Особенности участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    174,05 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей

Оглавление


Введение

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие семейных прав и интересов детей, их виды

.1.1 Личные неимущественные семейные права детей

.1.2 Имущественные семейные права детей

.2 Понятие защиты семейных прав и интересов детей. Формы защиты и ее способы

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ЗАЩИТЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

2.1 Правовые основания участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей

.2 Процессуальные особенности участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей

.3 Подача прокурором исков

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение


В данной курсовой работе исследуются особенности участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей.

Тема курсовой работы очень актуальна, так как в нашем обществе остро стоит проблема защиты прав и интересов детей, которые являются наименее защищенной частью населения. В данной ситуации особую актуальность приобретает деятельность органов прокуратуры, направленная на защиту семейных прав и интересов детей.

В юридической литературе неоднократно рассматривались вопросы, связанные с представительской функцией прокурора в гражданском процессе, среди таких авторов П. Шумской, М.Мычко и другие. Однако недостаточно уделяется внимание вопросам, связанным с представительской функцией прокурора в защите семейных прав и интересов детей. Согласно действующему Семейному кодексу Украины, органы прокуратуры имеют право, а не обязанность участия в суде в делах о защите семейных прав и интересов детей, в отличии от ранее действующего Кодекса о браке и семье, который устанавливал обязательное участие прокурора в суде в делах о: лишении родительских прав, о возобновлении родительских прав, об отобрании детей без лишения родительских прав, о признании усыновления недействительным и отмене усыновления.

Поэтому рассмотрение темы «Участие прокурора в защите семейных прав и интересов детей» позволяет сформировать значение, основания, порядок участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей.

Объектом исследования в работе являются гражданско-процессуальные отношения.

Предметом исследования данной курсовой работы являются права, обязанности, полномочия прокурора при участии в защите семейных прав и интересов детей.

Тема исследования исследуется в работах таких авторов, как: Машин Н.С. «Защита семейных прав», Т. Санжаровская «Представительская функция прокурора в процессе и делах о защите прав детей на достойное родительское воспитание», Косюта М. «Правовое регулирование представительской функции прокуратуры».

Структура данной курсовой работы следующая: введение, глава 1 «Общие положения о защите семейных прав и интересов детей», глава 2 «Особенности участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей», заключение и приложения.

Целью работы является изучение значения, оснований, порядка участия прокурора в защите прав и интересов детей.

Из поставленной цели возникают задачи данного исследования:

1) Изучение понятия семейных прав и интересов детей, их виды

2) изучение понятия защиты семейных прав и интересов детей, форм защиты и ее способы;

3) изучение правовых оснований участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей;

4) изучение судебной и прокурорско-следственной практики, касающейся участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей;

Методы исследования, использованные в данной работе: диалектический метод, с помощью которого была выяснена суть и социальное значение института прокуратуры, в защите семейных прав и интересов детей, что дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие этого института и предлагать практические рекомендации по данному вопросу. Структурно-логический метод позволил проанализировать участие прокурора в защите семейных прав и интересов детей, основания, порядок, его юридическую природу. С помощью формально-логического метода, предполагающего использование правил формальной логики при толковании норм, было сформулировано понятие функции представительства прокурора. С помощью исторического метода, сравнивалось участие прокурора в защите семейных прав и интересов детей согласно действующему Семейному Кодексу Украины и особенности обязательного участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей по ранее действующему КоБС.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ


1.1 Понятие семейных прав и интересов детей, их виды


Рождение ребенка в семье является достаточно важным правообразующим юридическим фактом, с наступлением которого между супругами и ребенком возникают конкретные субъективные права и обязанности.

Между родителями и детьми возникают как личные неимущественные отношения, так и различного рода имущественные права и обязанности.

Таким образом, проанализировав положения Семейного Кодекса Украины [1] можно выделить следующие виды семейных прав детей:

)        личные неимущественные права детей;

)        имущественные семейные права детей.

 

.1.1 Личные неимущественные права детей

Как отмечает В. Кисиль, личными правами и обязанностями называют отношения, в которых нет имущественного, экономического содержания, а значит, стоимостной природы.

Глава 13 Семейного кодекса Украины посвящена личным неимущественным правам и обязанностям родителей и детей.

Гарантией выполнения семейных прав и интересов детей является возложение на родителей определенных обязанностей. Проанализируем их. Семейный кодекс Украины устанавливает следующие виды личных неимущественных прав детей:

1)      Обязанность родителей забрать ребенка из родильного дома или другого заведения здравоохранения (ст.143 Семейного кодекса Украины);

2)      Обязанность родителей зарегистрировать рождение ребенка в государственном органе регистрации актов гражданского состояния (ст.144 Семейного кодекса Украины);

3)      Право ребенка на собственное имя ( ст. 145-147 Семейного кодекса Украины);

4)      Право ребенка на надлежащее родительское воспитание и развитие (ст.150 Семейного кодекса Украины);

5)      Право ребенка на общение (ст. 153 Семейного кодекса Украины);

6)      Права родителей по защите ребенка (ст.154 Семейного кодекса Украины);

7)      Право на определение места проживания ребенка (ст. 160 Семейного кодекса Украины);

Реализация родительских прав и обязанностей начинается с родильного дома. Так, статья 143 Семейного кодекса Украины устанавливает обязанность родителей забрать ребенка из родильного дома или другого заведения здравоохранения.

Ребенок может быть оставлен родителями в родильном доме или в другом заведении здравоохранения, если он имеет существенные изъяны физического и (или) психического развития, а также при наличии других обстоятельств, которые имеют существенное значение.

Если родители не забрали ребенка из роддома или из другого заведения здравоохранения, забрать ребенка имеют право ее бабушка, дед, другие родственники с разрешения органа опеки и попечительства.

Родители обязаны безотлагательно, но не позже одного месяца со дня рождения ребенка, зарегистрировать рождение ребенка в государственном органе регистрации актов гражданского состояния. Невыполнение этой обязанности является основанием для возложения на них ответственности, установленной законом. В случае смерти родителей или их невозможности по другим причинам зарегистрировать рождение ребенка регистрация осуществляется по заявлению родственников, других лиц, уполномоченного представителя заведения здравоохранения, в котором родился ребенок или в котором на это время она находится. Регистрация рождения ребенка осуществляется государственным органом регистрации актов гражданского состояния с одновременным определением ее происхождения и присвоением фамилии, имени и отчества [2, с.225].

В круг личных прав ребенка входит право на собственное имя. Выбор имени ребенка - это личное право родителей, которое они реализуют по взаимному согласию. Общие правила выбора имени, фамилии и отчества ребенка закреплены в ст.145-147 СК Украины. Они сводятся к следующему:

1)      Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей. Если мать и отец имеют разные фамилии, фамилия ребенка определяется по их согласию. Родители, которые имеют разные фамилии, могут присвоить ребенку двойную фамилию, образованную путем соединения их фамилий.

Спор между родителями относительно фамилии ребенка может решаться органом опеки и попечительства или судом.

2)      Имя ребенка определяется по согласию родителей. Имя ребенка, рожденного женщиной, которая не находится в браке, в случае отсутствия добровольного признания отцовства определяется матерью ребенка. Ребенку могут быть даны не более двух имен, если другое не исходит из обычая национального меньшинства, к которой принадлежат мать и (или) отец. Спор между родителями относительно имени ребенка может решаться органом опеки и попечительства или судом.

3)      Отчество ребенка определяется по имени отца. Отчество ребенка, рожденного женщиной, которая не состоит в браке, при условии, что отцовство относительно ребенка не признано, определяется за имени лица, которого мать ребенка назвала его отцом.

4)      В случае изменения фамилии обоими родителями изменяется фамилия ребенка, который не достиг семи лет. В случае изменения фамилии обоими родителями фамилия ребенка, который достиг семи лет, изменяется по его согласию. В случае изменения фамилии одного из родителей фамилия ребенка может быть изменена при согласии обоих родителей и при согласии ребенка, который достиг семи лет.

5)      В случае, если отец изменил свое имя, отчество ребенка, который достиг четырнадцати лет, изменяется за его согласием.

Семья - это первооснова развития ребенка как личности. Воспитание ребенка в семье - важный, сложный и многогранный процесс. Общение членов семьи разных поколений предусматривает определенное не ограниченное временем, влияние более зрелых по возрасту родителей на молодое поколение. Именно семья в первую очередь должна приобщать ребенка к образованию, культуре и прививать общечеловеческие нормы общественной жизни. Обязанность по воспитанию детей закон возлагает на родителей. Для этого они наделяются родителескими правами, основным из которых является право на воспитание и развитие ребенка [3, с.345-346]. Так статья 150 СК Украины устанавливает общие родительские обязанности относительно воспитания и развития ребенка:

-       родители обязаны воспитывать ребенка в духе уважения к правам и свободам других людей, любви к своей семье и семье, своего народа, своей Родины;

-       родители обязаны заботиться о здоровье ребенка, его физическом, духовном и моральном развитии;

-       родители обязаны обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования, готовить его к самостоятельной жизни;

-       родители обязаны уважать ребенка;

-       передача ребенка на воспитание другим лицам не освобождает родителей от обязанности родительской заботы относительно нее.

-       запрещаются какие-нибудь виды эксплуатации родителями своего ребенка;

-       запрещаются физические наказания ребенка родителями, а также применение ими других видов наказаний, которые унижают человеческое достоинство ребенка.

К личным неимущественным правам относятся также право ребенка на общение. Мать, отец и ребенок имеют право на беспрепятственное общение между собой, кроме случаев, когда такое право ограничено законом.

Кроме перечисленных Семейный кодекс отмечает к личным неимущественным правам также право родителей по защите ребенка. Родители имеют право на самозащиту своего ребенка, совершеннолетних дочери и сына. Они имеют право обращаться в суд, органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные организации за защитой прав и интересов ребенка, а также неработоспособных сына, дочери как их законные представители без специальных на то полномочий [4, с.150,152].

Кроме указанных выше, к неимущественным правам можно отнести право родителей на определение места проживания ребенка, которое закрепляется в ст. 160 СК Украины. Согласно этой статье место проживания ребенка, который не достиг десяти лет, определяется при согласии родителей. Место проживания ребенка, который не достиг десяти лет, определяется при согласии родителей. Место проживания ребенка, который не достиг десяти лет, определяется при согласии родителей.

Если родители проживают отдельно, место проживания ребенка, который достиг четырнадцати лет, определяется ею самой [5, с.300].

Личным неимущественным правам и обязанностям родителей отвечают встречные права и обязанности детей. Так, например, ребенок имеет право на то, чтобы быть выслушанным родителями, другими членами семьи, должностными лицами по вопросам, которые касаются его лично, а также вопросов семьи.

Ребенок, который может высказать свое мнение, должен быть выслушан при разрешении между родителями, иными лицами спора относительно его воспитания, места проживания, в том числе при разрешении спора о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, а также спора относительно управления имуществом [6, с.51-56].

Как мы видим, семейные личные неимущественные права детей достаточно разнообразны и пересекаются с обязанностями родителей: обязанность родителей зарегистрировать рождение ребенка в государственном органе регистрации актов гражданского состояния, обязанность родителей забрать ребенка из родильного дома или другого заведения здравоохранения, право ребенка на собственное имя, право ребенка на надлежащее родительское воспитание и развитие, право ребенка на общение, права родителей по защите ребенка и право на определение места проживания ребенка.

1.1.2 Имущественные семейные права детей

Имущественные правоотношения, которые могут возникать между родителями и детьми разделяют на две группы:

) алиментные обязанности родителей и детей.

Семейный кодекс Украины закрепляет, что родители и дети, в частности те, которые совместно проживают, могут быть самостоятельными собственниками имущества. При разрешении спора между родителями и малолетними, несовершеннолетними детьми, которые совместно проживают, относительно принадлежности им имущества считается, что оно является собственностью родителей [7, c. 123] .

Имущество, приобретенное родителями или одним из них для обеспечения развития, учебы и воспитания ребенка (одежда, другие вещи личного характера, игрушки, книги, музыкальные инструменты, спортивное оборудование), является собственностью ребенка (ст.174 Семейного кодекса Украины).

Имущество, приобретено родителями и детьми за счет их общего труда или общих средств, принадлежит им на праве общей совместимой собственности.

Родители обязаны передать в пользование ребенка имущество, которое должно обеспечить его воспитание и развитие.

Права родителей и детей на пользование жильем, которое является собственностью кого-то из них, устанавливаются Гражданским кодексом Украины.

Родители управляют имуществом, принадлежащим малолетнему ребенку, без специального на то полномочия. Родители обязаны заботиться о сохранности и использовании имущества ребенка в его интересах.

При совершении одним из родителей сделок относительно имущества малолетнего ребенка считается, что он действует при согласии второго из родителей. Второй из родителей имеет право обратиться в суд с требованием о признании сделки недействительной как заключенной без его согласия, если эта сделка выходит за пределы мелкой бытовой.

Родители решают вопрос об управлении имуществом ребенка совместно, если иное не предусмотрено договором между ними. Споры, которые возникают между родителями относительно управления имуществом ребенка, могут решаться органом опеки и попечительства или судом.

После прекращения управления родители обязанные вернуть ребенку имущество, которым они управляли, а также доходы от него [8, c.50].

Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей относительно управления имуществом ребенка является основанием для возложения на них обязанности возместить нанесенный материальный вред и вернуть доходы, полученные от управления ее имуществом.

Доход, полученный от использования имущества малолетнего ребенка, родители имеют право использовать на воспитание и содержание других детей и на неотложные потребности семьи.

Несовершеннолетний ребенок распоряжается доходом от своего имущества в соответствии с Гражданским кодексом Украины (ст.178 Семейного кодекса Украины).

1.2 Понятие защиты семейных прав и интересов детей. Формы защиты и ее способы

Наше государство является участником Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенции о правах ребенка, множества двусторонних конвенций, определяющих основные права субъектов семейных правоотношений, способы, порядок и механизм защиты этих прав.

Защита семейных прав представляет собой систему мер, направленных на восстановление прав, признание и пресечение правонарушений, применение к правонарушителям санкций и привлечение их к ответственности, а также механизм практической реализации вышеперечисленных мер [9, c.107-113].

Семейный кодекс Украины устанавливает, что любой участник семейных правоотношений, достигший четырнадцати лет, имеет возможность защитить свое нарушенное право (статья 18). Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, а также граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители.

В соответствии с Семейным кодексом защита прав и интересов детей осуществляется главным образом в судебной форме. Это значит, что лицо, считающее свое право нарушенным, может обратиться непосредственно в суд независимо от того, предусмотрен для защиты нарушенного права иной (неюрисдикционный) порядок защиты или нет. Судебную защиту можно разделить на два вида:

1)      защита в порядке гражданского производства - искового или особого. Средством защиты в данном случае будет являться иск (например, о взыскании алиментов) или заявление (например, о предоставлении матери/отцу права видеться с ребенком).

2)      защита в порядке уголовного судопроизводства (например, статья 164 «Уклонение от уплаты алиментов на содержание детей», статья 169 «Незаконные действия по усыновлению» и т. п.).

Семейный кодекс доверил защиту семейных прав в административном порядке исключительно органам опеки и попечительства. Решение этого органа является обязательным для исполнения, если на протяжении десяти дней со времени его вынесения заинтересованное лицо не обратилось за защитой своих прав в суд [10, c.823-828].

Некоторые ученые и практики дополнительно выделяют также третью форму защиты семейных прав - неюрисдикционную, представляющую собой защиту нарушенного права самими участниками семейных правоотношений. Естественно, допустимыми рамками осуществления неюрисдикционной защиты являются не только законодательные ограничения, но и нормы морали. Поэтому данную форму защиты можно рассматривать исключительно как нравственную. Тем не менее самозащита не теряет от этого своего первостепенного значения.

Кодекс о браке и семье 1969 года не закреплял конкретный перечень способов защиты семейных прав. Они носили, прежде всего, гражданско-правовой, нежели семейно-правовой характер. Действующий Семейный кодекс содержит новеллы в регулировании способов защиты семейных прав [11, c.88].

Глава 2 СК посвящена защите семейных прав и интересов, а статья 18 содержит перечень способов защиты, применяемых судом при разрешении конкретного спора. Этот перечень четко определен и включает следующие способы защиты:

) установление правоотношения;

) принудительное выполнение добровольно не выполненного долга;

) прекращение правоотношения, а также его аннулирование;

) прекращения действий, которые нарушают семейные права;

) возобновление правоотношения, которое существовало до нарушения права;

) возмещение материального и морального вреда, если это предусмотрено Семейным кодексом или договором;

) изменение правоотношения;

) признание незаконными решений, действий или бездействий органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.

Как видно, юридическая природа способов защиты неоднородна. Все перечисленные выше способы можно разделить на средства защиты и средства ответственности. В подавляющем большинстве случаев меры семейно-правовой ответственности - это лишение или ограничение права, а не возложение новой обязанности, причем лишение или ограничение права представляет собой именно наказание, независимо от того, воспринимается оно виновным лицом как наказание или нет. Более того, одни и те же последствия (отобрание ребенка и др.) могут выступать в качестве санкций или таковыми не являться - все зависит от наличия или отсутствия вины лица, к которому они применяются [12, c.30].

Возмещение морального вреда как способ защиты прав в утратившем силу Кодексе о браке и семье отсутствует. Разработчики Семейного кодекса Украины посчитали такую позицию неправильной и ввели в качестве одного из способов защиты возмещение морального вреда. Практически все вопросы возмещения морального вреда Семейный кодекс связывает исключительно с детьми. Так, например, СК Украины предусматривается возмещение морального вреда за нарушение прав, связанных с участием в воспитании ребенка (статьи 157, 158, 159) и самовольным (противоправным) определением одним из родителей места жительства ребенка (статья 162) [13, c.43-48].

Так, мы видим, что Семейный кодекс Украины выделяет судебную форму защиты семейных прав (защита в порядке уголовного судопроизводства и защита в порядке гражданского производства), а в юридической литературе дополнительно рассматривается неюрисдикционная форма. Также способы защиты, предусмотренные ст. 18 СК Украины достаточно разнообразны: установление правоотношения, принудительное выполнение добровольно не выполненного долга, прекращение правоотношения, а также его аннулирование и др.)

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ЗАЩИТЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

 

.1 Правовые основания участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей


Защита семейных прав и интересов детей реализуется через представительскую функцию прокуратуры, которая предусмотрена ст. 121 Конституции Украины [14], в которой закреплено право прокуратуры представлять интереса гражданина или государства в суде, в случаях, предусмотренных законом.

Как упоминалось выше, в юридической литературе достаточно широко освещены вопросы, связанные с представительской функцией прокурора в гражданском процессе. В научной литературе определению сути представительской функции прокурора в гражданском процессе много внимания уделяли В. Глаговский, Л. Давиденко, М. Косюта, М.Мычко, О. Червякова, П. Шумской, однако до сих пор данный вопрос является дискуссионным.

Важным является вопрос определения функции представительства прокурора в суде. Так, по мнению П.Шумского, под функцией представительства в суде следует понимать деятельность прокурора, которая соединяется с его участием в судебном рассмотрении гражданских, хозяйственных дел и дел об администравных правонарушениях с целью защиты прав и законных интересов отдельного лица, граждан, государства, а также подготовкой и направлением в суд заявлений и иных материалов, принятием иных мер по восстановлению нарушенного права отдельного человека, граждан, государства [15, c.24-27].

М. Мычко присоединяется к этой мысли и анализирую прокурорскую практику выделяет в прокурорской деятельности по реализации функций представительства форму досудебного производства, которая состоит из подготовки и направлению в суд заявлений и иных материалов и участие в рассмотрении в судах на разных стадиях судопроизводства дел с целью защиты прав и законных интересов граждан и государства [16, c.80].

Анализируя правовую природу представительской функции прокуратуры, Суботин Е., Червякова О., Марочкин И., утверждают что прокурорское представительство, обладая чертами процессуального представительства, характеризуется наличием специальных признаков, а именно: оно базируется на Конституции Украины, тогда как все иные виды представительства осуществляются на основании поручительства, административного акта, закона [c.63-64].

М.И. Штефан считает, что прокурор не является представителем государства. Так как он - должностное лицу государственного органа - прокуратуры, который без особых поручений от этого органа, на основании закона, своего служебного положения выполняет возложенные на органы прокуратуры задания и функции. Поэтому можно сделать вывод, что возложенное на ст. 121 Конституции Украины на прокуратуру представительство граждан или государства в случаях, установленных законом, не означает, что прокурор в гражданском процессе является представителем гражданина или государства, а имеет иное содержание - осуществление им защиты их прав и интересов в суде [18, c.455].

Особое место имеет правовое основание участие прокурора в защите семейных прав и интересов детей. Рассмотрим подробнее основания участия прокурора в делах о защите семейных прав и интересов детей.

Правовыми основаниями участия прокурора в гражданском процессе и осуществлении им функции представительства является положение Конституции Украины, Гражданского процессуального кодекса Украины [19], и ч.2 ст. 36-1 Закона Украины от 5 октября 1991 года «О прокуратуре» [20], в соответствии с которым основанием представительства прокурором в суде интересов гражданина является его неспособность из-за физического или материального состояния, преклонный возраст или в связи с иными причинами самостоятельно защитить свои нарушенные или обжалуемые право либо реализовать процессуальные полномочия, а интересов государства - наличие нарушений или угрозы нарушений экономических, политических и иных государственных интересов вследствие противоправных действий (бездействий) физических либо юридических лиц, которые совершаются в отношениях между ними или с государством. Значит, к указанной категории граждан относятся и дети, как малолетние, так и несовершеннолетние.

Важное место в исследуемом вопросе играют нормы действующего Семейного кодекса Украины, которые не устанавливают обязательного участия прокурора в делах о защите семейных прав и интересов детей, в отличие от положений, которые содержались в Кодексе о браке и семье УССР [21].

Сделаем анализ положений Семейного кодекса Украины и Кодекса о браке и семье УССР относительно обязательного участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей.

Кодекс о браке и семье УССР предусматривал четыре случая обязательного участия прокурора в защите семейных прав и интересов несовершеннолетних: 1) при рассмотрении споров о детях; 2) в делах о лишении родительских прав; 3) при рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах; 4) при рассмотрении дел об отобрании детей без лишения родительских прав; 5) при рассмотрении дел о признании усыновления недействительным и отмене усыновления.

Одним из случаев обязательного участия прокурора в защите семейных прав и интересов несовершеннолетних в соответствии со ст.69 КоБС было участие прокурора при рассмотрении споров о детей в суде. Настоящий Семейный кодекс Украины такой обязанности не устанавливает, что является недостаточно эффективным, так как прямо установленная обязанность относительно участия прокурора в суде при рассмотрении споров о детях будет содействовать более эффективной защите прав детей.

Семейный кодекс не устанавливает условий относительно обязательного участия прокурора при рассмотрении дел о лишении родительских прав в отличие от ст. 71 КоБС, которая устанавливала, что при рассмотрении дел о лишении родительских прав необходимой была подача письменных выводов органов опеки и попечительства, а также участие в судебном заседании представителя этого органа и прокурора [22, c.55-59].

Путаницу в практику осуществления защиты прокурором семейных прав и интересов несовершеннолетних вносит Приказ Генерального прокурора Украины от 15.04.2004 года № 6/1 гн [23], который содержит положение про обязательное участие прокурора в рассмотрении дел о лишении родительских прав, усыновлении детей иностранными лицами - положение подзаконного акта противоречит норме Семейного кодекса.

Важным вопросом является участие прокурора при рассмотрении в суде дел об отобрании детей без лишения родительских прав. Так, согласно с положениями, которые содержались в ст. 76 КоБС, в этом случае необходимым было предоставление письменных выводов органами опеки и попечительства, а также участие в судебном заседании представителя этого органа и прокурора [24, c.100]. Статьей 170 Семейного кодекса Украины установлено, что в исключительных случаях, при непосредственной угрозе для жизни или здоровья ребенка, орган опеки и попечительства или прокурор имеют право постановить решение о немедленном отобрании ребенка от родителей, значит прокурор имеет право постановить решение и самостоятельно разрешить вопрос об отобрании детей без лишения родительских прав. В этом случае речь идет уже не о представительской функции прокурора, а об самостоятельной защите прокурором нарушенных прав детей.

Также ст. 42 Семейного кодекса Украины установлено, что прокурор имеет право на обращение в суд в делах о признании брака недействительным, если в защите нуждаются интересы и права ребенка. Эта норма является диспозитивной, то есть предоставляет право, а не обязанность обращения в суд в делах о признании брака недействительным [25, с.45, 47].

Дела о возобновлении в родительских правах рассматривались с участием представителей органов опеки и попечительства и прокурора (ст.75 КоБС), нормы же Семейного кодекса Украины не указывают на обязательное участие прокурора в деле, что может привести к существенным нарушениям при рассмотрении дел судом.

При рассмотрении дел о признании усыновления недействительным и отмене усыновления необходимой была подача письменного вывода органов опеки и попечительства, а также участие в судебном заседании представителя этого органа и прокурора (ст.119 КоБС). Семейный кодекс Украины не возлагает обязанность на прокурора относительно его участия в признании усыновления недействительным и отмене усыновления, а предоставляет право на обращение в суд с иском о защите прав детей (ст.240 Семейного кодекса Украины).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что положения Семейного кодекса Украины относительно участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей не обеспечивают их надлежащую защиту. Положения, которые содержались в КоБС относительно обязательного участия прокурора при рассмотрении дел о признании усыновления недействительным и отмене усыновления, возобновлении в родительских правах, делах об отобрании детей без лишении родительских прав и т.д., были более эффективными и обеспечивали право на защиту семейных прав и интересов детей.

Для разрешения проблемы, которая возникла в законодательстве, необходимо дополнить Семейный кодекс Украины статьей 19-1 «Участие прокурора в защите семейных прав и интересов», в которой обязать органы прокуратуры принимать участие: 1) при рассмотрении споров о детях; 2) в делах о лишении родительских прав; 3) при рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах; 4) при рассмотрении дел об отобрании детей без лишения родительских прав; 5) при рассмотрении дел о признании усыновления недействительным и отмене усыновления; 6) участие в делах о признании брака недействительным, если в защите нуждаются права и интересы ребенка [26, c.256-259].

2.2 Процессуальные особенности участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей

Согласно положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса, прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина или государства в порядке, установленном этим Кодексом или другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии гражданского процесса. Представительство прокуратурой осуществляется во всех общих и специализированных судах. Его задача - защита прав, свобод, законных интересов гражданина, а также интересов государства [27].

Поводами представительства являются обращение гражданина, государственного органа, предприятия, учреждения, организации, а также выявление нарушений указанных интересов прокурором.

Прокурор обязательно принимает участие в рассмотрении дел, когда это признал необходимым суд, а также в случаях, предусмотренных законом. Он может вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуют интересы государства. Позиция прокурора в деле является независимой от иных участников процесса. Прокуратура обращается в суд за защитой прав и свобод граждан, когда этого требует охрана государственных интересов, а также представляет в суде интересы государства. Он представляет в суде законные интересы и защищает права и свободы несовершеннолетних, если эти интересы не защищают их родители, усыновители, опекуны и попечители [27].

Объем и границы полномочий прокурора, который представляет интересы гражданина или государства в суде, определяются Законом о прокуратуре и процессуальным законодательством Украины.

Когда возникает необходимость защитить интересы несовершеннолетнего, прокурор имеет право:

)        Требовать необходимые материалы, документы, решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты, статистические данные, акты ревизий, проверок, выводы специалистов и др. (ч.4 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Украины);

)        Вызвать в прокуратуру должностных лиц и граждан, требовать от них письменных или устных объяснений относительно нарушения интересов несовершеннолетнего;

)        Назначать проведение в границах своей компетенции соответствующими органами, учреждениями, организациями ревизий, экспертиз, проверок, а также привлекать для выяснения необходимых вопросов экспертов и иных специалистов;

)        Выносить представления об устранении нарушений закона, причин и условий, которые им сопутствуют [28].

Стержнем судебного рассмотрения является исковое заявление, поданное прокурором. Понятие иска, по мнению П.Шумского, определяется как не единственное, с учетом двух сторон: процессуальной, которая имеет право обращения в суд о защите прав, и материально-правовой, которая содержит в себе требования истца к ответчику.

Особый интерес вызывает вопрос о праве суда привлекать по своей инициативе прокурора к участию в гражданском процессе, как несовместимое с принципом независимости прокурорских органов. Однако, для прокурора могут быть обязательными только такие требования суда, выполнение которых не лишает его инициативы и субъективного права и прерогативы на предъявления иска[29, c.300].

Прокурор обязан осуществлять меры по защите нарушенных гражданских прав. Отсюда вывод - для предъявления им иска обязательным условием является наличие для этого оснований. Тоесть, для возбуждения дела прокурор должен убедится, что нарушения в данном конкретном случае требуют вмешательства органов прокуратуры. Основанием для этого могут быть факты злостного нарушения закона со стороны отдельных должностных лиц.

2.3 Подача прокурором исков


Согласно ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Украины, иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции, где оно регистрируется, оформляется и передается судье в порядке очередности.

Предъявляя иск, прокурор должен быть убежден в его обоснованности. Поэтому следует внимательно ознакомится с документами, которые получены от учреждений, организаций или отдельных лиц.

Материал, который пришел в прокуратуру, должен быть проверен до предъявления иска. Проверка может быть проведена прокурором путем истребования документов или опроса отдельных граждан. Она необходима в тех случаях, когда лица, в интересах которых предъявлены иски, сами не могут защитить свои законные интересы, то есть - несовершеннолетние.

Прокурор обязан доказывать обоснованность заявленных требований. Это значит, что к исковому заявлению должны быть приложены документы и иные письменные доказательства, которые подтверждают иск, указанные свидетели, которые могут подтвердить те или иные обстоятельства [30].

Статья 119 Гражданского процессуального кодекса устанавливает требования для формы и содержания искового заявления. Исковое заявление, составленное прокурором, должно соответствовать требованиям закона. В ней должны быть указаны: обстоятельства, которые являются основанием иска, закон, в силу которого иск подлежит удовлетворению, и точно составленные требования. Прокурор в исковом заявлении должен указать:

а) в чьих интересах прокурор начинает дело (полное название учреждения, предприятия, организации);

б) данные об ответчике;

в) коротко, но доступно, ясно и точно изложить обстоятельства дела (основания иска);

г) доказательства, которые подтверждают исковые требования;

д) закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела;

е) цену иска и лиц, которые подлежат вызову в судебное заседание.

Иски, предъявленные прокурором не оплачиваются государственным налогом. Он на основании судебного решения взимается с соответствующей стороны пропорционально удовлетворенной части иска в пользу местного бюджета.

Получив исковое заявление, судья может признать предыдущую подготовку дела лишней и назначить его к слушанию. Следует отметить, что необходимость проведения предварительной проверки дела зависит от того, насколько качественно и юридически правильно подготовлен исковой материал. Если прокурор проверил материал, который поступил к нему, нет необходимости в досудовой подготовке дела. В этих случаях не только сокращаются сроки рассмотрения дел, а и гарантируется удовлетворение исков [33].

Если возникает необходимость обеспечения исков, то прокурор обязан поставить этот вопрос перед судом, который рассматривает дело.

В юридической литературе изложены различные взгляды относительно участия прокуратуры в гражданском процессе и его процессуального положения.

Прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения, решения суда не устанавливают для него гражданских прав и гражданско-правовых обязанностей.

Отказ прокурора от иска, предъявленного в порядке, предусмотренном законом, не является обязательным для закрытия дела, поскольку лицо, в интересах которого это сделано, может самостоятельно защитить свои права как сторона (истец); он не может закончить дело мировым соглашением; к прокурору, который подал иск, нельзя предъявить встречное исковое требование.

Процессуальное положение прокурора отличается от положения иных участников процесса, в том числе сторон. Закон предоставляет ему право как начинать дело, так и вступить в него на любой стадии процесса. Так, прокурор может внести кассационное или отдельное представление в деле, в котором раньше не принимал участие. Кроме того, он может принимать участие в рассмотрении дела по инициативе суда. Осуществляя свои права и обязанности, прокурор совершает ряд процессуальных действий, нехарактерных стороне.

Таким образом, объем процессуальных прав и обязанностей прокурора в делах о защите семейных прав и интересов детей, отличается от объема процессуальных прав и обязанностей сторон. Это значит, что прокурор занимает самостоятельное положение в процессе. Возбуждая гражданское дело, вступая в начатое на любой стадии процесса, он остается представителем государства, не устраняет и не заменяет стороны, которые принимают участие даже в процессе, начатом прокурором.

прокурор защита семейный право

Заключение

 

Участие прокурора в защите семейных прав и интересов детей имеет достаточно большое значение, так как при рассмотрении дел в суде относительно семейных прав детей судом допускаются нарушения.

Важное значение имеет функция представительства органами прокуратуры интересов граждан, государства. Под функцией представительства в суде следует понимать деятельность прокурора, которая соединяется с его участием в судебном рассмотрении гражданских, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях с целью защиты прав и законных интересов отдельного лица, граждан, государства, а также подготовкой и направлением в суд заявлений и иных материалов, принятием иных мер по восстановлению нарушенного права отдельного человека, граждан, государства.

Правовыми основаниями участия прокурора в гражданском процессе и осуществлении им функции представительства является положение Конституции Украины, Гражданского процессуального кодекса Украины, и ч.2 ст. 36-1 Закона Украины от 5 октября 1991 года «О прокуратуре».

Действующий СК Украины не устанавливают обязательного участия прокурора в делах о защите семейных прав и интересов детей, в отличие от положений, которые содержались в Кодексе о браке и семье УССР. Кодекс о браке и семье УССР предусматривал четыре случая обязательного участия прокурора в защите семейных прав и интересов несовершеннолетних: 1) при рассмотрении споров о детях; 2) в делах о лишении родительских прав; 3) при рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах; 4) при рассмотрении дел об отобрании детей без лишения родительских прав; 5) при рассмотрении дел о признании усыновления недействительным и отмене усыновления.

На мой взгляд, действующий СК Украины следует дополнить положениями, схожими с Кодексом о браке и семье УССР в части обязательного участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей.

Объем и границы полномочий прокурора, который представляет интересы гражданина или государства в суде, определяются Законом о прокуратуре и процессуальным законодательством Украины. Согласно положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса, прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина или государства в порядке, установленном этим Кодексом или другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии гражданского процесса.

Как вывод, следует отметить, что прокуратура Украины обладает достаточно большими полномочиями относительно защиты прав и свобод несовершеннолетних. Совершенствуя институт участия прокурора в гражданском процессе, в частности относительно защиты прав и свобод интересов детей, можно добиться увеличения показателей восстановленных семейных прав и свобод детей, которые являются наименее защищенной категорией населения!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.       Сімейний кодекс України від 15 листопада 2001 р. // Відомості Верховної Ради України. - 2002. - № 21-22. - Ст..135

.        Семейное право Украины: Учебн./ Под ред. Гопанчука - К.: Истина, 2002. - 304 с.

.        Семейное право Украины : Учебник / Под ред. Ю. С. Червоного. - Харьков : Одиссей, 2004. - 520 с.

.        Коментар до Сімейного кодексу України / под ред.. З. Ромовської - К.:Юристъ, 2004. - 243 с.

.        Гражданское право : Учеб. / Авт. коллектив.: Антокольская М. В., Богачева Т. В., Глушкова Л. И. и др. - М. : Юристъ, 1997. - (Institutiones). Ч. 1. - 1997. - 470 с.

.        Кидалова А. Особисті немайнові права та обов’язки батьків і дітей: характеристика їх окремих видів// Право України. - 2003. - № 5. - С.51-56

.        Белякова A.M. Правовая охрана детства: Учебное пособие. - М.: Знание, 1968. - 454 c.

.        Семейное право : (вопросы и ответы) В. С. Гопанчук - 2-е изд., испр. - К.: МАУП, 2000. - 72 с.

.        Квітка Я.М. Проблема правового захисту дітей в Україні// Науковий вісник Національної Академії внутрішніх справ України. - К., 2000. - Вип. 3. - С.107-113

.        Кормич А.І. Проблеми судового захисту прав дітей як пріоритетного напрямку політико-правового процесу в Україні// Актуальні проблеми політики: Збірник наукових праць. - 2002. - Вип.13-14. - С.823-828

.        Сімейне право України: Підручник/ Под ред. О.В.Дзери. - К.: Вентурі, 1997. - с.119

.        Малеин Н.С. Защита семейных прав// Советское государство и право. - 1972. - № 3. - С.35

.        Новикова Н. Прокуратура - на захисті прав і свобод неповнолітніх// Вісник прокуратури. - 2008. - № 48 (82). - С. 43-48

.        Конституція України від 28 червня 1996 року// Відомості Верховної Ради України. - 1996. - № 30. - Ст.141.

.        Шумський П. Представництво прокурора в суді// Право України. - 1998. - № 2. - С. 24-27

.        Мычко Н.И. Прокуратура Украины: роль и место в системе государственной власти. - Донецк: Донеччина, 1999. - 256 с.

.        Суботин Є., Червякова О., Марочкин І. Представницька функція прокурора// Право України. - 1997. - № 1. - С.63-64

.        Штефан М.Й.Цивільний процесс: Підруч. для юридичних спеціальностей вищих закладів освіти: К.:ІнЮре, 1997. - 608 с.

.        Цивільний процесуальний кодекс України від 18 березня 204 року// Відомості Верховної Ради України. - 2004. - № 40-42. - Ст.492

.        Про прокуратуру: Закон України від 5 листопада 1991 року// Відомості Верховної Ради України. - 1991. - № 53. - Ст.20

.        Кодекс про шлюб та сім’ю України від 20 червня 1969 р.// Відомості Верховної Ради УРСР. - 1969. - № 26. - Ст.204

.        Санжаровская Т.В. К вопросу об участии прокурора в процессе по делам о лишении родительских прав// Материалы вузовской конференции профессорско-преподавательского состава по итогам научно-исследовательской работы: Правоведение (г.Донецк, апрель 1997 г.)/ Отв.ред. В.Д. Волков. - Донецк: ДонГУ, 1997. - С.65-70

.        Об организации деятельности органов прокуратуры относительно защиты прав и свобод несовершеннолетних: Приказ Генерального прокурора Украины от 15.03.2004 года № 6/1 гн

.        Каркач П.М. Организация работы прокуратуры городов (районов) по выполнению функций, определенных Конституцией Украины. - Х.: Легас, 2004 - 240 с.

.        Санжаровська Т.В. Правове становище осіб, які беруть участь у справах про позбавлення батьківських прав// Правничий часопис Донецького університету. - 1999. - № 1(3). - С.45-47

.        Сюсяйло О.І. Правові підстави участі прокурора у захисті сімейних прав та інтересів дітей// Господарсько-правове, цивільно правове та фінансово-правове забезпечення розвитку сучасної економіки України: Збірник доповідей та тез повідомлень учасників цивільно-правової секції всеукраїнської науково-практичної конференції/ Ред.кол. С.Г. Кузьменко, О.І.Антонюк. - Донецьк: ДЮІ ЛДУВС ім. Е.О.Дідоренка, 2008. - С.256-259.

.        Цивільний процес: Навчальний посібник/ А.В. Андрушко, Ю.В. Білоусов, Р.О. Стефанчук, О.І.Угриновська, та ін. - За ред.Ю.В. Білоусова. - К.: Прецедент, 2005. - 293 с.

.        Васильев С.В. Гражданский процесс: Учебное пособие - Х.: ООО «Одиссей», 2006. - 512 с.

.        Гражданский процесс: Учебник/ Отв. Ред.. проф. В.В.Ярков. - М.: Издательство БЭК, 2000. - 624 с.

.        Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть / Г.Л. Осокина. - М.: Юристъ, 2006. - 672 с.

.        Косюта М. Правове регулювання представницької функції прокуратури// Право України. - 1997. - № 12. - С.53-57

.        Головченко В. Правові засади виховання та захисту прав дитини// Право України. - 2008. - № 5. - С.89-9

.        Гражданский процесс: Учебник под ред. В.А. Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М. Чечета. - М.,1997. - С.78

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Схема 1. Защита семейных прав и интересов детей

Приложение 2

Правовые основания участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей

Приложение 3

Таблица 1. Показатели деятельность органов прокуратуры Украины в сфере защиты прав детей


2005

2006

2007

Возбуждено уголовных дел

62

69

69

Вынесено протестов на незаконные решения

120

158

Вынесено представлений и предписаний

366

417

426

Предъявлено исков

365

590

492

Привлечено к ответственности должностных лиц

514

613

618

Возмещено денежных средств (тыс.грн.)

83

177

152

Восстановлено прав детей

1003

1879

2071


Похожие работы на - Особенности участия прокурора в защите семейных прав и интересов детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!