Диверсификация региональной экономики как условие повышения ее конкурентоспособности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,86 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Диверсификация региональной экономики как условие повышения ее конкурентоспособности

Содержание

Введение

1. Понятие диверсификации

2. Диверсификация в региональной экономике

3.Диверсификация экономики как метод повышения ее конкурентоспособности

Заключение

Список литературы

Введение

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. Одним из способов повышения конкурентоспособности и устойчивости региональной экономики является диверсификация.

Понятие «диверсификация» обозначает в широком смысле расширение сфер деятельности, либо с целью получения большей выгода, либо снижения рисков.

Диверсификация - важная инвестиционная концепция. Она снижает риск инвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность.

Объектом является диверсификация.

Предмет - это диверсификация региональной экономики, как условие повышения ее конкурентоспособности.

Цель - изучить и проанализировать влияние диверсификации региональной экономики на повышение ее конкурентоспособности и устойчивости.

Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

рассмотреть понятие диверсификации и ее виды;

изучить диверсификацию в региональной экономике;

проанализировать диверсификацию экономики, как метод повышения ее конкурентоспособности.

1. Понятие диверсификации

Диверсификация - мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификация - важная инвестиционная концепция. Она снижает риск инвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность.

Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого.

Наряду с этим известна и «наивная диверсификация» - стратегия, применяя которую, инвестор просто инвестирует в ряд различных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков и даже может повысить эти риски.

Диверсификация - распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Такую диверсификацию называют диверсификацией кредитов.

В области банковских операций принцип диверсификации проявляется в распределении ссудного капитала между большим числом клиентов. Иногда банковское законодательство запрещает коммерческим банкам предоставлять одной фирме кредит на сумму, превышающую 10% собственного капитала банка. На принципе диверсификации базируется деятельность инвестиционных компаний и фондов. Расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Типы диверсификации:

. Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т. п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

. Диверсификация рисков - это распределение инвестиций по разным финансовым инструментам.

Диверсификация делится на 2 типа - связанная и несвязанная.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).

Несвязанная (латеральная) диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Связанная диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки, цепочки создания добавленной стоимости). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке), например производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперед по цепочке), например производитель процессоров начинает производить компьютеры.

Горизонтальная - производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом (расширение бренда, пример: расширение бренда Nivea), либо под новым брендом.

2. Диверсификация в региональной экономике

Следует заметить, что вопросы диверсификации экономики региона и повышения на этой основе конкурентоспособности рассматриваются региональными органами власти в качестве приоритетных. В то же время необходима концентрация усилий в направлении их решения.

Любая диверсификация - это сложный, постепенный, долговременный процесс, требующий для своего осуществления немалых вложений различного рода ресурсов. И от того, какой выбирается подход к ее проведению, насколько грамотно в дальнейшем реализуется на практике поставленная задача «перенастройки» экономики, во многом зависит не только текущее положение дел, но и ее состояние в долгосрочной перспективе.

Стратегией диверсификации называют освоение новых товарных рынков, выпуска новых товаров, оказания новых видов услуг. Стратегия диверсификации обычно подразумевает не только внесение разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности региона на новые, не пересекающиеся с уже освоенными сферами хозяйственной деятельности.

Иначе говоря, стратегия диверсификации - система мер, которую используют, чтобы исключить зависимость экономической эффективности от одной товарной группы или одного стратегического направления деятельности.

В отечественной литературе диверсификация экономической деятельности трактуется как расширение ассортимента, изменение вида продукции, выпускаемой предприятием, фирмой, освоение новых видов товаров с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Различают два основных подхода к совершенствованию структуры экономики страны - два пути диверсификации. Первый (горизонтальные меры) предполагает создание устойчивых институтов для функционирования всех экономических агентов, формирование благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание и стимулирование конкуренции на рынках. Второй (вертикальные меры) - проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики и ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. При этом одни группы экономических агентов ставятся в более благоприятные условия по сравнению с другими.

Но каков бы ни был подход и соответствующий ему способ государственного регулирования функционирующей системы национального хозяйства, необходимо помнить, что «диверсификация важна не сама по себе, а как условие создания более конкурентоспособной экономики, в полной мере реагирующей на рыночные сигналы, устойчиво развивающейся без дальнейшего прямого участия государства». Даже «небольшие «помарки» в применении методов активного государственного вмешательства могут подорвать экономику.

Механизмы осуществления диверсификации в среднесрочной и долгосрочной перспективе различаются между собой. В первом случае они способны «оказать заметное стимулирующее воздействие на развитие несырьевых производств» и включают:

• совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты;

• создание системы поддержки экспорта;

• развитие сельскохозяйственного производства;

• поддержку малого и среднего бизнеса.

В долгосрочном периоде - это:

• поддержка венчурного финансирования;

• стимулирование взаимного перетока технологий при производстве продукции гражданского и военного назначения;

• развитие сферы услуг и поддержка ее экспорта;

• развитие информационной инфраструктуры и сферы телекоммуникаций.

Диверсификацию региональной экономики можно рассматривать как расширение сфер экономической деятельности региона с целью повышения его конкурентоспособности, увеличения вклада новых видов производств в социально-экономическое развитие территории и улучшение на этой основе благосостояния населения.

3. Диверсификация экономики как метод повышения ее конкурентоспособности

Диверсификация экономики региона - важнейшее условие повышения ее конкурентоспособности.

Решение стратегических целей развития России (таких, как повышение благосостояния и уменьшение бедности населения) возможно лишь на основе динамичного и устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики.

Динамика основных макроэкономических показателей (табл. 1) свидетельствует о росте экономики страны после дефолта 1998 г.

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели Российской Федерации (в % к предыдущему году)

Показатель

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Валовой внутренний продукт

106,4

110,0

105,1

104,7

107,1

106,4

Промышленное производство

111,0

111,9

104,9

103,7

107,0

106,1

104,1

Инвестиции в основной капитал

105,0

117,4

110,0

102,8

112,5

110,9

110,0


Однако нынешний экономический рост не является результатом собственно системных трансформаций. Он порожден внешней конъюнктурой (высокие цены на топливно-энергетические ресурсы) и господством сырьевого капитала.

Стабильному и долгосрочному экономическому росту препятствует отсутствие эффективных связей между наукой и производством. Добиться поворота к инновационному и высокотехнологическому типу развития пока не удается. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне: темп роста обрабатывающей индустрии ниже индекса ВВП.

Особенностью структуры российской экономики является также небольшая доля продукции предприятий малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте, которая составляет менее 10%. Тогда как в странах Евросоюза - более 50%, а в США - более 70%.

Эти и другие факты свидетельствуют о том, что первоочередной задачей российского государства становится модернизация экономики, включая ее диверсификацию, с целью повышения конкурентных позиций на мировом рынке товаров и услуг, роста статуса страны среди ведущих держав. В настоящее время просто нет другого пути, чем переход к активной структурной политике посредством выбора наиболее приоритетных сфер и определения предпочтительных направлений их дальнейшего развития.

Вопросы повышения конкурентоспособности экономики на основе диверсификации приобретают особую актуальность и на региональном уровне ввиду усиления конкуренции не только между странами, но и между отдельными субъектами РФ.

Диверсификация экономики является главной задачей, стоящей перед Челябинской областью. Весьма высокое место занимает область и в Российской Федерации в целом. Так, на долю материального производства региона в среднем приходится 1,6% совокупного объема промышленной продукции России и 1,1% - агропромышленного комплекса. Внешнеторговый оборот Челябинской области составляет 1% аналогичного общероссийского показателя. диверсификация экономика конкурентоспособность отраслевой

Об экономических успехах региона свидетельствуют такие данные. В период с 2006 по 2010 г. объемы производства промышленной продукции в области выросли более чем в 2,4 раза, сельскохозяйственной продукции - почти в 1,5 раза. Оборот розничной торговли за пять лет увеличился на 94,4%; внешнеторговый оборот - на 165,4%. Промышленность - важнейшая отрасль экономики Челябинской области.

Вместе с тем одной из негативных тенденций является структурная деформация производственного сектора. В период 2006-2010 гг. эта тенденция приобретает все более устойчивый характер. В 2010 г. 66,6% объема промышленной продукции региона было произведено в данной отрасли. На долю предприятий электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, лесной, химической, пищевой промышленности, а также других отраслей пришлось чуть более 30% (табл. 2). Следовательно, можно говорить о «сырьевой» модели экономики Челябинской области.

Таблица 2. Отраслевая структура промышленного производства Челябинской области

Отрасль  Удельный вес отрасли в общем объеме продукции, %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009г.

2010 г.

Промышленность, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе: - электроэнергетика

8,2

8,7

7,8

5,8

7,1

- черная металлургия

58,4

61,1

64

68,3

66,6

- химическая

9,6

6,8

6

6,7

8,6

- машиностроение и металлообработка

4,7

6,0

6,2

5,4

4,0

- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

7,6

8,2

7,1

5,8

7,0

- строительных материалов

0,8

0,7

0,8

0,5

- легкая

0,7

0,7

0,7

0,5

0,3

- пищевая

7,5

5,9

5,7

4,6

5,9

- прочие

2,4

1,8

1,8

2,1

-


Вместе с тем переход производственного сектора региональной экономики к активным преобразованиям сдерживается несоответствием цен на сырье, материалы, энергоносители и готовую продукцию, нехваткой оборотных средств, а также неудовлетворительным состоянием материально-технической базы предприятий. Об этом свидетельствуют и результаты ежегодно проводимого мониторинга промышленности (табл. 3).

Таблица 3. Факторы, сдерживающие развитие промышленного производства в Челябинской области (по оценкам руководителей; в %)

Факторы

2006 г.

2007 г.

2008 г

2009 г.

2010 г.

Высокие цены на сырье и материалы

58

53

57

71

69

Высокие цены на топливо и энергию

31

70

60

71

70

Недостаток оборотных средств

64

63

65

60

59

Высокие налоги

68

75

69

59

58

Прогрессирующая изношенность основных фондов

41

58

65

46

45

Низкая платежеспособность покупателей продукции

44

52

40

34

34


В силу действия указанных факторов в период с 2006 по 2010 г. наблюдался спад объемов реальных инвестиций в промышленность. В целом инвестиционные потоки в основной капитал экономики Челябинской области распределяются неравномерно. Наиболее привлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов по-прежнему остаются: черная металлургия, химическая промышленность, транспорт, связь. Финансовые вложения в сельское хозяйство и социально значимые сферы экономики региона (ЖКХ, здравоохранение, образование, физическая культура), напротив, имеют тенденцию к сокращению.

Высокотехнологичные производства, выпускающие продукцию с большим удельным весом прибавочной стоимости, не являются привлекательными для инвестирования. Так, по данным статистики, в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования в 2010 г. вложено всего 0,03% общего объема инвестиций; в обрабатывающие производства, транспортные средства и оборудование - 0,08%; в машины и оборудование - 0,4%. Средств, направляемых в перерабатывающие производства, явно не достаточно для их модернизации и технического перевооружения и, как следствие, для перехода на инновационный путь развития. Таким образом, инвестиции не выполняют одну из важнейших функций - обеспечение благоприятных структурных изменений в экономике.

Значительным потенциалом устойчивого функционирования обладают также предприятия машиностроения. Машиностроительный комплекс области представляет собой хороший пример взаимопроникновения различных технологий. Его основной специализацией является производство подшипников, оборудования для лесной промышленности, энергетики, металлургии и строительной отрасли, транспорта. Повышению вклада машиностроения в региональную экономику будет способствовать расширение и укрепление связей машиностроительных и металлургических предприятий.

Основным инструментом диверсификации экономики Челябинской области и, как следствие, повышения ее конкурентоспособности является создание в регионе кластерных групп. Проведенная оценка потенциала кластеризации, позволяет сделать вывод о возможности создания следующих кластеров: лесного, металлургии и машиностроения, агропромышленного. Вместе с тем формирование и развитие кластерных систем в регионе - процесс весьма трудоемкий и, безусловно, нацеленный на долгосрочную перспективу.


Рис. 1. Структура малого бизнеса в Челябинской области по состоянию на 1 января 2010 года, %

Для развития на территории региона предприятий малого и среднего бизнеса Правительством Челябинской области проводится активная работа.

Что касается технологических нововведений, то современная ситуация характеризуется низкими темпами инновационного развития, накоплением отставания в техническом уровне малых предприятий.

Роль региональных органов власти должна заключаться в активизации деятельности по поддержке предпринимателей и малых предприятий, функционирование которых направлено на развитие новых, более конкурентоспособных товаров и услуг, внедрение инновационных технологий.

При этом важнейшим инструментом органов государственной власти региона, стимулирующим инновационные процессы и формирование соответствующей инфраструктуры, могут стать институты развития на основе государственно-частного партнерства.

Движение по этим и другим направлениям будет способствовать решению вопросов диверсификации экономики, переходу ее на высокотехнологичную модель развития, а следовательно, и повышению конкурентных позиций региона.

Заключение

Диверсификация - мера разнообразия в совокупности. Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов. Бывает диверсификация производства, рисков, связанная и несвязанная.

Стратегией диверсификации называют освоение новых товарных рынков, выпуска новых товаров, оказания новых видов услуг. Стратегия диверсификации обычно подразумевает не только внесение разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности региона на новые, не пересекающиеся с уже освоенными сферами хозяйственной деятельности.

Диверсификацию региональной экономики можно рассматривать как расширение сфер экономической деятельности региона с целью повышения его конкурентоспособности, увеличения вклада новых видов производств в социально-экономическое развитие территории и улучшение на этой основе благосостояния населения.

Диверсификация экономики региона - важнейшее условие повышения ее конкурентоспособности. Проанализировав экономику Челябинской области можно определить несколько наиболее перспективных направлений диверсификации экономики. Значительным потенциалом обладает сфера промышленности, предприятия машиностроения, предприятия малого и среднего бизнеса, инновационные проекты. Роль региональных органов власти должна заключаться в активизации деятельности по поддержке этих предприятий. Движение по этим и другим направлениям будет способствовать решению вопросов диверсификации экономики, переходу ее на высокотехнологичную модель развития региона.

Список литературы

1.   Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи (сокращенный вариант доклада Минэкономразвития РФ, представленный на заседании Коллегии министерства, октябрь 2006 г.) // Вопросы экономики. 2006. №12. С. 10-21.

2.      Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результат // Экономист. 2009. №9. С. 3-11.

.        Николаев М. Условия инвестиционного воcпроизводства // Экономист. 2009. №1. С. 17-25.

.        Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р.

.        Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2010. 981 c.

.        Реформационный прагматизм как основа модернизации (резюме доклада "К концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 года") // Российский экономический журнал. 2010. №3. С. 26.

.        Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.klerk.ru/slovar/print.php?24153.

Похожие работы на - Диверсификация региональной экономики как условие повышения ее конкурентоспособности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!