Военные суды России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,79 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Военные суды России













Контрольная работа

по дисциплине «Правоохранительные органы»

Содержание

 

1. Военные суды России

.1 Система, принципы деятельности и законодательство, регулирующее деятельность военных судов в России

.2 Особенности статуса военных судей

. Система органов предварительного следствия и дознания

Список использованных источников

 

1. Военные суды России

 

.1 Система, принципы деятельности и законодательство, регулирующее деятельность военных судов в России

военный суд следствие дознание

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом, отнесены к федеральным судам общей юрисдикции (п. 4 ч. 2 ст. 1) [3].

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" с изменениями, ФКЗ от 4 декабря 2006 г. N 5, ФКЗ от 29 июня 2009 г. N 3, ФКЗ от 28 ноября 2009 г. N 7, ФКЗ от 30 апреля 2010 г. N 3, ФКЗ от 7 февраля 2011 г. N 2, детально регламентирует образование и компетенцию военных судов в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" [2].

В ФКЗ «О военных судах РФ» получил дальнейшее развитие принцип единства судебной системы РФ, согласно которому военные суды не образуют собой какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РФ [3].

Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть образованы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются (как и иные суды общей юрисдикции) таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы (наравне с решениями других судов общей юрисдикции) в Верховный Суд РФ.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основными задачами военных судов при рассмотрении подсудных им дел являются обеспечение и защита: нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; органов местного самоуправления, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основным критерием для определения подсудности дел военным судам Закон установил субъективный признак: по уголовным (административным) делам наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение), а по гражданским делам - правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).

Более детально подсудность дел военным судам определена отраслевыми процессуальными кодексами. Так, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ военные суды рассматривают уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы [5].

В случаях, когда уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом только тогда, когда против этого не возражает то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. В случае, когда эти лица возражают, то уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается по подсудности соответствующим судом общей юрисдикции. Однако когда выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 31 УПК РФ и ст. 7 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации").

Согласно ст. 7 Закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;... граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Право военнослужащих обращаться с такими заявлениями в военный суд установлено ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Это положение закона соответствует Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) [1].

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения ими военной службы, военных сборов (ст. 7 Закона о военных судах). При этом закон предоставляет им право выбора: граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), т.е. уже не имеющие статуса военнослужащих, вправе подать жалобу по своему усмотрению как в военный суд, так и в суд общей юрисдикции по месту своего проживания. Рассмотрение военными судами таких жалоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено, как нам представляется, единственной целью: создать дополнительные гарантии для наиболее полной и квалифицированной защиты прав граждан по делам, связанным со специальными правоотношениями и применением норм военного законодательства.

Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст. 7 Закона о военных судах, отражена также в нормах Гражданского процессуального кодекса РФ. Согласно ст. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ "в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами" [3].

Военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. Военные суды рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела в отношении военнослужащих, проходящих военную службу в составе российских войск, членов их семей, а также других граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

Военные суды также рассматривают дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Военные суды правомочны принимать решения по ходатайствам органов предварительного расследования о применении мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, о производстве следственных действий, которые в соответствии с ч. 2 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ требуют санкции суда. Кроме того, военные суды правомочны в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействия) и решения прокурора, следователя органа дознания и дознавателя в случаях, предусмотренных ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Речь идет о жалобах на постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно о жалобах на иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Кроме того, если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то военный суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление в других случаях, если признает это необходимым, и направить его соответствующим военным должностным лицам.

Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды. Они действуют в качестве суда первой инстанции. Им подсудны все уголовные, административные и гражданские дела, кроме дел, подсудных вышестоящим окружным (флотским) военным судам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации [3].

Гарнизонный военный суд рассматривает также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу.

Согласно ст. 39 Закона "О военных судах Российской Федерации" военные суды соединений, объединений, флотилий приобретают статус гарнизонных военных судов.

Основным критерием отнесения дела к подсудности гарнизонного военного суда является территориальная подсудность. Данный принцип характерен для рассмотрения гарнизонными военными судами как уголовных, так и гражданских и административных дел. Поскольку в Вооруженных Силах Российской Федерации не образуются мировые суды, то все дела, им подсудные, рассматриваются гарнизонными военными судами (ст. 31 УПК РФ). Помимо рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел гарнизонные военные суды принимают и иные решения, предусмотренные ст. 29 УПК РФ, определяющей компетенцию суда.

Так, гарнизонные военные суды рассматривают ходатайства органов предварительного расследования об избрании в отношении лиц, подсудных военному суду, мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога (ст.ст. 106, 107, 108 УПК РФ), о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (производство обыска или выемки в жилище, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о наложении ареста на корреспонденцию и т.д. - п.п. 3, 4, 5, 5.1, 6, 7, 9, 10, 10.1, 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Кроме того, гарнизонный военный суд вправе рассматривать в ходе досудебного производства жалобы на действия (бездействие) и решения военного прокурора, военного следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных ст. 125 УПК РФ: на постановления руководителя следственного органа, следователя и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию [5].

Вторым звеном судебной системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются военные части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Им подсудны уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы или смертной казни (ч. 3 ст. 31 УПК РФ). Кроме того, окружным (флотским) военным судам подсудны уголовные дела, переданные им в соответствии со ст.ст. 34 и 35 УПК РФ. Этими статьями предусматривается возможность изменения территориальной подсудности.

Так, по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя уголовное дело хотя бы об одном из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 211, 277-279, и 360  Уголовного кодекса Российской Федерации, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.

В таком случае вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела по этим основаниям разрешается коллегией, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, в судебном заседании с участием прокурора, обвиняемого и его защитника в срок до 15 суток со дня поступления ходатайства.

В начале заседания председательствующий объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор обосновывает ходатайство, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. По решению суда обвиняемый участвует в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи.

По результатам рассмотрения ходатайства коллегия выносит одно из следующих постановлений: 1) об удовлетворении ходатайства и направлении уголовного дела для рассмотрения в соответствующий окружной (флотский) военный суд; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства.

Военным окружным (флотским) судам также подсудны уголовные дела, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы) [7].

Военные окружные (флотские) суды осуществляют, кроме того, свои функции как суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Согласно ч. 2 ст. 14 характеризуемого закона, окружной (флотский) военный суд проверяет законность, обоснованность и справедливость вынесенных гарнизонными военными судами и не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений. Согласно ч. 3 ст. 14 этого закона окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

При этом следует иметь в виду, что положения Закона, касающиеся производства в судах апелляционной инстанции, будут применяться по гражданским делам с 1 января 2012 г., по уголовным делам с 1 января 2013 г.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов [7].

При этом гражданские и административные дела окружной (флотский) военный суд рассматривает в составе единолично судьей либо коллегией из трех судей, а уголовные дела в таком же составе и, кроме того, по ходатайству обвиняемого с участием присяжных заседателей по делам, предусмотренным УПК РФ.

В составе коллегии из трех судей окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также жалобы и представления на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в ходе подготовки к рассмотрению дела.

Жалобы и представления на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, рассматривает судья окружного (флотского) военного суда единолично.

На заседаниях президиума окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд Российской Федерации. Рассмотрение дел по надзорным жалобам и по представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке, возлагается на Президиум Верховного Суда Российской Федерации [3].

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу решения, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ею в первой инстанции, а также дела по новым, вновь открывшимся обстоятельствам.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 44 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в период с 1 января 2012 г. до 1 января 2013 г. Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ будет выполнять функции Кассационной коллегии Верховного Суда РФ по рассмотрению уголовных дел.

В соответствии со ст. 9 Закона о военных судах Военная коллегия Верховного Суда РФ в первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам. Как показывает анализ судебной практики, наиболее часто обжалуются правовые акты указанных органов, связанные с определением порядка прохождения военной службы, реализацией отдельных положений законодательства о статусе военнослужащих по обеспечению различными видами довольствия [7].

В качестве апелляционной инстанции с 1 января 2012 г. по гражданским делам, а с 1 января 2013 г. по уголовным делам Военная коллегия приобретает право рассматривать дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Как кассационная инстанция Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям:

на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;

на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

По новым и вновь открывшимся обстоятельствам Военная коллегия рассматривает дела в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Согласно ч. 2 ст. 10 характеризуемого Закона Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя и других судей Верховного Суда Российской Федерации.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

в первой инстанции гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

 

1.2 Особенности статуса военных судей


Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей по осуществлению правосудия принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, в едином порядке прекращения полномочий, несменяемости судей, в их неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку и в защите прав судей федеральными законами, независимо от занимаемой должности. Судьями военных судов являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе в Вооруженных Силах Российской Федерации [2].

Особенности статуса судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ заключаются в том, что они являются военнослужащими, на них распространяются действия воинских уставов, Федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и службе», а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения воинской службы.

К кандидатам, претендующим занять место судьи, предъявляются определенные как Конституцией, так и федеральными законами (сформулированные прежде всего в ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации") общие требования, а к кандидатам на должности военных судей - еще и специальные, оговоренные в ст. 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".

К общим требованиям относятся: наличие российского гражданства; возрастной ценз в 25 лет; наличие высшего юридического образования; стаж по юридической профессии не менее 5 лет; факт не совершения лицом порочащих проступков; годность по состоянию здоровья к судебной работе. Специальные требования для кандидатов на должности судей военных судов заключаются в следующем: кандидат должен иметь офицерское звание. Воинское звание присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, по окончании данного учебного заведения, а также гражданину, успешно завершившему учебное заведение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющим государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Следующее специальное требование к кандидату в судьи военных судов состоит в заключении контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Контракт заключается с гражданином, ранее не проходившим военную службу, а также с военнослужащим, изъявившим желание заключить новый контракт. К данным лицам предъявляются особые требования: годность кандидата по результатам медицинского освидетельствования к военной службе; категория кандидата к военной службе по результатам профессионального психологического отбора (рекомендуется, как правило, первая, но не ниже второй); уровень физической подготовки; наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при отсутствии такового - допуск оформляется в определенном законом порядке). При этом контракт заключается не с председателем военного суда, а с командиром воинской части с последующим откомандированием военнослужащего в распоряжение Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со ст. 119 Конституции Российской Федерации необходим на должность кандидатов на должности судей федеральных судов, в общем виде определяется Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов [1].

Согласно данной Инструкции в стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявления кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Отбор кандидатов на должность судьи военного суда осуществляется на конкурсной основе, с объявлением об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи военного суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Обязательным условием для положительной рекомендации кандидату, претендующему на должность судьи военного суда, является сдача им квалификационного экзамена, который принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей с целью установления наличия у претендента необходимых профессиональных знаний.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. В описываемый период действовало Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ 17 января 2002 г. По результатам рассмотрения заявлений военнослужащих, претендующих на должности судей военного суда, конкурса документов и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи военного суда [7].

В случае если ни один из кандидатов, претендующих на должность судьи военного суда, не соответствует вышеуказанным требованиям, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из них мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи военного суда и объявляет в средствах массовой информации о новом времени, месте приема и рассмотрении заявлений от кандидатов на должность судьи. Согласно ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей военных судов, а кандидатов в судьи Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. На практике данная норма Закона, определяющая сроки назначения судей военных судов, не действует, поскольку вопросы проверки спецслужбами кандидатов на судейские должности, как правило, затягиваются по объективным причинам, которые осуществляются органами МВД, ФСБ по всем вопросам деятельности не только кандидата на судейское место, но и его ближайших родственников.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" судья военного суда впервые назначается на должность сроком на три года, по истечению которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания на военной службе в должности судьи. Данный срок является испытательным, с целью проверки судьи военного суда к дальнейшей профессиональной деятельности по отправлению правосудия.

Порядок наделения полномочиями председателя Военной коллегии, его заместителя, председателя окружных (флотских), гарнизонных военных судов и заместителей отличается от порядка наделения полномочий судей Военной коллегии и судей военных судов только по сроку и равен 6 годам. Указанные лица могут быть назначены на должности не однократно, но не более двух раз подряд. Полномочия председателя и заместителей прекращаются по истечении срока, на который они назначены. Кроме того, полномочия председателей и заместителей председателей военных судов могут быть досрочно прекращены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в связи с ненадлежащим исполнением этими должностными лицами своих обязанностей.

Непосредственное воздействие на правовое регулирование деятельности военных судов достигается принятием органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, к которым должны предъявляться определенные требования: максимально полно соответствовать объективным потребностям как военных судов, так и Вооруженных Сил; быть научно обоснованными и опираться на теоретические разработки проблем, требующих нового нормативного решения; гарантировать независимость судебной власти и обеспечить приоритет в этом направлении; способствовать созданию условий для эффективного судопроизводства с целью защиты законных интересов прав не только личности, но и государства; должны быть экономичными издержки по их реализации - относительно низкими по сравнению с эффектом, который дает функционирование этих норм в процессе реализации [20].

Анализируя публикации за последние несколько лет, посвященные теме военных судов в России, можно сделать вывод о том, что тема эта очень актуальна, изучаема по всем направлениям, а именно:

В своей статье в журнале «Российский судья» Григорьев О.В. рассматривает компетентность военных судов в РФ, подробно рассматривая основные проблемы и изменения законодательства в этой сфере [8].

Интересна публикация Цой В.И., посвященная подсудности военным судам гражданских дел о материальной ответственности военнослужащих, опубликованная в «Военно-юридическом журнале» [10].

Статья Ильиной Т.Н., опубликованная также в «Военно-юридическом журнале» посвящена историческому очерку о кадровом обеспечении военных судов во второй половине 19 и начале 20 веков, в результате анализа которой, можно избежать ошибок прошлых лет [12].

В своей публикации в журнале «Администратор суда», Григорьев О.В. изучает исторический аспект развития военных судов в России от военно-судебной реформы 1867 года до Октябрьской революции [11].

Быстров П.Г. в своей публикации в журнале «Право в Вооруженных силах» рассматривает вопрос апелляционных инстанций военных судов в уголовном судопроизводстве, раскрывая основные сложности, возникающие при обжаловании судебных решений [13].

Фоков А.П. - это автор, который периодически публикует ряд статей, посвященных судебной тематике, в том числе и военным судам. Так, в своей статье в журнале «Российский судья», Фоков А.П. рассматривает вопросы судов общей юрисдикции и военных судов в РФ, кроме того в своей статье, опубликованной в том же журнале, но в 2009 году, автор дает полный анализ деятельности военных судов в России на современном этапе [14,16].

Также следует отметить интересную публикацию Яголовича И.И., опубликованную в журнале «Право в вооруженных силах» и посвященной проблемам определения территориальной подсудности дел военным судам [15].

Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что военные суды в России на современном этапе тема достаточно актуальная не только в научных кругах, но и в реальной жизни.

2. Система органов предварительного следствия и дознания


Система органов предварительного расследования в Российской Федерации действуют на основании федерального закона «О полиции РФ», уголовно-процессуального кодекса РФ, федерального закона «О прокуратуре РФ», федерального закона «О Следственном Комитете Российской Федерации» и др. нормативно-правовых актов [21].

Схематично органы предварительного расследования можно представить следующим образом (Рисунок 1).

Рисунок 1. Органы предварительного расследования

Анализируя публикации, посвященные проблемам органов предварительного следствия и дознания за последние два года, можно прийти к выводу, что большая часть из статей устарела либо содержит материал про органы, которые упразднены, переименованы, реорганизованы, либо им добавлены совершенно иные функции и изменены порядок подчиненности и нормативно-правовая база, регулирующая деятельность этих органов.

Все это связано с активной политикой нашего Правительства, которое за последние два года провело колоссальную реформу по реорганизации милиции в полицию, упразднила ряд органов следствия (например, ранее следователи Прокуратуры вели определенную категорию дел, затем был создан Следственный комитет при Прокуратуре, а в настоящее время все эти органы упразднены, работу осуществляет Следственный комитет РФ в соответствии с ФЗ «О следственном комитете РФ») и много других изменений.

Список использованных источников

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Последнее обновление 31.03.2012 г.

. О судебной системе Российской федерации. Федеральный Конституционный Закон №1-ФКЗ от 31.12.1996 (ред. от 06.12.2011 г) [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Последнее обновление 31.03.2012 г.

. О военных судах Российской федерации. Федеральный Конституционный Закон №1-ФКЗ от 23.06.1999 (ред. от 07.02.2011 г) [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Последнее обновление 31.03.2012 г.

. Об органах судейского сообщества. федеральный закон от 14.03.2002 (ред. от 03.12.2011 г) №30-ФЗ [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Последнее обновление 31.03.2012 г.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации / федеральный закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 07.12.2011) [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Последнее обновление 31.03.2012 г.

. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации / федеральный закон от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Последнее обновление 31.03.2012 г.

. Китрова Е.В. Комментарий к ФКЗ от 23.06.1999 года №1-ФКЗ «О военных судах РФ». Постатейный. / Е.В. Китрова // [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Последнее обновление 31.03.2012 г.

. Григорьев О.В. О компетенции военных судов в Российской Федерации. / О.В. Григорьев // Российский судья. - 2011. №8. - С. 37-38.

. Мовчан А.Н. Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации). Процедура медиации в военном суде. / А.Н. Мовчан // Право в вооруженных силах. - 2011. - №7. - С. 14-17.

. Цой В.И. Подсудность военным судам гражданских дел о материальной ответственности военнослужащих / В.И. Цой // Военно-юридический журнал. - 2011. - №7. - С. 7-10.

. Григорьев О.В. Военные суды России: от военно-судебной реформы 1867 года до Октябрьской революции 1917 года / О.В. Григорьев // Администратор суда. - 2011. - №2. - С. 15-19.

. Ильина Т.Н. Кадровое обеспечение военных судов в России во второй половине 19-начале 20 веков / Т.Н. Ильина // Военно-юридический журнал. - 2011. - №5. - С. 16-20.

. Быстров П.Г. Апелляционная инстанция военных судов в уголовном судопроизводстве / П.Г. Быстров // Право в вооруженных силах. - 2011. - №4. - С. 11-14.

. Фоков А.П. О судах общей юрисдикции и о военных судах в РФ. / А.П. Фоков // Российский судья. - 2011. №3. - С. 33-37.

. Яголович И.И. Как найти «свой» военный суд (проблемы определения территориальной подсудности дел военным судам). / И.И. Яголович // Право в вооруженных силах. - 2010. №8. - С. 14-18.

. Фоков А.П. О военных судах в РФ. / А.П. Фоков // Российский судья. - 2009. №9. - С. 23-26.

. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями. Учебное пособие / В.С. Авдонкин - М.: Изд-во: Эксмо, РАП, 2008. - 304 с.

. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. / Под ред. К.Ф. Гуценко. - Изд. 8-ое перераб., и доп.-М.: Изд-во "Зеркало", 2009 - 598 с.

. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. - СПБ.: Санкт-Петербургский университет, юридический факультет, 2011: Изд-во "Лань", 2011 - 384 с.

. Правоохранительные органы: Учебник / Под общей ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010. - 504 с.

. Правоохранительные органы Российской Федерации. Сборник нормативных актов. Изд. второе, уточнённое и дипломное / Сост. В.К. Бобров, М.В. Боброва. - М.: Издательство "Щит-М", 2010. - 512 с.

Похожие работы на - Военные суды России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!