Психологическая готовность к школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическая готовность к школе

Основные данные о работе

Версия шаблона2.1ФилиалНижегородскийВид работыКурсовая работаНазвание дисциплиныВозрастная психологияТемаПсихологическая готовность к школеФамилия студентаФроловаИмя студентаМаринаОтчество студентаНиколаевна№ контракта09200090701039

Содержание

Введение

Основная часть

. Психологическая готовность к школьному обучению

.1 Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника

.2 Процедура определения психологической готовности к школе

. Варианты развития

. Экспериментальная часть

.1 Методики исследования

.2 Результаты исследований

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Проблема готовности к школьному обучению становится особенно острой и практически значимой в связи с тем, что имеется выбор сроков, когда отправлять ребенка в школу, и выбор типа школы, класса и характера образовательных услуг, какие будут ему под силу. Преждевременное включение в школьную жизнь затрудняет адаптацию ребенка к новым условиям и может вызвать нарушения в личном развитии: неуверенность, тревожность, потерю интереса к учебе, стремлению к избеганию неудач вместо усилий к достижению успеха.

Высочайшие требования жизни к организации воспитания и обучения принуждают находить, как заведено, новейшие, наиболее действенные педагогические подходы, нацеленные на приведение способов обучения в соответствие требованиям жизни. Необходимо подчеркнуть то, что в этом смысле неувязка готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особенное значение. Вообразите себе один факт о том, что с ее решением соединено определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. Все знают то, что в тоже время от ее решения как раз зависит удачливость следующего обучения малышей в школе.

Основной целью определения психической готовности к, как многие выражаются, школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Возможно и то, что для удачного решения данной трудности в ближайшее время создаются, как мы с вами постоянно говорим, разные классы, в задачку которых, наконец, заходит воплощение личного подхода в обучении по отношению к детям как, как все говорят, готовым, так не, как все говорят, готовым к школе.

Подготовка малышей к школе - задачка как бы комплексная, обхватывающая все сферы жизни малыша. Как бы это было не странно, но психическая готовность к школе - лишь один из качеств данной задачки, но внутри этого нюанса, наконец, выделяются, как люди привыкли выражаться, разные подходы:

исследования, направленные на формирование у малышей дошкольного возраста определенных умений и способностей, нужных для обучения в школе;

исследование новообразований и конфигураций в психике малыша;

исследование генезиса, как всем известно, отдельных компонентов, как большая часть из нас постоянно говорит, учебной деятельности и выявление путей их формирования.

Исследование умений малыша сознательно, мягко говоря, подчинять свои деяния данному при поочередном выполнении словесных указаний взрослого. И даже не надо и говорить о том, что это умение связывается со способностью овладения общим методом выполнения, как все знают, словесных указаний, как многие думают, взрослого.

Чтоб, в конце концов, найти психическую готовность к, как люди привыкли выражаться, школьному обучению, психолог должен верно, вообще то, осознавать, для чего же он это как бы делает. Не для кого не секрет то, что можно выделить последующие цели, которым необходимо как бы следовать при диагностике готовности к школе: осознание особенностей психического развития малышей с целью определения личного подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

Выявление малышей, не, как многие выражаются, готовых к, как мы выражаемся, школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику, как заведено, школьной неуспеваемости.

Распределение будущих первоклассников по классам в согласовании с их, как большинство из нас привыкло говорить, «зоной наиближайшего развития», что дозволит, как заведено, каждому ребенку также развиваться в рациональном для него режиме, отсрочка на один год начала обучения малышей, не, как люди привыкли выражаться, готовых, как многие думают, к школьному обучению.

По итогам, как многие думают, диагностического обследования, стало быть, могут создаваться, как мы выражаемся, особые группы и классы развития, в каких ребенок сумеет наконец-то приготовиться к началу периодического обучения в школе.

Основная часть

1. Психологическая готовность к школьному обучению

1.1 Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника

Личностная готовность к школьному обучению выражена как становление самосознания ребенка. Он выделяет себя из семейного окружения, противопоставляет себя товарищам. Из наиболее значимых форм поведения, из оценок окружающих складываются его представления о себе как члена общества. Появляется ролевое поведение, то есть система действий социально одобряемых, социально одобряемых соответствующих ожиданиям окружающих. Ребенок теряет непосредственность реакций, появляется манерничание (кризис 7 лет).1

Очень хочется подчеркнуть то, что Л.И. Божович, мягко говоря, охарактеризовывает это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность малыша в целом. Само-собой разумеется, конкретно оно и, наконец, описывает поведение и деятельность малыша, и всю систему его отношений к реальности, к себе и окружающим людям. И даже не надо и говорить о том, что стиль жизни школьника в качестве человека, занимающегося в публичном месте общественно, как большинство из нас привыкло говорить, весомым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву, наконец, «стать взрослым и реально, мягко говоря, осуществлять его функции» (Д.Б. Вообразите себе один факт о том, что эльконин).

Эмоциональное отношение к школе специально так сказать изучалось М.Р. Мало кто знает то, что гинзбургом с помощью, разработанной им, как мы выражаемся, уникальной методики.

Анализ результатов показал, что 6-ти летние малыши, как посещающие д/с, так и обучающиеся в школе, относятся к школе положительно. Как бы это было не странно, но и те и остальные охарактеризовывали школьников, как все знают, положительными прилагательными, а дошкольников - отрицательными.

С того момента, как в сознании малыша представление о школе получило черты, как всем известно, искомого стиля жизни, можно, в общем то, говорить о том, что его внутренняя позиция как бы получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Вообразите себе один факт о том, что и это значит, что ребенок психологически перебежал в новейший возрастной период собственного развития - младший школьный возраст. И действительно, внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно найти как систему потребностей и стремлений малыша, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Наличие же внутренней позиции школьника как бы находится в том, что ребенок решительно отрешается от дошкольно - игрового, индивидуально-непосредственного метода существования и проявляет ярко положительное отношение к, как мы привыкли говорить, школьно-учебной деятельности в целом и в особенности к тем ее сторонам, которые конкретно соединены с учением.

Таковая положительная направленность малыша на школу как на фактически учебное заведение - важная предпосылка, как люди привыкли выражаться, благополучного вхождения его в школьно-учебную реальность.

Не считая дела к учебному процессу в целом, для малыша, поступающего в школу, принципиально отношение к учителю, сверстникам и, как мы выражаемся, себе. Все давно знают то, что к концу, как заведено, дошкольного возраста обязана, наконец, сложиться таковая форма общения малыша, как мы с вами постоянно говорим, с взрослыми, как вне ситуативно - личностное общение (по М.И.Лисиной). Все знают то, что взрослый становится, как мы выражаемся, непререкаемым авторитетом, прототипом для подражания.

Классно-урочная система обучения, в общем то, подразумевает не только лишь особенное отношение малыша с учителем, да и специальные дела с иными детками. Необходимо отметить то, что новенькая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение для себя. Продуктивная учебная деятельность подразумевает адекватное отношение малыша к своим возможностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Все давно знают то, что о, как всем известно, личной готовности малыша к школе традиционно судят по его поведению на групповых упражнениях и во время беседы с психологом. Как бы это было не странно, но есть и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной), и особенные, как многие думают, экспериментальные приемы.

Определяя личностную готовность малыша к школе нужно как бы выявить и специфику развития сферы производительности. Ни для кого не секрет то, что производительность поведения малыша, в конце концов, проявляется при выполнении требований, определенных правил, задаваемых учителем, при работе по эталону. Вообразите себе один факт о том, что потому индивидуальности, как мы выражаемся, случайного поведения, в общем то, выслеживаются не только лишь при наблюдении за ребенком на личных и групповых упражнениях, да и при помощи, как мы выражаемся, особых методик.

Довольно обширно узнаваемый ориентационный тест как бы школьной зрелости Керна-Йирасека включает, не считая рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывания, как многие думают, письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по эталону. Все давно знают то, что подобна сиим заданиям методика Н.И. Вообразите себе один факт о том, что Гуткиной «Домик»: малыши срисовывают картину, изображающую домик, составленный из частей строчных букв. Очень хочется подчеркнуть то, что также есть наиболее обыкновенные методические приемы.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что задания А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков». Все давно знают то, что и мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв.

Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б. Эльконина - А.Л. Венгера. Очень хочется подчеркнуть графический диктант и «образец и правило».

Наиболее, как все знают, непростая методика «Образец и правило» подразумевает одновременное следование в собственной работе эталону (дается задание нарисовать по точкам точно таковой же набросок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя как бы проводить линию меж схожими точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Мало кто знает то, что таковым образом, методика выявляет уровень ориентировки малыша на, как мы с вами постоянно говорим, сложную систему требований.

Интеллектуальная готовность к, как многие выражаются, школьному обучению связана с развитием, как мы привыкли говорить, мыслительных действий - способностью, мягко говоря, обобщать, ассоциировать объекты, классифицировать их, выделять значительные признаки, делать выводы. Как бы это было не странно, но у малыша обязана быть определенная широта представлений, в том числе, как мы привыкли говорить, образных и, как всем известно, пространственных, соответственное речевое развитие, познавательная активность.

Исследование особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психологического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Необходимо подчеркнуть то, что для определения уровня, как люди привыкли выражаться, механического запоминания так сказать дается бессмысленный набор слов. Как бы это было не странно, но ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Возможно и то, что может употребляться (в, как мы привыкли говорить, сложных вариантах) повторное воспроизведение - опосля доп зачитывания тех же слов - и отсроченное воспроизведение, к примеру, через час опосля прослушивания.

Методика А.Р. Вообразите себе один факт о том, что лурии дозволяет также выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением, мягко говоря, планировать свои деяния. Необходимо отметить то, что ребенку дается задание уяснить слова при помощи рисунков: к каждому слову либо словосочетанию он сам, в общем то, делает лаконичный набросок, который позже, стало быть, поможет ему это слово воспроизвести, т.е. набросок становится средством, помогающим наконец-то уяснить слова.3 Уровень развития пространственного мышления выявляется, как большая часть из нас постоянно говорит, различными методами. Надо сказать то, что эффективна и комфортна методика А.Л. Венгера «Лабиринт». Не для кого не секрет то, что ребенку необходимо отыскать путь к определенному домику посреди остальных, неправильных путей и тупиков лабиринта. И даже не надо и говорить о том, что в этом ему помогают образно данные указания, мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Как бы это было не странно, но ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачки.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих проблем и подчинения собственных действий поставленной цели. Необходимо отметить то, что это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и наружными действиями, своими, как мы привыкли говорить, познавательными действиями и поведением в целом. Надо сказать то, что это дает основание считать, что уже в дошкольном возрасте, мягко говоря, возникает воля. Обратите внимание на то, что естественно, волевые деяния дошкольников

имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями, как многие выражаются, непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных эмоций и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение соц., а источник развития детской воли усматривал в отношениях малыша с миром вокруг нас. Всем известно о том, что при этом ведомую роль в, как многие выражаются, социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со как бы взрослыми. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в генетическом плане Л.С. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что Выготский разглядывал волю как стадию овладения своими действиями поведения. Очень хочется подчеркнуть то, что поначалу, как все говорят, взрослые при помощи слова регулируют поведение малыша, позже, усваивая фактически содержание требований, как все знают, взрослых, он равномерно так сказать начинает при помощи своей речи регулировать свое поведение, делая тем значимый шаг вперед по пути волевого развития. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что опосля овладения речью слово становится для дошкольников, не только лишь средством общения, да и средством организации поведения.

В протяжении, как мы выражаемся, дошкольного юношества, в конце концов, усложняется нрав, как большинство из нас привыкло говорить, волевой сферы личности и как раз меняется ее удельный вес в общей структуре поведения, что также проявляется основным образом, в вырастающем стремлении к преодолению проблем. Возможно и то, что развитие воли в этом возрасте тесновато соединено с конфигурацией мотивов поведения, соподчинения им.

Возникновение, как мы привыкли говорить, определенной, как большая часть из нас постоянно говорит, волевой направленности, выдвижение на 1-ый план группы мотивов, которые стают для малыша более необходимыми, ведет к тому, что руководствуясь в собственном поведении этими мотивами, ребенок сознательно достигает, как заведено, поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Надо сказать то, что он равномерно так сказать овладевает умением, в конце концов, подчинять свои деяния мотивам, которые существенно также удалены от цели деяния, а именно, мотивам, как всем известно, публичного нрава. Возможно и то, что у него возникает уровень целенаправленности, обычный для дошкольника.

Нравственное формирование дошкольника тесновато соединено с конфигурацией нрава его отношений со взрослыми и рождением у их на данной базе нравственных представлений и эмоций, названных Л.С. И даже не надо и говорить о том, что Выготским внутренними этическими инстанциями.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что Д.Б. Эльконин связывает появление этических инстанций с конфигурацией отношений меж взрослыми и детками. Необходимо подчеркнуть то, что он, стало быть, пишет, что у малышей дошкольного возраста, в отличие от раннего юношества, складываются дела, как люди привыкли выражаться, новейшего типа, что и делает, как мы с вами постоянно говорим, необыкновенную, соответствующую для данного периода социальную ситуацию развития.

Но взрослые наконец-то продолжают оставаться, как многие выражаются, неизменным привлекательным центром, вокруг которого строится жизнь малыша. И даже не надо и говорить о том, что это порождает у малышей потребность участвовать в жизни, как заведено, взрослых, действовать по их эталону. А.Н. Леонтьев на основании бессчетных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в каком в первый раз как раз возникает система, как мы выражаемся, соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что конкретно, как все знают, потому его наконец-то следует считать, как он выражается «периодом начального, фактического склада личности». Необходимо подчеркнуть то, что система как бы соподчиненных мотивов как раз начинает управлять поведением малыша и, в конце концов, определять все его развитие.

Во главе возникающей, как многие думают, иерархической системы, в конце концов, стают опосредованные по собственной структуре мотивы. И даже не надо и говорить о том, что у дошкольников они наконец-то опосредуются эталонами поведения и деятельности, как заведено, взрослых, их отношениями, соц нормами, фиксированными в соответственных нравственных инстанциях. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что появление у малыша к концу, как люди привыкли выражаться, дошкольного возраста относительно устойчивой как бы иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, владеющее известным внутренним единством и организованностью, способное как раз управляться устойчивыми желаниями и рвениями, связанными с как бы усвоенными им, как большинство из нас привыкло говорить, соц нормами жизни. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что это охарактеризовывает как бы новейшую ступень, которая, в общем то, дозволила А.Н.Леонтьеву, наконец, говорить о дошкольном возрасте как о периоде, как многие думают, «первоначального, фактического, склада личности».

1.2 Процедура определения психологической готовности к школе

Вся процедура определения психической готовности к школе быть может, как всем известно, различной в зависимости от критерий, в каких работает психолог. Вообразите себе один факт о том, что более, как заведено, подходящие условия - это обследование малышей в детском саду. Как бы это было не странно, но на доске объявлений в детских садах либо школе, заблаговременно как раз вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий как бы будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Надо сказать то, что эти задания в общем виде могут быть сформулированы таковым образом. Очень хочется подчеркнуть то, что ребенок должен, наконец, уметь:

) И действительно, воспроизводить эталон;

) Вообразить себе один факт о том, что работать по правилу;

) Выкладывать последовательность сюжетных картинок и как бы составлять по ним рассказ;

) Различать, как мы привыкли говорить, отдельные звуки в словах.

-ый шаг собеседования, стало быть, включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и персонально проводимые методики:

«Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение преобладания познавательного либо игрового мотива». Всем известно о том, что предварительно для, как многие выражаются, каждого малыша готовится, вообщем то, буклет, состоящий из бланков методик и незапятнанных листов, нужных для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим особых бланков.

Фактически все обследования, мягко говоря, проводятся в присутствии родителей. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что исключение составляют лишь две методики «Домик» и «Определение преобладания, как многие выражаются, познавательного либо как бы игрового мотива». Вообразите себе один факт о том, что во время проведения этих методик предки не находятся, т.к. при срисовывании домика они, наконец, могут отвлекать малышей, а при исследовании преобладания мотивов случайной либо сознательной, как большинство из нас привыкло говорить, репликой могут как раз воздействовать на выбор малыша.6 При выполнении, как мы привыкли говорить, других заданий присутствие родителей чрезвычайно лучше. Не для кого не секрет то, что когда предки лично лицезреют, какие задания выполняют их малыши, у их нет оснований считать, что к их детям были чрезвычайно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются советы, как лучше за оставшееся время приготовить их малыша к школе.

Во время собеседования с ребенком нужно установить миролюбивый непринужденный контакт. Все знают то, что все задания должны восприниматься детками как игры.

Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает, как все говорят, стрессовую ситуацию. Очень хочется подчеркнуть то, что ежели ребенок тревожный, опасается, стало быть, отвечать, то со стороны экспериментатора нужна моральная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он чрезвычайно отлично управится со всеми играми. Необходимо подчеркнуть то, что по ходу выполнения заданий нужно повсевременно давать ребенку знать, что он все, в конце концов, делает верно и отлично.

Для предотвращения утечки инфы карту целенаправлено зашифровать. Обратите внимание на то, что в данном случае 1-ый лист с формальными данными о ребенке хранится раздельно. Как бы это было не странно, но на нем, также как и на остальной части психической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по, как многие выражаются, проф полосы. И даже не надо и говорить о том, что администрация и преподаватели могут наконец-то воспользоваться имеющимися там данными лишь по согласованию с психологом.

При переходе малыша в новое учебное заведение карта может, мягко говоря, передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель обследования малыша при приеме в школу - выявление его личных особенностей. Всем известно о том, что ежели обследуемый ребенок, нуждающийся в, как большая часть из нас постоянно говорит, специальной развивающей работе, то в психической карте нужно, в конце концов, заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать, как мы привыкли говорить, главные трудности малыша и так сказать наметить план развивающей работы.

2. Варианты развития

По данным Е.Е. и Г.Г Кравцовых, как мы выражаемся, приблизительно третья часть 7-ми летних первоклассников недостаточно готовы к школе. Обратите внимание на то, что с 6-ти летними детками ситуация еще больше, как мы с вами постоянно говорим, осложненная. Надо сказать то, что посреди их есть малыши, готовые к школьному обучению, но их не достаточно.

Психическая готовность к школе, сплетенная с удачным началом обучения, описывает более подходящие варианты развития, требующие большей либо наименьшей коррекционной работы.

При поступлении малышей в школу нередко выявляется, как мы привыкли говорить, недостающая сформированность какого-нибудь 1-го компонента психической готовности. Обратите внимание на то, что почти все преподаватели, наконец, считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем, как мы с вами постоянно говорим, личностные.

Малыши с как бы личной неготовностью к обучению, проявляя, как всем известно, детскую непосредственность, на уроке отвечают сразу, не поднимая руки и, как многие думают, перебивая друг дружку, делятся с преподавателем своими соображениями и эмоциями. Не для кого не секрет то, что они традиционно, наконец, врубаются в работу лишь при конкретном обращении к ним учителя, а в остальное время как раз отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея, как люди привыкли выражаться, завышенную самооценку они дуются на замечания когда учитель и предки наконец-то выражают недовольство их поведением, они как бы жалуются на то, что уроки, как мы привыкли говорить, неинтересные, школа нехорошая либо учительница, как мы привыкли говорить, злая. Все знают то, что мотивационная незрелость, присущая сиим детям, нередко влечет за собой трудности в познаниях, низкую продуктивность, как мы выражаемся, учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению конкретно также приводит к не удачливости, как всем известно, учебных действий, невозможности, наконец, осознать и, стало быть, выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. Очень хочется подчеркнуть то, что при интеллектуальной неготовности возможны различные варианты развития малышей. Возможно и то, что типичным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высочайшим уровнем речевого развития, неплохим развитием памяти на фоне недостающего развития восприятия и мышления. Все знают то, что у таковых малышей речь развивается рано и интенсивно. Обратите внимание на то, что они овладевают, как все говорят, сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. Обратите внимание на то, что в то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, малыши недостаточно врубаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с иными детками.

Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по эталону, соотносить свои деяния с данными методами и неким иным особенностям, что не дозволяет удачно обучаться в школе. Всем известно о том, что коррекционная работа с этими детками, стало быть, просит возврата к видам деятельности, соответствующим для, как многие думают, дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию, т.е. тем которые содействуют развитию, как большинство из нас привыкло говорить, образного мышления.

Психическая готовность к школе - целостное образование. И действительно, отставание в развитии, как люди привыкли выражаться, 1-го компонента в какой-то момент влечет за собой отставание либо искажение в развитии остальных. И действительно, комплексные отличия наблюдаются и в тех вариантах, когда, как заведено выражаться, начальная психическая готовность к, как все знают, школьному обучению, мягко говоря, быть может довольно высока, но в силу неких, как заведено выражаться, личных особенностей малыши испытывают, как заведено, значимые трудности в учении.

А.Л. Необходимо подчеркнуть то, что Венгер обрисовал 3 варианта развития 6-7-ми летних малышей:

Тревожность. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что она, стало быть, бывает ситуативной, но, наконец, может стать и личной индивидуальностью. Всем известно о том, что высочайшая тревожность, стало быть, приобретает устойчивость при неизменном недовольстве учебной, как люди привыкли выражаться, работой малыша со стороны учителя и родителей - богатство замечаний, упреков. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что тревожность возникает из-за ужаса что-то сделать плохо, некорректно. Необходимо подчеркнуть то, что таковой же итог достигается в ситуации, когда ребенок обучается отлично, но предки, стало быть, ждут от него большего и предъявляют, как все говорят, завышенные требования, тотчас, как заведено выражаться, мистические.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней, как люди привыкли выражаться, низкой самооценкой, в конце концов, понижаются, как все знают, учебные заслуги, закрепляется неуспех. Всем известно о том, что неуверенность в для себя приводит к ряду остальных особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать лишь по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению познаний и методов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы малыша, больше и больше концентрируются в разговоре с ними на этих вопросах, что как раз увеличивает чувственный дискомфорт. Вообразите себе один факт о том, что выходит замкнутый круг: неблагоприятные личностные индивидуальности малыша, в конце концов, отражаются на качестве его как бы учебной деятельности, низкая результативность деятельности, мягко говоря, вызывает подобающую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, увеличивает сложившиеся у малыша индивидуальности. Все давно знают то, что порвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и преподавателя. Мало кто знает то, что взрослые, концентрируя внимание на мельчайших достижениях малыша, не порицая его за, как мы привыкли говорить, отдельные некорректности, понижают уровень его тревожности и сиим содействуют, как мы с вами постоянно говорим, удачному выполнению, как заведено выражаться, учебных заданий.

«Негативистическая демонстративность». Необходимо отметить то, что демонстративность - изюминка личности, сплетенная с завышенной потребностью в успехе и внимании к для себя окружающих. Как бы это было не странно, но ребенок, владеющий сиим свойством, ведет себя манерно. И действительно, его, как люди привыкли выражаться, утрированные чувственные реакции служат средством заслуги, как многие выражаются, главной цели - направить на себя внимание, получить ободрение. Всем известно о том, что ежели для малыша с высочайшей тревожностью, как люди привыкли выражаться, основная неувязка - неизменное неодобрение взрослых, то для демонстративного малыша - недочет похвалы. Вообразите себе один факт о том, что негативизм, мягко говоря, распространяется не только лишь на нормы, как все знают, школьной дисциплины, да и на учебные требования учителя. Как бы это было не странно, но не, как люди привыкли выражаться, принимая учебные задачки временами «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может, в конце концов, овладеть необходимыми познаниями и методами действий, удачно как бы обучаться. Возможно и то, что источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, традиционно становится недочет внимания взрослых к детям, которые ощущают себя в семье, как люди привыкли выражаться, заброшенными, «недолюбленными» либо, как заведено, нелюбимыми. Все знают то, что бывает, что ребенку, мягко говоря, оказывается достаточное внимание, а оно его не так сказать удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в, как мы выражаемся, чувственных контактах.

Завышенные требования появляются, обычно, избалованными детками.

Малыши с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, достигают нужного им внимания. И даже не надо и говорить о том, что это также быть может даже недоброжелательное внимание, все равно оно как бы служит подкреплением демонстративности. Возможно и то, что ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть как раз ругают, чем же не замечают», - извращенно как бы реагирует на осознание и, мягко говоря, продолжает делать то, за что его наказывают.

Таковым детям лучше отыскать возможность самореализации. Необходимо отметить то, что наилучшее место для проявления демонстративности - сцена. Не для кого не секрет то, что кроме роли в утренниках, концертах, спектаклях детям подступают остальные виды творческой деятельности, в том числе и изобразительная. И действительно, но самое основное - снять либо хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Мало кто знает то, что задачка, как многие думают, взрослых - обходиться без нотаций и нравоучений, не заострять внимания на легкие проступки, как можно наименее чувственно также делать замечания и наказывать.

«Уход от реальности». Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что уход от действительности - очередной вариант неблагоприятного развития. Все давно знают то, что это когда у малышей демонстративность смешивается с тревожностью. Надо сказать то, что эти малыши тоже имеют сильную потребность во внимании к для себя, но воплотить ее в, как всем известно, резкой театрализованной форме не как бы могут из-за собственной тревожности. Несомненно, стоит упомянуть то, что они не достаточно приметны, боятся как раз вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований как бы взрослых. Очень хочется подчеркнуть то, что неудовлетворенная потребность во внимании, в конце концов, приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что, в конце концов, затрудняет и так недостаточные контакты. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что эти индивидуальности, нарастающие с течением времени, традиционно смешиваются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не, как заведено, достигая существенных фурроров в обучении, такие малыши так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что но смотрится это по другому: не, как всем известно, нарушая дисциплины, не, как мы выражаемся, мешая работать преподавателю и одноклассникам, они «витают в облаках».

Малыши обожают, мягко говоря, грезить и, стало быть, фантазировать. И даже не надо и говорить о том, что в мечтах, различных фантазиях ребенок, в конце концов, получает возможность стать, как все знают, основным работающим лицом, достигнуть недостающего ему признания. Вообразите себе один факт о том, что в, как большая часть из нас постоянно говорит, неких вариантах фантазия проявляется в художественном либо литературном творчестве. Само-собой разумеется, но постоянно в фантазировании, в отстраненности от, как заведено, учебной работы, мягко говоря, отражается рвение к успеху и вниманию. Надо сказать то, что в этом же, стало быть, заключается и уход от не удовлетворяющей малыша действительности. Необходимо подчеркнуть то, что при поощрении, как заведено выражаться, взрослыми активности малышей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей как бы творческой самореализации также достигается относительно, как мы привыкли говорить, легкая корректировка их развития.

Психическая готовность к, как все знают, школьному обучению - целостное образование, предполагающее довольно высочайший уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Все знают то, что отставание в развитии 1-го из компонентов, как мы привыкли говорить, психической готовности, стало быть, влечет за, как всем известно, собой отставание развития остальных, что так сказать описывает типичные варианты перехода от дошкольного юношества к младшему школьному возрасту.

3. Экспериментальная часть

Основной задачей, как многие выражаются, психического обследования малыша при приеме в школу является определение его личных особенностей, также продолжение их дезадаптации.

Выделяется три нюанса, как заведено выражаться, школьной зрелости: интеллектуальной, чувственной и социальной. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что под интеллектуальной зрелостью, вообщем то, понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение также воспроизводить эталоны, также развитие таковых движений руки, как большая часть из нас постоянно говорит, сенсомоторную координацию.

Чувственной зрелостью, в конце концов, понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность долгое время делать не чрезвычайно, как все знают, симпатичные задания.

К социальной зрелости относится потребность в разговоре со сверстниками и умение, в общем то, подчинить свое поведение законам детских групп, также способность, мягко говоря, исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании этих характеристик создаются испытания для определения школьной зрелости.

3.1 Методики исследования

Посреди более узнаваемых, как многие выражаются, забугорных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из 3-х заданий:

-ое задание - рисование мужской фигуры по памяти, 2-ое срисовывание, как многие думают, письменных букв, третье срисовывание группы точек. И действительно, для этого, как люди привыкли выражаться, каждому ребенку, в конце концов, раздаются листы бумаги с, как многие выражаются, представленными эталонами выполнения заданий. Необходимо подчеркнуть то, что все три задания ориентированы на определение развития узкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения нужны в школе для овладения письменности. И даже не надо и говорить о том, что также тест как раз дозволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития малыша. Очень хочется подчеркнуть то, что задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек как раз выявляет умение ребят воспроизводить эталон. Всем известно о том, что эти также разрешают найти, может ли ребенок наконец-то работать не которое время сконцентрированно, не отвлекаясь.

Итог каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а потом рассчитывается суммированный результат по трем заданиям. Надо сказать то, что развитие малышей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже среднего. Не для кого не секрет то, что малыши, которые, стало быть, получили от 12 - 15 балов нужно дополнительно как бы обследовать.

-ая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, ориентирована на исследования случайной дошкольника. Возможно и то, что это методика "Домик" (Н.И, как большая часть из нас постоянно говорит, Гуткиной)

Методика, наконец, представляет собой задание на срисовывание рисунки, изображающую домик, отдельные детали которого, вообщем то, составлены из, как мы привыкли говорить, строчных букв. Несомненно, стоит упомянуть то, что задание, стало быть, дозволяет выявить умение малыша, мягко говоря, ориентироваться в собственной работе на эталон, умение точно скопировать его, выявляет индивидуальности развития случайного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и, как мы с вами постоянно говорим, узкой моторике руки. И даже не надо и говорить о том, что методика рассчитана на малышей 5,5 - 10 лет.

Аннотация испытуемому: "Перед тобой, вообщем то, лежит лист бумаги и карандаш. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что на этом листе я прошу тебя наконец-то нарисовать точно, как большинство из нас привыкло говорить, такую картину, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым, в конце концов, кладут листок с "Домиком") Не спеши, будь, как мы с вами постоянно говорим, внимательным, постарайся, как чтоб, как многие думают, твой набросок был точно, как большая часть из нас постоянно говорит, таковой же, как этот на образце. Как бы это было не странно, но ежели ты что - то не так нарисуешь, то также стирать резинкой либо пальцем ничего нельзя, а нужно поверх, как многие думают, неверного либо рядом нарисовать верно. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что для тебя понятно задание? Тогда приступай к работе".

Обработка экспериментального материала делается методом подсчета балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками так сказать числятся:

а) отсутствие, каких или детали рисунка.

б) повышение, как мы привыкли говорить, отдельных деталей рисунка наиболее чем в 2 раза при относительно случайном сохранении размера всего рисунка.

в) не правильное изображение частей рисунка.

д) отклонение прямых линий наиболее чем на 30 градусов от данного направления.

е) разрывы меж линиями в тех местах, где они должны быть, стало быть, соединены

ж) залезание линий одна на другую.

Не плохое выполнение рисунка оценивается в 0 балов. И даже не надо и говорить о том, что чем ужаснее выполнено задание, тем выше, как заведено выражаться, приобретенная испытуемым, как всем известно, суммарная оценка.

3.2 Результаты исследований

. Не для кого не секрет то, что испытуемый Ученик (1).

Методика "Домик" выполнена без ошибок. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что можно как раз охарактеризовать как не плохое выполнение задания - 0 балов. Все давно знают то, что все детали рисунка находятся. Необходимо отметить то, что нет раздельно увеличенных деталей наиболее чем в 2 раза. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что все элементы рисунка изображены верно и случайное их распределение в пространстве. Не для кого не секрет то, что нет отклонений наиболее чем на 30 градусов от данного места. Вообразите себе один факт о том, что полосы без разрывов. Все знают то, что отсутствуют линий одна на другую.

Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько ужаснее, чем предшествующий. Вообразите себе один факт о том, что 1-ое задание выполнено чрезвычайно примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. Необходимо отметить то, что за 2-ое задание можно поставить 2 балла т.к. эталон скопирован разборчиво, но с маленькими погрешностями. Необходимо подчеркнуть то, что и третье задание практически совершенное подражание эталону. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что единственной погрешностью можно наконец-то считать, уменьшение места меж точками, но это допустимо. Все знают то, что итого, как большая часть из нас постоянно говорит, испытуемым набрано 8 баллов, что также соответствует среднему результату.

Вывод ребенок отлично также ориентируется на эталоны, у него сформулировано умение, наконец, копировать его. Все давно знают то, что можно, стало быть, говорить о развитие случайного внимания, сенсомоторной координации.

По результатам проведенных методик можно так сказать сделать вывод, что ребенок готов к школьному обучению.

. Вообразите себе один факт о том, что испытуемый Ученик (2).

На рисунке все детали находятся. Все давно знают то, что размер рисунка сохранен. Необходимо отметить то, что правильное изображение в пространстве. Всем известно о том, что нет отклонений, как заведено выражаться, прямых линий наиболее чем 30 градусов, от, как все знают, данного на правления. Обратите внимание на то, что нет разрывов меж линиями. Необходимо подчеркнуть то, что отсутствует залезание линий одна на другую. Несомненно, стоит упомянуть то, что единственным минусом является не верно изображенный элемент рисунка. Не для кого не секрет то, что потому набросок можно оценить в 1 балл.

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно, мягко говоря, поставить 6 баллов. Не для кого не секрет то, что итог выше среднего.

-ое задание. Обратите внимание на то, что набросок, как всем известно, мужской фигуры можно оценить 3 балами. Надо сказать то, что на рисунке изображены голова, туловище, шейка, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

-ое задание. Мало кто знает то, что подражание письменными знаками - 2 бала т.к. буковки добиваются, как люди привыкли выражаться, двойной величины.

Третье задание. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что срисовывание группы точек - 1 балл т.к. практически совершенное подражание эталону.

Вывод: по результатам проведенных методик можно, стало быть, говорить о, как заведено, психической готовности малыша к, как мы привыкли говорить, школьному обучению. Необходимо подчеркнуть то, что испытуемая отлично может также воспроизводить эталон, развита, как всем известно, узкая моторика руки и координация зрения. Не для кого не секрет то, что все это наконец-то охарактеризовывает произвольность как бы психической деятельности.

. Необходимо подчеркнуть то, что испытуемый Ученик (3).

Методику "Домик" можно, вообще то, оценить, как отлично выполнение рисунка 0 баллов. Не для кого не секрет то, что все детали рисунка находятся, все элементы рисунка, стало быть, изображены верно, нет разрывов меж линиями и залезание линий одна за другую. Само-собой разумеется, отсутствует повышение деталей рисунка наиболее чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Несомненно, стоит упомянуть то, что нет отклонений линий наиболее чем на 30 градусов.

По результатам проведения "Ориентационного теста школьной зрелости" испытуемая набрала - 5 балов.

Задание 1 - 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Как бы это было не странно, но голова с туловищем соединены средством полосы. Надо сказать то, что но голова имеется волосы, имеются уши, на лице - глаза, нос, рот. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что руки окончены кистью с пятью пальцами. Все знают то, что применена мужская одежда.

Задание 2. - 2 балла. Все знают то, что буковкы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден.

Задание 3. - 2 балла. Не для кого не секрет то, что наблюдается маленькое отклонение точек.

Вывод: У малыша отлично развита интеллектуальная сфера, узкая моторика руки и координация зрения т.е. умения, как заведено выражаться, нужные в школе. Очень хочется подчеркнуть то, что девченка отлично наконец-то воспроизводит эталон. Само-собой разумеется, ребенок, наконец, работает, сосредоточено, не отвлекаясь. Мало кто знает то, что все это дозволяет, мягко говоря, говорить о готовности к школе.

Результаты исследования представлены в таблице и диаграмме (см. приложение).

Заключение

Психическая готовность к, как люди привыкли выражаться, школьному обучению, стало быть, определяется, сначала для выявления малышей, не как бы готовых к, как всем известно, школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику, как заведено, школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детками целенаправленно, мягко говоря, проводить в группах развития. Все знают то, что в этих группах реализуется, как заведено, развивающая психику ребят программа. Вообразите себе один факт о том, что не ставится специальной задачки обучить малышей считать, писать, читать. Возможно и то, что основная задачка - довести психологическое развитие малыша до уровня готовности к школе. Очень хочется подчеркнуть то, что основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие малыша, а конкретно развитие познавательного энтузиазма и, как большая часть из нас постоянно говорит, учебной мотивации. И даже не надо и говорить о том, что задачка, как мы выражаемся, взрослого поначалу, вообще то, пробудить у малыша желание научится чему то новенькому а уже потом начинать работу по развитию высших психических функций.

К концу, как мы привыкли говорить, дошкольного возраста ребенок уже, мягко говоря, представляет собой в известном смысле личность. Надо сказать то, что он отлично понимает свою, как большинство из нас привыкло говорить, половую принадлежность, находит для себя место в пространстве и времени. Вообразите себе один факт о том, что он уже ориентируется в семейно - схожих отношениях и так сказать умеет строить дела со, как мы с вами постоянно говорим, взрослыми и сверстниками: имеет способности самообладания, умеет подчинить себя происшествиям, быть, как мы привыкли говорить, непреклонным в собственных желаниях. Вообразите себе один факт о том, что у, как большая часть из нас постоянно говорит, такового малыша уже развита рефлексия. Мало кто знает то, что в качестве важного заслуги в развитии личности малыша выступает доминирование чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что к концу дошкольного возраста особенное значение приобретает как бы мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важных итогов, как заведено выражаться, психологического развития в период как бы дошкольного юношества - психическая готовность малыша к школьному обучению. Надо сказать то, что и. Все давно знают то, что ю. Необходимо отметить то, что Кулашна, стало быть, выделяет два нюанса психической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Все давно знают то, что оба нюанса важны как для того, чтоб, как мы с вами постоянно говорим, учебная деятельность малыша была как бы удачной, так и для его скорейшей адаптации к новеньким условиям, безболезненного вхождения в новейшую систему отношений.

Глоссарий

№ п/пНовые понятияСодержание1.Вниманиесосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте - предмете, событие и т.п.2.Воображениепсихическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности3.Воспитаниедеятельность по передачи новым поколениям общественно-исторического опыта.4.Возраст дошкольныйот одного года до шести-семи лет5.Детствотермин, обозначающий начальные периоды онтогенеза - от рождения до подросткового возраста. 6.Деятельность ведущаяэто та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. 7.Деловая играэто модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками.8.Играформа деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.9. Компенсаторная функция создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.10.Коммуникативная функция объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения11.Обучающая функция развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.12.Психотехническая функцияформирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.13.Развлекательная функциясоздание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение. 14.Релаксационная функцияснятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.15.Функция самовыражениястремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Список использованных источников

психологический обучение дошкольный дезадаптация

1.Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М., - Воронеж, 2001г. - 279с.

2.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - 1966 - №6, или Психология развития /Сост. Авторский коллектив. Сер. Хрестомания по психологии. - СПб.: Питер, 2001г. - 285с.

.Крайг Г. Психология развития СПб.: Питер, 2000г. - 465с.

.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2000г. - 389с.

.Минскин Е. М. От игры к знаниям: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2005г. - 433с.

.Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Просвещения, 2003. - 273с.

.Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. - Псков, 2004г. - 228с.

.Новоселова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках. - М., 2002г. - 105с.

.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 2000г. - 322с.

.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: // учеб. пособие для вузов. - М.: МПСИ, 2005. - 288с.

.Пидкасистый П. И.,Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: 2005г. - 421с.

.Сиденко А. Игровой подход в обучении. // Народное образование, № 8, 2000г. - 134 с.

.Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 2001г. - 367с.

.Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2003г. - 299с.

Похожие работы на - Психологическая готовность к школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!