Работа психолога в возрастно-психологическом консультировании по проблеме соперничества детей в семье

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Работа психолога в возрастно-психологическом консультировании по проблеме соперничества детей в семье

Министерство Образования РФ

Белгородский Государственный Университет

Факультет Психологии

Кафедра возрастной и социальной психологии







Курсовая работа по дисциплине «Возрастно-психологическое консультирование» на тему:

«Работа психолога в возрастно-психологическом консультировании по проблеме соперничества детей в семье»











Белгород 2007

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения в возрастно-психологическом консультировании работы психолога по проблеме соперничества детей в семье

.1 Детско-родительские отношения

.2 Соперничество детей в семье

.3 Работа психолога по проблеме соперничества детей в семье

Глава II. Эмпирическое исследование работы психолога в возрастно-психологическом консультировании по проблеме соперничества детей в семье

.1 Организация и методы исследования

.2 Интерпретация полученных результатов

.3 Разработка рекомендаций для родителей

Заключение

Библиография

Введение

Соперничество братьев и сестер - интенсивная конкуренция среди детей одной семьи за привязанность и внимание со стороны родителей.

Если в семье больше чем один ребенок, то случаи детского соперничества за внимание родителей - не редкость. Причина тому - желание каждого ребенка постоянно быть в центре внимания родителей. Некоторые дети в большей степени подвержены этому чувству соперничества, другие - в меньшей. На одних оно влияет положительно и помогает развиваться, на других оказывает отрицательное воздействие, вызывая у них чувство неполноценности и развивая низкую самооценку.

Феномен соперничества известен с древних времен, однако к разрешению данного вопроса обращались редко. Со временем соперничество приобретает менее выраженный характер или исчезает вовсе. Но оно неизбежно, если в семье есть два и более детей. Соперничество братьев и сестер не является ни всеобщим, ни неизбежным, оно в значительной мере зависит от того, как родители уравновешивают иногда конкурирующие интересы детей. Соперничество - эгоистическое чувство, мучительское сомнение в родительской любви и борьба с другими детьми за эту любовь, стремление превзойти их. Эта тема будет актуальна в любое время, пока в семье будет воспитываться более двух детей.

Но проблемой разрешения данного вопроса является то, что мы имеем малое количество как теоретических, так и практических знаний.

Целью нашего исследования является разработка тренинговой программы для родителей, которая способствовала помощи в разрешении проблемы соперничества детей.

Объектом нашего исследования являются семейные взаимоотношения.

Предметом являются взаимоотношения между братьями и сестрами.

Таким образом, исходя из проблемы нашего исследования, мы можем выдвинуть гипотезу: работа психолога способствует преодолению соперничества детей в семье.

Задачами нашего исследования являются:

Определение и уточнение понятий, которые мы используем в своей работе.

Подбор адекватных методов и методик исследования.

Проведение диагностики.

Анализ полученных результатов.

Разработка рекомендаций для родителей по данному вопросу.

Исследование проводилось на 30 семьях. Общее число составило 90 человек, 30 из которых родители, и 60 - дети. В данной работе мы использовали метод беседы, теста и обработки продуктов деятельности, а так же методику на выявление типа воспитания детей, выявление соперничества между детьми.

соперничество семья психолог исследование

Глава I. Теоретические основы изучения в возрастно-психологическом

консультировании работы психолога по проблеме соперничества детей

в семье

.1 Детско-родительские отношения

Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют очень большое влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами оказывают травмирующее влияние на ребенка.

Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилями семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.[13]

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинированных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные. [3]

Также на основе своих наблюдений Боумрид выделяет три типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности родителей.

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хороню, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а ген более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаше всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка - основа воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия - запугивание, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчастны.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. [5].

Как существуют различные стили семейного воспитания на развитие и становление личности ребенка, так и существуют варианты неправильного воспитания. Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного - из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет. [1].

В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) - выражается в тревожно - мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи. [15]

Семьи мы рассматриваем со стороны благополучия ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать:

. Ребенок - не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя.

. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

. На детей влияют не только наши преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

Также для каждой семьи характерен свой тип семейного воспитания. Различают четыре основных типа семейного воспитания:

Гиперсоциальное воспитание, или “правильные родители”

Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется. Еще до рождения ребенка был подготовлен «план» его развития. План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей - спорт, бизнес, политика, здоровый образ жизни.

Подобным образом поступают многие родители, но немногие одержимы выполнением задуманного. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Та же схема повторяется, когда ребенок дорастет до школы.

Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, может быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств, зависимость от мнения окружающих.

Эгоцентричное воспитание, или все для ребенка.

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих - суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово “нельзя” произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в «можно». Окружающие - и дети, и взрослые, столкнувшись с таким царьком, отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг, воспринимается в лучшем случае равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны - родственников, знакомых, воспитателей - дать понять, что такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением.

Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими - это усвоить элементарные уроки типа «умей делиться», «думай о ближнем». Лучше, чтобы они были освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь не обернулась болью.

Тревожно-мнительное воспитание, или любить - значит бояться.

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Подобное состояние часто встречается у родителей, дети которых впервые идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся в больницу или просто уезжают погостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями за ребенка, нарушением привычного образа жизни. Почти все родители переживают подобное, но со временем тревога проходит, страх за ребенка исчезает или возникает редко. Жизнь входит в свою колею. Но бывает и по-другому. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику.

Родители, которые воспринимают окружающий мир, как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к «тяготам жизни». Его рано начинают обучать чему- либо, досконально готовят к поступлению в школу. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, что наносят вред ребенку сами уже сейчас.

Причиной тревожного типа воспитания может быть прародительская семья, в которой подобным образом воспитывали девочку (чаще тревожность передается по женской линии). В этом случае тревожная мать просто переносит в свою семью методы воспитания, взгляды, поведение, которое усвоила с детства. Вероятно, что ее страхи связаны не только с ребенком. Она, к примеру, может бояться своего начальника, стихийных бедствий, воров, заразных заболеваний. В основе лежит страх смерти, который зародился в детстве и не был нейтрализован оптимистическим выходом.

Другая причина - трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай. Столкнувшись один раз с сильной болью, человек всеми силами будет пытаться избежать чего-то подобного, зачастую понимая неразумность своего поведения, но не в силах его поменять.

Воспитание без любви

Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится к матерям-«кукушкам», к отцам, не признающим своих детей. Но брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде. Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-то подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Все описанное относится к крайним вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают книг, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.

Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка или семья находится на грани развода, материальные сложности, беременность не планировалась. Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже.

Иногда временно неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, «дозревают», мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.

К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не все, выросшие в детских домах или дети из неблагополучных семей становятся такими родителями, но зачастую, неприятие встречается именно у них. Не получи в детстве так необходимой ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме, вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям.

Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать, или тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.

Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем - взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы - показатель того, что ребенка пытаются переделать, «ломают» его природу и лишают любви. Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка.[15]

.2 Соперничество детей в семье

Соперничество братьев и сестер - интенсивная конкуренция среди детей одной семьи за привязанность и внимание со стороны родителей. Соперничество обычно возникает, когда в семье появляется новорожденный и старший ребенок ощущает страх того, что младенец оттеснит его или ее от близких. Старший ребенок может сильно ревновать, проявляя агрессивность по отношению к новорожденному, или обнаруживать проявления регрессии, например, обмачивание постели или младенческий лепет как попытка вновь играть роль маленького ребенка, зависящего от родителей. По мере роста детей соперничество может принимать жестко соревновательный, агрессивный характер, обращаясь на другие стороны жизни. Соперничество братьев и сестер не является ни всеобщим, ни неизбежным, оно в значительной мере зависит от того, как родители уравновешивают иногда конкурирующие интересы детей.

Если в семье больше чем один ребенок, то случаи детского соперничества за внимание родителей - не редкость. Причина тому - желание каждого ребенка постоянно быть в центре внимания родителей. Некоторые дети в большей степени подвержены этому чувству соперничества, другие - в меньшей. На одних оно влияет положительно и помогает развиваться, на других оказывает отрицательное воздействие, вызывая у них чувство неполноценности и развивая низкую самооценку. [12]

Что же такое соперничество? Наиболее общепринятым является такое определение: «Соперничать - бороться с кем-либо, добиваться той же цели, и быть равного достоинства и равных свойств». [9] Но с кем борются дети в семье? Они борются друг с другом, добиваясь любви и внимания своих родителей. Они имеют разный характер, разный темперамент, они даже внешне не похожи друг на друга, и, наконец, они разновозрастные. А это значит, что один ребенок пришел в семью намного раньше, чем другой, и был какое-то время полновластным ее «хозяином», а другой никогда не был единственным, он появился в семье, где кроме него был брат или сестра.

Большинство психологов не разделяют понятие ревность и соперничество. Тогда как «Ревность - чувство неуверенности, сомнения в чьей-то любви. Ревность полностью исключает возможность построения счастливой семьи» [9]. Следуя этому определению, можно предположить, что первый ребенок после появления брата или сестры будет сомневаться, а по-прежнему ли любят его родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как раньше. И чтобы избавиться от этого сомнения, ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Желание в чем-то превзойти других - это одна из первых реакций ребенка на окружающую обстановку. Родители часто заставляют детей соперничать в борьбе за их любовь. Способность бороться за нее определяет интенсивность духа соперничества. Можно сказать, что соперничество - это, по существу, попытка найти замену Родительской любви. Часто родительская любовь оказывается на первом месте в детской конкуренции. От ощущения победы или поражения, которое испытывают дети в подобном соревновании за львиную долю родительской любви, зависит направленность духа соперничества, которую они проявят затем в других сферах.

Наиболее частым спутником соперничества выступает зависть, «Зависть - это чувство досады, вызванное успехом и благополучием другого» [9]. Существует несколько видов зависти:

. Зависть таланту.

. Зависть физической красоте.

. Зависть младшему.

. Зависть уму.

Зависть достаточно сложное чувство. Она часто приводит к конфликтам между детьми в семье. Родители могут неосознанно зажечь искру зависти в своих детях, а это приводит к различного рода ссорам.

Таким образом, соперничество - эгоистическое чувство, мучительское сомнение в родительской любви и борьба с другими детьми за эту любовь, стремление превзойти их. Соперничество неизбежно в семье с двумя и более детьми. [13]

Соперничество среди братьев и сестер проявляется у менее, чем половины всех первенцев. Судя по сообщениям, сильнее всего соперничают между собой сиблинги одного пола, близкие по возрасту (с разницей от 1,5 до 3 лет); к тому же соперничество обнаруживается преимущественно среди детей, родители которых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер. По-видимому, личностные особенности детей, особенно способность адаптироваться к новому, будь это люди, места или вещи, способствует снижению соперничества между сиблингами. Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов.[11]

Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Матери часто говорят, что вторая беременность была чем-то качественно иным - рост ребенка в утробе, его движения принесли чувство удовлетворения, и в то же время мать больше могла жить своей привычной жизнью. Вторые роды воспринимаются матерями как более приятный опыт. Таким образом, второй ребенок еще до рождения растет в более спокойной атмосфере.

После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоциональною напряжения, неуверенности. Родители не так его опекают, суетятся вокруг его самочувствия, правильности развития, «нормальности» и т. д. Мать по отношению ко второму ребенку, как правило, последовательнее, нежнее, ласковее. Изначально различное отношение родителей ко второму ребенку понятно. В памяти еще живы воспоминания о первых днях старшего, о том, как он развивался, как из-за разных мелочей тревожились впустую.

Поэтому второй и следующий дети, сами будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Можно сказать, что они имеют лучшую «стартовую площадку» для развития, чем первенец, но... Каждая позиция ребенка в семье имеет свои положительные и свои отрицательные стороны. Второй ребенок сталкивается с иными, но не менее сложными обстоятельствами семейных отношений, чем старший.

Второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок по собственной инициативе или по настоянию родителей. [8]

Так как старший (или старшие), как правило, показывает свое превосходство во всех сферах жизнедеятельности, в этом отношении он (они) часто превосходит по своему авторитету и родителей. Младший часто чувствует, что никогда не сможет сравняться со старшим. Чувство собственной неполноценности у малыша иногда просто провоцируется старшим, который, сперва поощряя малыша на различного рода состязания, впоследствии высмеивает его, наглядно демонстрирует собственную силу и превосходство. Такое поведение первенца, с одной стороны, своего рода, месть за отобранные у него малышом любовь и внимание родителей, с другой - недоумение, адресованное родителям: «Как вы можете любить такого беспомощного и никчемного, тогда как у вас есть такой сильный и смелый». Такое отношение старшего ребенка провоцирует достаточно типичные реакции младшего. [2]

Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка - явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. Как бы там ни было, можно наблюдать в отношениях двух детей определенную закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения и наоборот - чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество. Это можно объяснить достаточно просто: если второй ребенок младше первого на четыре и более лет, первенец для него представляется недостижимым идеалом, малыш даже представить себе не может, как можно стать сильнее его, знать, уметь больше, чем старший, и т. д. Вследствие этого он и не стремится прямо конкурировать со старшим.

Однако, когда различие в возрасте один-два года, между детьми иногда разыгрывается острая конкурентная борьба. Психологический ее сценарий, как правило, таков. Старший стремится показать родителям, малышу и самому себе превосходство в одной из значимых для него сфер - в силе, в опрятности, в знаниях, в творчестве и т. п. Такие его устремления часто обусловливают чувство неполноценности второго ребенка и вместе с тем определяют и интенсивное его стремление превзойти старшего. Конкурентное отношение младшего не остается незамеченным первенцем, и тот еще больше старается показать свое превосходство. Так создается замкнутый круг все нарастающих конкурентных отношений между старшим и младшим ребенком. [12]

Помимо родительского поведения и личностных особенностей детей, на динамику отношения между братьями и сестрами, особенно на предотвращение соперничества, оказывают влияние социальные факторы. Первенцы, которые склонны претендовать на главенствующую роль по отношению к младшим братьям или сестрам, обнаруживают меньшее соперничество, и во многих случаях их влияние оказывает большее воздействие, чем влияние родителей.[11]

Конкурентные отношения между детьми в одной семье, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Одним из механизмов такой поддержки является повышенное внимание и любовь родителей к: ребенку, преимущественно в качестве награды за какие-либо достижения. Соперничество между детьми особенно взвинчивается при этом, если родители начинают сравнивать своих детей. Вот три наиболее болезненных для детей сравнения. Во-первых, дети становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело касается их физической привлекательности и вообще особенностей фигуры. Когда хвалят достоинства одного ребенка в ущерб другому, то возникает крайне взрывоопасная ситуация.

Ощущение своей привлекательности является наиболее важным фактором в формировании самооценки детей. Родители должны тщательно следить за тем, что они говорят по этому поводу, если их слышат дети. Неосторожное высказывание может заставить братьев и сестер возненавидеть друг друга.

Во-вторых, дети также чувствительны к вопросу об умственных способностях. Нередко можно услышать такое высказывание: «Наш старший гораздо лучше учится, чем младший». В такой ситуации ребенок, которому все время ставят в пример его брата или сестру, рано или поздно возненавидит его, этот образец для подражания. Оказывается, что родители с трудом могут представить себе, какое сложное воздействие может произвести на ребенка подобная оценка. Даже в тех случаях, когда подобные высказывания не произносятся намеренно и срываются случайно, они несут для ребенка информацию о том, как он оценивается в семье. Свидетельство такого отношения к нему не может оставить ребенка равнодушным.

В-третьих, между детьми, особенно между мальчиками, существует острое соперничество в связи с их спортивными способностями и успехами. Тем, кто медленнее, слабее физически, менее ловок, чем их братья, редко удается получить хорошую оценку, вызывающую уважение и признание у остальных.

Еще одной причиной возникновения соперничества может быть ситуация, когда родители считают одного ребенка более талантливым, чем другого. [4]

Причиной конфликта часто бывает ситуация, когда появляется любимчик, часто это младший ребенок. Ему многое прощают, стараются получше одеть, покупают различные игрушки и сладости. А другого ребенка часто незаслуженно обижают, упрекают. В результате старший ребенок будет если не открыто, то завуалировано обижать младшего. А у младшего - любимчика могут развиться такие качества, как вседозволенность, безнаказанность, чрезмерный эгоизм.

Другой причиной конфликтов может быть ситуация, когда один из детей «мнимо» болен. Таких детей балуют, окружают большей любовью и заботой. Такие дети вырастают избалованными, заласканными, эгоистичными или, наоборот, неуверенными в себе, застенчивыми.

Бывают и такие случаи, когда в семье растут дети от первого брака и от второго. В таких семьях также случаются конфликты. Часто родители принимают только своего ребенка и отталкивают падчерицу или пасынка. Развитие отношений в такой ситуации может складываться по двум линиям: приемный ребенок будет ревновать своего родителя к мачехе и ее ребенку и будет делать все, чтобы избавиться от них, даже если мачеха искренне старается полюбить свою падчерицу. Или же такой ребенок будет чувствовать себя одиноким, потерянным, ненужным. Он будет конфликтовать со своим братом или сестрой, стараясь отвоевать любовь отчима или мачехи.

Большинство психологов считают, что во избежание более сильных конфликтов не следует сравнивать детей друг с другом (особенно в физическом, умственном плане), так как это вызывает чувство неполноценности одного из детей. Не рекомендуется стараться примирять детей, быть третейским судьей. Не следует также выделять любимчиков. Надо позволять детям выражать свои чувства. Можно позволить детям не любить друг друга, это еще не приводило к каким-либо серьезным последствиям. Многие дети, у которых были тенденции к ссорам, в конце концов вырастали из этого состояния. Конечно, есть семьи, в которых дети продолжают ссориться, так и не примирившись друг с другом. Но если дети ссорятся, надо искать изъян в семейных отношениях, так как поведение ребенка следует оценивать, исходя из методов воспитания, господствующих в семье. [13]

1.3 Работа психолога по проблеме соперничества детей в семье

Наиболее распространенными решениями данной проблемы являются:

. Родителям необходимо относиться к детям как к индивидуальным личностям. Не пытаться относиться к ним одинаково и проводить с ними одинаковое количество времени, дарить им одинаковое количество внимания и любви, потому что именно это и вызывает у детей подозрительность. Они начинают задавать себе вопрос, действительно ли родители относятся к ним одинаково, действительно ли у одного такие же хорошие подарки, как и у другого и так далее.

. Любой ценой необходимо избегать сравнений. Родителям не стоит задавать ребенку вопросы типа “почему ты не можешь убрать в своей комнате так же, как твой брат”, “почему ты не учишься так же хорошо, как твой брат”. Возвышая одного ребенка над другим путем сравнения, родители провоцируют возникновение чувства ревности. Ребенок в таком послании к нему слышит не то, что ему нужно за собой убрать или хорошо учиться, а то, что его любят меньше, чем брата.

. Нужно развивать в каждом ребенке его индивидуальные качества. Поддерживать развитие у детей разных способностей и интересов. Когда ребенок чувствует, что признали и оценили его таланты и уникальность, он уже не пытается соперничать с братьями и сестрами, понимая, что это ни к чему.

. Стараться больше времени проводить с каждым ребенком в отдельности. Дети ценят это. Необходимо построить свой день так, чтобы первостепенным было время, которое родители проводят с детьми, а не работа.

. Установление четких рамок. Дети должны научиться уважать друг друга. Это значит, что старшие не должны обижать младших, в то время как младшие не должны докучать и дразнить старших. Дети должны знать, что входить без проса в комнату родителей или старших братьев или сестер нельзя. Но родители в свою очередь должны помнить, если дети повздорили, то родители должны оставаться объективными и беспристрастными. [14]

. Созовите семейный совет. Если родители пытаются установить новые правила поведения, лучше всего поступить так, чтобы и дети приняли участие в разработке того, какими станут эти правила. Желательно созвать семейный совет для решения этой проблемы.

. Дать возможность высказаться всем. Если ребенок принимал участие в разработке какого-то правила, он постарается сделать так, чтобы это правило не нарушалось. Но если правило навязано ему сверху, вполне вероятно, что он попытается все-таки его нарушить его.

. Закрепить новые правила поведения внутри семьи. Если правило гласит "никаких драк", дисциплинарным наказанием за его нарушение должно быть временное приостановление всех игр. Требование временной приостановки всех игр оказалось наиболее эффективным. Когда дети начинают драться, родители должны сказать: "В этом доме драки не допускаются. Вот ты садись сюда, а ты сядешь вот сюда". Стулья должны быть приставлены к стене и расположены так, чтобы дети не могли видеть друг друга. Подождите от двух до пяти минут и потом поговорите с детьми относительно их ссоры. К этому моменту они, наверное, уже успокоились, так что это благоприятное время для обсуждения разумных альтернатив дракам.

. Пусть заменят драки словами. Братья и сестры, которые часто затевают драки между собой, обычно не знают, как поделиться друг с другом, играть поочередно, принимать во внимание чувства других или как вести переговоры, а ведь это все им понадобится для создания дружеских отношений во внешнем мире, за пределами дома. Пользуясь словами, чтобы выразить свое недовольство, дети делают первый шаг по пути к установлению взаимно приемлемого отношения и уважения друг к другу. "Пользуйся словами, а не кулаками" - вот основа их отношений

. Не спрашивать, кто начал первым. Обычный ответ на вопрос: «Кто начал драку?» гласит: «Он (или она)», причем от ее обоих участников. Но родители не должны играть роль судьи или присяжных. Таким образом им никогда не удастся выяснить причину. Причина всегда будет очень запутанной. [10]

. Пусть дети почувствуют отражение чувств родителей к ним. На свете очень мало детей, которые готовы делить любовь и нежное отношение своих родителей с кем-то другим, даже если это его брат или сестра. Негативное отношение к братьям и сестрам представляет собой нормальное явление. Важно то, чтобы эти негативные эмоции вышли на поверхность. Чувства, которые нельзя проявить, не исчезают. Они или скрываются в подсознании или выражаются в снах, кошмарах, головных болях, болях желудка, а бывает, что они находят выход в щипках или драках. Необходимо выслушать чувства своего ребенка и затем отразить их обратно в его сторону таким образом, чтобы признать смешанное отношение ребенка к брату или сестре, которые, в конце концов, являются одновременно и соперниками и товарищами по совместным играм.

. Выделить специальное время для общения с каждым ребенком. При появлении в семье нового ребенка, выделите время, посвященное общению только со старшим ребенком. Не позволять ничему постороннему помешать этому. Старший ребенок должен знать, что у него всегда есть особое время, которое он может провести наедине с кем-то из родителей.

. Попросить старшего ребенка помочь вам. Старший ребенок будет чувствовать себя участником происходящего, если поручить ему какую-нибудь простую работу - скажем, приносить пеленки. Это увеличит в нем чувство ответственности и ощущения важности своей роли. Только необходимо принять меры, чтобы порученная ему работа имела смысл, а не являлась созданной специально для него, чтобы ребенок чувствовал себя лучше в гуще происходящих событий. Это будет походить на обман и дети быстро разгадывают это.

. Необходимо поискать сходство. Иногда ссоры между детьми происходят в соответствии с определенной манерой. Как только родители сумеют разгадать эту манеру, им будет проще предотвратить ссоры, создавая ситуацию, результатом которой явится более мирное общение

. Придумать способ сказать ребенку "ты у меня особенный". Детям хочется, чтобы на них смотрели и воспринимали их как личности.

. Нужно уважать разницу между детьми. Хотя кажется "справедливым" дать каждому ребенку одинаковое количество блинов за утренним завтраком, это "справедливое" обращение не принимает во внимание то обстоятельство, что у каждого ребенка может быть различный аппетит. [6]

Если родители будут использовать данные приемы, то это приведет к снижению конфликтов между детьми, и усилит роль родителей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: феномен соперничества детей существует с момента возникновения семьи, и неизбежен, если в семье воспитывается два и более ребенка. При этом, данный феномен способен угасать со временем, и, в итоге, либо полностью исчезать, либо приобретать сопернический характер в положительном смысле, то есть который приводит к росту и развитию личности обоих сиблингов. Либо же соперничество может перейти в скрытую форму, что приведет к вечной борьбе между сиблингами за право называться лучшим ребенком.

Характер детей, их способы взаимодействия с ближайшим окружением, а также с остальными людьми, зависит от избранного родителями метода воспитания. То есть, мы можем сказать, что родители изначально закладывают в ребенке программу его будущего поведения. При этом, родители могут влиять на ход развития отношений между братьями и сестрами.

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что отношение родителей к данной проблеме имеет прямое отношение. С помощью методик, проведем исследование, чтобы доказать наше утверждение.

Глава II. Эмпирическое исследование работы психолога в возрастно-

психологическом консультировании по проблеме соперничества детей

в семье

.1 Организация и методы исследования

Наше исследование проводилось на тридцати семьях, в которых воспитывается двое детей. В исследовании принимали участие родители в возрасте от 35 до 50 лет, дети от 15 до 24 лет.

Метод - это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта. Метод включает систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, т.е. приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материалов, способ истолкования фактов.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.

Тестирование - диагностика личных качеств с помощью тестов. Тест - стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, музыка, тесты, дневники и др.). [16]

Методика - это конкретный набор операций и инструментов, позволяющий охарактеризовать ту или иную сторону исследуемого объекта в соответствии с методом исследования. Методики обеспечивают фиксацию в виде переменных характеристик процесса и продуктов взаимодействия субъекта с миром. Основанием упорядочения методик служит их соответствие определенному аспекту рассмотрения предмета психологического исследования - структур и процессов, обеспечивающих развитие субъекта и его взаимодействия с миром. [17]

В нашей работе мы использовали анкету для сбора первичной информации у родителей, которая была нами разработана с учетом специфики нашего исследования.

Также использовался опросник по выявлению типа воспитания детей. Данная методика предназначена для родителей и состоит из 110 вопросов. Различные вопросы соответствуют одиннадцати категориям типов воспитания:

Кумир семьи - абсолютный культ ребенка в семье, где все внимание отдано только ему. Почитание его интересов и желаний до полного пренебрежения другими ее членами.

Гиперопека - чрезмерное уделение внимания ребенку, которое может привести к снижению активности и инициативы ребенка.

Гипоопека - уделение внимания ребенку в малом количестве, на уровне выполнение своего родительского долга. При таком типе ребенок может испытывать чувство неполноценности и недодачи родительской любви.

Безнадзорность - при таком типе воспитания ребенок полностью отдан сам себе, в его воспитании родители не принимают никакого участия.

Золушка - данный тип воспитания предполагает то, что ребенок воспитывается как будущая помощь и поддержка родителей.

«Ежовые рукавицы» - при данном типе ребенок воспитывается при ограниченной свободе и самостоятельности. Родителями заранее установлены правила поведения и взаимодействия в семье, которые переносятся на окружающих.

Повышенная моральная ответственность - с ранних лет ребенку прививают нормы и правила, которые им должны полностью выполняться. Но данные нормы и правила направлены не только на семью, но и на все общество в целом.

«Культ болезни» - ребенку присваивается некая хроническая болезнь, которая не всегда присутствует у него. При этом ребенка воспитывают при гиперопеке.

«Кронпринц» - ребенок воспитывается при таких же условиях, как и при типе «кумир семьи», однако такой вид взаимодействия с семьей переносится на всех окружающих, и ребенку трудно адаптироваться в социуме.

Противоречивое воспитание - в воспитании ребенка участвуют все члены семьи, причем каждый воспитывает по - своему. Это приводит к непониманию ребенка, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Смена образцов воспитания - при воспитании ребенка родители выбирают один из видов типа семейного воспитания, но при его применении они приходят к выводу, что он не является эффективным, и родители начинают использовать другие средства воспитания. Такая тактика воспитывает неуверенную, неадаптивную личность.

В данной методике по полученным результатам может получится преобладание одного типа воспитания, что является показателем того, что ребенок воспитывается в гармоничной среде, либо же возможно преобладание двух и более типов. Это говорит о том, что с помощью других типов воспитания родители усиливают действие одного, наиболее значимого для них (а это чаще всего негативное воздействие), типа воспитания, или же говорит о том, что ребенок воспитывается в негармоничной семье. Его воспитанием занимаются многие члены семьи, что тоже негативно отражается на ребенке. [7]

Также для исследования соперничества между братьями и сестрами нами была использована шкала соперничества между детьми. Данный опросник предназначен для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возрастов. Опросник состоит из десяти утверждений, с которыми испытуемые могут либо согласиться, либо нет. Но также существует опросник для детей различного возраста, начиная с дошкольного.

Данная методика проводится на двух детях и позволяет выявить степень соперничества между ними. Им предлагается одинаковая анкета. По итогам методики можно выявить наличие соперничества между сиблингами, адекватно ли это соперничество или же оно присутствует только у одного из детей, принимают ли его сами дети, насколько ярко оно выражено.

При получении по данному опроснику 100% можно говорить о явном враждебном соперничестве среди братьев и сестер, которое может переходить в вербальную агрессию; 70% - наличие ярко выраженного соперничества; 50% - соперничество приобретает выраженный характер только в определенных ситуациях, с подкрепляющими стимулами; 30% - соперничество имеет место, но при этом оно может не выражаться, протекая в адекватной обстановке; 0% - соперничество среди братьев и сестер отсутствует.[14]

По полученной картине можно прогнозировать возможные варианты развития данного соперничества. Обычно, в большинстве случаев, все испытуемые, которые находятся за пределами 50% не избавляются от соперничества на протяжении всей жизни. Это приводит к тому, что либо братья и сестры перестают взаимодействовать и их отношения начинают носить только вражеский характер (реже игнорирование), либо дух соперничества переходит в скрытую форму, что также негативно влияет на развитие взаимоотношений между сиблингами.

Нами была использована методика для любого возраста, начиная с дошкольного.

2.2 Анализ полученных результатов

По итогам проведенного анкетирования среди родителей мы выявили, что 16% считают, что их дети не соперничают между собой, и 84% считают, что соперничество есть. Основные причины (с детского возраста) это: игрушки, внимание родителей, учеба.

По выявлению типа воспитания ребенка в нашей выборке преобладают 7 типов из 11. Это гиперопека - 28% из всех испытуемых; 23% - противоречивое воспитание. 16% - тип «Ежовые рукавицы»; 14%- кумир семьи; 12% - тип «Золушка»; 5% - повышенная моральная ответственность; 3% - гипоопека.

Рис.1. Распределение родителей по типу воспитания детей.

Таким образом, наиболее встречаемым типом воспитания является гиперопека (28%) и противоречивое воспитание (23%). Гиперопека характеризуется тем, что самостоятельность ребенка сильно ограничена родительской опекой. Его инициативность и активность также сильно снижена. Такие дети вырастают либо с заниженной, либо с завышенной самооценкой. Они неуверенны в своих собственных силах, не могут сами принимать решения, находятся под влиянием окружающих людей. Их активность сильно снижена и мотивация на познание окружающего мира почти отсутствует.

Противоречивое воспитание характеризуется тем, что в воспитании ребенка участвуют как родители, так и ближайшее окружение ребенка. Воспитываясь по одним правилам, ребенок попадает в условия, где полученные ранее знания не приветствуются, считаются неправильными. Это приводит к тому, что ребенок не знает как нужно вести себя в той или иной ситуации, это пагубно влияет на формирование его самоуверенности, адекватности поведения.

Также высокий процент получили типы воспитания «Ежовые рукавицы» (16%), кумир семьи (14%) и Золушка (12%).

Тип воспитания «Ежовые рукавицы» характеризуется тем, что ребенок лишен всяческой возможности самостоятельно управлять своей жизнью. Вся его деятельность находится под пристальным контролем родителей. Дети, которые воспитываются при таком стиле более агрессивны, чем другие.

Кумир семьи воспитывается в гиперопеке, такие дети обладают завышенной самооценкой, порой неадекватной. Такие дети испытывают трудность в адаптации к окружающему миру, они привыкли к беспрекословному выполнению каждого их желания. Из таких детей порой вырастают эгоисты.

Тип Золушка воспитывает неуверенного в себе ребенка с сильно заниженной самооценкой и чувством вины. У таких детей может возникать неадекватная агрессия, которая будет направлена на окружающих их людей.

Наименьший процент получили два типа воспитания: повышенная моральная ответственность (5%) и гипоопека (3%).

По итогам опросника на выявление соперничества детей в семье мы получили следующие результаты.

Рис. 2. Распределение сиблингов по степени выраженности соперничества.

% испытуемых по шкале соперничества находятся в средней зоне. Это говорит о том, что у большинства феномен соперничества присутствует явно, но враждебный характер проявляется только в особых ситуациях при определенных условиях. Данное соперничество является адекватным и стимулирует братьев и сестер к личностному развитию, т.е. направлено на улучшение их совместного взаимодействия, решения общих проблем. такое соперничество со временем проходит, перерастает не в доказывание кто лучше, а наоборот, в оказании помощи в трудной ситуации. Обычно, если у сиблингов проявляется такой вид соперничества, то в последствии такие дети очень дружны.

% испытуемых находятся в 30% барьере. Такое соперничество адекватно. Оно, по большей степени, явное, не скрывается. Но при этом конфликтные ситуации разрешаются очень быстро и спокойно. Обычно возникновению такого соперничества способствуют окружающее общество (семья, близкие родственники, друзья). Но при таком соперничестве сиблинги находятся в очень тесной и дружеской связи друг с другом.

% испытуемых находятся в границе 70%. Это свидетельствует о том, что соперничество носит яркий характер, в основном агрессивный, но при этом он может быть явно скрытым. Такие дети на всегда могут показывать наличие зависти или чувства соперничества друг к другу. Такой вид соперничества редко благоприятно влияет на исход борьбы между сиблингами. Эти дети редко приходят к мирному согласию, а если даже они добиваются мира, то это носит только формальный характер. Такое соперничество нередко неадекватно, и часто подпитывается окружающими людьми. Но на исход такого соперничества сильно влияние могут оказать родители и их отношение к такой ситуации.

% испытуемых находятся на 100% барьере. Такое соперничество неадекватно. При этом идет полное непринятие собственного брата или сестры. Это соперничество направлено на уничтожение явного соперника. Такое соперничество может возникать либо в семьях, где воспитываются близнецы или дети с большой разницей.

Также на соперничество детей влияет и тип семейного воспитания. Так при преобладающем в нашем исследовании типе воспитания «Гиперопека» основное количество испытуемых находится в 50% барьере (это 23% от всех испытуемых, которые находятся на этой границе). При типе воспитания «Ежовые рукавицы» 28% испытуемых находятся в 30% барьере (16% от всех испытуемых, которые находятся в этой границе).

Таким образом, проводя параллель между типом воспитания и шкалой соперничества, мы получили следующие результаты:

при типе воспитания гиперопека 23% испытуемых находятся на границе соперничества при определенных ситуациях;

при типе противоречивое воспитание 16% испытуемых находятся на границе ярко выраженного соперничества;

при типе воспитания «Ежовые рукавицы» 28% испытуемых находятся на границе слабо выраженного соперничества;

при типе воспитания кумир семьи все испытуемые находятся на границе яркого враждебного соперничества.

По итогам диагностики типа семейного воспитания преобладающий гиперопека. Это может быть связано с повышенной тревожностью родителей за своего ребенка, неуверенности в своих силах и т.д. противоречивое воспитание встречается в семьях, где дети воспитываются бабушками. Это приводит к столкновению интересов двух поколений: родителей и прародителей. Данный вид воспитания не позволяет ребенку четко понять и усвоить правила и нормы поведения, что может привести к становлению неадаптивной личности ребенка. Тип «Ежовые рукавицы» встречается в семьях, где имеет место тоталитарный режим. Такие дети становятся универсальными для общества. Они легко принимают любые нормы и правила и беспрекословно им подчиняются в силу того, что с детства их свободу сводили до минимума. При типе воспитания кумир семьи один ребенок получает все внимание, любовь и ласку. Вторым же ребенком пренебрегают, сравнивая его с первым. Причем это сравнение каждый раз показывает слабость и не значимость второго ребенка. Такие дети вырастают озлобленными на общество, им с детства прививают дух соперничества и агрессии на окружающих. Первый же ребенок становится эгоистом, который уважает и любит самого себя. При таком типе воспитания личности детей развиваются в стороны двух противоположных полюсов: агрессивный и озлобленный, и эгоистичный и жестокий.

Если же говорить о шкале соперничества при различных типах воспитания, то можно сделать следующие выводы: при гиперопеке преобладает соперничество, которое возникает в определенных ситуациях. Данное соперничество является положительным стимулом для роста и развития личности каждого ребенка. При этом дети не похожи друг на друга по характеру. Такие дети снисходительны к ошибкам друг друга, они являются друзьями в семье, опорой и поддержкой друг для друга. С годами такое соперничество приводит к укреплению семейных связей, благоприятно отражается на личности каждого ребенка. По истечении времени это соперничество либо снижается до уровня слабовыраженного, либо исчезает вовсе.

При типе противоречивое воспитание преобладает ярко выраженное соперничество. Это связано с условиями воспитания детей. Такие дети находятся под влиянием бабушек, которые, не замечая того, пренебрежительно относятся к старшему внуку (внучке). Все это приводит к непониманию между братьями и сестрами. Такое соперничество носит скрытый характер. Оно выплывает наружу в виде упреков, шуток и уколов в сторону друг друга. Со временем, данное соперничество либо становится более агрессивным, либо снижается, но незначительно. Это соперничество всегда будет присутствовать между сиблингами, но при этом оно может носить положительный характер, которое будет стимулировать к развитию личности каждого ребенка.

При типе воспитания «Ежовые рукавицы» преобладает слабо выраженное соперничество. Это связано с климатом, в котором воспитываются дети. При таком типе детям не позволяется что-либо делать без разрешения родителей. Их свобода вовсе пресекается. Со временем такие дети вырастают слабовольными, универсальными и , привитые с детства нормы, остаются с ними на всю жизнь. Их соперничество остается на этом уровне, либо возрастает до уровня ярко выраженного. Обычно такие дети после смерти своих родителей редко продолжают взаимодействовать друг с другом.

При типе воспитания кумир семьи в нашей выборке все дети находятся на границе яркого враждебного соперничества. Причем это соперничество направлено только со стороны одного ребенка, который не является кумиром. Это связано с тем, что со стороны родителей идет отвержение одного из детей, и полное подчинение желаниям кумира семьи. Такое соперничество в редких случаях снижается, но при этом продолжает носить агрессивный характер. Такие дети не являются друг для друга друзьями, их связывает только то, что они является членами одной семьи. Это соперничество неадекватно, порой оно не несет под собой какой-либо причины, а возникает только для того, чтобы оскорбить, унизить и еще раз доказать значимость только одного ребенка.

.3 Разработка рекомендаций для родителей

Исходя из специфики и проблемы нашего исследования, мы разработали тренинговую программу для родителей, которая будет способствовать снижению соперничества между детьми.

В процессе тренинга происходит моделирование, актуализация воздействия факторов, принадлежащих к уровню макровлияния общества и уровню влияния родительской семьи, тем самым создаются условия развития супругов как родителей на уровне собственной семьи.

Мишенью воздействия тренинга стала когнитивная составляющая интегральной психологической структуры родительства.

Принципом организации работы тренинговой группы стала работа со своей личностью (личностный рост родителя), в тренинговой диаде (со своим супругом/супругой) в процессе активной эмоциональной вовлеченности при постоянном получении обратной связи. Особенностью тренинга является участие в нем семейных пар, имеющих двух и более детей.

Учитывая это, мы разработали проблемно - ориентированный социально - психологический тренинг, который опирается на работы различных авторов (Э. Берн, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Донцова, А.А. Бодалев и другие).

Цели тренинга:

Осознание себя родителем, своей роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней;

Согласование родительских представлений, ролей, позиций, стилей воспитания, установок и ожиданий супругов;

Повышение родительской компетентности;

Гармонизацию семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств;

Обучение выходить из конфликтных ситуаций;

Формирование навыков общения со своими детьми.

Занятие 1:

Ориентация в специфике тренинга, знакомство участников, принятие правил работы в тренинговой группе.

Диагностика ожиданий участников.

Выявление проблемных областей во взаимоотношениях с детьми участниками тренинга.

Формирование единства аксеологического поля семьи.

Актуализация состояния «Я - ребенок» (по Э.Берну).

Занятие 2:

Работа над групповым сплочением.

Осознание собственной самоценности родителями, получение обратной связи от окружающих.

Обучение анализу жизненных ситуаций без критики и осуждения.

Обучение эмпатическому слушанию, развитие эмпатии.

Оказание психологической поддержки.

Осознание участниками тренинга воздействия родительской семьи на уклад семьи собственной.

Занятие 3:

Работа над групповым сплочением.

Анализ степени доверия своему супругу и развитие чувств доверия к своим детям.

Осознание состояния «Я - родитель» (по Э.Берну).

Разработка проблемных областей родительства по вопросам соперничества детей.

Обучение навыкам рефлексии.

Занятие 4:

Работа над групповым сплочением.

Показ преимуществ личностной партнерской позиции в общении, в частности в семье.

Работа над безусловным принятием значимых людей.

Получение навыков рефлексии, самосовершенствование себя как родителя.

Согласование представлений о родительстве внутри тренинговых диад.

Занятие 5:

Работа над групповым сплочением.

Отработка навыков самопрезентации.

Предоставление возможности получить обратную связь от группы о видении участника в роли родителя в различной временной перспективе.

Развитие взаимопонимания внутри семейных пар.

Возможность взглянуть на особенности своей семьи с помощью проективной методики.

Занятие 6:

Работа над групповым сплочением.

Развитие творческих способностей.

Развитие эмпатии.

Осознание направленности «исполнения» родительской роли.

Формирование единства родительской роли обоих супругов.

Заключение

Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют очень большое влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами оказывают травмирующее влияние на ребенка.

Ребенок - не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только наши преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

Таким образом, взаимоотношения между братьями и сестрами напрямую зависит от семейного климата, взаимоотношений в семье и типов семейного воспитания.

В первой главе нашего исследования мы получили следующие выводы: феномен соперничества детей существует с момента возникновения семьи, и неизбежен, если в семье воспитывается два и более ребенка. При этом, данный феномен способен угасать со временем, и, в итоге, либо полностью исчезать, либо приобретать сопернический характер в положительном смысле, то есть который приводит к росту и развитию личности обоих сиблингов. Либо же соперничество может перейти в скрытую форму, что приведет к вечной борьбе между сиблингами за право называться лучшим ребенком.

Характер детей, их способы взаимодействия с ближайшим окружением, а также с остальными людьми, зависит от избранного родителями метода воспитания. То есть, мы можем сказать, что родители изначально закладывают в ребенке программу его будущего поведения. При этом, родители могут влиять на ход развития отношений между братьями и сестрами.

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что отношение родителей к данной проблеме имеет прямое отношение.

Во второй главе нашего исследования мы получили выводы о том, что тип воспитания влияет на степень выраженности соперничества между сиблингами. По итогам диагностики типа семейного воспитания преобладающий гиперопека.

Данный вид воспитания не позволяет ребенку четко понять и усвоить правила и нормы поведения, что может привести к становлению неадаптивной личности ребенка. Тип «Ежовые рукавицы» встречается в семьях, где имеет место тоталитарный режим. Такие дети становятся универсальными для общества. Они легко принимают любые нормы и правила и беспрекословно им подчиняются в силу того, что с детства их свободу сводили до минимума. При типе воспитания кумир семьи личности детей развиваются в стороны двух противоположных полюсов: агрессивный и озлобленный, и эгоистичный и жестокий.

Если же говорить о шкале соперничества при различных типах воспитания, то можно сделать следующие выводы: при гиперопеке преобладает соперничество, которое возникает в определенных ситуациях. Данное соперничество является положительным стимулом для роста и развития личности каждого ребенка. Со временем, данное соперничество либо становится более агрессивным, либо снижается, но незначительно. При типе противоречивое воспитание преобладает ярко выраженное соперничество. Это связано с условиями воспитания детей. При типе воспитания «Ежовые рукавицы» преобладает слабо выраженное соперничество. Это связано с климатом, в котором воспитываются дети. Обычно такие дети после смерти своих родителей редко продолжают взаимодействовать друг с другом.

При типе воспитания кумир семьи в нашей выборке все дети находятся на границе яркого враждебного соперничества. Причем это соперничество направлено только со стороны одного ребенка, который не является кумиром.

По итогам проделанной нами работе можно сделать следующие выводы. Соперничество детей присутствует в любой семье. Степень выраженности зависит от реагирования родителей на эту ситуацию, и адекватное принятие такой ситуации приводит к благоприятному ее решению.

Работа психолога по данной проблеме заключается в помощи родителям по разрешению вопроса о соперничестве. Психологу необходимо показать всю ситуацию с различных сторон, возможные пути ее решения, а также дальнейшие перспективы развития.

Библиография

1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 2001

. Андреев С.В., «Воспитание детей» // журнал «Мир Психологии», №4, 1998

. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы», СПб., 1998

. Бодалев А.А., Столин В.В., «Семья в психологической консультации», М., 1998

. Болдуин А., «Воспитание в семье», М., 2000

. Бондаренко К.О., «Психологическая помощь», М., 2001

. Боумрид Г., «Как стать идеальным родителем», СПб., 2001

. Вачковский В.П., «Разница между детьми» // журнал «Психолог в детском саду», №2, 2000

. Корчак Я. «Как любить ребенка: книга о воспитании», М., 1992

. Минияров В.М., «Психология семейного воспитания». - М.-Воронеж, 2000.

. Мясищев В.Н., «Психология отношений», М-Воронеж, 2001

. Овчарова Р.В., «Психология родительства», М., 2005

. Ожегов С.И., Толковый словарь, 2005

. Окульт Р.М., «Дети в нашей жизни», Ростов-на-Дону, 1999

. Смирнова Е.О., Быкова М.В., «Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения» // журнал «Вопросы психологии», №3, 2000

. Спиваковская А.С., «Психотерапия: игра, детство, семья». Т.2., М., 200

. Спиварева Е.Н., Лидерс А.Г., «Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя» // журнал «Семейная психология и семейная терапия», № 4, 2001

. Сэнтрок Дж., «Отношения сиблингов» // журнал «Психологический журнал», №1, 2000

. Титаренко В.Я., «Семья и формирование личности»М, 1987

. Чернявская А.Г., «Психология господства и подчинения», СПб., 2004

. Шнейдер Л.Б., «Психология семейных отношений», М., 2000

. Фрикс Э., «Дети и родители», М., 2001

. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., «Психология и психотерапия семьи», СПб., 1999

. Психология семейных отношений / под ред. Е.Е. Силяевой. - М., 2002.

. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2004г.

. Философская энциклопедия. Под ред. А.М. Прохорова. М., 1987г.

Похожие работы на - Работа психолога в возрастно-психологическом консультировании по проблеме соперничества детей в семье

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!