Психофизиология

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психофизиология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АНО ВПО «Новый Сибирский Институт»

Кафедра гуманитарных наук







Контрольная Работа

По дисциплине: Психофизиология

Вариант 1


Выполнил студент группы

Психология 3 курс

Филатова Т. Н.

Номер зачетной книжки …….

Дата предоставления работы

в деканат НСИ __________

Проверил преподаватель

Панина Е. В.


Омск - 2010

Содержание

психофизиология память научение

Введение

.Прикладные области психофизиологии: клиническая психофизиология, эргономическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений

2.Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография

Заключение

Список используемой литературы

Введение

«В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание»

И.П. Павлов

«Психическое содержание» исследуется представителями как естественных, например физиологии, так и общественных наук, к которым принято относить психологию, сочетающую естественнонаучные методы с «герменевтическими» (моделирование в психике исследователя психики испытуемого, зависящее от индивидуально-психологических особенностей исследователя). Контакты между названными науками, которые возникают при решении проблем, представляющих взаимный интерес, часто «искрят», что вызывает у многих физиологов и психологов желание изолировать свою дисциплину, оградить ее от посторонних посягательств. Однако выдающимся психологам уже давно было очевидно, что предпринимаемые как психологами, так иногда и физиологами попытки отделить психологию от физиологии совершенно неправомерны, поскольку предмет психологии - нейропсихический процесс, целостная психофизиологическая реальность, которая лежит в основе всех без исключения психических процессов, включая и самые высшие. [1]

1. Прикладные области психофизиологии. Клиническая психофизиология

Клиническая психофизиология - направление деятельности в психофизиологии, непосредственно относящееся к клинике. [3]

Психофизиологические знания используются здесь для обоснования принципов, методов, средств и способов восстановления до нормы естественных процессов управления в отдельных психофизических системах организма и в организме в целом, нарушенных в результате заболевания. Иначе говоря, предметом клинической психофизиологии является психофизиологическое обоснование любых мероприятий, связанных с диагностикой заболевания, с выбором способов и средств лечения больного, разработкой и реализацией программы лечения, с оценкой эффективности лечения, с разработкой и реализацией программы реабилитации больного, с разработкой мероприятий по профилактике заболеваний.[5]

Перспективной методологией клинической психофизиологии является вероятностная методология.[3]

Эргономическая психофизиология

Эргономическая психофизиология исполняет следующие задачи: учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.[5]

Главными целями эргономики, как направления познания, являются:

·психофизиологическое обоснование конструирования и приспособления средств и среды любой эффективной деятельности: вещей, предметов, технических систем используемых людьми в быту и труде. При этом деятельность человека считается эффективной в случае наилучшего достижения её цели минимальными действиями при сохранении здоровья.

·психофизиологическое обоснование мероприятий по созданию оптимальных комфортных безопасных условий, гигиенических нормативов эффективного труда и быта человека.[1]

Одной из частных целей эргономики является психофизиологическое обоснование конструирования и приспособления технических средств и среды эффективной деятельности человека в системах «человек-машина», «человек-человек». Для этого изучаются следующие вопросы:

Человек как управляющее звено систем «человек-машина», «человек-человек».

Технические устройства как объект управления систем «человек-машина».

Социальные группы как объект управления в системах «человек-человек».

Взаимодействие человека с объектами управления - техническими устройствами в системах «человек-машина», социальными группами в системах «человек-человек».

Взаимодействие указанных систем и их главных частей со средой.[1]

.Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография

Полиграфия

Полиграф - техническое средство, используемое при проведении инструментальных психофизиологических исследований для синхронной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, электрического сопротивления кожи, а также, при наличии необходимости и возможности, других физиологических параметров с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде, предназначенном для оценки достоверности сообщённой информации.[2]

Общая структура полиграммы состоит из следующих компонентов:

·фон;

·реакция;

·восстановление;

·артефакт.

Фон - состояние физиологических процессов в организме человека, пребывающего в условиях покоя (при проведении психофизиологического исследования под покоем подразумевается состояние спокойно сидящего человека, которому не задают вопросы). Фон характеризуется относительной стабильностью протекающих процессов и представляет собой некоторую физиологическую норму, свойственную конкретному человеку в отсутствие дестабилизирующих воздействий.[6]

Реакция - это заметное (в условиях осуществляемого наблюдения) изменение динамики регистрируемого физиологического процесса в ответ на стимул (вопрос, предмет или изображение предмета), предъявляемый в ходе психофизиологического исследования. В зависимости от индивидуальных особенностей организма человека при развитии реакции можно наблюдать усиление, ослабление или стабилизацию динамики конкретной функции. У некоторых людей реакции могут иметь комплексный характер: вслед за быстротекущими изменениями физиологического процесса (собственно реакцией на стимул) происходит последующее продолжительное изменение его динамики, то есть так называемая реакция облегчения.[6]

Артефакт - заметное (по сравнению с фоном) изменение динамики контролируемого физиологического процесса, непосредственно не связанное с предъявляемыми в ходе психофизиологического исследования стимулами и обусловленное воздействием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) дестабилизирующих факторов. К эндогенным факторам относятся умышленные или неумышленные движения обследуемого, кашель, внезапные болевые ощущения и т. п., к экзогенным - в основном, внешние шумовые помехи.[6]

Типичный тест контрольных вопросов состоит из четырех этапов. На первом этапе экзаменатор формулирует и обсуждает с испытуемым те вопросы, которые будут задаваться во время тестирования на полиграфе. Существует две причины предварительного обсуждения вопросов с испытуемым. Во-первых, экспериментатор должен убедиться, что испытуемый понимает вопросы, так чтобы в дальнейшем, во время тестирования или после него, не происходило никаких обсуждений содержания вопросов. Во-вторых, экспериментатор получает заверение, что испытуемый будет отвечать на вопросы только «да» и «нет».[2]

Существует три типа вопросов, а именно: нейтральные, значимые и контрольные вопросы. Нейтральные вопросы относятся к разряду общих и не должны вызывать возбуждения (например: «Вы живете в США?», «Ваше имя Джон?» и т. п.), они играют роль наполнителей. Поэтому при обработке результатов тестирования физиологические реакции на эти вопросы игнорируются. Наполнители могут использоваться для того, чтобы проверить, насколько внимателен испытуемый к вопросам экзаменатора. Значимые вопросы - это специальные вопросы, касающиеся преступления. Например, в случае с кражей может быть задан следующий вопрос: «Вы брали эту фотокамеру?» Конечно, как виновные, так и невиновные испытуемые ответят на этот вопрос «нет», иначе бы они сознались в краже. Ожидается, что значимые вопросы вызывают более сильное возбуждение у виновных подозреваемых (поскольку они лгут), чем у не виновных (поскольку они говорят правду). Контрольные вопросы имеют отношение к поступкам, которые связаны с расследуемым преступлением, но непосредственно на него не указывают. Они всегда носят обобщенный характер, умышленно размыты и охватывают длительный период времени. Их цель - привести испытуемых в замешательство (как виновных, так и невиновных) и вызвать возбуждение. Эта задача облегчается тем, что, с одной стороны, не оставляет подозреваемому выбора, кроме как лгать при ответе на контрольные вопросы, и, с другой стороны, показывает ему, что полиграф выявит эту ложь. [2]

Электродермография

Электрофизиология - раздел физиологии, изучающий различные электрические явления в живых тканях организма (биоэлектрические потенциалы), а также механизм действия на них электрического тока.

В исследовательской работе и клинической практике широко применяются основные электрофизиологические методы изучения биоэлектрических потенциалов кожи - электродермография (регистрация изменений электрических потенциалов кожи).[4]

.Психофизиология памяти и научения

Научение может быть рассмотрено как последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации. В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации.[1]

Одним из основных свойств нервной системы является способность к длительному хранению информации о внешних событиях. По определению, память - это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.[1]

Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы, образно говоря, "затоплено" бесконечным потоком поступающих извне раздражителей. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способности к обучению и памяти. [1]

Признавая необходимость научения в формировании таких форм естественного поведения, как добывание пищи, оборонительное поведение, ориентация в пространстве, социальное поведение и репродуктивное поведение, в лабораторных условиях этологи использовали в основном модели сравнительно простых форм обучения: привыкания и сенситизации, классического обусловливания и обучения методом проб и ошибок.[1]

Для более сложных форм научения (например, формирования ориентации в лабиринте) был предложен термин «когнитивное обучение через пробы и ошибки».[3]

Возможность эффективного использования предшествующего опыта решения задач - это научение обучению.[3]

Исследования закономерностей последовательного формирования поведенческих актов выявили явление переноса навыка, выражающееся во влиянии предшествующего опыта на формирование нового. В зависимости от условий, это влияние может быть как позитивным, так и негативным, т. е. наличие прошлого опыта может способствовать или препятствовать приобретению нового.[3]

Возможность эффективного использования предшествующего опыта при решении новых задач особенно ярко проявляется в научении принципам решения задач или, как его назвал Г. Харлоу, - научении обучению. Резкое увеличение скорости решения в ряду однотипных задач было обнаружено Г. Харлоу не только у человека, но и у животных.[5]

Таким образом, для современных теоретических представлений о научении характерно его рассмотрение прежде всего как процесса приобретения нового опыта поведения и соответствующих ему внутренних ментальных репрезентаций.[5]

Заключение

Прочитав тематическую литературу, можем сделать следующие выводы:

.клиническая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений, а также эргономическая психофизиология являются прикладными областями психофизиологии, которые в свою очередь изучают:

)клиническая психофизиология - мероприятия, связанные с диагностикой заболевания, с выбором способов и средств лечения больного, разработкой и реализацией программы лечения, с оценкой эффективности лечения, с разработкой и реализацией программы реабилитации больного, с разработкой мероприятий по профилактике заболеваний

)эргономическая психофизиология - учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

.К основным методам психофизиологического исследования относятся:

)Полиграф (детектор лжи) - техническое средство, используемое при проведении инструментальных психофизиологических исследований для синхронной регистрации параметров изменения состояния человека с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде, предназначенном для оценки достоверности сообщённой информации.

)Электродермография (метод изучения биоэлектрических потенциалов кожи) - регистрация изменений электрических потенциалов кожи

.В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации.

Список используемой литературы

Internet-ресурсы:

1.http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/7.html

2.<http://psyfactor.org/lib/poligraf.htm>

.<http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Электрофизиология/>

.<http://www.tryphonov.ru/tryphonov2/terms2/elecls.htm>

.<http://ru.wikipedia.org/wiki/Полиграф>

Похожие работы на - Психофизиология

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!