Основные характеристики процесса управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,41 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные характеристики процесса управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова













Основные характеристики процесса управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты процесса управления

.1 Процесс управления, принципы управления

.2 Функции управления

.3 Обзор литературы и нормативных документов

. Процесс управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова

.1 База исследования - Военно-Медицинская Академия им. С.М. Кирова

.2 Основные функции управления клиники урологии ВМедА им. С.М. Кирова

.3 Повышение эффективности управления клиники урологии ВМедА им. С.М. Кирова

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Организационно-управленческие технологии в здравоохранении в условиях ограниченности ресурсов и активизации рыночных методов хозяйствования приобретают особую значимость. Внедрение современных управленческих моделей в здравоохранении обеспечит контроль медико-экономических процессов и снизит зависимость от субъективных факторов, влияющих на управляемость медицинскими учреждениями.

Развитие рыночных отношений с объективной необходимостью требует адекватной модели управления в системе здравоохранения, характеризующейся оперативностью, способностью быстро и эффективно реагировать на внешние по отношению к системе изменения. Только рыночная модель организационно-управленческой системы здравоохранения, основанная на информационно-аналитических технологиях, соответствует одной из основных задач реформы отрасли - повышению эффективности системы управления здравоохранением. Только такая ориентированность управленческих технологий может сформировать механизм управления эффективностью функционирования отрасли, обеспечивающий минимизацию затрат при сохранении высокого качества медицинской помощи.

Цель исследования - определить основные характеристики процесса управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова.

Задачи исследования:

ü Рассмотреть процесс управления, принципы управления

ü  Определитьь основные функции управления

ü  Провести озор литературы и нормативных документов

ü  Дать характеристику базы исследования - Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова

ü  Определит основные функции управления клиники урологии ВМедА им. С.М. Кирова

ü  Предложить мероприятия по повышению эффективности управления клиники урологии ВМедА им. С.М. Кирова

Объект исследования - процесса управления.

Предмет исследования - характеристики процесса управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова.

Теоретической и методологической основой исследования послужили принципы теории организации и управления, методы системного анализа, а также научно-практические публикации отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления в целом и управления в системе здравоохранения в частности.

1. Теоретические аспекты процесса управления

 

1.1 Процесс управления, принципы управления


Всю полноту действительности окружающего нас мира можно представить в виде различных систем, между которыми устанавливается взаимодействие. Уровень сложности, обобщенности, ориентированности таких систем зависит от многих причин, оказывающих влияние на процесс системного функционирования. Управление можно рассматривать как влияние на системы и системную организацию объекта управления. В качестве одного из примеров системной организации действительности можно рассматривать формы социального объединения людей - от малых групп, до общества - большой социальной системы, нуждающихся в управлении и, одновременно, являющихся результатом функционирования управляющего воздействия.

Процесс управления как система управляющих воздействий сводится к следующим главным моментам:

ü  к целенаправленному воздействию на управляемый объект; - воздействие осуществляется в некой системе, у которой существует структура, организация;

ü  воздействие носит информационный характер - информация функционирует между частями системы - элементами, тем самым осуществляется связь как внутри системы, так и вне ее;

ü  мера функционирующей информации и ее качество определяют уровни организации системы;

ü  информационное обращение в системе и межсистемном плане определяет существование систем управления.

Иными словами, управление является процессом целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления в рамках определенной системы взаимодействия (функционирования).

Управление является процессом (имеет процессуальные, динамические характеристики), а система управления является механизмом, обеспечивающим этот процесс. В системах управления под субъектом управления понимают элемент системы, который оказывает воздействие, генерирует и передает информацию. Объект управления эту информацию принимает и утилизует различными способами, меняя свое внутреннее или внешнее состояние (баланс энергетических характеристик, структурных, организационных изменений).

Система управления функционирует по определенным законам, создающимся на высоких уровнях познания в процессе движения от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т.д. Законы управления позволяют объединить понятия и категории в упорядоченную систему - понятийный аппарат закона, используемый в процессах управления. Систему управления составляют элементы управления, связанные между собой разнообразными связями. Их количество всегда ограничено, они составляют единое целое, а от их качества и особенностей взаимодействия зависят свойства системы управления.

"Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера".

Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге " Двенадцать принципов производства".

Однако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

Таким образом, "все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные.

К общим принципам управления относятся принципы:

ü применимости,

ü  системности,

ü  многофункциональности,

ü  интеграции,

ü  ориентации на ценности".

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

Основными частными принципами управления являются принципы:

ü "оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении,

ü  коллегиальности,

ü  научной обоснованности управлении,

ü  плановости,

ü  сочетания прав, обязанностей и ответственности,

ü  частной автономии и свобод,

ü  иерархичности и обратной связи,

ü  мотивации,

ü  демократизации управлении,

ü  государственной закономерности,

ü  органической целостности объекта управлении,

ü  устойчивости и мобильности системы управлении".

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Управленческий процесс - совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы. Аналогично производственным процессам управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ.

Принципы управления можно объединить в две группы - общие (применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности) и частные (оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, коллегиальности, научной обоснованности управлении, плановости, сочетания прав, обязанностей и ответственности, частной автономии и свобод, иерархичности и обратной связи, мотивации, демократизации управлении, государственной закономерности, органической целостности объекта управлении, устойчивости и мобильности системы управлении).

1.2 Функции управления


Современное научное управление предполагает разделение всего процесса управления на самостоятельные, обособленные, но взаимосвязанные виды деятельности. Каждый вид такой деятельности носит название функции. Таким образом, "распределение обязанностей между органами управления и отдельными работниками получила название функционального разделения обязанностей". Необходимость функционального подхода к управлению вытекает из объективных условий разделения труда, а также из сложностей и многообразия специализированной деятельности аппарата управления.

В современной концепции управления такое распределение должностных обязанностей ближе всего подходит к понятию управления как к процессу, т.е. это понимается как выполнение повторяющихся операций и процедур в определенной последовательности и с соответствующим обеспечением современными средствами управления и компьютерными технологиями.

В научной литературе обосновываются несколько методических подходов к выделению функций управления. Можно встретить такие функции:

ü  "прогнозирование,

ü  планирование,

ü  программирование,

ü  проектирование,

ü  подготовка и принятие решений,

ü  координация,

ü  регулирование,

ü  согласование,

ü  распорядительство".

Здесь нет четкой концепции, которая подтверждала бы возможность отнесения перечисленных видов управленческой деятельности к самостоятельной функции управления. Современная наука по управлению накладывает более четкие ограничения на понятие "функция" и выделяет весьма ограниченный состав функций. "Сторонники западного менеджмента, в частности Мескон, выделяют 4 функции управления:

ü  организация,

ü  планирование,

ü  мотивация,

ü  контроль".

В российской науке об управлении сложилось несколько иное, но близкое понимание функций управления. В отличие от западной науки, российская наука добавляет пятую функцию - координацию и регулирование.

Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их действия представлена в следующей таблице 1:

Таблица 1 Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их действия

Общие задачи управления

Общие функции

Результаты (решения)

1. Обоснование темпов планомерного развития организации

Прогнозирование и планирование

Планы-прогнозы, стратегический план экономического, научно-технического, социального развития

2. Образование структурных подразделений системы управления, установление связей между объектом и субъектом управления

Организация

Утверждение структур производства и управления взаимосвязями Утверждение штатов, положений, инструкций и т.п.

Общие задачи управления

Общие функции

Результаты (решения)

3.Установление взаимодействия подразделений производства, Согласование действий управленческих подразделений, руководителей, управленческого персонала Сохранение установленных режимов, устойчивости, стабильности системы производства

Координация и регулирование

Утверждение графиков взаимодействия и распорядка работ Утверждение стандартов обязательств, норм

4. Создание условий для эффективной, творческой работы и поддержание постоянной Заинтересованности в результатах труда

Мотивация

Утверждение материальных и моральных стимулов к труду

5. Количественная и качественная оценка, а также учет результатов деятельности Проверка решений по развитию производства

Контроль, учет, анализ

Решения по результатам ревизий, проверок, учета анализа хозяйственной деятельности


Схематическое выражение основных взаимосвязей между функциями управления приводится на рис. 2.

Рис. 2 Связи и взаимодействие функций.

менеджмент планирование мотивация управленческий

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

В российской науке об управлении сложилось несколько иное, чем на Западе, но близкое понимание функций управления. В отличие от западной науки, российская наука добавляет к четырем функциям управления (организация, планирование, мотивация, контроль) пятую функцию - координацию и регулирование.

 

1.3 Обзор литературы и нормативных документов


Впервые концепция построения системы управления ЛПУ была сформулирована Гаспаряном С. А. в 1974 г. Существенный вклад в решение проблемы управления ЛПУ внесли Симонян И. О., Назаренко Г. И., Гулиев Я. И., Ермаков Д. Е., Гройсман В. А., Разливинских Л. П., Зекий О. Е., Шульман Е. И. и др.

Проблемами эффективности системы управления в сфере здравоохранения уже многие годы занимаются ведущие ученые-медики и организаторы здравоохранения страны, такие как В.И.Стародубов, Ю.М.Комаров, Ю.А.Лисицын, М.М.Кузьменко, В.З.Кучеренко, А.И.Вялков, В.В.Гришин, И.Н.Денисов, А.Л.Линденбратен, А.В.Решетников, М.П.Ройтмен, А.М.Жаранов, О.П.Щепин и другие.

Основы для формирования экономических методов управления здравоохранением были заложены в трудах таких ученых-экономистов, как Е.Н.Жильцов, Б.И.Бояринцев, А.М.Бабич, С.В.Киселев, Н.Х.Сабитов, В.П.Корчагин. Проблемы организационно-управленческих технологий повышения эффективности системы здравоохранения на сегодняшний день учеными-экономистами практически не разрабатываются.

Модель современного ЛПУ, а также проблемы управления здравоохранением в условиях реформ являются объектом исследований ряда авторов (Вялков А.И., 1999, 2001, Солодкий В.А., 2000, Щепин В.О. 2000, Щепин О.П. 2001, Стародубов В.И. 2002, Михайлова Ю.В, 2001, 2002, Семенов В.Ю., 2002 и др.). Много работ посвящено оптимизации деятельности многопрофильных стационаров (Мельников В.И., 1999, Кадыров Ф.М., 2000, 2001, Накатис Я.А., Романюк Г.И., 2001, Алексеев Н.А., 2001, Бреусов А.В., 2001, Серебренников В.А., 2001, Бадаев Ф.И., Васильцова Л.И, 2002., Вардосанидзе С.Л., 2002, Рутковский О.В., 2002).

В настоящее время справедливо говорить о новых для российского здравоохранения тенденциях в формировании отношений между исполнителем медицинских услуг и их потребителем, т.е. отношений "медицинский работник-пациент". С этих позиций необходимо внедрение в работу ЛПУ новых организационных форм, в том числе мероприятий по повышению уровня не только профессиональной подготовки медицинских работников, но и их правовых знаний.

Важнейшим документом, знание которого обязательно и абсолютно необходимо для всех медицинских работников, является ключевой закон о здравоохранении "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", принятый Верховным Советом РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 (в дальнейшем - Основы).

Настоящий закон был утвержден "в целях закрепления приоритета прав и свобод граждан в области охраны здоровья" и явился документом, в котором декларированы не просто права граждан, обратившихся за медицинской помощью, но и основы их отношений с медицинскими работниками. Следуя данному закону, медицинские работники, оказывая помощь пациентам, выступают в качестве "механизма" для реализации его прав.

Поэтому с вступлением Основ в действие стала очевидной необходимость реорганизации некоторых сторон деятельности ЛПУ, внедрение принципиально новых форм работы, направленных, прежде всего, на соблюдение прав пациента, предусмотренных данным нормативным правовым актом.

В дальнейшем в России возник вопрос о разработке концепции дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Такая концепция была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

В последние годы процессу управления в здравоохранении посвящено значительное количество литературных изданий и публикаций в средствах периодической печати, расширилась и усовершенствовалась нормативно-правовая база.

2. Процесс управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова

 

2.1 База исследования - Военно-Медицинская Академия им. С.М. Кирова


Военно-медицинская академия - старейшая среди военных академий и медицинских вузов нашей страны. История ее возникновения относится к первой трети XVIII века. Военно-медицинская академия является основным высшим военно-медицинским учебным заведением, головным научно-исследовательским учреждением по ведению и координации научных исследований в области военной медицины и ведущим лечебным учреждением военно-медицинской службы Министерства обороны РФ.

Академия осуществляет свою деятельность на основании Устава, зарегистрированного решением регистрационной палатой г. Санкт-Петербурга от 13 июля 2001 г. № 204041. В основу работы академии положены требования "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, требования руководящих документов Министерства обороны РФ по подготовке офицерских кадров и другими нормативными документами действующего законодательства.

Учредителем Академии является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя Академии осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (далее именуется - Учредитель). Форма собственности Академии - федеральная.

По организационно-правовой форме Военно-медицинская академия является высшим учебным заведением федерального подчинения и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

Академия, являясь юридическим лицом, имеет смету и самостоятельный баланс, бюджетный, расчетный и иные счета в банковских и иных кредитных учреждениях, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет гербовую печать со своим наименованием, бланки установленного образца, штампы, знамя.

Организационная структура Академии определяется штатом, утверждаемым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Изменения в штат и табель к штату вносятся на основании приказов (указаний) Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба, директив Министра обороны Российской Федерации и Генерального штаба в соответствии с перечнями изменений, вводимыми в действие директивами (указаниями) Генерального штаба. Предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры Академии представляются в Генеральный штаб в установленном порядке.

Одной из важнейших задач академии, помимо клинической подготовки курсантов и слушателей, является оказание специализированной медицинской помощи военнослужащим, пенсионерам Министерства обороны, членам их семей и прочим категориям граждан. Всего на медицинском обеспечении клиник академии состоит более 60 тысяч человек, из которых более 50 тысяч - льготный контингент МО РФ.

Для решения этих задач в академии создана мощная клиническая база, которая включает в себя 17 клиник хирургического профиля, 14 клиник терапевтического профиля, центр экстракорпоральной детоксикации, 3 кафедры, принимающие участие в лечебно-диагностическом процессе, 11 клинических подразделений. Коечная емкость клинической базы академии составляет около 3000 коек, что позволяет осуществлять оказание стационарной специализированной медицинской помощи 50 тысячам больных, а амбулаторно-поликлинической - 250 тысячам пациентов в год.

С 2006 года в 4 раза расширено участие коечного фонда клинической базы академии в системе обязательного медицинского страхования, что позволило в 2008 году оказать специализированную медицинскую помощь почти 20 тысячам гражданам Санкт-Петербурга. Ежесуточно в клиники Академии госпитализируется и выписывается из них более 500 больных. В лечебно-диагностическом процессе принимают участие: 350 докторов медицинских наук, более 1000 кандидатов медицинских наук, 3 академика и 5 член-корреспондентов РАМН, 200 профессоров и более 300 доцентов.

В клинике урологии выполняются онкоурологические операции, лечение различных видов недержания мочи, удаление коралловидных камней, дистанционная ударноволновая литотрипсия камней почек и мочеточников, биопсия предстательной железы под УЗ-наведением, хирургическое лечение пузырно-влагалищных свищей, лапароскопические операции при варикоцеле.

Кафедра и клиника урологии ВМедА им. С.М. Кирова имеют большой врачебно-преподавательский состав, включающий в себя: 4-х профессоров (докторов медицинских наук), 4 доцентов, 16 кандидатов медицинских наук. В клинике большинство врачей с высшей квалификационной категорией, большим опытом работы по специальности.

Лечебное учреждение расположено в только что отремонтированном по современным медицинским стандартам здании и имеет 2 урологических, онкоурологическое и реанимационное отделение, 18 палат для лечения больных, включая палаты повышенной комфортности.

Современная диагностическая аппаратура (УЗИ, рентгенологическое отделение, центр лучевой диагностики в котором выполняются компьютерная и магнитно-резонансная томография, лаборатория, прекрасный эндоскопический инструментарий) позволяет обследовать больного на уровне мировых стандартов и безошибочно установить диагноз.

Центр уролитиаза кафедры урологии ВМедА имени С.М. Кирова оснащен инструментарием и оборудованием, позволяющим выполнить в полном объеме обследование, современное лечение, прогнозирование и профилактику рецидивов заболевания.

Проведенное по строгим показаниям с учетом анатомических изменений и функционального состояния мочевых органов лечение больных, дополненное последующей индивидуально подобранной профилактикой, позволяет снизить в 3-4 раза рецидивы мочекаменной болезни.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В настоящее время Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова - ведущее высшее военно-медицинское учебное заведение, клинический и научно-исследовательский центр не только российской, но и мировой медицины.

Располагая огромным научным потенциалом, академия вносит весомый вклад в реализацию современных направлений отечественной медицины, ведет активную научную деятельность, заслуженно пользуется высоким авторитетом в системе здравоохранения страны.

 

2.2 Основные функции управления клиники урологии ВМедА им. С.М. Кирова


Управление Академией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил, Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования и иными нормативными правовыми актами Министерства обороны на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

К исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, как Учредителя Академии, относится принятие решения о создании, реорганизации или ликвидации Академии.

Действующий Устав утвержден Начальником тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - Заместителем Министром обороны Российской Федерации 01 июня 2000 года и зарегистрирован Регистрационной палатой Санкт-Петербурга 13 июля 2000 года № 204041.

После введения директивы МО РФ от 07.05.07 г. № Д-17 " О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации" разработан, отправлен на согласование и утверждение в вышестоящие органы военного управления проект нового Устава академии.

Академия состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения и обслуживания.

В состав управления входят командование, учебный, научно-исследовательский, редакционно-издательский, клинический, строевой, финансово-экономический отделы, отделы кадров, воспитательной работы, военно-медицинской информации, контрольно-ревизионный, режима секретности и спецсвязи, медицинского снабжения, эксплуатации медицинского оборудования, материально-технического обеспечения, отделения лечебного питания, санитарно-эпидемиологического надзора (за госпитальными инфекциями), Ученый совет, военно-врачебная комиссия, медицинская служба, юридическая служба, группа охраны труда и техники безопасности.

К основным подразделениям относятся факультеты, кафедры, научно-исследовательский центр, научно-исследовательские лаборатории при кафедрах. Личный состав Академии делится на постоянный и переменный составы.

К постоянному составу относятся: руководящий, преподавательский, научный, врачебный, инженерно-технический, административно-хозяйственный составы, командиры подразделений слушателей и курсантов, медицинский и учебно-вспомогательный персонал, а также военнослужащие и гражданский персонал отдельного медицинского батальона обеспечения учебного процесса, подразделений и служб обеспечения.

К руководящему составу Академии относятся: начальник Академии, его заместители (помощники), начальники факультетов, начальники отделов и служб Академии.

Непосредственное управление деятельностью Академии осуществляет начальник Академии, который несет полную ответственность за ее состояние и все виды деятельности. Начальник Академии назначается на должность Президентом РФ и освобождается от должности в порядке, установленном федеральными законами и Положением о порядке прохождения военной службы.

Заместители начальника Академии осуществляют руководство конкретными направлениями деятельности Академии в пределах своих полномочий, определенных их должностными обязанностями. Должностные обязанности заместителей начальника Академии, а также начальников факультетов, кафедр, отделов и других структурных подразделений, разрабатываются в Академии и утверждаются их непосредственными начальниками.

Начальник Академии и его заместители осуществляют непосредственное руководство Академией через соответствующие подразделения (службы) управления: учебный, научно-исследовательский, клинический, медицинского снабжения, строевой, финансовый отделы, отдел кадров, службы тыла и др.

С целью рассмотрения наиболее важных вопросов в жизни Академии (утверждения Устава, внесения изменений и дополнений к нему, выборов членов Ученого совета академии и др.) созывается общее собрание (конференция) руководящего, научно-педагогического состава, представителей других категорий постоянного состава и обучающихся Академии.

Начальник клинического отдела подчиняется заместителю начальника академии по клинической работе. Он отвечает за организацию работы клинического отдела, клинических кафедр Академии, приемных отделений, центральной клинико-диагностической лаборатории, центральной консультативно-диагностической поликлиники, стоматологической поликлиники, центра экстракорпоральной детоксикации, специальную подготовку врачебного состава и контролирует проведение лечебно-диагностической работы в Академии, в тои числе и клиники урологии.

На клинический отдел возлагается:

ü  участие в разработке планов мероприятий по повышению боевой и мобилизационной готовности академии и организация их выполнения по подчиненным подразделениям;

ü  организация работы лечебно-диагностических подразделений Академии в территориальной системе медицинского обеспечения;

ü  контроль над состоянием лечебно-диагностической работы в клиниках и подчиненных клиническому отделу подразделениях, разработка и проведение мер, обеспечивающих постоянное совершенствование этой работы на основе новейших достижений медицины, использования научного и технического потенциала Академии;

ü  комплектование клиник больными, имеющими право на бесплатную медицинскую помощь по линии МО РФ в соответствии с руководящими документами, а также в соответствии с задачами учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования и по прямым договорам с предприятиями и организациями;

ü  разработка научно обоснованных рекомендаций по сохранению здоровья личного состава академии, профилактики профессиональных заболеваний среди его контингентов, предупреждению и снижению уровня заболеваемости госпитальной инфекцией в клиниках и амбулаторно-поликлинических подразделений академии;

ü  организация и проведение клинико-анатомических конференций и работы комиссии по изучению летальных исходов;

ü  организация и проведение совместно с научным отделом научных конференций по актуальным вопросам совершенствования диагностики и лечения;

ü  организация совещаний по обмену опытом работы между клиниками и лечебно-диагностическими подразделениями, проведение научно-практических конференций врачей и среднего медперсонала, конкурсов по профессии;

ü  организация повышения квалификации врачебного, среднего и младшего медицинского персонала, подготовка материалов для работы аттестационных комиссий по присвоению и подтверждению квалификационных категорий врачебному и среднему медицинскому персоналу;

ü  контроль за состоянием материально-технического обеспечения лечебно-диагностической работы в академии;

ü  взаимодействие с медицинской службой и лечебными учреждениями военных округов, групп войск, флотов, гражданскими лечебными учреждениями по вопросам госпитализации, преемственности в лечении больных, проведении диспансеризации военнослужащих и гражданского населения;

ü  ведение медицинского учета и отчетности, организация компьютеризации лечебно-диагностического процесса и его программное сопровождение;

ü  прием граждан, рассмотрение писем и жалоб по вопросам лечебно-диагностической работы;

ü  ведение делопроизводства по вопросам лечебно-диагностической работы, прием и хранение архивных материалов, контроль над этой работой в подчиненных подразделениях, ведение и выдача медицинской документации;

ü  участие в контроле над соблюдением трудового законодательства, воинской и трудовой дисциплины;

ü  организация оказания медицинской помощи и участие в формировании медицинских учреждений (подразделений), направляемых за пределы Академии при чрезвычайных ситуациях;

ü  участие в подборе и расстановке кадров врачей, медицинских сестер, лаборантов и младшего медперсонала лечебно-диагностических подразделений;

ü  оказание организационно-методической помощи клиникам и клиническим подразделениям академии по вопросам преемственности в лечении больных.

ü  организация работы совета главных медицинских сестер клиник и клинических подразделений.

Заместитель начальника академии по клинической работе

В академии установлен контроль над исполнением служебных документов. Целью контроля является обеспечение своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных служебных документов. Обязательному контролю подлежат все служебные документы в которых определены сроки исполнения или имеются поручения о предоставлении докладов, предложений, заключений и выполнении других конкретных мероприятий. Контроль осуществляется за исполнением служебных документов как поступающих из вышестоящих органов военного управления, так и направляемых в подчиненные подразделения.

Состояние контроля над исполнением служебных документов проверяется 2 раза в году (по состоянию на 1 января и 1 июля) комиссиями, специально назначаемыми приказом начальника академии. Результаты проверок оформляются актами.

Для управления академией используются 212 персональных компьютеров в строевом, учебном, научном, финансовом, кадров и других отделах, внедрены соответствующие автоматизированные информационные системы (АИС) и автоматизированные рабочие места (АРМ).

Автоматизированная информационная система "Контроль за исполнением служебных документов ВМедА" разработана на основе СУБД ACCESS в среде WINDOWS для ежедневного контроля и просмотра документов, поступивших в строевой отдел ВМедА.

Контроль исполнительской деятельности ВМедА осуществляется на основе служебных документов, зарегистрированных в базе данных под индивидуальным номером, датой регистрации и датой контроля. Проверка исполнения начинается за трое суток до назначенной даты исполнения и в случае неисполнения документа к назначенному сроку проверяющий может получить полную информацию о содержании документа, исполнителе и контрольной дате исполнения.

Помимо контроля за исполнением служебных документов, на основе БД можно получить подробную справку о служебном документе, достаточно ввести его номер и дату регистрации.

В приведенной укрупненной блок-схеме (Рис.) представлены основные этапы принятия решения клиники урологии в ВМедА им. С.М. Кирова и их технологическая последовательность.

Подготовка управленческого решения (постановка целей) Получение информации о ситуации Прогноз или анализ положения (процесса) Диагностика ситуации Выявления проблемной ситуации Разработка прогноза развития ситуации Постановка проблемы Формирование целей.

 

Разработка управленческого решения Постановка задачи Генерирование альтернативных вариантов Отбор основных вариантов управленческих решений Разработка сценариев развития ситуации Экспертная оценка основных вариантов управляющих решений

 

Принятие решения, реализация, анализ результата Коллективная экспертная оценка Принятие решения Разработка плана действий Контроль реализации плана Анализ результатов развития ситуации

Рис. 2. Основные этапы разработки управленческих решений клиники урологии в ВМедА им. С.М. Кирова

Характеристику основных функций управления в клинике урологии в ВМедА им. С.М. Кирова можно представить в виде таблицы 2.

Таблица 2 Характеристику основных функций управления в клинике урологии в ВМедА им. С.М. Кирова

Функции

Характеристика

организация

Это соединение работников со средствами производства, определение места и роли каждого в системе управления. Организаторская деятельность управленческого работника считается центральным звеном в системе управления, охватывает широкий круг вопросов: 1. определение управленческих задач, 2. распределение между руководителями и специалистами общего объёма работ, полномочий и ответственности, системы взаимоподчинения, 3. распределение работников согласно квалификации по отдельным участкам работы, 4. построение рациональной, научно обоснованной структуры управления, 5. принятие управленческих решений, организационное нормирование работы аппарата управления.

планирование

Осмысление того, что нужно сделать. Составление планов и графиков работ. Российская теория управления предполагает, что планирование имеет соподчиненное отношение к управлению. Это подготовительное действие, цель которой определить программу рационального использования финансовых, материально-технических, временных человеческих ресурсов.

мотивация

Сущностью этого управленческого воздействия является разработка научно обоснованной системы. Основной, дополнительной и поощрительной системы оплаты труда. Моральное же стимулирование осуществляется через различные формы нематериального поощрения и таких воздействий как присвоение государственных наград, награждение дарственными предметами.

контроль

Фактическое состояние системы управления плановыми заданиями и принятыми ранее управленческими решениями. Конкретными процедурами контроля является анализ, ревизия, обследование, самопроверка. Целью контроля является своевременное выявление объекта управления.

координация

Осуществляется по вертикали и по горизонтали. Координация вертикали сверху идет по каналам прямой связи, горизонтальная налаживается между руководителями и специалистами, расположенными на одном иерархическом уровне управленческой структуры.

регулирование

Понимается как постоянное улавливание возмущающих факторов и принятие мер по их ликвидации. Эта функция должна обеспечить деятельность управляемой системы за счет введения противодействующих факторов.


Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В управленческом механизме ВМедА им. С.М. Кирова использована технология проектирования и оптимизации бизнес-процессов. Целью оптимизации бизнес-процессов является повышение их эффективности за счет перепроектирования состава и последовательности работ, исключения лишних операций и формулировки инструкций для каждого работника, формирование индивидуальной зоны ответственности.

В Академии, ориентированной на стратегию, персонал рассматривается как актив, или человеческий капитал, благодаря тому, что обеспечивается возможность обучения и развития "обучающейся организации".

Организация взаимодействия факультетов, кафедр, учебно-организационных, административно-управленческих и других структурных подразделений соответствуют требованиям соответствующих положений об этих структурных подразделениях, утвержденных начальником Академии.

 

2.3 Повышение эффективности управления клиники урологии ВМедА им. С.М. Кирова


Все организации, независимо от того, в какой сфере они действуют, сталкиваются с общими проблемами в области управления. На основе общих закономерностей выстраиваются конкретные методы управления в зависимости от тех условий, в рамках которых они применяются. Не является исключением и здравоохранение. Специфика управления ЛПУ обусловлена, прежде всего, тем, что здравоохранение - особая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. ЛПУ имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов.

Во-первых, результатом деятельности медицинского учреждения является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия ЛПУ с потребителями их услуг. Это, прежде всего прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. При этом пациенты - основные элементы внешней среды для ЛПУ, и каждое взаимодействие с клиентом можно рассматривать как прямой контакт с окружающей средой. Но что наиболее важно, человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое, на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и тем самым непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.

Это, в свою очередь, находит выражение в многовариантности технологий, используемых в работе с клиентом, в особой значимости этических ценностей и принципов, сложившихся в обществе, в принципиально важной роли медицинских работников в процессе оказания услуг. Отсюда вытекает сложность оценки качества и необходимости оказываемых медицинских услуг и, соответственно, результатов деятельности медицинских организаций в целом и труда их сотрудников. Это в большей степени определяет организацию управления в сфере здравоохранения.

Таким образом, среди наиболее существенных признаков медицинского учреждения - ВМедА им. С.М. Кирова, связанных с характером его деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, можно отметить:

ü  высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;

ü  отсутствие права на неопределенность и ошибку;

ü  потребность в тесной координации работы различных подразделений;

ü  высокую квалификацию сотрудников, большая часть которых выступает, прежде всего, как представители своих профессий. Имея специальные знания и опыт, руководствуясь в своей работе системой моральных норм и принимая решения о лечении пациентов, они стремятся к самостоятельности и проявляют лояльность, прежде всего по отношению к пациентам и коллегам по профессии;

ü  необходимость контроля со стороны администрации ВМедА им. С.М. Кирова за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов ЛПУ;

ü  трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно больницах.

При этом следует отметить, что подобные характеристики присущи организациям, существующим и в других сферах. В этом смысле ЛПУ, может быть, и не являются абсолютно уникальными структурами. Однако особенность медицинских учреждений состоит в том, что для них характерны все вышеперечисленные признаки вместе взятые, что, в свою очередь, приводит к более интенсивному их проявлению.

В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности управления клиники урологии ВМедА им. С.М. Кирова и всей Академии в целом, можно предложить следующие

Эффективное управление ресурсным потенциалом здравоохранения, особенно в условиях реформирования и становления рыночных отношений в отрасли, а также связанной с этими процессами кризисной ситуации, возможно только при условии полноценного информационного обеспечения процессов управления Медицинского учреждения. Внедрение Информационно-аналитической системы позволит ВМедА им. С.М. Кирова оптимизировать процессы управления лечебным учреждением на основе использования единого информационного пространства, а также единой системы эквивалентов, выражающейся в стоимости простой медицинской услуги.

Управление качеством. Внедрение современных методик управления качеством требует привлечения/выделения соответствующих специалистов, рабочего времени, финансовых ресурсов. В результате построения системы тотального контроля качества Академия получает конкурентные преимущества и, следовательно, дополнительные доходы. Расходы на устранение последствий некачественной работы (осложнения, жалобы и т.д.) снижаются. Эффективность работы ЛПУ существенно повышается. Временные рамки этих процессов, а также объёмы ресурсов, подлежащих привлечению и перераспределению невозможно точно прогнозировать.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

для достижения социальной, медицинской и экономической эффективности ВМедА им. С.М. Кирова следует особое внимание уделять привлечению информатизации системы управления, созданию системы управления качеством, финансовых средств; выработке тактических задач по построению мониторинга объемно-финансовых результатов; определению круга проблем по изучению рынка медицинских услуг; определению операционных целей, в том числе по развитию и мотивации персонала.

Заключение


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Принципы управления можно объединить в две группы - общие (применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности) и частные (оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, коллегиальности, научной обоснованности управлении, плановости, сочетания прав, обязанностей и ответственности, частной автономии и свобод, иерархичности и обратной связи, мотивации, демократизации управлении, государственной закономерности, органической целостности объекта управлении, устойчивости и мобильности системы управлении).

В российской науке об управлении сложилось несколько иное, чем на Западе, но близкое понимание функций управления. В отличие от западной науки, российская наука добавляет к четырем функциям управления (организация, планирование, мотивация, контроль) пятую функцию - координацию и регулирование.

В последние годы процессу управления в здравоохранении посвящено значительное количество литературных изданий и публикаций в средствах периодической печати, расширилась и усовершенствовалась нормативно-правовая база.

В настоящее время Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова - ведущее высшее военно-медицинское учебное заведение, клинический и научно-исследовательский центр не только российской, но и мировой медицины. Располагая огромным научным потенциалом, академия вносит весомый вклад в реализацию современных направлений отечественной медицины, ведет активную научную деятельность, заслуженно пользуется высоким авторитетом в системе здравоохранения страны.

В управленческом механизме ВМедА им. С.М. Кирова использована технология проектирования и оптимизации бизнес-процессов. Целью оптимизации бизнес-процессов является повышение их эффективности за счет перепроектирования состава и последовательности работ, исключения лишних операций и формулировки инструкций для каждого работника, формирование индивидуальной зоны ответственности. В Академии, ориентированной на стратегию, персонал рассматривается как актив, или человеческий капитал, благодаря тому, что обеспечивается возможность обучения и развития "обучающейся организации".

Организация взаимодействия факультетов, кафедр, учебно-организационных, административно-управленческих и других структурных подразделений соответствуют требованиям соответствующих положений об этих структурных подразделениях, утвержденных начальником Академии.

В современных рыночных условиях крупное ЛПУ - ВМедА им. С.М. Кирова нуждается в выработке эффективной системы управления, учитывающей современные принципы менеджмента, финансового менеджмента с учетом мониторинга показателей состояния здоровья населения региона.

Для достижения социальной, медицинской и экономической эффективности ВМедА им. С.М. Кирова следует особое внимание уделять привлечению информатизации системы управления, созданию системы управления качеством, финансовых средств; выработке тактических задач по построению мониторинга объемно-финансовых результатов; определению круга проблем по изучению рынка медицинских услуг; определению операционных целей, в том числе по развитию и мотивации персонала

Список литературы


1.       Андросова. Л.А. Социология управления /Учебно-методические рекомендации / Пенза ПГУ.- 2006. - 141с.

.         Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. -М.: Экономист, 2007. - 288 с.

.         Карпов А.В. Психология менеджмента.: Учеб. пособие. - М.: Гадарики, 2005. - 584с.

4.      Кнорринг И.В. Теория, практика и искусство управления / Учебник для вузов / - 2-е изд. Изм и доп. . -М.: ИНФРА-М, 2005. - 240с

5.       Кузнецова Л.А.Разработка управленческого решения: Учеб. пособие / Челяб. гос.ун-т. Челябинск, 2007.- 78 с.

.         Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений / учебник для ВУЗов, М.: Издат-во Москов. физ.-технич. Института. - 2006. - 391с.

7.      Лафта Дж. К. Теория организации: учебное пособие. - М.:ТК Велби. Издательство Проспект. - 2005. - С. 243-248.

8.       Мацюк Н.Г. Логистический подход к рационализации использования ресурсов лечебно-профилактических учреждений / Н.Г. Мацюк // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. № 1 (22) Вып. 2. С. 89-95.

9.       Организационное поведение: учебное пособие. Л.В. Карташова

10.    Основы современного социального управления: теория и методология: Уч. пос. Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Экономика, 2000. - с.75

11.     Славнова О.В. "Особенности принятия управленческих решений в производственном менеджменте": статья. - Дмитровоград: ДИТУД Тезисы

.         Эйтингон В.Н., Кравец М.А., Панкратова Н.П. Методы разработки и принятия решений в менеджменте. УМП.- Воронеж: ВГУ, 2006. - 96с.

Похожие работы на - Основные характеристики процесса управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!