Управление ассортиментом парфюмерных товаров в ритейловой сети

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,43 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление ассортиментом парфюмерных товаров в ритейловой сети











ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема

Управление ассортиментом парфюмерных товаров в ритейловой сети

Содержание

парфюмерный товар ритейловая сеть ассортимент

Введение

. Теоретические аспекты управления ассортиментом в ритейловой сети

.1 Цели, задачи и сущность управления ассортиментом в ритейловой сети

.2 Методологические подходы к анализу текущего ассортимента

. Анализ организационно-хозяйственной деятельности ОАО «Единая Европа - Холдинг»

.1 Организационно-правовая характеристика деятельности организации

.2 Анализ положения организации в конкурентной среде

.3 Анализ основных экономических показателей организации

. Разработка основных направлений по оптимизации ассортимента парфюмерных товаров в магазине «Иль де Ботэ на Речном»

.1 Оценка существующего ассортимента парфюмерных товаров

.2 Направления по оптимизации ассортимента парфюмерных товаров

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Современный этап развития рыночных отношений в нашей стране характеризуется значительным ужесточением конкуренции между торговыми организациями. В настоящее время важнейшим фактором успеха деятельности организации становится её конкурентоспособность, а получение прибыли уже не может рассматриваться в качестве единственной цели и критерия успешности функционирования. Конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, и организация, поддерживающая на постоянной основе более высокий уровень конкурентоспособности, автоматически решает важную стратегическую задачу, связанную с обеспечением устойчивого высокого уровня прибыльности.

Появление на рынке значительного количества импортных товаров сильно изменило представления российских потребителей об ассортименте и качестве, а расслоение населения по уровню доходов и социальному статусу поставило торговых предпринимателей перед необходимостью как можно быстрее принимать управленческие решения по организации торгового процесса, адаптированного к требованиям рынка. Вслед за импортными товарами на российский рынок пришли и иностранные сети, ощутившие его могучий финансовый потенциал.

Сегодня вся отечественная розница претерпевает значительные структурные изменения: в страну проникает все больше иностранных игроков, происходит постепенная консолидация рынка, растет доля продаж, которая приходится на торговые сети. Не обошли стороной новые тенденции и парфюмерно-косметический сегмент ритейла. Несмотря на то, что сейчас активно развиваются такие каналы дистрибуции парфюмерной и косметической продукции, как универмаги, аптеки и магазины формата «дрогери», главной движущей силой рынка во все большей мере становятся сетевые структуры, которые диктуют свои условия производителям и дистрибьюторам.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях базовым, определяющим фактором конкурентоспособности розничной торговой организации является предлагаемый ею конкурентоспособный товар. Но, поскольку торговые организации предлагают рынку не один товар, а их совокупность, то, следовательно, конкурентоспособность организации определяется её способностью предлагать рынку ассортимент товаров, удовлетворяющий сложившиеся потребности. Особенно это важно для торговых розничных сетей, которым необходимы быстрые темпы развития и, соответственно, расширение доли рынка за счет завоевания новых покупателей. В связи с этим первостепенное значение для торговых организаций приобретает грамотное формирование и управление ассортиментом. Правильный выбор ассортиментной политики розничной торговой организации служит своего рода гарантией экономической эффективности деятельности организации в целом.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование и оценка существующего ассортимента магазина «Иль де Ботэ на Речном», относящегося к розничной торговой сети «Иль де Ботэ», и выработка рекомендаций по оптимизации ассортимента парфюмерных товаров на примере данной торговой организации.

Основными задачами выпускной квалификационной работы стали:

·рассмотрение теоретических аспектов управления ассортиментом в ритейловой сети;

·изучение методологических подходов оценки текущего ассортимента розничной торговой организации;

·анализ организационно-хозяйственной деятельности исследуемой торговой организации;

·оценка существующего ассортимента парфюмерных товаров и выработка рекомендаций по оптимизации ассортимента организации.

Объектом исследования является оптимизация ассортимента магазина «Иль де Ботэ на Речном», принадлежащего ритейловой сети «Иль де Ботэ» ОАО «Единая Европа - Холдинг».

Предметом исследования данной работы является управление ассортиментом парфюмерных товаров магазина «Иль де Ботэ на Речном».

Теоретическую и методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории, методологии, оценки, анализа и управления ассортиментом торговой организации. Информационной основой исследования стала финансово-экономическая и управленческая отчетность ОАО «Единая Европа-Холдинг» за 2008-2009 гг., результаты исследований ведущих маркетинговых агентств и опросы покупателей магазина. В процессе анализа применялись статистические наблюдения, сравнительный анализ, метод средних величин.

Практическая значимость исследования заключается в оптимизации ассортимента парфюмерных товаров магазина «Иль де Ботэ на Речном» с целью увеличения объема продаж и повышения конкурентоспособности организации.

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цель, задачи, предмет, объект исследования и его практическая значимость.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты по проблеме управления ассортиментом в ритейловой сети.

Во второй главе дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности ОАО «Единая Европа - Холдинг».

В третьей главе проведен анализ текущего ассортимента парфюмерных товаров магазина «Иль де Ботэ на Речном» и даны предложения по управлению ассортиментом парфюмерных товаров с целью его оптимизации.

В заключении представлены выводы и предложения, полученные в результате проведенных исследований.


.1 Цели, задачи и сущность управления ассортиментом в ритейловой сети

Управление ассортиментом - одна из основных функций организации розничной торговли, определяющая ее конкурентоспособность. Управление ассортиментом должно осуществляться в соответствии с заранее установленными целями и задачами, обуславливающими направления развития ассортимента, в рамках ассортиментной политики, определяемой руководством компании.

Главной целью управления ассортиментом является его оптимизация. В каждом магазине невозможно, да и экономически нецелесообразно обеспечить наличие всего торгового ассортимента товаров. Поэтому для каждого типа магазина должен быть сформирован оптимальный ассортимент, который позволял бы, с одной стороны, создать наилучшие условия для приобретения товаров, а с другой - обеспечивал бы рентабельность работы магазина.

Оптимизация ассортимента - это постепенное выведение из реализации товаров, не пользующихся спросом или недостаточно рентабельных для магазина. Основой для улучшения структуры ассортимента является анализ продаж, благодаря которому выявляются стабильно покупаемые товары и неходовые товары, в отношении которых принимаются определенные меры.

Ассортимент - это перечень продаваемых в магазине товаров, составляемый по видам, типам, сортам, размерам и торговым маркам. Формирование ассортимента магазина и управление им зависит от:

·стратегических целей компании;

·особенностей целевой и второстепенной групп покупателей;

·имеющихся в наличии ресурсов.

Ассортиментная политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом. При этом задачами, определяющими сущность ассортиментной политики, являются [18, с.17]:

·установление реальных и предполагаемых потребностей в товарах;

·определение основных показателей ассортимента и анализ его рационализации;

·выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;

·оценка материальных возможностей организации для закупки и реализации отдельных товаров;

·определение основных направлений формирования ассортимента.

Задача управления и формирования ассортимента лежит на стыке экономического (оценка продукции с точки зрения эффективности для организации) и маркетингового анализа (исследование рыночного восприятия продукции с точки зрения ее перспективности, спроса). Сопоставление данных двух анализов позволяет получить оптимальный ассортимент, выгодный компании и востребованный рынком.

Формирование ассортимента в сетевых торговых организациях должно проводиться с учетом ряда принципов:

·учета и отражения в ассортименте особенностей спроса обслуживаемой зоны;

·комплексного удовлетворения спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка;

·обеспечения полноты и устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса, простого спроса, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении;

·обеспечения достаточной широты и глубины ассортимента;

·формирования ассортимента с учетом жизненного цикла товаров;

·формирования ассортимента при условии обеспечения рентабельной деятельности организации.

Одним из принципов формирования ассортимента товаров в магазинах розничной сети является обеспечение достаточной его широты и глубины. Чем шире ассортимент, тем больше вероятность того, что запросы покупателя будут удовлетворены, и тем более широкий круг покупателей можно привлечь. При широком ассортименте создается впечатление разнообразия товаров, что привлекает разные категории покупателей. Имея широкий ассортимент, предприятие лучше приспосабливается к неожиданным изменениям рыночного спроса, но управлять широким ассортиментом сложнее, так как вне поля зрения могут оказаться товары с невысоким уровнем спроса. Основное преимущество узкого ассортимента в его простоте: внимание менеджера сконцентрировано на небольшом количестве товаров, что позволяет тщательно прорабатывать весь комплекс вопросов, возникающих в отношении данных товаров.

Глубина торгового ассортимента может быть избыточной. Иногда большое количество наименований в одной товарной группе усложняет принятие покупателем решение о покупке, что объясняется особенностями психологии восприятия человеком информации. Большой ассортимент способствует распылению сил предприятия: появляется много позиций, которые по продажам не могут выйти даже на уровень безубыточности. В связи с этим, по мнению некоторых специалистов, основной резерв оптимизации ассортимента заложен в сокращении ассортиментного ряда, а не расширении: исключение нерентабельных позиций может дать компании увеличение общей рентабельности на 30-50% [18, с.21].

Таким образом, ассортимент не должен быть слишком широким или очень глубоким, важно предложить покупателю достаточный, но не избыточный по широте и глубине ассортимент. Широта и глубина ассортимента должны выбираться с учетом целей и задач, которые ставит перед собой розничная торговая организация и с учетом предпочтений покупателей. Кроме того, широта и глубина ассортимента товаров в магазине определяется в зависимости от формы товарной специализации, размера торговой площади, ассортимента конкурентов, состояния предложения на потребительском рынке.

В целях предоставления покупателям полного и устойчивого ассортимента торговая организация формирует его на основании ассортиментного перечня товаров. Ассортиментный перечень (ассортиментный минимум, обязательный ассортимент) - та часть ассортимента, которую торговое предприятие постоянно должно иметь в продаже. Ассортиментные перечни разрабатываются для каждого магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов.

Обеспечение устойчивости ассортимента - один из важных принципов формирования ассортимента. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Устойчивость ассортимента ни в коем случае не должна означать его статичность.

Основными направлениями в области управления ассортиментом на основании анализа показателей ассортимента, являются такие мероприятия, как сокращение, расширение, стабилизация и обновление ассортимента.

Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, низкая прибыльность при реализации отдельных товаров.

Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров. Существуют два пути расширения ассортимента: наращивание - включение в ассортимент товаров, которые данным предприятием ранее не предлагались, но действуют в рамках того же спроса, и насыщение - добавляются товары, которые не выходят за пределы цен, характерных для существующего ассортимента и лишь заполняют пробелы в наборе товаров определенного вида и назначения.

Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса.

Обновление ассортимента - качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

Процесс управления ассортиментом предусматривает оценку показателей ассортимента и их оптимизацию.

Формирование ассортимента товаров в сетевых розничных торговых организациях - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия) [18, с. 26].

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос, товарное предложение и цена.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие остановок общественного транспорта), наличие других розничных организаций в зоне деятельности магазина.

Покупательский спрос является основным фактором, влияющим на ассортимент. Массовый спрос на конкретные товары вызывает необходимость постоянного их наличия в магазине, альтернативный и импульсивный спрос - необходимость расширения ассортимента, его обновления, способствующего более полному удовлетворению спроса покупателей и увеличению объема продажи товаров. Товары импульсивного спроса составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента. Включение в ассортимент магазина товаров сопутствующего спроса дает возможность увеличить оборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.

Важным фактором формирования ассортимента товаров в магазине является взаимозаменяемость. Если в продаже нет нужного товара или если покупатель не удовлетворен качеством предложенного товара, он не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой товар аналогичного назначения.

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. По причине действия данного фактора целесообразно располагать взаимодополняющие товары рядом.

Формируя ассортимент товаров, необходимо учесть и такой фактор, как сезонность спроса. Следствием сезонности спроса является неравномерность потребления парфюмерных товаров в течение года с учетом праздников.

При рассмотрении специфических факторов, оказывающих влияние на построение ассортимента торгового предприятия, следует отметить существование зависимости между ассортиментом и торговой площадью магазина. Так, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью, ассортимент будет отличаться как по широте, так и глубине. Увеличение площади, а по сути длины полок, влечет за собой либо расширение, либо углубление ассортимента, либо расширение и углубление одновременно. Если магазин небольшой, то возможности в работе с ассортиментом ограничены, хотя при умелой организации и на небольших площадях можно разместить значительное количестве групп [18, с. 28]. Однако зависимость между ростом торговой площади и увеличением количества наименований не носит прямо пропорционального характера - влияние оказывают и другие факторы.

Существенное влияние при работе с ассортиментом оказывает оснащенность магазина. Например, наличие подсобных помещений и многоярусных стеллажей дает возможность разместить большее количество товаров. Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.

Похожие работы на - Управление ассортиментом парфюмерных товаров в ритейловой сети

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!