Использование систем видеонаблюдения в раскрытии и расследовании преступлений

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,82 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование систем видеонаблюдения в раскрытии и расследовании преступлений














ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Системы видеонаблюдения как средство объективной фиксации различных процессов и явлений все шире используются в разных видах практической деятельности, в том числе и правоохранительной. Предотвращение террористического акта на Таймс-сквер в Нью-Йорке 1 мая 2010 года [1], раскрытие взрывов, совершенных в Москве 29 марта 2010 года на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» [2], кражи крупной суммы денежных средств, совершенной в Минске 18 декабря 2009 года из пункта обмена валют ЗАО «Абсолютбанк» [3], во многом стали возможны благодаря тому, что все эти события были запечатлены камерами видеонаблюдения. Данные примеры свидетельствуют о том, что системы видеонаблюдения могут быть одним из эффективных средств, способствующих раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Представляется целесообразным более подробно остановиться на этимологии слова видеонаблюдение, которое состоит из видео (от лат. videre - видеть) - первой части сложных слов, означающей отнесенность чего-либо к электрическим сигналам, вызывающим изображение [4, с. 82], к записи, воспроизведению и передаче изображения [5, с. 77], и наблюдение - второй части, означающей подмеченное, замеченное в результате внимательного рассмотрения, изучения [5, с. 570]. Таким образом, значение этого слова можно трактовать как то, что замечено вследствие внимательного рассмотрения с использованием средств записи, воспроизведения и передачи изображения.

Под системой видеонаблюдения понимается комплекс объединенных линиями связи технических средств, предназначенных для видеонаблюдения за состоянием охраняемого объекта (его части) и видеозаписи или подачи сигнала тревоги при изменении ситуации на нем [6].

Анализ нормативных правовых актов, правоприменительной практики позволяет условно выделить два направления использования стационарных систем видеонаблюдения в Республике Беларусь: 1) охранная деятельность (телевизионные системы видеонаблюдения, системы охранного телевидения); 2) деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности на улицах и дорогах.

Несмотря на то, что задачи указанных направлений несколько отличаются, во всех случаях видеозапись, полученная с помощью систем видеонаблюдения, может быть использована как в оперативных целях (при установлении лица, совершившего либо готовящего преступление), так и в процессе доказывания по конкретному уголовному делу.

Раскрывая сущность первого направления, необходимо отметить, что в охранной деятельности системы видеонаблюдения используются для защиты имущества юридических и физических лиц от преступных посягательств, а также обеспечения безопасности персонала юридического лица.

Правовую основу использования систем видеонаблюдения в охранной деятельности составляют: Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2006 года «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», регулирующий организационные и правовые вопросы данной деятельности [7]; Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [8], устанавливающий обязательное лицензирование деятельности по обеспечению безопасности физических лиц и трудового персонала юридических лиц.

Основанием для проектирования, монтажа и наладки телевизионных систем видеонаблюдения является техническое задание на проектирование. Форма и содержание технического задания на проектирование определяются Руководящим документом 28/3.005-2001 МВД Республики Беларусь «Технические средства и системы охраны. Порядок разработки технического задания на проектирование», согласно которому задачи системы видеонаблюдения заключаются в обнаружении, различении и идентификации.

Под обнаружением понимается необходимое отображение объекта на экране монитора, позволяющее однозначно установить, что в поле зрения телекамеры появился именно человек, а не птица, животное; автомобиль, а не телега, мотоцикл. Различение - это такое отображение объекта, которое дает возможность не просто обнаружить, например, человека, а определить его пол, возраст, одежду; если объект обнаружения - автомобиль, то распознать его марку, тип кузова и т.д. Идентификацией считается отождествление личности конкретного человека или установление конкретного транспортного средства.

К сожалению, на практике часто не выполняются все требования. Во многих случаях не ставятся задачи, которые должны решаться камерами видеонаблюдения. Для удешевления проекта используется аппаратура с низкой разрешающей способностью, которая справляется с функцией обнаружения и различения, но практически не позволяет идентифицировать объект.

Так, в Департамент охраны МВД Республики Беларусь поступило заявление от руководителя одного из банков с просьбой о лишении лицензии организации, установившей в банке систему видеонаблюдения. Полученное с помощью данной системы изображение не дало возможности идентифицировать преступника, который проник через забор на территорию банка, повредил металлическим прутом автомашину и скрылся. В ходе осуществления проверки выявлено, что в техническом задании на проектирование охранного телевидения среди других задач не были указаны задачи по идентификации, а следовательно, организация, установившая систему видеонаблюдения, за отсутствие названной функции ответственности не несет [9, с. 3].

Поэтому соблюдение законодательства в сфере охранной деятельности (особенно норм, устанавливающих стандарты и технические требования к аппаратуре) способствует дальнейшему использованию результатов видеонаблюдения.

Другое значимое направление - использование систем видеонаблюдения в деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности на улицах городов и дорогах республики.

Современное развитие городов невозможно без обеспечения общественной безопасности и поддержания правопорядка, предотвращения преступлений, в том числе актов вандализма, терактов, массовых беспорядков. Организация видеонаблюдения признается одной из важных составляющих осуществления таких мер. Системы видеонаблюдения активно используются для фиксации обстановки в местах скопления граждан (например, при проведении различных массовых мероприятий), контроля за дорожно-транспортной обстановкой и др.

Основные задачи применения систем видеонаблюдения - это обеспечение безопасности жителей городов и сохранности их имущества от преступных посягательств, охрана общественного порядка и контроль за обстановкой в городе, отслеживание транспортных потоков в реальном времени; фиксация обстоятельств совершения дорожно-транспортных происшествий и иных правонарушений; оперативное реагирование на противоправные действия; рациональное использование сил и средств нарядов милиции, несущих службу по охране общественного порядка.

По распространенности систем видеонаблюдения лидирует Великобритания. Развитие видеонаблюдения в этой стране берет начало с 50-х годов XX века, когда британская полиция начала применять камеры видеонаблюдения на перекрестках. Импульсом к повсеместному внедрению систем видеонаблюдения стало похищение и убийство малолетнего Джеймса Балджера в 1993 году. Изображения похитителей, выводящих Джеймса из ливерпульского торгового центра, обошли тогда все национальные и зарубежные средства массовой информации. Несмотря на невысокое качество изображения, сделанного уличной камерой слежения, полиции удалось установить и найти преступников. Сегодня количество камер видеонаблюдения в данной стране приближается к 5 миллионам. Житель Лондона в течение обычного рабочего дня становится объектом наблюдения приблизительно 300 камер [10].

Примеру Великобритании в развитии собственных систем видеонаблюдения последовало множество стран.

Начало применения систем видеонаблюдения, использующихся в деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности на улицах городов и дорогах Республики Беларусь, относится к 2002 году, когда по инициативе Главного управления внутренних дел Мингорисполкома (ГУВД) в городе Минске появились первые 16 камер наружного видеонаблюдения с круглосуточным режимом работы.

Правовой основой развития систем видеонаблюдения стало решение Мингорисполкома от 17 июля 2001 г. № 916 «О работе ГУВД по обеспечению и поддержанию общественного порядка в городе».

Видеоматериалы, полученные с использованием систем видеонаблюдения по указанным выше направлениям, могут представлять как оперативный интерес, так и являться доказательствами по уголовным делам. Они могут быть использованы в оперативно-розыскной деятельности при раскрытии общественно опасных деяний и установлении лиц, их совершивших, поскольку содержащиеся в них изображения правонарушителей, их транспортных средств имеют важное ориентирующее значение. Изучение событий, запечатленных с помощью видеозаписи, позволяет установить биологические, социальные и психологические особенности человека, цвет и тип одежды, наличие сопутствующих предметов (очков, зонта, трости и т.п.), вид транспортного средства, тип, цвет его кузова и др.

В уголовном процессе видеоматериалы могут быть использованы при доказывании по уголовным делам и выступать в качестве источников доказательств. Полученные в порядке, предусмотренном ст. 103 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК), они согласно ч. 2 ст. 88 УПК считаются другими носителями информации.

Подобные материалы подлежат оценке с точки зрения относимости, достоверности и допустимости. Относимость доказательств определяется их способностью устанавливать наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 89 УПК). Не являются относящимися к уголовному делу доказательства, посредством которых не устанавливаются или не опровергаются подлежащие доказыванию обстоятельства. Доказательство признается достоверным, если в результате проверки и исследования выясняется, что оно соответствует действительности. Допустимость доказательств (соблюдение требований процессуального закона) означает, что сведения получены надлежащим субъектом доказывания из источников, перечисленных в ст. 88 УПК, с соблюдением предусмотренного законом порядка производства следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание доказательств.

Получение видеоматериалов, записанных камерами видеонаблюдения, которые установлены на зданиях, сооружениях, находящихся в местах совершения преступления, производится путем их выемки у лиц, ответственных за работу системы видеонаблюдения. В случаях, если видеозапись осуществлялась камерами городского видеонаблюдения, их выемка производится в оперативно-дежурной службе ГУВД. Поскольку камерами видеонаблюдения создается большей частью цифровая видеозапись, при выемке носителями информации, как правило, выступают CD/DVD-диски и другие электронные носители информации. Видеоматериалы хранятся в организации лишь определенное время - от 3 до 30 суток (в зависимости от возможностей используемой аппаратуры), после чего автоматически уничтожаются. Поэтому производство выемки таких материалов не терпит отлагательства.

Изъятые в ходе выемки видеоматериалы должны быть осмотрены, если требуется, с участием специалиста, о чем составляется протокол. Лица, ответственные за функционирование системы видеонаблюдения, допрашиваются по вопросам, относящимся к расследуемому событию. Как самостоятельные источники доказательств материалы видеозаписи приобщаются к уголовному делу постановлением органа предварительного расследования и остаются при нем в течение всего срока его хранения.

Иногда возникают следственные ситуации, когда необходимо производство экспертизы видеозаписи. Для установления тождества лица, запечатленного на видеозаписи, и конкретного подозреваемого производится портретная экспертиза. В случае, если одновременно с видеосъемкой производилась звукозапись и возникла потребность в отождествлении фонограммы голоса и речи подозреваемого, назначается комплексная портретная и фонографическая экспертиза. Для исключения фактов монтажа видеоматериала, внесения в него изменений осуществляется техническое исследование видеограммы.

По данным ГЭКЦ МВД Республики Беларусь, в 2008 году произведено 11 портретных экспертиз, из них 5 - по материалам видеозаписи, в 2009 году - 12 таких экспертиз (10). Как видим, число портретных экспертиз с исследованием видеоматериалов возросло почти вдвое. И это закономерно, поскольку число камер видеонаблюдения, используемых в правоохранительной сфере, постоянно растет.

Вместе с тем необходимо отметить, что из 5 портретных экспертиз, выполненных в ГЭКЦ МВД Республики Беларусь в 2008 году по материалам видеозаписи, только по одной установлена групповая принадлежность исследуемых объектов, по остальным четырем сделан вывод о непригодности для идентификации изображений запечатленных лиц. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2009 году: из 10 выполненных портретных экспертиз по материалам видеозаписи лишь в одном случае установлена групповая принадлежность, в остальных - изображения оказались непригодными для идентификации.

Невозможность идентификации обусловлена объективными причинами - низким качеством видеозаписи, представляемой на исследование. Поэтому в изображениях лиц в таких видеоматериалах не отображается достаточная для идентификации совокупность анатомических особенностей внешности.

Главными причинами неудовлетворительного качества материалов видеозаписи являются: низкие разрешающая способность и скорость записи видеофиксирующей аппаратуры, использование широкоугольных объективов, установка видеокамер на значительном расстоянии от фиксируемых объектов без учета расположения источников освещения и др. Неправильный угол установки видеокамеры, игнорирование направления источников освещения в сочетании с низкой скоростью видеозаписи делают изображение запечатленных лиц затемненным, нерезким, с наличием ракурсных искажений, что впоследствии не позволяет установить необходимые для идентификации личности особенности внешности. К тому же представление на исследование изображений лиц людей, отличных по ракурсу от анфасных более чем на ±5 градусов, исключает возможность проведения поиска по автоматизированной системе портретной идентификации.

Таким образом, успешная идентификация личности по материалам видеозаписи чаще всего зависит от технических характеристик видеофиксирующей аппаратуры и правильности ее установки.

В ходе изучения уголовных дел, возбужденных по фактам хулиганства, совершенного с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч. 3 ст. 339 УК), установлено, что видеоматериалов, зафиксировавших данные преступные события, к сожалению, не имеется. Однако при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и хулиганства, совершенного с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, практическим работникам следует обращать внимание на возможность применения систем видеонаблюдения, поскольку полученные с их помощью материалы видеозаписи могут быть использованы как в оперативно-розыскной деятельности, так и в процессе доказывания по конкретному уголовному делу.

Список источников

система видеонаблюдение защита законодательство

1. Попытка теракта в Нью-Йорке была раскрыта в рекордные сроки // Rlan.ru [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: #"justify">. Все последние теракты в России раскрыты // Aif.ru [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: #"justify">. Раскрыта дерзкая кража из пункта обмена валют в универсаме «Центральный» // Media.aplus.by [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: #"justify">. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2006. - 960 с.

. Охрана объектов и физических лиц. Термины и определения: СТБ 1250-2000. - Введ. 01.04.2001. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2000. - 16 с.

. Об охранной деятельности: Закон Респ. Беларусь от 8 нояб. 2006 г. № 175-3 // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 // КонсультантПлюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

. Брель, И.Д. Охранное видео - нормативные аспекты / И.Д. Брель // Технологии безопасности. - 2009. - № 3 (6). - С. 3-4.

Похожие работы на - Использование систем видеонаблюдения в раскрытии и расследовании преступлений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!