Роль Центрального банка в экономике страны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    905,56 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль Центрального банка в экономике страны

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Центральный банк: функции, цели и инструменты деятельности

1.1 Центральный банк как субъект денежно-кредитной политики

.2 Основные методы реализации денежно-кредитной политики РФ центральным банком

.3 Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка

Глава 2. Тенденции развития Денежно-кредитной политики

2.1 Современное состояние и анализ развития денежно-кредитной сферы и политики в Росийской Федерации

2.2 Направления и основные ориентиры денежно-кредитной политики в 2012 году

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список Использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет денежно-кредитная политика в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании правил и процедур разработки и реализации денежно-кредитной политики в России и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.

Эволюция приоритетов и основных направлений деятельности Банка России происходила на протяжении всего периода рыночных реформ и приближения экономики России к наиболее успешным развитым странам мира. В течение всего этого периода денежно-кредитная политика Банка России была направлена на обеспечение необходимых условий для становления базовых институтов рыночной экономики и формирование благоприятной денежной среды, не препятствующей достижению высоких темпов социально-экономического развития.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России, далее в тексте работы БР, ЦБ РФ) - главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. Основными целями деятельности БР являются; защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности БР.

Будучи независимым от государства банком, БР лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость БР как и любого иного национального банка является системообразующим институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельность Банка России.

БР является органом, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в Российской Федерации. Ее основными инструментами являются: процентные ставки по операциям БР; резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. В рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими, служащими Банка России. БР не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами не имеющими лицензии на проведение банковских операций и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе (ст. 47 ФЗ). Одним из основных методов денежной политики является резервирование кредитными организациями денежных средств в Банке России. Резервирование части средств в Банке России направлено на поддержание на заданном уровне денежной массы в обороте. Учитывая, что для Банка России данная операция является элементом денежно-кредитной политики, она носит безвозмездный характер.

БР осуществляет банковское регулирование и надзор. Он устанавливает одинаковые для кредитных организаций правила совершения банковских операции, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, осуществляет надзор за деятельность кредитных организаций.

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" подробно регламентирует процедуру лицензирования банковской деятельности, содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии, а также перечень оснований, по которым может быть отозвана лицензия на совершение банковских операций.

Являясь эмиссионным центром, БР осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение и изъятие из обращения. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами БР и обеспечиваются всеми его активами.

Объектом работы выступили текущие процессы в финансовом секторе экономики России и деятельность Банка России по реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Предметом работы является механизм разработки и реализации денежно-кредитной политики в современных условиях и деятельность Банка России и в этом процессе.

Методологическая основа работы опирается на работы зарубежных и отечественных монетарных экономистов, заложивших теоретические обоснования и практические пути введения режима инфляционного таргетирования. К наиболее фундаментальным трудам следует отнести работы зарубежных профессоров, таких как А.Алесина, Б.Бернанке, Ф.Гиаваззи, Ч.Гудхарт, Б.ДеЛонг, Р.Дорнбуш, Д.Кэмпбелл, Ф.Мишкин, М.Обстфельд, Д.Риттер, К.Рогофф, У.Шарп, Р.Шиллер. Работы отечественных экономистов по денежно-кредитной политике включают труды Г.Белоглазовой, А.Белоусова, А.Козловской, Л.Красавиной, О.Лаврушина, И. Ларионовой, Д.Левченко, В.Маневича, С.Моисеева, С.Пономаренко, О.Роговой, П.Трунина, С.Четверикова, Р.Энтова и др.

Цель работы заключается в изучении деятельности Центрального Банка России, его функций и инструментов и методов реализации денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

         Задачи работы включают:

–        изучение основ деятельности ЦБ и сущности денежно-кредитной политики и роли ЦБ в ее реализации;

–       исследование денежно-кредитной политики на современном этапе;

–       анализ реализации денежно-кредитной политики ЦБ в современных условиях.

Основная часть работы состоит из трех глав, в каждой из которых последовательно решаются поставленные задачи.

Глава 1. Центральный банк: функции, цели и инструменты деятельности

1.1 Центральный банк как субъект денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная система образует конгломерат взаимосвязанных, но все же несколько автономных, относительно самостоятельных подсистем экономики: денежной и кредитной. Каждая из указанных подсистем выполняет ключевую и необходимую роль для функционирования экономики.

Таким образом, мы можем сделать вывод: денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Денежно-кредитная политика - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Конечные цели денежно-кредитной политики: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей - глобальная задача. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели, отражающие ее специфику. В связи с этим выделяют промежуточные цели, регулирующие значение ключевых переменных в денежной системе на достаточно продолжительных временных интервалах (год и более). К ним относятся: денежная масса, процентная ставка, обменный курс. И наконец, каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены на достижение так называемых тактических целей. Последние определяют характер денежно-кредитной политики. Жесткая монетарная политика в качестве цели предполагает поддержание на определенном уровне денежной массы. Цель, преследующая фиксацию процентной ставки, характерна для гибкой денежно-кредитной политики.

Вопрос о целях и задачах центрального банка является исходным для всей организации его деятельности. Главная цель и задачи центрального банка в первую очередь связаны с денежной системой.

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" отмечается, что "целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы".

В соответствии со своей сущностью и целевой ориентацией задачи центрального банка в основном сосредоточены по следующим направлениям: центральный банк денежный инфляционный

) по отношению к экономике в целом;

) по отношению к правительству;

) по отношению к банкам и банковской системе.

Задачи, касающиеся экономики в целом, прежде всего, связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, достаточными для совершения обмена продуктами труда. Искусство центрального банка состоит при этом в том, чтобы, обладая монопольным правом выпуска наличных денег, храня и учитывая золотовалютные резервы страны, эмитировать такую массу платежных средств, которые были бы не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность национальной денежной единицы во внутреннем и внешнем экономическом обороте. Подобная двуединая задача центрального банка является главной, определяющей всю его деятельность как эмиссионного института страны.

Будучи частью государственного устройства, обеспечивая вместе с правительством развитие экономики, центральный банк предоставляет ему в рамках своей сущности необходимую помощь в реализации экономических программ, при надобности покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги. Оказывая подобное содействие, банк должен не повредить при этом выполнению отмеченной выше основной своей задачи.

По отношению к банкам центральный банк является "банком банков". Его задача состоит в том, чтобы при необходимости быть кредитором последней инстанции, поддерживать их ликвидность. Там, где он обладает полномочиями органа надзора, его задачи связаны с обеспечением эффективной деятельности кредитных учреждений. Устанавливая процедуру допуска коммерческих банков на банковский рынок, определяя экономические нормативы по-конкретным направлениям их деятельности, правила и стандарт ведения операций, центральный банк становится ответственным за качество их деятельности.

Для выполнения своих целей и задач центральные банки наделяются соответствующими функциями.

Цели и функции центрального банка зачастую смешиваются. Между тем каждое из понятий имеет содержательную нагрузку и не может отождествляться друг с другом. Функция - это сама деятельность, определяемая спецификой предмета, тогда как цель - это то, ради чего она совершается, что составляет ее результат.

В редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:

) функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая) ;

) функция нормативного регулирования (нормативно-творческая);

) операционная функция;

) информационно-аналитическая функция;

) надзорная и контрольная функции.

В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:

–       во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

–       монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

–       выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.

Деятельность центрального банка часто связывают с теми классическими операциями (эмиссионными, кредитными, расчетными), которые он выполняет, и это действительно будет его деятельность, но лишь частично. Деятельность центрального банка - это вся та работа, которую он выполняет в соответствии со своей сущностью, задачами и полномочиями, закрепленными в законодательстве.

При выполнении этих задач и полномочий особенности деятельности центрального банка проявляются наиболее отчетливо. Напомним в этой связи, что деятельность центрального банка:

–       носит экономический характер;

–       непосредственно обслуживает обмен продуктами труда;

–       рассматривается как деятельность общенационального института;

–       не ставит своей целью получение прибыли;

–       носит производительный характер;

–       сосредоточена главным образом на макроуровне экономических отношений;

–       имеет универсальный характер, не является отраслевой по своей природе;

–       рассматривается как деятельность главного банка страны;

–       реализует государственную политику в области денежно-кредитных отношений и функционирования всей национальной банковской системы;

–       реализуется как часть единой банковской системы;

–       подчиняется единым правилам правового регулирования;

–       связана с обслуживанием особой структуры клиентов.

Как уже отмечалось, клиентами центрального банка являются юридические и физические лица. Особенность деятельности центрального банка состоит, однако, в том, что она не связана непосредственно с предприятиями реального сектора экономики. Главный клиент для центрального банка - это кредитные организации; обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, можно только в тех регионах, где нет кредитных учреждений.

В международной и внешнеэкономической деятельности клиентами центрального банка могут быть центральные банки других стран, международные банки, международные валютно-финансовые организации. Центральные банки ведут операции, связанные с созданием коммерческих банков с иностранным участием, а также с деятельностью этих банков.

В связи с особенностями деятельности клиентом центрального банка может быть правительство страны, для которого по его поручению может производиться прогнозирование денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации Банк России, к примеру, разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику (подробнее об этом см. в разделе II настоящего издания). Особенностью и фундаментальным признаком банковской деятельности является также и то, что она носит независимый характер

Деятельность центрального банка базируется на определенных принципах. Принципы деятельности центрального банка - это основополагающие правила его функционирования, обусловленные его сущностью как денежно-кредитного института и обеспечивающие реализацию его целей и задач.

Различают такие принципы деятельности центрального банка, как:

–       координация деятельности с задачами государственной экономической политики;

–       регламентация деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами;

–       использование преимущественно экономических методов стимулирования производства и обращения продукта;

–       единство денежно-кредитной политики;

–       разделение эмиссионной и кредитной деятельности;

–       бесприбыльное функционирование;

–       изменение в соответствии с экономической конъюнктурой;

–       коллегиальность принимаемых решений;

–       гласность;

–       соответствие стандартам делового оборота;

–       законность;

–       соответствие нормам профессиональной этики;

–       соблюдение банковской тайны;

–       ответственность.

1.2 Основные методы реализации денежно-кредитной политики РФ центральным банком

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - центральный банк как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как "проводники" денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются.

Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно-кредитной политики. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация цен. В условиях, когда цены растут скачкообразно, а уровень инфляции изменяется "лавинообразно", приобретая характер галопирующей, у центрального банка может не быть достаточной информации о факторах, влияющих на цены. Кроме того, факторы инфляции могут носить немонетарный характер (например, структурные и административные факторы, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые правительством). Происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться.

Далее возникают временные лаги между началом применения той или иной меры и ее воздействием на экономические показатели, которое усложняется из-за непредсказуемости в поведении экономических субъектов.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке. В конечном счете они могут способствовать дезинтермедиации банков, снижению их конкурентных преимуществ по сравнению с другими финансовыми институтами, которые не находятся под прямым жестким контролем центрального банка.

Кроме того, следует учитывать то, что денежно-кредитная политика является частью общей экономической политики государства и влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдерживание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэкономического характера. Например, если таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со стороны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, то это приводит к резкому уменьшению уровня монетизации валового внутреннего продукта (ВВП), к деформациям в выполнении деньгами функции средства обращения и платежа, "натурализации" экономических отношений, появлению денежных суррогатов, к расширению "теневой экономики".

В свою очередь, расширение "теневой экономики" означает рост недоимок платежей в бюджет и, как следствие, увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам. В рамках макроэкономики происходит падение совокупного спроса, что сдерживает в целом развитие национальной экономики. Применение прямых жестких монетарных методов со стороны центрального банка может вызвать замедление темпов роста экономики и более или менее продолжительную рецессию. Экономика может при этом попасть в так называемую инфляционную или ликвидную ловушку, а именно: резкое сокращение денег в обороте ведет к столь же резкому падению спроса и доли оборотных средств в общей структуре фондов предприятий. Следствием последнего является свертывание производства и неплатежи, а затем возникновение новой инфляционной волны при более низком уровне производства. Таким образом, временная финансовая стабилизация может достигаться за счет дальнейшего "умирания" производства.

Кроме того, необходимо знание факторов инфляции. Если в "раскручивании" инфляции преобладают немонетарные факторы (например, административный рост цен, результаты фискальной политики, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса и рынков капиталов), то снижение инфляции за счет прямого сокращения денежного предложения - явно неэффективная мера борьбы с инфляцией.

Следует учитывать и то, что со временем прямые методы воздействия на участников денежного рынка в случае "неблагоприятного" с микроэкономической точки зрения влияния их на хозяйственную деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в "теневую экономику" или за рубеж.

Прямые методы денежно-кредитной политики могут также вызвать усиление бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике. В 80-х годах этот переход происходил в большинстве стран с развитой рыночной экономикой без каких-либо проблем и обратных тенденций. Этому способствовала и благоприятная макроэкономическая ситуация. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными обусловливалось реформами в банковских системах, направленными на либерализацию их функционирования.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Индивидуальные меры контроля, применяемые к отдельно взятому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам.

Кредитный контроль за рядом банков (например, за банками, кредитующими определенные отрасли или регионы) оказывает искажающее влияние на рынки.

Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это - методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе - деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок) и спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики. С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот.

Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта (ВНП).

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денежного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно "сгладить" эти изменения. В случае циклического "перегрева" экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повысить деловую активность за счет увеличения инвестиционного спроса.

Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет "раскручивать" инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики в этом случае будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне.

Выбор методов денежно-кредитной политики зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что "сильнее" воздействует на экономику - спрос на деньги или их предложение, а фактически - процентная ставка или количество денег.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансовыми рынками центральные банки, по крайней мере, в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы.

1.3 Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики:

–       изменение норматива обязательных резервов, или так называемых "резервных требований";

–       процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

–       операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы - это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако сегодня изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

–       если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

–       при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать большие изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков.

Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе она может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние.

Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменяются проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом "овернайт", проценты по операциям РЕПО и по привлеченным в депозиты в центральный банк средствам банков.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку - влиять на размер денежного предложения. Депозитные операции используются как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок.

При этом Банк России регулирует с помощью указанных операций не только краткосрочную ликвидность банков, но и использует этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова.

Предположим, на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвидировать этот излишек. В таком случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно, возрастает их "привлекательность" для покупателей.

Представим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения: он начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу, тем самым увеличивая спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги "непривлекательными" для их владельцев. Банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

И снова можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок - это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приведет к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь, рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что несколько погасит эффект снижения денежной базы.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики могут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществляться валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой (агрегатом МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, для его филиалов не существовало проблемы кредитных ресурсов, ибо они автоматически создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборотов. В этот период правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, ибо в России преобладало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам - это лишь обращение банковских записей, а не денег.

Современная деятельность центрального банка в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением России в международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов для определения потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам. В таких расчетах определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Центрального банка Российской Федерации, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения.

Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX в. как реакция на "бегство капиталов" в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения - скупает ее в обмен на национальную валюту.

Наряду с валютной интервенцией центральный банк может предпринять ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение "валютного коридора" способствует регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на финансовое положение банков.

Центральные банки придерживаются в основном системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе. Они рассматривают политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли центрального банка в экономике страны.

Глава 2. Тенденции развития денежно-кредитной политики

 

2.1 Современное состояние и анализ развития денежно-кредитной сферы и политики в Российской Федерации


По итогам марта 2012г. международные резервы Российской Федерации незначительно снизились: на 0,5 млрд. долларов или на 0,1%. В январе-феврале текущего года международные резервы росли на 1,4-1,7% в месяц. За первый квартал текущего года прирост золотовалютных резервов составил 14,8 млрд. долл. По данным на 1 апреля 2012 года объем международных резервов равнялся 513,5 млрд. долл.

Рис.1 Прирост золотовалютных резервов в динамике, млрд. долларов

Проанализировав рис.1, делаем вывод, о том, что в отчетном месяце различные компоненты международных резервов изменялись разнонаправлено. Так, объем монетарного золота в составе международных резервов вслед за снижением цен на золото сократился на 2,3 млрд. долл., что явилось основной причиной снижения резервов по итогам месяца. При этом объем валютных резервов увеличился на 1,9 млрд. долларов. Переоценка активов, номинированных в евро и фунтах стерлингов, не оказывала существенного влияния на динамику резервов в марте текущего года.

С конца прошлого года Банк России не проводил валютные интервенции с целью поддержания курса национальной валюты, а осуществлял только целевые продажи иностранной валюты. Как результат, объемы интервенции в последние месяцы резко сократились. В январе впервые с сентября 2011 года регулятор возобновил покупку валюты, но в незначительных объемах, при этом весь объем интервенций носил целевой характер. В феврале-марте Центральный банк РФ активно покупал валюту, снизив объем продаж до нуля. Как и в предыдущие месяцы, большая часть операций с валютой носила целевой характер. По информации Банка России, в марте нетто-покупка долларов оценивается на уровне 3,9 млрд., а нетто-покупка евро - на уровне 262 млн. Что касается динамики капитальных потоков, то в первом квартале 2012 года, согласно предварительным оценкам Банка России, чистый отток капитала составил 35,1 млрд. долл., против 35,0 млрд. долл. в четвертом квартале прошлого года. По уточненным данным, в прошлом году чистый отток капитала оценивается на уровне 80,5 млрд. долл. Представим данные сведения на графике (рис.2).

Рис.2 Чистый отток капитала, млрд. долларов

Банк России ожидал, что уже в начале текущего года отток сменится притоком, а по итогам текущего года отток капитала может выйти на нулевой уровень. По мере поступления новых негативных данных правительство и Центральный Банк РФ вынуждены будут пересмотреть свои оценки в сторону увеличения показателей оттока. При этом официальные лица в своих заявлениях продолжают настаивать на том, что капитальные потоки вот-вот поменяют направление (в том числе на фоне стабилизации политической обстановки). Прогнозы независимых экспертов более пессимистичные. При сохранении неблагоприятного инвестиционного климата вряд ли стоит рассчитывать на повышение привлекательности России в глазах потенциальных инвесторов. Причем это касается не только иностранных инвесторов, но и российских компаний, которые в последнее время активно вкладываются в иностранные активы.

В марте 2012 года наблюдалось сокращение объемы денежной базы (на 0,2%), что нехарактерно для данного месяца. В этот период традиционно наблюдается замедление роста относительно февральских значений. Отрицательные темпы роста денежной базы в марте были зафиксированы лишь в кризисный 2009 год. Всего за первый квартал текущего года объем денежной базы снизился на 6,1%, а темпы роста в годовом выражении замедлились до 18,9%, минимальное значение с января 2010 года. Последовательное замедление темпов роста денежной базы наблюдалось на протяжении большей части прошлого года.

Основным источником роста денежной базы в 2011 году, как и в предыдущие годы, стало увеличение чистых международных резервов. Принципиальное отличие от 2010 года состоит в том, что в прошедшем году главным фактором сдерживания динамики денежной базы стало сокращение чистого кредита расширенному правительству (на 1,3 трлн. руб.), тогда как чистый кредит банкам, напротив, увеличился на 1,7 трлн. руб. В 2010 году наблюдалась обратная ситуация. В начале 2012 года продолжилось сокращение чистого кредита расширенному правительству на фоне увеличения чистого кредита банкам (относительно прошлогодних значений за аналогичный период). Именно операции рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России являются в последние месяцы основным источником роста денежной базы. Чистые международные резервы в первом квартале текущего года внесли скромный вклад в динамику денежной базы по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года.

Данные о динамике денежной массы (агрегат М2) публикуются Банком России с интервалом в 1 месяц. Проанализировав среднемесячный рост М2, представленный на рис.3, можно сделать следующие выводы: по итогам февраля объём М2 увеличился на 0,7% и составил 23851,3 млрд. руб., а за год прирост денежной массы равнялся 22,1%. В реальном выражении (с учетом инфляции) изменение М2 за год составило 17,7%. Аналогичные показатели годом ранее были равны 28,2% и 17,0% соответственно.

На протяжении большей части 2011 года в динамике показателя доминировала выраженная тенденция снижения. Лишь в последние месяцы года рост денежного агрегата М2 ускорился относительно аналогичных значений в ноябре-декабре предыдущего года. Темпы прироста денежного агрегата (как в целом, так и его отдельных компонент) в феврале 2012 года были немного ниже аналогичных показателей годом ранее. Как наличный деньги (M0), так и безналичные средства в составе денежной массы M2 увеличились за отчетный месяц на 0,7%, тогда как в феврале прошлого года темпы прироста составили 1,4% и 1,1% соответственно.

Рис.3 Среднемесячный рост М2 в динамике

Объемы безналичных денег в иностранной валюте в феврале, напротив, снизился (на 1,9%). Месяцем ранее прирост данного показателя был положительным (2,4%). По итогам февраля объем безналичных денег в иностранной валюте составил 15,3% от объема широкой денежной массы. На протяжении всего прошедшего года наблюдалась крайне неустойчивая динамика данного показателя, что не позволило выявить какие-либо устойчивые тенденции. Волатильность данного показателя объясняется его высокой зависимостью от колебаний обменного курса рубля. При этом, если рассматривать динамику данного показателя в единицах бивалютной корзины, то увеличение показателя в феврале составило 1,3%.

По состоянию на 1 марта 2012 г. доля наличных денег в обращении в структуре рублевой денежной массы составил 24,0%.

Рис.4 Динамика скорости обращения денег, млрд. долларов

Анализ рис.4 показал, что показатель скорости обращения денег, рассчитанный по денежному агрегату М2, в начале 2012 года немного снизился и составил 2,5, в период с конца 2009г. происходит тенденция по снижению показателя скорости обращения денег вплоть до марта 2012г.

Рассмотрим основные тенденции денежно-кредитной политики. На последнем заседании, состоявшемся 9 апреля 2012 года, Совет директоров Банка России принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России. В конце прошлого года Банк России снизил ставку рефинансирования, а также процентные ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности на фиксированных условиях на 0,25 п.п., и повысил на 0,25 п.п. процентные ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях. Представим динамику ставки рефинансирования за последние 3 года в таблице (табл.1) и на графике (рис.5).

Таблица 1 Динамика ставки рефинансирования в период с 2010 по 2012гг.

Период времени

Размер ставки, %

26 декабря 2011г. - по настоящее время

8

3 мая 2011г. - 25 декабря 2011г.

8,25

28 февраля 2011г. - 2 мая 2011г.

8

1 июня 2010г. - 27 февраля 2011г.

7,75

30 апреля 2010г. - 31 мая 2010г.

8

29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г.

8,25

24 февраля 2010 г. - 28 марта 2010 г.

8,5

28 декабря 2009 г. - 23 февраля 2010 г.

8,75


Проанализировав статистические данные, представленные в табл.1 и рис.5, необходимо отметить, что в настоящий момент ставка рефинансирования равняется 8 %, данная ставка сохраняется уже на протяжении полугода, в период с 3 мая 2011г. по 25 декабря 2011г. ставка была выше на 0,25% и составляла 8,25%, однако, с 28 декабря 2009г. по 2 мая 2011г.ставка рефинансирования варьировалась от 7,75% до 8,75%.

В прошлом году Банк России предпринял определенные шаги, направленные на повышение эффективности процентной политики. В частности, ЦБ РФ значительно сузил коридор процентных ставок, достигнув оптимальной, с точки зрения регулятора, ширины коридора (2,25 п.п.).

Возвращаясь к итогам последнего заседания, необходимо отметить, что решение Банка России основывается на "оценке инфляционных рисков и перспектив экономического роста". Несмотря на резкое замедление инфляции в конце прошлого - начале текущего годов (до 3,7% в марте 2012 г.), Банк России не торопится снижать процентные ставки, опасаясь рисков ускорения инфляции в среднесрочной перспективе.

Рис.5 Динамика ставки рефинансирования в период с 2010 по 2012гг., %

Один из возможных рисков связан с оживлением на рынке потребительского кредитования, и, как следствие, активизацией потребительского спроса в конце прошлого - начале текущего годов. На наш взгляд, не стоит переоценивать влияние этого фактора на инфляцию. В условиях сохраняющегося дефицита ликвидности и неопределенности в экономике увеличение ставок по кредитам и ужесточение условий кредитования, скорее всего, будут оказывать сдерживающее влияние на потребительскую активность и на инфляцию в 2012 году.

Одной из основных причин резкого замедления инфляции (как ИПЦ, так и БИПЦ) во втором полугодии 2011 года, помимо нормализации ситуации на продовольственном рынке, послужило ужесточение денежно-кредитной политики. Этот фактор продолжит определять умеренную динамику монетарной инфляции и в первом полугодии текущего года.

Несмотря на устойчивую тенденцию к ослаблению инфляционного давления, наблюдавшуюся на протяжении последних месяцев, ставки по кредитам нефинансовому сектору сохраняются на достаточно высоком уровне. Резко возросшая неопределенность на мировых финансовых рынках внесла коррективы в ситуацию на внутреннем денежном и финансовых рынках. Сокращение банковской ликвидности, повлекшее за собой увеличение ставок межбанковского рынка, а также ограничение доступа к международным рынкам капитала заставили многие банки повышать ставки по своим операциям.

В результате в декабре 2011 года средневзвешенная ставка по рублевым кредитам реальному сектору выросла до 9,3%. Эта тенденция в меньшей степени затронула ведущие государственные банки, не испытывающих проблем с фондированием, однако сохраняющаяся нестабильная ситуация на мировых и внутренних финансовых рынках заставляет и их пересматривать свою политику в области кредитования. В частности, в конце марта Сбербанк повысил ставки по потребительским кредитам. В январе 2012 года средневзвешенная ставка по кредитам реальному сектору снизилась до 8,8%, а в феврале - немного выросла (до 8,9%), что представлено на рис.6. Необходимо отметить, что в ближайшие месяцы не ожидается значимых изменений стоимости заемного капитала.

Рис.6 Динамика средневзвешенной ставки по рублевым кредитам реальному сектору, %

Что касается динамики объемов выданных кредитов, то в феврале, согласно статистике Банка России, объемы кредитования реального сектора снижались второй месяц подряд (как и в январе, на 0,9%). При этом рост кредитования в розничном сегменте, напротив, ускорился - до 2,1%. Если делать поправку на изменение курса доллара, то темпы прироста кредитного портфеля банков в розничном сегменте составили в феврале 2012г. 2,3% против 0,9% в январе, тогда как рост объемов кредитования реального сектора экономики замедлился до минимальных значений 0,1% против 0,6% месяцем ранее (рис.7).

Активизация кредитования в корпоративном сегменте, наблюдавшаяся во втором полугодии прошлого года, являлась хорошим сигналом и многими рассматривалась как формирование новой среднесрочной тенденции. Отчасти указанное оживление было связано с возросшим спросом на кредиты со стороны нефинансовых организаций в условиях ограниченного доступа на международные рынки.

Рис.7 Темпы прироста кредитного портфеля банков в розничном сегменте и объемов кредитования реального сектора в динамике, %

Отметим, что удовлетворить его могли лишь государственные банки, не испытывающие проблем с ликвидностью и привлекающие ее на более выгодных условиях, по сравнению с частными банками. Частные банки, напротив, в последние месяцы стали более разборчивы в выборе заемщиков. По мере ухудшения ситуации на финансовых рынках и повышения ставок на кредиты указанная благоприятная тенденция, судя по всему, сменилась на противоположную. В 2012 году ожидаются более скромные показатели прироста кредитного портфеля банков в корпоративном сегменте по сравнению с прошлым годом, динамика которых будет определяться макроэкономическими условиями и состоянием мирового и внутреннего финансовых рынков.

Что касается динамики кредитования в розничном сегменте, то здесь, напротив, сохраняются высокие темпы прироста. По предварительным данным ЦБ РФ, в марте объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился на 3,5%, а по итогам года ожидаются сопоставимые с прошлогодними значениями показатели прироста.

Несмотря на повышение ставки рефинансирования в первом полугодии 2011 года и ставок по кредитам, процентные ставки по депозитам последовательно снижались на протяжении большей части 2011 года и были значительно ниже показателей инфляции. В условиях отрицательных реальных процентных ставок интерес населения к банковским вкладам постепенно снижался, а вслед за ним сокращались и показатели, характеризующие склонность населения к сбережениям.

Лишь в осенние месяцы, на фоне резкого ухудшения ситуации с ликвидностью на внутреннем денежном рынке и ограниченного доступа к внешним источникам фондирования, банки вновь обратили внимание на депозиты населения и начали повышать процентные ставки, предлагать выгодные условия по вкладам. В результате в январе процентная ставка по срочным депозитам выросла до 6,9%, существенно превысив уровень инфляции в годовом выражении (4,2%). В феврале рост ставок вновь сменился снижением (до 6,5%). Согласно результатам мониторинга максимальной процентной ставки кредитных организаций, проводимого Банком России каждую декаду месяца, в марте снижение ставок по депозитам продолжилось. Многие участники рынка отмечают, что в начале текущего года ставки по вкладам достигли пиковых значений и прогнозируют дальнейшее снижений ставок в краткосрочной перспективе.

Рис.8 Прирост депозитов и вкладов, %

Несмотря на изменение ставок по вкладам, темпы роста объемов депозитов (в годовом выражении) продолжают снижаться. Эта тенденция, в первую очередь, затронула рублевые депозиты. Если в начале прошлого года темпы роста вкладов в рублях составляли порядка 30% в год, то в начале текущего года они снизились до 19-20%. Отметим, что банки в большей степени заинтересованы в привлечении долгосрочных депозитов и именно по ним предлагают высокие ставки, в то время как население отдает предпочтение краткосрочным вкладам. По данным за февраль 2012г., прирост рублевых депозитов до востребования и сроком до 30 дней составил 4,5%, а вкладов сроком от 31 дня до 1 года - 2,8%. Объем долгосрочных депозитов увеличился всего на 0,5% (рис.8).

В последние месяцы в условиях высокой нестабильности курса национальной валюты, население вновь обратило внимание на сбережения в иностранной валюте. При этом динамика объемов валютных депозитов сильно зависит от колебаний валютных курсов. С поправкой на изменение обменного курса (бивалютной корзины) объем вкладов увеличился в феврале на 2,6%, а за год прирост валютных депозитов в единицах бивалютной корзины составил 10,8%. В феврале 2012 года на денежной рынке сохранялся дефицит ликвидности, однако ситуация немного стабилизировалась (в том числе, за счет нехарактерного для этого периода активного расходования бюджетных средств). В марте, на фоне высоких налоговых обязательств, объем свободных денежных средств сократился, и процентные ставки на межбанковском рынке вновь начали расти. На протяжении большей части марта суммарный объем средств кредитных организаций на корр. счетах и на депозитных счетах в Банке России не превышал 900 млрд. рублей (в отдельные дни снижался до 700 млрд. руб.), а ставки денежного рынки в период налоговых выплат достигали 5,6-5,7%. Во избежание обострения ситуации на денежном рынке Банк России значительно расширил лимиты по операциям РЕПО (как недельного, так и однодневного). В целом в марте объем операций прямого РЕПО с ЦБ РФ составил 3,1 трлн. руб. (против 366 млрд. в феврале). Данные статистические данные представлены на рис.9.

Банк России продолжает совершенствовать инструменты предоставления и абсорбирования ликвидности. Начиная с 10 апреля, система инструментов денежно-кредитной политики Банка России дополнилась депозитными аукционами на срок 1 неделя, максимальная процентная ставка по которым установлена в размере 4,75 %.

Рис.9 Тенденции показателей банковской ликвидности, млрд.рублей

Также регулятор заявил о своем намерении "отказаться от безусловного проведения аукционов прямого РЕПО сроком 1 неделя и, начиная с 17 апреля 2012 года, еженедельно по вторникам будет проводить операции на аукционной основе на срок 1 неделя только в одном направлении: либо по предоставлению денежных средств (аукцион прямого РЕПО и ломбардный кредитный аукцион), либо по абсорбированию ликвидности (депозитный аукцион)". Указанное решение, по мнению регулятора, будет "способствовать ограничению волатильности процентных ставок денежного рынка и повышению действенности процентной политики Банка России".

2.2 Направления и основные ориентиры денежно-кредитной политики в 2012 году

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.

Учитывая уроки финансово-экономического кризиса, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.

Результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.

Банк России будет придерживаться практики регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями, и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

Таким образом, в результате проведенного во второй главе курсовой работы анализа, можно выделить следующие основные проблемы в денежно-кредитной сфере:

–       сокращение объемов интервенции в последнее время;

–       высокий уровень инфляции;

–       высокие уровни рисков банковского сектора;

–       колебания финансовой стабильности денежно-кредитной сферы страны;

–       нестабильность курса национальной валюты;

–       значительное снижение темпов роста вкладов в рублях;

–       снижение темпов прироста объемов кредитования реального сектора;

–       снижение показателя скорости обращения денег, рассчитанному по денежному агрегату М2.

Для решения данных проблем предлагаются следующие рекомендации:

–       проведение валютных интервенций с целью поддержания национального курса;

–       поддержание стабильно низких темпов роста цен путем разработки новых направлений денежно-кредитной политики и гибкого курсообразования;

–       строгое выполнение всех поставленных задач в разработанных на 2012-2014гг. направлениях денежно-кредитной политики;

–       своевременное регулирование размера ставки рефинансирования с целью регулирования денежной массы в обращении, а также скорости обращения денег;

–       обеспечение прозрачности деятельности кредитных организаций;

–       выявление проблем на ранних стадиях с целью оперативного вмешательства для их скорейшего разрешения;

–       налаживание бесперебойной работы российской национальной платежной системы;

–       своевременная идентификация и оценка принятых банками рисков;

–       разработка и внедрение новых законов и нормативных актов по совершенствованию банковской деятельности.

Рекомендации являются социально и экономически обоснованными, так как результатами внедрения мероприятий будут следующие:

–       снижение уровня инфляции;

–       рост объемов интервенций;

–       увеличение темпов роста вкладов в рублях, а также объемов кредитования реального сектора;

–       увеличение стабильности курса национальной валюты (рубль);

–       слаженная и бесперебойная работа участников денежно-кредитной сферы.

Заключение

Ключевым документом в реализации денежно-кредитной политики в России выступают "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов".

В документе Банк России явно обозначил свою главную задачу на 2011-2013 гг. - удержание инфляции в границах 5-7% в год. При этом ЦБ РФ не устанавливает количественных ориентиров по динамике курса рубля и заявляет о продолжении движения в сторону свободного курсообразования при одновременном сглаживании волатильности курса.

На мой взгляд, такая формулировка целей Банка России позволяет ему более эффективно проводить денежно-кредитную политику (ДКП), не пытаясь одновременно достичь двух во многом противоречащих друг другу целей. В то же время, очевидно, что в среднесрочном периоде Банк России не сможет полностью отказаться от вмешательства в процесс курсообразования (помимо сглаживания волатильности) в силу высокой зависимости экономики РФ от внешнеэкономической конъюнктуры. Причем вмешательство Центробанка, по всей видимости, будет расширяться в периоды резких изменений спроса и предложения на валютном рынке. Мы считаем, что именно в такие периоды готовность ЦБ РФ к свободному курсообразованию будет проверена на практике.

Среди других ориентиров ДКП в среднесрочном периоде можно выделить следующие:

–       повышение роли процентной политики ЦБ РФ в снижении инфляции и инфляционных ожиданиях (сужение коридора процентных ставок);

–       сворачивание антикризисных мер;

–       консолидация и капитализация в банковском секторе;

–       учет ситуации на финансовых рынках при проведении ДКП;

–       повышение прозрачности ДКП и совершенствование аналитической работы.

Что касается прогнозов макроэкономических показателей, содержащихся в Основных направлениях, то прирост денежной базы в узком определении в 2011 г. составит 7,7−19,4%. Международные резервы на конец 2011 г. могут достичь от 478 до 576 млрд долл. США. Прогноз строится в трех вариантах, при этом промежуточный вариант, основанный на цене на нефть в 2011 г. на уровне 75 долл./барр., соответствует макроэкономическому прогнозу Правительства РФ. В целом, прогноз Банка России является достаточно реалистичным. Выполнение плана по росту денежных агрегатов во многом будет зависеть от динамики потоков капитала. Во внесенном в ГД РФ варианте Основных направлений показатель оттока частного капитала из РФ за 2010 г. уже был увеличен с 9 до 22 млрд долл., что еще раз свидетельствует о плохой прогнозируемости данного показателя.

Кризис так больно ударил по России, по ее фондовому рынку, по ликвидности банков, предприятий и организаций, по всему реальному сектору, по российским инвестициям потому, что в России нет рыночных фондов "длинных" денег, - везде преобладают "короткие" деньги, в том числе и на фондовом рынке. У нас нет "длинных" накопительных пенсионных денег. Нет современной страховой системы и главного вида страхования - страхования жизни, а потому страховые компании бедны и у них тоже нет "длинных" денег для инвестиционных вложений.

Внедрение рекомендаций, предложенных во второй главе курсовой работы, позволит значительно упрочить состояние и стабильность денежно-кредитной сферы страны.

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

1.       Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.02 № 86-ФЗ.

2.       Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2005.

.        Борисов С. М. Российский рубль - резервная валюта? // Деньги и Кредит - 3/2008

.        Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" // www.tours.kremlin.ru

.        Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2002. - 340 с.

.        Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. - М.: ДеКА, 2006.

.        Голубев С.А. Роль центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. - М.: Юстицинформ, 2007.

.        Деньги и кредит : учебник / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2004.

.        Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд., пере-раб. и доп. - М. : КНОРУС, 2005.

.        Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В., Рюмина Ю.А. Государственные финансы в российской экономике: Учебное пособие.- Томск: Изд-во НТЛ, 2004.- 584 с.

.        Зражевский В. В. О стабильности банковской системы. // Деньги и кредит, №2, 2007. - С. 35-40.

.        Казимагомедов А.А., Ильясов СМ. Организация денежно-кредитного регулирования. - М.: Финансы и статистика, 2001.

.        Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: сб. статей / под ред. ПД. Баренбойма. - М.: Юстицинформ, 2000.

.        Концепция перехода к инфляционному таргетированию в России. Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук - Санкт-Петербург - 2007

.        Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации / Министерство экономического развития Российской Федерации. Москва, Октябрь, 2008 г. - 211 с.

.        Корищенко К.Н. Проблемы перехода к инфляционному таргетированию в России. Научное издание. - С.-Петербург.: изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 15,5 п.л.

.        Корищенко К.Н. Актуальные проблемы методологии в реализации денежно-кредитной политики - М.: Экономические науки, 2006.-14,4 п.л.

.        Корищенко К.Н. Трансмиссионный механизм денежного обращения в России- М.: Экономические науки, 2006.- 6,3 п.л.

.        Корищенко К.Н. Общие черты инфляционного таргетирования в развитых странах // Экономические науки, - М., 2003, №2(5).-0,7 п.л.

.        Кредитно-денежная политика Уч.пос.д/вузов (Алехин Б.И.) Изд. 2-е, перераб.,доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.

.        Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. - М. 2008. - 652 с.

.        Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: Нац.и региональные аспекты / Под ред. Фетисова Г.Г. - М: Экономика, 2006. - 509 с.

.        Организация деятельности Центрального банка: учебное пособие / под ред. Г.Н. Белоглазовой. - СПб., 2000.

.        О ситуации в экономике Российской Федерации в 2010оду // Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). - Февраль 2011года - 204 с.

.        Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М,1996.

.        Российская экономика: тенденции и перспективы (Ежемесячный обзор). Апрель 2006. М.: ИЭПП.

.        Садков В. Г., Овчинникова О. П. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России. - М.: Прогресс, 2008. - 288 с.

.        Селищев А.С. Деньги; Кредит; Банки: Общеэкономический анализ; Основы денежно-кредитной политики (ДКП); Российская банковская система: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2007. - 432 с.

.        Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (банке России)" : учебно-практическое пособие.

.        Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. // Деньги и кредит, №5, 2006. - С. 3-9.

.        Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка. Учебник. Финансовая академия при правительстве РФ - М.: Кнорус, 2008. - 432 с.

.        Финансы: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В, Ковалёва.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-634 с.

.        Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова

.        Экономическая экспертная группа / министерство финансов Российской Федерации / Обзор экономических показателей. 13 марта

Ресурсы Интернет

35.     Институт Экономики переходного периода // www.iet.ru

36.     Министерство Финансов РФ // www.minfin.ru

.        Центральный банк // www.cbr.ru

Похожие работы на - Роль Центрального банка в экономике страны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!