Анализ деятельности ОГУ 'Челябинская ветеринарная станция' по государственному контролю качества продуктов животного происхождения и выработка предложений по ее совершенствованию

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,19 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельности ОГУ 'Челябинская ветеринарная станция' по государственному контролю качества продуктов животного происхождения и выработка предложений по ее совершенствованию

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения

1.1 Зарубежный опыт организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения

.2 Организация государственного контроля качества продуктов животного происхождения в России

.3 Нормативно-правовое регулирование государственного контроля

Глава 2. Анализ организации деятельности ОГУ «Челябинская ветеринарные станции» по государственному контролю качества продуктов животного происхождения

.1 Организация деятельности и полномочия ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» в области государственного контроля

.2 Анализ практики деятельности ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» по реализации государственного контроля

2.3 Направления совершенствования организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения на примере ОГУ «Челябинская ветеринарная станция»

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Повышение качества и безопасности продуктов животного происхождения является одной из социально-экономических задач, решение которой зависит от использования научно обоснованных подходов к организации государственного контроля к системе производства, хранения и реализации сырья и продуктов животного происхождения.

В связи с тем, что в последние годы в нашей стране происходит постоянное совершенствование технологий переработки различного сырья и резко увеличился ассортимент реализуемых на продовольственном рынке продуктов, возрастает необходимость усиления государственного ветеринарного надзора подконтрольных ветеринарной службе сырья и продуктов.

В осуществлении ветеринарного контроля над безопасностью продовольственного рынка страны на первый план должны выдвигаться задачи усиления контроля за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения, предупреждения особо опасных инфекций, создание и поддержание эпизоотического и эпидемического благополучия поднадзорных территорий, принятия экстренных мер по ликвидации возможных вспышек заразных болезней животных, а также оказания необходимой лечебной и реабилитационной помощи больным животным.
Решить эти задачи в полном объеме возможно лишь на основе четкого планирования ветеринарной деятельности в нескольких временных измерениях с учетом функций управления ветеринарным делом, с обязательным сопровождением планов надлежащим учетом и достоверной отчетностью.
Все, что население употребляет в пищу может стать угрозой не только здоровью, но и жизни. В связи с тем, что не подвергнутая проверке пищевая продукция представляет собой потенциальную опасность для здоровья, со стороны государства осуществляется контроль качества и безопасности продукции, в соответствии с законом Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» и Федерального закона от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Для государственной ветеринарной службы основным элементом в безопасности пищевых продуктов животного происхождения является ветеринарно-санитарная безопасность. Суть ее состоит в том, что приобретенные пищевые продукты при обычных условиях не являются вредными, а это в свою очередь не приведет к заболеванию населения болезнями общими для человека и животных, а также не приведет к пищевым интоксикациям и они не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Ветеринарно-санитарная безопасность пищевых продуктов связана с проведением целого комплекса мероприятий, направленных на предотвращение возникновения болезней, вызываемых, как правило, инфекцией или отравлением в результате проникновения в организм во время приема пищи возбудителей болезни.

В целях обеспечения безопасности продукции животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении, защиты населения от болезней общих для человека и животных принято постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 года № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», в соответствии с которым органам и учреждениям государственной ветеринарной службы вменено обеспечение безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения путем проведения государственного надзора и контроля.

Настоящие кризисные явления в экономике не могут отменить необходимость осуществлять комплекс лечебно-профилактических мероприятий и иных мер ветеринарного контроля, невыполнение которых может повлечь материальную, а так же административную и уголовную ответственность за распространение опасных заболеваний. Например, в себестоимости мяса птицы ветпрепараты составляют всего лишь порядка 2%, а ущерб от экономии на средствах лечения и профилактики может быть в десятки раз больше. Поэтому предприятия стараются сохранить успешно работающие схемы лечебно-профилактических мероприятий. А корректируют их в сторону сокращения и удешевления только в самой отчаянной финансовой ситуации. Последствия такой «экономии» иногда плачевны.

Все это обуславливает актуальность исследуемой темы и определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования - ОГУ «Челябинская ветеринарная станция»

Предмет исследования - деятельность ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» по государственному контролю качества продуктов животного происхождения.

Цель курсовой работы - анализ деятельности ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» по государственному контролю качества продуктов животного происхождения и выработка предложений по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

При написании работы были использованы материалы и положения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере - Конституция РФ и Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1, Закон РФ «О ветеринарии», иные федеральные законы и федеральные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и др.

В ходе исследования изучены работы ведущих отечественных ученых в сфере ветеринарии, таких как Дерябиной М., Ерасова Е.А., Гельгор В.И. Обобщен и проанализирован отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования в данной сфере.

Исследование состоит из двух глав, приложений, списка использованной литературы.

Практическая значимость исследования обусловлена наличием рекомендаций, которые могут быть использованы органами государственной власти Челябинской <\\\\\\\\челябинсой> области в процессе совершенствования организации контроля за качеством продукции животного происхождения.

Глава 1. Теоретические основы организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения

1.1 Зарубежный опыт организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения

государственный контроль качество продукт животный

Исследуя зарубежный опят организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения имеет смысл, прежде всего, рассмотреть систему госконтроля на потребительском рынке, действующую, прежде всего, в Германии. Это оправдано:

а) схожестью федеративного устройства;

б) относительно большим числом контролирующих федеральных органов в обеих странах;

в) большими размерами России и Германии, что требует сложного вертикального соподчинения и децентрализации целого ряда функций.

В Германии органы, занятые в сфере контроля, существуют на 3-х уровнях:

) федеральном,

) субъектов федерации (земель),

) окружном (группы городов и на территорий Земель).

Федеральные органы не занимаются непосредственно контролем и не имеют никаких территориальных отделений на местах. Их функции - разработка проектов законодательных актов в соответствующих областях и контроль за соблюдением принятых федеральных законов Земельными органами контроля.

На уровне Земель органы контроля тоже не занимаются непосредственно контролем. Их функции - разработка правил контроля, нормативов на количество инспекторов, количества и периодичности контрольных проверок, надзор за соблюдением этих правил инспекторами на местах. Иногда в их функции входит определение местных организаций, которые должны осуществлять непосредственный контроль.

Окружные (местные) органы власти организуют непосредственный контроль на рынке, назначая соответствующие организации. В таких организациях сосредотачиваются все специализированные инспекции (торговые, пожарные, ветеринарные, хлебные, по защите прав потребителей, санитарные, страхового надзора и т.д.). Это позволяет обеспечивать комплексность проверок, исключает дублирование действий инспекторов и испытательно-аналитической базы, значительно экономит государственные финансы, помогает добиться высокой эффективности контроля.

Финансирование всей системы, включая местные организации, практически полностью осуществляется целевыми перечислениями в местные бюджеты из федерального бюджета.

Преимущества данной модели:

четкая вертикальная организация системы, обеспечиваемая централизованным руководством;

исключение вертикального дублирования, ясное разделение функций между центральными, региональными и местными органами контроля:

центр освобожден от несвойственных для него функций по непосредственному контролю на местах, а местные органы ограничены в плане нормотворчества и произвольного расширения контрольных функций;

обеспечен эффективный сквозной контроль системы сверху до низу, соответствующий федеральному и административно-территориальному устройству государства;

экономия бюджетных средств вследствие устранения дублирования, более эффективной организации, централизованного контроля над штатами контролеров и их финансированием на местах;

эффективная, комплексная координация деятельности контрольных органов разной ведомственной принадлежности при проведении непосредственного контроля.

Во Франции контроль над деятельностью ветеринарной и фитосанитарной службы в стране осуществляет Национальная бригада ветеринарных и фитосанитарных расследований, имеющая свои бюро в каждом территориальном департаменте Франции. Кроме этого, в Министерстве финансов Франции действует Генеральная Дирекция конкурентной торговли, потребления и пресечения контрафактной продукции (Direction Générale de la Concurrence, de la Consommation et de la Répression des Fraudes), имеющая большие полномочия.

Ее представители могут при необходимости закрывать торговые точки, рестораны, кафе, ветеринарные службы, привлекать к уголовной ответственности лиц, нарушающих нормы и законодательство по всему спектру экономической деятельности в сфере производства и переработки продукции животноводства, производства и торговли продовольствием, обеспечения общественного питания в стране.

Контроль над импортом и экспортом животноводческой продукции в Минсельхозе осуществляют: координационная Инспекция международного санитарного контроля, Отдел по экспорту в страны «третьего мира», Отдел по импорту из стран «третьего мира» и Отдел по двусторонним и многосторонним договорам в области санитарии и фитосанитарии.

Ветеринарные и санитарные службы Франции, а также Агентства по мясу, продукции животноводства и птицеводства (OFIVAL), отвечающие за операции по импорту и экспорту живого скота, птицы, другой продукции животноводства подчиняются одновременно КЕС, Минсельхозу и Министерству экономики, финансов и промышленности Франции.

Безопасность на продовольственном рынке осуществляют региональные отделения ветеринарных служб и инспекции по контролю качества продовольствия (AFSSA). Эти инспекции подчинены через региональные структуры при органах местной власти Генеральной Дирекции продовольствия Минсельхоза и Главку качества пищи Минздрава Франции.

В части импортных продуктов контроль продовольственной безопасности возложен, наряду с указанными структурами, на пограничные и таможенные службы и их структуры - региональные отделы Дирекции конкурентной торговли, потребления и борьбы с контрафактной продукцией.

Инспекторы региональных дирекций имеют право в любое время брать пробы продуктов для их исследования в лабораторных условиях, закрывать, при необходимости, магазины, рестораны, кафе, общественные столовые, запрещать продажу недоброкачественных или фальсифицированных продуктов, поступивших в продажу на рынки и в магазины. Они имеют право передавать в судебные органы досье на выявленных нарушителей правил торговли и мошенников, требуя их уголовного наказания от имени государства.

Например, во Франции законом запрещено продавать населению мясо домашних животных, в крови которых обнаружены следы вакцин, прививок от болезней или добавок гормональных препаратов для ускорения развития животных и увеличения их продуктивности. Во многих других странах мира, в том числе и в США, таких ограничений нет.

В Украине в настоящее время также усиливается контроль за качеством продуктов животного происхождения. Подписан Закон «Об Общегосударственной целевой экономической программе проведения мониторинга остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в живых животных, в продуктах животного происхождения и кормах, а также в пищевых продуктах, подконтрольных ветеринарной службе, на 2010 - 2015 годы» <#"justify">Определяя степень изученности исключительной компетентности ветеринарной службы по контролю за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения следует отметить, что современная ветеринария во многих странах мира, в т.ч. и в России, стоит на страже здоровья животных и людей, а выполняя функции государственного ветеринарного контроля за качеством и безопасностью продуктов питания и в частности продуктов животного происхождения, осуществляет одну из главных задач современного общества - защиту прав потребителей от посягательств на их здоровье.

Таким образом, система государственного контроля за качеством продуктов животного происхождения играет важную роль в обеспечение жизни и здоровья населения любого государства. В различных государствах система государственного контроля выстроена в соответствии с общей структурой государственного устройства, так же как и в Российской Федерации. Рассмотренный опыт Германии и Франции позволяет сделать вывод о рациональности их построения.

Естественно, в силу целого ряда обстоятельств нет смысла полностью копировать данные системы в России. В то же время, они содержит немало конструктивных принципов, которые могут быть использованы в реформировании нашей системы государственного контроля. Кроме того, некоторые моменты могут рассматриваться как целевые установки, которые целесообразно реализовывать постепенно, в ходе поэтапного проведения реформы.

1.2 Организация государственного контроля качества продуктов животного происхождения в России

На сегодняшний день в мире Россия занимает 6-е место в производстве говядины, 9-е - свинины, 5-е - мяса птицы и 3-е - в производстве молока. В структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю продукции животноводства у нас приходится около 47% производства, в то время как в развитых странах - более 60%. Одной из особенностей является и тот факт, что 54% продукции животноводства продолжает производиться малыми формами хозяйствования - в хозяйствах населения и фермерских хозяйствах.

В 2008 году производство скота и птицы на убой в живом весе составило 7,9 млн. т, что на 4,2% больше соответствующего периода 2007 года, молока - 31,4 млн. т (+0,9%). Если по мясу птицы рост производства отмечается уже в течение 6 лет подряд, то применительно к свинине столь значительный прирост наблюдается впервые за последнее время.

Это обуславливает необходимость особого внимания государства к организации контроля качества животноводческой продукции в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательно закреплена ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации. Только государство устанавливает правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. В его деятельности в качестве приоритетов определены защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется:

органами государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

органами государственной хлебной инспекции Российской Федерации;

органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.

органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и услуг и защите прав потребителей Российской Федерации;

Основными его задачами в Российской Федерации являются:

формирование федеральных программ по подготовке специалистов в области ветеринарии, производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии;

реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств

контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации;

осуществление государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно - санитарного надзора.

Необходимость государственного контроля качества продуктов животного происхождения обусловлена факторами как внутригосударственного, так и международного уровня.

В конце минувшей недели министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова и генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен подписали Меморандум о взаимопонимании на 2009-2013 годы. В документе обе стороны выразили заинтересованность в укреплении здоровья населения стран ВОЗ, а также во взаимных выгодах, которые могут быть получены в результате сотрудничества в этой области.

Кроме того, реализуемый в настоящее время приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

«Ускоренное развитие животноводства»;

«Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

«Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

В 2008 году на развитие сельхозпроизводства из областного бюджета направлено 2,2 млрд. руб. Большая часть этих средств пошла на поддержку животноводства с целью увеличения производства мяса и молока в регионе и достижения полного самообеспечения региона этими продуктами питания.

Но, не смотря на это в условиях свободной конкуренции на Российский рынок, поступает большое количество мяса говядины, свинины, рыбы и др. из различных стран (Франции, Бразилии, США, Казахстана и т.д.). В таких условиях основной задачей государства является обеспечить качество и безопасность поступающей на отечественные рынки продукции.

Основной целью государственного контроля качества продуктов животного происхождения является недопущение ввоза на территорию и распространения некачественных товаров животного происхождения.

Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют государственная ветеринарная служба Российской Федерации во взаимодействии с ведомственными ветеринарно-санитарными и производственными ветеринарными службами, а также специалистами в области ветеринарии, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Ветеринарный контроль - это:

обеспечение доброкачественности и безопасности животноводческой продукции в ветеринарно-санитарном отношении, защиту населения от болезней, общих для животных и человека, и пищевых отравлений;

деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений ветеринарных правил юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.

Государственный ветеринарный надзор осуществляется:

на мясокомбинатах, рыбокомбинатах, молокозаводах, хладокомбинатах и других предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, а также предприятиях по их заготовке и торговле, рынках, базарах, ярмарках, выставках и других местах торговли;

на предприятиях по производству мяса, молока, яиц на промышленной основе, звероводческих, рыбоводческих и пчеловодческих фермах и подсобных хозяйствах, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан;

на судах по лову (добыче) рыбы и морепродуктов, плавбазах и других рыбоперерабатывающих предприятиях, а также предприятиях по производству рыбной муки и иных кормов из рыбы и морепродуктов.

В современных условиях все большее значение приобретают такие разновидности нормативных правовых актов как доктрины, стратегии, концепции, федеральные и региональные целевые программы. Они направлены на закрепление в обобщенном виде мер государственной политики и являются направляющей основой законотворчества и деятельности органов государственной власти.

В систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят:

·Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент ветеринарии), управления (отделы) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов и городов;

·ветеринарные научно - исследовательские и научно - производственные учреждения;

·ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов и городов;

·подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно - санитарного профиля.

Органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации:

·Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

·управление ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

·управления (отделы) ветеринарии в составе администраций районов и городов;

·станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов и городов;

·участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки и пункты;

·пограничные и транспортные ветеринарные контрольные пункты, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства.

Департамент ветеринарии является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, организующим деятельность ветеринарной службы Российской Федерации по предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Департамент ветеринарии имеет в своём подчинении научно-исследовательские ветеринарные институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте, службы ветеринарного контроля на предприятиях по переработке и хранению животноводческой продукции и другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии.

Департамент ветеринарии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «о ветеринарии», иными законодательными актами, указами и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, приказами и указами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также настоящим положением.

Департамент ветеринарии осуществляет взаимодействие с органами санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении деятельности в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и профилактики пищевых отравлений.

Государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчинённости и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраной территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных.

Таким образом, в Российской Федерации в целом сформирована система государственного контроля качества животноводческой продукции. Однако, взаимодействие органов, осуществляющих ветеринарный контроль осуществляется неэффективно, отсутствуют механизмы взаимодействия.

1.3 Нормативно-правовое регулирование государственного контроля

В основе организационной деятельности в сфере ветеринарного контроля лежит нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу. Таковыми являются: Федеральный закон от 8 декабря 2003г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 2 января 2000г. N 29-ФЗ
«О качестве и безопасности пищевых продуктов», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. N 5487-1, Закон РФ от 14 мая 1993г. N 4979-1 «О ветеринарии» и многие другие акты федеральных, региональных органов государственной власти.
Ветеринарное законодательство в Российской Федерации состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним законодательных актов республик в составе Российской Федерации, правовых актов автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Все нормативные акты и законы разрабатываются, после чего обязательно проходят экспертизу, регистрацию в Минюсте РФ, в соответствии с порядком, указанном в приказе Минюста №217, или обсуждение и голосование в Госдуме, в соответствии с ФЗ-184 о регламенте, после чего становятся нормативными актами или законами.

Базовым законом в данной сфере является Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. N 4979-1.

На его основе было принято Положение, в котором чётко описана роль и деятельность государственной лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы на продовольственных рынках:

«Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706.

В этом положении было указано, что государственная лаборатория ветеринарно - санитарной экспертизы на продовольственных рынках (далее - лаборатория) является органом государственного ветеринарного надзора, которая организуется на постоянно действующем рынке, специализирующемся на торговле животными, птицей, рыбой, пчелами, а также на продукции животного и растительного происхождения.

Лаборатория находится в составе районного (городского) государственного ветеринарного учреждения (районной, городской станции по борьбе с болезнями животных или межрайонной, районной, городской ветеринарной лаборатории) по месту расположения рынка.

Государственное ветеринарное учреждение, в состав которого входит лаборатория, обеспечивает ее снабжение необходимым специальным лабораторным оборудованием, приборами, инструментами, красками, реактивами и химикатами, моющими и дезинфицирующими средствами, лабораторной посудой, спецодеждой, мебелью, инвентарем и другими вспомогательными материалами для проведения ветеринарно - санитарной экспертизы, содержало обязательный перечень оснащения, необходимого для работы в лаборатории.

Существует также ветеринарное законодательство в 4-х томах, в каждом из которых прописаны законы ветеринарии. Сейчас многие положения в них не имеют силы (выпуск 1988г.) и ветеринарная деятельность контролируется различными положениями, которые, то принимаются, то утрачивают силу.

На сегодняшний день выпущен только один новый том ветеринарного законодательства №1 (дата выпуска 2000г.) - сборник нормативно-правовых документов по ветеринарии.

Другие тома ветеринарного законодательства не обновляются из-за постоянной смены законодательных актов. Из-за нестабильности нормативно-правовой базы, нет чётко отлаженной структуры в деятельности ветеринарной службы.

Указом Президента № 314 функции Министерства сельского хозяйства по контролю и надзору в сфере ветеринарии были переданы федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору. На Министерство сельского хозяйства возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию различных направлений, среди которых незначительное место занимает ветеринария.

Несмотря на то, что ветеринария входит в компетенцию Минсельхоза, за последние несколько лет не было принято ни одной программы по совершенствованию государственной политики в сфере обеспечения качества продуктов животного происхождения.

Такая функция, как выработка государственной политики, придает федеральному министерству статус центра определения государственной стратегии или «основного центра» разработки, принятия и проведения государственной политики в порученной ему сфере. Но, из положений о федеральных министерствах не ясно, каким образом они должны вырабатывать государственную политику.

После принятия Указа № 314 прошло время, но ни одно из федеральных министерств, в том числе и Минсельхоз не определило, какую именно государственную политику оно планирует вести в порученной ему сфере деятельности. В сфере ветеринарии не принято ни целей, ни задач, ни механизма их реализации в соответствии с современным состоянием рынка.

Россельхознадзором также принимается ряд документов, регулируемых ввоз товаров животного происхождения. Например, это такие документы как:

- <#"justify">2 июля 2009 года вступил в действие закон, регулирующий проверки малого и среднего бизнеса. Надзорные органы, за исключением налоговой инспекции, обязаны заранее публиковать план проверок. А внеплановые - согласовывать с прокуратурой. Данная мера призвана избавить компании от произвола контролеров.

Согласно документу, теперь надзорные органы - по плану - смогут навестить предприятие не чаще трех раз в год. Что касается внеплановых визитов, то на них отводится максимум 50 часов - также в течение года. Кроме того, закон дает свободу новым компаниям. Их ревизоры смогут потревожить только спустя три года после начала работы.

Основания для этого также оговариваются - реальный факт нанесения ущерба окружающей среде, здоровью и жизни людей, а также нарушения прав потребителей. Однако трактовать сроки и поводы проверок можно по-разному. И вот это как угрожает тому эффекту, который мог бы принести закон.

Это ограничение по времени, которое недостаточно четко определяет, что это - максимальное время проверок всего в течение года или максимальное время проверки каждого из контролирующих органов. Потребуется каким-то образом между собой согласовывать, кто, когда и как проверяет. Или еще лучше - приезжать на проверку одновременно для того, чтобы вот это время было одно на всех.

Таким образом, ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношение в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Четко разработанный механизм осуществления государственной политики, в области обеспечения качества продукции животного происхождения, отсутствует. За последнее время не принято никаких нормативных документов, которые позволили бы говорить о стратегической работе по обеспечению качества продукции животного происхождения.

Глава 2. Анализ организации деятельности ОГУ «Челябинская ветеринарные станции» по государственному контролю качества продуктов животного происхождения

2.1 Организация деятельности и полномочия ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» в области государственного контроля

В декабре 2004 г ГУ «Челябинская станция по борьбе с болезнями животных» была ликвидирована, образовалось ОГУ «Челябинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» в состав нового учреждения вошла и ветеринарная инспекция.

Основной задачей в работе ветеринарной инспекции является контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими и индивидуальными предпринимателями) независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, требований ветеринарных норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, при ввозе, транзите по территории и вывозе из г. Челябинска подконтрольных ветеринарной службе грузов, при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, мясокомбинатов и других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан.

Свою деятельность инспекция осуществляет во взаимодействии с участковыми ветеринарными лечебницами, лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы рынков, а также с руководителями организаций и предприятий, связанных с животноводством, переработкой и реализацией продуктов и сырья животного происхождения. Специалисты ОГУ «Челябинская ветстанция» в своей работе руководствуются рядом Федеральных Законов:

·Закон Российской Федерации «О ветеринарии»;

·ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

·ФЗ «О техническом регулировании»;

·ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

Рядом положений Правительства РФ:

·положение о государственном ветеринарном надзоре в РФ;

·положением о государственном надзоре (контроле) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

·положением о проведении экспертизы некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования и уничтожения;

·положением о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства;

·правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (приложение к Приказу № 422 от 16.11.2006 г Минсельхоза РФ), а так же рядом инструкций и правил утвержденных Минюстом РФ.

Ветеринарная сеть области состоит из ветеринарной станции, ветлаборатории, 12 ветеринарных участков и 5 ветпунктов (в том числе в городе Челябинске 5 ветучастков). Ветеринарная станция образовалась в результате объединения городской и районной ветеринарных станций в сентябре 2000 года. Начальником ветеринарной станции был назначен главный ветеринарный врач города Дегтярев А.Я.

В связи объединением, администрацией города были выделены отдельные здания, на базе которых был образован ветеринарный городок в состав, которого входит ветеринарная станция, ветеринарная лаборатория и комплексом вспомогательных помещений, гаражи для автотранспорта. Территория ветеринарного городка полностью огорожена. Здание ветстанции состоит из двух частей, административная часть и ветеринарная клиника. В административной части имеются кабинеты ветеринарных специалистов, которые обеспечены современной компьютерной техникой, средствами связи и необходимой оргтехникой. Ветеринарная станция обеспечена специальной литературой, инструкциями, наставлениями по применению ветеринарных препаратов и наглядными пособиями в виде таблиц и стендов.

При ветеринарной станции имеется ветеринарная аптека, которая обеспечивает правильное хранение биопрепаратов и медикаментов, с соблюдением строгого контроля температурного режима, благодаря наличию бытовых холодильников и специальной холодильной камеры.

Областную ветеринарную станцию возглавляет начальник - ветеринарный врач. Начальник областной ветеринарной станции является одновременно заведующим противоэпизоотическим отделом -государственным ветеринарным инспектором области.

Начальник и главный бухгалтер станции назначаются на должность и освобождаются от должности приказом комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома по представлению управления ветеринарии.

Остальные работники станции назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом начальника станции по согласованию с управлением ветеринарии.

Во взаимодействии со специалистами участковых ветеринарных лечебниц осуществляют работу по противоэпизоотическим мероприятиям. Совместно с сотрудниками правоохранительных органов проводят совместные рейды по несанкционированной торговле на территории г. Челябинска продуктами животноводства, животных и т.п.

По согласованию с главным госветинспектором г. Челябинска организуют и планируют работу специалистов подразделений госветнадзора на предприятиях по переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, контролируют порядок выдачи и оформления ими ветеринарных сопроводительных документов. Ведут учет выдачи ветеринарных удостоверений, ветеринарно-санитарных заключений с занесением в реестр всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на контролируемой территории. Пропагандируют ветеринарно-санитарные знания среди ветспециалистов, руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, граждан г. Челябинска.

В плане работы остается контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных правил, обеспечения безопасности животноводческой продукции и защиты населения от болезней общих для человека и животных.

Кроме того, ОГУ «Ветстанция» проводит плановые и неплановые проверки за объектами ветсаннадзора:

при получении, производстве, хранении и отгрузке продовольственного сырья и пищевых продуктов на фермах, в хозяйствах (от частного сектора) в процессе содержания и разведения животных, птиц, рыб, пчёл.

на убойных площадках, пунктах убоя, мясокомбинатах и хладобойнях животных и птицы.

на предприятиях по переработке и хранении продукции животного происхождения.

на мясоперерабатывающих предприятиях.

на рыбодобывающих предприятиях.

на рыбоперерабатывающих предприятиях.

на предприятиях торговли и общественного питания.

на продовольственных рынках, ярмарках и выставках.

на транспорте.

Также ОГУ «Ветстанция» осуществляет взаимодействие органов госветнадзора и правоохранительными органами.

Ведение документации при проведении госветконтроля на подконтрольных объектах.

В компетенцию ОГУ «Челябинской ветеринарной станции» входит обслуживание Челябинской области и г. Челябинск в аспекте ветеринарии.

Станция по борьбе с болезнями животных является центральным ветеринарным учреждением в области, призванным руководить практической ветеринарной работой, контролировать ее, внедрять в практику достижения науки и наработанного опыта.

Станция выполняет следующие основные функции:

-разрабатывает перспективные и годовые планы проведения ветеринарных мероприятий в районе, организует профилактику и ликвидацию заболеваний животных; проводит амбулаторное и стационарное лечение животных; организует внедрение новых методов и средств профилактики и лечения;

-руководит деятельностью участковых ветеринарных лечебниц, ветучастков, ветпунктов, ветеринарных специалистов колхозов, совхозов и других предприятий и организаций; осуществляет ветеринарно-санитарный надзор на фермах, пастбищах, трассах перегона, инкубаторно-птицеводческих станциях, бойнях, убойных площадках, в крестьянских, фермерских, подсобных хозяйствах граждан, животноводческих кооперативах, водоемах и т. д.;

-организует финансирование ветеринарных мероприятий, обеспечивает ветеринарные учреждения медикаментами, биопрепаратами, дезинфицирующими средствами, инструментами и др. В состав ветеринарной станции входят ветеринарная лечебница, противоэпизоотический и дезинфекционные отряды, ветеринарная аптека.

Отметим, что руководитель ветеринарной отвечает за ветеринарно-санитарное благополучие животноводческих ферм, совхозов и населенных пунктов, своевременное проведение комплекса профилактических мероприятий, соблюдение ветеринарно-санитарных правил, предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации, а также трудовой и технологической дисциплины.

В целях обеспечения ветеринарного благополучия хозяйства работники ветеринарной службы обязаны:

-обеспечить надлежащую организацию работы ветеринарной службы;

-систематически изучать эпизоотическое состояние животноводческих ферм и населенных пунктов своего и соседних хозяйств;

-разрабатывать планы профилактических и оздоровительных противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий;

-осуществлять ветеринарно-санитарный контроль за животными, помещениями животноводческих ферм, убойных пунктов, складов хранения продуктов и сырья животного происхождения, кормами, водой;

-проводить ветеринарные и ветеринарно-санитарные мероприятия;

-иметь медикаменты, биопрепараты, инструменты, оборудование, необходимые для проведения ветеринарных мероприятий в любое время;

-вести учет ветеринарной работы, составлять ветеринарные отчеты.

Таким образом, ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» является важным субъектом государственного контроля качества продуктов животного происхождения, обладающий целым рядом полномочий в данной сфере. Структура и ресурсное обеспечение в целом соответствует возложенным функциям.

.2 Анализ практики деятельности ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» по реализации государственного контроля

Рассмотрим, прежде всего, результаты проверок, проведенных ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» за 2008, первое полугодие 2009г. и сравним результаты.

Таблица 1

Результаты проверок ОГУ «Челябинская ветеринарная станция»

РезультатКол-во в 2008годуКол-во за первое полугодие 2009 годаВскрыто нарушений 13483Выписано предписаний3824Оштрафовано должностных лиц5на сумму 1400-00 руб.3 на сумму 980-00Оштрафовано граждан 103 на сумму 126850-00 руб.51 на сумму 67 420-00 руб.Таким образом, по результатам проведенных ОГУ «Челябинской ветеринарной станцией» проверок, можно сделать вывод о положительной динамике выявления количества правонарушений, что свидетельствует о необходимости усиления профилактических мероприятий.

Наиболее часто встречаемые нарушения при проведении проверок:

не выдерживается температурный режим при хранении и реализации пищевых продуктов;

совместное хранение различных видов продукции с разными температурными режимами хранения;

поступающая продукция не подтверждается оригиналами сопроводительных документов (ветеринарные свидетельства, удостоверения качества продукции);

нарушение сроков испытания в лаборатории продукции собственного мясного производства (полуфабрикаты).

Повышение ветеринарно-санитарной безопасности и качества продовольственного сырья и пищевых продуктов является главной составляющей в деятельности ОГУ «Челябинская ветеринарная станция».

августа 2003 года Правительство РФ издало Приказ «О ликвидации Федеральных государственных учреждений», суть которого - передать федеральные государственные учреждения в ведомство субъектов регионов. Таким образом, ГУ «Челябинская ветеринарная станция» перешла на баланс региона и изменила свое наименование. Финансирование Областной ГУ «Челябинская ветеринарная станция» стало производиться из двух источников:

Бюджета области;

Внебюджетных источники доходов.

Таблица 2

Источники финансирования ОГУ «Ветстанция»

ИсточникиСумма средств (руб)Процент (%)Бюджет РБ310000080,95Внебюджетные источники доходов2900009,05

Средства полученные за счёт бюджета области расходуются на заработную плату, коммунальные услуги, медикаменты, ГСМ и прочие расходы. В прочие расходы входят: налог на землю, налог на транспортные средства, противоэпизоотические мероприятия информационно-вычислительная работа, реклама и подписка на газеты и журналы, а также медикаментов и биопрепаратов.

Средства, полученные из внебюджетных источников дохода расходуются на текущие расходы (коммунальные услуги, ГСМ, хозяйственные расходы и налоги).

В условиях ограниченности бюджетного финансирования ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» оказывает ряд платных услуг.

Учреждение, которым является «Челябинская ветеринарная станция» - это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение может быть образовано государственным, муниципальным, частным и иным собственником. Соответственно учреждение становится государственным, муниципальным, частным, общественным. Однако собственник может свое учреждение финансировать либо полностью, либо частично. В последнем случае имеется в виду, что учреждение в остальном самофинансируется, осуществляя деятельность, приносящую доходы учреждению (п. 2 ст. 298 ГК РФ). При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Учреждение отвечает по своим обязательствам, принятым на себя как некоммерческая организация (то есть в пределах, финансируемых собственником), находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). По обязательствам же, принятым учреждением самостоятельно в целях самофинансирования, оно отвечает средствами, находящимися на отдельном балансе. В этом случае вопрос о субсидиарной ответственности собственника учреждения возникать не может.

Для ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

В соответствии со ст. 2 «Правил об оказании платных ветеринарных услуг» к платным ветеринарным услугам ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» относятся:

клинические, лечебно-профилактические, ветеринарно-санитарные, терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические, санитарно-гигиенические мероприятия, иммунизация (активная, пассивная), дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дегельминтизация;

все виды лабораторных исследований, ветеринарно-санитарная экспертиза мяса, субпродуктов, продуктов животного происхождения и растениеводства;

исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с продажей племенных животных, с участием их в выставках и соревнованиях, продажей на экспорт и другими коммерческими целями;

определение стельности и беременности всех видов животных, получение и трансплантация эмбрионов и другие мероприятия, связанные с размножением животных, птиц, рыб, пчел и их транспортировкой;

оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.);

консультации (рекомендации, советы) по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней всех видов животных и технологии их содержания;

оформление ветеринарных заключений по строительству объектов ветеринарного назначения;

кремация, эвтаназия и другие ветеринарные услуги.

Однако, встает ряд вопрос о том: 1) на какие цели идет полученная прибыль, учитывая, что большая часть работы ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» сведена к предпринимательской деятельности и получение доходов от нее, а все расходы осуществляются за счет бюджета. 2) правомерность совмещения надзорных функций с оказанием платных услуг.

В связи с этим необходимо регламентировать процедуру оказания платных услуг ОГУ «Челябинская ветеринарная станция», в частности отрегулировать статьи расходов, осуществляемых за счет прибыли от коммерческой деятельности, а также провести мониторинг правомерности совмещения надзорных функций с оказанием платных услуг.

Коснемся также третьего немаловажного аспекта - персонал ОГУ «Челябинская ветеринарная станция». В начале текущего года страну ежедневно сотрясала волна массовых сокращений. Людей толпами выгоняли на улицу, не смотря на уровень квалификации, профессионализм и опыт работы. В ветеринарной отрасли и в этом плане прошло более-менее тихо. Конечно же, требования к специалистам ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» стали жестче, увеличилась нагрузка и личная ответственность.

Таким образом, анализ практики деятельности ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» позволил выявить ряд проблем в сфере государственного контроля качества продуктов животного происхождения.

2.3 Направления совершенствования организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения на примере ОГУ «Челябинская ветеринарная станция»

В целях совершенствования организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных как на модернизацию системы контроля качества в Российской Федерации в целом, так и деятельности ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» в частности.

По итогам проведенного в работе анализа, предполагается осуществить ряд мер, направленных на повышение качества и безопасности продуктов животного происхождения и кормов, пищевых продуктов, подконтрольных ветеринарной службе, всестороннее информирование потребителей о рисках, связанных с употреблением низкокачественных пищевых продуктов и использованием кормов, которые содержат остатки ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ, а также расширение рынков сбыта отечественной сельхозпродукции.

Основными задачами совершенствования организации государственного контроля качества продуктов животного происхождения в Российской Федерации в настоящее время являются:

создание материально-технической базы для выполнения планов государственного мониторинга,

осуществление мероприятий по подтверждению профессионального уровня специалистов, привлеченных к выполнению указанных планов,

а также разработка подтверждающих методов контроля над остатками ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в живых животных, продуктах животного происхождения и кормах.

При изучении проблемы многоэтапного государственного ветеринарного надзора следует, что он необходим, как эффективная преграда на пути продвижения к потребителю небезопасных продуктов сомнительного качества.

Постоянно изменяющаяся эпизоотическая обстановка в стране, а также увеличение объема импортируемых сырья и продуктов на продовольственный рынок требует постоянного совершенствования методической основы распознавания качества и безопасности сырья и продуктов как отечественного, так и импортного происхождения.

Все это требует постоянной дополнительной информации для ветеринарных специалистов ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы сырья и продовольственных продуктов в современных рыночных условиях.

Кроме того, на сегодняшний день контроль за безопасностью продуктов животного происхождения в ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» осуществляется без учета мониторинга остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в них, хотя требование по такому контролю, например, в Евросоюзе является обязательным. В результате экспортеры продукции мяса, молока, кормов и других продуктов животного происхождения вынуждены по требованию государства-импортера проводить соответствующий контроль в зарубежных лабораториях.

Представляется целесообразным также использовать кризис в качестве стартовой площадки для будущего развития, расширяя линейку продуктов ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» с привлечением новых специалистов.

Однако на внешне благополучном фоне можно отметить общую тенденцию ветеринарной отрасли - нехватка профессионалов. Особенно, ветврачей. В связи с этим представляется целесообразным для ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» направлять специалистов на семинары, курсы повышения квалификации, обеспечивать студентов местом работы по окончанию ВУЗов.

Кроме того, представляется целесообразным заключение договоров между ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» и высшими учебными заведениями, ведущими подготовку необходимых специалистов о частичном финансировании их обучения с обязательным условием: молодой специалист отработает в ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» не менее трех лет. При этом не обязательно заключение договоров относительно поступающих, возможно заключение договоров с участием студентов третьего и выше курсов.

Выполнение предложенных рекомендаций даст возможность снизить риск поступления на потребительский рынок опасных продуктов животного происхождения и кормов, а также пищевых продуктов, подконтрольных ветеринарной службе, в которых выявлено превышение содержания остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ, повысить конкурентоспособность продуктов животного происхождения российского производства и обеспечить их выход на внутренний и внешний рынок.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Анализ зарубежного опыта организации контроля качества животноводческой продукции позволил сделать вывод о том, что в различных государствах система государственного контроля выстроена в соответствии с общей структурой государственного устройства. Однако, в настоящее время в зарубежных странах наблюдается активная модернизация системы контроля продукции животного происхождения, что свидетельствует об актуальности этого вопроса во всем мире.

Государственный контроль качества продуктов животного происхождения представляет собой совокупность задач, которые ставит перед собой государство для обеспечения граждан Российской Федерации качественными товарами. Анализ основных документов, которые определяют направления ветеринарного контроля, показал отсутствие упорядоченности и системности в целях и задачах в рассматриваемой сфере. Отсутствует четкий механизм реализации государственной политики, в области обеспечения качества продукции животного происхождения.

Постоянное изменение объема полномочий и функций органов государственной власти ведет к тому, что эти функции начинают выполняться как второстепенные или какое-то время не выполняются вообще. Это приводит к снижению эффективности работы органов государственной власти в сфере ветеринарного контроля и возникновению множества проблем. Создается ситуация, потенциально угрожающая здоровью граждан Российской Федерации.

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере государственного контроля качества продукции животного происхождения показал, что, несмотря на провозглашенные приоритеты и цели государственной политики, она крайне противоречива, не стабильна. В ней существует огромное количество пробелов, которые не делают результативным государственный контроль в области обеспечения качества продукции животного происхождения. Четко разработанный механизм осуществления государственной политики, в области обеспечения качества продукции животного происхождения, отсутствует. За последнее время не принято никаких нормативных документов, которые позволили бы говорить о стратегической работе по обеспечению качества продукции животного происхождения.

Областное государственное учреждение «Челябинская ветеринарная станция» осуществляет контроль за качеством продукции животного происхождения на продовольственных рынках, а также на предприятиях по производству, переработке, хранению и реализации продукции, подконтрольной ветеринарной службе.

Одной из наиболее сложных и важных проблем в процессе организации контроля за продуктами животного происхождения в масштабах страны и г. Челябинска в частности является - финансирование деятельности организаций, осуществляющих контроль. Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, как и финансирование научно-технической деятельности осуществляется за счёт:

средств федерального бюджета;

средств, поступающих за выполнение работ и указания услуг учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Таким образом, оно оказывается многоступенчатым, порой не своевременным и не достаточным. Что не может не сказываться на качестве проводимых мероприятий.

В связи с оказанием ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» платных услуг населению возникают следующие проблемы: на какие цели идет полученная прибыль, учитывая, что большая часть работы ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» сведена к предпринимательской деятельности и получение доходов от нее, а все расходы осуществляются за счет бюджета и правомерность совмещения надзорных функций с оказанием платных услуг.

В связи с этим необходимо регламентировать процедуру оказания платных услуг ОГУ «Челябинская ветеринарная станция», в частности отрегулировать статьи расходов, осуществляемых за счет прибыли от коммерческой деятельности, а также провести мониторинг правомерности совмещения надзорных функций с оказанием платных услуг.

В условиях экономического кризиса требования к специалистам ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» стали жестче, увеличилась нагрузка и личная ответственность. Наблюдается рост текучести кадров.

Представляется целесообразным использовать кризис в качестве стартовой площадки для будущего развития, расширяя линейку продуктов ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» с привлечением новых специалистов. Как вариант, возможно заключение договоров между ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» и высшими учебными заведениями, ведущими подготовку необходимых специалистов о частичном финансировании их обучения с обязательным условием: молодой специалист отработает в ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» не менее трех лет. При этом не обязательно заключение договоров относительно поступающих, возможно заключение договоров с участием студентов третьего и выше курсов.

Необходимо также, чтобы контроль за безопасностью продуктов животного происхождения в ОГУ «Челябинская ветеринарная станция» осуществлялся с учетом мониторинга остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в них.

Также органам государственной власти необходимо пересмотреть документальное оформление целей, задач и механизма осуществления государственной политики в сфере обеспечения качества продуктов животного происхождения. Это необходимо еще и потому, что действия ветеринарных специалистов затрагивают права и интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан - владельцев животных, а также предприятий по производству, хранению и реализации продукции подконтрольной ветеринарной службе.

Список используемых источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.О ветеринарии: Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 (в ред. от 12 июня 2008 г.)//Ведомость Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. 17 июня; Российская газета. 2008. 20 июня.

2.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (в ред. от 8 ноября 2008 г.)// Российские вести. 1993. 9 сентября; Российская газета. 2008. 11 ноября.

.О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (в ред. 27 октября 2008 г.)// Российская газета. 2000. 10 января; Российская газета. 2008. 29 октября.

.О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (в ред. от 27 октября 2008 г.)// Российская газета. 1999. 6 апреля; Российская газета. 2008. 29 октября.

.О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ (в ред.от 30 декабря 2006 г.)//Российская газета. 2001. 11 августа; Российская газета. 2008. 1 августа.

.О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Российская газета. 2002. 31 декабря; Российская газета. 2008. 25 июля.

.Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ (в ред. от 2 февраля 2006 г.)// Российская газета. 2003. 18 декабря; Российская газета. 2006. 8 февраля.

.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 // Российская газета. 2004. N 50.

.Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706 «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» (в ред. от 16 апреля 2001 г.)// Собрании законодательства Российской Федерации, 1994 г.; Российской газете» от 28 апреля 2001 г.

.Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706 (в ред. от 16 апреля 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994; Российская газета. 2001. 28 апреля.

.О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987//Российская Бизнес-газета. 2001. 10 января.

.О государственном ветеринарном надзоре (контроле) предприятий по переработке молока и холодильников: Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 июля 2005 г. N 211//сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Internet (http://www.mcx.ru).

. Литература

13.Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // <http://www.gazeta.ru>.

.Блинов А. Заметки о роли государства в управлении экономикой// Предпринимательство. 2008. № 6.

.Ерасова Е. А. Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. 2006. N 1. С. 31-40.

.Ильин А.Е. Франция: как стать мировым экспортером продовольствия // Крестьянские ведомости. 2009. №5. С. 7-9.

.Леонова Г.Б Федеральный закон «О техническом регулировании» и качество товаров // Законодательство, № 7, июль 2004.

.Мухина Л.Б. О профессиональном подходе к системе государственного контроля производства рыбной продукции. // Рыбное хозяйство. 2008. №1.

.Путин В.В. Наша страна становится частью мировой экономики. // Экономика сельского хозяйства России. 2007. №11. С. 32-36.

.Региональные контролирующие структуры (Бератор «К вам пришла проверка. Другие проверяющие) // СПС Гарант.

.Туркин Д. В Челябинске началась бесплатная вакцинация домашних животных // http://chelyabinsk.rfn.ru

23.Юшкова Л.Я. Особенности организации и экономики ветеринарного дела в условиях рыночной ориентации // МСХ РФ, Департамент ветеринарии, ГНУ ИЭВСиДВ. Новосибирск, 2004. 664с.

Похожие работы на - Анализ деятельности ОГУ 'Челябинская ветеринарная станция' по государственному контролю качества продуктов животного происхождения и выработка предложений по ее совершенствованию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!