Основы логистики

  • Вид работы:
    Книга / Учебник
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,91 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы логистики

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики

Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

  1. нужный товар
  2. необходимого качества
  3. в необходимом количестве доставлен
  4. в нужное время
  5. в нужное место
  6. с минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками -материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Материальный поток характеризуется такими процессами, как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

Производственная логистика - область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).

Термин коммерческая логистика означает не только сферу использования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).

С точки зрения обработки материального потока можно выделить следующие области в логистике: запасы, транспортировка продукции, складирование, складская обработка и информационное обеспечение материального потока (табл.1).

Таблица 1

Основные задачи логистики, решаемые в различных областях

№ п/пОбласть логистикиОсновные задачи1ЗапасыПланирование, формирование и содержание необходимых материальных запасов2Транспортировка продукцииВыбор вида транспорта, транспортного средства, планирование и мониторинг доставки продукции3Складирование и складская обработкаВыбор варианта размещения склада, управление складской переработкой, упаковка4Информационное обеспечениеСбор данных о движении материальных потоков

Логистическая цепь - совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.

. Системы оперативного снабжения

В последние десятилетия разработан ряд систем снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:

система Канбан (карточка) - метод управления поставками в условиях поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая исходит из конечного монтажа;

система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) -метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем - управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);

система "Точно в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы;

система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;

система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;

система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

Наиболее перспективным и характерным способом оперативного снабжения является система "Точно в срок". Она возникла в середине 50-х годов в Японии и получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение метод поставок "Точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.

3. Сопоставление традиционной и оперативной систем снабжения

В традиционном снабжении закупка осуществляется большими партиями с менее частыми поставками, а в оперативном - мелкими партиями и частыми поставками.

При оценке поставщика традиционно уделялось внимание качеству товара, организации поставки и цене (при этом допускалось до 2% брака). В оперативной системе при прочих равных условиях брак должен быть сведен к минимуму. Лучшие японские поставщики имеют 0,003% брака от партии, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения.

Главная цель переговоров и заключения контракта в традиционном снабжении - минимально возможная цена, а в оперативном снабжении - высокая частота поставок, их точность, надежность при приемлемой цене поставляемых товаров.

Выбор поставщика традиционно был основан на множестве источников для гарантии от неопределенности поступлений, а в оперативном снабжении чаще всего практикуется взаимодействие с единственным источником поставки данной продукции.

Приемочный контроль традиционно организует покупатель, он же несет за него ответственность. В новой системе счетный и приемочный контроль сокращены (а в идеале ликвидированы вовсе).

Традиционной целью выбора способа транспортировки было обеспечение низкой цены на транспорт и надежности вывоза, при этом график вывоза составлял поставщик. В новой системе обращается внимание как на вывоз, так и ввоз грузов; график поставок составляет покупатель.

Традиционный подход декларирует "жесткое" определение технической характеристики изделия с учетом того, что покупатель требует строгого выполнения изделия по чертежам и схемам, соответствующим техническому заданию. Поставщик не имеет свободы выбора и не вправе изменять задания. Напротив, в оперативной системе подход более гибкий, покупатель ориентируется на эксплуатационные показатели, проект изделия отодвинут на второй план, нововведения поставщика поощряются.

Оформление документов - процедура, требующая много времени и согласований при традиционном подходе, когда изменение даты и размера поставки влекут за собой новый заказ на поставку. При оперативной системе документации меньше, время и размер поставок согласуются по каналам современной связи.

Условия на упаковку товара также меняются. Согласно традиционному подходу упаковка каждого вида деталей и их нумерация обычно производятся при отсутствии четкой характеристики содержания товара. В новых же условиях для упаковки используются стандартные контейнеры небольшого размера, которые содержат точное количество материала или деталей и их точные эксплуатационные -характеристики.

4. Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов

В процессе планирования закупок необходимо определить:

какие материалы требуются;

количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;

время, когда они понадобятся;

возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;

требуемые площади складских помещений;

издержки обращения в результате уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции и хранение на складах у посредников. Применение транзитного снабжения целесообразно для больших партий поставок постоянного ассортимента крупным потребителям, а также, если продукция не требует дополнительных операций по подготовке к производственному потреблению.

Оптимизация канала распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества посредников - предприятий, осуществляющих функцию опта. В Японии на 1000 чел. населения приходится 3,4 оптовых предприятия, в США - 1,9, в странах СНГ - 0,05*.

Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать

Данные на начало 90-х годов. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Уч. пособие / Под. ред. А.В. Зырянова. Екатеринбург, 1995.

формирование и реализацию хозяйственных связей, через информационные сети - делать возможным быстрый обмен информацией, финансовая система - обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств. Правительством Российской Федерации ведется целенаправленная работа по формированию инфраструктуры товарного рынка, особое внимание уделяется формированию следующих подсистем: торговых посредников и складского хозяйства; тароупаковочнои индустрии; финансово-кредитной системы; транспортного обеспечения; нормативно-правового обеспечения.

СКЛАДСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

. Склады и их классификация

Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности основной деятельности предприятия и транспортного обслуживания, но и от работы складского хозяйства.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и потребления. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов; своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах и реализации продукции.

Однако иногда осуществляется транзитная подача материалов цехам и участкам, при которой материальные ресурсы, поступающие на предприятие, не разгружаются на общезаводских складах, а подаются непосредственно на места производственного потребления.

Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции и т.д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль.

Склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т. д.

Склад - здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителям (покупателям). Примерная номенклатура складов машиностроительных заводов приведена в файле материалов (приложение 3).

Склады промышленных предприятий и фирм классифицируются следующим образом: 1) по характеру деятельности, т.е. по назначению: материальные (снабженческие), внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые), сбытовые; 2) по виду и характеру хранимых материалов: универсальные и специализированные; 3) по типу конструкции: закрытые, полузакрытые, открытые, специальные (например, бункерные сооружения, резервуары); 4) по месту расположения и масштабу действия: центральные, участковые, прицеховые; 5) по степени огнестойкости: несгораемые, трудносгораемые, сгораемые.

2. Функции складов

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1.Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, конструктивно, по размеру, форме, цвету и т. д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

  1. Складирование и хранение, что позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство, снабжение, сбыт на базе создаваемых запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также в связи с сезонным потреблением, производством и транспортировкой некоторых товаров и / или в некоторых регионах (например, на Крайнем Севере).
  2. Унитизация и транспортировка грузов - многие потребители заказывают со складов партии "меньше, чем вагон" или "меньше, чем трейлер", что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.
  3. Предоставление услуг - очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:

подготовка продукции для потребления (распаковка, расконсервация, комплектация, раскрой, нарезка и т.д.);

подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

проверка функционирования приборов и оборудования, предварительный монтаж;

придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);

транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

3. Координация деятельности посреднических складских предприятий и транспортных складских баз

Целесообразно согласовывать деятельность посреднических складских предприятий и транспортных складских баз с учетом их взаимной заинтересованности. При совместной разработке планов развития своих складов посреднические предприятия и транспортные базы могут предусматривать следующие формы и методы совместного использования складских устройств и площадей:

создание на транспортных базах общего пользования складов посреднических организаций;

развитие на наиболее крупных складских предприятиях посреднических организаций перевалочных операций, характерных для транспортных баз.

Становится возможным обеспечить координацию долговременного и кратковременного (на период оформления грузов, оплаты пошлин и сборов) складирования продукции силами посреднических организаций и транспортных баз общего пользования (на подъездах к основным магистралям). Совмещение функций долговременного и кратковременного хранения продукции характерно для новых складских баз в ряде зарубежных стран, в том числе в Японии в связи с принятой там программой создания центров материального распределения.

В России сочетание таких функций осуществляется сейчас в порядке эксперимента. Например, Павловское объединение автомобильного транспорта (Нижний Новгород) приняло на себя функции не только кратковременного, но и долговременного складирования продукции. Павловское объединение аккумулирует и обеспечивает поступившими на его склады материальными ресурсами предприятия области в соответствии с их оперативной потребностью.

Магаданская коммерческо-посредническая компания (склад продукции производственно-технического назначения) сочетает свою основную деятельность с операциями по перевалке грузов в Зеленомысском порту Якутии.

Взаимодействие по складским операциям между оптовыми посредниками и обслуживаемыми предприятиями организовано двумя способами: на договорной и интеграционной основе.

В первом случае осуществляется передача операций, связанных с логистическим процессом, посредникам и установление с ними договорных отношений. При этом как посредникам, так и предприятиям-клиентам выгодней иметь дело по логистическим услугам с одним или несколькими соответственно заказчиками и подрядчиками, чем со многими поставщиками либо потребителями и посредниками. Благодаря этому сокращаются транспортные расходы посредника, обеспечиваются более высокая надежность и лучшее качество обслуживания.

В случае взаимодействия на интеграционной основе оптовые посредники создают совместные с предприятиями-клиентами структуры.

Создание совместных структур обусловлено развитием производственных объединений, включающих территориально разобщенные предприятия, которые могут размещаться в разных областях. Из-за этого расширяется внутрипроизводственная сфера обслуживания складов головных предприятий в составе объединений, которая может сочетаться с отдельными функциями посреднических организаций, но реализуемыми уже в сфере производства.

В результате сочетания функций происходит кооперация либо объединение складских предприятий посреднических организаций с крупными складами готовой продукции поставщиков, выходными базами и кустовыми материальными складами потребителей.

Благодаря созданию интеграционных структур достигается маневренное и скоординированное использование складских мощностей, повышается эффективность эксплуатации и размещения складов, сокращаются повторные складские перевалки продукции.

4. Расчет площади складов

Оборудование для хранения грузов можно подразделить по роду хранимых материалов: для хранения штучных крупногабаритных, тарно-штучных, сыпучих, жидких и газообразных грузов в соответствии с физическим состоянием и характеристиками грузов.

Штучные грузы могут храниться на складах в штабелях (в плоских, стоечных или ящичных поддонах) или на стеллажах, типы и параметры которых зависят от хранящихся грузов, а также назначения склада, технологии переработки грузов, срока их хранения и других факторов.

Сыпучие грузы хранятся на открытых складских площадках в штабелях и траншеях различной формы и закрытых складах, а при небольших запасах - в бункерах различной формы.

Жидкие грузы могут храниться на складах в таре (бочках, бутылях, барабанах) и наливом в резервуарах.

Для размещения материальных ресурсов важно определить общую площадь склада и количество оборудования для хранения материалов.

Общая площадь складов включает:

полезную площадь склада, т.е. площадь, непосредственно занятую хранимым материалом (стеллажами, штабелями), f пол;

площадь, занятую приемочными и отпускными площадками, f ;

служебную площадь склада, занятую конторскими и другими служебными помещениями, fcn;

вспомогательную площадь склада, занятую проездами и проходами, гвсп. Общая площадь будет равна:

Общая площадь:

общ = ƒпол + ƒпр + ƒсл + ƒвсп ( м2 ),

где

ƒпол - полезная площадь склада;

ƒпр - площадь, занимаемая приемочными и отпускными площадками;

ƒсл - служебная площадь;

ƒвсп - вспомогательная площадь склада.

4.1 Определение полезной площади

Полезная площадь складов, хранящих металлы, метизы, инструменты, запасные части и другие изделия, определяется двумя способами: способом нагрузки на 1 м2 площади пола и способом коэффициента заполнения объема.

Способ нагрузки на 1 м2 площади пола является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:

ƒпол = qmax зап,

где qmax зап - величина установленного запаса соответствующего

σ материала на складе (т)

σ - нагрузка на 1 м2 площади пола (т)

С помощью коэффициента заполнения объема емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и т.п.) определяется по формуле:

qоб = Vоб * γ * β

где Vоб - геометрический объем соответствующего оборудования, м3;

γ - удельный вес материала или изделия, т/м3;

β - коэффициент заполнения объема (плотности укладки).

Зная количество материала, подлежащего хранению qmaxзап, потребное количество оборудования (ячеек, стеллажей, штабелей) п определяем по формуле:

п = qmaxзап: qоб

Зная в плане габаритные размеры принятого оборудования и потребное его количество, определяем полезную площадь склада для хранения данного вида материала:

fпол = I * b * n = f пол* n (м2)

где I - длина соответствующего оборудования для хранения, м;

b - ширина, м.

Подсчитав таким образом полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.

.2 Определение площади, занятой приемочными и отпускными площадками

На складах с большим объёмом работ приемочные и отпускные площадки устраиваются отдельно, а с малым объемом работ вместе. Необходимая площадь приемочной площадки:

ƒпр = Qr пос * k * t,

где Qr пос -годовое поступление материала (т);

360 * σ1 σ1 - нагрузка на 1 м2 площади т, принимается примерно

,25 от σ ( т/м);- коэффициент неравномерности поступления материала

на склад (1,2 - 1,5 )- количество дней нахождения материала на приемной

площадке (до 2 дней )

Размер отпускной площадки определяется аналогично.

.3 Определение служебной площади

Площадь конторы склада рассчитывается в зависимости от числа работающих.

При штате склада до трех работников площадь конторы принимается по 5 м2 на каждого человека; от 3 до 5 - 4 м2, при штате более 5 работников - по 3,25 мг на человека.

.4 Определение вспомогательной площади

Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно-транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:

А = 2B + ЗС,

где А - ширина проезда, см;

В - ширина транспортного средства;

С - ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15- 20 см).

В абсолютных величинах ширина главных проездов (проходов) принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м.

Высота складских помещений от уровня пола до затяжки ферм или стропил принимается обычно от 3,5 до 5,5 м. В тех случаях, когда склад оборудуется мостовым краном, его высота рассчитывается и может достигнуть 8 м*.

При приближенных расчетах общая площадь складов F может определяться в зависимости от полезной площади f пол через коэффициент использования L по формуле:

Fобщ = ƒпол 2 ),

Значение величины где L и σ для различных складов приведены в таблице приложения 4 файла материалов.

5. Подъемно-транспортное оборудование и определение его потребности

Все погрузочно-разгрузочные машины делятся на машины периодического (циклического) действия (краны, тельферы, погрузчики), машины, перемещающие грузы отдельными подъемами или штуками через некоторые интервалы времени, и машины непрерывного действия (конвейеры, элеваторы, пневматические устройства), перемещающие груз непрерывным или почти непрерывным потоком. С характеристиками этого оборудования следует знакомиться по справочникам подъемно-транспортных машин [11].

Количество подъемно-транспортного оборудования А рассчитываем по формуле:

A = Q * KH / Р

где Q - количество перерабатываемого груза, т;

КH - коэффициент неравномерности поступления груза;

Р - производительность оборудования, т.

В числителе величины известные, а вот производительность машин и механизмов необходимо рассчитать.

Производительность крана Рк зависит от веса подъема груза qo и числа циклов машины за 1 ч непрерывной работы nц:

Рк = qo * nц

Количество циклов работы машины за 1 ч (3600 сек) зависит от продолжительности одного цикла ее работы Тц и выражается в секундах:

nц = 3600: Тц

Время цикла работы крана Тц складывается из времени, необходимого для производства отдельных элементов цикла, с учетом одновременного выполнения (совмещения) некоторых из них:

Тц = Kc * (t1 + t2 +…+ tm ),

где Кс - коэффициент, учитывающий сокращение времени цикла при совмещении нескольких операций;

m - число элементов цикла работы крана;

t - время, затраченное на выполнение отдельных элементов цикла, сек.

Часовая производительность погрузчика Рп определяется по общей формуле для машин периодического действия:

Рп = 3600* q / Тц (т/ч).

Общая часовая производительность машин непрерывного действия определяется следующим образом:

Р = 3,6 * q * V (т/ч),

где q - вес груза на одном погонном метре несущего элемента машины, кг; V - скорость грузонесущего элемента машины, м/сек.

6. Показатели работы складов

Емкость склада определяется по формуле:

Емкость склада:

= Fс *qт,

где Fс - площадь используемая под непосредственное

Складирование груза ( м2 )т -удельная нагрузка (т/м2)

Полное время от получения заказа до поставки партии товаров включает в себя время оформления заказа; время изготовления (если заказанные товары еще не изготовлены), время упаковки, время отгрузки и время доставки.

Средний срок хранения груза на складе

ср хр = ∑tq,

где ∑tq - общее количество тонно-дней хранения за период

∑Q ∑tq = tхр 1*Q1 + tхр2 * Q2 +…….+tхр n * Qn (т дн)

∑Q - общее количество груза, прошедшего через склад

Коэффициент использования емкости склада

Кс = Е * Т,

где Е - емкость склада (т)

∑tq Т - период работы склада (дн )

Оборот склада:

По = Т/ tср хр

Пропускная способность склада характеризует количество груза, которое может пройти через склад за определенный период (месяц, год) при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения:

Пропускная способность склада:

Пскл = Е * Т или Пскл = Е * По

tср хр

Коэффициент использования оборудования во времени Квр

определяется по формуле:

Квр = Тф / Тк - Тпл

где Кф - фактическое время работы на грузовых операциях;

Тк - общий календарный период, ч;

Тпл - плановый ремонт, ч

Коэффициент использования оборудования по производительности Кпр рассчитывается по формуле:

Кпр = Рф / Рпл

где Рф - фактическая производительность, т; Рпл - плановая производительность, т.

6.1 Выбор оптимального варианта системы складирования

Альтернативный выбор оптимального варианта системы складирования осуществляется после технико-экономической оценки каждого варианта. В качестве критериев оценки могут быть применены:

  1. показатель эффективности использования складской площади и объема;
  2. показатель общих затрат на тонну товара, связанных с оснащеннестью склада по данному варианту.

Показатель эффективности использования складской площади и объема позволяет оценить, насколько эффективно используется складское пространство при установке конкретных видов оборудования, а экономический показатель дает возможность оценить затраты, связанные с их приобретением и эксплуатацией.

Коэффициент полезно используемой площади Кs, равен отношению площади, занятой под складирование (под технологическое оборудование) Sгр, к общей площади склада Soc, т.е.

Коэффициент полезно используемой площади:

Кs = Sгр / Sос,

где Sгр - площадь занятая под складирование

Sос -общая площадь склада

Коэффициент полезно используемого объема:

Кv = Vгр /Vо с,

где Vгр - складской объем, занимаемый оборудованием, на котором

хранится груз ( м3)

V о с - общий складской объем

Экономическим критерием при оценке вариантов систем складирования может быть показатель общих затрат на тонну товара, связанных с оснащенностью склада. Он рассчитывается как сумма единовременных и текущих затрат.

Показатель общих затрат на тонну товара:

О з = Э + К * 0,29 (руб/т), Э - текущие затраты

,29 - коэффициент эффективности капиталовложений

Единовременные затраты определяются по формуле:

К = Ст .

n * Q

Ст - стоимость оборудования

Q - вес товара, размещенного на складе (т )

При альтернативном выборе системы складирования на основе применяемого при этом оборудования оптимальным является вариант с максимальным значением показателя эффективности использования складского объема при минимальных затратах.

логистика склад издержки цикл товар

ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК

Понятие закупочной логистики Функции закупочной логистики

Возрастание роли закупочной логистики в современных условиях

Понятие закупочной логистики. Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:

  1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.
  2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.
  3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.

Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы.

Функции закупочной логистики. Логистика закупок выполняет следующие функции:

  • формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
  • получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
  • выбор поставщиков;
  • определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
  • согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
  • контроль за сроками поставки материалов;
  • входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
  • доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
  • поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
  • Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.
  • Возрастание роли закупочной логистики в современных условиях. Переход к рыночной экономике определяет роль и возрастающее значение закупочной логистики в общественном производстве.
  • Рыночные условия вызвали к жизни ряд существенных изменений в сфере материально-технического обеспечения производства. Среди них особенно важными оказались:
  • давление быстро растущего ассортимента продукции, запрашиваемой рынком;
  • сокращение времени внедрения в производство новой продукции, ускоряющей расширение ассортимента;
  • сокращение длительности производственного цикла;
  • обострение конкуренции между производителями на фоне насыщения рынка нужными товарами.
  • Все эти изменения привели к тому, что различные виды деятельности предприятия - производство, экономика, финансовая деятельность стали все больше зависеть от состояния материально-технического снабжения. Выяснилось, что в системе снабжения есть обширные зоны неэффективности, рационализация которых может дать большую экономию. Возникла необходимость реализации новых подходов к организации процессов материального обеспечения производства и управления им.
  • В результате проведенных в 70-80-е годы научных исследований и осуществления практических действий по совершенствованию системы материального обеспечения производства была сформулирована концепция закупочной логистики, соответствующая условиям функционирования сфер материального производства и обращения товаров в условиях рынка.
  • Процесс приобретения материалов и его основные стадии
  • Составление заявок
  • Анализ заявок
  • Выбор поставщиков

Похожие работы на - Основы логистики

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!