Обеспечение исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обеспечение исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

Основные данные о работе


Версия шаблона

2.1

Филиал

Нижегородский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное (государственное)право России.

Тема

Обеспечение исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

Фамилия студента

Титов

Имя студента

Виталий

Отчество студента

Валерьевич

№ контракта

09203090101055


Содержание


Введение

Основная часть

1. Общая характеристика конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

1.1 Понятие конституционных обязанностей

1.2 Основные черты публичных конституционных обязанностей

1.3 Классификация конституционных обязанностей личности

2. Обеспечение исполнения отдельных конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

.1 Обеспечение исполнения обязанности уплаты налогов и сборов

.2 Обеспечение защиты Отечества

2.3 Обеспечение исполнения прочих конституционных обязанностей

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение


Одной из основных целей Российской Федерации, являющейся правовым государством, является обеспечение взаимодействия интересов личности и государства, когда государство посредством права регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. При этом необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства и личности выступают конституционные обязанности граждан, наряду с правами и свободами составляющие правовой статус человека и гражданина. Реализация прав всегда предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, возникающих в связи с предоставлением прав самому государству, а также гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Целесообразность научного осмысления проблемы конституционных обязанностей объясняется происходящей сменой приоритетов ценностей общества, новыми социальными и экономическими условиями жизни страны, что обусловливает актуальность выбранной нами темы.

Целью данной работы является изучение обеспечения исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации. Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

определить понятие конституционных обязанностей;

рассмотреть основные черты публичных конституционных обязанностей;

рассмотреть классификацию основных конституционных обязанностей личности;

охарактеризовать обеспечение исполнения обязанности уплаты налогов и сборов;

дать характеристику обеспечению защиты Отечества как одной из конституционных обязанностей личности;

рассмотреть обеспечения исполнения прочих конституционных обязанностей.

Цель и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Предметом изучения являются общественные отношения, имеющие место при обеспечении исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации. Объектом изучения выступают особенности характеристики и исполнения конституционных обязанностей личности по законодательству Российской Федерации.

Методологической базой работы явились такие методы научного познания, как сравнительно-правовой метод, исторический метод, метод изучения документов и ряд других.

Теоретической базой работы стали научные труды таких ученых-правоведов, как М.В. Баглай, А.В. Зиновьев, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, М.В. Мархгейм, Г.Д. Садовникова, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, Б.С. Эбзеев и ряда других. В сочинениях названных авторов рассматриваются все основные вопросы конституционного права Российской Федерации, в том числе анализируются основные конституционные обязанности личности, приводятся проблемы обеспечения их исполнения. Учтены последние изменения в действующем законодательстве, материалы судебной практики.

Законодательной базой работы стали международные нормативные правовые акты (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г., Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» 1996 г., ), Конституция Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный законы («О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г., «О животном мире» 1995 г., «Об альтернативной гражданской службе» 2002 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г.), материалы судебной практики.

1. Общая характеристика конституционных обязанностей личности в Российской Федерации


.1 Понятие конституционных обязанностей

Конституционное определение России как государства, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, подразумевает также наличие корреспондирующих им обязанностей. Права и обязанности невозможны друг без друга. Однако научное внимание исследователей больше приковано к правам, несмотря на то, что нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны права человека без обязанностей. Единство прав и обязанностей обусловливает порядок, который в свою очередь делает реальной свободу.

Конституционные обязанности традиционно рассматриваются в контексте правового статуса человека как один из его элементов, поскольку именно права, свободы и обязанности признаются в научных дискуссиях о структуре правового статуса лица его неоспоримыми составными частями.

Разновидностью социальных обязанностей выступают юридические обязанности - мера объективно-необходимого, должного поведения человека в общественных отношениях.

Составной частью юридических обязанностей являются обязанности конституционные. Их особенности выражаются в том, что они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам, имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание конституционных обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам, подтверждением чему служит конституционное положение о том, что защита Отечества является сначала долгом, а потом обязанностью гражданина РФ. Подобная последовательность подчеркивает первичность появления моральных норм по отношению к юридическим, а также может рассматриваться как первичность личностной мотивации должного поведения по отношению к гражданской.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации конституционные обязанности приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер, что позволяет их определить как высшие правовые требования, предъявляемые к каждой личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействия), которые служат удовлетворению личных и общественных интересов в правовом демократическом государстве.

В действующей Конституции РФ прямое закрепление получили не так много обязанностей граждан РФ. При этом часть конституционных обязанностей получила опосредованную формулировку через «долженствование» или «не долженствование». То есть формализованная Конституцией РФ мера должного поведения российского гражданина проявляется в различных лексических формах; касается его правового статуса; характеризует содержание обязанности; означает выбор гражданина РФ в конкретных процессуальных условиях; определяет, от каких деяний российский гражданин обязан воздерживаться; устанавливает адресатов обязанного поведения российских граждан (Приложение А).

Категория «должное поведение», т. е. поведение, обеспечиваемое принудительной силой государства и соответствующей санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом, но не дает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых. По мнению некоторых ученых, правовая необходимость полнее всего раскрывает существо обязанности. Она, с одной стороны, указывает, что эта обязанность существует и развивается в рамках должного, установленного законом и обеспечиваемого государством поведения. С другой стороны, она выражает содержание обязанности и присущую ей специфику. «Необходимость» для раскрытия обязанности играет также роль, какую в понятии прав и свобод личности выполняет «возможность».

Конституционные обязанности гражданина РФ имеют широкомасштабное содержание и проявляются в Конституции РФ прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения или воздерживаться от этого.

Из-за широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и нормы морали, вследствие чего можно сказать, что конституционные обязанности граждан сочетают в себе качества юридического веления с качествами морально-идеологического императива. Их нормативность обеспечивается нравственным долженствованием и юридической обязанностью.

Конституционные обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Посредством установления конституционных обязанностей каждому гражданину предписываются определенные вид и мера поведения. Ненадлежащее исполнение конституционной обязанности актуализирует механизм юридической ответственности.

Таким образом, конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер; не зависят от конкретного правового статуса лица; закрепляются на высшем, конституционном уровне (Приложение Б).

Подводя итоги, можно сказать, конституционные обязанности, под которыми понимаются конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан, являются составной частью правового статуса личности, тесно связанной с правами и свободами человека и гражданина.

1.2 Основные черты публичных конституционных обязанностей

Должное поведение, обусловленное различными интересами общества и государства и получившее закрепление в Конституции РФ, можно определить как систему публичных конституционных обязанностей. Они довольно компактно расположены в системе конституционных норм: статьи 57-59 Конституции Российской Федерации.

Публичные конституционные обязанности имеют общие черты и особенности. Их объединяют общая правовая природа, единство обусловившего их интереса и качество высшего правового веления.

Качеств, которые их отличают, немного больше. Во-первых, публичные конституционные обязанности отличаются своим адресатом. К примеру, исключительно к гражданам Российской Федерации обращена обязанность защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ); и гражданам РФ, и лицам, таковыми не являющимся, адресованы обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Во-вторых, публичных конституционные обязанности разграничиваются содержанием публичного интереса, который может быть реализован путем уплаты налогов и сборов, сохранения природы и окружающей среды и т. д.

В-третьих, публичные конституционные обязанности различаются по механизму своей реализации. Так, для одних порядок реализации установлен федеральным законом (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ), для других - законом РФ (ст. 57 Конституции РФ), для третьих вообще не упомянут (ст. 58 Конституции РФ).

В-четвертных, только для одной публичной конституционной обязанности, адресованной гражданам Российской Федерации, предусмотрена возможность замены форму осуществления: в случае, если убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, гражданин РФ вправе заменить ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

В-пятых, публичные конституционные обязанности могут быть отграничены по преобладанию интереса общества или государства. Несмотря на употребление более социально ориентированного (по сравнению с государством) термина «Отечество», установление долга и обязанности его защищать демонстрирует превалирование интересов государства; формулировка ст. 58, наоборот, более тяготеет к представлению интересов общества, социума, поскольку именно природная среда является основой жизни людей; государство как территориальная организация суверенной, обладающей аппаратом управления и принуждения, легитимной власти менее чувствительна к состоянию окружающей среды.

В-шестых, формулировки ст. 57 и ч. 3 ст. 59 Конституции РФ показывают учет интересов обязанных лиц. Этот интерес в первом случае представлен запретом обратной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков; во втором - индивидуальными особенностями гражданина РФ, связанными с его убеждениями или вероисповеданием.

В-седьмых, публичные конституционные обязанности могут быть разделены на однократно исполняемые (несение военной службы по призыву (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ), несение альтернативной гражданской служба (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ); периодически исполняемые (уплата налогов (ст. 57 Конституции РФ); ситуационно исполняемые (уплата сборов (ст. 57 Конституции РФ); перманентно исполняемые (сохранение природы и окружающей среды (ст. 58 Конституции РФ); чрезвычайно исполняемые (защита Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

На объем и механизм реализации публичных конституционных обязанностей оказывают известное влияние международные договоры, стороной которых является Российская Федерация. К примеру, Россия заключает договоры с другими государствами об избежании двойного налогообложения граждан этих государств на территории друг друга, о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды.


.3 Классификация конституционных обязанностей личности

Как уже отмечалось, субъективным правам лица корреспондируют соответствующие обязанности государства, его органов, должностных лиц, граждан. Однако это не значит, что при рассмотрении конституционных прав и обязанностей нужно рассматривать схему, при которой каждому праву соответствует конституционная обязанность, поскольку структура действующей Конституции РФ этого не предполагает. Конституция Российской Федерации закрепляет общий, конституционный статус, вследствие чего в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, постоянно возникающие и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, и т. п.

Анализ Конституции Российской Федерации показывает, что в основном нормы, устанавливающие обязанности человека и гражданина, содержатся в главе второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Как видно, в названии второй главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» нет упоминания об обязанностях, в то время как, к примеру, в действующей Конституции Украины ее второй раздел называется «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». В Конституции Кыргызстана выделены разделы: «Права и свободы человека», «Права и обязанности гражданина». Все советские конституции с 1936 года содержали главы о правах и обязанностях граждан. Аналогичные разделы имеются в конституциях Италии, Испании, Японии и других стран.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, сказано, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Принимая во внимание особенности Конституции РФ как основного закона Российской Федерации, можно сказать, что утвержденные в ней конституционные обязанности личности составляют отдельную группу без привязки каждой из них конкретному праву личности.

Перечень конституционных обязанностей в действующей Конституции России довольно ограничен. К основным обязанностям личности относятся:

обязательность основного общего образования (ч. 4 ст. 43);

обязанность соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15);

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);

обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

защищать Отечество (ч. 1 ст. 59);

некоторые другие.

При этом несение военной службы не закреплено как обязанность в Конституции РФ, где говорится, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законодательством. Воинская обязанность закрепляется в федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», в иных нормативных правовых актах.

И.Е. Фарбер отмечал, что в науке конституционного права нет общепризнанной классификации обязанностей. Однако в связи со значительным расширением не только прав граждан, но и их обязанностей представляется необходимым поиск критерия для группировки обязанностей.

Анализ юридической литературы показал, что исследования в данном направлении ведутся. К примеру, Б.С. Эбзеев, используя различные критерии, выделяет обязанности человека и обязанности гражданина, активные и пассивные обязанности, обязанности-запреты и обязанности-ограничения.

Исходя из социальной и юридической природы, а также нормативного содержания обязанностей, им различаются: гражданские обязанности; этико-социальные обязанности; социально-культурные обязанности; обязанности в сфере охраны окружающей среды.

По критерию наличия российского гражданства у субъекта несения соответствующих обязанностей выделяются обязанности человека и обязанности гражданина Российской Федерации. Как пишет, Б.С. Эбзеев, «обязанности человека имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами человеческой личности». Принимая во внимание эту классификацию, к конституционным обязанностям человека в Российской Федерации можно отнести: уважение прав и свобод других лиц; заботу о детях и нетрудоспособных родителях; заботу о памятниках истории и культуры; уплату налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды.

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из сочленства индивида в государстве, представляя собой отражение государственно-правового качества личности. Ряд обязанностей, согласно Конституции РФ относящихся к гражданину, предполагает, что в процессе их осуществления он выступает от имени государства, а само такое осуществление носит характер государственной деятельности. С формально-юридической точки зрения к конституционным обязанностям гражданина РФ можно отнести: соблюдение Конституции РФ и законов; защиту Отечества.

В остальных случаях обязанности, соответствующие правам и свободам, специально закрепляются в нормах Конституции Российской Федерации совместно с этими правами и свободами. К примеру, в Конституции РФ говорится: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей», а также: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Одновременно с названными некоторые статьи Конституции РФ специально посвящены только обязанностям граждан: платить законно установленные налоги и сборы; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду.

Таким образом, Конституция Российской Федерации закрепляет общий, конституционный статус, вследствие чего в него не входят многочисленные права и обязанности. Установленные в Конституции РФ конституционные обязанности составляют отдельную группу без привязки каждой к конкретному праву. Одновременно с этим критерии для классификации конституционных обязанностей в настоящее время отсутствуют, несмотря на предпринимаемые попытки их разграничения.

конституционный обязанность личность государство

2. Обеспечение исполнения отдельных конституционных обязанностей личности в Российской Федерации


.1 Обеспечение исполнения обязанности уплаты налогов и сборов

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность каждого человека и гражданина в конституциях советского типа не закреплялась, что объясняется тем, что в условиях господства социалистической собственности, когда государство воплощало в себе единственного собственника, подавляющая часть государственного бюджета формировалась за счет поступлений от социалистических предприятий и организаций; налоги с населения составляли очень малую величину.

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике, что вполне закономерно, поскольку развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе, когда число налогообязанных субъектов качественно меняется, расширяются виды налогообложения. В связи с этим значение налогов с граждан и других лиц, подлежащих налогообложению, в государственном бюджете кардинально меняется.

В современных условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. Поэтому обязанность платить налоги в Конституции РФ закрепляется как одна из важнейших.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность, в чем заинтересован каждый гражданин.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы - это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. Однако устанавливаться налоги и сборы могут только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и т. д.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Таким образом, в условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана государственного суверенитета, обороноспособности.

Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации, а меры административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства - средством обеспечения исполнения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

.2 Обеспечение защиты Отечества

Конституция РФ закрепляет обязанность по защите Отечества. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», определяющим условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы. Указанный закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время.

Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Конституция РФ также устанавливает возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ). Обязанность, касающаяся военной службы, является единственной, где конституционно предусмотрена возможность замены ее формы. Конкретизация данного конституционного права осуществлена Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», где определено, что альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена только на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые имеют основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежат призыву на военную службу; имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Таким образом, в соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей все российские граждане являются носителями конституционной обязанности по защите Отечества, при этом правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона. Обеспечением исполнения конституционной обязанности по защите Отечества можно назвать уголовную ответственность за уклонение от прохождения действительной военной службы для лиц, подлежащих призыву, а также возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой для лиц, чьи убеждения или вероисповедания противоречат несению военной службы.

.3 Обеспечение исполнения прочих конституционных обязанностей

Конституция РФ закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. К их числу, к примеру, можно отнести Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне», «О животном мире», Водный кодекс РФ и т. д.

Конституция РФ также содержит такие обязанности, которые основаны на обеспечении индивидуального интереса. Прежде всего в Конституции РФ (ч. 2. Ст. 38) указывается на равное право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их.

Одним из главных назначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей, поскольку интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. Права ребенка, закрепленные в ст. 54 Семейного кодекса РФ, обеспечиваются обязанностями его родителей. Принцип ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ; в ряде регионов также устанавливается, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения.

Гарантией обеспечения конституционных требований, относящихся к воспитанию детей, является установление уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращением, предусмотренное ст. 156 Уголовного кодекса РФ.

Конституционная обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родителей, а при необходимости - и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительского долга.

Индивидуальными интересами обусловлено также конституционное установление обязательности основного общего образования, которое в настоящее время составляет девять классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения.

Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Следовательно, принимая во внимание роль образования в формировании личности и его значимость для общества, в Конституции РФ использован особый прием правового регулирования: обязанность гражданина получить основное общее образование усиливается обязанностью родителей или лиц, их заменяющих, принять все необходимые меры, чтобы дети получили такое образование одновременно такое усиление означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня.

К индивидуально-ориентированным конституционным обязанностям российских граждан также относится мера должного поведения, определенная ч. 3 ст. 44 Конституции РФ. Обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры выступает гарантией права на пользование достижениями культуры.

Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Закон обязывает граждан заботиться о сохранении памятников истории и культуры. Граждане, в собственности которых они находятся, обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации памятников.

Граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить их в прежнем состоянии, а при невозможности - возместить причиненные убытки. Восстановление памятника или его охранной зоны осуществляется с соблюдением установленного порядка реставрации памятников истории и культуры. За нарушение гражданами правил охраны и использования памятников истории и культуры установлена также административная ответственность. Утрата какой-либо части культурного наследия часто бывает невосполнимой. Поэтому уничтожение или повреждение памятников культуры влечет уголовную ответственность по ст. 243 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, конституционные обязанности граждан Российской Федерации, обусловленные индивидуальными интересами, установлены в тесной взаимосвязи с правами граждан и выступают, по сути, гарантией обеспечения последних. Содержание индивидуализированных конституционных обязанностей раскрывается в соответствующем федеральном законодательстве, нормы которого, в свою очередь, отражаются в подзаконных актах. Исходя из конституционного перечня предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по вопросам реализации данных обязанностей могут приниматься законы субъектов РФ.

Поскольку обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц, это само по себе уже является средством обеспечения исполнения конституционных обязанностей. Установление пределов ответственности за нарушение рассмотренных мер должного поведения, закрепленных в Конституции РФ, также можно рассматривать как обеспечение исполнения конституционных обязанностей Российской Федерации.

Заключение


Рассмотренные в данной работе вопросы позволили нам сделать следующие выводы.

Конституционные обязанности, под которыми понимаются конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан, являются составной частью правового статуса личности, тесно связанной с правами и свободами человека и гражданина.

Отличительными чертами публичных конституционных обязанностей являются: их адресат; содержание публичного интереса; механизм реализации; возможность замены формы осуществления; преобладание интереса общества или государства; учет интересов обязанных лиц; деление на однократно исполняемые, периодически исполняемые, ситуационно исполняемые, перманентно исполняемые, чрезвычайно исполняемые.

Конституция Российской Федерации закрепляет общий, конституционный статус, вследствие чего в него не входят многочисленные права и обязанности. Установленные в Конституции РФ конституционные обязанности составляют отдельную группу без привязки каждой к конкретному праву. Одновременно с этим критерии для классификации конституционных обязанностей в настоящее время отсутствуют, несмотря на предпринимаемые попытки их разграничения.

Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации, а меры административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства - средством обеспечения исполнения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей все российские граждане являются носителями конституционной обязанности по защите Отечества, при этом правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона. Обеспечением исполнения конституционной обязанности по защите Отечества можно назвать уголовную ответственность за уклонение от прохождения действительной военной службы для лиц, подлежащих призыву, а также возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой для лиц, чьи убеждения или вероисповедания противоречат несению военной службы.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации, обусловленные индивидуальными интересами, установлены в тесной взаимосвязи с правами граждан и выступают, по сути, гарантией обеспечения последних. Содержание индивидуализированных конституционных обязанностей раскрывается в соответствующем федеральном законодательстве, нормы которого, в свою очередь, отражаются в подзаконных актах. Исходя из конституционного перечня предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по вопросам реализации данных обязанностей могут приниматься законы субъектов РФ.

Поскольку обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц, это само по себе уже является средством обеспечения исполнения конституционных обязанностей. Установление пределов ответственности за нарушение рассмотренных мер должного поведения, закрепленных в Конституции РФ, также можно рассматривать как обеспечение исполнения конституционных обязанностей Российской Федерации.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Должное поведение

2

Конституционные обязанности

Составная часть юридических обязанностей, направленных на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служащих как личным, так и общественным интересам; имеющих важную общественную и государственную значимость

3

Конституционный статус личности в РФ

Роль и место человека (личности) в государстве, закрепленные в Конституции

4

Конституция

Основной закон государства, выражающий действительное соотношение общественных сил на определенном этапе исторического развития

5

Конституция РФ

Источник высшей юридической силы

6

Основные конституционные обязанности человека и гражданина

Мера должного поведения человека в обществе -также входят в правовой статус человека и гражданина и необходимы для поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод

7

Основные права и свободы человека

Права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации

8

Права и свободы человека

Мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям, что не запрещено законом

9

Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ

Признаваемые и охраняемые государством начала, на основе которых человек пользуется своими правами и свободами

10

Юридические обязанности

Мера объективно необходимого, должного поведения человека в общественных отношениях

 

Список использованных источников


.     Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

2.       Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 08.02.1992 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» от 29.05.1996 г. с изм. 15.10.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Конституция Российской Федерации (1993) с учетом поправок от 30.12.2008 г. Конституция Российской Федерации [Текст] // «Российская газета». № 7. 21.01.2009

.        Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ с изм. 19.07.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ с изм. 04.05.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. 21.07.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ с изм. 19.07.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ с изм. 18.07.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ с изм. 18.07.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ с изм. 09.03.2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ с изм. 18.07.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов [текст] / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2011. - 768 с. - ISBN: 978-5-91768-186-3

.        Зиновьев, А.В. Конституционное право России: учебник [текст] / А.В. Зиновьев. - М.: Юридический центр Пресс, 2010. - 634 с. - ISBN: 978-5-94201-554-1

.        Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник [текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2010. - 608 с. - ISBN: 978-5-392-01863-5

.        Мазаев, В.Д., Никитина, Е.Е., Постников, А.Е. Конституционное право России: учебник [текст] / В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина, А.Е. Постников. - М.: Проспект, 2008. - 504 с. - ISBN: 978-5-392-00081-4

.        Нудненко, Л.А. Конституционные права и свободы личности в России: учебное пособие [текст] / Л.А. Нудненко. - М.: Юридический центр Пресс, 2009. - 451 с. - ISBN: 978-5-94201-570-5

.        Петров, М. И. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [текст] / М. И. Петров. - М.: Юстицинформ, 2009. - 368 с. - ISBN: 978-5-7205-0928-6

.        Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) [текст] / Г.Д. Садовникова. - М.: Юрайт, 2011. - 219 с. - ISBN: 978-5-9916-1103-9

.        Смоленский, М. Б., Мархгейм, М. В., Тонков, Е. Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник [текст] / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2009. - 446 с. - ISBN: 978-5-222-15787-9

.        Хазов, Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические вопросы и проблемы реализации: монография [текст] / Е.Н. Хазов. - М.: Юнити, 2010. - 343 с. - ISBN: 978-5-238-02038-9

.        Эбзеев, Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности [текст] / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма, 2011. - 384 с. - ISBN: 978-5-468-00119-6

.        Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография [текст] / Б.С. Эбзеев. - М.: Юридическая литература, 2005. - 574 с. - ISBN: 5-7260-1042-6

.        Определение ВАС РФ от 25.04.2011 г. № ВАС-2105/11 по делу № А48-6568/2009 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

.        Определение ВАС РФ от 27.04.2010 г. № ВАС-1991/10 по делу № А53-5802/2009 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 07.08.2011

Приложение А

Характеристика нормы должного поведения



Приложение Б

Характеристика конституционных обязанностей гражданина

Похожие работы на - Обеспечение исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!