Психологический стресс

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологический стресс

Содержание

Введение

І. Теоретическая часть - стресс и успешность

. Стресс, как современное явление

. Профессиональный стресс

. Стресс в семье

. Связь семейного и профессионального стресса

. Успешность и стресс

. Значимость стрессовых факторов

ІІ. Эмпирическая часть

. Проведение эмпирического исследования

. Анализ и интерпретация результатов

. Возможности преодоления стресса

Заключение

Список литературы

Введение

Рассматривая условия современной жизнедеятельности индивидов, мы можем проследить следующие тенденции: происходит всё большее нарастание потока информации и ускорение темпа жизни, изменяются условия жизни человека. При этом сохраняется стремление к успешности, полной адаптации к новым условиям, что не может не затрагивать умы ученых по всему миру.. Проблемой стресса интересуются психологи, социологи, врачи, бизнесмены, руководители крупных компаний, а также рядовые граждане. Именно то, как мы адаптированы к актуальной действительности, определяет нашу успешность.

В наше время при приеме на работу в обязательных требованиях почти всегда можно найти слово «стрессоустойчивость». И действительно, человек, бурно реагирующий на негативные факторы среды, менее эффективен в своей деятельности. Другое дело, что это правило работает не всегда. Некоторые виды стресса, как выясняется на практике, оказываются весьма полезными для работодателей: зачатую, по словам управленцев, работник, имеющий ряд проблем вне рабочего места, более активно проявляет себя на рабочем месте и приносит ощутимую пользу компании. С другой стороны, возникает вопрос о том, насколько вредно для человека подобное положение дел, не является ли моментный успех на работе ещё большим углублением имеющийся ситуации. Так или иначе стресс стрессу рознь: последствия от стресса в семье и от профессионального стресса различны, а порой и прямо противоположны. Этот вопрос мы бы и хотели рассмотреть в своей курсовой работе.

Широта и интенсивность распространения явления стресса достигла очень широкого масштаба. В связи с этим возникли и продолжают создаваться многочисленные технологии борьбы со стрессом, профилактики стресса, защиты от стрессовых воздействий. Но, как мы заметили, в основном рассматривается конкретный отдельно взятый индивид. Хотя ни раз было оговорено, что стресс высвобождает наш потенциал и двигает нас на пути развития, всё таки превалирует мысль, что стресс - это нечто негативное и с ним нужно обязательно бороться. Мы решили взглянуть на проблему стресса несколько с иной точки зрения, решив рассмотреть семейный стресс, как один из факторов успешности. Отсюда вытекает гипотеза нашего исследования, которая состоит в том, что индивиды, имеющие значительные сложности в семье (стресс в семье), более успешны в работе, чем их коллеги.

Объектом исследования служит психологический стресс. Подробнее будет рассмотрен вопрос взаимосвязи уровня семейного стресса и профессиональной успешности. Для того, чтобы проверить гипотезу необходимо продумать план исследования, сформировать подходящую выборку, выбрать методы исследования и методы анализа результатов.

Это исследование может дать толчок к возникновению научных способов борьбы со стрессом в одних сферах путем повышения эффективности в других, а так же, исходя из взаимосвязи стрессоров, позволит усовершенствовать методы адаптации индивида в современном мире.

профессиональный стресс семья успешность

І. Теоретическая часть - стресс и успешность

. Стресс, как современное явление

И мука эта была манной небесной, которую послал господь людям,

пребывающим в пустыне 40 зим и находившимся в большом стрессе!

Роберт Маннинг

Столетиями тому назад слово «стресс» применялся для обозначения своего рода пыток, направленных для разоблачение преступников. Прошло некоторое количество времени и стрессу дали научное определение. Стресс - это универсальная, неспецифическая (то есть независящая от характера стрессора) приспособительная реакция организма к изменившимся условиям. Ганс Селье в своей работе "Стресс жизни" пишет: "С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым».

Удивительно, но такой короткий термин отражает три основные аспекта, на которых сконцентрировано внимание современных исследований стресса: стресс как ситуация или присущие ей риск-факторы, требующие дополнительной мобилизации и изменений в поведении человека; стресс как состояние, включающее целую палитру специфических физиологических и психологических проявлений; стресс как отсроченные негативные последствия острых переживаний, нарушающих дееспособность и здоровье человека. При этом полагается, что стресс - это скорее адаптивная реакция, когда индивид сталкивается с реальной опасностью. Но сегодня большинство людей продолжают считать стресс пыткой и стремятся его избежать. Но, как уже отмечалось, стресс связан как с приятными, так и с неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Мы в своей работе нацелены на изучение дистресса, негативной и неприятной стороны этой универсальной реакции. Оно и неудивительно: хоть стресс и дан нам природой как глобальный механизм мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникающих затруднений, печальная картина болезней и различных форм дезадаптации заставляет думать, что стресс - всегда плохо. Более того, описание положительных сторон стресса можно встретить лишь в классических источниках, в более новой литературе, в многочисленных статьях в журналах и на просторе интернета стресс понимается как крайне негативный фактор.

Состояние стресса вызывает существенные сдвиги со стороны сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, психофизиологическая сущность которых заключается в упреждающей их активизации, необходимой для готовности к физическому напряжению. Факторы, вызывающие стресс (стрессоры) различны, но они пускают в ход единый механизм ответа, на физиологическом уровне. Возникающие же при стрессе сдвиги - это проявление сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции. Такая мобилизация была бы весьма удобна, если бы мы не жили в современном обществе, и опасность угрожала бы только нашей жизни и здоровью, а не чувству гордости, самооценке, профессиональной деятельности, нашему взаимодействию с семьей. Всё больше возникает ситуаций, когда мы вынуждены подавлять нашу естественную адаптивную активность, возникающую по поводу реакции стресса и сдерживать себя от предусмотренного природой поведения - борьбы или бегства. Таким образом, состояние, которое столетиями назад было важным защитным механизмом, в современном мире превратилось в основной источник заболеваний. Но вот что удивительно: стараясь избежать стрессирующих факторов в одной сфере нашей жизни, мы начинаем полностью погружаться в другую; судя по всему, мы стали находить такие защитные механизмы, которые помогут нам не только избежать (или убежать от) последствий стресса, но добиться успехов в другой сфере жизни.

Примечательно, что если на уровне физиологии реакция на стресс весьма схожа, то на психологическом реакция у различных индивидов разнообразна и непредсказуема. У В.А.Бодрова можно встретить следующее определение: психологический стресс - своеобразная форма отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Круг стрессоров, существенных для развития психологического стресса, весьма широк. «В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий. Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации», исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психологического стресса от характеристик среды. Стоит ли говорить о том, что каждый индивид по-своему справляется, или, можно сказать, по-своему не справляется, со стрессом. Форма ответа на стрессогенное воздействие вырабатывается индивидом по мере того, как он продолжает взаимодействовать с ситуацией через процессы оценки сигналов, выработки стратегии поведения и так далее - личностная реакция в этом процессе является определяющей. При менее интенсивном и медленном воздействии экзогенных факторов роль личностной реакции проявляется более отчетливо. Тем не менее, мы полагаем, что не удивительно, когда индивид при наличии проблем старается удаляться от зоны их возникновения, если не сразу старается их разрешить. В данном исследовании мы, естественно, будем рассматривать усредненный вариант, будем использовать для всех респондентов одни опросники.

. Профессиональный стресс

Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша!

Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!

Максим Горький

В жизни современного делового человека постоянно возникают проблемы, решить которые очень непросто либо и вовсе невозможно. В результате накапливается нервно-психическое напряжение, которое мешает полноценно жить и работать. Это ведет к так называемому профессиональном стрессу.

Сначала обозначим, почему такое большое внимание уделяется этому виду стресса. Во-первых, это один из самых распространенных видов стресса. Индивид, по сути, помещен в среду, в которой уже выработаны свои условия существования, где чаще всего за него решают, как, где, когда, как долго, и главное, с кем ему работать. Конечно, у всех есть выбор, но когда это выбор касается профессиональной среды, то человек оказывается в довольно стесненных рамках, по крайней мере, пока не достигнет высокого уровня, но и тогда не факт, что он не будет подвержен стрессу. Дело в противоречии целей организации и целей сотрудника; сколько бы не было попыток уровнять эти цели, организация всегда желает, чтобы сотрудник работал больше, а зарабатывал меньше, сотрудник же имеет прямо противоположную точку зрения. Отсюда конфликты, расстройства, стресс. Во-вторых, владельцы престижных компаний весьма заинтересованы в том, чтобы заботиться о здоровье своих сотрудников. Дело, конечно, не в проявлении гуманности, а в том, что стресс на работе выливается в немалые убытки. Этот факт проверен практикой и оглашается во многих деловых журналах, психологических книгах, научных статьях, да и просто в разговорах между работниками. Убытки в результате стресса оценивают в миллиарды долларов ежегодно, так как сюда включаются не только издержки из-за снижения производительности труда, но также и оплата больничных и стоимость амбулаторного лечения. Профессиональный стресс ведет к неэффективным решениям, прогулам, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, а также к ухудшению состояния здоровья в целом. Всё это, в свою очередь приводит к увольнению, а значит необходимы средства на обучение новых сотрудников. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% - жесткие сроки ее выполнения, 40% - ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% - на боль в области шеи и плеч, 23% - на усталость, 28% - на стресс и 33% - на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.

Характерным является то, что на ранней стадии стресс может привести к повышению интенсивности и эффективности работы служащего. Поэтому признание работника «я выполняю работу лучше в условиях давления» чаще всего нам кажется правильным и логичным. Однако, если в таких условиях развивается его недисциплинированность, резко повышается его возбудимость и т.д., то выполнение рабочих операций замедляется, а здоровье человека начинает постепенно ухудшаться.

В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, роста конкурентности проблемы управления профессиональными стрессами становятся все более актуальными.

С позиции профессиональной деятельности человека стресс понимается как результат дисбаланса между наличными внутренними ресурсами работающего человека и требованиями внешней среды, воплощенными в особенностях конкретной трудовой ситуации. Джеррольд Гринберг включил в понятие стресса на работе стресс, возникающий и за пределами рабочего места: в его модели профессионального стресса присутствуют такие факторы, как семейные проблемы, финансовые трудности, жизненные кризисы и так далее. Его поддерживают и другие исследователи в этой области, что не удивительно, так как человек функционирует как целостное существо и все сферы его жизни неразрывно связаны между собой. В данной работе мы рассматриваем профессиональный стресс только в контексте работы индивида, хотя ни в коем случае не утверждаем, что все обозначенные характеристики не связаны между собой.

Мы берем для рассмотрения следующие аспекты профессионального стресса:

1.Организационный, включая систему оплаты, ясность целей организации, её приоритеты, график работы, социальную и прочую защищенность, политику организации и так далее.

2.Рабочий, включая время, скорость, самостоятельность, участие в принятии решений, наличие нужных навыков и тому подобное.

3.Межличностный, включая все аспекты взаимодействия с начальством и коллегами.

4.Физический, включая место работы, безопасность собственности, условия работы.

Постоянные стрессы на работе могут привести к так называемому профессиональному выгоранию, неблагоприятной реакции на стресс на психологическом, поведенческом и физиологическом уровне.

В результате стрессов на работе человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость, эмоциональное истощение, появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.

. Стресс в семье

Есть в семейных отношениях нечто такое, что делает их уникальными.

Д. Гринберг

Даже самая прочная семья - не прочнее карточного домика.

Джордж Сэвил Галифакс <#"justify">1)Финансовый аспект, включая распределение дохода.

)Ролевой аспект, включая положение индивида в семье, решение семейных вопросов и тому подобное.

)Эмоциональный аспект, включая уважение, заботу, поддержку, доверие и так далее.

)Аспект совместимости, включая общие интересы, сексуальную удовлетворенность, друзей супругов.

Выделение аспектов весьма условно, так как они переплетаются и близки друг с другом. Мы не берем такие факторы, как усыновление, опеку, неполные семьи.

О браке говорят, что это тяжелая работа, стрессы в семье вызывают нарушения как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. И если, скажем, от стресса на работе можно укрыться в уютном гнездышке семьи, то от стресса в семье так просто не убежишь, хотя как показывает практика, как и семья может поглотить стресс на работе, так и работа, возможно, есть один из способов индивидуальной борьбы (бегства) с семейным стрессом.

. Связь семейного и профессионального стресса

Единственное спасение в душевном горе - это работа.

Петр Чайковский <#"justify">Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины.

Марк Туллий Цицерон <#"justify">1.Общее описание: в эксперименте принимают участие менеджеры продаж различного пола и возраста. Суть эксперимента состоит в следующем: каждому испытуемому предлагается набор методик, которые позволяют выяснить наличие стресса в семье и наличие профессионального стресса по факторам (описание методик последует ниже). Кроме этого мы узнаем заработную плату за последние три месяца (в среднем). Далее мы проверяем взаимосвязи по результатам каждой из методик. В большей степени нас интересует связь результатов по методики на выявление наличия факторов стресса в семье и заработная плата. Нужно отметить, что заработная плата сотрудников четко соразмерима эффективности их работы: существует единая система подсчета денег за проданный товар. В результате мы после статистической обработки полученных результатов проверяем подтверждение или опровержение гипотезы.

.Формирование выборки: для исследования мы решили взять людей, имеющих наиболее стрессовую профессию, при этом это должны быть не руководители. Идеальный вариант для данного исследования - это менеджеры продаж и продавцы-консультанты, имеющие дело с достаточно дорогим товаром. Мы выбрали сотрудников магазинов бытовой и аудио-видео техники, в которых система оплаты одинакова, а также приблизительно соразмеримо количество продаж в месяц. В исследовании принимает участие 29 человек, все мужчины. Все они женаты или живут со своей девушкой. Выбор одних мужчин неслучаен, так как в подобной профессии женщины в большинстве случаев имеют меньший заработок.

.Прежде проведения исследования состоится предварительное знакомство и беседа с участниками исследования. Хотя на бланках обозначена инструкция, она проговаривается каждому испытуемому, делается акцент на анонимности (так как мы узнаем заработная плату), мы также отвечаем на вопросы респондентов.

.В ходе исследование участникам были предложены для прохождения следующие методики:

.1 Методика определения превалирования сферы стрессоров: семейных или профессиональных (приложение №1). Методика разработана с помощью методики определения индекса качества жизни Роберта С. Элиота с той разницей, что мы взяли лишь две сферы жизни, а не 34. Опросник содержит в себе категории оценки характера отношений индивида с окружающей средой в двух упомянутых сферах от 1 до 9. Испытуемому предлагается оценить каждый из пунктов числом баллов, которые наиболее точно отражает его состояние. Наибольшая стрессовость - 1, наименьшая - 9.

.2 Методика, направленная на определение наличия факторов стресса в профессиональной сфере (приложение №2).Опросник содержит в себе таблицу, в которую занесены возможные характеристики индивида, как сотрудника организации. Участнику необходимо будет, используя имеющуюся шкалу и обводя соответствующую цифру, оценить, насколько каждый из критериев характерен для его профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что в центре нашего внимания - семейный стресс и успешность, индивид может испытывать трудности как на работе, так и в семье. Если присутствует профессиональный стресс, то возможное влияние семейного на успешность подавляется. Использование методик на определение профессионального стресса поможет частично обеспечить чистоту исследования. Кроме того, мы сможем проследить, производительность индивидов, испытывающих напряжение на работе, отличается от производительности индивидов, посчитавших, что они не имеют выраженных проблем, связанных со своей профессией.

.3 Методика, направленная на удовлетворенность / неудовлетворенность работой (приложение №3). Методика содержит в себе таблицу, которую занесены потребности сотрудника касательно работы. Участнику необходимо будет, используя имеющуюся шкалу и обводя соответствующую цифру, оценить, насколько каждый из пунктов соответствует его профессиональной деятельности.

.4 Методика на определение наличия факторов стресса в семье (приложение №4). Методика содержит таблицу, в которую занесены возможные характеристики индивида, как члена семьи. Участнику необходимо будет, используя имеющуюся шкалу и обводя соответствующую цифру, оценить, насколько каждый из критериев соответствует его позиции в семье.

.5 Методика на удовлетворенность / неудовлетворенность от пребывания в семье (приложение №5). Методика содержит в себе таблицу, в которую занесены потребности человека относительно его семьи. Участнику необходимо будет, используя имеющуюся шкалу и обводя соответствующую цифру, оценить, насколько каждый из пунктов соответствует удовлетворенности его потребностей в семье.


В ходе исследования мной была проделана следующая работа: все ответы испытуемых заносились в таблицу, просчитывался общий балл по каждому опроснику (таблица результатов в приложении 8), и затем при статистической обработке с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были получены результаты, которые сведены в таблицу 1. Колонки и строки означают следующее: профессиональные стрессоры - наличие стрессоров на работе (методика), профессиональные потребности - степень (методика 3), стрессоры в семье - наличие стрессоров в семейной жизни (методика 4), потребности в семье - степень удовлетворения потребностей в семейной жизни (методика 5), стресс в семье/ стресс на работе - степень преобладания семейного стресса над рабочим (методика 1), заработная плата - заработная плата в тысячах рублей в среднем за последние три месяца.

На таблице значимые корреляции выделены шрифтом и подчеркнуты. Как можно увидеть, имеются как положительные, так и отрицательные корреляции.

Таблица 1

Профессиональные стрессорыПрофессиональные потребностиСемейные стрессорыПотребности в семьеСтресс в семье/ стресс на работеЗаработная платаПрофессиональные стрессоры -0,5900,174-0,277-0,204-0,488Профессиональные потребности-0,590 -0,2320,2550, 1300,347Семейные стрессоры0,174-0,232 -0,9110,6860,220Потребности в семье-0,2770,255-0,911 -0,683-0,101Стресс в семье/ стресс на работе-0,2040,1300,686-0,683 0,281Заработная плата-0,4880,3470,220-0,1010,481

На таблице значимые корреляции выделены шрифтом и подчеркнуты. Как можно увидеть, имеются как положительные, так и отрицательные корреляции.

. Интерпретация полученных данных.

В данном исследовании мы не ставили целью измерить уровень стресса испытуемых, мы хотели лишь отследить взаимосвязи, которые, как оказалось, имеются.

Некоторые корреляции весьма логичны:

)Чем больше стрессирующих факторов присутствуют на работе, тем менее удовлетворены потребности, связанные с профессией (-0,59), так как эти две составляющие напрямую зависят друг от друга.

)Также, производительность труда ниже, а следовательно, ниже и материальная успешность, когда работника что-то не устраивает на своем рабочем месте, так как чем больше стрессоров в профессиональной среде, тем ниже его заработная плата (-0,49).

)Сопоставив эти две связи, можно с суверенностью сказать, что неудовлетворение профпотребностей значительно снижает эффективность сотрудника; это подтверждают и цифры ( 0,35). В большой степени результаты связи наличия стрессоров и удовлетворения потребностей можно переложить и на семейную сферу: чем больше стрессирующих факторов в семье, тем меньше степень удовлетворения потребностей (-0, 91). Верно и обратное: возможно, если потребности в семье не удовлетворяются, то и стрессоров больше. Это же относится и к профессиональной сфере. Но понятие стрессора и удовлетворения потребности очень близки и тесно переплетаются друг с другом, поэтому мы не будем пытаться найти здесь какие-то предельные основания.

)Из таблицы видно, что тесно связаны преобладание семейного стресса и наличие стрессоров в семье (0, 69). Примечательно, что с профессиональными стрессорами обратной корреляции не наблюдается. На наш взгляд, семейный стресс оказался более выражен в оценках и именно с семейным стрессом связаны самые весомые корреляции. Это подтверждает наше заявление о том, что семейные проблемы всегда проявляются боле остро и переживается более глубоко, чем проблемы в других сферах.

)Аналогично, чем меньше удовлетворены потребности, связанные с семейной жизнью, тем сильнее преобладает семейный стресс (-0,69).

Гипотеза не подтвердилась, несмотря на некоторые практические доказательства этого. Возможно, случаи, когда семейный стресс повышает эффективность сотрудника единичны. Кроме того, сам метод опросника представляет собой усредненный вариант, в котором выражается именно субъективное мнение индивида. Поэтому, в дальнейшем планируется добавление идеографических методов исследования для более объективного понимания психологии индивида.

. Возможности преодоления стресса

Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.

Ганс Селье

Учитывая предыдущие размышления о стрессе возникает закономерный вопрос: можно ли избежать стресса, а следовательно, всех его негативных последствий? Правильным ответом здесь будет: нет, это невозможно. Можно избежать усугубления стрессовой ситуации, но убежать от стресса в принципе нереально, так как, какие бы негативные стороны ему не приписывались, всё же он есть адаптивная реакция.

Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением стрессовых ситуаций. С некоторыми из них нам удается справиться без видимых потерь, другие надолго выбивают из седла, заставляя нас долго и мучительно переживать его последствия. Стресс присущ самой нашей жизни, он - неотъемлемый компонент существования. Полностью избежать стрессов нельзя, но можно научиться управлять стрессовыми ситуациями, что особенно важно в современных условиях жизни. Можно структурировать единую стратегию управления стрессом:

Информированность - это означает признание того, что человек находится в состоянии стресса, и он должен принять меры для снижения стресса. Мышечное напряжение, сердцебиение, боль в груди, боль в животе, головная боль, боль в пояснице и выпадение волос могут быть симптомами стресса, а не болезни.

Диагностика. Причины стресса в современной жизни многочисленны: действие внутренних факторов, таких как работа, домашняя жизнь и угроза терроризма, внутренние стрессовые факторы, такие как негативный характер мышления и беспокойство. Утрата контроля над жизненными обстоятельствами, в особенности на рабочем месте и в семье - это стрессовые факторы, вызывающие существенное увеличение заболеваемости. Путем идентификации наиболее важных факторов стресса человек может создать стратегический план профилактики и лечения стресса.

Техника. Специфическая техника может помочь рассеять и нейтрализовать неблагоприятные воздействия на здоровье при наиболее острых стрессовых ситуациях. Применение этих методов в ходе естественного образа жизни может помочь защитить от хронического стресса. Быстрые методы и инструменты управления образом жизни лежат в основе эффективных усилий по управлению стрессом. Это могут быть и аутогенные тренировки, и медитация, и работа с дыханием и различные тренинги, но, скажем при семейном стрессе, достаточно будет просто поговорить с родными и поставить все точки над i, или попросить поддержки у родных при наличии профессионального стресса. Техники различны, способы управления стрессом многочисленны.

На Западе в нелегком деле борьбы со стрессом уже собаку съели. В США, например, в некоторых фирмах официально разрешено ругаться на рабочем месте, и разработаны даже специальные методические руководства по использованию ругательств. В Японии в некоторых компаниях сделаны специальные манекены «для битья». А вот шведы, например, чтобы снять стресс, сливаются с природой, гуляя по оранжереям и разглядывая яркие экзотические цветы и пестрых бабочек. В России также стараются вырабатывать какие-то техники борьбы с негативным стрессом. На наш взгляд, лучше всё-таки предупреждать возникновение таких ситуаций, которые могут привести к стрессу, а также лучше изучать себя, чтобы заранее знать, что может вызвать срывы, депрессию, стресс. Как говорил о стрессе главный специалист по нему Ганс Селье, «стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».

Заключение

В данной работе рассматривался вопрос взаимосвязи стресса и успешности, двух категорий, которыми интересуются всё больше и больше. В исследовании была выдвинута гипотеза, согласно которой индивиды, имеющие значительные сложности в семье, более успешны в работе, чем их коллеги. Основана она была, во-первых, на жизненных замечаниях реального руководителя, а во-вторых, на параллели: человек, имеющий проблемы на работе, зачастую находит поддержку в семье. Гипотеза не была подтверждена в данном исследовании, но это не дает основания думать, что она неправомерна. На наш взгляд, на исследование влияли посторонние факторы: проводилось оно на работе участников; возможно, поэтому профессиональные оценки были не явно выражены, так как на глаза сотрудникам постоянно попадалось руководство. Кроме того, возможно, ответы респондентов не были достаточно честны по той же причине и по причине незнания исследователя. Выборка была не совсем репрезентативна, в исследовании участвовали мужчины приблизительно одного возраста одной профессии. То есть распространять данные на всех мы не можем. В дальнейшем мы хотели бы исправить возможные неточности в организации и проведении исследования, а также дополнить его выявлением других факторов (например, соотношение личностных характеристик). Кроме того, возможны дополнительное более углубленное изучение данного вопроса.

Список литературы

1.Бодров В.А., Орлов В.Л. Психология и надежность: человек в системах управления техникой // «Институт психологии РАН», 1998.

2.Бакштанский В.А., Жданов О.И. Менеджмент жизни: стратегия личной эффективности // Новая психология эффективности // "Беловодье", 2006.

.Гринберг Д. Управление стрессом // "Питер", 2004.

.Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982

.Журнал "Кадры предприятия". Статья из номера N5 / 2004, В, Сердюк «Менеджмент стресса на рабочем месте»

6.Matich and L. Sims, A Comparison of Social Support Variables Between Women Intend to Breast or Bottle Feed// Sosial Science Medicine 34. 1992

.J. S. House, Worc Stress and Social Support, 39. 1981

8.Также использовалась информация со следующих сайтов:

www.medikal.ru/psyhiatry.sunhome.ru/psychology

Похожие работы на - Психологический стресс

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!