Обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц в уголовном судопроизводстве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,51 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц в уголовном судопроизводстве













Курсовая работа

Дисциплина: Уголовно-процессуальное право

Обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц в уголовном судопроизводстве

План

Введение

. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

. Судебный порядок рассмотрения жалоб

. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей

. Жалоба и представление на приговор, определение, постановление суда

Заключение

Список использованной литературы

жалоба государственный должностной уголовный

Введение

Принцип равенства прав сторон в уголовном процессе закреплен ст. 244 УПК РФ, которая гласит, что в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по следующим вопросам: 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) доказано ли, что это деяние является преступлением, и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса РФ оно предусмотрено; 4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; 5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление; 6) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание, а также на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.

Сторона обвинения и сторона защиты пользуются в судебном заседании равными правами по представлению дополнительных доказательств, вызову и допросу дополнительных свидетелей, производству иных процессуальных действий и др., о проведении которых заявляют в мотивированных ходатайствах в ходе судебного заседания, в которых ставят вопрос о принятии судом процессуального решения для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для уголовного дела.

Порядок заявления и разрешения ходатайств в ходе предварительного слушания и судебного разбирательства регламентирован ст. 234, 235, 271 УПК РФ. Предварительное слушание позволяет заранее рассмотреть и разрешить ходатайства об исключении доказательств, о вызове свидетелей для установления алиби обвиняемого, об истребовании дополнительных доказательств.

Лицами, перечисленными в ст. 119 УПК РФ, в любой момент производства по уголовному делу может быть заявлено ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений. Право участников процесса заявлять ходатайства связано с возможностью реализации права предоставлять доказательства, ходатайствовать о производстве или участии в производстве следственных или судебных действий, представлять иные доказательства по делу: предметы, документы, объяснения. Возможность заявлять ходатайства об исследовании обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, не означает возложение обязанностей доказывания этих обстоятельств на подозреваемого, обвиняемого и его защиту и не нарушает конституционный принцип, согласно которому «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность», а служит дополнительной гарантией соблюдения прав лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Таким образом, целью работы является рассмотрение института ходатайства и обжалования в уголовно-процессуальном законодательстве.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность и роль ходатайств и жалоб в уголовном процессе;

рассмотреть особенности заявления и рассмотрения ходатайств в уголовном судопроизводстве;

раскрыть особенности подачи и рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве;

проанализировать правовые последствия принятия решения об удовлетворении ходатайств и жалоб различными субъектами уголовного процесса.

Структура работы определена задачами и целью и состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Жалоба - устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Исходя из общеправового принципа дозволенности того, что прямо не запрещено законом, данное право принадлежит российским гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ.

Гражданин или группа (коллектив) граждан вправе выбирать, защищать свое нарушенное право в суде или обратиться в вышестоящий по отношению к правонарушителю орган. Если жалоба подана по подчиненности, то при неблагоприятном для гражданина результате ее рассмотрения он не лишается возможности обратиться с жалобой в суд. Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда рассматривается законом не только как средство обеспечения соблюдения прав и интересов физических и юридических лиц, но и как способ обнаружения и устранения нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.

Институт обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в УПК РФ 2001 г. приобрел самостоятельное весомое значение и выделен в отдельную главу (глава 16 раздела V УПК РФ, ст. 123 - 127). Одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства - предоставление права на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц в той части, в которой проводимые процессуальные действия (или бездействие) и принимаемые решения затрагивают их интересы. Право на обжалование процессуальных действий и решений является одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ).

1. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Практика рассмотрения обращений в органах прокуратуры области на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора показывает, что граждане не всегда обладают полным представлением о порядке рассмотрения таких обращений прокурорами в соответствии с требованиями ст. 124 УПК РФ.

Право обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено ст. 46 Конституции Российской Федерации. В уголовно-процессуальном Кодексе Российской Федерации данные права закреплены в Главе 16. Законодателем определен перечень лиц, обладающих правом обжалования таких действий (бездействий) и решений - это участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Под участниками уголовного судопроизводства в соответствии со ст. 5 УПК РФ понимаются лица, принимающие участие в уголовном процессе (обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, их защитники и (или) законные представители и другие лица). Иными лицами могут быть, например, поручитель (ст. 103 УПК РФ), лицо, которому отдан под присмотр несовершеннолетний (ч. 1 ст. 105 УПК РФ), залогодатель (ст. 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

К предмету обжалования в соответствии со ст. 124 УПК РФ могут быть отнесены постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, об отказе в назначении защитника и др. Меры процессуального принуждения, принятые судом в отношении подозреваемых и обвиняемых по ходатайствам следователей и дознавателей: о залоге, домашнем аресте и заключении под стражу, подлежат обжалованию в порядке, установленном ч. 11 ст.108 УПК РФ. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам, установленным главой 48 настоящего Кодекса (ч. 11 ст.108 УПК РФ).

В органах прокуратуры порядок рассмотрения таких жалоб, заявлений регламентирован ст. 124 УПК РФ, приказом Генерального прокурора Российской Федерации №15 от 30.01.2008г. «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора». При подаче заявления в органы прокуратуры оно должно содержать необходимые для его разрешения сведения: о должностном лице органа прокуратуры, которому подается жалоба (заявление); о заявителе и его адресе, какие действия или решения обжалуются, обращение должно быть подписано заявителем (представителем); к обращению, подаваемому защитником или представителем, должны прикладываться документы, подтверждающие их полномочия.

Жалобы (заявления) в соответствии со ст. 124 УПК РФ надлежит подавать прокурорам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия по месту производства предварительного расследования. Жалобы на действия (бездействие) или решение надзирающего прокурора, принятые в соответствии со ст. 124 УПК РФ, надлежит направлять для рассмотрения вышестоящему прокурору. Обращение граждан с жалобами в соответствии с требованиями ст. 124 УПК РФ в органы прокуратуры не лишает их права на обращение с аналогичными жалобами в судебные органы.

Компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство

Статья 124 УПК РФ «Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа» получила ч. 2 в следующей редакции: «В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с ч. 2 ст. 123 настоящего кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления». Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок подается в рамках гражданского судопроизводства (гл. 221 ГПК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 2441 ГПК РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора суда, вынесенного по данному делу, либо другого принятого дознавателем, следователем, прокурором, руководителем следственного органа, судом решения, определения, постановления, которыми прекращено уголовное судопроизводство. При условии, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установлено, заявление о присуждении компенсации может быть подано также до окончания производства по уголовному делу в случае, если продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года и заинтересованное лицо ранее обращалось с заявлением об ускорении рассмотрения уголовного дела в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, может считаться установленным, если:

а) фигуранту по уголовному делу предъявлено обвинение;

б) в материалах уголовного дела имеются иные данные, позволяющие идентифицировать личность лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Ознакомление с такими материалами дела может иметь место со стороны потерпевшего по делу, заинтересованного в получении компенсации, в случае, если по каким-либо причинам обвинение в совершении преступления по конкретному уголовному делу не предъявлено (например, если лицо скрылось от органов предварительного расследования до предъявления обвинения). Как правило, данные о личности лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, подробно раскрываются субъектами расследования (дознавателем, следователем) в постановлениях о продлении срока предварительного следствия, о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ч. 5 ст. 2441 ГПК РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не может рассматриваться судьей, если он ранее принимал участие в рассмотрении дела, в связи с которым возникли основания для подачи такого заявления.

С учетом положений о подсудности рассматриваемой категории дел, правила о которой предполагают, что заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подаются в суды судебного звена, вышестоящего по отношению к судам, рассматривающим дело, разумные сроки рассмотрения по которому были нарушены, по первой инстанции, ситуация, когда судья ранее принимал участие в отправлении судопроизводства по тому же делу, может иметь место в следующих случаях:

а) если судья принимал участие в рассмотрении дела, разумные сроки рассмотрения по которому были нарушены, в порядке надзора;

б) если судья принимал участие в рассмотрении дела, разумные сроки рассмотрения по которому были нарушены, по первой, апелляционной либо кассационной инстанции в суде более низкого судебного звена, но в дальнейшем сменил место работы. При наличии основания, указанного в ч. 5 ст. 2441 ГПК РФ, судья обязан заявить самоотвод в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 ГПК РФ. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда (ч. 1 ст. 19 ГПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 2442 ГПК РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок подается в суд, уполномоченный рассматривать такое заявление, через суд, принявший решение. Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» до поступления уголовного дела в суд подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд по месту проведения предварительного расследования.

В соответствии с ч. 2 ст. 2442 ГПК РФ суд, принявший решение, обязан направить заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок вместе с делом в соответствующий суд в трехдневный срок со дня поступления заявления в суд.

Порядок рассмотрения жалоб на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела

В случаях отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2. ч. 1 ст. 24 УПК РФ, допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление, о чем письменно уведомляются лицо, предприятие, учреждение или общественная организация, от которых поступило заявление или сообщение, им разъясняется право на обжалование этого постановления. Таким образом, решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается в случае установления обстоятельств, с наличием которых закон связывает прекращение уголовно-процессуальной деятельности, если она уже осуществлялась. Например, принято заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ), принята явка с повинной (ст. 142 УПК РФ), произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

Отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела равнозначно, как правило, либо отсутствию события преступления, либо состава преступления. Перечень этих обстоятельств приведен в ст. 24 УПК РФ. Для того чтобы стать основанием к отказу в возбуждении уголовного дела, любое из обстоятельств, исключающих по нему производство, должно быть установлено с достоверностью.

На практике применяется также и такое правило: при отказе в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица вследствие истечения сроков давности привлечения к ответственности, вследствие акта амнистии это лицо должно ознакомиться с постановлением и удостоверить своей подписью отсутствие возражений против такого решения. Если в возбуждении уголовного дела отказывается ввиду смерти лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, то согласие на вынесение постановления испрашивается следователем у его близких родственников. Соблюдение данного правила в определенной мере позволяет предупредить поступление жалоб в суды в порядке ст. 125 УПК РФ.

Требование вынесения мотивированного постановления означает, что вывод о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела должен вытекать из анализа установленных обстоятельств, подтвержденных конкретными данными. Если деяние, о котором шла речь в заявлении, нашло свое подтверждение, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела должны быть приведены аргументы, объясняющие, почему это деяние юридически не является преступлением.

Для подачи жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела необходимо учитывать следующие обстоятельства. В соответствии с ведомственными нормативными актами органов предварительного расследования информация о преступлениях и происшествиях подразделяется в зависимости от формы поступления на две группы: заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы внутренних дел и являющиеся в соответствии с УПК РФ поводом к возбуждению уголовного дела; другая информация о преступлениях и происшествиях.

Первые требуют установленного УПК РФ режима их рассмотрения. Это, в первую очередь касается порядка их регистрации. На практике все заявления и сообщения о преступлениях оперативным помощником начальника органа внутренних дел немедленно заносятся в книгу учета преступлений: Книгу N 1(КУП-1), им присваивается порядковый номер. Данный факт удостоверяется постановкой на заявление штампа, который должен содержать: наименование органа внутренних дел, должность, звание и фамилию лица, зарегистрировавшего заявление, дату регистрации, порядковый номер. Лицу, обратившемуся с заявлением о совершенном преступлении, выдается талон-уведомление (состоит из двух частей - отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер), с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ). Начальник органа внутренних дел (его заместители, дежурные помощники) своей резолюцией поручает рассмотрение заявления (сообщения) о преступлении в порядке ст. 146 УПК РФ конкретному процессуальному лицу (следователю, дознавателю); последний получает его в свое производство под роспись.

На основании ст. 144 УПК РФ по заявлениям и сообщениям о совершенных или подготовляемых преступлениях в течение трех суток должно быть принято одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче заявления или сообщения по подследственности (подведомственности) в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Указанный срок по ходатайству, соответственно, следователя, дознавателя может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

После принятия решения по существу заявления в книге учета преступлений делается соответствующая отметка (возбуждено уголовное дело номер такой-то; сдан отказной материал номер такой-то; заявление направленно по подведомственности в такой-то орган). Таким образом, объектом обжалования и судебного контроля в данном случае является постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, приобщенные к нему документы (заявление о совершенном преступлении, объяснения, справки и пр.), именуемые на практике отказным материалом. Срок их хранения один год.

По смыслу уголовно-процессуального закона жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть подана только лицом (физическим, юридическим), от которого поступило заявление о уже совершенном или приготовляемом преступлении. Как правило, это потерпевший, гражданский истец либо их законный представитель, руководитель предприятия, учреждения, организации, коммерческой фирмы, которой деянием причинен ущерб. В соответствии с инструкцией "О порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях" под заявлениями и сообщениями о преступлении понимаются также явки с повинной (п. 1.3). Таким образом, заявление о преступлении может поступить от фактически виновного лица, который имеет право на защиту. Как указывалось выше, жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела могут поступить и от иных заинтересованных лиц.

В описательной части постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела излагаются данные о заявлении (сообщении) о преступлении, результатах доследственной проверки, основаниях отказа в возбуждении уголовного дела, приводятся доводы жалобы.

Традиционно особое внимание уделяется мотивировке принятого по жалобе решения, которое в ясных и четких выражениях должно содержать указания на мотивы отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также на те обстоятельства, которые подлежат установлению при дополнительной доследственной проверке, либо на причины оставления жалобы без удовлетворения.

Учитывая данные судебной практики, поводом к отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть: неполнота и односторонность доследственной проверки, неправильное применение уголовного и уголовно-процессуального законов.

В постановлении судьи не допускается оценка доказательств. Ссылка на их противоречивость допустима лишь при наличии неполноты доследственной проверки. Возможна отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду невыполнения органом предварительного расследования обязательных для него указаний руководителя органа дознания, следственного подразделения, прокурора и суда. Резолютивная часть постановления, кроме положения об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, содержит указание о направлении материала для проведения дополнительной доследственной проверки соответствующему прокурору.

Если при проверке законности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела судья выявит нарушения закона, ущемляющие права участников процесса, а равно иные нарушения уголовно-процессуального закона, то в силу ч. 4 ст. 29 УПК РФ он может довести это до сведения руководителей следственных органов, прокуроров путем вынесения частного постановления. Суд не вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку данная функция выходит за рамки судебно-контрольной деятельности и существенно ограничивает процессуальную самостоятельность органа предварительного расследования и прокурора. Закон не запрещает принесения жалобы на законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, если органом предварительного расследования, прокурором после проведения дополнительной доследственной проверки на основании постановления суда вновь вынесено то же решение.

Отказ в возбуждении уголовного дела по мотивам нецелесообразности не допускается*(81), следовательно, основанием для отказа в возбуждении уголовного дела может быть только то основание, которое прямо предусмотрено законом. Аналогичен вышеприведенному и порядок рассмотрения жалоб на отказ в принятии заявления о готовящемся или совершенном преступлении (п. 5 ст. 144 УПК РФ). Однако в данном случае предметом обжалования является уже не процессуальный документ, а действие (бездействие) органа, на который по закону возложена обязанность принять заявление и внести по нему соответствующее решение.

Судебная практика показывает, что наиболее часто распространены отказы в форме возвращения заявления о преступлении лицу, его подписавшему, письмом без принятия какого-либо процессуального решения. Подобные действия, как правило, мотивируются отсутствием в заявлении необходимых сведений о преступлении. Действующее законодательство не предусматривает подобной формы реагирования на заявление о преступлении (ст. 145 УПК РФ). Что касается лиц, злоупотребляющих своими правами, то к ним следует принимать предусмотренные законом меры воздействия. Особое место в ряду жалоб на решения органов предварительного расследования и прокуроров, которые могут быть поданы в стадии возбуждения уголовного дела, занимают те, которые поданы на постановления о возбуждении уголовного дела. Действительно, если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, то это лицо приобретает статус подозреваемого, в связи с чем может быть причинен ущерб его конституционным правам и свободам. Поэтому по смыслу действующего законодательства уже на этапе возбуждения уголовного дела суд правомочен выяснить, соблюден ли порядок вынесения данного решения, имеются ли поводы к возбуждению уголовного дела, отсутствуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Установление того, ограничиваются ли в связи с возбуждением уголовного дела конституционные права и свободы лица, обратившегося с жалобой, и сопряжена ли проверка законности обжалуемого постановления с рассмотрением тех вопросов, которые подлежат разрешению при постановлении приговора, осуществляется судом, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела. Незаконные постановления прокуроров, следователей и лиц, производящих дознание о возбуждении уголовного дела, подлежат отмене, в том числе и те, которые вынесены с нарушением правил, предусмотренных ст. 448 УПК РФ.

Предметом судебно-контрольного исследования в данном случае является постановление о возбуждении уголовного дела. Право подачи жалобы принадлежит подозреваемому, его защитнику, а также иным лицам, чьи конституционные права были нарушены в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела. Как показывает судебная практика последних лет, по результатам рассмотрения жалобы выносятся постановления либо об отказе в ее удовлетворении, либо о полной или частичной отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

. Судебный порядок рассмотрения жалоб

Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Судебный порядок рассмотрения таких жалоб регламентируется ст. 125 УПК РФ.

Судебный порядок рассмотрения жалоб распространяется на все действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора, совершенные (допущенные, принятые) ими при досудебном производстве, т.е. в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, если заявитель полагает, что этими действиями (бездействием) или решениями затруднен доступ к правосудию (например, путем отказа в возбуждении уголовного дела) либо они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного процесса.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 125 УПК РФ, для обращения в суд достаточно наличия хотя бы одного из двух указанных условий: либо затруднения доступа граждан к правосудию, либо способности причинения ущерба конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства. Решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора обжалуются в районный суд по месту производства предварительного расследования. Жалоба подается либо непосредственно в суд, либо через дознавателя, следователя, прокурора (если заявитель, к примеру, находится под арестом и лишен возможности самостоятельного обращения в суд). При этом закон устанавливает, что жалоба в суд может быть подана заявителем, его защитником, законным представителем либо представителем.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее пяти суток со дня ее поступления в суд. Продление срока рассмотрения жалобы не предусмотрено. В порядке подготовки к судебному рассмотрению жалобы судья вправе лично либо через прокурора затребовать копии процессуальных и иных документов, необходимых для рассмотрения жалобы по существу. Также в порядке подготовки к судебному заседанию судья направляет копии жалобы заинтересованным лицам, назначает место и время проведения судебного заседания, определяет круг его участников. В соответствии с ч. 3 ст. 125 УПК РФ жалоба рассматривается в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а так же с участием дознавателя, следователя, прокурора, непосредственные решения и действия (бездействие) которых обжалуются. Неявка указанных лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. В случае если участники производства по жалобе настаивают на рассмотрении жалобы с их участием, то их участие является обязательным.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 УПК РФ жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании. Вместе с тем законодатель определил, что по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 241 УПК РФ, как по инициативе судьи, так и по ходатайству участвующих в деле лиц рассмотрение жалобы может быть проведено судьей в закрытом судебном заседании. Имеются в виду случаи, когда рассмотрение жалобы в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, а также сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство. Кроме этого, в закрытом судебном заседании могут рассматриваться жалобы в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, родственников или близких лиц, а также жалобы по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста. При наличии к тому оснований судья предупреждает участников процесса о недопустимости разглашения данных предварительного расследования без предварительного разрешения дознавателя, следователя и прокурора, о чем у них отбирается подписка. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства по жалобе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.

Жалоба рассматривается в судебном заседании судьей единолично. При рассмотрении всех видов жалоб ведется протокол судебного заседания по правилам, предусмотренным ст. 259 УПК РФ. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Перечень и содержание разъясняемых участникам процесса прав зависят от их процессуального положения. После разъяснения участникам судебного заседания их прав и обязанностей судья предоставляет возможность выступить заявителю, который обосновывает свою жалобу. После него заслушиваются другие лица, явившиеся в судебное заседание. В случае неявки заявителя в судебное заседание содержание его жалобы излагается судьей либо по его поручению представителем соответствующей стороны в процессе. Последним из участников судебного заседания выступает прокурор. В целях уточнения позиций сторон судья предоставляет участникам процесса право задавать друг другу вопросы. При необходимости вопросы могут быть заданы и самим судьей. После этого сторонам предоставляется возможность выступить с репликой. Пределы судебной проверки по жалобе ограничены рамками самой жалобы и не могут ее превышать.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих решений, которое оформляется в виде постановления:

) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

) об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае если суд удовлетворил жалобу на действия (бездействие) или решение соответствующего должностного лица и предписал устранить допущенные им нарушения, он (суд) ни в коем случае не вправе возложить на себя выполнение функций последнего. Устранение выявленных нарушений осуществляется органами и должностными лицами, наделенными соответствующими процессуальными полномочиями. В соответствии с ч. 7 ст. 125 УПК РФ принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия или исполнение обжалуемого решения. Однако если дознаватель, следователь, прокурор либо суд сочтут это необходимым, то они вправе приостановить производство обжалуемого действия или исполнение обжалуемого решения.

Постановления, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) или решения дознавателя, следователя и прокурора, могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке. Более того, действующий уголовно-процессуальный закон не препятствует пересмотру постановлений, принятых по результатам рассмотрения жалобы, в порядке надзорного производства, осуществляемого соответствующими судами. 10 февраля 2009 года принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление), которое посвящено правилам обжалования действий и решений должностных лиц (в том числе и следователя), осуществляющих уголовное преследование в досудебном производстве по уголовным делам.

Как отмечается в п.1 Постановления при проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

Помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела судебному обжалованию в соответствии с частью 1 статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие.

Следует обратить внимание на следующий пункт Постановления. Не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения (приговоры). В порядке статьи 125 УПК РФ могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.

Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (статья 103 УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

С учетом того, что жалоба на основании статьи 125 УПК РФ может быть подана в суд, а также одновременно на основании статьи 124 УПК РФ - прокурору или руководителю следственного органа, Пленум рекомендует судьям выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению. Если будет установлено, что уголовное дело, по которому поступила жалоба, направлено в суд для рассмотрения по существу либо по делу постановлен приговор или иное окончательное решение, судья принимает к производству и рассматривает лишь жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц, затрагивающие права и законные интересы заявителей, не являющихся участниками судебного разбирательства по данному уголовному делу. Подлежат рассмотрению жалобы, где ставится вопрос о признании незаконными и необоснованными решений и действий (бездействия), которые в соответствии с УПК РФ не могут быть предметом проверки их законности и обоснованности на стадии судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом, в том числе в апелляционном или кассационном порядке (статья 354 УПК РФ).

В остальных случаях судья, в зависимости от того, на какой стадии находится производство по жалобе, выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению или о прекращении производства по жалобе в связи с тем, что предварительное расследование по уголовному делу окончено и уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Одновременно с этим заявителю разъясняется, что вопросы о признании незаконными или необоснованными решений и действий (бездействия) должностных лиц на стадии досудебного производства он вправе поставить перед судом в ходе судебного разбирательства по уголовному делу, а также при рассмотрении дела судом апелляционной или кассационной инстанций. Если судебное решение вступило в законную силу, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению и разъясняет заявителю его право обратиться в суд в порядке статьи 402 УПК РФ.

Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению жалобы на действия и решения должностных лиц, указанных в части 1 статьи 125 УПК РФ. При неявке в судебное заседание по уважительным причинам заявителя и иных лиц, настаивающих на ее рассмотрении с их участием, судья выносит постановление об отложении разбирательства по жалобе и сообщает им о дате и времени ее рассмотрения.

. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей

Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей регламентируется статьей 126 УПК РФ. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей.

Закон о содержании под стражей предоставляет подозреваемым и обвиняемым возможность защиты своих прав и свобод путем подачи предложений, заявлений и жалоб, обращения с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории.

Примером введения дополнительной гарантии может служить установленный в Законе запрет на цензуру предложений, заявлений и жалоб, направляемых прокурору, в суд, или иные органы государственной власти, обладающие правом контроля за местами содержания под стражей.

Другим примером такого рода являются установленные Законом о содержании под стражей (ст. 21) сроки направления предложений, заявлений и жалоб адресату, запреты на цензуру предложений, заявлений и жалоб, направляемых прокурору, в суд, иные органы государственной власти, обладающие правом контроля за местами содержания под стражей, а также на преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов.

Предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, общественную наблюдательную комиссию, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

В отношении предложений, заявлений и жалоб, содержащих сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненных тайнописью, шифром, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, применяется порядок, установленный частью третьей статьи 20 настоящего Федерального закона.

Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не позднее трех дней с момента их подачи.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. По просьбе подозреваемых и обвиняемых за счет их средств администрация места содержания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

В то время как для применения заключения под стражу требуется санкция прокурора, а подозреваемому или обвиняемому предоставлена возможность защиты своего права на свободу в суде, при применении к подозреваемому или обвиняемому того или иного режима содержания следователь, ведущий уголовное дело, орган дознания, прокурор или судья не ограничены законом. Обжалование подозреваемым и обвиняемым в суде примененных к нему соответствующим лицом или органом режимных ограничений законом также не предусмотрено, что противоречит принципу гуманизма и позволяет органу дознания или следователю оказывать давление на подозреваемого или обвиняемого с целью получения нужных показаний.

В связи с этим в статью 2201 УПК РСФСР следует включить дополнения, предусматривающие обжалование в суд не только ареста или продления срока содержания под стражей, но и применения режима строгой изоляции. Жалобы на применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, режима строгой изоляции при содержании под стражей, а равно на продление срока содержания под стражей приносятся в суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным представителем непосредственно либо через лицо, производящее дознание, следователя или прокурора.

Администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы этого лица на арест, применение режима строгой изоляции или продление срока содержания под стражей обязана немедленно и, во всяком случае, не позднее двадцати четырех часов с момента ее получения направить жалобу в соответствующий суд с уведомлением о том прокурора.

Лицо, производящее дознание, следователь и прокурор обязаны в течение двадцати четырех часов направить в суд поступившую жалобу вместе с материалами, подтверждающими законность и обоснованность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения, режима строгой изоляции или продления срока содержания под стражей, а при необходимости - также со своими объяснениями. В случае если жалоба была принесена через администрацию места содержания под стражей, прокурор обязан направить в суд указанные материалы и объяснения в течение двадцати четырех часов с момента получения от администрации места содержания лица под стражей уведомления о подаче этим лицом жалобы.

Принесение жалобы впредь до ее разрешения не приостанавливает действия постановления о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения и не влечет освобождения лица из-под стражи или изменения режима изоляции, если это не найдет нужным сделать лицо, производящее дознание, следователь или прокурор».

Судебная проверка законности и обоснованности применения заключения под стражу в качестве меры пресечения, режима строгой изоляции при содержании под стражей, а равно законности и обоснованности продления срока содержания под стражей производится судьей по месту содержания лица под стражей.

Судья проверяет законность и обоснованность ареста, применения режима строгой изоляции или продления срока содержания под стражей не позднее трех суток со дня получения материалов, подтверждающих законность и обоснованность заключения под стражу в качестве меры пресечения и применения режима строгой изоляции.

Судебная проверка законности и обоснованности ареста, применения режима строгой изоляции или продления срока содержания под стражей производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника, если он участвует в деле, а также законного представителя лица, содержащегося под стражей. Судья вызывает в заседание лицо, содержащееся под стражей. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о дне рассмотрения жалобы, не является препятствием для судебной проверки.

Судебная проверка законности и обоснованности ареста, применения режима строгой изоляции или продления срока содержания под стражей в отсутствие лица, содержащегося под стражей, допускается лишь в исключительных случаях, когда это лицо ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании.

В начале заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в заседание лицам, разъясняет им права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в рассмотрении жалобы, обосновывает ее, после чего заслушиваются другие явившиеся в заседание лица.

В результате судебной проверки законности и обоснованности применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или продления срока содержания под стражей судья выносит одно из следующих постановлений:

) об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении лица из-под стражи;

) об оставлении жалобы без удовлетворения.

В результате судебной проверки законности и обоснованности применения режима строгой изоляции судья выносит одно из следующих постановлений:

) об отмене режима строгой изоляции;

) об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае если в заседание не были представлены материалы, подтверждающие законность и обоснованность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей, судья выносит постановление об отмене этой меры пресечения и об освобождении лица из-под стражи.

Если в заседание не были представлены материалы, подтверждающие законность и обоснованность применения режима строгой изоляции, судья выносит постановление о замене при содержании под стражей режима строгой изоляции на режим общей изоляции.

Постановление судьи должно быть мотивированным.

Судья вправе одновременно с вынесением постановления об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу избрать любую другую предусмотренную законом меру пресечения.

Копия постановления судьи направляется прокурору и заявителю, а в случае принятия решения об изменении режима изоляции или об освобождении лица из-под стражи - также по месту содержания лица, заключенного под стражу, для немедленного исполнения. Если лицо, содержащееся под стражей, участвует в заседании, оно при вынесении соответствующего постановления освобождается судьей из-под стражи немедленно в зале судебного заседания.

В случае оставления жалобы без удовлетворения повторное рассмотрение судьей жалобы того же лица по тому же делу в порядке, предусмотренном настоящей статьей, допускается, если заключение под стражу в качестве меры пресечения было вновь избрано после ее отмены или изменения лицом, производящим дознание, следователем или прокурором».

. Жалоба и представление на приговор, определение, постановление суда

Жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов первой и апелляционной инстанций, а также жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, приносятся в порядке, установленном главами 43 - 45 настоящего Кодекса. Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, установленном главами 48 и 49 настоящего Кодекса.

Право обжалования подозреваемым, обвиняемым, осужденным, оправданным, их защитниками или законными представителями, потерпевшим, его представителем, а также прокурором вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда, установлено ст. 402 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

приговор и постановление мирового судьи;

приговор, определение и постановление районного суда;

кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации;

другие судебные решения, в соответствии со ст.403 УПК РФ.

Принципиальной особенностью при пересмотре судебного решения в порядке надзора, является недопустимость поворота к худшему.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора либо определения или постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законодательством.

В частности, пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений, вынесенных в связи с его обжалованием, по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела допускаются в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда.

К таким нарушениям относятся нарушения уголовно-процессуального закона, которые:

лишили участников уголовного судопроизводства возможности осуществления прав, гарантированных законом, на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон;

существенно ограничили права участников уголовного судопроизводства и если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда.

Порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления, а также порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции определен ст.ст.406-407 УПК РФ.

Надзорные жалобы

Надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции, любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления. Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Уголовное дело судом надзорной инстанции рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации - не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Вопрос о форме участия указанных лиц в судебном заседании решается судом. Такое ходатайство может быть заявлено лицом, содержащимся под стражей, или осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в надзорной жалобе либо в течение 10 суток со дня получения ими извещения о дате, времени и месте заседания суда надзорной инстанции.

Дело докладывается членом президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиума Верховного Суда Российской Федерации или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то им предоставляется возможность после выступления прокурора дать свои устные объяснения. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиум Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации - определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда

рассматриваются надзорные жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе вынести решение:

● оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

● отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

● отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

● отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

● отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

● внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При отмене приговора, определения или постановления суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения. Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление - председательствующим в заседании президиума. Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением.

Основаниями отмены или изменения приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора являются основания, предусмотренные статьей 379 настоящего Кодекса:

несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции;

нарушение уголовно-процессуального закона;

неправильное применение уголовного закона;

несправедливость приговора.

Определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что:

определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно;

определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу;

определение или постановление вынесено с нарушением требований УПК РФ, которое повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления.

Устранение обстоятельств, указанных в части пятой статьи 247 УПК РФ, также является основанием отмены приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении. Вместе с тем, суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе:

● устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

● предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;

● принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Отменяя определение суда кассационной инстанции, суд надзорной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

После отмены первоначального приговора суда или определения суда кассационной инстанции уголовное дело подлежит рассмотрению в порядке, установленном соответственно главами 33 - 40, 42 и 45 УПК РФ.

Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован в рассмотренном выше порядке.

Внесение же повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается.

С другой стороны, надзорные жалоба или представление на приговор, определение или постановление суда, вынесенные после отмены предыдущих решений в кассационном порядке или в порядке надзора, могут быть внесены в порядке, установленном настоящей главой, независимо от мотивов, по которым были отменены первоначальные приговор, определение или постановление суд

Производство в надзорной инстанции - самостоятельная стадия российского уголовного процесса. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть обжалованы: подозреваемым, обвиняемым, осужденным, оправданным, лицом, уголовное дело в отношении которого прекращено, их защитниками, законными представителями, потерпевшим, его представителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком, их представителями (в части, касающейся гражданского иска), прокурором, частным обвинителем, а также иными лицами в той части, в которой судебное решение затрагивает их интересы. Указанные лица извещаются о дате, времени и месте заседания суда надзорной инстанции. Поступившие в суд надзорной инстанции ходатайства иных лиц и организаций о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителям. Судами, имеющими право на пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений, являются президиумы Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов; Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ. Надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение, при этом прилагаются копия обжалуемого судебного постановления, при наличии копии последующих судебных решений по делу (решения судов апелляционной, кассационной, надзорной инстанций), в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заяви-теля, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении. Производство в надзорной инстанции осуществляется с соблюдением требования инстанционности, в соответствии с которым надзорные жалоба или представление, равно как и уголовное дело, вначале рассматриваются в нижестоящем, а затем в вышестоящем суде надзорной инстанции. При этом предварительное производство по жалобе или представлению в каждой надзорной инстанции осуществляется в два этапа: вначале ходатайство рассматривается судьей, а затем, если в удовлетворении жалобы или представления отказано, постановление судьи может быть проверено председателем суда надзорной инстанции. Пересмотр судебного решения в порядке надзора в сторону ухудшения положения осужденного, оправданного или лица, дело в отношении которого прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, и лишь в случае допущения в ходе судебного разбирательства фундаментальных нарушений. К таким нарушениям относятся нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлекли за собой постановление приговора незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей, а равно лишили участников уголовного судопроизводства возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенно ограничили эти права, если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда. Внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается. По смыслу закона повторной надзорной жалобой или представлением следует считать жалобу или представление, принесенную по тому же делу, в отношении того же лица, в ту же надзорную инстанцию, тем же субъектом обжалования, если ранее в отношении этого лица состоялось судебное решение (постановление, определение) этого же суда надзорной инстанции либо жалоба или представление были оставлены без удовлетворения постановлением судьи, с которым согласились председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, председатель окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель. Повторные жалобы или представление возвращаются судьей соответствующего суда надзорной инстанции без рассмотрения. Если же в одной из повторных жалоб или представлений усматриваются основания для отмены или изменения судебного решения, то руководители (председатели) судебных органов в пределах своей компетенции могут отменить постановление судьи, возбудить надзорное производство и передать жалобу или представление на рассмотрение суда надзорной инстанции. Лицо, обратившееся в суд надзорной инстанции с ходатайством о пересмотре судебного решения, вступившего в законную силу, вправе отозвать надзорные жалобу или представление до начала их рассмотрения судом.

Список использованной литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2009 г.) // ВВС РФ. - 1992. - №8. Ст. 366.

. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 1 г. Москва "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200 (в ред. приказов Генерального прокурора Российской Федерации № 178 от 05.09.2008 № 113 от 17.03.2010) Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации

., Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2008 г. N 15 «о порядке рассмотрения жалоб на действия(бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

. Федеральный закон «о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ, от 05.02.2007 N 9-ФЗ, от 05.02.2007 N 10-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 27.09.2009 N 224-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 29.12.2010 N 434-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 05.04.2011 N 49-ФЗ, от 21.04.2011 N 78-ФЗ)

. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. - 2007. - № 11.

. Анисимов Г. Некоторые вопросы места и роли прокурора в уголовном судопроизводстве на современном этапе совершенствования законодательства // Право и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 23.

. Бабенко А. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования // Российская юстиция. - 2001. - № 8. - С. 32.

. Винокуров А.Ю. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия // Адвокат. - 2008. - №4. - С. 31.

. Гаврилов Б.Я. Прокурорский надзор на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования // Правовое регулирование защиты конституционных прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве. М.: Мир, 2009. С. 202.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2009. С. 245.

. Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. С. 372.

. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427.

. Шейфер С.А. О правовой регламентации доказательственной деятельности следователя по новому УПК РФ. // Прокурорская и следственная практика. - 2008. - № 1. - С. 14.

. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427.

. Бабенко А. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования // Российская юстиция. - 2001. - № 8. - С. 32.

. Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. С. 372.

. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427.

. Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. С. 372.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2009. С. 245.

. Бабенко А. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования // Российская юстиция. - 2001. - № 8. - С. 32.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2009. С. 245.

. Бабенко А. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования // Российская юстиция. - 2001. - № 8. - С. 32.

. Винокуров А.Ю. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия // Адвокат. - 2008. - №4. - С. 31.

. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427.

. Анисимов Г. Некоторые вопросы места и роли прокурора в уголовном судопроизводстве на современном этапе совершенствования законодательства // Право и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 23.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2009. С. 245.

. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 427.

. Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. С. 372.

. Червоткин А.С. Апелляция и кассация. Пособие для судей. - Проспект, 2010. С. 41.

. Червоткин А.С. Апелляция и кассация. Пособие для судей. - Проспект, 2010. С. 41.

Похожие работы на - Обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц в уголовном судопроизводстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!