Сертификация продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,37 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сертификация продукции

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Сущность, виды, цели и принципы сертификации

.2 Органы сертификации и их функции

. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь

.2 Международные стандарты ИСО серии 9000

. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИ

. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕ-

НИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

.1 Анализ стандартизации и сертификации продукции на белорусских промышленных предприятиях

.2 Организация стандартизации и сертификации продукции на ПО «МТЗ»

.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции ПО «МТЗ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Становление Республики Беларусь как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Как продукция, так и услуги могут быть небезопасными для жизни и здоровья населения, поэтому они должны находиться в поле зрения государства при реализации им функции защиты прав потребителей. В развитие законов Республики Беларусь "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг" Белстандартом поэтапно с 1994 года вводится обязательная сертификация товаров. Ведется планомерная разработка государственных стандартов, регламентирующих деятельность в сфере производства товаров и создающих условия для проведения сертификации.

Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.

Предметом курсовой работы является раскрытие сущности сертификации и стандартизации, их цели, виды, принципы, органы управления.

Задачами курсовой работы являются:

. Раскрыть сущность сертификации и стандартизации, их функции и роль, возможность дальнейшего развития.

. Познакомить с принципами сертификации и стандартизации, органами их управления.

.Изучить состояние работ по сертификации товаров в Республике Беларусь.

. Дать экономическое обоснование целесообразности сертификации

. Изучить роль стандартизации и сертификации на белорусских промышленных предприятиях.

Целью работы является изучить сущность стандартизации и сертификации, приобрести знания для использования их на практике.

Работа состоит из трёх глав, заключения-вывода и списка используемых нормативных актов, литературы и периодики.

1. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Сущность, виды, цели и принципы сертификации

В условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

«Сертификация» в переводе с латинского означает «сделано верно». Чтобы убедиться в том, что продукт труда «сделан верно», качественно, необходимо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Сертификация - это деятельность соответствующих органов управления и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции конкретным требованиям, которые установлены стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. Сертификация продукции служит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.[7, с. 200]

Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и информированность изготовителя о методах испытаний в системе контроля.

Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время, чтобы доказать потребителю, что их продукция обладает высоким качеством. Так, например, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.

Иногда эти затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Все это и предопределило широкое распространение сертификации.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны - устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества[13, с.245].

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Любая система сертификации использует стандарты (международные, национальные, региональные) на соответствие требованиям. Информация о соответствии стандартам необходима покупателям, страховым компаниям, правительственным органам для самых разных ситуаций, связанных с продуктом труда. В системах сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном продукте труда.

Сертификат соответствия - это документ, изданный по правилам системы сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом индентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, его отдельным разделам или конкретным характеристикам (показателям качества) продукта, что четко оговаривается в самом документе. Информация, представляемая в сертификате, должна обеспечивать возможность ее сравнения с результатами испытаний (измерений параметров), на основе которых он выдав.

Знак соответствия - это защищенный в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия ограничен определенной системой сертификации, что указывает на обязанность этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту продукции, маркированной этим знаком. Знаком соответствия товар маркируется ив том случае, если он соответствует всем требованиям стандарта[14, с.130].

Обычно в системах сертификации действуют правила по применению знака соответствия государственному стандарту. Разрешение (лицензия) на использование знака соответствия выдается органом по сертификации.

Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке. Первым таким знаком был всем известный «знак качества». Позже были созданы зарегистрированные в установленном порядке знаки соответствия, которыми по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной продукции установленным требованиям Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Белстандартом РБ.

Применение знаков соответствия регламентируется конкретной системой сертификации согласно правилам, устанавливаемым Белстандартом. Эти правила распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации.

Основными целями сертификации являются:

·        создание равных условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия в международной торговле;

·        защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья в окружающей среды;

·        подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;

·        содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.

Принципы сертификации:

·        обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации об ее качестве;

·        добровольность или обязательность;

·        объективность (независимость от изготовителя и потребителя);

·        достоверность (использование профессиональной испытательной базы);

·        предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;

·        разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления[9, с.46].

Сертификация может осуществляться как в законодательно регулируемой сфере (обязательная сертификация), так и в нерегулируемой сфере хозяйствования (добровольная сертификация).

Обязательная сертификация является методом государственного контроля за безопасностью продукции. Она осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия продукции, процесса или услуги требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Основным аспектом обязательной сертификации является безопасность и экологичность, поскольку обязательные требования нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и охране окружающей среды. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.

Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции. Эта сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации, и знаки соответствия в Госстандарте страны, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации. Добровольная сертификация касается видов продукции, процессов или услуг, не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Как правило, развитие этого вида сертификации поддерживается государством. К сожалению, добровольная сертификация не сможет заменить обязательную сертификацию для товаров и услуг, подлежащих последней. Добровольная сертификация не является популярной из-за высоких расценок на сертификаты и значительные затраты времени на их получение.

Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др.

Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса. Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции . [7, с.201-202]

1.2 Органы сертификации и их функции

В Республике Беларусь действует Национальная система сертификации, созданная республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации, и могут действовать созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

В зависимости от сложности системы и объема выполняемых работ третьей стороной определяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификация третьей стороной состоит из официального, испытательного и инспектирующего органа (органа надзора), рис. 2.1. [22, с. 116]










Рисунок 1 - «Организация сертификации продукции»* Источник: [22, с.119].

Во главе системы стоит официальный орган, осуществляющий руководство организацией и ее функционированием. Его функциями являются:

·        разработка порядка проведения сертификации;

·        аттестация испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний;

·        выдача сертификатов или лицензий на маркирование продукции знаком соответствия, ведения перечня сертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качестве сертификационной продукции.

Важным звеном системы сертификации является испытательный орган (центр или лаборатория), который необязательно должен находиться в составе сертификационного органа.

Испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной, должна иметь:

·        документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности: структуру, функции подразделений, перечень выполняемых работ, порядок проведения испытаний и др.;

·        квалифицированный персонал;

·        документацию по методике измерений, систему регистрации результатов испытаний;

·        помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения испытаний, аттестация персонала, проведение сравнительных испытаний.

Надзор за функционированием системы обеспечения качества продукции на предприятии осуществляет инспектирующий орган, который по поручению сертификационного органа осуществляет контроль производства, в процессе которого выявляются условия для стабильного выпуска продукции, соответствующей стандартам. При этом контролю могут быть подвергнуты отдельные циклы производства, испытательные установки и системы качества.

Важным элементом в системе сертификации является национальная организация метрологической службы, которая обеспечивает единство измерений и единообразие средств их проведения, методов определения точности, а также создание эталонов и образцовых средств измерений.

Сертификация не снимает ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов. Правительства многих стран приняли в последние годы законы или постановления об усилении ответственности за качество выпущенной продукции.

Сертификационный центр несет ответственность за достоверность и объективность испытаний, а сертификационный орган - за соблюдение принятых правил и процедур проведения сертификации.

Процедура сертификации начинается с подачи заявки в соответствующую организацию. После предварительного определения соответствия продукции действующей нормативно-технической документации принимается решение об удовлетворении заявки.

После детального изучения материала принимается совместный документ, определяющий права и обязанности обеих сторон и дополнительное приложение, в котором называются технические средства контролера, используемые при испытаниях и контроле качества продукции.

Национальная система сертификации организуется в соответствии с действующими международными нормами и правилами ИСО и СЕРТИКО.

Целью системы является содействие выпуску и реализации безопасных товаров, работ и услуг, повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, увеличение экспорта. Системой сертификации предусматриваются следующие виды деятельности:

·        сертификация продукции;

·        сертификация производства;

·        аттестация изготовителей;

·        аккредитация испытательных лабораторий;

·        аккредитация органов по сертификации однородной продукции;

·        аккредитация органов по сертификации систем качества и аттестации предприятий;

·        аккредитация центра обучения экспертов-аудиторов и государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений.

Обязательная сертификация проводится на основании законодательных актов и правительственных постановлений. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям межгосударственных (стран - участниц СНГ) стандартов, а также других нормативных документов, которые устанавливают обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды. Проведение добровольной сертификации организует изготовитель продукции. Сертификация продукция должна проводиться по схемам, принятым в международной практике. Решение о присоединении к международным системам принимает правительство.[22, с. 115-118]

. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь

В Республике Беларусь отношения, возникшие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, регулируются Законом «О техническом нормировании и стандартизации» № 262-3 от 5 января 2004 года. Закон определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области. [19, с. 93]

В процессе стандартизации разрабатываются нормы, правила, требования, характеристики объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных актов. К таким актам относятся стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.

Стандарт - это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащей технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. [19, с. 94]

Стандарты бывают международными, межгосударственными (региональными), государственными (национальными), организации.

В Республике Беларусь в зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются, как правило, стандарты следующих видов:

·        основополагающие стандарты (организационно-методические и общетехнические), которые устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования;

·        стандарты на продукцию, которые устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции;

·        стандарты на работы (процессы), услуги, которые устанавливают требования к методам (способам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ (услуг) в технологических процессах изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;

·        стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), которые устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) проведения контроля продукции при ее создании, производстве, потреблении, утилизации.

В Государственной системе стандартизации Республики Беларусь устанавливаются нормативные документы по стандартизации следующих категорий:

·        государственные стандарты Республики Беларусь - СТБ;

·        государственные строительные нормы и правила Республики Беларусь - СНБ;

·        общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь - ОКРБ;

·        руководящие документы отраслей Республики Беларусь - РДРБ;

·        технические условия Республики Беларусь - ТУ РБ;

·        технические описания Республики Беларусь - ТО РБ;

·        стандарты предприятий (объединений предприятий, фирм, акционерных обществ, концернов) - СТП.

На территории Республики Беларусь Государственные стандарты Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют предприятия, объединения, в том числе с иностранными инвестициями учреждения, организации независимо от форм собственности и подчиненности, министерства и другие органы государственного управления, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица[1, с.32].

Государственные стандарты Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют при разработке законодательных актов, а также при разработке, изготовлении, реализации, эксплуатации (использовании), ремонте, хранении, транспортировании и утилизации продукции (при оказании услуг) и т.д.

Руководящие документы отраслей применяют на территории Республики Беларусь предприятия и организации, входящие в систему органа, утвердившего данный документ, а также на добровольной основе другие предприятия и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Руководящие документы Госстандарта применяют в соответствии с областью их распространения.

Технические условия и технические описания применяют на территории Республики Беларусь организации, независимо от форм собственности и подчиненности, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с договорами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

Стандарты организаций применяют в организации, утвердившей стандарт организации.

Продукция не подлежит реализации и передаче для реализации по назначению, если она не соответствует требованиям, подлежащим обязательному выполнению, предусмотренным в действующих стандартах. Указание в маркировке продукции стандарта (ГОСТ, СТБ и др.) осуществляется при наличии у изготовителя официально изданного экземпляра стандарта или экземпляра, приобретенного в организации, которой Госстандартом, Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь предоставлено право распространения стандартов.

Импортируемая продукция должна соответствовать обязательным требованиям действующих стандартов в части безопасности и охраны окружающей среды.

Информация о выпускаемой продукции представляется организацией в установленном порядке.

Международные, региональные и национальные стандарты других государств применяют на основе международных соглашений о сотрудничестве или с разрешения, полученного Госстандартом от соответствующих организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребности республики и не противоречат действующему в республике законодательству. [18, с. 14-15] Применение международных и региональных стандартов осуществляют через государственные стандарты Республики Беларусь следующими способами:

·        прямое применение международного (регионального) стандарта как полного аутентичного перевода текста международного (регионального) стандарта;

·        прямое применение международного (регионального) стандарта с дополнительными национальными требованиями;

·        прямое применение международного (регионального) стандарта в качестве приложения к государственному стандарту Республики Беларусь.

Национальные стандарты других государств применяют непосредственно (при их издании на русском языке) или в качестве государственных стандартов Республики Беларусь аналогично международным и региональным стандартам.

Применение международных, региональных, национальных стандартов других государств, стандартов предприятий других государств на изготавливаемую и поставляемую только на экспорт продукцию производится на договорной (контрактной) основе с потребителем (покупателем) продукции.

Допускается применение отраслевых стандартов, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технических условий других государств (изданных или переведенных на русский язык) на основе соответствующих соглашений о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов, организаций, утвердивших эти документы и официально подтвердивших правильность перевода нормативного документа на русский язык[5, с.148].

Информация о применяемых нормативных документах по стандартизации других государств на поставляемую продукцию представляется предприятием (организацией) в Госстандарт (Минстройархитектуры) в течение месяца после реализации первого образца первой партии продукции.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в Республике Беларусь осуществляется на основании Закона «О стандартизации» и составляет часть государственной системы стандартизации. Основными целями стандартизации являются:

·        защита интересов потребителей и государства в вопросах качества продукции, услуг, процессов, обеспечивающих их безопасность для жизни людей, охрану окружающей среды;

·        повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и экономики государства;

·        обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции;

·        содействие внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;

·        устранение технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке, участие республики в международном разделении труда;

·        обеспечение единства измерений;

·        содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности республики;

·        содействие выполнению законодательства Республики Беларусь методами и средствами стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

·        установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции в интересах потребителя и государства;

·        нормативное обеспечение межгосударственных я государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, безопасность населения и т.д.);

·        согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

·        снижение материалоемкости и энергоемкости, применение прогрессивных технологий;

·        установление метрологических норм, правил, положений и требований;

·        установление требований к испытаниям, сертификации,контролю и оценке качества продукции;

·        ведение и развитие систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации[1, с.24].

На современном этапе государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку он в основном направлен на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Согласно закону РБ «О стандартизации», ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.

Системы управления качеством продукции основываются на Государственной системе стандартов Республики Беларусь (СТБ).

На межотраслевом уровне управление качеством осуществляется на основе государственных стандартов, определяющих общую терминологию по качеству, выбор показателей качества и методов их оценки, принципы построения систем управления качеством.

На отраслевом уровне управление качеством продукции осуществляется на основе государственных и отраслевых стандартов и других нормативных документов, которые разрабатываются для учета специфических особенностей отраслей. Отраслевые стандарты позволяют согласовывать специфические условия организации производства и управления конкретными отраслями промышленности с требованиями государственных стандартов» межотраслевой научной и нормативно-технической документации. На уровне организации управление качеством осуществляется на основе государственных отраслевых стандартов, технических условий и стандартов организаций, других нормативно-технических документов. Последние отражают организационно-техническую и технологическую специфику работ в организации и условия их выполнения.

Таким образом, образуется единая система, позволяющая увязать требования к уровню качества продукции, формируемые на всех стадиях жизненного цикла изделия. В целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства осуществляется государственный надзор за выполнением требований стандартов. [19, с. 93-99]

.2 Международные стандарты ИСО серии 9000

стандартизация сертификация конкурентоспособность международный

Систему международных стандартов характеризуют нормативные документы общемировых неправительственных организаций (ISO, IEC, WTO), международных отраслевых организаций и других международных региональных организаций.

Первая Международная неправительственная организация для разработки всемирных стандартов в области электротехнической промышленности International Ekctrotechnical Commission (IEC) была основана в 1906 г., в 1926 г. она была преобразована в Ассоциацию International Standardizing Associations (ISA). В 1942 г. в связи со Второй мировой войной деятельность ISA была прекращена.

В 1946 г. представители 25 стран собрались в Лондоне и решили создать новую организацию для содействия в области координации и унификации промышленных стандартов. Новая организация - International Standardizing Organization (ISO) -официально начала свою деятельность 23 февраля 1946 г. В ее состав входит более 90 стран.

После создания ИСО на автономных правах к ней присоединилась и МЭК, сохранив независимость в финансовых и организационных вопросах. Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработка международных стандартов в соответствующей области. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения; ИСО - во всех остальных отраслях.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции. Стандарты ИСО серии 9000 получили наиболее широкое признание в мире. Они устанавливают требования к качеству и являются основой управления качеством продукции примерно в 400 тысячах систем качества частных и государственных предприятий 150 стран.

Стандарты ИСО серии 9000-это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический комитет 176» (ISO/TC 176).

Стандарты ИСО серии 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предстоит выполнить организации. Данные международные стандарты не описывают как достичь решения этих задач, а представляют такой выбор руководству организации.

Действующие международные стандарты (МС) ИСО серии 9000 издания 2000 г. разработаны Техническим комитетом ИСО/ТК 176 и являются третьей версией данной серии стандартов.

Первая версия была утверждена в 1987 г. и состояла из пяти стандартов. Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональные решения, накопленные в области управления качеством.[19, с. 100]

На протяжении всего периода существования стандартов ИСО 9000 продолжалась разработка новых и пересмотр действующих основополагающих стандартов (в 1994 г. и в 2000 г.).

Изменения, внесенные в стандарты в 1994 г., не противоречили основным подходам и структуре стандартов 1987 г. Но при этом количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось.

В 2000 г. закончился второй плановый пересмотр международных стандартов ИСО и была принята третья версия стандартов ИСО серии 9000-2000 г.

Стандарты третьей версии обладают следующими преимуществами:

·        применимы к любым организациям независимо от их вида, размера, выпускаемой продукции иди оказываемой услуги;

·        просты в применении, упрощена терминология, доступны для понимания;

·        существенно сокращен объем обязательных процедурных документов;

·        устанавливают связь системы менеджмента качества с организационными и бизнес-процессами;

·        обеспечивают естественное движение в направлении улучшения деятельности организаций в соответствии с заложенными в них требованиями;

·        ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей;

·        образуют согласованный комплекс стандартов, совместимый с другими системами, связанными с управлением, развитием, финансированием, охраной окружающей среды, охраной труда и безопасностью, а также стандартами, устанавливающими отраслевые требования;

·        обеспечивают возможности по созданию системы менеджмента качества в специфических отраслях экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т.д.);

·        учитывают потребности и выгоды для всех заинтересованных сторон (организаций, их собственников и персонала, потребителей, государства, общества в целом);

Для организаций, применяющих стандарты на системы менеджмента качества согласно концепции третьей версии ИСО 9000, различают четыре общие категории продукции:

·        оборудование (технические средства), к которому относят всю промышленную продукцию, состоящую из отдельных единиц или собранную из разрозненных частей, предназначенную для поставки потребителю;

·        интеллектуальная продукция (средства), под которой понимается продукт интеллектуальной деятельности, включающий информацию, выраженную в форме компьютерных программ, проектов и т.д.;

·        перерабатываемые материалы, к которым относится материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние. Перерабатываемые материалы представляют собой жидкость, газ, слитки или листы, порошок или гранулы, специфические материалы и могут поставляться в контейнерах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;

·        услуги, к которым относят услуги по обучению, бытовому обслуживанию, туристские услуги и т.д.

Важнейшим преимуществом в стандартах ИСО серии 9000-2000 является то, что требования к системам менеджмента качества для всех категорий продукции являются общими.

В новой версии стандартов ИСО 9000 учитывалось и противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики, т.е. то, что в торговых отношениях страны зачастую ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затрат по экологизации и модернизации производства.[10, с. 121-123]

Для разрешения этого противоречия разработаны международные экологические стандарты» в первую очередь стандарты ИСО 14000. Стандарты этой серии ориентируют организации на внедрение экологического менеджмента. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.

В связи с обострением экологических проблем в мировом хозяйстве сертификация продукции на ее соответствие международным экологическим стандартам приобретает все большее значение. Экспорт из стран, проводящих эффективную экологическую политику, имеет тенденцию к быстрому росту. Формируется активно развивающийся мировой рынок экологически чистой продукции. Международные организации разрабатывают единую международную классификацию этого рынка и единые критерии в отношении понятия «экологически чистая продукция». Влияние экологических факторов на возможности конкуренции, на развитие международной торговли и экспортного производства становится одной из доминант XXI в. Страны, имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, оказываются и наиболее конкурентоспособными. С этой целью созданы Всемирная промышленная конференция по экологическому управлению, Совет предпринимателей по устойчивому развитию, учитывающему его экологическую составляющую. Для своих членов (а первоначально в состав Совета вошли 50 ведущих компаний развитых стран) он устанавливает повышенные экологические стандарты. Существует уже большое число многосторонних и двусторонних международных соглашений и договоров по вопросам экологической безопасности. Так, Комитет ВТО по торговле и окружающей среде занимается установлением соотношения между принципами и задачами торговой политики отдельных стран и положениями международных договоров и соглашений по охране окружающей среды. В условиях глобализации экономики и обострения конкуренции на внутренних и мировых товарных рынках конкурентоспособность продукции уже во многом определяется именно экологическими ее параметрами: степенью соответствия международным экологическим стандартам и использования безопасных производственных технологий, экологическими издержками, уровнем экологического менеджмента и аудита, обязательствами по международным соглашениям об охране окружающей природной среды. Таким образом, пересмотр стандартов 2000 г. повлек за собой изменения, касающиеся ответственности управления, мониторинга, измерения, постоянного совершенствования и других вопросов. [19, с. 100-104]

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

В настоящее время наступает новая фаза интеграции стран Европейского сообщества (ЕС), которая затрагивает вопросы сертификации продукций и маркировки изделий, соответствующих требованиям европейских норм и стандартов.

Комиссия ЕС в качестве основных критериев применения знака «СЕ» определила следующие;

·        знак должен применяться исключительно для индикаций соответствия существующим директивам и поэтому он полностью заменяет все национальные законодательства, относящиеся к этой области;

·        знак должен означать иди показывать, что продукция и/или производитель соответствует существующим требованиям, что производитель провел необходимые действия по оценке соответствия и продукция может быть размещена на рынке без ограничения;

·        знак должен проставляться на продукцию, однако особыми директивами может разрешаться размещение знака на упаковке или сопроводительной документации;

·        знак должен проставляться при соответствии продукции всем требованиям, относящимся к ней. Если продукция подпадает под действие нескольких директив, то проставление знака будет означать соответствие всем затрагиваемым директивам;

·        знак не должен указывать на директивы и/или стандарты, которым соответствует продукция. Эта информация должна содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах;

·        после знака «СЕ» третьей стороне рекомендуется проставлять свой штамп (знак, клеймо), указывающий на ее участие, и две последние цифры года простановки;

·        так как знак «СЕ» означает соответствие продукции законодательству Европейского сообщества, национальные знаки остаются, но они не могут отражать соответствие законодательству ЕС. [9, 360]

Таким образом, знак «СЕ» - единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам ЕС.

В настоящее время знаки соответствия директивам ЕС становятся фактором конкурентоспособности. Их уже можно встретить на продукции ряда ведущих промышленных компаний мира. К этому же должны стремиться и отечественные промышленники.

Для удовлетворения спроса потребителей на информацию о продукции, поступающей на международный рынок, в последние десятилетия (в Европе - с 1977 года) стало широко применяться штриховое кодирование, с помощью которого может быть зашифрована информация о некоторых, наиболее существенных параметрах продукции.

В настоящее время европейская система кодирования EAN (European Article Numbering) применяется и за пределами Европы.

Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно представляет лицензию на использование данных кодов, Например, Франция для обозначения своей страны получила диапазон 30 - 37, Италия - 80 -87. Для некоторых стран предусмотрены трехзначные коды: 520 - Греция, 789 - Бразилия, 460 - Россия, 474 - Эстония, 599 - Венгрия, 481 - Беларусь.

Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя предусмотрен регистрационный номер продукта). Полный штриховой код позволяет закупочным, торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адрес, предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).

В России вопросами штрихового кодирования занимается внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой - оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и идентификации товаров.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания сканерами, которые декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер,

Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный» представляющие собой сочетания штрихов и пробелов разной ширины, Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра складывается из двух штрихов и двух пробелов.

4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

.1 Анализ стандартизации и сертификации продукции на белорусских промышленных предприятиях

Одним из условий повышения конкурентоспособности продукции и реализации товаров на мировом рынке является их соответствие требованиям международных норм, правил и законов, действующих в той или иной стране. Следовательно, содержанием сертификации является система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, рекомендаций и других документов, действующих на мировом рынке или в стране - импортере данной продукции

Таким образом, одним из важнейших путей повышения качества продукции на предприятиях является стандартизация и сертификация. Сертификация, в свою очередь, относится к числу наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Экономические преимущества сертифицированной продукции:

1)      если предприятие обладает сертификатом, свидетельствующим о безопасности своей продукции для окружающей среды, жизни и имущества, то это может рассматриваться потребителями как свидетельство высокого качества и конкурентоспособности данной продукции; в настоящее время наличие данного сертификата является нормативным условием обеспечения качества и конкурентоспособности продукции;

)        если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества, это может положительно отражаться на контрактной цене продукции или услуг (способствует обоснованности завышения уровня цены);

)        если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества предприятия, то это создает относительно более благоприятные условия для страхования, получения различных кредитов и способствует обеспечению определенных гарантий страховым компаниям и банкам.

Применение белорусскими предприятиями сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

·        обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

·        облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;

·        обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

·        способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;

·        уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;

·        предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;

·        стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований

·        способствует повышению организационно-технического уровня производства;

·        стимулирует ускорение НТП.

РУП "Пинский ЦСМС" с 2007 года проводит работы по сертификации систем качества на соответствие требованиям государственных стандартов, СТБ ISO 9001-2009 и СТБ 1470. В 2011 году сертификаты соответствия на системы качества получили 5 организаций Пинского региона.

Стандарты помогают решать задачу по существенной модернизации и созданию более гибких производств. Современное оборудование позволяет выпускать такую номенклатуру продукции, которая сегодня востребована на рынке. Организации Пинского региона успешно решают проблемы импортозамещения. ИООО "БелОрганика" (г. Лунинец) является единственным производителем поролона в промышленном масштабе на территории Республики Беларусь. До появления ИООО "БелОрганика" 100% поролона в РБ приходилось на импорт. В ближайшее время предприятие планирует закрыть 50% потребностей РБ в этом материале. СООО "Белполтерм" специализируется на выпуске плит пенополистерольных теплоизоляционных, получивших широкое применение для теплоизоляции пола, стен, фундамента [21, с.38].

Одним из важнейших элементов технического регулирования является стандартизация, которая сегодня в республике рассматривается как инновационное направление, реализуемое с учетом международного опыта.

Основная задача государственной стандартизации - создание, развитие и поддержание в актуальном состоянии нормативной базы, обеспечивающей разработку и производство безопасной, высококачественной и, в конечном счете, конкурентоспособной продукции и услуг.

В текущем пятилетии работа по стандартизации в РБ будет сконцентрирована на следующих направлениях:

·        разработка стандартов на основные экспорто-ориентированные группы и виды продукции;

·        разработка стандартов, взаимосвязанных с техническими регламентами;

·        стандартизация в области ресурсо- и энергосбережения;

·        разработка стандартов на методы испытаний.

Усилия Госстандарта, других органов государственного управления, промышленности и бизнеса направлены на ускоренный переход белорусских изготовителей на международные и европейские стандарты в высокотехнологичных и экспорто-ориентированных секторах экономики.

Уровень гармонизации принятых в I полугодии 2011 года государственных стандартов превысил 71%. Наибольшее количество международных и европейских разработок «прописалось» в машиностроении и металлургии, строительной индустрии, электротехнике, легкой и пищевой промышленности.

Последовательная работа в этом направлении позволяет республике своевременно присоединяться к общей базе норм, применяемых на различных рынках, и обеспечивать доверие к отечественной продукции, на чем акцентируют внимание лидеры международных организаций по стандартизации в своем послании к Всемирному дню стандартизации в 2011 году.

В сентябре этого года Беларусь сделала новый шаг к обеспечению международного доверия и признания. Белорусский государственный центр аккредитации, который выполняет функции Национального органа по аккредитации Республики Беларусь, был принят в качестве ассоциированного члена в Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий (ILAC). Данный статус позволяет участвовать в работе технических комитетов и рабочих групп, направлять свои комментарии по проектам разрабатываемых ILAC международных документов в области аккредитации и осуществлять голосование по ним.

Повышению доверия к белорусской продукции на глобальном уровне также способствует многолетняя активная деятельность Госстандарта по развитию международного сотрудничества.

Среди наших приоритетов на перспективу - еще большее расширение участия Беларуси в деятельности международных организаций по стандартизации, повышение уровня гармонизации государственных стандартов с международными и европейскими, содействие инновационной деятельности.

Стандартизация всегда связана с важнейшими народнохозяйственными и экономическими задачами, решаемыми на разных этапах развития страны, способствует добросовестной конкуренции, повышению качества, инновациям, снижению необоснованных технических барьеров в торговле и повышению уровня защиты потребителей.

4.2 Организация стандартизации и сертификации продукции на РУП «МТЗ»

Производственное объединение «Минский тракторный завод» было основано 29 мая 1946 года. За более чем полувековую историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает 35000 человек. За свою историю МТЗ произвел более 3 млн. тракторов, из которых более 500 тыс. поставлено примерно в 100 стран мира. Сегодня заказчикам предлагаются 62 модели разных видов машин, более чем в ста сборочных вариантах для всех климатических и эксплуатационных условий. Новые модели тракторов обладают широкими возможностями агрегирования с сельхозмашинами различных производителей. На все продаваемые тракторы получены международные сертификаты, подтверждающие их соответствие стандартам Евросоюза. ПО МТЗ помимо тракторов предлагает потребителю широкий ассортимент машин специального назначения для заготовки и ухода за лесом, погрузчики, машины для коммунального хозяйства, для работ в шахтах.

Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 годах характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках. Осваивая зарубежные рынки МТЗ провел сертификацию в институте Silsoe (Великобритания) всех выпускаемых тракторов на соответствие стандартам Евросоюза. В начале мая 2000 г. предприятие получило сертификат соответствия системы качества по ИСО-9001 на проектирование и производство тракторов. А это значит, что на Минском тракторном заводе создана система качества, соответствующая требованиям международных стандартов. Это подтвердили и результаты сертификационного аудита, проведенного фирмой ТЮФ-Тюрингия (Германия). [21, с.48]

МТЗ производит продукцию для многих стран мира, поэтому в целях устранения барьеров в торговле предусматривается гармонизация с международными стандартами. Основными из них являются СТБ EN - европейские нормы и СТБ ISO - нормы, разработанные международной организацией по стандартизации, - которые уже стали республиканскими. На заводе на протяжении нескольких лет осуществляется переход на международные стандарты.

Налажена активная работа с Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации, который ежемесячно предоставляет на завод информационные указатели стандартов, по ним и заказывают необходимые документы. Помимо этого БелГИСС, Пром-стандарт и Министерство промышленности высылают на предприятие проекты, которые еще только находятся в стадии разработки на республиканском уровне. Таким образом, Минский тракторный завод принимает участие в разработке государственных стандартов.

Заводским фондом стандартизации насчитывается около 22 тысяч внешних технических нормативных правовых актов. Кроме внешних имеются внутренние ТНПА, которые разрабатывают подразделения предприятия. В настоящее время на заводе действуют система менеджмента качества (ею занимается управление качества продукции), система менеджмента безопасности труда (управление охраны труда) и система управления охраной окружающей среды (отдел охраны окружающей среды). В этом году создана группа по внедрению на РУП «МТЗ» системы управления энергопотребелением, которая будет разрабатывать стандарты по соответствующей тематике. Всего же за 2011 год были внесены изменения в 98 документов, пересмотрен 51 документ и разработано 9 новых, также было проверено 33 документа системы менеджмента качества.[21, с.35]

Стандартизацией и сертификацией занимается Отдел технического контроля (ОТК) и Коммерческий отдел. В отделе по-прежнему действуют четыре подразделения. Три бюро и одна группа. Это бюро, которое проводит нормоконтроль конструкторской документации, разработанной управлениями конструкторско-экспериментальных работ № 1 и № 2, бюро, проверяющее документацию управления главного технолога, управления металлургии и термообработки, отдела механизации и автоматизации и других подразделений. И еще одно бюро - стандартизации объектов основного и вспомогательного производства. Оно проводит нормоконтроль стандартов, технологических и других инструкций, в том числе документации системы менеджмента качества, разработанных подразделениями предприятия. Также на предприятии есть группа управления техническими нормативными правовыми актами.

.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции РУП «МТЗ»

Продукция Минского тракторного завода успешно конкурирует на мировом рынке тракторов.

Необходимо отметить, что на мировых рынках сбыта тракторной техники доля продаж МТЗ составляет до 10 %. Однако с каждым годом заводу все труднее удерживать свои позиции, а тем более завоевывать новые. Экспорт тракторов «Белорус» составляет свыше 85 % от общего объема их выпуска, при этом значительная часть приходится на страны СНГ (45 % в Россию). Усиливающаяся конкуренция тракторостроительных компаний Европы, Азии на традиционных рынках тракторов «Белорус», возрождение былого сельхозмашиностроения в Российской Федерации заставляет МТЗ прилагать значительно больше усилий для сохранения своего присутствия во многих странах.

В таких условиях вопросы качества и технического уровня выпускаемой продукции выходят на передний план. Покупатель в наше время очень требователен и придирчив ко всем слабым местам в приобретаемой им технике. И хотя тракторы марки «Белорус» имеют ряд преимуществ над конкурентами, благодаря чему с успехом реализуются в 52 страны мира, специалисты предприятия ведут поиск решений для удовлетворения ожиданий все более требовательных покупателей. В связи с этим одним из главных направлений производственной деятельности завода является повышение качества и надежности тракторов «Белорус».

Одними из основных факторов, характеризующих качество и технический уровень тракторов, являются показатели их надежности - безотказность, долговечность, ремонтопригодность. Зависят эти показатели от совершенства конструкции тракторов, качества изготовления и эффективности входного контроля комплектующих изделий и материалов, уровня технической эксплуатации, в том числе сервисного обслуживания, и качества ремонта.

Обеспечение надежности тракторов МТЗ начинается еще в конструкторских бюро с расчета вариантов на ЭВМ и продолжается в ходе широкомасштабных испытаний.

Цикл создания трактора включает следующие основные этапы:

·        проведение маркетинговых исследований;

·        поиск прогрессивных научно-технических решений;

·        проектирование;

·        изготовление образцов;

·        испытания и доводка конструкций.

Сокращение сроков как отдельных этапов, так и создания машин в целом с требуемыми показателям надежности, зависит от методологии построения и увязки конструкторских решений, начиная с выбора схемы до ее исполнения. На РУП «МТЗ» реализована методология, базирующаяся на разработке унифицированного семейства тракторов «Белорус» и их модификаций, использовании в конструкции тракторов типизированных узлов и агрегатов с технически и экономически обоснованной степенью унификации.

На Минском тракторном заводе вопросам обеспечения высокого уровня надежности выпускаемых тракторов уделяется постоянное внимание на всех этапах - от разработки конструкции машины до ее производства и эксплуатации.

Для осуществления менеджмента деятельности предприятия по проектированию, производству и обслуживанию продукции на МТЗ в 2004 году была внедрена, а в 2007-м повторно сертифицирована система менеджмента качества в Национальной системе сертификации и в системе ТGА (Германия) со сроком действия до 1 июня 2010 года. Вся деятельность предприятия определена в 10 процессах и описана в 194 стандартах системы менеджмента качества (СМК). [20, с.52]

На МТЗ разработана, утверждена и доведена до персонала политика руководства в области качества, на основании которой определены измеряемые цели по ее реализации.

Главная цель предприятия - удовлетворение требований потребителей, что достигается постоянным поддержанием соответствия СМК требованиям СТБ ИСО 9001 и повышением ее результативности.

Системой предусмотрено получение информации обо всех несоответствиях, их регистрация, установление причин, их анализ, разработка корректирующих действий, контроль за выполнением и проверка результативности.

Для этого во всех цехах завода осуществляется контроль качества на операциях и приемка годной продукции с регистрацией в журналах и подписями мастера и контролера. На сборке узлов выполнение операций и контроль регистрируются в картах сборки на каждое изделие с обязательным указанием и подписями лиц, выполнивших работу и ответственных за контроль.

На предприятии функционируют специальные группы качества по анализу причин возникновения дефектов. В состав группы входят специалисты разных направлений - конструкторы, технологи, метрологи, инженеры, работники отдела технического контроля. Их задача - четко классифицировать дефекты, проанализировать, по какой причине они возникли и кем допущены.

Важная роль отводится определению затрат на устранение дефектов, взысканию этих затрат с виновников брака.

Рассмотрение и анализ показателей качества проводятся на специальных совещаниях на участках, в подразделениях, у заместителя генерального директора по качеству и генерального директора.

Контроль выполнения требований СМК производится в процессе проведения внутренних аудитов, авторского надзора за изготовлением продукции, что подтверждает работоспособность системы на предприятии.

Руководство МТЗ проводит анализ системы менеджмента качества с целью обеспечения ее постоянной пригодности и результативности, а также оценивает возможности ее улучшения и потребности в изменениях, в том числе политики и целей предприятия в области качества.

Анализ со стороны руководства является механизмом совершенствования системы менеджмента качества. Результаты анализа используются при разработке мероприятий по улучшению деятельности предприятия. Постоянное улучшение качества продукции, совершенствование СМК осуществляется на заводе как оперативно, в виде поручений, так и в ходе запланированных мероприятий. К ним, в частности, относятся:

·        план НИОКР;

·        план организационно-технических мероприятий по экономии материалов;

·        программа «Энергосбережение»;

·        план технического перевооружения завода;

·        комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности, технического уровня, надежности, улучшению качества и сервиса продукции МТЗ;

·        план организационно-технических мероприятий и научно-исследовательских работ по технологии;

·        план мероприятий по подготовке производства тракторов «Белорус»;

·        комплекс мероприятий по продвижению на рынок тракторов новых моделей;

·        план внедрения экологических и природоохранных мероприятий.[21, с.56]

Анализ системы менеджмента качества РУП «МТЗ» по результатам работы за 2008 год показывает, что система пригодна, результативна, адекватна требованиям СТБ ИСО 9001 и постоянно совершенствуется.

Действующая на МТЗ система позволяет оперативно оценивать несоответствие продукции в процессе проектирования, производства, проводить анализ причин отказов в эксплуатации, разрабатывать и внедрять корректирующие и предупреждающие мероприятия.

Тракторы - основная продукция РУП «МТЗ» - подлежат обязательной сертификации в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, системе сертификации РФ, оммологации на соответствие национальным и международным требованиям стран Евросоюза. Все выпускаемые заводом тракторы сертифицированы в национальных системах обязательной сертификации Беларуси и России и имеют оммологационные документы ЕС. Сертификаты, выданные в национальных системах сертификации РБ и РФ, признаются в странах СНГ.

Для реализации тракторов в страны Евросоюза сертификация проводится в соответствии с директивами ЕС, для других стран - по национальным требованиям этих стран.

Уже на стадии проектирования и изготовления экспериментальных образцов новых моделей тракторов специалисты службы качества МТЗ активно участвуют в анализе конструкции, проведении всесторонних испытаний опытных тракторов, доведении их до внедрения в серийное производство.

В процессе создания трактора от проекта до серийного производства все его узлы и системы проходят стендовые параметрические и ресурсные испытания, в ходе которых их характеристики и надежность доводятся до требуемого уровня. В дальнейшем полнокомплектные тракторы подвергаются полигонным, лабораторно-полевым и эксплуатационным испытаниям в соответствии с разработанными и согласованными программами и методиками.

Весь комплекс испытаний новой техники специалисты МТЗ проводят в Испытательном центре завода (ИЦ «Трактор»), имеющем необходимое испытательное оборудование, измерительные системы, квалифицированный персонал и аккредитованном в соответствии с СТБ ИСО/МЭК 17025 на техническую компетентность в Госстандарте Беларуси и Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии России.

Следует подчеркнуть, что за последние годы в конструкциях серийных тракторов «Белорус» различных моделей появилось множество новых узлов и систем высокого технического уровня, отвечающих самым современным требованиям потребителя. Так, на тракторах серий 800, 1000, 1200, 1500 устанавливаются ПВМ балочного типа повышенной грузоподъемности; гидронавесная система на базе моноблочного гидроподъемника; дисковые тормоза, работающие в масле; коробка перемены передач 24х12 с гидрофицированным управлением; гидрообъемное рулевое управление.

Требования к надежности тракторов включаются в нормативную документацию на продукцию (технические условия). Для тракторов - это наработка на сложный отказ, удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и срок службы. В частности, средняя наработка на сложный отказ увеличена с 500 часов для тракторов, поставленных на производство 20 лет назад, до 950 часов для новых моделей.

Для отработки конструкции и контроля качества изготовления широко используются методы ускоренных испытаний на стендах и полигонах. Для их проведения имеется более 60 стендов, свыше 160 единиц сложного информационно-измерительного оборудования, которое обеспечивает вывод и обработку измеряемых параметров на высоком техническом уровне. Стендовые и полигонные испытания при отработке и модернизации конструкции являются обязательными и предшествуют полевым испытаниям.

Для проведения полевых испытаний организованы опорные пункты в хозяйствах РБ, имеющих условия для наиболее интенсивного использования испытываемых тракторов. На их базе наряду с проведением испытаний опытных образцов и контрольных испытаний серийных тракторов ведутся наблюдения за тракторами, работающими в близлежащих хозяйствах. Это позволяет увеличить объем информации о надежности тракторов и повышает ее достоверность.

Важным источником обширной информации о надежности продукции является информация, получаемая от дилеров МТЗ в соответствии с заключенными с ними договорами, информация о проводимых ремонтах тракторов.

Завод активизировал работу с поставщиками по обеспечению качества поставляемых комплектующих - по основным изделиям выдвинуто условие о проведении их сертификации и сертификации систем качества, для большинства изделий определены альтернативные поставщики, что позволяет усилить требования к качеству поставляемых комплектующих.

Тракторы и машины РУП «МТЗ» относятся к сложно-технической продукции. В процессе их эксплуатации имели место отказы, связанные с освоением производства, конструктивными недоработками, некачественными комплектующими изделиями, а также недостаточным уровнем подготовки механизаторов и специалистов эксплуатирующих хозяйств и дилерских центров.

Необходимо отметить, что уровень надежности тракторов «Белорус» всех серий по показателю количество отказов 2-й и 3-й групп сложности на 1 трактор соответствуют требованиям технических условий на тракторы.

Анализ качества продукции по результатам эксплуатации в Республике Беларусь за 6 месяцев 2009 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показывает снижение количества отказов на 1 гарантийный трактор по моделям всех серий «Беларус-800/900/1000/1200/1500/2022/2522/3022» и машинам в среднем на 8-10 %.

Проводимая на РУП «МТЗ» работа по анализу и принятию мер по устранению отказов тракторов, эксплуатируемых в республике, позволила улучшить качество энергонасыщенной техники.

Так, количество отказов на 1 гарантийный трактор по сериям 1200 и 1500 на протяжении 4 лет (2006-2009 годы) не превышает 1 отказ на трактор. В планах МТЗ - выйти на такой же уровень качества к концу 2009 года по тракторам серий 2000/2500/3000.

Работы по повышению надежности тракторов «Белорус» включают в себя не только доработку конструкции, но и проводимую на МТЗ планомерную модернизацию практически всех технологических переделов с внедрением новых современных технологий, направленных на создание мобильного производства, позволяющего оперативно и эффективно реагировать на запросы рынка.

Мероприятия носят системный характер и обеспечивают разработку, производство и техническое обслуживание выпускаемых тракторов в соответствии с ТНПА, что создает предпосылки для достижения более высоких показателей в последующие годы.

Основной задачей при организации сервисной сети завод считает обеспечение оперативного восстановления тракторов «Белорус» в хозяйствах Беларуси (простой трактора в ремонте не должен превышать одних суток в период посевных работ). Для этого РУП «МТЗ» в настоящее время заключило договоры на гарантийное обслуживание с 20 организациями АПК, которые обслуживают 118 районов республики.

Технические центры осуществляют техническое сопровождение продукции завода в гарантийный период согласно заключенным договорам. Для оказания помощи центрам в устранении сложных отказов на МТЗ сформировано 11 выездных бригад специалистов, снабженных сервисными автомобилями со всем необходимым оборудованием и оснасткой.

Таким образом, на МТЗ создана и успешно функционирует система стандартизации и сертификации, надежности. Этим достигается высокая степень доверия потребителя к качеству продукции завода, что позволяет предприятию успешно конкурировать на мировых рынках тракторов.

Трактор «Белорус-1220.3» победил в конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь 2010 года». Это еще одно свидетельство высокого уровня качества заводской продукции. Также в минувшем году РУП «БелГИСС» подтвердил соответствие системы менеджмента качества МТЗ требованиям стандарта СТБ ISO 9001-2009 и продлил действие сертификата до 2013-го. Однако главным критерием в определении качества техники МТЗ все же остается признание ее потребителями. И поскольку предприятие каждый год подтверждает свой статус одного из ведущих мировых производителей тракторов и абсолютного лидера в выпуске тракторов на постсоветском пространстве, можно констатировать, что качество «Белорусов» достойное. Это результат работы всего коллектива тракторостроителей, всех структурных подразделений предприятия и, в частности, службы качества МТЗ.

На основании вышеизложенного можно предложить следующие рекомендации:

·        Развитие и усовершенствование системы сертификации и стандартизации на промышленных предприятиях, как условие доверия внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

·        Внедрение системы сертификации на белорусские предприятия, которая повышает качество и конкурентоспособность продукции и уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;

·        Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.

·        сближение межгосударственных стандартов с международными, европейскими (региональными) и национальными стандартами передовых стран для представления интересов государств на межгосударственном, европейском и мировом уровнях;

·        развитие межгосударственной (региональной) системы стандартизации с учетом опыта и принципов, действующих в Европейском Союзе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Гарантом выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Стандартизация - незаменимое средство обеспечения совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности техники и информационных сетей, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств качества продукции, работ, процессов и услуг. Развитие стандартизации неразрывно связано с процессом управления качеством производства.

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, делает возможной гарантию стабильного изготовления продукции необходимого уровня качества, поскольку охватывает организацию производства и собственно качество продукции. Сертифицированная система качества предприятия позволяет ему расширять круг надежных партнеров и повышать конкурентоспособность своей продукции. Сертификация положительно сказывается на репутации предприятия. В конечном итоге развитая национальная сертификация служит интересам потребителя, защищая его от низкокачественной, а то и просто вредной для здоровья продукции.

Влияние стандартизации на повышение качества продукции реализуется в основном через: комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующее оборудование, оснастку и готовую продукцию; установление в стандартах технологических требований и показателей качества, а также единых методов испытаний и средств контроля.

Сертификация как средство независимой оценки соответствия товара надлежащему качеству характеризуется убедительностью и принципиальной простотой. Универсальность сертификации позволяет вовлекать в нее большое число разнообразных объектов. Этим объясняется широкий размах сертификации в зарубежных странах, а также во внешнеторговых отношениях между ними. Для потребителя сертификация - это гарантия заявленного соответствия, а для изготовителя - фактор повышения конкурентоспособности продукции, а значит и гарантия успеха.

Среди наших приоритетов на перспективу - еще большее расширение участия Беларуси в деятельности международных организаций по стандартизации, повышение уровня гармонизации государственных стандартов с международными и европейскими, содействие инновационной деятельности.

Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.

На МТЗ создана и успешно функционирует система стандартизации и сертификации, надежности. Этим достигается высокая степень доверия потребителя к качеству продукции завода, что позволяет предприятию успешно конкурировать на мировых рынках тракторов.

Основными направлениями дальнейшего развития сертификации признаны:

·        совершенствование законодательной базы;

·        уточнение действующих основополагающих документов и разработка новых;

·        разработка и пересмотр государственных и межгосударственных стандартов;

·        развитие сети органов по сертификации, испытательных лабораторий и более рациональное их размещение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2003 г., №262-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.06.2004 // Ведомости Верховного Совета. - Минск, 2006.

2.       Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., №269-3 // Ведомости Верховного Совета. - Минск, 2004.

.        СТБ ISO 9000-2006. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 15.11.2006, №54. - Минск: Белстандарт, 2004. -25 с.

.        Ахмин, А.М. Основы управления качеством продукции / А.М. Ахмин, Д. П. Гасюк; под ред. А.М. Ахмин. - Санкт-Петербург: Феникс, 2002. - 324 с.

.        Богатырев, JI.A. Стандартизация статистических методов управления качеством/ Бендерский A.M., Богатырев JI.A., Баумгартен JI.B; под ред. Л.А. Богатырева. - Москва: Издательство стандартов, 1998. - 456с.

.        Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов; под ред. А.С. Большакова. - Санкт-Петербург: Феникс, 2002. - 561 с.

.        Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Минск: Высшая школа, 2008. - 464 с.

.        Гуревич, В.Л. Международная стандартизация/ В.Л. Гуревич, С.В. Ляльков, О.И. Минченок; под ред. В.Л. Гуревич. - Минск: БГУИР, 2002.- 55с.

.        Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация/ Ю.В. Димов. - Москва: Юрайт-Издат., 1998. - 432 с.

.        Елиферов, В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни: Стандарты ИСО 9000 и Система менеджмента / В.Г. Елифров. - Москва, 2006. - 435 с.

.        Ильенкова, С.Д. Управление качеством / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Мхитаряна; под ред. С Д. Ильенковой. - Москва, 1999. - 354 с.

.        Лисицин, Н.А. Экономика, организация и планирование промышленного производства/ Н.А. Лисицин. - Минск: Высшая школа, 1990. - 463 с.

.        Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и сертификация/ И.М. Лифиц. - Москва: Юрайт-Издат, 2004. - 330 с.

.        Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие/ А.Д. Никифоров. - Москва: Высшая школа, 2002. - 422 с.

.        Николайчук, В.Е. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / В.Е. Николайчук, М. И. Белявцев; под ред. М.И. Белявцева. - Донецк : ООО ПКФ «БАО», 2004. - 383 с.

.        Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции / Н.И. Новицкий, В.Н. Олексюк; под ред. Н.И. Новицкий. - Минск: Высшая школа, 2001. - 631 с.

.        Соломахо, В.Л. Стандартизация и сертификация: учеб. пособие/ В.Л. Соломахо, Б.В. Титович, В.Г. Смирнов; под ред. Б.В. Титович. - Минск: Вуз-Юнити, 2001. - 260 с.

.        Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ В.И. Стражев. - Минск: Высшая школа, 1999. - 345с.

.        Титович, А.А. Менеджмент качества: учеб. пособие / А. А. Титович. - Минск: Высшая школа, 2008. - 254 с.

.        Титович, А.А. Стандарты и качество/ А.А. Титович, - Минск: Высшая школа, 2004. -56 с.

21.     Международные стандарты. Создание доверия на глобальном уровне <http://www.belarus-mtz.by/?p=18820>/ Н.А. Ушивец//Стандарты и качество. - 2011. -№ 11. - С. 64-68.

.        Хрипач, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; под ред. В.Я. Хрипача. - Минск: Экономпресс, 2001. - 464 с.

Похожие работы на - Сертификация продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!