для мамы Егора.
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком
Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными подростками.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакций ребенка / подростка;
выражение понимания чувства ребенка (» Конечно, тебе обидно…»)
переключение внимания, предложение какого-либо задания;
позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты устал…»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессия не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют подобную модель поведения для привлечения внимания к себе. Если ребенок / подростков проявляет гнев в допустимых пределах, нужно позволить ему обозначить свои чувства, выразить их, отреагировать и переключить его внимание на что-то другое.
. Акцентирование внимание на поступках, а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволят техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он себя во время проявления агрессии вел, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Анализируя проблему, не стоит припоминать прошлых поступков ребенка. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение.
Важно установить с ребенком обратную связь. Для этого используются следующие приемы:
констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
констатирующий вопрос («ты злишься?»);
раскрытие мотивов поведения («Ты хочешь обидеть меня?»; «Ты хочешь показать силу?»);
обнаружение собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится…», «Я сержусь…»);
апелляция к правилам.
. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям необходимо тщательно контролировать свои эмоции. Возникающие раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность - это нормальные отрицательные эмоции на подобную ситуацию. Уверенное поведение взрослого - образец для ребенка.
. Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого - уменьшить напряжение ситуации. Типичными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрация власти;
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, разговор «сквозь зубы»;
сарказм, насмешки, высмеивание;
негативная оценка личности ребенка, его окружения, близких друзей, семьи;
использование физической силы;
втягивание в конфликт посторонних людей;
непреклонное настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди;
наказания или угрозы наказания;
сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
оправдания, подкуп, награды;
команды, жесткие требования.
. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение необходимо после того, как ситуация успокоится, в то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это делать наедине без свидетелей, и только потом обсуждать это в группе или семье. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.
. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, особенно подростку, очень трудно признать свое поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избегать подобных ситуаций любой ценой. Плохая репутация, закрепившаяся за ребенком, становится самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации ребенка необходимо:
публично минимизировать вину подростка («Ты неважно чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»); но в беседе с глазу на глаз показать истину;
не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
предложить подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поседения. Взрослым нужно вести себя агрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Можно применить:
пауза, дающая ребенку успокоиться;
внушение спокойствия невербальными средствами;
использование юмора;
признание чувств ребенка.
Главное условие - искренность взрослого, соответствие невербальных реакций словам.
2. К нам обратилась мама Алёны М., 12 лет, ученицы 5 класса. Алёна, помимо того, что имеет проблемы со здоровьем, плохо учится, прогуливает уроки, грубит учителям, конфликтна в отношениях с родителями.
Гипотеза: низкий уровень познавательной активности, низкий уровень школьной мотивации, самооценки учебной деятельности, низкий уровень удовлетворённости общением с родителями в различных жизненных ситуациях.
Методики:
. Методика «Отношение к предметам» И.В. Дубровиной;
. Методика «Шкала успешности»;
. Методика определения школьной мотивации А.Г. Лускановой;
. Методика «Удовлетворенность взаимоотношениями в семье» Х.Г. Галямовой.
Результаты диагностики
Диагностика показала, что для Алёны характерны низкие показатели по всем четырем методикам. У испытуемой выявлен низкий уровень познавательной активности, ей не нравятся школьные предметы, она не хочет учится. Результат этого - неудовлетворительное поведение в школе.
У Алёны выявлена устойчиво низкая самооценка в учебной деятельности, она не уверена в своих силах, и как следствие - отстает от одноклассников по успеваемости.
У Алёны низкий уровень сформированности школьной мотивации. Её в школе не привлекает ни познавательный процесс, ни внеклассная деятельность.
Также выявился низкий уровень удовлетворенности семейными отношениями испытуемой.
Низкие результаты испытуемой по всем методикам свидетельствуют о её дезадаптации.
Мы разработали для мамы Алёны следующие рекомендации.
Рекомендации по преодолению школьной дезадаптации.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Успешность адаптации младшего подростка в 5 классе зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
новые требования к оформлению работ;
необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
. Нежелание выполнять домашние задания.
. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
. Беспокойный сон.
. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Некоторые проблемы пятиклассников:
В письменных работах пропускает буквы.
Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
С трудом решает математические задачи.
Плохо владеет умением пересказа.
Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
Не умеет работать самостоятельно.
С трудом понимает объяснения учителя.
Постоянно что-то и где-то забывает.
Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
Усталый, утомленный вид ребенка.
Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей:
Принимайте ребенка таким, какой он есть, - со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
6. Групповая работа
Мы участвовали в проведении тренинга уверенности в межличностных отношениях.
Тренинг развивает навыки уверенного поведения и чувство собственной ценности. Личная уверенность является одной из важнейших составляющих успеха практически в любой сфере деятельности. Тренинг поможет его участникам осознать свои качества, дающие право чувствовать себя уверенно, а также совершить такие поступки в общении, работе и жизни, которые давно хотелось.
Основные темы тренинга
. Понятие уверенного поведения. Зачем быть уверенным?
. Самоанализ. Что мешает чувствовать и вести себя уверенно?
. Как быть с чувством страха?
. Ресурс, цель, самооценка. Виды ресурсов, осознанное привлечение ресурсов для развития чувства уверенности. Правила постановки целей. Факторы позитивной самооценки.
. Различия между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением.
. Права уверенного человека.
. Контакт-тренинг. Развитие навыков знакомства с новыми людьми и умения вызывать симпатию.
. Открытое выражение своих чувств и желаний.
. Отработка конкретных техник уверенного поведения. Поведение в таких сложных ситуациях, как просьба, критика, осуждение, отказ, конфликт.
. «Дерево достижений».
Методы, используемые в тренинге: информирование, разбор случаев из практики, ролевые игры, работа с метафорами, психогимнастики, групповые и индивидуальные упражнения на отработку навыков, работа с методическими материалами «Рабочей тетради».
Длительность 16 академических часов.
Я провела занятие «Учимся уверенности». Расширение круга близких людей. Навыки знакомства.
Цель: формирование навыков установления социальных контактов (знакомства). Содержательно этот навык можно подразделить на простые (когнитивные и поведенческие) сегменты.
Упражнение «Новые знакомства» - 20 мин.
Наша задача состоит в том, чтобы определить, хотим ли мы найти новых знакомых. Давайте пофантазируем и попытаемся завершить следующие фразы: Мне интересно было бы познакомиться с… Я хотел бы чаще встречаться с людьми, которые…
Я давно хочу поближе познакомиться с… Задача каждого участника группы - произнести по 3 таких фразы». В ходе выполнения упражнения тренер или участники группы могут задавать дополнительные вопросы, например: «А почему эти люди вам интересны? А что мешает с ним (ними) познакомиться?»
Психолог фиксирует сферы «дефицита контактов» для каждого из участников.
Упражнение «Места для знакомств»
Материалы Бланк формата А 4, на котором есть заголовок:
«Интересные мне люди часто появляются в…» и цифры от 1 до 5.
Время Упражнение - 15 мин., обсуждение - 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция «На полученных вами бланках, пожалуйста, напишите название 5 мест, в которых бывают интересные вам люди. Если вам известен адрес, телефон, время работы, то, пожалуйста, запишите и их. Ниже нужно написать, какого рода интересные люди бывают в этих местах».
Обсуждение. Каждый участник вкратце представляет составленный им список. Психолог сопоставляет списки с перечнем интересных людей, полученным в предыдущем упражнении. Если встречаются несогласования, то он спрашивает: «А бывают ли в этих местах люди, с которыми вы хотите познакомиться?»
Листки с указанием мест для знакомства вывешиваются на стене: позже мы будем обращаться к ним в других упражнениях.
Если участникам трудно выбрать места для знакомства, можно просто предложить записать на листках места, где бывает много разных людей - как приятных, так и неприятных.
Домашнее задание
Одна из трудных задач любого тренинга - перенос выученных в тренинге навыков в реальную жизнь. Для облегчения этого переноса имеет смысл давать участникам группы несложные задания для выполнения дома, в реальной жизни.
Такие домашние задания должны быть несложными, пригодными для самостоятельного выполнения и должны иметь очень четкие критерии выполнения. Каждое новое занятие мы начинаем с обсуждения домашнего задания, причем всячески поддерживаем и подкрепляем участников, которые задание выполнили, и оставляем без внимания тех, кто задание не выполнил.
После упражнения «Места для знакомства» участники получают задание в течение недели побывать в двух из выбранных ими мест, где бывают интересные для них люди. Вторая задача будет состоять в том, чтобы проверить, на самом ли деле в этих местах есть интересные люди.
Заключение
клиника психолог агрессивный подросток
За период практики я познакомилась с работой Клиники, дружественной к молодёжи, её идеологией, принципами, направлениями, особенностями деятельности.
Познакомилась с функциональными обязанностями психолога Клиники.
Отрабатывала навыки диагностики и анализа психологических проблем клиентов Клиники по запросам.
Разрабатывала рекомендации на основе результатов диагностики.
Приняла участие в проведении групповой работы - тренинга уверенности в межличностных отношениях.
В ходе проведенной мной работы я углубила свои знания в области психодиагностики, приобрела навык в проведении тренинговых занятий. Приобрела опыт формулирования психологических рекомендаций по результатам проведённой работы, психодиагностической работы с детьми 12-16 лет.
В ходе прохождения практики мною был приобретен опыт индивидуального консультирования, выявления совместно с психологом детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, навык работы с неблагополучными семьями и аддиктивными подростками.
Практика помогла мне развить профессиональные навыки практического психолога, применить их в индивидуальной и групповой работе с подростками и их родителями.
Список литературы
1.Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 364 с.
2.Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: основные понятия пути и средства комплексного сопровождения ребёнка с проблемами развития и поведения / Н.В. Вострокнуков. - М.: Век, 2007. - 294 с.
.Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: В 6 т. - М.: Наука, 1983. Т.5. - 537 с.
.Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи / Я.И. Гилинский. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. -249 с.
.Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации /Т.В. Дорожевец. - Витебск: Дар, 1995. - 319 с.
.Захаров А.И. Детские неврозы / А.И. Захаров. - М.:Медицина, 2003. - 416 с.
.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 539 с.
.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: «Юрайт-М», 2001. - 482 с.
.Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.
.Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г.И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
.Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Питер, 1999. - 312 с.
.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 562 с.
.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / - Р.В. Овчарова. - М.:ВЛАДОС, 2004. - 395 с.
14.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб: Речь, 2003.