Особенности комплексного подхода в воспитании военнослужащих
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
Особенности комплексного подхода в воспитании военнослужащих
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
. Сущность воспитания военнослужащих
.1 Воспитание военнослужащих
.2 Цель комплексного подхода
.3 Особенности комплексного подхода в воспитании военнослужащих
. Организация комплексного воспитания с различными категориями военнослужащих
.1 Воспитательная работа с различными категориями военнослужащих
.2 Критерии и показатели, которыми руководствуются в организации комплексного подхода в воспитательной деятельности офицеров - воспитателей
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью строительства и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно служит одним из слагаемых общей системы обучения, воспитания и морально-психологической подготовки военнослужащих. Исходя из этого, основной целью воспитания личного состава является определение роли и места воспитания в процессе воинской деятельности в мирное и военное время, исходных методологических принципов для разработки воспитательной системы в Вооруженных Силах Российской Федерации на этапе их строительства и реформирования.
Необходимость комплексного подхода в воспитательной работе обусловливается тем, что ныне существующая система воспитания не в полной мере обеспечивает качественное решение стоящих перед ними воспитательных задач. Поэтому для успешного проведения воспитательной работы в подразделении необходимо:
) систематическое изучение морально-психологического состояния;
) своевременное принятие соответствующего решения по комплексному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;
) осуществление мониторинга социально-экономического положения военнослужащих и их морально-психологического состояния;
) оказание помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих командиров (начальников), вышестоящих органов воспитательной работы;
) организация и осуществление непрерывного морально- психологического и информационного обеспечения мероприятий;
) совершенствование состава и структуры, форм и методов работы органов военного управления, сил и средств морально-психологического и информационного обеспечения в ходе выполнения боевых задач, оперативной и боевой подготовки;
) повседневное исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих;
) организация взаимодействия органов военного управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания военнослужащих;
) совершенствование и внедрение в практику воспитательной работы новых образцов и систем технических средств воспитания;
) организация эффективного контроля за организацией воспитательной работы, оценка состояния объекта воспитания согласно принятых критериев.
. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
.1 Воспитание военнослужащих
Воспитание военнослужащих Российской Федерации осуществляется на основе положений и требований, изложенных в:
Конституции и законах Российской Федерации;
указах Президента и постановлениях правительства Российской Федерации;
уставах и других нормативно-правовых актах;
приказах и директивах соответствующих руководителей силовых структур.
Исходя из руководящих требований, положений и рекомендаций военно-педагогической науки, воспитание военнослужащих рассматривается как социально-педагогическое явление, педагогическая система, педагогический процесс и воспитательная работа.
Под сущностью воспитания как социально-педагогического явления следует понимать целенаправленную деятельность государства и общества, их организаций и учреждений, а также должностных лиц по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с современными требованиями.
Воспитание как педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, обеспечивающих функционирование процесса воспитания военнослужащих.
Воспитание как педагогический процесс - это целеустремленная, систематическая и совместная воспитательная работа воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего формирования и развития личности военнослужащего, побуждения еe к самосовершенствованию.
Под воспитательной работой понимается комплекс мер, средств, форм и методов по решению воспитательных задач.
Причинами возрастания роли воспитания военнослужащих в современных условиях являются:
Во-первых, коренные изменения геополитической и стратегической обстановки в мире, которые характеризуются завершением длительного периода военно-политического противостояния двух мировых систем, распадом организации Варшавского Договора, выходом России и других бывших союзных республик на международную арену с самостоятельной политикой.
Во-вторых, сложная социально-экономическая и политическая обстановка в стране, непредсказуемость ее дальнейшего развития, идеологическая неразбериха в сознании масс воинов, национальные распри и конфликты в обществе, дискредитация роли армии, резкое падение военной службы.
В-третьих, наметившаяся под влиянием внешних и внутренних факторов тенденция к снижению устойчивости морально-психологического состояния войск и сил флота, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе.
В-четвертых, современные войны отличаются тенденцией возрастания решительности, ожесточенности и бескомпромиссности боевых действий, что повлечет невиданное напряжение не только физических, но и духовных, моральных сил личного состава Вооруженных Сил.
В-пятых, быстрое совершенствование боевой техники, внедрение все более сложных систем оружия, которые намного повышают требования к реально существующему моральному духу воинов.
В-шестых, значительное изменение форм и способов боевых действий, повышение их динамизма, резкие изменения боевой обстановки, возрастание вероятности ведения вооруженной борьбы в отрыве от основных сил и другие особенности современного боя, повышающие роль морального фактора.
В-седьмых, возможность использования оружия массового поражения, что потребует от военнослужащих проявления невиданной стойкости, выдержки, самообладания и железной воли, чтобы избежать паники и решительно добиваться победы над противником.
В-восьмых, неуклонное возрастание места и роли идейно-психологического противоборства как органического компонента военной борьбы. В современных условиях это противоборство принимает форму относительно самостоятельных психологических операций, проводимых накануне и в интересах общей оперативно-стратегической операции.
В-девятых, новый принцип комплектования Вооруженных Сил РФ, наличие в воинских частях /на кораблях/ военнослужащих по призыву и проходящих воинскую службу на контрактной основе.
В-десятых, необходимость дальнейшего совершенствования системы воспитания военнослужащих ВС РФ, уточнение содержания ее составных элементов и др.
.2 Цель комплексного подхода
Основной и приоритетной целью комплексного подхода к воспитанию военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, специалиста-профессионала и высоконравственной личности. Она включает в себя:
. Цели воспитания, предписанные государством, обществом, руководителями силовых структур:
воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;
воспитание военнослужащих как вооруженных защитников Отечества;
воспитание каждого военнослужащего и подготовка его к конкретной профессиональной деятельности.
. Дифференцированные цели воспитания различных категорий военнослужащих
. Личностные цели военнослужащих.
Приоритетными направлениями совершенствования воспитательной работы являются:
проведения комплексного воспитания Вооруженных Сил в соответствие с требованиями современного этапа и перспектив государственного и военного строительства в Российской Федерации;
целенаправленная работа по укреплению морально-психологического состояния и воинской дисциплины военнослужащих, создание условий для поддержания психического здоровья военнослужащих;
совершенствование военно-социальной работы, правового воспитания, культурно-досуговой работы, системы военно-социологических исследований, совершенствование обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания, научное и методическое обеспечение воспитательной работы;
развитие средств массовой информации Вооруженных Сил;
совершенствование системы морально-психологического обеспечения боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения Вооруженных Сил;
расширение связей с общественными и религиозными объединениями в интересах воспитания военнослужащих;
совершенствование состава и системы управления органами воспитательной работы, системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подбора и расстановки кадров органов воспитательной работы и информационных структур.
Таким образом, в Вооружённых силах Российской Федерации сложилась стройная система комплексного подхода к воспитанию воинов. Она включает в себя: субъекты и объекты воспитания, его цели, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства.
1.3 Особенности комплексного подхода в воспитании военнослужащих
Характерной особенностью российской государственности в настоящее время является глобальный преобразовательный процесс, охвативший все составные части воспитательной системы общества и его ВС. Результаты исследования свидетельствуют, что эффективность системы воспитания в значительной степени зависит от ее правильного и научного понимания в современных условиях. Научное понимание данного педагогического явления, в свою очередь, является теоретической предпосылкой для конструктивной организационной и методической деятельности различных категорий армейских и флотских воспитателей в частях и на кораблях в современных условиях требует научное понимание комплексной системы воспитания военнослужащих, в единстве и согласованности всех структурных элементов. В основу решения данной теоретической задачи были положены требования методологических принципов: социально-личностной-деятельностной концепции воспитания, факторности и системности воспитания.
Изучение и анализ литературы, обобщение разнообразных определений дают основание сделать вывод, что комплексный подход в воспитании подразделении - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обладающая интегративными качествами и выполняющая определенные функции по отношению к внешней среде и ее составным частям. В обобщенном виде основные признаки системы можно представить следующим образом:
. Организация и содержание;
. Структура;
. Методика;
. Оценка и учет результатов.
Основанный на признании данных структурных элементов, теоретический анализ показал, что воспитание военнослужащих является, прежде всего, системой, поскольку имеет все признаки социально-педагогических и системных образований.
Во-первых, система воспитания имеет компонентный состав: цель, задачи, объект, субъект, педагогическую технологию, учет и оценку результатов воспитательной деятельности и др.
Во-вторых, компоненты /элементы, система воспитания/ соединены определенной структурой, внутренними системно-образующими связями. Система воспитания в части (на корабле) состоит из ряда относительно самостоятельных подсистем, которые функционируют самостоятельно в неразрывной взаимосвязи с общей системой воспитания военнослужащих. МО РФ: система воспитания офицеров; прапорщиков; сержантов; солдат, проходящих службу по контракту, сержантов и солдат, проходящих службу по призыву, военнослужащих-женщин, гражданского персонала, членов семей и т.д.
В-третьих, будучи объединенными структурой, компоненты системы, приобретают способность целенаправленно и дифференцированно влиять на сознание и поведение военнослужащих, сформулировать и развить необходимые для их жизни и службы качества,.
В-четвертых, воспитание обладает такими стержневыми признаками системы как единство и целостность. Единство обеспечивается общими для ВС целями и задачами воспитания, его организационными и методическими нормами, охватом воспитательным влиянием всего личного состава и каждого человека конкретно.
В-пятых, воспитание как системное образование является управляемым явлением. Его компоненты в определенных рамках могут адаптироваться, сохранять относительную устойчивость и самостоятельность, и поэтому они не остаются неизменными.
Исходя их данных положений, а также с учетом существующих в общей и военно-педагогической литературе определений под комплексным подходом в воспитании личного состава понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, качеств и отношений, необходимых для успешного выполнения перед Вооруженными Силами задач.
К основным закономерностям подхода можно отнести:
характер и направленность воспитания на всех исторических этапах его развития определяются объективными потребностями общества и его Вооруженных Сил;
единство организации, содержания, методики системы воспитания;
воспитание военнослужащих в процессе включения их в различные виды воинской деятельности;
единство воспитания с перевоспитанием, обучением, развитием и морально-психологическим обеспечением.
Таким образом данный подход позволяет выделить в системе воспитания военнослужащих РФ:
. Основные цели системы воспитания и содержания процесса целеполагания.
. Содержание основных задач воспитания военнослужащих.
. Характеристика объектов и субъектов системы воспитания военнослужащих.
. Педагогическую технологию воспитательной деятельности различных категорий офицеров.
. Характеристику управления и оценки результатов воспитания.
правовой воспитание психологический военнослужащий
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ВОСПИТАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
.1 Воспитательная работа с различными категориями военнослужащих
Как показало проведенное исследование, проблема постановки целей воспитания является центральной среди структурных компонентов его системы. Для различных категорий воспитателей первостепенное значение имеет вопрос о том, куда должно идти воспитание, каковы его цели и задачи?
Практика показывает, что насколько четко воспитатель представляет цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в частях (на кораблях). По сути дела целевая установка является исходным компонентом воспитательной системы. Она определяет:
. Выбор соответствующих содержательных организационных и методических основ воспитания.
. Оценку уровня воспитанности и учет результатов процесса воспитания.
Организация воспитания военнослужащих включает в себя:
а) определение объекта воспитания;
б) оценку воспитательной ситуации;
в) уяснение субъектом воспитания целей и задач воспитания;
г) планирование воспитательной работы;
д.) осуществление прогноза результатов воспитательного воздействия;
е) подбор, расстановку кадров;
ж) постановку задач воспитателям;
З.) организацию управления системой воспитания;
и) определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач;
к) изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе воспитательного процесса с учётом уровня организации боевой подготовки, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищённости военнослужащих;
л) организацию контроля и коррекцию исходных установок воспитания;
м) закрепление положительного опыта;
н.) оценку результатов воспитания.
Поэтому основными задачами системы воспитания по выполнению поставленных целей являются:
.С офицерами:
1.1формирование у них готовности беспрекословно выполнить приказ; чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в ВС РФ, профессию офицера;
1.2стремление к повышению профессионального и педагогического мастерства;
.3личная ответственность за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним; стремление к самосовершенствованию, повышению педагогической культуры, этики и такта и др.
2.С прапорщиками (мичманами):
2.1формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов РФ;
2.2стремление к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей; бережное отношение к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;
.3стремление к самообучению и самовоспитанию и др.
3. С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:
3.1 формирование у них гордости за службу в ВС РФ; осознанного отношения к военной службе;
.2 воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
.3 формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники и вооружения и др.
4. С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
4.1формирование у них гордости и глубокого понимания необходимости службы в ВС РФ;
4.2готовности к защите Родины; верности Военной присяге;
.3стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности; дисциплинированности;
.4уважительного отношения к командирам (начальникам) войскового товарищества;
5.С военнослужащими-женщинами:
5.1формирование у них чувства готовности за военную службу и избранную специальность;
5.2воспитание ответственности за исполнения возложенных обязанностей, повышение профессионального мастерства и др.
.2 Критерии и показатели, которыми руководствуются в организации комплексного подхода в воспитательной деятельности офицеров - воспитателей
Эффективность воспитательной деятельности может быть оценена при помощи универсального обобщающего критерия - достоверности воспитательной деятельности.
Этот универсальный критерий в плане изучения содержания, организации и методики могут дополнить внешние и внутренние критерии:
а) Внешние критерии эффективности воспитательной деятельности (качественные и количественные данные, характеризующие динамику отношений через изучение достигнутости конечного результата воспитания, через различные отношения):
) целеустремленность воспитательной деятельности показывает, насколько воспитательная деятельность нацелена на изучение и анализ процесса воспитания;
) широта воспитательной деятельности показывает степень охвата личного состава воспитательными воздействиями;
) разносторонность воспитательной деятельности показывает насколько воспитательная деятельность целостно охватывает связи и зависимости между элементами воспитания.
Эти критерии эффективности воспитательной деятельности играют важную роль и позволяют определить результативность процесса воспитания в полку (на корабле).
б) Внутренние критерии эффективности воспитательной деятельности (это данные, по которым оцениваются возможности диагностики воспитания, исходя из методических, содержательных и организационных характеристик воспитательной деятельности или оценке знаний, навыков, умений офицеров-воспитателей):
) общий теоретический потенциал воспитательной деятельности у офицеров показывает:
цели, задачи, содержание, организацию и методику процесса воспитания;
уровень общей и педагогической культуры и др.;
) специфический теоретический потенциал воспитательной деятельности у офицера показывает, как определить ту или иную составную часть воспитания;
) специфический прикладной потенциал воспитательной деятельности характеризует методическую подготовку офицера как воспитателя;
) общий прикладной потенциал воспитательной деятельности у офицера раскрывается через оценку результативности воспитательной деятельности, достижение целей воспитания военнослужащих в части (на корабле).
-й этап - основной.
На этом этапе анализ и оценка результатов воспитательной деятельности в части (на корабле) определяется по десяти интегрированным блокам признаков, отражающих важные стороны процесса воспитания:
. Целенаправленность воспитания (ясное представление о конечной цели воспитания, каким должен быть эталонный образец воспитанности):
конкретное представление офицера о системе цели воспитания;
умение офицера ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей;
преемственность задач воспитания;
характер воспитательных мероприятий, направленность планирования;
умение анализировать и оценивать достижение целей и задач.
. Осуществление принципа воспитывающего обучения (применительно к воспитанию требует на занятиях по боевой и общественно-государственной подготовке представлений о человеке как личности, его воспитанности, других качеств:
использование предметов боевой и общественно-государственной подготовки для воспитания;
использование методов обучения для формирования качеств личности;
использование возникающих на занятиях педагогических ситуаций в целях воспитания военнослужащих;
использование коллективных усилий для успешного освоения программ боевой и общественно-государственной подготовки;
организация учебных занятий, позволяющая проявлять взаимопомощь и взаимодействие.
. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию военнослужащих:
знание психолого-физиологических особенностей личности;
знание индивидуальных и групповых национально-психологических особенностей военнослужащих;
учет условий воспитания до службы в армии и во время ее;
степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности;
оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.
. Руководство развитием коллективных начал в подразделениях и частях:
поддержка и поощрение инициативы снизу;
степень подготовленности актива;
развитость самодеятельных начал у военнослужащих;
контроль за осуществлением общественных заданий и поручений;
решение соответствующих организационных, служебных задач самими военнослужащими.
. Деятельность по сплочению воинских коллективов:
отношение к своему коллективу;
коллективная оценка поступков и проступков;
степень взаимопомощи в коллективе;
степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев и т.д.;
занимаемое место в коллективе.
. осуществление взаимосвязи и взаимодействия всех категорий воспитателей в процессе воспитания:
координация планирования, исключение формализма и дублирования в воспитательной деятельности;
привлечение к воспитательной работе различных шефских, общественных организаций, родителей;
координация воспитательных воздействий на конкретных военнослужащих;
коллективное обсуждение хода и результатов воспитательной деятельности;
тесное контактирование с самими военнослужащими.
. Руководство различными видами воинской деятельности:
степень организации и содержания деятельности, обеспечивающей активность и творчество;
формирование ориентировочной основы того или иного вида деятельности;
степень вовлечения в совместную, коллективную деятельность всех военнослужащих;
степень самостоятельности воспитательной деятельности;
осуществление периодической сменяемости видов деятельности.
. Рациональное использование времени, отводимого на воспитание:
умение выделять из объема всевозможных воспитательных мероприятий главные;
умение использовать с максимальной пользой все имеющиеся средства воспитания;
отсутствие шаблона, повтора мероприятий;
использование разнообразных педагогических ситуаций в воспитательных целях;
достижение поставленной цели в данном временном промежутке воспитательной работы.
. Взаимоотношения объекта и субъекта процесса воспитания:
соотношение в воспитательной деятельности положительного и отрицательного;
уважение к личному и коллективному мнению;
степень педагогического сотрудничества, сотворчества;
доминирующая тональность во взаимоотношениях;
степень требовательности в сочетании с уважением и заботой о военнослужащем.
-й - Заключительный этап (предусматривает всестороннюю проверку проделанной работы путем сопоставления исходных данных и конечных результатов:
. Постановка окончательного результата эффективности воспитательной модели.
. Выдвижение прогноза на ее совершенствование в ближайшем обозримом будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство-армия-воинское воспитание. Исключительным образом взаимосвязанные три составные части единого целого. Армия была и есть необходимый институт государственной власти. Но и без армии государство, если и может существовать, то далеко не в полном мощном состоянии, способном эффективно решать все необходимые для своего существования и процветания задачи. Одной из важнейших слагающих высокой боевой готовности вооруженных сил есть стройная система воинского воспитания. Но, в свою очередь система воинского воспитания лишь тогда будет функционировать должным образом, когда она опирается на четко сформулированную государственную идеологию, доступную и принятую душой каждого российского гражданина, и, в первую очередь, душой каждого защитника Отечества.
Таким образом, в системе воспитания военнослужащих комплексный подход имеет большое значение и раскрывает:
актуальность роли воспитания военнослужащих в современных условиях;
основные цели системы воспитания и содержание процесса целеполагания;
содержание системы воспитания в Вооруженных Силах РФ, примерные планы воспитательной работы по ее основным направлениям;
характеристику субъектов и объектов системы воспитания военнослужащих;
педагогическую технологию системы воспитания военнослужащих;
характеристику управления и оценки результатов системы воспитания военнослужащих.
Реализация в повседневной практике комплексного подхода в воспитании военнослужащих органами воспитательной работы, командирами частей, позволит существенным образом повысить результативность мероприятий организационного, содержательного и методического характера, призванных обеспечить качественное и результативное функционирование системы воспитания военнослужащих МО РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения (методическое пособие) ГУВР Москва1997г.
2.Галкин М.С. Новый путь современного офицера. М.,1996.
.Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. М.:ВУ,1995.
4.Военная педагогика и психология. / Под редакцией А.В. Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1986.
5.Барабанщиков А.В., Дёмин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА,1967.
6.Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей школе. М.:ВПА,1990.
7.Актуальные проблемы воинского воспитания личного состава. / В.Ф. Фомичев. Воениздат
8.Маклаков А.Г. «Военная психология»
.Мардахаев А.В. «Социальная педагогика». Гл. 7
10.Майерс Д. «Социальная психология» С. Пб. 1997