История и современные аспекты правового регулирования коллективных трудовых споров

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,16 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История и современные аспекты правового регулирования коллективных трудовых споров












ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Дореволюционный этап: Беларусь в составе Российской империи (XX век)

Первая успешная попытка наладить взаимодействие между трудом и капиталом была осуществлена русской полицией [1]. В 1901-1903 годах создаются общества, собрания и рабочие партии, которые через своих представителей ведут переговоры с нанимателями. Эти организации находились под своеобразным покровительством полиции. При этом полиция в конфронтационных ситуациях иногда выступала на стороне рабочих, заставляя хозяев предприятий идти на отдельные уступки. Инструментом давления были «открытые листы» (административные предписания) генерал-губернаторов и даже материальная помощь участвующим в стачках рабочим [2]. Часто в трудовой конфликт фабриканта с его рабочими оказывались втянутыми высшие чины полиции, которые поддерживали рабочих. Такое состояние дел стало следствием того, что в России отсутствовали специальные органы по разрешению коллективных трудовых споров. Практически единственным основанием для рассмотрения этих отношений являлись стачки, беспорядки и иные нарушения действующего в то время законодательства. Поскольку это была сфера деятельности Министерства внутренних дел, то полиция поневоле становилась «арбитром» в трудовых спорах.

Революция 1905-1907 годов сделала вопрос о взаимоотношении между хозяевами предприятий и рабочими одним из наиболее актуальных в политике правительства. Массовый социальный протест де-факто делал неработающими некоторые ограничительные правовые нормы. Признается свобода коалиций и стачек, отменяется уголовная ответственность за забастовки. «Временные правила о профессиональных обществах» от 4 марта 1906 года позволяли создавать рабочие организации путем уведомительной регистрации. За два года их действия в 70 губерниях и областях регистрируются 1046 легальных профсоюзов, насчитывающих более 200 тысяч членов [3].

Беларусь в составе СССР (1918-1929; 1930-1959; 1960-1990 годы)

Что касается периода возрождения государственности Беларуси и советского периода, то Белорусская Народная Республика, возникшая на развалинах Российской империи в 1918 году и просуществовавшая менее года, не успела сформировать собственного трудового законодательства. Важным достижением Правительства БНР в области трудового права является введение процедур разрешения трудовых конфликтов. КЗоТ РСФСР 1918 года даже до создания СССР применялся на территории Белоруссии, входившей в то время в состав РСФСР на правах автономной области. Окончание гражданской войны и смена политики военного коммунизма новой экономической политикой (НЭП) совпали с образованием СССР и принятием КЗоТ РСФСР 1922 года [4].

Кратко охарактеризуем первые кодифицированные законы о труде в части регулирования коллективных трудовых споров. Первые кодифицированные акты о труде отражали вначале жесткую централизацию [5] в регулировании трудовых отношений (КЗоТ 1918 года) [6]. Затем и сочетание централизованного и локального регулирования (КЗоТ 1922 года) [7]. Введение новой экономической политики обусловило развитие частного предпринимательства, изменение методов хозяйствования в государственном секторе, что явилось первопричиной кардинальных изменений в правовом регулировании труда наемных работников. Вновь появилась возможность устанавливать условия труда соглашением сторон, что повлекло за собой развитие примирительно-третейского способа разрешения трудовых споров, которое получило официальное закрепление в положении о примирительных камерах [8] и третейских судах [9].

Следует отметить, что в этот период выделялось два способа разрешения трудовых споров. Первый способ - в порядке примирительно-третейского разбирательства - в расценочно-конфликтных комиссиях (РКК), примирительных камерах и третейских судах. Примирительно-третейский порядок не доводит до крайнего обострения отношения трудящихся с нанимателем и дает верную гарантию того, что вынесенное решение будет проведено полностью в жизнь, потому что оно основано большей частью на взаимообязательстве спорящих сторон. Второй способ - в порядке принудительно-судебного разбирательства - в особых сессиях народного суда, а где таких не было - в народных судах с соблюдением правил, установленных ст.ст. 169-174 КЗоТ.

Изложенное свидетельствует о том, что в этот исторический период, 1918-1929 годы, под трудовым конфликтом понимаются споры между нанимателями, с одной стороны, и лицами, работающими по найму, - с другой, возникающие на почве применения наемного труда. Трудовой конфликт может возникнуть как в случае, когда одна из участвующих в договоре найма сторон не выполняет лежащих на ней по договору обязанностей, так и в случае, если стороны, которым предстоит так или иначе определить свои трудовые взаимоотношения, не могут самостоятельно прийти к определенному соглашению. Действующее законодательство того времени о труде относит к трудовым конфликтам все споры по коллективным договорам или тарифным соглашениям, а также и все споры, возникающие между сторонами по трудовым договорам [10].

Вместе с этим, активизируются и исследования по проблеме классификации коллективных трудовых споров. Общепризнанной становится классификация коллективных трудовых споров в зависимости, во-первых, от характера разногласий, возникающих между субъектами спора, во-вторых, от количества работников, участвующих в трудовом споре. В частности, И.Войтинский отмечал, что коллективный трудовой спор - это групповой спор, а «групповой спор есть простая совокупность однородных индивидуальных трудовых споров по трудовым отношениям ряда работников одного и того же предприятия или учреждения» [11], а П.Д.Каминская противопоставляла индивидуальный трудовой спор, возникающий по претензиям отдельного работника, и групповой спор, возникающий по претензиям группы работников, спору коллективному, возникающему в отношении целого предприятия или отдельной категории работников [12]. В дальнейшем, однако, понятие «групповой трудовой спор» своего развития не получило.

Следует отметить, что развитие трудового законодательства в этот период характеризуется принятием постановления ЦИК и СНК БССР от 27 июля 1929 года [13]. Этим постановлением были внесены существенные, далеко не позитивные изменения в трудовое законодательство, особенно, что касается разрешения коллективных трудовых споров. Был принят первый трудовой кодекс Беларуси - Кодекс о труде БССР 1929 года.

Период 1930-1959 годов связан с введением централизованного планового хозяйства, фактической ликвидацией частных и акционерных предприятий, и, как следствие, - практика рассмотрения коллективных трудовых споров стала постепенно сокращаться. Огосударствление экономической жизни постепенно вытесняло коллективные переговоры как способ согласования интересов различных социальных групп, а коллективные договоры - как форму реализации равноправных условий на рынке труда. В 1933 году на всех предприятиях коллективные договоры были перезаключены последний раз, а в 1935 году коллективно-договорная кампания была проведена лишь в отдельных отраслях народного хозяйства, к 1947 году коллективные договоры вообще прекратили свое существование. Распространение административно-директивных методов управления на социально-трудовые отношения полностью исключило даже формально-согласительные процедуры коллективно-договорного регулирования, следовательно, и разрешение коллективных трудовых споров [14].

В целом 1930-1959 годы характеризовались усилением государственного вмешательства в регулирование трудовых отношений, локальное регулирование уступило место централизованному. Работы указанного исторического периода касаются развития трудовых отношений, порядка урегулирования возникающих между сторонами трудовых отношений, разногласий.

Следующий исторический период, 1960-1990 годы, связан с возрождением интереса к рассмотрению процедур разрешения коллективных трудовых споров и характеризуется развитием научной дискуссии о моменте возникновения спора. В юридической литературе момент возникновения ситуации конфликта и возникновения коллективного трудового спора рассматриваются в большинстве случаев как несовпадающие. Наиболее последовательно придерживался этой позиции В.И.Смолярчук. Он отмечал, что если стороны сами улаживают возникшие между ними разногласия, коллективный трудовой спор не возникает. Разногласия перерастают в коллективный трудовой спор с того момента, когда заинтересованная сторона обращается в орган, уполномоченный рассмотреть спор и вынести решение, обязательное для сторон [15].

Таким образом, в 1960-1990 годы понятие «коллективный трудовой спор» рассматривалось как явление столь редкое, что практически все авторы, рассматривающие проблемы трудовых споров, упоминали о данном виде трудовых споров лишь вскользь. Н.Г.Александров отмечал существование весьма редких споров коллективного значения, возникающих на почве установления или изменения условий труда [16]. Можно сказать, что на определенном этапе развития советской юридической науки произошло объединение различных субъектных и объектных оснований правовой природы трудовых споров в едином определении. Это объединение выражалось в том, что индивидуальные трудовые споры рассматривались как споры искового характера, а споры, связанные с установлением новых условий труда, называются спорами коллективного значения, или спорами неискового характера. Такое определение видов трудовых споров соответствовало реалиям, возникающих в тот исторический момент трудовых споров, когда ученые отрицали существование коллективных трудовых споров.

Что касается развития трудового законодательства, то данный исторический период связан с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 года, вступивших в силу 1 января 1971 года [17]. Вслед за Основами последовало принятие Верховным Советом БССР 23 июня 1972 года Кодекса законов о труде Белорусской ССР, который вступил в силу 1 октября 1972 года [18].

Этап с 1991 года по настоящее время

Данный исторический этап развития белорусского законодательства следует отсчитывать от принятия Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» [19], Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 года, вступившего в силу 1 января 2000 года [20], который урегулировал коллективно-договорные отношения, а также порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Прежде чем положения о регулировании коллективных трудовых споров нашли свое отражение в Кодексе, они прошли адаптацию в целой серии законов. Так, 9 октября 1989 года Верховным Советом СССР был принят Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [21]. Недостатки, которые были выявлены, устранены в новой редакции Закона от 20 мая 1991 года [22]. В Республике Беларусь этот союзный Закон действовал вплоть до принятия Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 18 января 1994 года [23]. Несмотря на то, что Закон Республики Беларусь «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», в отличие от союзного, был более совершенным, он имел ряд существенных недоработок. В нем не было дано легальное определение коллективным спорам, была допущена существенная неточность, определяющая профсоюз как сторону коллективного спора. Эти и другие недоработки были устранены в новой редакции Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1999 года «О коллективных трудовых спорах (конфликтах)» [24].

В настоящее время эффективность правового регулирования коллективных трудовых отношений существенно повысилась в связи с принятием Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК), нормы которого закрепили разрешение коллективных трудовых споров (глава 36) [25]. Действующее законодательство о коллективных трудовых спорах убедительно доказывает, что оно:

урегулировало порядок примирительного разрешения коллективных споров работников с нанимателем;

установило порядок создания и деятельности примирительной комиссии, трудового арбитража для разрешения возникшего коллективного спора и сроки его рассмотрения;

узаконило поиск на правовой основе компромиссов и соглашений;

закрепило право работников на забастовку и порядок ее проведения;

позволило исключить стихийность и предусмотрело примирительную процедуру разрешения спора;

определило перечень социально-экономических условий труда и быта работников, по поводу установления, изменения которых могут возникнуть коллективные трудовые споры [26].

Таким образом, в рамках ныне действующего законодательства содержится правовая основа для разрешения коллективных трудовых споров. В то же время со стороны Республиканского трудового арбитража (РТА) происходит постоянная работа над главой 36 ТК «Разрешение коллективных трудовых споров» на предмет перспектив законодательного развития и на предмет соответствия кодекса задаче по установлению взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей. Если говорить о постатейных исправлениях и изменениях, предлагаемых РТА, то из ст. 379 ТК необходимо исключить положение о конкретном сроке (один месяц) для предъявления требований нанимателю, ввести обязанность нанимателя создавать условия для проведения собрания (конференции). При внесении поправок в ст. 380 ТК необходимо коснуться определений «день начала коллективного трудового спора», «примирительные процедуры», подчеркнуть обязательность проведения заседания примирительной комиссии с участием представителей всех заинтересованных сторон [27].

В заключение, обобщая исторические этапы и периоды законодательного разрешения коллективных трудовых споров, необходимо отметить, что этап 20-х годов показал эффективность и целесообразность существовавшего тогда порядка разрешения коллективных трудовых споров с помощью примирительно-третейских процедур. Применительно к сегодняшним реалиям можно с уверенностью сказать, что примирительно-арбитражный (третейский) порядок в применении к деятельности государственных органов является лучшей технической формой разрешения трудовых споров и конфликтов. Другой период характеризуется достижениями ученых по установлению момента начала возникновения спора, активизацией исследований по проблеме классификации трудовых споров, разработкой, принятием и совершенствованием действующего законодательства по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров.

трудовой законодательство беларусь

ЛИТЕРАТУРА

1. Кавторин, В.В. Первый шаг к катастрофе: 9 января 1905 года / В.В. Кавторин. - Л., 1992. - С. 102.

. Бухбиндер, Н. Зубатовщина и рабочее движение в России / Н. Бухбиндер. - М., 1926.

. Аврех, А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России / А.Я. Аврех. - М., 1991. - С. 116.

. Кодекс законов о труде Российской Федерации 1922 г.: Постановление ВЦИК, 9 нояб. 1922 г. // Собр. узаконий и распоряжений рабочего и крестьян. правительства РСФСР. - 1922. - № 70. - Ст. 903.

. Кодекс законов о труде 1918 года не упоминает ни о примирительно-третейском способе разрешения трудовых споров, ни о судебном. Только в ряде статей содержались нормы, предусматривающие возможность обращения за разрешением трудовых споров в конкретные органы, например местные, областные отделы труда, профсоюзные органы.

. СУ РСФСР. - 1918. - № 87-88. - Ст. 905.

. СУ РСФСР. - 1922. - № 70. - Ст. 903.

. Примирительная камера - орган представительный и паритетный, причем представителем интересов трудящихся в ней выступает профсоюз. Членами камеры с правом решающего голоса являются представители самих спорящих сторон, т.е. с одной стороны представители соответствующего профсоюза, а с другой - представители нанимателя (госоргана, частного или общественного предприятия). Членов камеры с правом решающего голоса должно быть по одинаковому числу от каждой стороны, помимо этого все они посылаются сторонами каждый раз особо для разрешения какого-либо отдельного спора, так как организация примирительных камер с постоянным составом членов не допускается / Положение о примирительных камерах и третейских судах // СУ РСФСР. - 1922. - № 45. - Ст. 560.

. В третейских судах так же, как и в примирительных камерах, могли рассматриваться все споры, вытекающие из коллективных договоров, тарифных соглашений и трудовых договоров, независимо от числа заинтересованных в споре трудящихся и характера возникшего спора. Указанные споры могли поступать на разрешение третейского суда или непосредственно (минуя примирительные камеры), или из примирительных камер в том случае, когда в последней спор был рассмотрен, но вследствие недостижения соглашения между сторонами не был разрешен и стороны согласились на передачу спора в третейский суд / Положение о примирительных камерах и третейских судах // СУ РСФСР. - 1922. - № 45. - Ст. 560.

. Жаров, С. Примирительно-третейский порядок разрешения трудовых конфликтов / С. Жаров. - М., 1926. - С. 3.

. Каминская, П.Д. Советское трудовое право / П.Д. Каминская. - М, 1929. - С. 417.

. Кодекс о труде БССР постановление ЦИК и СНК: 27 июля 1929 г. // Собр. Законов и распоряжений рабоче-крестьян. правительства БССР. - 1929. - № 33. - С. 702-720.

. Сінькоў, Б. Калектыўна-дагаворнае рэгуляванне працоўных адносін / Б. Сінькоў // Беларус. гіст. часоп. - 2006. - № 5. - С. 6-11.

. Смолярчук, В.И. Законодательство о трудовых спорах / В.И. Смолярчук. - М., 1966. - С. 12.

. Советское трудовое право / под ред. Н.Г. Александрова. - М., 1963. - С. 348-349.

. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде: Закон СССР, 15 июля 1970 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. - 1970. - № 29. - Ст. 265.

. Кодекс законов о труде Белорусской ССР: Закон БССР, 23 июня 1972 г. // Собр. Законов, указов Президиума Верхов. Совета Бел. ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров БССР. - 1972. - № 18. - Ст. 266.

. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Респуб. Беларусь, 27 июля 1990 г. // Ведамасці Вярхоўн. Савета Бел. ССР. - 1991. - № 31. - Ст. 536.

. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь: 26 июля 1999 г. // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1999. - № 26-27. - Ст. 432.

. О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов): Закон СССР, 9 окт. 1989 г. // Свод законов СССР. - 1990. - Т. 2. - Ст. 464-1.

. О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов): Закон СССР, 9 окт. 1989 г., в ред. Закона от 20 мая 1991 г. // Ведомости ВС СССР. -1991. - № 23. - Ст. 655.

. О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов): Закон Респ. Беларусь, 18 янв. 1994 г. // Ведомости Респ. Беларусь. - 1994. - № 6. - Ст. 69.

. О коллективных трудовых спорах (конфликтах): Закон Респ. Беларусь, 5 февр. 1999 г. // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. - 1999. - № 16-17. - Ст. 320.

. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З, в ред. Закона Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 272-З / авт. обзора К.И. Кеник. - Минск: Амалфея, 2007. - С. 229.

. Трудовое право: учеб. / В.И. Семенков, Г.А. Василевич, Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2006. - С. 665-666.

. События и факты // Кадровик. Управление персоналом. - 2008. - № 6. - С. 6.

Похожие работы на - История и современные аспекты правового регулирования коллективных трудовых споров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!