наличие определенной партийной дисциплины.
. Цель любой партии - захват и удержание государственной власти. Это важнейшее отличие политической партии от общественного движения.
. Любая партия стремится обеспечить себе поддержку населения вплоть до активного членства в ней.
Место партии в общественной жизни раскрывается через ее функции. К важнейшим функциям политических партий ученые политологи относят следующие:
. Сплочение масс на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в идеологии и программе развития общества.
. Социально-политическое просвещение масс. Оно заключается в разъяснении массам проводимой правительством политики, анализе ее недостатков и пропаганде собственной платформы действий.
. Организация и проведение избирательных кампаний по формированию центральных и местных органов власти.
. Формирование в парламенте партийной фракции. Именно через нее партия получает возможность влиять на формирование государственной политики.
. Разработка принципов отношений с другими политическими партиями. Это может быть сотрудничество, партнерство, создание избирательного блока или блока фракций в парламенте или, напротив, соперничество, борьба вплоть до антагонизма.
В конце рассмотрения поставленного в этой части нашего исследования вопроса можно сказать, что политические партии хоть и включены в законодательный перечень общественных объединений, но имеют ряд своих уникальных особенностей, раскрывающихся в научной литературе и Федеральных Законах.
1.2 История развития многопартийности в России
Первой российской политической организацией партийного типа можно считать социалистическую по своим идейным установкам «Народную волю» (1870-е - начало 1880 гг.), обладающую как четкой политической программой и относительно развитой организационной структурой, так и претензией на представительство политических интересов определенной социальной группы - крестьянства (т.е. одними из отличительных черт политических партий, о которых говорилось выше). Однако в скором времени она исчезает в силу ряда объективных причин, юридически значимой, по нашему мнению, является отсутствие законодательства, гарантирующего политическую деятельность партии. Но все же не следует забывать о том, что «Народная воля» на пике своей деятельности использовала террористические методы политической борьбы, поэтому, даже при развитом (относительно конца XIX века) современном законодательстве, она не смогла бы функционировать в соответствии с ч.5. ст. 13 Конституции РФ.
Относительно развития многопартийности в начале XX века интересно мнение русских ученых Ю.Г.Коргунюка и С.Е.Заславского «В начале XX века процесс образования политических организаций социалистической ориентации превратился в устойчивую тенденцию. Новые организации претендовали на представительство интересов уже не крестьянства, а промышленного пролетариата, и хотя их реальной опорой по-прежнему являлась в основном разночинная интеллигенция, однако связи социал-демократических организаций с промышленными рабочими все более расширялись». Основываясь на мнении двух видных отечественных историков, можно сделать вывод, что именно в то время начинают формироваться основы многопартийности в России.
Однако с победой большевиков, и установлением диктатуры пролетариата идеи многопартийности были отвергнуты, и была установлена однопартийная система. Юридически она закреплялась в различных нормативно-правовых актов, одним из первых была Конституция СССР 1936 года, называемая так же «Сталинской». Статья 126 которой гласит: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Как видно из текста нормы, граждане СССР могли объединяться в партию, только одну - ВКП(б).
Конституция СССР 1977г. определяла роль общественных организаций как важной составной части политической системы. В преамбуле устанавливалось, что в СССР «Сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным. Возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа». А в соответствии со ст. 6 «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Такое положение обусловлено тем, что в стране с одной господствующей партией, не может быть равных ей по юридическому статусу общественных объединений, т.к. они могут подорвать доминирующее положение одной идеологии. Вследствие этого не осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования партий. Все общественные объединения в значительной мере были огосударствлены, действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.
Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) возник весной 1989 года, в дни выборов народных депутатов СССР. Уже тогда многие кандидаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе, о политической демонополизации и отмене 6-й статьи Конституции СССР. С началом реформирования в 90-х годах прошлого века появилась идея создания демократического правового государства и гражданского общества. В связи с этим, признание принципа многопартийности стало необходимо и естественно. 5 февраля 1990 года состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы. Анатолий Собчак так писал об этом: «Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того - в самых резких тонах клеймили «так называемых демократов», говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали за».
Таким образом был принят Закон СССР от 14 марта 1990г. «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» в котором ст.6 Конституции СССР была изложена следующим образом: «Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами».
Однако статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политических прав и свобод - «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст.50)были сохранены. Таким образом, де-факто, единственной официально признаваемой оставалась идеология марксизма, а без идеологического многообразия не может быть многообразия политического. 9 октября 1990 г. был принят Закон «Об общественных объединениях». Верховным Советом РСФСР 18 декабря 1991г. было принято постановление «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем закреплялось, что законодательство СССР об общественных объединениях (в том числе о политических партиях, профессиональных союзах) применяется в РФ постольку, поскольку оно не противоречит ее законодательству и общепризнанным нормам международного права. Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации в ст. 13 закрепила принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны, тем самым исключив возможность существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и развитие политической системы страны.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что идея многопартийности в России прошла долгий и трудный путь, прежде чем приняла свою современную форму. Мы считаем, что анализ исторического опыта по данному вопросу и изучение ошибок прошлого помогут в дальнейшем конструктивно развивать многопартийную систему в нашей стране.
1.3 Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах
Право на свободное объединение и идеологическое разнообразие закреплено во множестве международных нормативно-правовых актов. Одним из ключевых может считаться Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948г. резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и ратифицированная Российской Федерацией 5 мая 1998г. Статья 19 вышеуказанного нормативно-правового акта говорит о том что, каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение. Сюда же включено право свободно распространять информацию. Статья 20, в продолжение нормы ст.19 утверждает: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию». Отсюда можно сделать вывод, что все общественные организации создаются свободно и добровольно и ни государство, ни какое-либо лицо, обладающее властными полномочиями, не вправе ограничить эту свободу.
Статья 19 Всеобщей декларации прав человека находит свое отражение в ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной РФ Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=3CC338D86A9E27C267B122C1452A147E25CA894C2679FBE75D753082OCc0S> от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, и вступившей в силу для РФ 5 мая 1998 года - в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 <consultantplus://offline/ref=3CC338D86A9E27C267B122C1452A147E27C289482779FBE75D753082C0DDAA2153761421D01251O9c0S> этой Конвенции.
Говоря о международном нормативно-правовом регулировании рассматриваемого нами вопроса, следует так же отметить Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966г. и ратифицированный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973г. Статья 19 Пакта закрепляет право человека свободно, без каких либо ограничений придерживаться своего мнения и выражать его. Так же в соответствии с ч.1 ст.22: «Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов». Данная норма, декларируя свободу объединений в общем случае, опосредованно гарантирует и свободу создания политических партий в частном.
Еще одним международным нормативно-правовым актом, осуществляющим регулирование в сфере общественных объединений, является Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятая 26 мая 1995г. и ратифицированная в РФ Федеральным Законом от 4 ноября 1995 года N 163-ФЗ. Статья 11 означенного НПА в части 1 утверждает, что: «каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения». Так же в ч.1. ст.12 говорится: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов».
Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос о праве на свободное высказывание своего мнения и свободу ассоциации актуален и законодательно регулируется на мировой арене начиная с 1948 года множеством международных нормативно-правовых актов, принятых транснациональными организациями различных уровней.
.4 Законодательное закрепление гарантий плюрализма мнений и многопартийности в РФ
Статья 13 Конституции закрепляет, что : «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;
) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя Российской Федерации;
) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать. Закрепление принципа многообразия делает возможным появления политического плюрализма и многопартийности.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что в РФ признаются политическое многообразие, многопартийность - п.3 ст. 13. Пункт 4 статьи 13 гласит: «Общественные объединения равны перед законом». Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.
Так же, помимо Конституции, содержание свободы граждан объединяться раскрывается в ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. №82-ФЗ. В ней закреплен ряд прав:
)право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей
)право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них
)право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
)право граждан создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Право на создание политических партий и участия в них защищается Федеральным Законом «О политических партиях» от 11 июля 2001г. №95-ФЗ. Статья 2 гласит: «Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий». Этот исчерпывающий список прав гарантирует соблюдение законных интересов граждан в партийной сфере.
Подводя итог сказанному, можно отметить - в российском законодательстве очень полно и развернуто описаны права гражданина в сфере ассоциации, в том числе право на участие в политических партиях, многопартийность гарантируется нормативно-правовыми актами различных уровней, начиная с Конституции и кончая Федеральными Законами, что позволяет наиболее полно учесть интересы личности в политической и идеологической сферах.
Вывод к Главе I
В Главе I мы рассмотрели и охарактеризовали политические, как общественные партии, а так же проанализировали международное и Российское законодательство и пришли к выводу, что оно исчерпывающим образом описывает правовой статус данных общественных объединений.
многопартийность политическая партия плюрализм
Глава II
.1 Классификация политических партий
Основываясь на российском законодательстве можно выделить одно основание для классификации политических партий - это их законность. Очевидно, на основании этого принципа все партии можно разделить на законные и осуществляющие свою деятельность незаконно.
Предлагаем рассмотреть основания, по которым может быть отказано в создании партии или ограничена ее деятельность, они закреплении как в международных нормативно-правовых актах, так и в Федеральных Законах и Конституции. Часть 2 статьи 11 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. гласит, что деятельность политических партий «не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц». Аналогичные по смыслу положения содержатся в ст.22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч.2 ст.12 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995г. и иных НПА международного уровня.
Основываясь на них, законодатель вводит сходные положения в текст ст. 9 Федерального Закона «О политических партиях» от 11 июля 2001г. №95-ФЗ. Части 1 и 3 данного закона запрещают:
1)создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
2)создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Так же названный федеральный закон вводит ряд случаев, в которых деятельность партии может быть ограничена из-за противоправных действий ее отделений:
)не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.
)запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
)запрещается создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий.
)деятельность партии может быть ограничена в случае введения чрезвычайного или военного положения в случаях, предусмотренных соответствующими Федеральными Конституционными Законами.
Вот исчерпывающий перечень оснований для ограничения деятельности политических партий, остальные объединения, не попадающие ни под одну из вышеуказанных характеристик, признаются законными и имеют полное право осуществлять свои функции во всем их многообразии.
К запрету или роспуску политических партий как к особенно далеко идущей мере следует прибегать с максимальной сдержанностью. Прежде чем обратиться к компетентному судебному органу с предложением запретить или распустить партию, правительства или другие государственные органы должны, принимая во внимание ситуацию в своей стране, оценить, действительно ли эта партия представляет угрозу свободному и демократическому политическому строю и правам отдельных лиц или для предотвращения такой угрозы можно ограничиться менее радикальными мерами. Правовые меры, направленные на запрет или предписанный законом насильственный роспуск политических партий, должны быть результатом судебного решения о неконституционности этих партий и носить чрезвычайный характер. Любая такая мера должна основываться на достаточных доказательствах того, что сама партия, а не только ее отдельные члены преследуют политические цели, используя или готовясь использовать неконституционные средства.
Следующим пунктом предлагаем рассмотреть исторически сложившуюся классификацию. Она предполагает деление партий на три группы согласно их идеологии:
)Левые
)Центристские
)Правые
Такое деление партий пришло из политической истории Франции. В 1814 г. в Национальном собрании Франции депутаты-роялисты расположились справа от спикера, депутаты - республиканцы - слева, а в центре оказались умеренные депутаты. С тех пор принято построение идеологического спектра политических партий слева направо.
Традиционно к левым партиям относят радикальные большевистские, коммунистические, анархистские и умеренные социалистические, социал-демократические. К центристским - либеральные, либерально-демократические партии. К правым - умеренные консервативные, неоконсервативные партии и радикальные фашистские, националистические.
Еще одним основанием классификации принято считать идейное основание деятельности. По этому признаку партии делятся на:
)Доктринальные - деятельность партии в основном направлена на защита своей идеологии (к таким партиям мы предлагаем отнести КПРФ);
)Прагматические - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий (большинство парламентских партий, например «Единая Россия», «Справедливая Россия», из непарламентских - «Яблоко»);
)Харизматические - объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера (например, ЛДПР).
Так же можно отметить деление партий по методам выполнения программы:
)Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);
)Реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений).
По характеру политических действий:
)Реакционные;
)консервативные;
)умеренные;
)радикальные;
)экстремистские
По представительству в высших органах государственной власти и отношению к национальной политике:
)Правящие;
)оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные)
По характеру членства:
)Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью)
)Массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)
Существует еще множество классификаций политических партий, делая вывод, мы акцентируем внимание на том, что юридически значимой является только классификация, приведенная нами первой, т.е. деление политических партий на легальные и нелегальные.
2.2 Порядок регистрации политических партий
Данный вопрос законодательно регулируется рядом Федеральных законов, в него входят ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. №82-ФЗ, ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001г. №95-ФЗ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. №7-ФЗ. Часть 1 Статьи 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» относит к числу таких «организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками». Основываясь на тексте данной нормы, можно говорить о том, что политическая партия является некоммерческой организацией и к ней уместно применять указанный закон.
апреля вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ. В связи с этим мы будем описывать действующий порядок регистрации партий, сравнивая его с порядком, предусмотренным законом в предыдущей редакции, и прокомментируем некоторые интересные на наш взгляд аспекты.
Данному вопросу целиком посвящена глава II ФЗ, а так же некоторые другие статьи. В соответствии с последней редакцией закона установлена минимальная численность членов политической партии - 500 человек, при этом политическая партия в праве в своем уставе указать минимальную членскую численность региональных отделений. В то время как в прошлой версии закона нижним порогом регистрации было сорок тысяч членов, при этом в большинстве региональных отделений должно было быть не менее 400 человек, в остальных не менее 150 (п. «б»,ч. 2, ст. 3)
Часть 4, статьи 3 ФЗ осталась без изменений и утверждает, что:
«Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов».
Статья 6 закона говорит о том, что партия должна иметь свое наименование, в последней редакции говорится о том, что оно не должно содержать наименований других общественных организаций, «схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 <consultantplus://offline/ref=FD3CD492C54FC2B193FE1BADF62E7FC75AFD8EA8AF073BFE8C982AB93E84BB6FDD043EA5E2F295E079gFB>».
Статья 11 ФЗ закрепляет способы создания политических партий - она создается свободно на учредительном съезде, либо путем преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на его съезде. Согласно действующей версии закона (п. 2, ст. 11) партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений в не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, в то время как в старой редакции говорилось «более чем в половине» (т.е. разница на один субъект РФ).
Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
Следующим этапом создания партии является созыв Организационного комитета. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган <consultantplus://offline/ref=9B1FA79F881E7C8F70F0031CD36D8FD9FF127CB00FA5482BAD3CEE1BCB07040AD0C56101ADAD36A2e3u3B> исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Федеральный уполномоченный орган в день получения уведомления и иных документов, указанных в п. 2 ст. 12 ФЗ выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему вышеуказанного документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов.
После совершения всех описанных действий наступает этап публикации в общероссийских изданиях о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии. Стоит отметить, что "Российская газета" обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии.
Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие не менее чем половину субъектов (в устаревшей редакции более чем половину) Российской Федерации и преимущественно проживающие в них. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем двумя (тремя, в прошлой версии) делегатами.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=1135BCF051F6832E5FF22ADE0512BE6CEAB8EA04BFA343F74E2DCCD4BDo7JFC> "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, <consultantplus://offline/ref=13BB799AA7E7E5636F2ABC4870F6791E11A3BC8EE4E7446DCC777918EB33C52BFFF50C302B77C7D6u6L5C> необходимые для государственной регистрации политической партии, должны быть представлены в федеральный уполномоченный орган не позднее, чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии.
Существенным нововведением является понятие «приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения». Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена при наличии следующих оснований для отказа в государственной регистрации политической партии:
1)положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;
)наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;
)федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».
Вопросам приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения посвящены новые пункты: 5.1 статьи 15, пункты 1.1 и 2.1 статьи 20. В соответствии с ними, уполномоченный орган или его территориальное отделение принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ вносит еще некоторые изменения, не указанные нами выше, вследствие их весьма относительной связи именно с порядком регистрации партий.
По нашему мнению, принятие данного закона было вызвано рядом факторов. Во-первых, по данным соцопросов только лишь 16% населения выразили абсолютное доверие к парламентским партиям. Во-вторых, активизация деятельности «внесистемной оппозиции», вопреки мнению, формируемому официальной властью, так или иначе повлияло на ситуацию в стране и расклад сил на политической арене. Упрощение порядка регистрации партий было одним из основных требований оппозиции, выдвинутых на послевыборных митингах на Болотной площади в Москве, Пионерской площади в Санкт-Петербурге и других городах России, и оно было выполнено. По нашему мнению, это служит позитивным знаком в развитии институтов демократического и правового государства в нашей стране.
Однако принятые поправки в закон имеют и свои отрицательные стороны. Основное нарекание с нашей стороны вызывает минимальная численность партии - 500 человек. При создании любого политического объединения возникает сложность консолидации интересов широких кругов лиц, поэтому, при возможности создавать столь малочисленные партии, граждане не будут стремиться к объединению, а наоборот, к разделению сообразно своим убеждениям.
Очевидно, что партии из пятисот человек сложнее выдержать конкуренцию на политической арене, поэтому подавляющее большинство из них исчезнет, едва успев появиться. Поэтому мы считаем, что такой низкий порог численности может быть очень эффективно использован правящей партией в качестве орудия разобщения и ослабления оппозиции.
Вывод к Главе II
Во второй главе мы рассмотрели различные классификации партий и пришли к выводу, что их существует большое количество, однако юридически значимой может быть признана только одна. Затем мы рассмотрели порядок формирования и регистрации партий, сравнив нововведения закона с версий старой редакции, и обозначили свое мнение, по отношению к описанным новшествам.
Заключение
В ходе нашей работы мы решили поставленные нами задачи: т.е. рассмотрели политические партии в качестве отдельного вида общественных объединений, проанализировали историческое развитие института многопартийности в России, изложили нормы права, регулирующие поставленный в теме работы вопрос, привели порядок регистрации партий, сравнив положения действующего законодательства с его нормами в прошлой редакции и сделав соответствующие выводы.
Проанализировав изученный материал, мы обозначили некоторые особенности института многопартийности в России, и сформулировали собственное мнение по данному вопросу, изложив его в соответствующих разделах данного исследования.
Наша работа подчеркнула актуальность поставленного выдающимися специалистами в области Конституционного права вопроса о проблеме многопартийности и идеологического плюрализма в современном Российском обществе, и оставила почву для дальнейшего более углубленного изучения данной темы.
Список используемых источников и литературы
Нормативно-правовые акты
)Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950г.// "Собрание законодательства РФ" -08.01.2001. №2, ст. 163.
)«Всеобщая декларация прав человека» принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 января 1948г.// РГ. - 05.04.1995.
)Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966г// "Бюллетень Верховного Суда РФ" - 1994. №12
)Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека», от 26 мая 1995г// РГ.- 23.06.1995. №120
)Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. - 1993. № 237. - 25 дек.
)Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческихорганизациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ// Российская газета от 24.01.1996г. - №14.
)Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ// Российская газета от 25.05.1995г. - №100.
)Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» от 11.07.2001г. №95-ФЗ// Российская газета от 14.07.2001г. - №133.
)Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон «О политических партиях» от 02.04.2012г. №28-ФЗ// Российская газета от 04.04.2012г. - №5746.
)Конституция СССР 1936г. (утратила силу)
)Конституция 1977 г. (утратила силу) // Ведомости РСФСР. 1991. № 22
)Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» от 14 марта 1990г. (утратил силу)
Учебники и учебные пособия
)Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - СПб.: Проспект, 2006. - 603с.
)Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов [по спец. «Юриспруденция»] / М. В. Баглай. - 3-е изд., изм. и доп. - М. : Норма (Норма - Инфра-М), 2002. - 784 с.
3)Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО «Новая правовая культура», 2009. <#"justify">10)Самигуллин В. Г. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 490 с.
)Добрынин Н. М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства / Н.М. Добрынин. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука, 2010. - 544 с.