Понятие и виды источников административного права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,84 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и виды источников административного права

План

1. Понятие и виды источников административного права

2. Порядок замещения должностей в государственном аппарате

3. Федеральная миграционная служба

4. Задание

Список использованной литературы

1. Понятие и виды источников административного права

К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном министерстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. Не относятся к источникам административного права правовые акты ненормативного характера.

Правовые свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права имеют следующие нормативные акты.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и "смешанных", многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

общефедеральные;

акты субъектов Федерации;

акты органов местного самоуправления;

локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают:

акты неопределенно длительного действия;

временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно правовые акты, т. е - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько групп: акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов; акты Президента Российской Федерации; акты государственной администрации; акты муниципальных органов; публичные договоры; акты правосудия; административные обыкновения.

I. В первой группе источников различают:

. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР (Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.); декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.

. Законодательные акты субъектов Федерации (конституции, уставы субъектов Федерации; законы субъектов Федерации).

II. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения). Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.

III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам группа.

. Административные акты федеральных органов и организаций (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований; акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.; акты Банка Российской Федерации).

. Административные акты субъектов Федерации (указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций); постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации; приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации; приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве); приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

IV. Любые нормы права, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными.

V. Правовая роль публичных договоров, содержащих нормы административного права в России достаточно велика. Существуют четыре вида публичных договоров (международные договоры, федеративные договоры, административные договоры, нормативные общефедеральные соглашения).

VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

Таким образом, источники административного права - многообразны. В них входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

2. Порядок замещения должностей в государственном аппарате

Государственная должность - это важный элемент государственной организации власти. Понятие государственной должности содержит в себе часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность. Государственные должности могут образовываться исключительно в государственных органах - органах государственной власти и территориальных государственных органах. Государственные должности не могут образовываться в государственных учреждениях, не являющихся органами государственной власти.

Замещение государственной должности - это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства Российской Федерации, а также законами и иными правовыми нормативными актами субъекта Федерации.

В целях обеспечения единства в наименовании должностей на государственной службе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способах замещения устанавливается единый централизованный в государственном масштабе порядок учреждения государственных должностей.

Должности руководителей высших и центральных органов учреждаются федеральным собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Все другие должности учреждаются органом управления по труду и официально закрепляются в Реестре должностей государственных служащих, исходя из разделения должностей по видам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах Российской Федерации относится к их полномочиям. Замещение же должности заключается в приеме на данную должность конкретного лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса. Каждая должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.

Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три этапа:

а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

Правовой формой закрепления правового статуса должности является законы, правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочия по одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностной регламент, который должен быть индивидуальным по каждой должности.

Таким образом, порядок замещения государственной должности это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс), установленный законодательством.

3. Федеральная миграционная служба

Федеральная миграционная служба (ФМС России) - федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна МВД России.

ФМС России в существующем виде создана пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

С 1 января 2006 года созданы территориальные органы ФМС России, объединившие подразделения паспортно-визовой службы и подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения.

Правовую основу деятельности паспортного режима составляют: Конституция РФ, КоАП, Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; Указ Президента Российской Федерации "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" и так далее. Нормативная база по паспортно - визовым вопросам включает в себе практически все принятые международные конвенции и соглашения. Паспортно-визовые нормы содержатся в десятках федеральных законов, указах Президента России, постановлениях Правительства Российской Федерации, инструкциях различных ведомств и других источниках. Такая распыленность законодательства, его постоянная корректировка и частое обновление приводят зачастую к ошибкам в практике применения паспортно-визовых норм, что усиливает напряженность во взаимоотношениях исполнительных и контролирующих органов с гражданами, так как именно на них в первую очередь отражаются все эти изменения.

Круг полномочий ФМС России определяется в разделе II Положения о ФМС. Основными полномочиями ФМС являются следующие:

) разработка и осуществление мер по реализации государственной политики в сфере миграции;

) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора:

за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства;

за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;

) организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации:

выдачи виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;

определения наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации;

принятия от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;

проверки фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданных лицами, проживающими в Российской Федерации, и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;

оформления гражданства Российской Федерации;

отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации;

выдачи и замены гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность;

регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;

источник административное право миграционный

оформления и выдачи паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

учета выданных паспортов гражданина Российской Федерации;

оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;

реализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

) организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;

учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказание содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;

учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации,

а также другие полномочия.

Таким образом, отделы (отделения или пункты) УФМС в настоящее время выполняют функции по обеспечению исполнения законодательства, нормативно-правовых актов Российской Федерации и международных договоров о выдаче и замене гражданам Российской Федерации паспортов, о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, о выезде за пределы России и въезде в Россию, о свободе передвижения, выбора места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации, что является основной задачей паспортного режима.

4. Задание

Гражданин Иванов получил 10 января 2005 года извещение из РОВД, в котором содержалось требование явиться в орган внутренних дел для проведения государственной дактилоскопической регистрации, проводимой в связи с вступлением в силу соответствующего федерального закона. Иванов отказался явиться в РОВД, так как считал указанное требование незаконным. Один из знакомых Иванова - адвокат Кидаев - посоветовал ему обжаловать данное требование РОВД в УВД области. Прошу оценить ситуацию.

Решение:

Согласно ст.18 ФЗ "О государственной дакторегистрации" решения и действия органов и должностных лиц, проводящих государственную дактилоскопическую регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В Российской Федерации (согласно ст.5 ФЗ) проводится государственная дактилоскопическая регистрация:

граждан Российской Федерации;

иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, и иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации иностранных граждан, проходящих военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - иностранные граждане);

лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее - лица без гражданства).

Дакторегистрация может быть добровольной и обязательной. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат (ст.9):

а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;

б) военнослужащие;

в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:

органах внутренних дел;

органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

органах государственной налоговой службы;

органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органах и подразделениях службы судебных приставов;

таможенных органах;

органах государственной охраны;

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Государственной противопожарной службе;

федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органах, организациях, подразделениях;

федеральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере миграции и осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции), и его территориальных органах, организациях, подразделениях, в том числе зарубежных;

в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;

в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства: подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту; совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

и) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации;

к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

л) иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание;

о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;

п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;

р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;

с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;

т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Поэтому, если гр. Иванов не относится к лицам, перечисленным в ст.9 ФЗ "О дакторегистрации", и не желает проходить данную регистрацию в добровольном порядке, он может от неё отказаться и обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (1993): офиц. текст. - М.: ТК Велби, 2008. - 40с.

2.Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ): Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.01.2012) [Электронный ресурс] режим доступа: #"justify">.О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ [принят ГД ФС РФ 07.07.2004, (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011)] [Электронный ресурс] режим доступа: #"justify">.О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ (в ред. от 27.06.2011) [Электронный ресурс] режим доступа: #"justify">.О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.12.2011) [Электронный ресурс] режим доступа: #"justify">.Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации: Указ Президента РФ от 19.10.2005 N 1222 (ред. от 27.07.2007) [Электронный ресурс] режим доступа: #"justify">.Вопросы Федеральной миграционной службы (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011): Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 (ред. от 31.10.2009) [Электронный ресурс] режим доступа: #"justify">.Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 27.05.2011) [Электронный ресурс] режим доступа: #"justify">.Административное право России/ Под ред.П. Кононова, В. Кикотя, И. Килясханова. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 688 с.

.Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник/ Д.Н. Бахрах. - М.: Эксмо, 2010. - 608 с.

.Елагин Р.И. Административное право России: учебник/ Р.И. Елагин. - М.: Книжный мир, 2010. - 384 с.

.Козлов Ю.М. Комментарии к КоАП РФ/ ред. Козлов Ю.М. - М.: ЮРИСТЪ, 2009. - 1229 с.

.Манохин В.М. Административное право России: учебник/ В.М. Манохин. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 272 с.

.Четвериков В.С. Административное право Российской Федерации: учебное пособие/ В.С. Четвериков. - М.: Закон и право, 2010. - 416 с.

Похожие работы на - Понятие и виды источников административного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!