Административная ответственность в сфере лицензирования в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,74 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административная ответственность в сфере лицензирования в Республике Беларусь













К вопросу об административной ответственности в сфере лицензирования в Республике Беларусь

лицензирование аннулирование нарушение

Лицензирование как один из способов воздействия государства на экономические отношения является сравнительно новым правовым явлением в Республике Беларусь. Данный правовой институт сочетает в себе интересы как общества и государства в целом, так и интересы физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Правильное понимание правовой сущности института лицензирования, его целей и задач должно способствовать эффективной защите интересов общества и государства, не нарушая при этом законные права и интересы субъектов хозяйствования.

В данной статье предпринята попытка на основе анализа Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности», других нормативных правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации определить правовую природу такого явления, как нарушение порядка и условий осуществления лицензируемых видов деятельности, а также приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии.

В процессе исследования использовались труды Ю.С. Юрьевой, А.Б. Багандова, О.А. Мазур, Ю.Н. Милыпина по проблемам лицензирования, а также А.Н.Крамника - по проблемам административной ответственности. Учитывая, что нормы, регулирующие применение мер воздействия на лицензиатов за нарушение порядка и условий осуществления лицензируемых видов деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах, вопрос об административной ответственности в сфере лицензирования нуждается в четком законодательном регулировании.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 года (далее - КоАП) единственным нормативным правовым актом, который определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, и закрепляет основания и условия административной ответственности, а также устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащим административной ответственности, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс [1, ч. 1, 2 ст. 1.1].

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях» от 31 декабря 2006 года № 208-З до приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие КоАП и ПИКоАП акты законодательства Республики Беларусь применяются в той части, в которой они им не противоречат, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь [2, ст. 3].

В соответствии со ст. 4 этого же Закона с 1 марта 2007г. не подлежат применению нормы об административных и экономических правонарушениях, содержащиеся в законах Республики Беларусь (кроме КоАП и ПИКоАП), указах Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, решениях органов местного управления и самоуправления [2, ст.4].

Декретом Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности» от 2 апреля 2007г. № 2 были внесены соответствующие изменения по вопросам административной ответственности в некоторые декреты Президента Республики Беларусь [3]. Однако данные изменения не коснулись Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. № 17.

Между тем существует ряд проблемных вопросов правового регулирования применения мер воздействия к лицензиатам за нарушение порядка и условий осуществления лицензируемых видов деятельности.

Так, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в части 1 статьи 12.7 определил нарушение правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), как самостоятельное административное правонарушение [1, ч.1 ст.12.7]. Причем это правонарушение не с материальным составом.

Для его квалификации как правонарушения не требуется наступление общественно вредных последствий. Данное правонарушение считается оконченным с момента его совершения. За его совершение предусмотрена мера административной ответственности в виде штрафа с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, либо лишения права заниматься определенной деятельностью.

Между тем в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. № 17 (далее - Положение), за то же самое деяние, а именно за нарушение требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, предусмотрены иные меры воздействия.

В частности, в ч. 1 п. 26 Положения за данное деяние предусмотрена такая мера воздействия, как вынесение государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, предписания об устранении выявленных нарушений [4, ч. 1 п. 26]. Положение также предусматривает и иные меры воздействия на лицензиатов, такие как приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии. Следует отметить, что предписание органа государственного управления является индивидуальным правовым актом, который содержит юридически властное указание организационно не подчиненному субъекту административно-правовых отношений на должную модель поведения данного субъекта либо на воздержание от определенных действий. Данный правовой акт направлен на недопущение совершения административного правонарушения либо преступления или наступления опасных последствий путем устранения причин и условий, им способствующих.

В п. 3.9 Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003 г. № 17 сказано, что в случае расхождения норм настоящего Декрета с другими законодательными актами, регулирующими осуществление отдельных видов деятельности на основании специальных разрешений (лицензий), применяются нормы настоящего Декрета, если иное в нем не установлено [4, п. 3.9].

Налицо явная правовая коллизия, требующая законодательного урегулирования. Представляется, что суть данной проблемы заключается в различном подходе законодателя к пониманию правовой природы такого явления, как нарушение требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности. В первом случае данное деяние является оконченным административным правонарушением, во втором - условием, способствующим наступлению определенных общественно опасных последствий. Уяснение правовой природы данного явления должно способствовать единообразному применению актов законодательства на всей территории Республики Беларусь, соблюдению прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для решения обозначенной проблемы необходимо в первую очередь уяснить сущность, цели и задачи самого института лицензирования.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, способствует развитию кооперации, гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях [5, ст. 13].

В соответствии со ст. 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц [5, ст. 23].

Лицензирование, представляя собой определенный порядок начала, осуществления и прекращения отдельных видов деятельности, по сути, является одним из средств достижения данных целей. «Правовой институт лицензирования обеспечивает сбалансированное функционирование рынка путем осуществления «фильтрации» потенциальных предпринимателей с целью недопущения вхождения в экономическую сферу недобросовестных хозяйствующих субъектов» [6, с. 21].

В Положении определен перечень видов деятельности, на занятие которыми требуются специальные разрешения (лицензии). Порядок осуществления этих видов деятельности содержится в специальных разрешениях (лицензиях).

Цели лицензирования определены в п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003 г. № 17: «В интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности, определенных настоящим Декретом, может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий)» [4, п. 1].

Представляется, что вынесение уполномоченным органом предписания об устранении выявленных нарушений порядка и условий осуществления лицензируемого вида деятельности не может являться эффективным средством осуществления целей и задач лицензирования.

Связано это в первую очередь с тем, что принятие такого решения не гарантирует того, что данные нарушения будут устранены, при этом в течение всего срока действия данного предписания лицензируемый вид деятельности может осуществляться с нарушениями, которые могут нанести вред охраняемым правом общественным отношениям.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что суть лицензирования заключается в том, что лицензируемый вид деятельности должен осуществляться только так, как это указано в лицензии, и никак иначе. Любое нарушение порядка осуществления этого вида деятельности влечет опасность наступления общественно опасных последствий. В целях устранения данной опасности представляется целесообразным при выявлении нарушений порядка и условий осуществления лицензируемого вида деятельности незамедлительно принимать меры к ее прекращению на срок, пока данные нарушения не будут устранены.

Однако, как уже отмечалось, занятие любым не запрещенным видом деятельности является конституционным правом любого гражданина Республики Беларусь.

В этой связи в соответствии с курсом государства на либерализацию всех сфер жизнедеятельности общества, сокращение дискреционных юрисдикционных полномочий должностных лиц органов государственного управления, расширение полномочий судов в регулировании общественной жизни государства прекращение осуществления лицензируемого вида деятельности должно иметь законные основания и осуществляться на основании решения суда на условиях равенства и состязательности сторон.

В связи с изложенным представляется целесообразным трактовать нарушение порядка и условий осуществления лицензируемого вида деятельности только как оконченное административное правонарушение, за которое предусмотрена мера административной ответственности в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, налагаемая судом. Это, на наш взгляд, обеспечит наиболее эффективное достижение целей и задач лицензирования с соблюдением прав и законных интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На наш взгляд, нуждаются в более глубокой правовой оценке и такие меры воздействия на лицензиатов, как приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.

Согласно Положению действие лицензии может быть приостановлено:

при неустранении лицензиатом в установленный срок указанных в предписании лицензирующего органа нарушений законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности [4, ч. 3 п. 26];

в случае систематического (три и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания [4, ч. 4 п. 26].

Лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа:

в случае, если лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, либо лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, нарушения выявлены повторно в течение 12 месяцев после их устранения [4, ч. 7 п. 26];

в случае выявления лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности [4, ч. 1 п. 30];

в случае повторного (два и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем [4, ч. 9 п. 34];

если лицензия выдана, в нее внесены изменения и (или) дополнения, продлен срок ее действия на основании представленных соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) при принятии решения о выдаче лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия [4, ч. 2 п. 34];

лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче [4, ч. 3 п. 34];

лицензиатом либо его обособленным подразделением (филиалом) в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, составляющих его работ и (или) услуг [4, ч. 4 п. 34].

принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока действия лицензии [4, ч. 6 п. 34]; если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде [4, ч. 7 п. 34].

Существует мнение, что данные меры относятся к мерам административного пресечения. В частности, А.Б. Багандов отмечает: «в качестве мер пресечения противоправного поведения субъектов лицензионных правоотношений законодательство о лицензировании предусматривает приостановление действия лицензии, а также аннулирование лицензии.

По своему характеру пресекательные меры принуждения, применяемые в лицензионном праве, являются санкциями, т.е. служат мерой воздействия, применяемой в качестве обеспечения исполнения норм лицензионного законодательства» [7, с. 135].

О.А. Мазур пишет, что некоторые авторы «определяют аннулирование как меру пресечения, при этом настаивая на необходимости закрепления данной правовой категории в качестве разновидности административного взыскания» [8].

В целом, не уточняя свою точку зрения по данному вопросу, далее она пишет: «аннулирование лицензии, являясь мерой пресечения, которая, как правило, применяется на основании соответствующего решения лицензирующего органа, и лишение права осуществлять определенный вид деятельности как вид административного взыскания по своему содержанию и сущности являются тождественными понятиями» [8].

В теории административного права бесспорным является тот факт, что меры административного пресечения направлены на недопущение доведения до конца противоправного деяния.

«Суть их выражается в принудительном прекращении противоправных деяний, совершаемых как физическими, так и юридическими лицами, и предотвращении их вредных последствий. ... При этом следует особо подчеркнуть, что пресечь можно только то деяние, которое находится в стадии совершения, т.е. продолжается. Для уже совершенного деяния пресечение неприменимо и бессмысленно» [9, с. 49].

Представляется, что меры административного пресечения в сфере лицензирования должны быть направлены на прекращение конкретного длящегося нарушения при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Приостановление же действия лицензии либо ее аннулирование влечет за собой прекращение той или иной лицензируемой деятельности, которая по своей сути является законной и не является правонарушением.

Более того, представляется более чем спорным утверждение, что пресекательные меры принуждения, применяемые в лицензионном праве, являются санкциями либо эти понятия тождественны. Санкция есть наказание, которое в административном праве выражается в наложении административного взыскания.

«Административное взыскание является следствием совершенного административного правонарушения. Первое и второе тесно связаны. В каждой административно-деликтной норме предусмотрена санкция в виде административного взыскания» [9, с. 153].

Административное взыскание является основной неотъемлемой частью административной ответственности. По сути, административная ответственность выражается в наложении административного взыскания. Являясь самостоятельными видами административно-правового принуждения, меры административного пресечения и меры административной ответственности по своей юридической природе не могут быть одним и тем же либо тождественными.

Думается, что приостановление действия лицензии либо ее аннулирование есть не что иное, как мера административного взыскания, которая налагается за совершение конкретного противоправного деяния, выраженного в том или ином нарушении порядка осуществления лицензируемого вида деятельности либо законодательства о лицензировании. Можно согласиться с мнениями А.Б. Багандова и О.А. Мазур в той части, что приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии, а также лишение права заниматься определенной деятельностью являются тождественными понятиями, однако тождественность их выражается в том, что и те, и другие меры - это меры административной ответственности, идентичные по своей юридической природе.

Сходную позицию высказывает Ю.Н. Мильшин: «при нарушении правил работы, указанных в нормативных актах, действие лицензии приостанавливается либо аннулируется. Данная санкция предполагает не что иное, как лишение физических и юридических лиц прав заниматься тем или иным видом деятельности» [10, с. 18].

Говоря об аннулировании лицензии по основаниям, когда лицензия выдана, в нее внесены изменения и (или) дополнения, продлен срок ее действия на основании представленных соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) при принятии решения о выдаче лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия либо принято незаконное решение о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока действия лицензии, то следует отметить, что в данном случае лицензия выдана с нарушением закона, т.е. сама лицензия незаконна по своей сути.

Проще говоря, если не было законных оснований для выдачи лицензии, лицензии как таковой не существует. В данном случае целесообразно говорить не об аннулировании лицензии, а о признании ее недействительной.

Для решения проблемы ответственности в сфере лицензирования в белорусском законодательстве представляется целесообразным обратиться к опыту законодательства российского.

Прежде всего, необходимо отметить, что Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» вообще не содержит такой меры административного взыскания, как лишение права заниматься определенной деятельностью.

Вместо этого предусмотрена такая мера ответственности, как административное приостановление деятельности [11, ст. 3.2]. Данная мера взыскания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды [11, ст. 3.12]. Как можно заметить, цели применения данного взыскания практически совпадают с целями лицензирования.

Согласно статье 14.1 КоАП РФ данная мера может применяться в качестве дополнительной совместно с административным штрафом за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Согласно п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» данная мера является основанием приостановления действия лицензии [12, п. 1 ч. 1 ст. 13]. «Приостановление действия лицензии предопределяется привлечением к административной ответственности» [13, с. 183].

В данном случае речь не идет о приостановлении действия лицензии как о лишении субъекта хозяйствования каких бы то ни было прав. Речь идет о приостановлении действия конкретного правонаделительного документа в результате применения меры административной ответственности, налагаемой судом.

Несмотря на все положительные моменты, данная норма содержит существенный недостаток: действие лицензии возобновляется независимо от того, были ли устранены причины и условия, способствующие нарушениям осуществления лицензируемого вида деятельности.

Представляется более целесообразным не приостанавливать действие лицензии на срок исполнения административного взыскания, а прекращать ее действие в связи с наложением административного взыскания. По истечении срока действия административного взыскания лицензиат должен обратиться в лицензирующий орган за получением новой лицензии.

Закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает такую меру воздействия, как аннулирование лицензии, однако в отличие от белорусского законодательства, когда решение об аннулировании лицензии принимает лицензирующий орган либо суд, решение о применении данной меры в Российской Федерации отнесено исключительно к компетенции суда на основании заявления лицензирующего органа [12, п. 1 ч. 2 ст. 13].

«Аннулирование лицензии является санкцией, применение которой возможно только в ходе судебного производства на основе равноправия, состязательности и других принципов судебного процесса» [13, ст. 187].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Лицензирование является важным средством регулирования экономических отношений. Его роль в обеспечении безопасности государства (как экономической, так и в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности) трудно переоценить. В этой связи понимание сущности целей и задач лицензирования должно помочь наиболее эффективно использовать меры административной ответственности в данной сфере.

Лицензирование в самом общем виде представляет собой особый порядок начала, осуществления и прекращения определенных видов хозяйственной деятельности, которые могут представлять потенциальную опасность для общественного порядка, общественной безопасности, нравственности и здоровья населения.

В этой связи целями административной ответственности в сфере лицензирования, кроме прочих, должно быть недопущение наступления опасных последствий вследствие нарушений порядка осуществления данных видов деятельности.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным:

) пункт 26 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Беларусь» от 14 июля 2003 г. № 17, изложить в следующей редакции:

«Действие лицензии прекращается с момента принятия судом решения о наложении на лицензиата административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. После окончания срока указанного административного взыскания лицензиат должен обратиться в лицензирующий орган за получением новой лицензии; если лицензия выдана, в нее внесены изменения и (или) дополнения, продлен срок ее действия на основании представленных соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) при принятии решения о выдаче лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия, либо принятие решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока действия лицензии было незаконным, лицензия считается недействительной с момента принятия решения о ее выдаче, продления срока ее действия либо внесения в нее изменений и дополнений; лицензия аннулируется по решению лицензирующего органа, если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче»;

) часть 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях изложить в следующей редакции: «Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации, - влечет наложение штрафа с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или лишение права заниматься определенной деятельностью»;

) дополнить статью 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях следующими словами:

«За данное правонарушение предусмотреть в качестве основной либо дополнительной в сочетании с основной мерой взыскания лишение права заниматься определенным видом деятельности».

Литература

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: текст Кодекса по состоянию на 14 февр. 2007 г. - Минск: Амалфея, 2007. - 302 с.

. О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях: Закон Респ. Беларусь, 31 дек. 2006 г.

. Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 2 апр. 2007 г., № 2.

. О лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17.

. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск, 2005.

. Багандов А.Б. Лицензионное право РФ: Теория, законодательство, практика: учеб. / А.Б. Багандов. - М.: Эксмо, 2004. - 637 с.

. Мазур О.А. Проблемы определения сущности и значения аннулирования специального разрешения (лицензии) по законодательству Республики Беларусь [Электронный ресурс] / О.А. Мазур / УП АРС-ГРУПП. - 2008. - Режим доступа: http://www.bankrot.by. - Дата доступа: 17.11.2008.

. Крамник А.Н. Административно-правовое принуждение / А.Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2005. - 206 с.

. Милышин Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Ю.Н. Милышин. - Саратов, 1999. - 20 с.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: с изм. и доп.: принят Государственной думой 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г. - М.: Омега-Л. - 363 с.

. О лицензировании отдельных видов деятельности: Закон Российской Федерации, 8 авг. 2001 г., № 128-ФЗ.

. Мельничук Г.В. Лицензирование как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и США: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Г.В. Мельничук. - М., 2007. - 224 с.

Похожие работы на - Административная ответственность в сфере лицензирования в Республике Беларусь

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!