогнозного периода;
легальный экспорт капитала будет возрастать до 13-17 млрд. долл. в 2010 г.
против 10 млрд. долл. в 2006 г. Такой процесс отражает интеграцию российских
компаний в мировые рынки (включая страны СНГ), сопряженную с покупкой
иностранных активов.
Следует ожидать также приостановки процесса
дедолларизации экономики (сокращения наличной валюты и замещения ее рублевыми
активами), который обозначился в 2006 г. и с высокой вероятностью продолжится в
2007 г. В благоприятном варианте ожидается, что дедолларизация продлится в
2007-2008 гг., а с 2009 г. начнется обратный процесс - постепенное увеличение
наличной валюты примерно на 0,5 млрд. долл. в год. В неблагоприятном варианте,
который характеризуется ослаблением рубля, дедолларизация закончится, вероятно,
уже в 2007 г., а с 2008 г. начнется восстановление объема наличной валюты в
российской экономике.
Сложившиеся экономические тренды, ожидаемые
изменения внешних факторов и проблемного поля российской экономики, а также
заявленные политические цели и приоритеты определяют ключевые пункты
экономической "повестки дня" на ближайшие четыре года.
Первый пункт - реализация глобальных
конкурентных преимуществ российской экономики, определяющих потенциал ее
развития в системе мирохозяйственных связей. К таким преимуществам, в
частности, относятся:
энергетический и транзитный потенциал,
позволяющий эффективно встраивать Россию в систему новых связей между США,
Европой и странами АТР;
значительные резервы повышения капитализации
реальных активов, включая производственные фонды, землю, природные ресурсы;
существенный, но пока слабо освоенный
сельскохозяйственный потенциал, прежде всего - в зерновом хозяйстве;
инновационный потенциал, позволяющий развивать
кооперационные связи с высокоразвитыми экономиками. По оценке, полученной на
основе международных сопоставлений, даже при сегодняшних затратах на НИОКР
Россия могла бы иметь на рынке высокотехнологичной продукции долю не менее
1,8-2,0% (2004 г. - 0.3%), на рынке технологий - 0,7-0,8% (2004 г. - 0,1%);
экспортный потенциал российского ОПК и ряда
секторов гражданского машиностроения;
лидирующие экономические позиции России на
постсоветском пространстве.
Второй - изменение и структуризация социальной
среды, преодоление тенденций социальной деградации, создание благоприятных
условий для повышения конкурентоспособности "человеческого капитала":
снижение уровня бедности и, особенно,
преодоление ее застойных форм;
разблокирование вертикальной и территориальной
социальной мобильности;
обеспечение доступности качественных ресурсов
человеческого развития для массовых социальных групп;
формирование более справедливой с точки зрения
общества системы распределения доходов, обеспечивающей социальную поддержку
действий государственной власти.
Третий - повышение стратегической устойчивости
российской экономики в условиях усиливающейся глобальной нестабильности. В
среднесрочной перспективе это, по сути, вопрос о снижении зависимости экономики
от конъюнктуры мировых рынков сырья и мобилизации новых внутренних источников
роста.
Четвертый - преодоление деградации социальной
инфраструктуры.
В последние годы системы социальной инфраструктуры
(ЖКХ, образование, здравоохранение) оказались в ресурсно-институциональной
ловушке, которая обуславливает устойчивость тенденций их деградации. Суть
ловушки состоит в следующем: недостаточность ресурсов ведет к деградации
институтов, это, в свою очередь, снижает эффективность использования ресурсов,
что усиливает недостаточность ресурсов ("ресурсное голодание"), и т.
д.
Преодоление ресурсно-институциональной ловушки
не может быть осуществлено только за счет реформирования социальной
инфраструктуры, без привлечения дополнительных ресурсов. Одновременно с
институциональными преобразованиями необходимо резко (в полтора-два раза)
увеличить финансирование данной сферы, создав условия для повышения
привлекательности рабочих мест и качества услуг.
Пятый - модернизация производственной
инфраструктуры.
Российская экономика подошла к рубежу, когда для
обеспечения ее устойчивого функционирования и инвестиционной привлекательности
необходимы массированные капиталовложения в производственную инфраструктуру:
энергетику, газовую отрасль, транспорт и связь. По оценкам, потребность
отраслей производственной инфраструктуры в инвестициях в 2010-2013 гг.
составляет 85-90 млрд. долл. (в ценах 2009 г.), что в 1,6 раза превосходит
уровень предшествующего четырехлетия. Для того, чтобы обеспечить инвестиционные
потребности производственной инфраструктуры, общий прирост инвестиций в
экономике должен составлять не менее 4,5% в среднем за год.
Одна из центральных проблем, возникающих в этой
связи, - поддержание баланса, с одной стороны, между сдерживанием роста цен
(тарифов) на услуги инфраструктурных монополий, с другой стороны, повышением их
инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности.
Отмеченные факторы определяют следующие
параметры экономического развития страны в 2010-2013 гг. (табл. 6)
<#"558221.files/image004.jpg">
Общие требования к экономическому росту:
повышение реальных доходов населения должно составлять не менее 5-6% в год.
Капиталовложения в социальную инфраструктуру должны увеличиться за четыре года,
как минимум, в 1,4 раза (к 2006-2009 гг.), что соответствует общему росту
инвестиций в экономику на 1,6% ежегодно.
.3 Направления макроэкономической
политики РФ
Обеспечение устойчивого экономического развития
требует создания благоприятной макроэкономической среды для подъема
инвестиционной и инновационной активности. Экономическая политика должна
включать в себя не только монетарную политику, но также инвестиционную, структурную,
промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и прочие составляющие,
необходимые для создания предпосылок экономического роста.
Во многом макроэкономическая политика в
среднесрочной перспективе будет определяться тем набором проблем и рисков, которые
просматриваются в предстоящий период. С высокой вероятностью она будет
ориентирована на решение следующих задач: поддержание высоких темпов
экономического роста на основе расширения внутреннего спроса и повышения
конкурентоспособности российской экономики; обеспечение приемлемого уровня
непроцентных расходов бюджета в условиях проведения налоговой реформы и
снижения мировых цен на нефть; компенсация снижения торгового сальдо за счет
притока капитала при сохранении контроля над динамикой обменного курса и
сбалансированности между денежным спросом и предложением; выход на целевые
параметры инфляции в условиях ускоренного роста административно регулируемых
тарифов.
Макроэкономическая политика должна обеспечить
трансформацию сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного
оборота, стимулирование инновационной активности и структурной перестройки
экономики, ее модернизации на современной технической основ, создание системы
социальных гарантий и социальной защиты.
Должны быть предприняты специальные меры по
обеспечению основных потоков оборота капитала: сбережения - производственные
инвестиции - рост продукции - рост заработной платы и прибыли - рост сбережений
и накоплений; амортизационные отчисления - производственные инвестиции.
Специальные меры должны быть предприняты и для восстановления взаимосвязи между
спросом населения и предложением отечественных товаров: восстановление доходов
и сбережений населения, их трансформация в спрос на отечественные товары,
загрузка простаивающих мощностей, рост заработной платы и спроса населения.
Экономическая политика государства должна ориентироваться на реализацию
конкурентных преимуществ российской промышленности.
Несмотря на колоссальные разрушения, российская
экономика все еще обладает комплексом конкурентных преимуществ. Это, прежде
всего: высокий уровень образования населения; богатые природные ресурсы,
обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;
огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое
разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения; дешевизна рабочей силы
в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации; развитый
научно-промышленный потенциал, наличие серьезных технологических разработок по
ряду направлений современного и новейшего технологических укладов; значительные
масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие наращивать
производство продукции с относительно низкими издержками.
Необходимо использовать данные преимущества,
чтобы повернуть в свою пользу баланс национальных интересов и интересов
транснационального капитала. Одновременно необходимо обеспечить государственную
поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований,
развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации,
создание необходимой информационной инфраструктуры, а также системы защиты
интеллектуальной собственности.
В институциональной области стоит задача
формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы
перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в
производственно-технологические системы современного и новейшего
технологических укладов, концентрацию ресурсов в точках его роста, модернизацию
экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе
распространения новых технологий. Макроэкономическая политика должна
обеспечивать благоприятные условия для производственной деятельности, хороший
инвестиционный и инновационный климат, поддержку конкурентоспособности
отечественных товаропроизводителей. Необходимо преодолеть нормализовать
денежное обращение и оборот капитала в производственной сфере.
На микроуровне необходимо восстановить связь
между производительностью и заработной платой, доходами и производством
потребительских благ, сбережениями и инвестициями, создать условия,
стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности,
направленной на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных
нововведений и освоение современных технологий, изготовление качественных потребительских
и общественных благ, трансформацию доходов в производственные капиталовложения.
Ожидаются следующие изменения параметров
налоговой системы:
в 2007 г. основная ставка по НДС уже снижена до
18% (при сохранении льготной 10-процентной ставки по социально значимым
товарам). При благоприятной конъюнктуре возникнут условия для перехода к единой
16-процентной ставке, ориентировочно, с 2009 г. При неблагоприятной конъюнктуре
до конца прогнозного периода сохранится действующая система ставок;
с 2012 г. начнется реализация реформы ЕСН,
предусмотренной изменениями в Налоговом Кодексе. Согласно законопроекту,
принятому Государственной Думой в первом чтении, базовая ставка по этому налогу
снизится с нынешних 35,6% до 30% и расширится применение налоговой регрессии.
Правительство готовится вынести на весеннюю сессию Думы законопроект,
предусматривающий более глубокое - до 26% - снижение базовой ставки;
поскольку базовая ставка по НДПИ на нефть и
ставка НДПИ на газ устанавливаются в текущих ценах, следует ожидать их
периодической индексации в соответствии с ростом цен;
ожидается переход к рыночным принципам оценки
налогооблагаемых активов, что увеличит поступления в бюджет земельного налога и
налога на имущество.
В части бюджетной политики вероятен отказ от проводимой
в последние годы политики бюджетного профицита, связанной с накоплением части
текущих доходов бюджета на счетах Банка России и чистым погашением
государственного долга.
Налоговая реформа будет сопровождаться снижением
доходов консолидированного бюджета на 3-3,5% ВВП за рассматриваемый период. Это
резко уменьшает возможности проведения прежней политики "бюджетного
профицита", обеспечивающей в 2008-2009 гг. стерилизацию денежной эмиссии,
обусловленной притоком нефтедолларов на российский валютный рынок. В
перспективе бюджетный профицит, вероятно, будет связан лишь с формированием
Стабилизационного фонда. По сумме остальных операций ожидается переход к
умеренному дефициту - в пределах 0,5-0,7% ВВП.
Взаимосвязанными долгосрочными и среднесрочными
целями экономической политики в сфере промышленности и других отраслей
материального производства являются:
создание условий для существенного повышения
темпов роста материального, и в первую очередь промышленного, производства с
перспективой увеличения объема валового внутреннего продукта к 2013 г. как
минимум в два раза, а в среднесрочной перспективе (в 2011 г.) - к повышению
темпов роста ВВП и объемов промышленного производства как минимум до 4,5-5,5 %
в год;
обеспечение значительного повышения конкурентоспособности
промышленности и других отраслей материального производства путем
стимулирования создания отечественной инновационной продукции, роста
технического уровня производства, привлечения инвестиций в промышленность, что
должно за ближайшее десятилетие привести к существенному повышению доли
отечественной инновационной продукции на внутреннем рынке и более, чем
двукратному росту удельного веса готовой продукции в экспорте. Уже в
среднесрочной перспективе (в 2011 г.) доля машинотехнической продукции в экспорте
составит 14% по сравнению с 9,3% в 2009 г.;
уход от топливно-сырьевой ориентации
производства за счет мер в поддержку диверсификации производства, повышения
удельного веса продукции с высокой добавленной стоимостью, проведения
структурных преобразований в отраслях обрабатывающей промышленности и
ускоренного развития высокотехнологичных производств в этих отраслях, повышения
эффективности использования энергетических ресурсов и реформирования
топливно-энергетического комплекса, что должно повысить долю обрабатывающих
отраслей в промышленном производстве до 60-65% за десятилетие, а в
среднесрочной перспективе - довести ее с 49,9% в 2009 г. до 53,5% в 2011 г.
реструктуризация и обеспечение устойчивого
положения и роста угледобывающей и других убыточных отраслей добывающей
промышленности, предполагающая, в частности, завершение ликвидации заведомо
убыточных предприятий угледобывающей промышленности в 2010 г., техническое
перевооружение перспективных предприятий отрасли и внедрение новых технологий
использования водоугольного топлива. Данные мероприятия, согласно задачам,
поставленным в «энергетической стратегии России на 2011-2013 гг. и на
дальнейшую перспективу», позволят в долгосрочной перспективе увеличить долю
угля в топливно-энергетическом балансе страны и обеспечат практически полное
снятие нагрузки по покрытию убытков названных отраслей с федерального бюджета;
разработка прогрессивных национальных
стандартов, гармонизированных с принятыми международными стандартами, с
перспективой, в числе прочего, создания в 2007-2009 гг. нового поколения
государственных эталонов способных обеспечить реализацию критических технологий
и создание новой наукоемкой продукции, а также обеспечение единства измерений,
содержания соответствующей международным нормам эталонной базы России и
международных сличений государственных эталонов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период 2006-2009 гг. стал наиболее успешным для
России не только за 2000-е годы, но и за несколько последних десятилетий.
Экономические успехи в течение последних четырех
лет дали уверенность в том, что российская экономика способна на протяжении
долгого периода расти достаточно высокими темпами.
ВВП за 4 года (2005-2009) вырос почти на треть
(29,9%) в реальном выражении (за предыдущий четырехлетный период - 2000-2004
годы - сократился на 1,5%). Среднегодовой темп роста экономики за последние
четыре года составил 6,8%, что в два раза выше темпов роста развитых стран и на
1,5-2 п.п. - стран с развивающимися и переходными экономиками. Вклад России в
прирост мирового ВВП по текущему курсу увеличился с 2% в 2005 году до 3% в 2009
году, по паритету покупательной способности - с 2,8% до 5 процентов.
В среднесрочной перспективе предполагается
обеспечить темпы прироста ВВП в 5 % в год в среднем на протяжении десяти лет.
Это позволит увеличить объем ВВП на 29-30 % к 2011 г. и на 70-80 % к 2012 г.( в
сравнении с 2009 г.). Среднедушевой объем ВВП увеличится в 2,6- 2,8 раза.
Доходы наименее обеспеченных 40 процентов населения возрастут к 2015 г. в 1,9
раза. Реальные денежные доходы всего населения в 2011-2015 г.г. увеличатся в
1,5 раза.
В предстоящий период определяющее воздействие на
экономику России будут оказывать следующие внешние факторы: улучшение состояния
мировой экономики, стимулирующее спрос на товары российского; увеличение
процентных ставок мировых финансовых рынков, что приведет к росту стоимости
обслуживания внешнего долга и отчасти уравновесит фактор повышения суверенного
кредитного рейтинга России; замедление роста курса евро к доллару, а в
перспективе - его вероятное снижение; снижение мировых цен на нефть, что,
наряду с ростом импорта, вызовет уменьшение сальдо российского торгового
баланса; диверсификация предложения энергоносителей, появление на мировых
рынках новых поставщиков.
Макроэкономическая политика в среднесрочной
перспективе будет ориентирована на решение следующих задач: поддержание высоких
темпов экономического роста на основе расширения внутреннего спроса и повышения
конкурентоспособности российской экономики; обеспечение приемлемого уровня
непроцентных расходов бюджета в условиях проведения налоговой реформы и
снижения мировых цен на нефть; компенсация снижения торгового сальдо за счет
притока капитала при сохранении контроля над динамикой обменного курса и
сбалансированности между денежным спросом и предложением; выход на целевые
параметры инфляции в условиях ускоренного роста административно регулируемых
тарифов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусов
А. Прогноз экономического развития на 2011-2013 годы.
2. Журнал
«Экономика России: ХХI век» № 15- с. 18-29.
. Бюджетная
политика и бюджетная система России: итоги 2006-2009 гг. и задачи на
перспективу. Доклад Минфина. М. Март 2007 г. // Министерство финансов
Российской Федерации www. minfin.ru
. Гайдар
Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической
ситуации в России// Вопросы экономики. №5 2010.- с. 4-18.
. Кудров
В. Современная мировая экономика и Россия// Вопросы экономики -2010.-№3-45-60.
. Кузнецов
Е. Механизмы запуска инновационного роста в России// Вопросы экономики
-2009.-№3-с. 4-25.
. Кузьмин
С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций //
Экономист №1 2009 с.14.
. Мау
В. России еще только предстоит разработать стратегию постиндустриального
прорыва // ИЭПП www. iet. ru.
. О
мерах по обеспечению макроэкономической стабильности в Российской Федерации в
2008 г.// Правительство РФ www.government.gov.ru
<http://www.government.gov.ru>
. Особенности
роста национальной экономики // Информационно-аналитический бюллетень БЭА. №3,
2008. С.36-41.
. Прогноз
Минэкономразвития РФ 2010-2012 гг.// Минэкономразвития www. economy.gov.ru
. Российская
экономика в 2008. Тенденции и перспективы. Годовой отчет Института экономики
переходного периода. М., ИЭПП, 2009.