Естественные монополии и их реформирование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    320,82 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Естественные монополии и их реформирование

Оглавление

Введение

. Естественные монополии и их реформирование - теоретический аспект

. Роль естественной монополии в экономике России

. Реформирование естественных монополий на примере крупнейших естественных монополистов в России

3.1 Цели реформирования отраслей естественной монополии в России

3.2 Реформирования РАО «ЕЭС России»

3.3 Реформирование ОАО «Газпром»

.4 Реформирование РЖД

.5 Ожидаемые результаты реформирования

.6 Фактические результаты реформирования естественных монополий (на сегодняшний день)

Заключение

Список литературы

введение

Экономическое развитие страны требует надежного функционирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях при минимизации стоимости их услуг. Реструктуризация естественных монополий является основой снижения издержек и самих монополий, и потребителей их услуг, привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения их услуг в период возрастающего спроса на них. Необходимо достижение компромисса экономических интересов между укреплением финансово-хозяйственного положения этих отраслей, необходимым для их надежной работы и удовлетворения платежеспособного спроса на их услуги, и сдерживанием соответствующих компонентов затрат как самих естественных монополий, так и других российских товаропроизводителей.

В настоящее время необходимость реформирования обусловлена как внутренними противоречиями функционирования естественных монополий, так и требованиями новых условий и задач экономического развития. Поэтому процесс <#"558092.files/image001.gif">

Рис. 1 Структура отрасли в 2000 году

Вторая волна реформирования электроэнергетики началась с принятия Правительством Российской Федерации постановления от 11 июля 2001 г. № 526, которое определило основные направления реформирования отрасли: совершенствование рынков электроэнергии и создание инфраструктуры рынков электроэнергии.

Процесс реформирования электроэнергетики предусматривает создание принципиально новой структуры отрасли (рис. 2) (12).

Рис. 2 Целевая структура отрасли

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании - ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") - на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании - ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу - тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 - январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок - "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам (12).

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

3.3 Реформирование ОАО «Газпром»

Реформирование ОАО «Газпром» началось позже других естественных монополий и предусматривает два этапа (11).

На первом этапе реформы (2002-2003 гг.) производились совершенствование структуры управления, корректировка регламентных процедур; внедрена система бюджетирования.

Второй этап реформы начат в 2004 г. Главная задача этапа - оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ, каждое из которых отвечает за отдельный цикл: разведку, добычу, транспортировку, переработку, хранение и сбыт.

Основной подход к совершенствованию внутрикорпоративной структуры заключается в разделении многопрофильных предприятий ОАО "Газпром" и консолидации профильных видов деятельности в специализированных юридических лицах, а также в выделении в отдельные юридические лица сервисных служб и социальной инфраструктуры.

Схема практической реализации такого подхода предполагает использование реорганизации и предусматривает два этапа (рис. 3) (11):

·   обособление видов деятельности и активов - существующие дочерние компании ОАО "Газпром" (компании-"доноры") выделяют соответствующие профильные активы в самостоятельные юридические лица (компании-"буферы");

·   консолидация отдельных видов деятельности и активов - образованные в результате выделения компании-"буферы" консолидируются по соответствующим профилям деятельности путем проведения реорганизации в форме присоединения (из компаний-"буферов" одна выбирается в качестве "основной" и все остальные компании-"буферы" присоединяются к ней).

Работу по использованию предлагаемой схемы при создании новых юридических лиц в рамках совершенствования внутрикорпоративной структуры управления предполагается начать с создания наиболее крупных и значимых для ОАО "Газпром" специализированных компаний: ООО "Газпром-ПХГ", ООО "Газпромпереработка", ООО

"Газпромсеверподземремонт", ООО "Газпромюгподземремонт" и ООО "Газпромтрансгаз-Кубань".

 

Рис. 3 Реформирование ОАО «Газпром»

Реализация вышеуказанной схемы также обеспечит доведение доли ОАО "Газпром" в ООО "Газпромтранс" до 100% (в настоящее время помимо головной компании долями в ООО "Газпромтранс" владеют дочерние общества ОАО "Газпром").

Каждая из дочерних организаций будет специализироваться на выполнении узкого круга профильных функций, что позволит избежать распыления финансовых и человеческих ресурсов на смежные, непрофильные виды деятельности. Результатом второго этапа реформы должны стать более высокая прозрачность финансовых потоков, сокращение непрофильных расходов, повышение эффективности управления дочерними обществами.

В дальнейшем предусматривается создание с использованием предложенной схемы других специализированных компаний, консолидирующих отдельные виды сервисной деятельности в ОАО "Газпром" (например, службы заказчика, газозаправочная деятельность и т.д.) (11).

.4 Реформирование РЖД

Специфика железнодорожного транспорта определяет ряд исходных требований к реформированию отрасли. Прежде всего, оно должно осуществляться при безусловном сохранении целостности естественно монопольной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Это диктуется как требованиями неразрывности единого экономического пространства страны, так и соображениями национальной безопасности. На всех этапах создания и функционирования РЖД роль государства в обеспечении сохранности и увеличении активов, а также в эффективном управлении рисками, неизбежно возникающими в процессе реформирования, останется ведущей. В новой корпоративной структуре должны рационально сочетаться рыночные механизмы саморегулирования и государственного контроля, для чего необходимо принятие соответствующих законодательных мер. Наконец, трансформацию такой сложной системы, как железнодорожный транспорт, нужно осуществлять постепенно и поэтапно при обеспечении стабильности, надежности и безопасности функционирования железных дорог.

Разработанная реформа предполагает три этапа. При этом на каждом из них сохраняются неизменными элементы системы, не затрагиваемые "этапными" преобразованиями, чтобы в ходе реформы можно было обеспечить управляемость отрасли, безопасность и бесперебойность перевозок.

На первом этапе структурной реформы железнодорожного транспорта было создано открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации.

В результате чего функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Второй этап реформы (2003-2006 гг.). В течение 2004-2005 года советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники; производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики; капитального строительства и проектно-изыскательских работ; ремонта грузовых вагонов; научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ; контейнерных грузовых перевозок; перевозок грузов изотермическим подвижным составом; пригородных пассажирских перевозок.

Одной из задач второго этапа проведения реформы являлось создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающие недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта и введенный в действие универсальный Прейскурант 10-01 способствовали развитию конкуренции на рынке грузовых перевозок.

Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы перешли в конкурентный сектор, и их доставка осуществляется независимыми от ОАО "РЖД" компаниями-операторами подвижного состава. Из года в год число таких компаний, равно как и количество вагонов и локомотивов, которые находятся в собственности операторов-частников, увеличивается. К концу второго этапа эти компании владели примерно 1/3 всего вагонного парка страны, ими перевозилось порядка 1/4 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель превысил 50%.

В целях обеспечения финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли и завершения разделения бухгалтерского учета по видам деятельности в декабре 2004 года принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Начиная с годовой отчетности за 2004 год ОАО "РЖД" предоставляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.

Третий этап структурной реформы железнодорожного транспорта до 2010 года, который одобрила правительственная комиссия, предполагает создание на базе нынешнего железнодорожного монополиста ОАО «РЖД» двух грузовых компаний, а также федеральной пассажирской компании. Вся инфраструктура - железнодорожные линии, мосты, тоннели, энергетика, связь, диспетчерское руководство - останется в собственности ОАО «РЖД». Оно же обещает обеспечить равный доступ "к рельсам и проводам" всех перевозчиков. Одновременно планируется постепенно выделить из материнской компании дочерние, которые займутся пригородными перевозками и пассажирскими перевозками дальнего следования, ремонтом технических средств и производством запасных частей, транзитными и рефрижераторными перевозками. А на право перевозки пассажиров в пригородном сообщении будут продавать лицензии (13).

.5 Ожидаемые результаты реформирования

РАО «ЕЭС России». Согласно Основным параметрам прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов (10), реформа РАО «ЕЭС России» должна принести ощутимые изменения в плане производства, потребления электроэнергии и привлечения инвестиций (таблица 1).

Таблица 1 - Ожидаемые результаты реформирования РАО «ЕЭС России»

Показатели

2007 г.

2015 г.

2020 г.

2030 г.

1

2

3

4

5

1003

1259

1408

1704

Средний темп прироста потребления электроэнергии, %

2,3

2,8

2,3

2,0

Производство электроэнергии, млрд. кВт-ч

1021,5

1289

1448

1754

Доля АЭС в общем объеме производства электроэнергии, %

15,6

-

20,7

23,9

Доля ГЭС в общем объеме производства электроэнергии, %

17,4

-

14,2

13,4

Ввод энергетических мощностей, млн. кВт-ч

1,4

79

38

-

Объем привлеченных инвестиций, трлн. руб.

0,5

11,3

5,8

-

Снижение электроемкости производства, %

-

-

5-6

-

Потребление электроэнергии населением, кВт-ч/мес. в расчете на 1 человека

39

-

75-80

-

Экспорт электроэнергии, млрд. кВт-ч

18,5

30

40

50


Кроме того, по мнению разработчиков, реформа РАО «ЕЭС России» должна привести к следующим результатам:

·   полная либерализация оптового рынка электроэнергии к 2011 году;

·   устранение перекрестного субсидирования между территориями и группами потребителей электроэнергии. Предполагается, что средняя цена на электроэнергию повысится за 2012-2015 годы примерно на 40-50%, за 2016-2020 годы - на 25-27% и составит в 2020 году 0,15-0,16 долларов США за кВт. Рост тарифов на электроэнергию для населения в связи с ликвидацией перекрестного субсидирования будет превышать рост среднего тарифа на электроэнергию и за 2012-2015 годы составит 1,9-2,2 раза, за 2016-2020 годы - около 1,4 раза. Рост тарифов на теплоэнергию прогнозируется более высокими темпами, чем рост цен на электроэнергию (3);

·    переход с 2010 года к установлению долгосрочных тарифов (не менее 5 лет) методом доходности инвестированного капитала в регулируемых секторах электроэнергетики (в распределительных сетевых и магистральных компаниях). Такой метод обеспечит возврат инвестированного капитала и доход на него на уровне, сопоставимом с уровнем дохода в других отраслях экономики, и направлен на стимулирование частных инвестиций в регулируемый сектор электроэнергетики. Применение долгосрочных тарифов стимулирует организации в регулируемом секторе экономики снижать расходы и технологические потери по отношению к установленному уровню. Помимо электроэнергетики и теплоснабжения метод доходности инвестированного капитала будет применяться и в других инфраструктурных отраслях, включая коммунальное хозяйство. Объединение энергетических систем Центра, Урала, Сибири и Дальнего Востока передачами постоянного и переменного тока на сверх- и ультравысоком напряжении обеспечит масштабное развитие угольных бассейнов и освоение гидропотенциала восточных регионов Российской Федерации (2).

ОАО «Газпром». В результате реформирования Газпрома появится возможность увеличить добычу газа к 2020 году до 815-900 млрд.куб.м, а экспорт газа повысить до 280-330 млрд.куб.м. Полезное использование попутного газа к 2012 году должно составить 95% объема его извлечения (10). монополия электроэнергетика газовый железнодорожный

Планируется, что проводимые преобразования газового гиганта приведут к значительным инвестиционным вливаниям. Газпром сообщил о планируемых инвестициях (капвложения и долгосрочные финансовые вложения), которые в 2009-2020 гг. оцениваются в 8-10 трлн. руб., в среднем около 700 млрд. руб. ($30 млрд.) в год. Наибольшая доля инвестиций придется на развитие газотранспортной системы - порядка 50%, инвестиции в добычу составят до 30%. Необходимо отметить, что прогноз касается только головной компании и не учитывает инвестиции «дочек» (3).

Ожидается так же, что реформа позволит с 2011 года осуществить переход к ценам на газ, определяемым на основе равной доходности для внутренних и внешних потребителей. Переход имеет постепенный характер с целью недопущения скачков цен для внутренних потребителей газа и сокращения темпов роста производства и ускорения инфляции. Средняя цена на газ для всех категорий потребителей повысится за 2012-2015 годы в 2,5 раза, за 2016-2020 годы в 1,2 раза. Цены на газ, отпускаемый населению, в целях ликвидации перекрестного субсидирования вырастут за 2012-2015 годы примерно в 2,5 раза (20).

Так же к 2015 году будет полностью ликвидировано перекрестного субсидирования на оптовом рынке газа между населением и прочими потребителями.

В целом, проводимые реформы в газовой отрасли и электроэнергетике должны привести к тому, что энергоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году должна составить 59-60% от уровня 2007 года. Ожидается, что газоемкость экономики снизится к 2020 году на 40-45%, а к 2030 году - еще на 35%. Диверсификация экономики приведет к снижению энергоемкости за счет структурного фактора. Рост цен и тарифов на услуги естественных монополий будет являться стимулом для интенсификации процессов энергосбережения (10, 11).

РЖД. В результате реформирования РЖД будет сформирована инфраструктурная основа для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, снижены территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, созданы условия для ускорения роста российской экономики.

Железнодорожный транспорт общего пользования будет обслуживать 80 из 83 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030 году будет увеличена на 24 процента при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности (23).

Будут обеспечены потребности экономики страны в перевозках с одновременным доведением их качества до мирового уровня. Грузооборот увеличится в 1,6 раза. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 23 процента, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки, - в 3,5 раза (21).

Будет решена задача использования уникального географического положения России в качестве трансконтинентального транспортного моста. Железнодорожный транспорт будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 2,8 раза (9).

На магистральном полигоне протяженностью 13,8 тыс. км будет организовано тяжеловесное грузовое движение, позволяющее снизить себестоимость перевозок массовых грузов.

Реформирование отрасли обеспечит оптимизацию ее структуры и приток инвестиций для модернизации и расширения российской сети железных дорог. Ожидаемый приток инвестиций - примерно 13,8 трлн. рублей, в том числе на 2008 - 2015 годы - 5,2 трлн. рублей и на 2016 - 2030 годы - 8,6 трлн. рублей.

Это позволит значительно увеличить объем строительства новых железных дорог: за период 2008-2020 годов будет построено 10 тыс. км новых железнодорожных линий, на важнейших направлениях железнодорожной сети будет организовано скоростное и высокоскоростное пассажирское движение (21).

.6 Фактические результаты реформирования естественных монополий

(на сегодняшний день)

РАО «ЕЭС России». 1 июля РАО «ЕЭС России» перестала существовать. Реформа энергетической монополии, фактически запущенная аж в 1999 году (именно тогда о ней и заговорили в РАО), завершилась. Если совсем кратко охарактеризовать эту реформу, то ее можно назвать весьма удачной. Стоимость некоторых сделок по приватизации отдельных компаний превысила 800 долларов за гигаватт мощности, что примерно в три с половиной раза превосходило уровень капитализации РАО ЕЭС (240 долларов за гигаватт на последний день торгов). Только на счетах Федеральной сетевой компании и ГидроОГК оказалось около 8 млрд. долларов, собранных в результате приватизации отрасли. Это позволяет надеяться, что уже в самое ближайшее время начнутся мощные инвестиционные вливания в обновление и строительство новых сетевых мощностей (крупные капиталовложения в строительство новых ГЭС пока откладываются) (18).

Удалось довольно удачно вывести на фондовый рынок бумаги ОГК-5 и ТГК-5. Затем были проданы и остальные «дочки» РАО «ЕЭС», что в общей сложности принесло холдингу за все время реформирования более 31 млрд. долларов. Эти средства позволили компании не только рассчитаться с долгами, но и начать вкладывать деньги в развитие энергетики. Наконец, все более масштабные вложения стали осуществлять и частные инвесторы, скупившие акции «дочек» холдинга. Наибольший интерес у инвесторов вызвали как раз генерирующие компании, а среди покупателей активов энергохолдинга оказалось много громких имен: Газпром, КЭС-Холдинг Виктора Вексельберга, СУЭК и другие.

Новые собственники принесли в отечественную электроэнергетику почти 900 млрд. руб. частных инвестиций. Именно эти средства направляются на выполнение пятилетней инвестиционной программы компаний РАО "ЕЭС России", по которой до 2012 года будет введено более 43 тыс. МВт новых генерирующих мощностей. Пятилетняя инвестиционная программа энергокомпаний, входящих в холдинга РАО "ЕЭС России" на 2006-2010 гг. предусматривает строительство новых генерирующих мощностей - 29 тыс. МВт и около 70 тыс. км высоковольтных линий электропередачи. Общий объем необходимых для реализации этой программы средств составляет 3,4 трлн. рублей, значительную часть которых составят средства частных инвесторов (8).

При этом затраты на диспетчеризацию, содержание менеджмента РАО «ЕЭС», Администратора торговой системы и прочих новых структур увеличились в 30 раз. Такой колоссальный рост обусловлен созданием многочисленных новых предприятий с тысячами высокооплачиваемых должностей. Так, с созданием 62 региональных диспетчерских управлений соответствующие штаты увеличились на порядок (до 5000 должностей с окладами вдвое больших средних по отрасли). На порядок выше оклады и число менеджеров во вновь созданных многочисленных департаментах и отделах всяческих новых ОАО, ООО, НП и различных фондов, занимающихся виртуальными сделками по купле-продаже электроэнергии на длительные сроки, «за сутки вперед», «за час вперед» и сделками с акциями. Велики и практически неконтролируемы затраты холдинга по статьям «Прочие расходы» и «Внереализационные расходы», что позволяет оказывать спонсорскую помощь различным структурам, поддерживающим опасные для России реформы электроэнергетики (19).

Долгосрочная эффективность реформы РАО "ЕЭС России" пока не поддается оценке, считает Миллер. По его словам, итоги этой реформы можно будет подвести, по меньше мере, через десять лет. Тогда же станет ясно, насколько она была эффективной (22).

ОАО «Газпром». Говорить об итогах реформирования ОАО «Газпром» (хотя бы и предварительных) не приходиться, т.к. по оценкам большинства экспертов, то, что происходит с газовым монополистом, назвать реформой никак нельзя. В настоящее время реформирование ОАО «Газпром» ограничено лишь внутренним переустройством компании. В рамках второго этапа внутренней реформы ОАО «Газпром» происходит дальнейшее структурное преобразование ОАО «Газпром».

В отношении вообще каких-либо реформ газовой отрасли аналитики настроены очень критично. Никто не верит, что транспортировку отделят от добычи, а без этого реформа превращается в пустой звук. Конечно, подобная ситуация полностью противоречит государственной политике по либерализации и демонополизации экономики, а также по сокращению нерыночного сектора.

Невозможность проведения каких-либо существенных преобразований на газовом рынке объясняется тем, что Газпром - огромная и сильная компания, которая пользуется политическим влиянием и с которой очень сложно работать регулирующим органам. Согласиться на то, что под вывеской реформы газовой отрасли будет осуществляться лишь внутреннее переустройство компании, отдать все на откуп самого Газпрома, позволить ему масштабно распространять свои интересы на нефтяной рынок - это сугубо политическое решение, желание руководства страны иметь отличный козырь в отношениях с другими странами.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает целесообразным начать реформу газовой отрасли России в 2013-2014 годах и проводить ее по аналогии с реформой электроэнергетики. Предполагается, что для создания конкурентного рынка газа из «Газпрома» надо вывести магистральные газопровода (14). Аналитики полагают, что решить существующие проблемы в газовой отрасли можно и без дробления монополии, а также советуют сначала оценить реформу электроэнергетики, прежде чем брать ее за основу.  Реформирование "Газпрома" по образу РАО "ЕЭС России" невозможно, заявил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в интервью журналу "Итоги" <http://www.itogi.ru/>. "Электростанцию можно построить в любом месте, был бы потребитель. А месторождения газа находятся там, где определила природа", - сказал Миллер. По его словам, практически везде, где решается задача "освоения гигантских месторождений и транспортировки газа на дальние расстояния, работают вертикально интегрированные компании" (22, с. 5).

По мнению Миллера, реформы, сходные с той, которую провело РАО "ЕЭС России", вряд ли смогут обеспечить свободные рынок и низкие цены. Более того, эти реформы осложнят инвестирование в крупные проекты (22).

РЖД. В 2008 году исполнилось 10 лет с начала реформирования железнодорожного транспорта России. В процессе структурного реформирования предприятия создано 57 дочерних обществ, в том числе 10 - в 2008 году (1). Многие аналитики говорят, что реформа РЖД - это симбиоз радикальной электрической реформы с газпромовской ставкой на самосохранение.

Созданы и успешно работают Центральные дирекции по ремонту грузовых вагонов, ремонту пути, Федеральная пассажирская дирекция, Дирекция железнодорожных вокзалов.

Утверждена Концепция новой системы управления. Ее внедрение началось в Центральном аппарате и на 2-х пилотных дорогах: Октябрьской и Красноярской.

По данным РЖД, пассажирооборот в российской железнодорожной отрасли с начала ее реформирования к 2008 году вырос на 20%, грузооборот - на 52%. За этот период был отмечен рост и по целому ряду других показателей, например, средний вес грузового поезда возрос с 3670 тонн в 2004 до 3827 в 2008 году. Сокращена продолжительность отправки грузов, увеличена скорость одной доставки и сокращено среднее время грузооборота одного вагона (13).

В начале 2008 года состоялась продажа 15-процентного пакета акций ОАО "ТрансКонтейнер". При номинальной стоимости в 2 млрд. рублей, акции были проданы более чем за 7,7 млрд. рублей, а вырученные средства направлены на развитие производственной базы ОАО "РЖД" (23).

В результате реализованных структурных преобразований созданы условия для инвестирования в подвижной состав, частные собственники уже владеют 367 тыс. грузовых вагонов (с вагонами, находящимися в аренде - 396 тыс. ед. или 41,5% в общей структуре парка). На реализацию инвестиционной программы в 2008 году выделено 388 млрд. рублей, это в 1,5 раза больше, чем в 2007 году. Ввод основных фондов только за прошлый год составил 343 млрд. рублей (с ростом почти в 2 раза). Введено более 1,5 тыс. объектов (16).

Вместе с тем, по мнению экспертов, многие из приведенных показателей нельзя трактовать как результаты исключительно реформы железнодорожного транспорта. Так, рост грузооборота скорее обязан общему росту российской экономики, чем принятым в рамках реформы мерам по развитию грузовых перевозок. Это подтверждает и факт снижения темпов роста объемов грузовых перевозок РЖД: в январе-июне 2008 года он составил 2,9%, январе-июле - 2,5%, январе-августе - 2,2%, январе-сентябре - 1,8% (23).

Вопросы у экспертов отрасли вызывает и основной механизм реформирования. «Примат идеологии конкуренции, заложенный в программу, может оказаться бомбой замедленного действия», - считает Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). - Никто не проводил серьёзных расчётов, насколько внедрение конкуренции целесообразно в тех или иных сегментах железнодорожных перевозок, насколько ставшая конкурентной отрасль сможет продолжать исполнять свои социальные функции. Переоценить их роль для нашей страны учётом географической и транспортной специфики просто невозможно» (16).

Директор ИПЕМ обращает внимание на то, что в концепции реформы не только не обоснована необходимость внедрения конкуренции, но и отсутствуют четкие расчеты, показывающие эффект от проведения тех или иных изменений. Тем временем, на практике зачастую получается так, что предпринимаемые в рамках структурной реформы меры приводят не к росту эффективности работы отрасли, а, напротив, к ее дестабилизации. По мнению некоторых участников рынка, реорганизация ОАО «РЖД» значительно усложнила решение ряда производственных вопросов. «Вместо упрощения и оперативного решения вопросов, связанных с перевозкой мы пришли к схеме длительных, многоступенчатых согласований, что не соответствует современным требованиям рынка услуг», - считают в Мурманском морском торговом порту (16).

Некоторые проблемы признаются и руководством естественной монополии. По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, «собственники не спешат задействовать свои вагоны под низкодоходные грузы, их вагоны простаивают в ожидании выгодных перевозок, что приводит к общим потерям для сети в объеме 40 тыс. вагонов. Им невыгодно перевозить дешево, а грузоотправители не хотят брать то, что, по их мнению, дорого» (13).

Эксперты сходятся во мнении, что внедрение в отрасли конкуренции ради самой конкуренции может привести к негативным последствиям. Гораздо целесообразнее и экономически эффективнее развивать конкуренцию между видами транспорта. Это, кстати, один из злободневных вопросов, поскольку сегодня железнодорожный транспорт по некоторым направлениям и видам грузов проигрывает конкуренцию и автомобильному и авиационному.

В целом, промежуточные результаты наталкивают на мысль о необходимости проведения серьезного анализа реализуемой реформы, более тщательного прогнозирования последствий планируемых мероприятий, просчёта их экономической эффективности и возможной корректировки курса реформы. Как подчеркивают эксперты, это поможет получить на выходе результат, максимально приближенный к ожидаемому.

Заключение

Три основные естественные монополии (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и РАО «РЖД») являются хребтом всей экономической и политической системы России. Эти три компании формируют почти 14% ВВП страны. Их влияние на экономику России огромно. Именно поэтому деятельность данных гигантов и все вопросы, связанные с их реформированием, вызывают в обществе повышенный интерес.

Предпосылками для реформирования естественных монополий стали нарастающие противоречия и проблемы в их работе: значительный износ основных фондов на фоне все возрастающей потребности в услугах и продукции монополистов, катастрофическая нехватка инвестиций, масштабное перекрестное субсидирование, необоснованность тарифов на услуги, недостаточная эффективность работы отраслей и ряд других.

Общая концепция реформ - отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных.

Реформирование РАО «ЕЭС России» проходило с 2003 года, 1 июля 2008 года компания перестала существовать в прежнем виде. Большая часть энергоактивов (генерирующие активы, сбытовые компании, ремонтные службы) перешли в руках частных инвесторов. В собственности государства остались только Федеральная сетевая компания (ФСК), которая стала монопольным владельцем всех высоковольтных магистралей, и «Системный оператор», иными словами - «рубильник».

Реформирование Газпрома началось в 2002 году и свелось в основном к выделению потенциально конкурентных видов деятельности в отдельные дочерние предприятия.

Реформе РЖД в 2008 году исполнилось 10 лет. Потенциально конкурентные виды деятельности выделены в дочерние предприятия (их создано более 60), часть имущества передано в частные руки, появились независимые от ОАО "РЖД" компании-операторы подвижного состава.

Среди главных ожидаемых результатов реформирования естественных монополистов - возможность значительного увеличения объемов производства и оказания услуг, привлечение большого объема инвестиций уже к 2020 году (Газпром - до 10 трлн. руб., ЕЭС - 17 трлн. руб., РЖД - 14 трлн. руб.), проведение крупномасштабных инвестиционных проектов, полная ликвидация перекрестного субсидирования, переход к рыночным ценам на услуги монополистов для всех слоев потребителей, оптимизация расходов.

На сегодняшний день, по мнению многих аналитиков, самой успешной является реформа РАО «ЕЭС России». Она позволила создать некое подобие рынка электроэнергии и привлечь в отрасль порядка 900 млрд. руб. частных инвестиций, которые будут направлены на реализацию инвестиционных программ компании.

Несмотря на то, что руководство ОАО «Газпром» бодро рапортует об успешном осуществлении второго этапа реформы, эксперты не склонны рассматривать проводимые мероприятия как кардинальное преобразования газового рынка. По их мнению, это всего лишь внутреннее переустройство самой крупной и весомой российской естественной монополии, которая никогда не позволит отделить транспортировку от добычи (без чего реформирование данной отрасли лишь слова).

При этом ФАС вынашивает упорные планы по реформированию Газпрома в 2013-2014 гг. по аналогии с реформой электроэнергетики. Как считают аналитики, это малоэффективное и практически невыполнимое намерение, т.к. специфика данных отраслей сильно разниться, а сам Газпром слишком силен и способен сводить на «нет» все усилия третьих сторон по вмешательству в свою деятельность. Кроме того, все понимают, Газпром политически очень важен для руководства России, в т.ч. и на международной арене, чем и объясняется такая лояльность правительства страны к данному монополисту.

Из докладов руководства РЖД следует, что за 10 лет проведения реформы компания значительно улучшила свои производственные показатели по пассажиро- и грузообороту, в частные руки передано почти 400 тыс. грузовых вагонов или 41,5% в общей структуре парка. На реализацию инвестиционной программы только в 2008 году выделено 388 млрд. рублей, это в 1,5 раза больше, чем в 2007 году. За 2008 год введено более 1,5 тыс. объектов основных средств.

Однако и здесь не так все безоблачно. По мнению большинства аналитиков, улучшение многих показателей работы РЖД не связано с проводимыми реформами. Они обусловлены общим ростом российской экономики и уже претерпели существенные изменения в связи с наступившим мировым финансовым кризисом.

Подводя итоги по всем трем реформам, самым бесспорно положительным моментом является привлечение в отрасли естественных монополий большого количества инвестиций, в чем они очень сильно нуждались.

В то же время большинство целей, стоящих перед реформами естественных монополий, на сегодняшний день не достигнуто. В частности, как не было, так и нет финансовой прозрачности деятельности предприятий указанных отраслей, эффективность функционирования рассматриваемых компаний остается под вопросом, потенциально конкурентные сферы деятельности по сути не отделены от естественно монопольных (кроме РАО «ЕЭС» и отчасти РЖД).

В целом же, долгосрочную эффективность проводимых реформ пока сложно оценить. Итоги реформ можно будет подвести через 5-10 лет.

Список литературы

Волков Н. Реформа отмечает первый юбилей // "Российская газета" - 29 августа 2008 г. <http://www.rg.ru/gazeta/rg-spec/2008/08/29.html> - №4740. - С. 4.

1. Дерябина М. Институциональные особенности российской экономики. Реформирование естественных монополий: теория и практика// Вопросы экономики. - 2006. - №1. - С. 12-20.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/>

1. Котиков Д. Энергичные действия // Бизнес-журнал. - 08 июля 2008. - С. 20-32

Куда "Газпром", туда и Россия [Электронный ресурс] // The New York Times". - 12 мая 2008. - Режим доступа: <http://www.inosmi.ru/stories/01/07/19/3013/241283.html>

1. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учебное пособие / Под. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2001. - 829 с.

2. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.

3. Платонов В. Некоторые итоги «реформирования» электроэнергетики России // Промышленные ведомости. - 31.08.2008. - С. 5.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) <http://www.spbustavsud.ru/?tid=&nd=901966977&prevDoc=901966977&mark=000000000000000000000000000000000000000000000000010RULA2> [Электронный ресурс] // Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Режим доступа: <http://www.ksocpol.rags.ru/files/p2010.htm>

Основные параметры прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/>

Официальный сайт ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.gazprom.ru/>

Официальный сайт РАО «ЕЭС России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.rao-ees.ru/>

Официальный сайт РАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.rzd.ru/>

Реформа возвращается <http://www.fas.gov.ru/article/a_16686.shtml>. ФАС ожидает реструктуризацию «Газпрома» через пять лет // Энергетика и промышленность России. - 18.12.2007. - С. 5.

Рожнов Г. РЖД на перепутье // "Российская газета" - Центральный выпуск №4725 от 8 августа 2008 г. <http://www.rg.ru/gazeta/rg-centr/2008/08/08.html>

1. Саакян Ю. Экспертное мнение «Института проблем естественных монополий» о ходе реформирования железнодорожного транспорта России // Вопросы экономики. - 2008. - № 21. - С. 32-35.

2. Сюсюкин А.И. Реформа электроэнергетики и ее возможные последствия для экономики России // Электрика. - 2007. - № 3.- С. 5-14.

Чернявский М.Ю. Реформа естественных монополий в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Сайт компании «Выбор-Групп». - 20.09.2007. - Режим доступа: http://www.vybor-group.ru/publicat002.shtml#3_1 <http://www.vybor-group.ru/publicat002.shtml>

1. Экспертное мнение Института проблем естественных монополий о решении Правительства РФ по темпам роста тарифов на услуги естественных монополий // Деловые вести Ярославии. - 2008. - №№ 7-8.

Явлинский Г.А. Социально-экономическая система России и проблема ее модернизации: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа: <http://www.yabloko.ru/Publ/Diser/Yav_dissert/index.html>

Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://doc.rzd.ru/wps/portal/doc?STRUCTURE_ID>

1. Чудодеев А. Реформирование Газпрома по образу РАО ЕЭС России невозможно // Итоги. - 27.09.2008. - №39. - С. 5.

Реформа РЖД демонстрирует неоднозначные результаты [Электронный ресурс] // Полит.РУ. - 31.10.2008. - Режим доступа: <http://www.polit.ru/news/2008/10/31/rzhd_refarma.html>

Похожие работы на - Естественные монополии и их реформирование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!