Технологический процесс на минском автомобильном заводе

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    906,79 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технологический процесс на минском автомобильном заводе

Реферат

Преддипломная практика является одним из заключительных этапов подготовки инженеров-механиков. Целью данной практики является закрепление теоретических знаний по специальным дисциплинам путем изучения и анализа производственного процесса предприятия-базы практики. Основными задачами практики являются, изучение и анализ действующего технологического процесса металлообработки и сборки изделий, применяемого оборудования и средств технологического оснащения, изучение и анализ применяемых методов повышения производительности труда и снижения себестоимости изделий, изучение достижения новаторов производства, изучение системы обеспечения качества изделий и применения стандартов, ознакомление с состоянием техники безопасности и охраны труда на производстве, ознакомление с системой технико-экономических показателей предприятия и методикой расчета экономической эффективности.

Содержание

Реферат

Введение

1. Структура управления техническими службами предприятия

. Оценка технического уровня технологических процессов цеха, их оснащенности

3. Оценка применяемых технологических и организационных мероприятий  по повышению производительности труда и снижению себестоимости изделий

. Система управления качеством продукции

. Роль рационализаторов и изобретателей в повышении эффективности технологических процессов

. Оценка состояния техники безопасности и охраны труда

. Технико-экономические показатели

. Анализ материалов по теме дипломного проекта

.1 Анализ соответствия конструкции изделия его служебному назначению

.2 Анализ конструкции изделия на технологичность

8.3 Анализ существующего технологического процесса

9. Список используемой литературы

Введение

Минский автомобильный завод является одним из старейших и крупнейших автомобильных заводов на территории СНГ. Основная доля продукции завода приходится на тяжелые грузовики, но также выпускается и другая техника: прицепы, спецтехника, автобусы.

С первых партизанских рот, пришедших 16 июля 1944 года на восстановление мастерских для ремонта автомобильной техники , с постановления Государственного комитета обороны от 9 августа 1944 года об организации автосборочного завода в Минске ведет свою летопись МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД. Сооружению будущего первенца белорусского автомобилестроения страна отдавала все, что могла. И уже в октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов.

Первые автомобили МАЗ-205, вышедшие из заводских ворот в конце 1947 года, лишь возвестили о рождении белорусского автомобилестроения. Чтобы Минские автомобили, быстрее заработали на стройках страны, завод предстояло строить темпами, которые диктовало время. Уже в конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди. В результате в том же 1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с завершением строительства выйти на проектные мощности и да же превзойти их. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. Причем, увеличивался не только выпуск автомобилей. Результатом поисков конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой - "Гран-при".

В ноябре 1958-ro на Минском автозаводе произошло событие, во многом предопределившее его дальнейшее развитие: были собраны образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503 , которым предстояло прийти на смену автомобилям первого семейства - МАЗ-200. Но путь к новым машинам оказался непростым. Он потребовал и времени и сил. Впереди были и сложные технические решения, всесторонние испытания создаваемой техники, реконструкция производства. Однако все эти задачи оказались под силу заводчанам. 31 декабря 1965 года с главного ко нвейера сошел последний автомобиль первого семейства МАЗов - автосамосвал МАЗ-205, занявший место на пьедестале памятника первым МАЗам. Завод полностью перешел на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500, успешно наращивая их производство . В 1966 году на знамени предприятия появилась первая награда - орден Ленина, а в 1971 году - орден Октябрьской Революции.

Семидесятые годы были годами ускоренного обновления выпускаемой техники. Уже в сентябре 1970-го было начато производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976-го с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. Созданные в 70-х годах на базе четырехосных полноприводных колесных шасси грузовые автомобили и тягачи стали незаменимыми помощниками нефтяников, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии. В 1977 году завод был удостоен своей третьей высокой награды - второго ордена Ленина. Начало 80-х было отмечено на заводе важным событием. 19 мая 1981 года на главном конвейере был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. А менее чем через два года, 16 апреля 1983-го, был собран уже тысячный автомобиль этого семейства. Выпуск новых машин продолжал наращиваться. 14 апреля 1989 года был выпущен миллионный МАЗ. Им оказался седельный тягач МАЗ-64221. На заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей. В конце восьмидесятых создан опытный образец знаменитого концепт-кара МАЗ-2000 "Перестройка".

В 1996 году, после успешного прохождения приемочных и эксплуатационных испытаний в автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского автомобильного завода сошел первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021 полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок.

Минский автомобильный завод, всегда игравший важную роль в развитии экономики республик бывшего Союза и ныне обеспечивает нужды Республики Беларусь и других стран СНГ в большегрузной автомобильной технике. Минский автозавод вызывает заслуженный интерес и зарубежных партнеров. 10 декабря 1997 года Генеральный директор ПО "БелавтоМАЗ" Валентин ГУРИНОВИЧ, Председатель правления концерна "MAN" (г. Мюнхен, Германия) Клаус ШУБЕРТ и Генеральный директор "Лада-ОМС Холдинг" Алексей ВАГАНОВ подписали договор о с оздании совместного белорусско-германского предприятия по производству грузовых автомобилей "МАЗ-МАН" и устав создаваемого предприятия. Подписаны также документы о создании совместного предприятия по сбыту производимой продукции "МАЗ-МАН Трэйдинг". Отличием данного проекта от других проектов по производству автомобилей в странах СНГ стало то, что доля отечественных узлов и деталей будет достигать 60% в продукции произведенной на совместном предприятии. Проект "МАЗ-МАН" стал важным шагом к тому, чтобы автомобили для международных перевозок, произведе нные в Беларуси, и далее могли на равных конкурировать с ведущими мировыми марками на рынках стран СНГ.

В феврале 2006 года был выпущен уникальный для отечественных производителей аэродромный автобус МАЗ 171, специально предназначенный для перевозки пассажиров в аэропортах. В 2007 году МАЗ 171 был удостоен на конкурсе "Лучший автобус года в России", организуемым главным редактором журнала «Коммерческий транспорт» Александром Солнцевым.

В мае 2007 года совместно с Группой «ГАЗ» был организован автопробег по маршруту Минск-Новосибирск. Трасса пробега протяженностью около 5 тыс.км проходила по территории четырех федеральных округов Российской Федерации. Техника Минского автомобильного завода успешно прошла проверку, приспосабливаясь к разным рельефам местности, температуры и особенностей погодных условий. Основная цель пробега - ознакомление потребителей с базовыми серийными образцами автотехники Минского автозавода, отвечающем требованиям стандарта Евро-3. Широкий круг сервисных и эксплуатирующих организаций смогли не только познакомиться с новой продукцией, но и получили исчерпывающую информацию непосредственно от производителей.

В мае 2007 г. Минский автомобильный завод выпустил первый автобус, отвечающий экологическим нормам Евро-4. Это городской низкопольный автобус МАЗ 203 076, оснащенный двигателем Deutz 2013. Обновлено рабочее место водителя. Усовершенствован салон: передняя дверь стала шире, делая удобной посадку и высадку пассажиров, вместительнее стала накопительная площадка, обновлен интерьер. Автобус оснащен информационной системой, а также оборудованием для перевозки людей с ограниченными возможностями передвижения.

В августе 2007 года Минский автомобильный завод получил одобрение типа транспортного средства Межотраслевого фонда «Сертификация автотранспорта САТР», согласно которому на автомобили экологического стандарта Евро-3, по желанию потребителя, возможна установка двигателя производства ОАО «Ярославль-Автодизель», в том числе «ЯМЗ-650.10». Ранее завод комплектовал автомобили только импортными моторами стандарта Евро-3.

В апреле 2008 года Минский автомобильный завод начал серийное производство седельного тягача МАЗ-644019 экологического стандарта Евро-4. На нем устанавливается двигатель Daimler AG OM501 LA.IV/4, V6 мощностью 320кВт (435 л.с), обеспечивая автомобили МАЗ достаточными динамическими качествами и топливной экономичностью и позволяет занять устойчивую позицию на одном уровне с лучшими современными зарубежными аналогами. При создании автомобиля, особое внимание уделили безопасности и обеспечению комфортного рабочего места водителя. Интерьер кабины также не остался без внимания. Значительно усовершенствованы электрооборудование и электронные системы. Таким образом, новый автопоезд Минского автомобильного завода по конструктивному исполнению, уровню комфорта и безопасности, экологии, технико-эксплуатационным параметрам вобрал в себя лучшие достижения современного автомобилестроения.

Сентябрь 2008 - Минский автомобильный завод представил первый автомобиль, оснащенный новейшим двигателем, который работает на сжатом природном газе. Бортовой автомобиль МАЗ-534003 с газовым двигателем - результат совместного проекта Минского автомобильного завода и официального дилера РУП «МАЗ» в Чехии АО «Традо «Холдинг». Работы по установке двигателя с экологически чистым топливом велись в течение последних трех лет. На грузовике установлен 6-ти цилиндровый V-образный газовый двигатель «ТЕДОМ» чешского производства экологического стандарта Евро-4.

Февраль, 2009 - Республиканское унитарное предприятие Минский автомобильный завод реорганизовано в открытое акционерное общество.

Март, 2009г. В г. Крагуевац, Сербия состоялась презентация автобуса МАЗ 203, оснащенного двигателем, работающем на сжатом природном газе. Газовый двигатель на автобус МАЗ установлен впервые. Кроме того, каркас был произведен на заводе «МАЗ» и экспортирован в Сербию, где компания «Вулович-транспорт» установила на него газовый двигатель, соответствующий стандарту Евро-4 с мощностью 285 л. с.

В мае, 2009 Минском автомобильном заводе изготовлен юбилейный

000-й автобус МАЗ. Им стал городской низкопольный автобус среднего класса МАЗ 206. Автобусное производство на Минском автомобильном заводе создано в 1993 году. В 2000-м году был собран 1000-й автобус, которым стал МАЗ 106, а уже в 2006 году с технологических линий Минского автомобильного завода сошел 5 000-й автобус МАЗ. Тогда юбилейным стал туристический лайнер МАЗ 251.

В октябре 2009 года Минский автомобильный завод выпустил новую модель автобуса второго поколения - МАЗ 205. Это сочлененный низкопольный автобус особо большого класса, предназначенный для перевозки пассажиров на загруженных городских маршрутах. Впервые автобус был показан белорусским журналистам 7 октября 2009 года. А широкой публике модель представлена на международной специализированной выставке пассажирского транспорта «BUSWORLD EUROPE-2009». Автобус МАЗ 205 воплотил в себе новейшие разработки в области дизайна, комфорта, безопасности и экономичности.

Апрель, 2010 года. Тягач Минского автомобильного завода МАЗ-5440А9 был признан победителем в конкурсе «Лучший грузовик года России», который прошел в рамках Международной специализированной выставки Коммерческий Автотранспорт «КОМТРАНС -2010». В борьбе за это звание МАЗ обошел грузовики всемирноизвестных производителей: Mercedes, Volvo, Scania, КамАЗ, Урал.

1. Структура управления техническими службами предприятия

управление технологический процесс цех

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.

Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.

В основе управления предприятием лежат принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления.

Важнейшими принципами организации управления производством являются:

) принцип целевой совместимости и сосредоточения. Заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи - организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель;

) принцип непрерывности и надежности. Означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственного процесса;

) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма. Нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;

) демократический принцип распределения функций управления. Основан на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;

) принцип научной обоснованности управления. Исходит из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов;

) принцип эффективности управления. Предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;

7) принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов. Определяется общественным характером производства;

8) принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.

К общим функциям управления относятся:

- планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели;

- организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия;

- мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;

- контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.

Современный аппарат управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления. Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной деятельностью представляет собой организационно-распорядительный метод управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы административного воздействия. Социально-психологические методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей.  

Производственная и общая структура:

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления. Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия. К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия. В зависимости от того, какое подразделение является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру.

Цех - это обособленное в технологическом и административном отношении звено предприятия, в котором изготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определенная законченная стадия по выработке продукта.

По характеру деятельности цехи подразделяются на:

- основные, вырабатывающие продукцию, определяющую основное назначение предприятия;

- вспомогательные (энергетические, ремонтные, инструментальные и др.), обеспечивающие бесперебойную и эффективную работу основных цехов;

- обслуживающие цехи и хозяйства, выполняющие операции по транспортировке и хранению материально-технических ресурсов и готовой продукции;

- побочные цехи, изготавливающие продукцию из отходов основного производства или их утилизирующие;

- экспериментальные (исследовательские) цехи, занимающиеся подготовкой и испытанием новых изделий, разработкой новых технологий.

Основные цехи делятся на заготовительные (специализируются на производстве заготовок), обрабатывающие (механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические и др.) и сборочные (агрегатной и окончательной сборки изделий из деталей и узлов, изготовленных на других предприятиях). Известны три типа производственной структуры предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно-технологический).

Признаком предметной структуры является специализация цехов на изготовлении определенного изделия или группы однотипных изделий, узлов, деталей (цехи по изготовлению двигателей, задних мостов, кузовов, коробок передач на автомобильном заводе).

Признаком технологической структуры является специализация цехов предприятия на выполнении определенной части технологического процесса или отдельной стадии производственного процесса. Например, наличие литейного, кузнечно-прессового, штамповочного, механического и сборочного цехов на машиностроительном заводе. На практике часто встречается смешанная производственная структура при которой часть цехов специализирована технологично, а остальная - предметно. На предприятиях с простым производственным процессом применяется безцеховая производственная структура, основой построения которой является производственный участок - совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция. При корпусной производственной структуре основным производственным подразделением крупного предприятия является корпус, в который объединены несколько однотипных цехов. На предприятиях с многостадийными процессами производства и комплексной переработкой сырья (металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используется комбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения, изготавливающие технологически завершенную часть готового изделия (чугун, сталь, прокат).

Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделений предприятия.

Типовая общая структура промышленного предприятия приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Типовая общая структура промышленного предприятия

Организационная структура управления

Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.

Между элементами системы управления существуют связи, которые можно подразделить на:

) линейные связи возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому (директор - начальных цеха - мастер);

) функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения (начальник планового отдела - начальник цеха);

) межфункциональные связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха).

Известны несколько типов организационных структур управления:

Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка.

Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.

Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.

Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.

Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.

Отдел главного конструктора проектирует и внедряет в производство новые и совершенствует выпускаемые конструкции изделий, проводит экспериментальные и исследовательские работы, руководит изготовлением и испытанием опытных образцов новых изделий или их составных частей. В ведении отдела находятся специальные лаборатории и опытный цех.

 Отделы главного технолога и главного металлурга проектируют и внедряют прогрессивные технологические процессы и специальное технологическое оснащение, устанавливают нормы времени и нормы расхода материалов, технологической энергии и топлива, совершенствуют организацию производства, контролируют соблюдение технологии в основных цехах завода. В ведении их находятся технологические лаборатории, а в ведении отдела главного металлурга, кроме того, модельный цех и центральный склад моделей.

 Отдел автоматизации и механизации выявляет объекты механизации и автоматизации, проектирует средства механизации и автоматизации отдельных операций и трудоемких ручных работ, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, поточных линий, участков и цехов, оказывает помощь при внедрении этих средств в цехах, изучает и использует опыт механизации и автоматизации производства на других предприятиях. В подчинении отдела находится цех автоматизации и механизации.

 Отдел стандартизации и нормализации составляет планы разработки новых и внедрения действующих стандартов и нормалей на заводе, осуществляет методическое руководство и контроль за работой бюро (групп) стандартизации и нормализации в технических отделах заводоуправления, проводит контроль чертежей и другой технической документации, следит за изготовлением и испытанием опытных нормализованных сборочных единиц и деталей, организует обмен опытом по стандартизации и нормализации с другими предприятиями и организациями.

 Инструментальный отдел определяет потребность завода в технологическом оснащении и инструментальных сталях, планирует производство оснащения, проводит технический надзор за эксплуатацией оснащения в цехах завода. Инструментальному отделу подчиняются инструментальный цех и центральный инструментальный склад.

 Отдел по ремонтному и энергетическому обслуживанию обеспечивает бесперебойную работу оборудования и снабжение завода всеми видами энергии, организует планово-предупредительный ремонт оборудования и технический надзор за его эксплуатацией в цехах, осуществляет перестановку действующего оборудования. Этому отделу подчиняются ремонтные цехи и станции по производству различных видов энергии.

 Отдел технической информации, изобретательства и рационализации занимается ознакомлением работников завода с достижениями в области техники, технологии и организации производства, с опытом работы других предприятий, с новой технической и экономической литературой, а также рассмотрением изобретений и рационализаторских предложений, определением ожидаемой эффективности от их внедрения и установлением размера премий авторам, оказания помощи изобретателям и рационализаторам в разработке, оформлении и внедрении изобретений и рационализаторских предложений. В ведении отдела находится техническая библиотека.

 Отдел технического контроля осуществляет контроль за выпуском качественной и комплектной продукции, соответствующей установленным стандартам и техническим условиям, а также контроль за качеством поступающего на завод сырья, материалов, полуфабрикатов оборудования и инструментов, выявляет причины брака в производстве и разрабатывает мероприятия по их устранению. Начальник отдела технического контроля назначается и увольняется министерством по представлению директора завода. В ведении отдела находится контрольно-измерительная лаборатории.

 Планово-экономический отдел осуществляет технико-экономическое планирование деятельности завода и цехов, ведет установленный для завода статистический учет, организует внутризаводской хозяйственный расчет. Технико-экономическое планирование включает разработку проектов перспективных планов и годовых техпромфинпланов завода, составление плановых заданий цехам, контроль и анализ выполнения плана заводом и плановых заданий цехами, составление отчетов о выполнении плана заводом.

 Производственно-диспетчерский отдел осуществляет оперативно-производственное планирование, которое включает составление оперативных квартальных и месячных производственных программ цехам и календарных планов-графиков производства продукции (календарное планирование), а также контроль и регулирование хода их выполнения (диспетчирование). В ведении этого отдела находятся межцеховые склады заготовок и готовых деталей.

 Отдел труда и заработной платы занимается вопросами нормирования труда и заработной платы, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, развитию соревнования, обобщению и внедрению передовых методов труда, составляет проекты коллективных договоров.

 Отдел кадров технического обучения занимается подбором, оформлением приема, перемещения и увольнения рабочих и служащих, организует подготовку новых рабочих и повышение квалификации кадров завода, контролирует соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.

 Отдел материально-технического снабжения выявляет потребность завода в материальных ресурсах, составляет и представляет в вышестоящие организации планы материально-технического снабжения и заявки, заключает договоры с поставщиками, ведет работы по реализации фондов, организует складское хозяйство и снабжение производства материалами, контролирует расходование материалов цехами. В ведении отдела находятся материальные склады завода.

 Административно-хозяйственный отдел ведает делопроизводством и хозяйственным обеспечением аппарата управления заводом и цехами, подде8ржанием чистоты и порядка в заводоуправлении и на территории завода, благоустройством и озеленением территории.

2. Оценка технического уровня технологических процессов цеха, их оснащенности

Техническое перевооружение является естественным процессом, сопутствующим развитию производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции, отвечающей всем современным требованиям.

 Совершенствование технологии - это процесс постоянный, творческий, и достичь в этой работе пика, нельзя. Творческая мысль работников технологической службы завода постоянно находится в поиске новых решений.

 Основное направление деятельности управления главного технолога - это создание гибких технологий, предполагающих внедрение станков с программным управлением и быстро переналаживаемой оснастки для них, а также внедрение прогрессивного инструмента. Все это в комплексе с конструкторскими разработками позволяет предприятию чувствовать себя достаточно уверенно в конкурентной борьбе.

 Технологический процесс - совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта выпускаемых предметов торговли. Предметом торговли называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии. Деталь - изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.

Уровень технологии любого производства оказывает решающее влияние на его экономические показатели, поэтому выбор оптимального варианта технологического процесса должен осуществляться исходя из важнейших показателей его эффективности; производительности, исходной стоимости и качества производимой продукции. Производительность - показатель, характеризующий количество продукции, изготовленной в единицу времени.

Начальная стоимость - совокупность материальных и трудовых издержек предприятия в денежном выражении, необходимых для изготовления и реализации продукции. Такая начальная стоимость называется полной. Издержки предприятия, непосредственно связанные с производством продукции, называются фабрично- заводской исходной стоимостью. Соотношение между различными видами расходов, составляющих первоначальная стоимость, представляет собой структуру начальной стоимости.

Уровень технической оснащенности предприятия определяет эффективность изготовления продукции основным производством, обуславливает возможность ритмичности ее выпуска с заданными потребительскими свойствами.

Условия использования оборудования при разных масштабах производства и уровне специализации весьма различны. Поэтому масштаб выпуска одинаковых изделий решающим образом влияет на выбор оборудования и всей оснастки технологических процессов.

Высокопроизводительное оборудование, предназначенное для изготовления только определенных деталей, не подходит для заводов с разнообразной и часто меняющейся продукцией. Однако при большом выпуске одинаковых изделий такое оборудование используется с большим эффектом, причем экономится значительное количество труда. Сложные инструменты, например кузнечные штампы и прессформы, выгодны при изготовлении тысяч и десятков тысяч поковок и отливок под давлением, но не применяются, если нужно отковать или отлить только несколько штук заготовок.

В каждом конкретном случае подбирают такое техническое оснащение, использование которого наиболее экономично. Это означает постоянное стремление к уменьшению суммы затрат на оборудование и инструмент (в доле, которая относится на единицу продукции), на основные материалы, топливо и энергию, а также на заработную плату. В денежной форме экономия общественного труда выражается достижением наименьшей себестоимости, повышением использования производственных фондов и новых капиталовложений.

Конкретный вид и тип оборудования, который экономически наиболее соответствует масштабам данного производства, не остается постоянным. Он изменяется с развитием техники, с совершенствованием производства.

3. Оценка применяемых технологических и организационных мероприятий по повышению производительности труда и снижению себестоимости изделий

С ростом требований к повышению технического уровня производства, все большей его эффективности велась большая работа по подъему производительности труда, внедрению в производство новых, прогрессивных и наиболее эффективных форм и методов технологических и производственных процессов.

Очень важно было правильно выбрать наиболее эффективные технико-экономические показатели работы цехов и участков, утверждаемые руководством завода (для цехов) и руководством цехов (для участков). Умелое решение именно этой задачи обеспечивало успех работы завода в новых условиях.

Планирование по-новому потребовало и новой организации производства. Надо было, во-первых, точнее определять технологические комплекты и звеньевые разбивки, с учетом возможности выполнения работ в минимальный технологический срок- один месяц; во-вторых, такой организации работ, которая обеспечивала бы выпуск готового узла, секции, машины, устройства, т. е. выпуска готовой продукции в указанный по технологии срок - один месяц.

Все цехи стали работать по единому плану технического прогресса, научной организации труда и управления, наиболее удобной формой для внедрения элементов новой техники и совершенствования организации рабочих мест в цехах и на участках. В практике цехового планирования появились такие новые показатели, как фондоотдача, прибыль, оборотные фонды и рентабельность. Наличие этих показателей позволило поднять эффективность производственной деятельности.

Значительно сократилось число плановых показателей, утверждаемых руководством цеха для участков и групп. Остались только такие из них: по выполнению плана выпуска товарной продукции в заданной номенклатуре, соблюдению планового фонда зарплаты и плану по техническому прогрессу и научной организации труда. Таким образом, до производственных участков стали доводиться планы, что способствовало привлечению к этому большому и нужному делу передовиков производства, по существу всех тружеников.

В некоторых цехах появилось и такое нововведение, как включение в фонды заработной платы основных производственных участков заработной платы рабочих вспомогательных специальностей (сварщиков, газорезчиков, станочников). Цель этого новшества вполне определенная: наиболее правильно использовать всех рабочих цеха, так как после введения хозяйственного расчета производственные участки не заинтересованы в привлечении большего количества вспомогательных рабочих, чем предусмотрено планом.

Одним из важнейших мероприятий, обеспечивших успешный переход завода на новые условия планирования и экономического стимулирования, явилось совершенствование общезаводского хозяйственного расчета, а в особенности, по цехам и участкам. Для этого была разработана и внедрена система новых показателей планирования и одновременно разработано положение о материальном стимулировании рабочих, служащих и инженерно-технических работников.

Таким образом, переход завода на новые условия планирования и экономического стимулирования позволил более успешно решать задачу дальнейшего повышения производительности труда - одного из главных показателей эффективности общественного производства и основного источника повышения заработной платы.

Одновременно с внедрением новых форм оплаты труда, премирования работников, совершенствования аппарата управления и сокращением непроизводительных потерь рабочего времени был осуществлен ряд мероприятий для повышения эффективности производства, что позволило увеличить выплаты работникам из фонда материального поощрения.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

4. Система управления качеством продукции

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.

Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.

Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.

Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:

Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение или завоевание новых рынков сбыта;

достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;

ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;

освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

увеличение сроков гарантии на продукцию;

развитие сервиса.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа "петли качества", чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка.

Всеобщее (тотальное) управление качеством (TQC), осуществляемое фирмами Западной Европы, США и Японии, предполагает три обязательных условия.

Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества.

Качество должно постоянно возрастать, ибо качество -это постоянно меняющаяся цель.

Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80-90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

5. Роль рационализаторов и изобретателей в повышении эффективности технологических процессов

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

-наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;

конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;

-эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;

-организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

 Безусловно, инновация опирается на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта или повышении эффективности функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать.

Таким образом, можно утверждать, что инновация - это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.

6. Оценка состояния техники безопасности и охраны труда

Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.

В целях обеспечения охраны труда на предприятии принимаются меры к тому, чтобы труд работающих был безопасным, и для осуществления этих целей выделяются большие средства. На заводах имеется специальная служба безопасности, подчиненная главному инженеру завода, разрабатывающая мероприятия, которые должны обеспечить рабочему безопасные условия работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.

В рамках обеспечения охраны труда на предприятии на заводах систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие снижение травматизма и устранение возможности возникновения несчастных случаев. Мероприятия эти сводятся в основном к следующему:

- улучшение конструкции действующего оборудования с целью предохранения работающих от ранений;

-устройство новых и улучшение конструкции действующих защитных приспособлений к станкам, машинам и нагревательным установкам, устраняющим возможность травматизма;

-улучшение условий работы: обеспечение достаточной освещенности, хорошей вентиляции, отсосов пыли от мест обработки, своевременное удаление отходов производства, поддержание нормальной температуры в цехах, на рабочих местах и у теплоизлучающих агрегатов;

-устранение возможностей аварий при работе оборудования, разрыва шлифовальных кругов, поломки быстро вращающихся дисковых пил, разбрызгивания кислот, взрыва сосудов и магистралей, работающих под высоким давлением, выброса пламени или расплавленных металлов и солей из нагревательных устройств, внезапного включения электроустановок, поражения электрическим током и т. п.;

-организованное ознакомление всех поступающих на работу с правилами поведения на территории предприятия и основными правилами техники безопасности, систематическое обучение и проверка знания работающими правил безопасной работы;

-обеспечение работающих инструкциями по технике безопасности, а рабочих участков плакатами, наглядно показывающими опасные места на производстве и меры, предотвращающие несчастные случаи.

Однако в результате пренебрежительного отношения со стороны самих рабочих к технике безопасности возможны несчастные случаи. Чтобы уберечься от несчастного случая, нужно изучать правила техники безопасности и постоянно соблюдать их.

Общие требования техники безопасности на производстве.

1. При получении новой (незнакомой) работы требовать от мастера дополнительного инструктажа по технике безопасности.

2. При выполнении работы нужно быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не отвлекать других.

3. На территории завода (во дворе, здании, на подъездных путях) выполнять следующие правила:

-не ходить без надобности по другим цехам предприятия;

-быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками электро кранов и водителями движущегося транспорта, выполнять их;

-обходить места погрузки и выгрузки и не находиться под поднятым грузом;

-не проходить в местах, не предназначенных для прохода, не подлезать под стоящий железнодорожный состав и не перебегать путь впереди движущегося транспорта;

-не переходить в неустановленных местах через конвейеры и рольганги и не подлезать под них, не заходить без разрешения за ограждения;

-не прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и не открывать дверец электрошкафов;

-не включать и не останавливать (кроме аварийных случаев) машин, станков и механизмов, работа на которых не поручена тебе администрацией твоего цеха.

В случае травмирования или недомогания прекратить работу, известить об этом мастера и обратиться в медпункт.

Ниже приведены специальные требования безопасности

Перед началом работы:

1. Привести в порядок свою рабочую одежду: застегнуть или обхватить широкой резинкой обшлага рукавов; заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов одежды: убрать концы галстука, косынки или платка; надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы.

2. Надеть рабочую обувь. Работа в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) запрещается ввиду возможности ранения ног острой и горячей металлической стружкой.

3. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать все загромождающие и мешающие работе предметы. Инструмент, приспособления, необходимый материал и детали для работы расположить в удобном и безопасном для пользования порядке. Убедиться в исправности рабочего инструмента и приспособлений.

4. Проверить, чтобы рабочее место было достаточно освещено и свет не слепил глаза.

5. Если необходимо пользоваться переносной электрической лампой, проверить наличие на лампе защитной сетки, исправности шнура и изоляционной резиновой трубки. Напряжение переносных электрических светильников не должно превышать 36 В, что необходимо проверить по надписям на щитках и токоприемниках.

6. Убедиться, что на рабочем месте пол в полной исправности, без выбоин, без скользких поверхностей и т. п., что вблизи нет оголенных электропроводов и все опасные места ограждены.

7. При работе с талями или тельферами проверить их исправность, приподнять груз на небольшую высоту и убедиться в надежности тормозов, стропа и цепи.

8. При подъеме и перемещении тяжелых грузов сигналы крановщику должен подавать только один человек.

9. Строповка (зачаливание) груза должна быть надежной, чалками (канатами или тросами) соответствующей прочности.

10. Перед установкой крупногабаритных деталей на плиту или на сборочный стол заранее подбирать установочные и крепежные приспособления (подставки, мерные прокладки, угольники, домкраты, прижимные планки, болты и т. д.).

11. При установке тяжелых деталей выбирать такое положение, которое позволяет обрабатывать ее с одной или с меньшим числом установок.

12. Заранее выбрать схему и метод обработки, учесть удобство смены инструмента и производства замеров.

Во время работы:

13. При заточке инструмента на шлифовальных кругах обязательно надеть защитные очки (если при круге нет защитного экрана). Если имеется защитный экран, то не отодвигать его в сторону, а использовать для собственной безопасности. Проверить, хорошо ли установлен подручник, подвести его возможно ближе к шлифовальному кругу, на расстояние 3-4 мм. При заточке стоять не против круга, а в полуоборот к нему.

14. Следить за исправностью ограждений вращающихся частей станков, на которых приходится работать.

15. Не удалять стружку руками, а пользоваться проволочным крючком.

16. Во всех инструментальных цехах используется сжатый воздух давлением от 4 до 8 ат. При таком давлении струя воздуха представляет большую опасность. Поэтому сжатым воздухом надлежит пользоваться с большой осторожностью, чтобы его струя не попала случайно в лицо и уши пользующегося им или работающего рядом.

7. Технико-экономические показатели

Основные технико-экономические показатели развития ОАО «МАЗ»

По предварительным данным, ОАО «МАЗ» в I полугодии т.г. произвело продукции в сопоставимых ценах на 63,9% больше, чем в январе-июне 2010 г., и достигло положительного внешнеторгового сальдо в 130,2 млн. USD, сообщили «ЭГ» в администрации предприятия.

В настоящее время экономическая служба автозавода уточняет итоги полугодия. Показатели 5 месяцев дают основания для оптимизма, отмечает заместитель генерального директора Константин Лавыш.

В январе-мае темп промышленного роста составил 164,4%. Выпущено 7440 автомобилей, 193 автокрана, 1815 единиц прицепной, 800 - пассажирской, 197 - специальной техники. При этом запасы готовой продукции за 5 месяцев в фактических ценах не превысили 240,2 млрд. Br, что составляет 68% к среднемесячному объему производства. Экспортировано техники на 382,6 млн. USD, что позволило обеспечить положительное внешнеторговое сальдо в размере 117,8 млн. USD. Рентабельность продаж достигла 10,2% при задании 6,3%.

Правда, МАЗу придется рассчитаться с государством за ранее полученные займы и субсидии. В 2011 г. предприятие собирается возвратить ему 470 млрд. Br, сообщил К.Лавыш, подчеркнув, что никаких отсрочек завод не просил. Около половины этой суммы уже перечислено. Кстати, девальвация принесла МАЗу определенные выгоды: экспортная выручка в рублях существенно выросла, что позволило несколько минимизировать затраты по возврату госзаймов.

Значительные средства направляются и на материальное стимулирование работников. В частности, зарплата в ОАО в мае составила в среднем 2154,6 тыс. Br, а с 1 июня, по словам К.Лавыша, тарифная ставка первого разряда увеличена на 20%. В результате средний заработок рабочих автозавода сегодня достиг 2,6 млн. Br, что позволяет администрации проводить требовательную кадровую политику и добиваться повышения производительности труда. В январе-мае она выросла на 78%. МАЗ укладывается в рекомендации по соотношению темпов роста зарплат и темпов роста производительности труда, подчеркнул замгендиректора. Кроме того, повышение зарплаты, по его словам, происходит за счет сокращения всех видов затрат, мер экономии и рационального расходования ресурсов.

Впрочем, с ресурсосбережением есть проблемы. Так, материалоемкость продукции выросла на 4,9% при заданном снижении на 2011 г. на 1,5%. Не справился МАЗ и с заданием по экономии ресурсов: при запланированных 0,999 за 5 месяцев фактически получилось 1,045.

Невыполнение указанных показателей обусловлено, как считают в администрации ОАО, прежде всего опережающим ростом цен на потребляемые материальные ресурсы по сравнению с готовой продукцией. Исправить ситуацию с ресурсосбережением руководство МАЗа надеется до конца года. Для уменьшения материальных затрат и, соответственно, себестоимости на июль-декабрь подразделениям завода доведены дополнительные задания, в частности, по снижению норм и расценок на 20% по сравнению с I полугодием.

8. Анализ материалов по теме дипломного проекта

.1 Анализ соответствия конструкции изделия его служебному назначению

 























Рисунок 1. Данная деталь «Кронштейн задний» рисунок 1, входит в состав рамы автомобиля МАЗ-500А.

Данная деталь изготавливается из материала Сталь 40Л ГОСТ 977-88.

Данная сталь является востребованной, так как отличается надежностью и легкостью в обработке. Данная марка стали наиболее часто используется при отливке рычагов, муфт и кронштейнов. Сталь 40Л является конструкционной нелегированной.

Химический состав конструкционной нелегированной стали должен соответствовать указанному в табл. 1.

Табл.1

Марка стали

Массовая доля элемента, %

Сталь 40Л

Углерод

Марганец

Кремний

Фосфор

Сера


0,37-0,45

0,45-0,90

0,20-0,52

060-050

060-050


Механические свойства конструкционной нелегированной стали для отливок после окончательной термической обработки должны соответствовать нормам, приведенным в табл.2:

Табл.2

Марка стали

Нормализация или нормализация с отпуском


Не менее

Сталь 40Л

Предел текучести sТ, МПа

Временное сопротивление sв, МП

Относительное удлинение d, %

Относительное сужение y, %

Ударная вязкость KCU, кДж/м2


294

520

14

25

294


Пробы для определения химического состава стали отливок отбирают в соответствии с ГОСТ 7565.

Режимы термической обработки конструкционной нелегированной стали приведены в табл.3.

Табл.3

Марка стали

Режим термической обработки

Сталь 40Л

Нормализация и отпуск

Закалка и отпуск


Температура, °С


Нормализация

Отпуск

Закалка

Отпуск


860-880

600-630

860-880

600-630


Передняя рессора автомобиля МАЗ-500А (рис. 2) имеет следующее устройство. Задний конец рессоры 3 плавающий, первый и второй листы опираются на задний кронштейн 10, в котором установлены два боковых и один верхний сменные вкладыши, уменьшающие износ. Болт, стягивающий щеки кронштейна, проходит через распорную втулку, равную по длине внутренней ширине кронштейна. Передний конец рессоры закреплен пальцем 2, проходящим в отверстие накладного ушка и соединяющим рессору с передним кронштейном 1. Одной стороной ушко крепится к коренному и второму листам рессоры при помощи ступенчатого пальца. Диаметр отверстия во втором листе больше диаметра пальца, благодаря чему образуется зазор величиной 0,2-1,0 мм, позволяющий листам рессоры перемещаться в продольном направлении. Задний конец накладного ушка притянут к рессоре стремянкой. Листы рессоры скреплены хомутами, стянутыми болтами с распорными втулками, кроме того, в середине рессоры через все листы проходит центровый болт.

Рис. 2. Передняя рессора автомобиля МАЗ-500А: 1 - передний кронштейн; 2 - палец крепления, 3 - рессора; 4 - кронштейн буфера; 5 - накладка; 6 - буфер; 7 - стремянка; 8 - амортизатор; 9 - дополнительный буфер; 10 - задний кронштейн

К балке передней оси рессору крепят двумя стремянками 7 с накладками 5. На верхнем листе рессоры установлен резиновый буфер 6, он позволяет ограничить прогиб рессоры и смягчить удары о кронштейн рамы в случае полного прогиба рессоры. Дополнительный буфер 9 установлен также на раме автомобиля.

У автомобилей МАЗ-500А конструкция основной задней рессоры аналогична передней, но отличается сечением и количеством листов, а также размерами деталей крепления к раме.

Учитывая более высокую нагрузку на задний мост автомобиля, в его заднюю подвеску включен помимо основной рессоры еще и подрессорник, располагаемый над основной рессорой. Концы листов подрессорника не крепятся в кронштейнах, а при полной нагрузке автомобиля и значительном прогибе основной рессоры упираются в дополнительные кронштейны рамы, после чего подрессорник работает вместе с основной рессорой. При неполной нагрузке автомобиля подрессорник не включается в работу, и жесткость подвески соответственно уменьшается.

Материал заменитель: 35Л ГОСТ 977-88.

8.2 Анализ конструкции изделия на технологичность

Анализ детали на технологичность это комплекс мероприятий по выявлению недостатков конструкции по сведениям, содержащих в чертежах и технических требованиях, а также возможное улучшение технологичности рассматриваемой конструкции в соответствие с ГОСТ 14.201.

Анализ технологической конструкции детали состоит из технологического контроля чертежа и технологического анализа конструкции. Цель такого анализа - выявление недостатков конструкции по сведениям, а также возможное улучшение технологичности рассматриваемой конструкции.

Технологический контроль чертежа:

Технологический контроль чертежа сводится к тщательному его изучению. Рабочий чертеж обрабатываемой детали содержит все необходимые сведения, дающие полное представление о детали, т. е. все проекция (основной вид детали), совершенно четко и однозначно объясняющая ее конфигурацию, и возможные способы получения заготовки. Главный вид содержит габаритные размеры требования к шероховатости и прочие необходимые размеры с отклонениями. Чертеж содержит все необходимые сведения о материале детали (сталь 40Л ГОСТ 977-88), массе детали (14 кг). Главный вид содержит габаритные размер 180мм, требования к шероховатости (Ra20), позиционный допуск относительно отверстия (Ш17мм) и прочие необходимые размеры. Вид сбоку содержит габаритный размер 138мм, требования к шероховатости Ra20, допуск плоскостности, допуск перпендикулярности, допуск соосности относительно размера базы Д и прочие размеры с отклонениями. Вид снизу содержит все необходимые размеры с отклонениями, требования к шероховатости (Ra20), позиционный допуск относительно отверстия (Ш17мм). Разрез А-А содержит все необходимые размеры, требования к шероховатости Ra20.

Также на чертеже содержатся следующие требования: материал-заменитель: 35Л ГОСТ 977-88,формовочные уклоны по ГОСТ 3212-92,неуказанные радиусы в отливке 2...4 мм, точность отливки 9-9-14-9 ГОСТ 26645-85, отливка 2-й группы ГОСТ 977-88, покрытие отливки: грунтовка "Акрем-К" ТУ2316-002-0-31953544-96,

 Лид Акрил М ТУ BY 500021625.124, ГФ 0119 ГОСТ 23343-78, общие допуски по ГОСТ 3089.1: Н14; h14; IT14/2; ГОСТ 30893.2-К, дополнительные требования по ТУ РБ 05808729.048-96, на поверхности Г линии разъема, заусенцы не допускаются, резьбовое отверстие от окраски предохранить, механически обработанные поверх. окрасить антикоррозионной грунтовой толщиной слоя 25-35 мкм, потеки, пузыри, морщины и оспины не допускаются.

Изучив рабочий чертеж детали «Кронштейн задний» можно сделать вывод, что он содержат все необходимые сведения, дающие полное представление о детали, а именно все проекции, виды, разрезы, сечения; указаны все размеры с необходимыми допусками, шероховатость обрабатываемой поверхности, допускаемые отклонения от правильных геометрических форм и взаимного положения поверхностей; сведения о материале детали, термической обработке, применяемых защитных покрытий, массе детали.

Технологический анализ конструкции:

 Деталь «Кронштейн задний» изготавливается из материала Сталь40Л, заготовка получается методом отливки. Исходя из химического состава и механических свойств этой стали мы видим, что данный материал имеет нормальную обрабатываемость резанием. Исходя из служебного назначения видно что материал подобран правильно, и в его замене нет необходимости. Так как данная сталь имеет хорошие литейные свойства, то получение достаточно сложной пространственной формы детали не вызывает трудностей.

С точки зрения механической обработки деталь имеет следующие недостатки в отношении технологичности: нетехнологичной является поверхность обозначенная буквой Г, так как на ней заусенца не допускаются, это в свою очередь приводит введения слесарно-зачистной операции ручной обработки.

Количественную оценку технологичности детали проводим в соответствии с ГОСТ 14.202.

На основании изучения условий работы конструкции, а также масштаба производства, проанализировав возможность ее упрощения, замены другой конструкцией, а также возможность и целесообразность замены материала, можно сделать выводы :

- данную конструкцию упростить представляется довольно затруднительно, т.к. она и так довольно несложная и каждый ее элемент имеет вполне конкретную функцию.

-всегда должна существовать возможность непосредственного измерения заданных на чертеже размеров. В данном случае все размеры могут быть измерены и сопоставлены с требуемыми размерами чертежа.

Анализ показывает, что чертеж детали «Кронштейн задний» выполнен технически грамотно и с соблюдением стандартов. Чертеж содержит все необходимые сведения, дающие полное представление о детали. Дан дополнительный вид для наиболее удобного и наглядного отображения размеров. Кроме того следует отметить, что чертеж выполнен с соблюдением всех требований, предъявляемых к чертежам. Проставлены все необходимые размеры. Все размеры, указанные на чертежах, могут быть непосредственно измерены соответствующими мерительными инструментами с заданной точностью.

8.3 Анализ существующего технологического процесса

Объектом анализа является деталь “Кронштейн задний”, входящая в узел “Рама”, получаемой из отливки из стали 40Л, с годовой программой 10000 шт.

 

Таблица 8.3.1

Основные размеры детали

Наименование операции

D1

D2

D3

D4

Деталь




Заготовка

-

--



Оп. 005 Фрезерная с ЧПУ

-

-

-

-

Оп. 010 Фрезерная с ЧПУ

-

-

-

-

Оп. 015 Сверлильная с ЧПУ.

-

-

-


Оп. 020 Фрезерная с ЧПУ

-

-

-

-

Оп. 025 Сверлильная

-

-

-

-

Оп. 030 Цековочная


-

-

-

Оп. 035 Сверлильная

-

-

-

-

Оп. 040 Резьбонарезная

-

-

-

Оп. 045 Фрезерная с ЧПУ

-

-

-

Оп. 050 Фрезерная с ЧПУ

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8.3.2

Анализ механизации и автоматизации технологического процесса

№ опер.

Упр. циклом обр.

Вид загрузки

Межоперационный  транспорт

Tосн

Степень авт.

010

автоматич.

ручная

тележка

3,5

средняя

020

автоматич.

ручная

тележка

2

средняя

030

автоматич.

ручная

тележка

8.5

средняя

040

автоматич.

ручная

тележка

5

средняя


автоматич.

ручная

тележка

8.65

средняя

060

автоматич.

ручная

тележка

8

средняя

070

автоматич.

ручная

тележка

6.25

средняя

080

автоматич.

ручная

тележка

0.75

средняя

090

автоматич.

ручная

тележка

0,5

средняя

100

автоматич.

ручная

тележка

0,3

средняя


Анализ механизации и автоматизации технологического процесса выявил высокий уровень управления циклом обработки и степени автоматизации.

Таблица 8.3.3

Доли и причины брака

№ Оп.

Доля брака, %

Причины возникновения

Способ устранения

005

1,3

Износ фрез

Контроль износа фрез. Изготовление фрез из более прочных материалов

010

1,3

Износ фрез

Контроль износа фрез. Изготовление фрез из более прочных материалов

015

1,4

Износ сверла

Контроль износа режущего инструмента

020

1,3

Износ фрез

Контроль износа фрез. Изготовление фрез из более прочных материалов

025

1,4

Износ сверла

Контроль износа режущего инструмента

030

1,5

Износ сверла

Контроль износа цековки

035

1,5

Износ метчик

Контроль износа режущего инструмента

040

1,3

Износ метчика

Контроль износа метчика

045

1,3

Износ фрезы

Контроль износа фрезы

050

1,3

Износ фрезы

Контроль износа фрезы

 

Таблица 8.3.4

Режущий инструмент

№ Оп.

Инструмент

Материал режущей части

Стойкость, мин

Режимы резания





S

n

v

t

005

Фреза F4033.в.080.z07.06

Пластина режущая SNMX 120512-F27 wkp35

80

1289

716

180

3.5

010

Фреза длиннокромочная F4238.s5.063.z4.71

Пластина режущая ADGT 1606per-D51 wp35

80

546

606

120

2

015

Cверло в4013.F20.17,0.z02.51R

Пластина режущая р6001-D17,07R WXP45

60

447

2238

120

8.5

020

 Фреза F2252.BN.120.z08.L685

Пластина MPMX 080305-F57

80

255

318

120

5

025

Cверло к3285 20*17.3 42/120

-

60

441

2208

120

8.65

030

Сверло в2084.F25.80.33

Пластина режущая SCMT 09T304-PM5 WPP30

60

347

1157

120

8

035

Cверло К3363 16 73/123

-

60

458

2292

90

6.25

040

Метчик E2126305-M14Ч1.5

-

40

1092

728

32

0,75

045

Фреза F4041.в.080.z07.13

Пластина режущая LNGX 130708R-L55 wkp25

80

1393

796

200

0.5

050

Фреза спиральная F1676. S5.063.z06.100.p.

-

80

675

758

150

0.3


Таблица 8.3.5

Средства технического контроля

Наименование

Вид

Точность прибора

Допуск на изм. размер

Время измерения

010

Штангенциркуль ШЦ-1-150-0,05 ГОСТ 166 Штангенглубиномер ШГ-250-0.5 ГОСТ 162

универсальный универсальные

11 11

0,25;0,52 0,62;0,1;

0,12 0,12

020

Штангенциркуль ШЦ-1-150-0,05 ГОСТ 166

универсальный

11

0,25;0,52

0,12

030

Штангенциркуль ШЦ-1-150-0,05 ГОСТ 166  Пробка 8133-0931 Калибр 05651-373

универсальный специальная специальный

11 11  10

0,25;0,52 2 0,17; 0,6

0,12 0,12 0,30

040

Штангенциркуль ШЦ-1-150-0,05 ГОСТ 166

универсальный

11

0,25;0,52

0,12

050

Штангенциркуль ШЦ-1-150-0,05 ГОСТ 166 Пробка 8133-4880

универсальный  специальная

11 11

0,25;0,52 2

0,12 0,12

060

Штангенциркуль ШЦ-I-125-0.1-2 ГОСТ 166

универсальный

11

0,25;0,52

0,12

070

Штангенциркуль ШЦ-I-125-0.05 ГОСТ 166 Пробка 8133-4027

универсальный специальная

11 11

0,25;0,52 2

0,12 0,12

 080

Пробка 8133-4032

специальная

11

2

0,12

090

Штангенциркуль ШЦ-I-125-0.1 ГОСТ 166

универсальный

11

0,25;0,52

0,12

100

Штангенциркуль ШЦ-I-125-0.1 ГОСТ 166

универсальный

11

0,25;0,52

0,12


Проанализировав средства технического контроля, можно сделать следующие выводы: применены стандартные мерительные инструменты; точность измерения достаточно высокая; годовые затраты на измерительный инструмент не большие; оснащенность измерительными средствами достаточная.

9. Список используемой литературы:

1. Справочник технолога-машиностроителя /Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Машиностроение, 1985. - Т.1, Т.2.

2. Материаловедение и конструкционные материалы/ Под ред. В.А. Белого - «Вышэйшая школа»/ Минск, 1989.

. Обозначение шероховатости поверхностей/ Межгосударственный стандарт 2.309 - Москва, 2002.

. Отливки из металлов и сплавов/ Государственный стандарт 26645 - Москва, 2002.

. Методические указания по преддипломной практике/ Н.Н.Попок - Новополоцк, 2008.

Похожие работы на - Технологический процесс на минском автомобильном заводе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!