Анализ действующего семейного законодательства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,66 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ действующего семейного законодательства

1. Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей

Дети могут остаться без попечения родителей по самым разным причинам, как объективным, так и субъективным. Объективными причинами являются: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Субъективными причинами оставления детей без попечения родителей являются пребывание родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.) либо нежелание выполнять свой родительский долг. Однако такое нежелание в свою очередь может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (созданием новой семьи, проживанием в другой местности и т.п.).

Российское государство и общество всегда уделяли большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Наиболее тяжелой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится (больницы, где ребенок находился на лечении, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения либо другого аналогичного учреждения, куда он был помещен родителями на время). Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для последующего его устройства.

В случае смерти родителей началом утраты родительского попечения является день смерти. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

В случае, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей, для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникают опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.

Причин утраты родительского попечения много, они подразделяются на объективные и субъективные. Если речь идет о здравствующих родителях, они не отличаются определенностью: родители не хотят заботиться о своих детях или они не могут этого сделать. В первом случае, кроме мер, связанных с устройством ребенка, требуется применение к родителям мер ответственности. Во втором случае причины утраты родительского попечения чаще всего оцениваются как уважительные.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице - отец в местах лишения свободы, отец лишен родительских прав - мать, бросив ребенка, уехала в неизвестном направлении и т.п.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по местонахождению ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства и включает следующие обязанности: выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, - сложное дело, поскольку их в России насчитывается более 1 млн.

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Данная обязанность не предусмотрена в законе, но ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребенка.

СК РФ устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение 3 дней провести первичное обследование. Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

Все данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.

При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения сведения о нем в течение месяца направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет, в государственный банк данных.

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования и науки РФ. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому местожительству (местонахождению). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) - оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории Российской Федерации. Однако при нахождении такой семьи ни органы исполнительной власти, ни Министерство образования и науки РФ не вправе подменять органы опеки и попечительства в определении того, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам и допустима ли она с точки зрения закона.

Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, учитываются в специальном государственном банке данных в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:

) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

В анкету ребенка включается следующая информация:

) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, местожительство или местонахождение ребенка, оставшегося без попечения родителей;

) приметы ребенка, оставшегося без попечения родителей (рост, вес, цвет глаз, волос и др.);

) состояние здоровья ребенка, оставшегося без попечения родителей, оценка его физического и умственного развития;

) особенности характера ребенка, оставшегося без попечения родителей (общительный, замкнутый и др.);

) этническое происхождение ребенка, оставшегося без попечения родителей;

) причины отсутствия родительского попечения над ребенком;

) фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре (при возможности указания такой информации), состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), местожительство и (или) место пребывания родителей либо единственного родителя ребенка, оставшегося без попечения родителей;

) фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения, состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), местожительство и (или) местонахождение несовершеннолетних братьев и сестер ребенка, оставшегося без попечения родителей;

) фамилии, имена, отчества, даты рождения, местожительство и (или) место пребывания других известных органам опеки и попечительства совершеннолетних родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять такого ребенка на воспитание в свои семьи;

) возможные формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

) информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

) информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях.

К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Основаниями прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях являются:

) устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

) возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;

) достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

) смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Обязательными условиями получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях являются подача в письменной форме заявления гражданином, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, с просьбой ознакомить его с соответствующей информацией и соблюдение им порядка доступа к конфиденциальной информации.

Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется для ознакомления в письменной форме лично гражданину.

При выборе ребенка, оставшегося без попечения родителей, гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, выдается направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по фактическому местонахождению ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

. усыновление (удочерение);

. опека (попечительство);

. передача в приемную семью;

. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения). В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ могут быть предусмотрены и иные формы устройства детей.

2. Усыновление (удочерение) детей в Российской Федерации: правовые проблемы

Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства.

Анализ правоотношений, возникающих в результате усыновления, позволяет говорить о возможности создания подлинно семейных отношений между усыновителем и усыновленным. А значение семейного воспитания, особенно в первые годы жизни ребенка, трудно переоценить, так как ему принадлежит основополагающая роль в формировании личности. Таким образом, усыновление является такой формой семейного воспитания, которая выгодно отличает его от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, таких как опека и попечительство, приемная семья. В данной книге предлагается сравнительный анализ этих форм с усыновлением, позволяющий назвать именно усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Привлекательность усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает и практика. Так, за последние 10 лет было усыновлено 60 тыс. российских детей, из них 45 тыс. вывезено за рубеж. Несмотря на то что большинство из них усыновлялись иностранными гражданами, цифры свидетельствуют о том, что усыновление как форма устройства детей в семью жизнеспособно и практически востребовано. Представляется, что тенденция к его широкому распространению будет не только сохраняться, но и усиливаться.

Ряд положений, выработанных судебной практикой, требует теоретического осмысления и критического анализа. Например, процедура усыновления остается уязвимой в части предоставления и сбора информации о детях, подлежащих усыновлению. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей в банк данных информацией о детях способствует росту злоупотреблений со стороны чиновников. Кроме того, социально-экономическая ситуация в стране, влияющая на уровень жизни населения, приводит к тому, что установленный в законе приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами не реализуется в полной мере. Поэтому в данной главе не только обосновываются теоретические положения об усыновлении, но и освещается практическая значимость такой формы устройства как для усыновляемых детей, так и для будущих усыновителей, представлен анализ международной и российской практики об усыновлении, выявлены тенденции развития усыновления как формы постоянного устройства ребенка в семье.

2.1 Понятие и значение усыновления

Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии независимо от причины ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите.

Такие причины обусловили появление в научном обиходе нового понятия «социальное сиротство». Суть явления, обозначаемого этим понятием, заключается в отсутствии у детей, имеющих живых родителей, надлежащего попечения со стороны последних. Так, в Волгоградской области ежегодно более 1 тыс. детей переживают репрессивную процедуру лишения родительских прав их родителей. Известно, что показатель лишения родительских прав - это основной критерий результативности системы профилактики, так как детское социальное сиротство есть крайняя степень детской безнадзорности. Несмотря на применяемые меры, число таких детей в области не уменьшается. В 2006 г. выявлено 2,4 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, из них 1265 детей отобраны у родителей по решению суда о лишении их родительских прав и ограничении в родительских правах, в том числе в отношении 667 детей лишены или ограничены в родительских правах оба или единственный родитель.

В последние годы социальное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей лишаются жилья и становятся бомжами; финансовые проблемы негативно сказываются на деятельности детских учреждений и условиях пребывания в них детей. По данным Генеральной прокуратуры РФ, финансирование детских учреждений крайне ограничено и составляет 40% от потребности, не хватает средств на питание детей; в некоторых регионах эта сумма составляет 8 - 15 руб. в день на ребенка. Более того, почти 60 тыс. выпускников этих учреждений не обеспечены жильем. В результате они не могут начать самостоятельную жизнь, устроиться на работу, создать семью. Почти половина выпускников интернатных учреждений ведет асоциальный образ жизни или попадает в криминальную среду. По данным МВД РФ, около четверти выпускников детских домов оказываются за решеткой. При этом растет число детей, которые уходят не только из семьи, но и из детских учреждений.

В сложившихся условиях как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. Основой решения данной проблемы является юридическое закрепление системы мер, правовых гарантий, направленных на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение их прав. Для этого необходимы новые механизмы, реализуемые, например, путем создания в России института Уполномоченного по правам ребенка. Идея создания в РФ такого института обусловлена тяжелым положением детей в обществе, объективной необходимостью защиты их прав и интересов.

Государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности. Нашему государству понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов…».

Неслучайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но прежде всего отвечает интересам самих детей. Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.

В семейном праве РФ регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. В субъектах РФ активно развиваются новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приняты специальные законы.

Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

Вместе с тем предпочтительность какой-либо формы устройства определяется с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии, особенностей развития детей, специфики и возможностей охраны детства в детском учреждении или семье.

Таким образом, устройство в семью, по мнению многих, предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении (Десять процентов выпускников детдомов и интернатов пытаются покончить с собой, не вписавшись во взрослую жизнь; 50% попадают под влияние криминальной среды; 30% становятся алкоголиками и наркоманами; лишь 5% создают собственную благополучную семью (см.: АиФ. 2001. №19). Такие данные подтверждают, что значение семьи для воспитания детей в обществе несравнимо со значением социальных институтов, а воспитанники детских домов фактически «порождают себе подобных». Семья, принимающая ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеет больше возможностей для ухода за ним, его лечения. Замечено, что в первые месяцы пребывания в семье дети, усыновленные из детских учреждений, удивительно быстро развиваются; одновременно с формированием чувства уверенности и развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется кругозор. Практически это означает, что семья является уникальной социальной общностью, в наибольшей степени приспособленной к биопсихическим особенностям человека, где при благоприятно складывающихся отношениях реализуются все его потребности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество.

Сам успех семейного воспитания в значительной степени зависит от слаженности взаимоотношений между родителями и единой линии их воспитательного воздействия на детей. Очевидные преимущества семейного воспитания подтверждаются как научными изысканиями, так и законодательством, отражающим объективные закономерности общественного развития. Следовательно, при выборе способа охраны детства ребенка, лишенного родительского попечения, важно видеть перспективу его развития с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии и других наук.

Закрепив приоритет семейного воспитания в законе (ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка; п. 3 ст. 1, ст. 123 СК РФ), государство обязано обеспечить его реализацию.

Действие этого принципа рассчитано не только на условия мирного времени. Сегодня, как, может быть, никогда, вопрос о юридической защите детей приобрел особую актуальность в связи с непрекращающимися вооруженными конфликтами.

Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 123 СК РФ гласят, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитания. А п. 2 ст. 11 Закона Томской области «Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области» особо подчеркивает, что воспитание в семье признается приоритетом, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка.

Российское законодательство называет усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к опеке и попечительству, приемной семье.

О понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:

) усыновление - форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели - обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;

) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;

) усыновление - юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;

) усыновление - сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;

) усыновление - комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Представляется, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (разд. VI СК РФ) придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

.2 Порядок усыновления (удочерения)

В соответствии со ст. 125 СК усыновление детей производится в судебном порядке. Судебный порядок усыновления является новеллой семейного законодательства. Он введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Дела об усыновлении рассматриваются судом в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным ГПК, с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора и ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет (п. 1 ст. 125 СК; ст. 273 ГПК).

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Это означает, что никто не может быть принужден к усыновлению детей вопреки своей воле.

Волеизъявление лиц (лица), желающих усыновить ребенка, должно быть выражено в письменном заявлении об усыновлении ребенка, которое подается гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК), т.е. подсудность дел об усыновлении определяется исходя из интересов усыновляемого ребенка.

Обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, могут заключаться в утрате этим ребенком родительского попечения. К доказательствам, подтверждающим эти обстоятельства, могут быть отнесены следующие документы: свидетельство о смерти родителя (родителей); копия решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут; а также другие документы, подтверждающие утрату ребенком родительского попечения.

Усыновление ребенка гражданами РФ и иностранными гражданами закон допускает при соблюдении ряда требований, направленных на выявление возможности заявителей (заявителя) быть усыновителями (усыновителем). Поэтому к заявлению об усыновлении лица, желающие усыновить ребенка, должны приложить документы (в двух экземплярах), подтверждающие их право быть усыновителями ребенка и необходимые для правильного решения судом дела.

При усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства требуется представление в суд таких же документов, а также дополнительно заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства, на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории (ч. 2 ст. 271 ГПК). Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в соответствии с ч. 2 ст. 269 ГПК граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении ребенка не в районный суд, а соответственно в верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.

В случае усыновления на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, при обращении в суд с заявлением необходимо представить все документы, требующиеся для усыновления ребенка, являющегося гражданином РФ, а также дополнительно согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и согласие самого ребенка на усыновление, если это требуется в соответствии с нормами права указанного государства и (или) международным договором РФ (ч. 3 ст. 271 ГПК).

Документы усыновителей - иностранных граждан, выданные за границей и представленные заявителями в суд, требуют легализации, если только иное не предусмотрено международным договором, участником которого является Российская Федерация. После легализации документы должны быть переведены на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве РФ в стране проживания лица, желающего усыновить ребенка, либо нотариусом на территории РФ (ч. 4 ст. 271).

При подаче в суд заявлений об усыновлении ребенка граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 13 ч. 1 ст. 89 ГПК, подп. 28 п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине).

После принятия заявления об усыновлении ребенка судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка (п. 2 ст. 125 СК, ч. 1 ст. 272 ГПК). Такое заключение дается по результатам проведенного органом опеки и попечительства обследования, в ходе которого выясняются мотивы усыновления детей, имеющих родителей, причины дачи родителями согласия на усыновление, возможность передачи детей на воспита ние усыновителям с учетом индивидуальных особенностей последних (дедушке и бабушке; семьям, имеющим своих детей; родственникам, ранее не осуществлявшим воспитание и содержание усыновляемого и не проявлявшим заботы о нем и т.п.) При обследовании органом опеки и попечительства устанавливаются условия жизни усыновителей и родителей, целесообразность передачи ребенка от родителей в другую семью с учетом возможного улучшения условий жизни и воспитания усыновляемого, а также необходимость прекращения правоотношений усыновленного не только с родителями, но и с братьями, сестрами, другими родственниками по восходящей и нисходящей линии.

В заключении органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка должны быть так же указаны сведения о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком (п. 2 ст. 125 СК).

Порядок подготовки медицинского заключения экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранением субъекта РФ регламентируется приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабре 1995 г. №369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью». Как правило, такое заключение должно составляться экспертной медицинской комиссией на основании данных осмотров врачей: педиатра, невропатолога, хирурга (ортопеда-травматолога), офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а для детей от трех лет и старше - учителя-дефектолога. По показаниям ребенок обследуется и другими специалистами. Это заключение заверяется руководителем воспитательного учреждения, где ребенок содержится. При наличии у ребенка заболевания, недостатков в физическом или умственном развитии администрация воспитательного учреждения предупреждает об этом кандидатов в усыновители под расписку. Разъяснение о характере заболевания ребенка, его возможных последствиях может быть проведено главным врачом родильного дома (отделения), дома ребенка, лечебного стационара, директором детского дома, школы-интерната, совместно с врачом-педиатром. В личном деле ребенка, как правило, отмечается, что усыновитель предупрежден о недуге ребенка и его последствиях.

Дела об усыновлении ребенка рассматриваются единолично судьей в закрытом судебном заседании в порядке особого производства (п. 2 ч. 1 ст. 262, ст. 263 ГПК) с обязательным личным участием самих усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора и ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, и в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет (ст. 273 ГПК). Невыполнение судом требований закона о порядке рассмотрения дела об усыновлении может явиться основанием к отмене решения, если это нарушение привело либо могло привести к неправильному разрешению вопроса об усыновлении (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК). Согласно п. 3 ст. 126 СК обязательное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого устанавливаются гражданским и гражданским процессуальным законодательством (ст. 182 ГК, ст. 48-54 ГПК).

Для того, чтобы вопрос об усыновлении был решен с максимальным учетом интересов ребенка, суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя) или иных законных представителей усыновляемого ребенка, других заинтересованных лиц (родственников ребенка, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей), а также самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Лица, участвующие в деле об усыновлении ребенка (заявители, прокурор, орган опеки и попечительства и другие заинтересованные лица) наделяются соответствующими процессуальными правами и обязанностями (ст. 35 ГПК).

В том случае, если при рассмотрении дела об усыновлении суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступлений, предусмотренных гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» УК, он должен сообщить об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Однако суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения. Просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а «также об изменении даты и места рождения ребенка (ст. 274 ГПК). Судебная практика показывает, что удельный вес удовлетворенных судами заявлений об усыновлении ребенка является высоким. Например, в 2005 г. он составил 99% (22,6 тыс.).

При удовлетворении судом заявления усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка, а не с момента государственной регистрации усыновления органом загса. Следует иметь в виду, что усыновление осуществляется не на какой-то определенный период времени, а навсегда. В последующем оно может быть отменено только судом при наличии предусмотренных законом оснований).

Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется гл. 5 (ст. 39-47) Закона об актах гражданского состояния.

При наличии исключительных обстоятельств, вследствие которых замедление в исполнении решения об усыновлении может привести к невозможности самого исполнения, суд, исходя из ст. 212 ГПК, вправе по просьбе заявителя обратить решение к немедленному исполнению, указав причины, по которым он пришел к выводу о необходимости применения названной выше нормы (например, требуется срочная госпитализация усыновленного ребенка для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка).

2.3 Отмена усыновления

Отмене усыновления посвящены ст. 140 - 144 СК РФ. Начнем с оснований, предусмотренных в примерном перечне (ст. 141 СК РФ).

Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители:

) уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;

) злоупотребляют родительскими правами;

) жестоко обращаются с усыновленным ребенком;

) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

На первый взгляд, прослеживается большое сходство этих норм со ст. 69 СК РФ, предусматривающей основания для лишения родительских прав. Вместе с тем в перечень оснований для отмены усыновления не включены такие основания, как отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома и совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Первое основание совершенно справедливо не включено в перечень оснований для отмены усыновления, поскольку такая ситуация не характерна для отношений между усыновителем и усыновленным, а вот второе основание заслуживает того, чтобы оно было включено в перечень оснований для отмены усыновления. Умышленное преступление может совершить против ребенка не только родитель, но и усыновитель. Поэтому ст. 141 СК РФ целесообразно было бы дополнить таким основанием.

Рассмотрим каждое из оснований отмены усыновления более подробно. Одним из них признается уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей. Это обстоятельство является основанием и для лишения родительских прав.

Уклонение усыновителей от выполнения своих обязанностей всегда проявляется в форме бездействия: усыновители не совершают действий, которые они обязаны совершать. Чаще всего уклонение усыновителей от выполнения своих обязанностей выражается в том, что они не уделяют должного внимания воспитанию усыновленных детей, не заботятся о них. Одним из случаев уклонения является невыполнение обязанности по содержанию ребенка, когда усыновитель не предоставляет ребенку всего необходимого, часто растрачивая при этом причитающиеся ему средства. В этом случае уклонение оказывается соединенным со злоупотреблением усыновителями родительскими правами. Уклонением усыновителя от выполнения своих обязанностей является и его отказ без уважительных причин проживать совместно с ребенком.

Противоправное поведение усыновителей может проявиться и в форме злоупотребления своими родительскими правами. Под злоупотреблением усыновителями своими правами следует понимать использование таких прав в ущерб интересам усыновленного ребенка. Злоупотребление всегда предполагает совершение усыновителями активных действий и характеризуется умышленной формой вины. Наиболее часто встречающимися случаями злоупотребления являются принуждение детей работать, запрещение им посещать школу, вовлечение детей в преступную деятельность, приобщение к наркотикам (По итогам 2006 г. 475 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, были подвергнуты мерам административного воздействия, в том числе 6,5 тыс. - за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, 377 тыс. - за неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, 84 тыс. - за появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (см.: Материалы МВД РФ. М., 2005. С. 2). Злоупотреблением правами будет и незаконное расходование имущества усыновленного ребенка, в том числе его пенсии, пособий или алиментов.

Жестокое обращение с детьми, которое также является основанием для отмены усыновления, чаще всего выступает в виде активных действий, однако возможно жестокое обращение и в виде бездействия. В принципе жестокое обращение является частным случаем злоупотребления усыновителями родительскими правами (хотя в ст. 69, 141 СК РФ оно закреплено в качестве самостоятельного основания), но особая опасность такого поведения обусловила необходимость выделения его в самостоятельное основание отмены усыновления.

Под жестоким обращением следует понимать как физическое насилие над ребенком (избиение, пытки, лишение свободы), так и насилие психическое (унижение, запугивание). В качестве жестокого обращения рассматривается и покушение усыновителей на половую неприкосновенность ребенка (ст. 69 СК РФ). Жестокое обращение в форме бездействия выражается в оставлении ребенка без пищи, тепла. Поэтому очень часто при рассмотрении дела об отмене усыновления по данному основанию в поведении усыновителей обнаруживается состав уголовного преступления. В таком случае суд обязан уведомить об этом прокурора, который возбуждает уголовное дело в отношении усыновителя.

Одним из оснований отмены усыновления является хронический алкоголизм или наркомания усыновителей. В России сегодня наркоманов приблизительно 2-3 млн. человек, из них 60% имеют детей, однако на практике такое основание отмены усыновления оценивается неоднозначно.

Обусловлено это тем, что сами термины «алкоголизм» и «наркомания» не являются правовыми, но квалифицировать действия лица, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, необходимо в соответствии с действующим законом. Более того, в основе принятых норм по определению этих терминов лежит медицинский, а не юридический аспект. В частности, в ст. 1 Закона Томской области от 25 октября 2001 г. «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Томской области» дано следующее определение: «Алкоголизм, наркомания - заболевания, вызванные употреблением психотропных веществ, имеющих общий механизм развития, клинику, динамику, сопровождающиеся развитием физической и психологической зависимости, приводящей к тяжелым медико-социальным последствиям самого больного, его потомства, семьи, общества в целом».

С одной стороны, хронический алкоголизм и наркомания являются болезнью, поэтому говорить о виновном поведении усыновителей нельзя. В этом случае можно лишь ставить вопрос о медицинском вмешательстве. С другой стороны, алкоголизм или наркомания возникают, как правило, в результате сознательного доведения себя усыновителями до такого состояния; в этом случае налицо виновное поведение. Обычно неправомерные действия в отношении детей совершаются усыновителями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда они не способны отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Для отмены усыновления по данному основанию в принципе достаточно констатации факта наличия у усыновителей такого заболевания в хронической форме. Совершение ими каких-либо противоправных действий в отношении ребенка необязательно: само по себе воспитание ребенка хроническим алкоголиком или наркоманом, проживание с ним рядом опасно для ребенка. Противоположный вывод следует из зарубежной практики. Так, во Франции Апелляционный суд г. Гренобля постановил в своем решении, что СПИД, которым болеет мать, не является препятствием для ее попечения о своем ребенке. В данном случае суд сослался на «большую привязанность матери к усыновленному ребенку», поэтому мать, страдающая наркоманией или больная СПИДом, может заботиться о своем ребенке.

Перечень оснований отмены усыновления в отличие от перечня оснований лишения родительских прав является открытым: отменить усыновление ребенка можно и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка. Об этом имеется специальное указание в п. 2 ст. 141 СК РФ. В связи с этим отмена усыновления возможна, когда этого требуют интересы усыновленного ребенка.

Однако обстоятельства, вызывающие необходимость отмены усыновления, могут быть настолько разнообразными, что исчерпать их в каком-либо перечне и подвести под действие п. 2 ст. 141 СК РФ невозможно.

К таким обстоятельствам могут быть отнесены: отсутствие взаимопонимания; личные качества усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка; некомфортные для ребенка отношения в семье; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие невозможным процесс воспитания в семье, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении.

3. Опека и попечительство над детьми

3.1 Понятие и цели опеки и попечительства

На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Наиболее благоприятным способом устройства лиц, нуждающихся в уходе или воспитании, является проживание в семье родных и близких. Супруг, родители, дети, внуки, иные родственники (как правило, близкие) не только безвозмездно осуществляют уход за гражданином, а в отношении ребенка - воспитание, но и, что более важно, поддерживают его духовно. Необходимость в общении - естественная потребность личности, и ее реализация в полной мере возможна лишь при проживании в семье, с теми людьми, кто близок в силу родства или иных личных отношений.

И напротив, забота о гражданах может осуществляться теми или иными государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания. Одним из недостатков такой формы охраны прав и интересов граждан недееспособных или не полностью дееспособных является ее затратный характер.

Компромиссом между устройством граждан в специальные учреждения и организацией заботы о них со стороны семьи во многих случаях становится опека (попечительство).

Термин «опека (попечительство)» используется законодателем в различных смысловых значениях. Это, во-первых, форма охраны прав и интересов гражданина (вид правовой помощи), во-вторых, это система правовых связей, правоотношений лиц (закон употребляет термин «опека устанавливается»), в-третьих, это институт законодательства.

Итак, во-первых, опека (попечительство) - это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности (недееспособных или не полностью дееспособных граждан).

Охрана прав и интересов гражданина при этом не всегда осуществляется с помощью физического перемещения подопечного в жилище опекуна (попечителя) или, наоборот, поселения опекуна к подопечному. Опека (попечительство) как форма охраны представляет собой определение судьбы гражданина, состоящее в прикреплении к нему лица, обязанного совершать фактические и юридические действия в пользу подопечного - как те, о которых сам подопечный просит, так и те, в которых он объективно нуждается.

Согласно ст. 31 Гражданского кодекса РФ «опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания».

В отличие от помещения в социальное или иное учреждение опека (попечительство) предполагает предоставление каждому подопечному индивидуального «помощника» (опекуна, попечителя). Ввиду того, что опекун (попечитель) проводит с подопечным больше времени, уделяет ему больше внимания и заботы, преимущества данной формы совершенно очевидны.

При определении круга лиц, которые могут быть назначены опекунами или попечителями, родственные или иные семейные связи с подопечным учитываются, однако не являются обязательными.

В то же время назначенный опекун или попечитель может являться одновременно членом семьи подопечного лица. Например, семейное законодательство признает опекунов и попечителей, несовершеннолетних членами семьи по отношению к своим подопечным. Над лицом, признанным в судебном порядке недееспособным, опекуном может быть назначен его супруг, родитель или иной родственник, что, однако, не повлияет на правоотношения, связанные с опекой.

Таким образом, членство в семье и отношения опеки (попечительства) могут совпадать или не совпадать. Однако совпадение таких правоотношений не создает специфики в правовых последствиях.

Опекун (попечитель) должен заменить подопечному самых близких людей. Поэтому на такое лицо возлагаются одновременно несколько функций:

забота о физическом состоянии подопечного (уход, обеспечение питанием, лечение);

контроль за действиями подопечного, недопущение причинения вреда его действиями;

представление интересов подопечного вовне, защита этих интересов. В этих целях опекунам присвоен статус законных представителей подопечного, а попечителям предоставлено право осуществлять такое представительство в отдельных правоотношениях (например, гражданско - процессуальных).

Это основные функции опекунов (попечителей), которые предусмотрены для всех случаев, за исключением случаев установления попечительства над гражданином, ограниченным в дееспособности в соответствии со ст. 30 ГК РФ. Кроме того, опекуны или попечители несовершеннолетних граждан обязаны также заботиться об их обучении и воспитании, а также проживать совместно с подопечными (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ).

Итак, опека - вид правовой помощи, устанавливаемый в целях защиты интересов малолетних и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства, при котором назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия.

Таким образом, опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений:

защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица;

возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления;

право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия.

Как было отмечено ранее, второй смысл понятия «опека (попечительство)» означает систему правоотношений. В отношениях, связанных с установлением опеки или попечительства, можно выделить следующие правовые связи:

. Отношения «опекун (попечитель) - подопечный».

. Отношения «опекун (попечитель) - орган опеки и попечительства».

. Отношения «опекун (попечитель) - третьи лица», перед которыми он выступает как законный представитель подопечного в материальных или процессуальных правоотношениях.

3.2 Источники правового регулирования опеки и попечительства

Задачи правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства состоят в том, чтобы:

закрепить правовое положение нуждающихся в попечении лиц,

установить обязанности соответствующих органов государственной власти и управления по обеспечению их интересов,

предусмотреть систему льгот и гарантий для тех лиц, которые добровольно взяли на себя заботу о других гражданах,

обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов подопечных граждан.

Прежде всего, отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В современном международном праве действует целый ряд документов, направленных на охрану интересов детей, инвалидов, душевнобольных лиц и иных лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. Основные из них:

. Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» (принята 20.12.1971 Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

. Декларация ООН «О правах инвалидов» (принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

. Европейская конвенция «О признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки» (заключена в рамках Совета Европы в г. Люксембурге 20.05.1980).

. Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН).

. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН).

. Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (принята в г. Нью - Йорке 30.09.1990).

. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17.12.1991 Резолюцией 46/119 на 75-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

. Конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 29 мая 1993 года).

. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты в г. Нью-Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН).

Перечисленные документы, за исключением Конвенций, не являются международными договорами, то есть не требуют присоединения к ним, однако являются общепризнанными нормами и принципами международного права, а потому требуют учета при правовом регулировании отношений в сфере опеки и попечительства на территории РФ.

В то же время существуют и договоры, в которых участвует Российская Федерация. Это в первую очередь Конвенция ООН «О правах ребенка», вступившая в силу для СССР 15.09.1990, которая закрепляет самостоятельность ребенка как субъекта права и обеспечивает:

Защиту его от дискриминации со стороны любых лиц, в том числе опекунов;

Обязывает опекунов «должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка», закрепляя право избирать при этом методы воспитания;

Закрепляет ответственность родителей и законных опекунов за воспитание и развитие ребенка;

Обязывает присоединившиеся к Конвенции государства оказывать родителям и опекунам «надлежащую помощь», а также закрепляет иные гарантии прав несовершеннолетних.

В международных соглашениях, устанавливающих права иных нуждающихся в опеке (попечительстве) лиц, Россия не участвует. Предполагается, что в рамках СНГ будет принят соответствующий документ в отношении прав инвалидов.

Непосредственное отношение к вопросам опеки и попечительства имеет такой международный документ, как Конвенция СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», вступившая в силу для России 10.12.1994. Статья 33 данного соглашения регулирует установление и отмену опеки и попечительства, а также правоотношения между опекуном или попечителем и подопечным. Эти нормы применяются в тех случаях, когда правоотношение носит «международный» характер, то есть один из его участников (опекун или, наоборот, подопечный) не является гражданином РФ. При этом такое лицо должно иметь гражданство одного из 12 государств - участников Конвенции.

Вышеуказанные документы носят общемировой или региональный характер. Однако существуют также и двусторонние договоры Российской Федерации с другими государствами, в которых так или иначе регулируются вопросы опеки и попечительства в отношении иностранцев или лиц без гражданства или опеки и попечительства, осуществляемых иностранцами в отношении российских граждан. Правовое регулирование отношений, связанных с опекой и попечительством, осуществляется в действующем российском законодательстве нормами гражданского, семейного законодательства, а также законодательством об органах государственного управления. Какое-либо специальное законодательство об опеке и попечительстве отсутствует. Гражданский кодекс РФ закрепляет основные положения в этой сфере, другие правовые акты регулируют те или иные отдельные положения. Действующим законодательством не предусмотрено существования единого федерального законодательного или подзаконного акта об опеке и попечительстве.

В то же время права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц по воспитанию последних в соответствии со ст. 31 ГК РФ определяются законодательством о браке и семье. Это своего рода исключение из общего правила в регулировании опекунских обязанностей, которое вытекает из разделения в отечественной правовой системе гражданского и семейного законодательства. Ст. 3 Семейного кодекса РФ устанавливает, что семейное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и подзаконных актов.

Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство является предметом совместного ведения России и ее субъектов. Таким образом, законы субъектов РФ могут содержать положения о правах и обязанностях опекунов (попечителей) над несовершеннолетними. При этом в соответствии с п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ такие законы должны содержать положения, не предусмотренные данным федеральным Кодексом и в то же время не противоречащие ему.

Правовое положение органа опеки и попечительства в настоящее время определяется законодательством о местном самоуправлении. Это означает, что данной отрасли законодательства «подведомственны» вопросы создания органов опеки и попечительства; распределения функций защиты различных категорий подопечных лиц между различными подразделениями органов; возложения на тех или иных должностных лиц отдельных обязанностей по контролю за опекой (попечительством) и пр.

Подводя итог анализу положений о правовом регулировании отношений по опеке и попечительству, можно прийти к следующему выводу:

Опека и попечительство как институт законодательства представляет собой систему норм, которые помещены в гражданском, семейном, административном законодательстве и законодательстве об органах местного самоуправления. При этом основные положения опеки и попечительства установлены гражданским законодательством.

3.3 Основания, порядок и последствия прекращения опеки и попечительства

попечительство ребенок усыновление законодательство

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены статьями 39 и 40 ГК РФ. Все основания можно разделить на три группы.

Первая группа оснований - случаи «автоматического» прекращения, связанные с приобретением подопечным гражданской дееспособности в необходимом объеме. В указанных ниже ситуациях для прекращения опеки или попечительства не требуется издания специального акта, аналогичного акту о назначении. Отношения прекращаются сами собой, что подтверждается документами, свидетельствующими о появлении у гражданина дееспособности.

) Достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста.

При достижении малолетним лицом возраста 14 лет опека трансформируется в попечительство. При этом в соответствии с законом специального оформления полномочий попечителя не требуется. Следовательно, ранее вынесенное постановление о назначении опекуна создает для этого лица статус попечителя (а ранее выданное удостоверение опекуна свидетельствует о полномочиях попечителя).

При достижении несовершеннолетним возраста 18 лет попечительство прекращается автоматически.

) Кроме того, гражданская дееспособность в полном объеме наступает в соответствии со ст. 21 ГК РФ при вступлении несовершеннолетнего гражданина в брак.

Положения о брачном возрасте содержатся в ст. 13 СК РФ. Общее правило заключается в том, что зарегистрировать брак возможно лишь после достижения 18 лет. Однако из этого правила есть два исключения:

а) орган местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим шестнадцати лет. Это возможно при наличии уважительных причин;

б) законодательство субъекта РФ может допустить в качестве исключения на территории данного региона регистрацию брака с лицом, не достигшим шестнадцати лет. Для этого необходимы особые обстоятельства, о которых должно быть указано в законе субъекта РФ.

В случае вступления в брак до достижения совершеннолетия гражданская дееспособность наступает у лица в полном объеме в день государственной регистрации заключения брака. В этот же день прекращается попечительство над несовершеннолетним.

) Эмансипация представляет собой объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в связи с тем, что этот гражданин «работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью» (ст. 27 ГК РФ). При этом несовершеннолетнему должно исполниться не менее 16 лет.

В том случае, если на эмансипацию согласны родители, усыновители или попечитель несовершеннолетнего, то эта процедура производится в административном порядке - по решению органа опеки и попечительства. Об эмансипации выносится соответствующее постановление за подписью руководителя того из подразделений органов местного самоуправления, на которое обязанность производить эмансипацию возложена уставом муниципального образования или законодательством субъекта РФ.

Если родители, усыновители или попечитель не дают согласия на эмансипацию, то несовершеннолетний вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным. Действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает процедуры рассмотрения такого заявления. Практике пока не известны случаи объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в судебном порядке. Наличие согласия родителей, усыновителей или попечителя позволяет произвести эмансипацию без суда.

Последствием эмансипации, как отмечалось, является наступление полной гражданской дееспособности лица. Это означает, что попечительство над ребенком прекращается, несовершеннолетний уже вправе совершать сделки самостоятельно, без согласия кого-либо. В то же время эмансипированный несовершеннолетний несет полную имущественную ответственность за свои действия.

Однако такой гражданин продолжает оставаться несовершеннолетним, а следовательно, на него распространяются нормы уголовного и административного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Кроме того, это лицо не может по общему правилу вступить в брак, стать усыновителем и пр.

) И наконец, еще одна ситуация, в которой прекращается опека над ребенком. Если опекун был назначен ребенку несовершеннолетних родителей (ст. 62 СК РФ), то достижение таким родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком. В данном случае сам родитель непосредственно приобретает полную гражданскую дееспособность, а следовательно, вправе совершать необходимые юридические действия от своего имени и от имени своего ребенка.

) Восстановление дееспособности лица. Для того чтобы лицо, признанное недееспособным вследствие психического расстройства, приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме, необходимо соответствующее решение суда (п. 3 ст. 29 ГК РФ). Моментом прекращения опеки будет в данном случае день вступления решения суда в законную силу.

Аналогичное правило действует и в случае ограничения дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами. Признание его дееспособным будет означать прекращение попечительства.

В соответствии с п. 5 ст. 36 ГК РФ опекун гражданина, признанного недееспособным, обязан ходатайствовать перед судом о признании лица полностью дееспособным в случае прекращения у него психического расстройства. Следовательно, как только опекуну стало известно о выздоровлении подопечного, он обязан обратиться в порядке искового производства по правилам ГПК РФ с заявлением в суд. Суд обязан назначить производство судебно - психиатрической экспертизы и, если отпали основания для признания лица недееспособным, вынести решение о признании гражданина дееспособным.

Такая же обязанность ходатайствовать о признании дееспособным гражданина, ограниченного в дееспособности, возлагается на его попечителя. Проведение какой-либо экспертизы по данному делу законом специально не предусматривается, а поэтому доказательствами по делу могут выступать показания свидетелей, самого ограниченно дееспособного лица, выписки из истории болезни и пр.

Вторая группа оснований прекращения опеки (попечительства) объединяется законодательством общим термином - освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.

Освобождение от выполнения обязанностей должно оформляться с помощью специального постановления.

Так, если опекун (попечитель) обращается в орган опеки и попечительства с просьбой снять с него бремя забот о подопечном, то орган опеки и попечительства, рассмотрев заявление, вправе принять решение, удовлетворив просьбу или отказав в ее удовлетворении. П. 2 ст. 39 ГК РФ приводит примерный перечень уважительных причин, которые могут служить причиной освобождения от выполнения обязанностей, - болезнь опекуна (попечителя), изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным. Однако это не все возможные причины. В качестве иных можно рассматривать ухудшение состояния здоровья подопечного, требующее его лечения в условиях стационара, изменение семейного положения опекуна (попечителя), переезд его в другую местность и пр. В каждом конкретном случае орган опеки и попечительства решает этот вопрос по своему усмотрению. Однако отказ в удовлетворении просьбы опекуна (попечителя) может быть обжалован им в суд в общем порядке.

Основанием для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей может также оказаться перемена в судьбе ребенка.

Так, ребенок мог быть передан под опеку в связи с лишением его родителей родительских прав или ограничением в родительских правах. Закон предусматривает возможность восстановления в родительских правах (ст. 72 СК РФ) и отмены ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).

Решение суда о восстановлении в родительских правах может содержать пункт о возврате ребенка родителям (одному из них), но может и не устанавливать этого. Таким образом, при отсутствии в решении суда указания на передачу ребенка родителям орган опеки и попечительства вправе решить вопрос о прекращении опеки (попечительства) над ребенком самостоятельно, по своему усмотрению (разумеется, исходя из интересов ребенка). Отмена опеки (попечительства) может оказаться преждевременной по разным причинам, связанным с местом жительства родителя или ребенка, состоянием здоровья ребенка и пр.

В то же время решение суда об отмене ограничения родительских прав, как следует из ст. 76 СК РФ, всегда содержит в себе указание на возвращение ребенка родителям (одному из них). Таким образом, по вступлении решения в законную силу орган опеки и попечительства обязан произвести освобождение опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей.

Судьба ребенка может измениться и в том случае, если он будет передан на усыновление. Однако в тех ситуациях, когда об усыновлении ходатайствуют иные лица, к разрешению этого вопроса необходимо относиться с особым вниманием. Если ребенок длительное время проживает в семье опекуна, привязался к нему, а условия его жизни соответствуют норме, передача ребенка другому лицу на усыновление вряд ли целесообразна.

Семейное законодательство предусматривает необходимость получения согласия опекуна (попечителя) ребенка на усыновление (ст. 131 СК РФ). Однако суд, исходя из интересов ребенка, вправе принять решение об установлении усыновления и при отсутствии согласия со стороны этого лица. В таком случае особая роль должна быть отведена заключению органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка. Данное заключение должно быть представлено суду в соответствии со ст. 125 СК РФ. При составлении заключения о возможности усыновления ребенка, находящегося под опекой или попечительством, орган опеки и попечительства обязан привлечь специалистов - педагогов и детских психологов.

Однако еще раз напомним, что так или иначе решение об установлении усыновления должно быть вынесено судом исходя из интересов ребенка. Постановление пленума верховного суда РФ от 20.04.2006 №8 «О применеии судами законодательства об усыновлении» разъясняет, что «под интересами ребенка, которые в силу п. 1 ст. 124 СК РФ обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития».

И наконец, освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей возможно при помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение. Однако помещение подопечного в такое учреждение не всегда означает отмену опеки или попечительства.

В любом случае орган опеки и попечительства в каждом конкретном случае вправе принять решение по своему усмотрению. Данное решение должно быть оформлено в виде акта, аналогичного акту о назначении опекуна (попечителя). Таким актом может быть постановление о помещении лица в лечебное учреждение с одновременным освобождением опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей. Однако если в данном постановлении дальнейшая судьба опеки или попечительства не затронута, то опекун (попечитель) сохраняет свой статус и по-прежнему несет установленные законом обязанности по отношению к подопечному.

Последствия прекращения опеки и попечительства.

Во-первых, со дня прекращения опеки (попечительства) забота о подопечном поручается иным лицам, либо бывший подопечный, приобретая полную гражданскую дееспособность, более не нуждается в какой-либо защите. Если же подопечный не приобрел полной дееспособности, а орган опеки и попечительства при прекращении полномочий прежнего опекуна или попечителя не выбрал иной формы устройства, то функции опекуна (попечителя) исполняет данный орган.

Во-вторых, в зависимости от наличия вины в действиях или бездействии опекуна или попечителя для данного гражданина могут наступить следующие негативные последствия:

Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к имущественной ответственности за причинение вреда личности или имуществу подопечного. Привлечение его к ответственности возможно на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064 ГК РФ).

Бывший опекун или попечитель, отстраненный от исполнения обязанностей в связи с ненадлежащим их исполнением, не может стать усыновителем, приемным родителем, не может быть вновь назначен опекуном или попечителем этому или другому ребенку (статьи 127, 146, 153 СК РФ).

Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к уголовной ответственности, если его действия или бездействие отвечают признакам составов статей 150, 151, 152, 156 или других статей Уголовного кодекса РФ. В целях привлечения его к ответственности орган опеки и попечительства обязан в письменной форме сообщить о фактах, ставших ему известными, прокурору, следователю, органам дознания или судье.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 16.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №46. Ст. 4532.

. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ // РГ. 2005. 12 янв.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. №2005-1 «О государственной пошлине» (утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 19.

. Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1929.

. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. №52. Ст. 5880.

. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. №47. Ст. 5340.

. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3802.

. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1643.

. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. №1559-I // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Заключена в Минске 22 января 1993 г. Ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. №16-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1472.

. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. №942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» // СЗ РФ. 1995. №38. Ст. 3669.

. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // СЗ РФ. 1996. №21. Ст. 2460.

. Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. №851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» // СЗ РФ. 1996. №24. Ст. 2885.

. Указ Президента РФ от 15 января 1998 г. №29 «О Президентской программе «Дети России» на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1998. №3. Ст. 314.

. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // СЗ РФ. 1996. №19. Ст. 2304.

. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье» // СЗ РФ. 1996. №31. Ст. 3721.

. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. №395 «Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24 марта 2000 г. №258) // СЗ РФ. 1997. №15. Ст. 1796.

. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (с изм. от 10 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. №15. Ст. 1434.

. Нуфаев В. Детское право, его предмет и объем // Право и жизнь. 1926. №8/10. С. 60, 62;

. Пергамент А.И. Основания возникновения и сущность родительских прав // Правовые вопросы семьи и воспитания детей. М., 1968. С. 62;

. Мальцман Т.Б. Усыновление по советскому семейному законодательству. Саратов, 1969. С. 150;

. Нечаева А.М. Правовая охрана детства в СССР. М., 1988. С. 56;

. Кобец В. Все лучшее - детям! Так ли на самом деле? // Права человека. Механизмы реализации. М., 1999. С. 51 - 52.

. Грудцына Л.Ю. Семейное право: краткий курс. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

. Иванов Н.А. Как защитить своего ребенка от жестокого обращения // Семья и школа. 1994. №11.

. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 1998.

. Кузнецова И.М. Как усыновить ребенка. М., 1997

. Кузнецова И.М. Воспитание детей в неполной семье // Проблемы совершенствования законодательства. Сб. М., 1980. Вып. 17. С. 155

. Михеева Л.Ю. Опека (попечительство) как вид социальной заботы. М., 2002.

. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов - 3-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма, 2004.

. Информационно-аналитические материалы Минздрава РФ // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 2006. 11 окт. С. 8.

. Парламентская газета. 2005. 12 июля).

. Население и общество. 2004. №10.

. О положении детей, оставшихся без попечения родителей // Доклад Генпрокуратуры РФ. М., 2004.

Похожие работы на - Анализ действующего семейного законодательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!