Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,43 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

ГОУ ВПО ВСГТУ

Институт экономики и права

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинговые исследования»

на тему: «Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ»










Улан-Удэ, 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты маркетингового исследования

.1 Особенности развития рынка сельскохозяйственной техники в России

.2 Методы проведения конкурентного анализа. Метод экспертных оценок

Глава 2. Отчет по проведенному маркетинговому исследованию

Заключение

Введение

Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любого предприятия, функционирующего на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любого предприятия. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.

Объектом исследования является ЗАО «БурятАвтоСервис»

Предмет исследования - конкурентоспособность ЗАО «БурятАвтоСервис».

Целью исследования является рассмотрение основных теоретических аспектов маркетинговых исследований, анализ основных конкурентов исследуемого предприятия, предложения по повышению его конкурентоспособности.

Задачи:

1)      рассмотреть теоретические аспекты маркетинговых исследований;

2)      вывести особенности организации деятельности конкурентов;

)        проанализировать преимущества и недостатки «БурятАвтоСервис» по отношению к основным конкурентам;

)        разработать основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.

сельскохозяйственный конкурентоспособность рынок

Глава 1. Теоретические аспекты поведения конкурентного анализа

1.1 Особенности развития рынка сельскохозяйственной техники в России

Российский рынок сельхозтехники один из самых быстрорастущих и привлекательных в мире. За период с 2003-го по 2010 г. объем продаж на нем в денежном выражении увеличился в 3,2 раза, а темпы ежегодного роста варьировали от 20 до 50% в денежном эквиваленте и от 10 до 15% - в натуральном.

По оценкам Research.Techart, объем российского рынка сельскохозяйственной техники в рублевом эквиваленте в 2008 г. оценивался в 95-98 млрд. руб. В 2009 г. объемы резко снизились, что связано с кризисными явлениями в экономике, сокращением инвестирования агропромышленного комплекса и недоступностью кредитов.

Значительная доля рынка сельхозтехники принадлежит иностранным поставщикам. Опережающие в сравнении с российским производством темпы роста импорта, стабильное увеличение доли зарубежной сельхозпродукции в общем объеме реализации за последние 5 лет свидетельствуют об очевидной тенденции вытеснения иностранными поставщиками российских компаний с внутреннего рынка. Кризис немного снизил долю импортной техники, так как решающим фактором в ряде сделок оказалась цена.

Можно выделить четыре основных фактора, которые способствуют упрочнению позиций импортеров на внутреннем рынке:

·              неразвитость собственного предложения сельхозтехники на российском рынке;

·              льготная политика государства в области налогообложения и таможенно-тарифного регулирования;

·              недостатки российского таможенного и налогового законодательства;

·              агрессивная сбытовая политика импортеров.

Больше половины импортных поставок сельхозтехники приходится на крупногабаритные машины. Основные поставки техники идут из Германии (28,4%), США (21,4%) и Украины (7%).

Наименьший объем импорта характерен для рынков простой техники.

Можно говорить о том, что в дальнейшем рынок сельскохозяйственной техники будет развиваться в соответствии со следующими тенденциями:

• рост спроса на новые модели машин и оборудования. Развитие отечественного рынка главным образом обусловлено увеличением числа закупок современных видов сельхозтехники, в то время как потребительский интерес в отношении устаревших дешевых отечественных моделей стремительно сокращается. Интересно отметить, что если в 2005 г. российские заводы протестировали всего 30 новых образцов, то в 2008 г. - не менее 120-ти. За 8 месяцев 2009 г. было представлено на испытательные станции 137 машин. По оценкам экспертов, такой путь развития отечественного машиностроения является единственно верным, позволяющим конкурировать российским компаниям с иностранными поставщиками;

• ориентация производителей на комплексное обслуживание покупателей техники. В вопросах построения сбытовой политики производственных компаний наблюдается переход от простой задачи обеспечения сельхозорганизаций средствами механизации к решению комплекса проблем по адресной поставке селу необходимых высокотехнологичных и технических средств, проведению обучения работе сельских механизаторов на новой технике, обеспечению ее качественного сервисного и гарантийного обслуживания. Больше внимания стало уделяться развитию дилерских сетей, гарантирующих не только поставку сельхозтехники в регионы, но и оперативный доступ к запчастям;

• переход к использованию ресурсосберегающих технологий. Росту интереса различных участников рынка к вопросам ресурсо- и энергосбережения в немалой степени способствовал тот факт, что 2009 г. был объявлен министром сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеевым годом ресурсосбережения как ответ на мировые энергетические и продовольственные вызовы. Так, установлено, что технологии сберегающего земледелия позволяют экономить свыше 1000 руб. на каждом гектаре за счет экономии на ГСМ до 80%, экономии минеральных удобрений до 50%, что в свою очередь ведет к снижению себестоимости, а значит, и цен на сельхозпродукцию. По итогам 2008 г. ресурсосберегающие технологии применялись на 40% посевных площадей. Прирост по сравнению с 2008 г. составил 28%.

Наиболее энергоемкими областями, где политика экономии ресурсов особенно актуальна, являются операции по обработке почвы и внесению минеральных удобрений (требуют 25-68% топлива от общего расхода на все операции), уборка и послеуборочная обработка зерна (31-54%). При этом согласно результатам тестирования, в России мировому уровню энергосбережения соответствуют только 46 и 51% техники в каждом из направлений.

Рис. 1. Динамика, %, российского рынка сельхозтехники в 2007-2009 гг. в денежном выражении (источник: оценка Research.Techart)

Стоит отметить, что одним из направлений применения ресурсосберегающих технологий является также переход на альтернативные источники энергии, предусматривающий переработку отходов сельскохозяйственной деятельности (биомассы) для производства необходимой селу электрической энергии и биотоплива, а также создание энергоавтономных хозяйств.

На сегодняшний день на рынке России представлены около 20 китайских тракторных заводов (под одной маркой мини-трактора зачастую оказывается 3-4 завода). Одни больше, другие меньше. Однако, четкого мнения о качестве, уровне, различиях минитракторов между собой еще не сложилось.

1.2 Методы проведения конкурентного анализа. Метод экспертных оценок

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.).

Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта.

Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.

Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во- вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.

Экспертные коллективные оценки широко использовались в государственном масштабе для решения сложных проблем управления народным хозяйством уже в первые годы Советской власти. В 1918 году при Высшем совете народного хозяйства был создан Совет экспертов, задачей которого являлось решение наиболее сложных проблем реорганизации народного хозяйства страны. При составлении пятилетних планов развития народного хозяйства страны систематически использовались экспертные оценки широкого круга специалистов.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным неформализуемым проблемам.

Все множество плохо формализуемых проблем условно можно разделить на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:

) эксперт является хранилищем большого объема рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации;

) групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.

Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.

Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для уверенности в справедливости указанных гипотез. При решении проблем из этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.

Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

) составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

) определение наиболее вероятных интервалов времени свершения совокупности событий;

) определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

) определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

) альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

) альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся: анкетирование и интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий.

Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы.

Анкетирование и сценарий предполагают индивидуальную работу эксперта. Интервьюирование может осуществляться как индивидуально, так и с группой экспертов. Остальные виды экспертизы предполагают коллективное участие экспертов, в работе. Независимо от индивидуального или группового участия экспертов в работе целесообразно получать информацию от множества экспертов. Это позволяет получить на основе обработки данных более достоверные результаты, а также новую информацию о зависимости явлений, событий, фактов, суждений экспертов, не содержащуюся в явном виде в высказываниях экспертов.

При использовании метода экспертных оценок возникают свои проблемы. Основными из них являются: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы.

Глава 2. Отчет по проведенному маркетинговому исследованию

Аннотация

В сентябре-октябре 2011 года было проведено исследование рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ с целью выявления преимуществ и недостатков ОАО «БурятАвтоСервис» по сравнению с его основными конкурентами. Была проанализирована деятельность 4 ключевых продавцов, предлагающую аналогичную продукцию, т.е. китайские мини-трактора на рынке г. Улан-Удэ.

В качестве объекта исследования выбран рынок китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ, проблема исследования - конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ.

Задачи исследования:

. сбор информации об основных конкурентах

. изучение ассортимента с/х техники

. сравнительная характеристика цен БАСа и его конкурентов

. изучение особенностей организации деятельности БАС и его конкурентов.

Методика проведения исследования.

Исследование проводилось методом экспертных оценок, а также включало сбор и анализ вторичной информации. В ходе исследования было проведено большое количество интервью с менеджерами оптовых и розничных магазинов и представителями рынка. На всей «территории» исследования был проведен мониторинг ассортимента и цен по исследуемому товару.

Из совокупности всех предприятий, предлагающих китайские мини-тракторы, было выделено и описано 5 продавцов, имеющих наиболее значительную долю в продаже мини-тракторов. Было выявлено, что тракторы китайского производства, как новые, так и подержанные, составляют значительную долю рынка. Китайские мини-таркторы пользуются повышенным спросом на рынке республики Бурятия. Рынок мини-тракторов обслуживает ограниченный круг отраслей. Прогрессивно растущими и наиболее конъюнктурными среди них являются сельское хозяйство, строительство и дорожно-коммунальное хозяйство. Кроме того, спрос на тракторы подвержен влиянию региональной специфики: промышленная специализация, природно-климатические особенности, близость производящих предприятий, в том числе иностранных, определяет объем и характер спроса. Рынок тракторов можно назвать развивающимся: рост в отрасли ожидается не менее чем на 50%.

Итоговый отчет включает большое количество экономической и маркетинговой информации по исследуемому рынку и полностью соответствует поставленным целям. Отчет содержит:

.        Анализ основных конкурентов рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ;

.        Справочную информацию об иностранных производителях тракторов и техническую характеристику их продукции;

.        Название предприятия;

.        Страна, регион, город, адрес, телефон и факс;

.        Адрес электронной почты и сайта компании;

.        ФИО и должность контактных лиц;

7.       Краткий список выпускаемой продукции.

Источники информации

ресурсы Internet - периодическая печать

личная беседа с руководством БАС

информация участников рынка.

В итоге сделаны необходимые выводы, рекомендованы наилучшие формы организации бизнеса на исследуемом рынке и организации взаимодействия с конкурентами.

Анализ результатов проведенного маркетингового исследования

С 1991 года предприятие ЗАО «БурятАвтоСервис» занималось продажей автомобилей ГАЗ в качестве дилера и осуществляло сервисное, техническое и гарантийное сопровождение. В данное время предприятие является официальным дилером по продаже запасных частей ГАЗ, УАЗ, ЗМЗ, занимается реализацией автомототехники и тракторов китайского производства, запасных частей, гарантийным и сервисным обслуживанием продаваемой техники. Также широко развивается направление по обеспечению запасными частями к тракторам российского производства на территории Республики Бурятия.

Основной проблемой, с которой столкнулось руководство «БурятАвтоСервис», было проведение конкурентного анализа ранка китайских мини-тракторов в г. Улан-Удэ.

Целью исследования было выявить преимущества и недостатки «БурятАвтоСервис» по сравнению с основными конкурентами (см. табл. 1).

Таблица 1.

Проблема исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Какая информация нужна

Источник информации

Метод исследования

Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ

Выявить преимущества и недостатки БАС по сравнению с основными конкурентами

1. сбор информации об основных конкурентах 2. изучение ассортимента с/х техники 3. сравнительная характеристика цен БАСа и его конкурентов 4. изучение особенностей организации деятельности БАС и его конкурентов.

1, 5. информация об основных конкурентах; условия продаж; цены; ассортимент 2,4,5,6. информация о БАСе, в т.ч. информация о ценах на с/х технику, ассортименте 

1. интернет 2. отчет о проведении опроса 3. личная беседа с руководством БАС. 4.периодическая печать

1. метод экспертных оценок 2. сбор и анализ вторичной информации

Перед началом исследования были собраны следующие данные (см. табл.2).

Таблица 2.

Вид работ

Результаты

1. Исследование конкурентов

получение первичной информации

 Выявлен основной конкуренты - База «Лесовик», ООО «Орион», ТД «За рулем», ТД «Автоград»

сбор ценовой информации

Обнаружен небольшой разрыв цен.

2. Анализ Клиентов

получение первичной информации

Выявлены основные потребители. К ним относятся преимущественно частные лица (имеющее личное домашнее хозяйство).

3. Анализ эффективности деятельности предприятия

получение первоначальной информации

 Информация о текущем состоянии предприятия

создание классификатора продукции

Классификатор основных видов тракторов. 10 видов мини-тракторов.

4. Структурная постановка маркетинга

создание ориентировочного плана и бюджета рекламных мероприятий

План-бюджет


Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов проводился методом экспертных оценок. Среди основных критериев были выбраны следующие:

·        Цена

·        Ассортимент

·        Наличие гарантии и послепродажного обслуживания

·        Наличие смотровой площадки

·        Наличие консультантов

·        Месторасположение

·        Наличие рекламы

Полученные данные оформим в виде таблицы (см. табл. 3)

Таблица 3 Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ

Критерии

Предприятие


БАС

База «Лесовик»

ООО «Орион»

«За рулем»

«Автоград»

Наличие рекламы

С использованием баннеров

+

-

-

-

-


В газетах

+

+

+

-

-


Бегущая строка на местных телеканалах

+

+

-

-

-


Листовки

-

-

-

-

-


Организация выставочных площадок

+

+

+

+

+

Итого:

4

3

2

1

1

Месторасположение

Наличие подъездных путей

+

+

+

+

+


Наличие стоянки

+

-

+

+

+


Расположение - в городе

+

+

-

+

+


Расположение - за городом (пригород)

-

-

+

-

-


Близость ЖД путей

+

+

-

-

+

Итого:

4

3

3

3

4

Цена

Ориентированная на покупателей со среднем уровнем дохода

+

+

+

+

+


Ориентированная на покупателей с высоким уровнем дохода

+

+

+

+

+


Рассрочка

-

-

-

-

-


Кредит

+

-

-

-

-


Скидка

+

-

-

-

-

Итого:

4

2

2

2

2

Ассортимент

Только 1 вид минитракторов

-

-

-

-

+


2

-

+

+

-

-


3-4

-

-

-

-

-


5-6

-

-

-

-

-


7 и более видов

+

-

-

+

-

Итого:

5

2

2

4

1

Наличие гарантии и послепродажного обслуживания

Гарантия 1 год

+

+

+

+

+


Предоставление запасных частей

+

+

+

+

+


Предоставление технического обслуживания

+

+

+

+

+


Техническое обслуживание с выездом

_

_

-

-

+


Техническое обслуживание без выезда

+

+

+

+

-

Итого:

4

4

4

4

4

Наличие смотровой площадки

Закрытая смотровая площадка

+

+

+

+

-


Открытая смотровая площадка

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+


Не асфальтированная

-

+

-

-

-


Наличие охраны на территории

+

+

+

+

+

Итого:

4

4

4

3

3

Наличие консультантов

Консультацией занимается непосредственно продавец

-

-

-

-

+


Работает 1 специалист-консультант

-

-

+

+

-


Работают 2 специалиста -консультанта

-

-

-

-

-


Работает 3 специалиста-консультанта

-

+

-

-

-


4 и более специалиста

+

-

-

-

-

Итого:

5

4

2

2

1

Средний балл

4,2

3,4

2,7

2,7

2,2


Оценка осуществлялась балловым методом (от 1 до 5).

Таким образом, можно отметить, что ЗАО «Бурятавтосервис» занимает лидирующее место среди всех исследуемых организаций. Однако проведем детальный анализ изучаемых критериев.

1.       Наличие рекламы. Одним из основных способов привлечение клиентов является реклама. Большинство исследуемых предприятий использует наружную рекламу в виде баннеров, а также рекламу в газетах («Из рук в руки»). Редко - бегущая строка на местных телеканалах. Прежде всего, это касается БАС, базы «Лесовик», а также ООО «Орион». «За рулем» и «Автоград» в меньшей мере используют данные средства рекламы. Привлечение клиентов осуществляется выставлением тракторов на «показ» на специально отведенных для этого площадях (часто непосредственно перед магазином).

2.       Месторасположение. Расположение БАС, как описывалось ранее, является очень удачным, так как находится на оживленном перекрестке, в месте скопления большого числа автомобилистов и имеет достаточно хорошие подъездные пути. То же касается «За рулем» и «Автоград». Что нельзя сказать о базе «Лесовик» и ООО «Орион» (подъездные пути не удобные), кроме того малолюдность делает эти предприятия менее узнаваемыми, что сказывается на их имидже.

.        Цена. Уровень цен на всех предприятиях практически одинаков. От 115 тыс. руб. до 280. Однако база «Лесовик» предлагает своим покупателям многофункциональный мини-трактор марки «FOTON», цена которого в полной комплектации может доходить и до 700 тыс. руб. (обычно на заказ).

.        Ассортимент. На рынке города Улан-Удэ преобладает марка мини-тракторов «SHIFON» (предлагается всеми предприятиями) разной мощности. Однако база «Лесовик» поставляет на рынок также трактора марки «FOTON» (обладают большим набором функций) и является единственной в городе.

.        Наличие гарантии и послепродажного обслуживания. Каждое из исследуемых предприятий предлагает своим покупателям 1 год гарантии и бесплатного сервисного обслуживания (обеспечивают запасными частями). Однако «Автоград» в этом случае выгодно отличается от своих конкурентов, так как кроме годового обслуживания и обеспечения запасными частями, они обязуются производить ремонт мини-тракторов с выездом «на дом», что оплачивается за счет самого предприятия.

.        Наличие смотровой площадки. Каждое из данных предприятий имеют смотровые площадки, однако все из исследуемых предприятий на много уступают БАС. База «Лесовик» имеет не большую закрытую площадку (амбар) и такую же по площади открытую площадку, которая считается «летней». «Автоград» имеет небольшую открытую площадку. «За рулем» и «Орион» имеют открытые смотровые площадки (по 2 шт). Трактора, продаваемые БАС, в отличии от конкурентов, расположены на открытой, огороженной демонстративной площадке под сплошным навесом. Общая площадь асфальтированного земельного участка равна 1,13 га. Территория охраняется собственной службой охраны при поддержке вневедомственной (ОВО при МВД РБ). Все здания и сооружения, находящиеся на территории БАС находятся в собственности и отвечают всем требованиям контролирующих органов.

.        Наличие консультантов. Каждое предприятие предоставляет своим покупателям услуги специалистов-консультантов. Однако в «Автограде» этим занимаются продавцы, в чьи обязанности, помимо этого, входят и другие. Они находятся в магазине и их приходится «вызывать» на смотровую площадку.

Объемы продаж исследуемых предприятий выглядят следующим образом:

Рис. 2. Объем продаж «БурятАвтоСервис» и его основных конкурентов за год.

Таким образом, можно отметить, что исследуемое предприятия «БурятАвтоСервис» является лидером на рынке китайских мини-тракторов Г. Улан-Удэ.

Выводы и рекомендуемые предложения

Прежде чем выдвинуть предложения по улучшению конкурентоспособности ЗАО «БурятАвтоСервис» на рынке, необходимо отметить тот факт, что предприятием сделано уже достаточно для обеспечения высокой степени эффективности конкурентной деятельности предприятия: продукция предприятия занимает устойчивое положение на рынке г. Улан-Удэ и республики Бурятия, знакома на прочих рынках, к ней сложилось у покупателей и партнеров устойчивое благоприятное отношение, а так же к самой организации в целом.

Однако применение только одной рекламы не может служить достаточным способом для эффективной конкурентной борьбы.

Поэтому необходимо дальнейшее улучшение формирования имиджа организации и т.п.

Для улучшения деятельности ЗАО «БурятАвтоСервис» необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с улучшением благоприятного отношения к самой фирме и к ее продукции среди населения г. Улан-Удэ и республики Бурятия, как основных потребителей продукции предприятия.

Предлагаемые мероприятия в этом направлении основываются на создании маркетинговой службы, отсутствующей в данный момент на предприятии.

Отдел маркетинга в ЗАО «БурятАвтоСервис» должен состоять из молодых специалистов, обучавшихся в лучших ВУЗах республики, а также постоянно необходимо проходить курсы повышения квалификации которые будут вносить постоянные изменения (ноу-хау) в деятельность предприятия. Таким образом, для повышения конкурентоспособности в ЗАО «БурятАвтоСервис», необходимо создать отдел маркетинга, который будет осуществлять следующие функции:

-разработку методов и средств изучения рынка;

сбор данных;

обработка данных, их классификация;

разработка ценовой политики предприятия;

проведение сегментации рынка, выделение целевой группы потребителей;

разработка рекламных кампаний и акций;

проведение рекламных кампаний и акций;

составление смет затрат на проведение рекламных кампаний и акций, прочих маркетинговых мероприятий;

организация маркетинговой деятельности;

контроль за осуществлением маркетинговой деятельности;

оценка эффективности маркетинговой деятельности.

Цель создания отдела маркетинга в ЗАО «БурятАвтоСервис» состоит в том, чтобы добиться эффективности маркетинговой деятельности, которая напрямую зависит от уровня ее организации.

На сегодняшний день в ЗАО «БурятАвтоСервис» много сделано для повышения эффективности маркетинговой деятельности, однако она организована недостаточно эффективно.

Одним из главных факторов успешной конкурентной борьбы является всесторонне изучение потребностей рынка, в этой связи целесообразно постоянно проводить исследование рынка.

Основной целевой группой потребителей продукции ЗАО «БурятАвтоСервис» является население г. Улан-Удэ и республики Бурятия потребляющие 24,8% его продукции от всего объема реализации.

ЗАО «БурятАвтоСервис» является лидером в реализации по г.Улан-Удэ и республике Бурятия, занимающее на рынке доминирующее, стабильное и устойчивое положение. Конкуренты ЗАО «БурятАвтоСервис» не могут оказать значительное влияние на его положение на рынке.

Однако это обстоятельство не дает полной гарантии, что в ближайшем будущем у ЗАО «БурятАвтоСервис» не появится достойных конкурентов (База «Лесовик» по всем показателем следует за «БурятАвтоСервис»), и что бы удержать лидирующее положение на рынке предприятию необходимо расширение рекламных мероприятий, так как товар нуждается в рекламе.

Наиболее целесообразно будет предложить включить в состав данных мероприятий следующее:

-создание и развитие рекламного бренда продукции предприятия;

создание внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия;

применение рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении;

применение системы скидок, при реализации продукции предприятия.

Конкретные рекламные цели, которые преследуются в течение первого года внедрения новой серии товаров, могут быть сформулированы следующим образом:

В течение первого года распространить информацию о существовании и возможности приобретения продуктов ЗАО «БурятАвтоСервис» среди 20% от населения г.Улан-Удэ и республики Бурятия, т.е. покупателей в возрасте от 30 до 70 лет, приобретающих продукцию предприятия по соответствующей цене.

Информировать покупателей о том, что мини-трактора ЗАО «БурятАвтоСервис» имеют высокое качество, продается по выгодным ценам в широком ассортименте.

Убедить 50% потенциальных покупателей, что мини-трактора «БурятАвтоСервис» имеют очень высокое качество, и стоят уплаченных за них денег.

Стимулировать и мотивировать покупателей к фактическому совершению покупки.

Создать внешние стационарные рекламные средства продукции предприятия и предусмотреть установку стационарных рекламных щитов в г. Улан-Удэ и на территории республики, где уже реализуются, или где предполагается реализовывать товары предприятия, что так же позволит сформировать ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.

Применение рекламы продукции предприятия в прессе позволит более широко представить покупателям продукцию предприятия, расширить степень эффективности психологического воздействия имиджа продукции и организации, охват потребителей, что позволит более широко представить продукцию предприятия потребителям, сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей, а стало быть, и его имидж, повысит эффективность маркетинговой деятельности.

Вышеприведенный список предложений является наиболее полным в этом направлении, однако в применении всех вышеперечисленных предложений могут возникнуть определенные непреодолимые препятствия, такие к примеру, как значительные финансовые затраты для создания внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия (большая стоимость рекламных мест для щитов), для применения рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении (большая стоимость рекламны).

С целью дальнейшего наращивания объемов продаж по ЗАО «БурятАвтоСервис» и усиления конкурентных позиций на рынке, необходимо осуществлять стимулирование продаж посредством расширения системы скидок при реализации продукции предприятия, позволит привлечь дополнительных оптовых и розничных покупателей, что позволит более широко представить продукцию предприятия потребителям, сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.

Таким образом, можно сказать о том, что применение предлагаемых и, уже имеющихся стимулов и предложений по их расширению позволит привлечь дополнительных покупателей и повысить конкурентную привлекательность продукции предприятия.

Далее рассмотрим предложения, которые позволили бы продолжить в дальнейшем процесс формирования и развития конкурентного имиджа ЗАО «БурятАвтоСервис».

Эти предложения должны располагаться в трех основных направлениях:

-во-первых, предложения в сфере улучшения устойчивого благоприятного отношения к продукции «БурятАвтоСервис» и улучшения за счет этого имиджа самого предприятия;

-во-вторых, расширение мероприятий по продвижению товара, для формирования устойчивого благоприятного отношения к продукции предприятия и к нему самому, что позволит улучшить имидж самого предприятия.

Потребителю необходимо удобство для приобретения товара предприятия, поэтому ему необходимо улучшить каналы распространения производимой продукции.

Для исправления данной ситуации необходимо постоянно проводить опросы и статистические наблюдения по поводу структуры потребления продукции предприятия по регионам рынков и торговым точкам.

Торговый знак предприятия, рекламный бренд его продукции, позволяет сделать эту продукцию более узнаваемой на рынке, выделить ее из числа однотипных прочих продуктов.

Создание и развитие рекламного бренда продукции предприятия, позволит более широко представить покупателям продукцию предприятия, расширить степень эффективности психологического воздействия имиджа продукции и организации, охват потребителей, что сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.

Применение и расширение на предприятии системы "Паблик рилейшенз", применение предприятием со своей стороны общественно полезных действий.

Мероприятия, относящиеся к системе "Паблик рилейшенз", можно рассмотреть в таблице 5.

Таблица 5. Мероприятия, относящиеся к системе "Паблик рилейшенз "

№ Мероприятия

Срок осуществления

Затраты (макс)

1.

Финансирование массовых спортивных и зрелищных мероприятий

В периоды проведениям массовых спортивных и зрелищных мероприятий

500 тыс. руб.

2.

Финансирование мероприятий по благоустройству г. Улан-Удэ и прочих населенных пунктов республики Бурятия

Весенне - летний период

300 тыс. руб.

3.

Финансирование благотворительных и социальных акций

В период проведения благотворительных и социальных акций

600 тыс. руб.

4.

Самостоятельное проведение предприятием, за свой счет, благотворительных и социальных акций

В соответствии с планом принятым на предприятии

600 тыс. руб.

5.

Постоянное финансирование социальных программ

Постоянно

710 тыс. руб.

6.

Публикация в прессе материалов и информации о предприятии, не коммерческого, не рекламного, а ознакомительного характера

Постоянно

75 тыс. руб.

 ИТОГО


2785000 тыс. руб.


Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности ЗАО «БурятАвтоСервис» в данной сфере можно разделить на два направления:

Первое, применение предприятием со своей стороны общественно полезных действий, которые формируют к предприятию устойчивое благоприятное отношение со стороны общества в целом и у покупателей как его представителей, что способствует формированию имиджа предприятия.

Второе, знакомство широкой общественности с деятельностью предприятия, через прессу и в ходе непосредственного знакомства с продукцией предприятия.

Оба направления влияют на то, что у общества в целом и у потребителей продукции предприятия как его представителей формируется к предприятию устойчивое благоприятное отношение, что формирует имидж предприятия и способствует его развитию в последующие периоды:

Основным предложением по улучшению конкурентного имиджа предприятия является улучшение на нем маркетинговой деятельности в связи, с чем необходимо изучить общественное мнение по отношению к этой деятельности на предприятии, для чего провести анкетирование среди потребителей продукции, как реальных, так и потенциальных.

Затраты на развитие имиджа предприятия, по нашим оценкам составят примерно 2785000 тыс. руб.

Заключение

Необходимым условием успеха на свободном рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения ее конкурентов. Для достижения этого результата фирма должна постоянно стремиться определить своих соперников по конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность фирмы в целом определяет, прежде всего, ее маркетинговая деятельность, т.к. она предполагает решение не только относительно пассивной задачи, т.е. тщательного изучения требований покупателей и адаптации к ним выпускаемой продукции, но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товары фирмы в целях повышения их конкурентоспособности и увеличения продаж.

Из полученных данных можно сделать вывод, что ЗАО «БурятАвтоСервис» работает достаточно успешно, и является конкурентоспособным, что доказывают рассмотренные показатели деятельности. Предприятие является лидером на рынке и стремится сохранить это положение.

Для улучшения деятельности ЗАО «БурятАвтоСервис» необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с улучшением благоприятного отношения к самой фирме и к ее продукции среди населения г. Улан-Удэ и республики Бурятия, как основных потребителей продукции.

Основным предложением по улучшению деятельности ЗАО «БурятАвтоСервис» является улучшение в данном предприятии маркетинговой деятельности.

И в заключение хотелось бы отметить следующее - рынок товаров и услуг оказывает мощное влияние на экономику как отдельно взятой страны, так и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы-производители - как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов.

Производимые ими товары (услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них - залог честной конкурентной борьбы фирм, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары по параметрам: качество, цена, сервис.

Любое, успешно функционирующее на рынке предприятие, является конкурентоспособным.

Чем конкурентоспособнее фирма, тем больше она получает прибыль, а, следовательно, и имеет расширенные масштабы хозяйственной деятельности.

Похожие работы на - Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!