Регулирующие функции Центрального Банка

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,05 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирующие функции Центрального Банка












Курсовая работа

по дисциплине: экономическая теория

на тему: Регулирующие функции Центрального банка

Введение

К основным целям данной работы по изучению деятельности Центрального банка можно отнести следующие:

·изучение структуры и функций Центрального бака;

·изучение влияния деятельности ЦБ на функционирование коммерческих банков и других кредитных организаций, а также на всю экономику страны в целом;

·изучение методов регулирования Центральным банком показателей экономического развития страны и субъектов экономики;

·сравнение организации банковской системы России с банковской системой США.

Современное банковское дело представляет собой очень динамичный бизнес во всем мире. В России банковский бизнес еще очень молод, однако он прошел все основные фазы становления и падения, характерные для стран с устоявшейся рыночной экономикой.

Коммерческие банки стали центральным звеном рыночной системы функционирования экономики. Развитие банковской системы является одной из основ развития экономики государства.

Процесс экономических преобразований в России начался с реформирования банковской системы, которая продолжает развиваться и модернизироваться до сих пор.

Роль банков в экономике очень велика. В процессе своей деятельности они вступают во взаимоотношения как с другими банками и клиентами разных форм собственности, так и с различными субъектами хозяйственной жизни страны. В связи с этим в основу рассмотрения деятельности банка положен комплексный подход, который позволяет связать деятельность банков с процессами воспроизводства и развития экономики.

Так, в первой главе данной работы, которая называется «Функции и статус Центрального банка», представлен краткий экскурс в историю формирования и становления денежных отношений в общем, а затем подробно рассмотрены функции Центрального банка. Данный вопрос очень актуален в настоящее время и позволяет разобраться в вопросе о том, зачем государству нужен центральный банк, с какой целью он создается, а также какие принципы должны быть положены в основу его работы.

Среди основных функций ЦБ будут рассмотрены следующие:

1)Эмиссия банкнот;

2)Осуществление денежно-кредитной политики;

)Рефинансирование кредитно-банковских институтов;

)Осуществление валютной политики;

)Контроль над деятельностью кредитных институтов;

)Функция финансового агента правительства;

)Организация платежно-расчетных отношений.

В главе «Центральный банк - орган регулирования экономики кредитно-денежными методами» будут рассмотрены основные инструменты, посредством которых Центральный банк воздействует на стабильность экономического развития.

В настоящее время в нашей стране и не только происходит бурное развитие различных кредитных организаций, предлагающих свои услуги для развития промышленности, различных сфер малого бизнеса и просто для удовлетворения текущих потребностей населения. Естественно, что для любого, кто хочет воспользоваться кредитом для удовлетворения своих потребностей (будь то физическое или юридическое лицо), важным фактором является процентная ставка кредита. Скорее всего, он воспользуется услугами той кредитной организации, где этот показатель имеет наименьшее значение, и условия кредитования для него окажутся наилучшими.

Однако мало кто задумывается над вопросом, а чем же обусловлен тот или иной размер процентной ставки кредитной организации. Почему в определенные периоды времени предложение кредитов вдруг возрастает и он становится более дешевым, а в другие периоды кредиты дорожают, и их предложение несколько снижается; чем подкреплена деятельность коммерческий банков, и каков механизм их защиты от возникающих и возможных рисков?

Ответы на все эти вопросы можно найти во второй главе представленной работы.

Денежно-кредитная политика ЦБ - составная часть государственного регулирования экономики, включающая совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и т.д.

Правовой основой денежно кредитной политики России являются законы № 394-1 «О центральном банке Российской Федерации» от 02.12.1990 г. и «О банках и банковской деятельности». Эти законы определяют статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, а также структуру банковской системы России, ее функции, порядок и виды деятельности коммерческих банков.

Осуществляя свою деятельность, коммерческие банки обязаны постоянно отчитываться перед органами Центрального банка. В результате проверки по таким отчетам, а также, применяя дополнительные методы контроля, Центральным банком определяется законность и эффективность деятельности того или иного коммерческого банка, и в случае нарушений установленных нормативов применяются соответствующие меры наказания вплоть до ликвидации организации.

Для оценки финансового состояния банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

Подробнее различные формы отчетности представлены в главе 2 в подпункте 2.3 «Методы и направления воздействия Центрального банка на деятельность коммерческих банков».

Банковская система России является типом организации кредитной системы с Центральным банком. Однако выделяется еще и тип кредитной системы с Федеральным резервом. Примером такой организации является банковская система Соединенных Штатов Америки, рассмотренная подробно во второй главе в пункте 2.3 «Структура Федеральной резервной системы США и Центрального банка РФ».

Банк в целом - это автономное, независимое, коммерческое предприятие, продуктом которого являются формирование платежных средств и разнообразные услуги (предоставление кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управление имуществом).

При рыночной экономике банки являются ключевым звеном, поставляющим дополнительные денежные средства в народное хозяйство. Банками осуществляется перераспределение денежных ресурсов из области их избыточности в область их дефицита. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре.

Таким образом, банки - это основополагающие, ключевые элементы экономического регулирования. Поэтому актуальность изучения их функционирования, развития и методов регулирования очень высока.

1. Функции и статус Центрального банка

Исторически существовали два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв. ). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г. , Банк Франции - в 1848 г. , Банк Испании - в 1874 г. В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 - 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции. , центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры. После второй мировой войны были созданы государственный эмиссионные институты в ФРГ - Бундесбанк (1957 г. ) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г. ). С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на: Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах; Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям; Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц). Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии. Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы. Наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам - членам ФРС, а в ФРГ - государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов. Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам. Первая группа - страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония. Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны. К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком. В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства. Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег. В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах. Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах. Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику. Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства. В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка. В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства. И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту. Пятый фактор независимости центрального банка - наличие законодательного ограничения кредитования правительства. По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ. Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством. Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по этому признаку от государства. В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке. Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны. Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства. Поэтому особое внимание при характеристике Центрального банка уделяют зависимости/независимости его от органов государственной власти. Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т. е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства. Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны. Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция. Как агент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их). Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т. д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным , банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении. Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

.1 Центральные банки зарубежных стран Банк Англии - самый старый центральный банк мира

Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду. В 1688 году закончилась дорогостоящая гражданская война. К власти пришла политическая партия, которая проводила политику меркантилизма и грабительского захвата колоний. Самым серьезным противником Англии была Французская Империя и вскоре Англия развязала полувековую войну. Политика милитаризма оказалась очень дорогостоящей, и в 1690-х Английское правительство обнаружило, что казна истощена и денег нет. Оказалось невозможным для правительства побудить людей покупать его облигации после стольких лет войны. Собрать налоги по более высоким ставкам также не представлялось возможности. Тогда в 1693 году был образован комитет Палаты Общин, с целью поиска способов получить деньги для правительства. Тогда же появился шотландский финансист Вильям Петерсон, предложивший от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии со стороны государства, Петерсон предложил создать Банк Англии, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, была заключена сделка. Сразу же после утверждения Банка Парламентом в 1694 году сам король Вильям и некоторые члены Парламента поспешили стать акционерами новой "денежной фабрики". Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству. Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы: группа - прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции); группа - контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов. В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на традиции, а не на правовые нормы. Разнообразные правила и процедуры, регламентирующие деятельность кредитно-банковских учреждений, установлены в порядке джентльменских соглашений между этими учреждениями и Банком Англии. Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей. Среди них: 1Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики; 2Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей; 3Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра. Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить 3 наиболее важные группы клиентов: 1Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете, и не имеют права превышать ее. (Все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35 % от суммы всех своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии). Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии. 2Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии. 3Правительство держит счета в Банке Англии, таким образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды проходят через счета Банка Англии. В соответствии с вышесказанным можно выделить первые три функции Банка Англии: 1Банк Англии служит банком для коммерческих банков 2Банк Англии служит банком для других центральных банков 3Банк Англии служит банком для правительства Другие функции Банка Англии совпадают с общими функциями центральных банков, описанными выше. Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены правительства. Федеральная резервная система США В начале ХХ века в США имелось не менее 5 тысяч эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых обладал правом выпускать в обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами). Сегодня банковская система США состоит из: Федеральной резервной системы, выполняющей функции центрального банка страны; Коммерческих банков; Инвестиционных банков; Сберегательных банков; Ссудосберегательных ассоциаций. Организационная структура Федеральной резервной системы США: Банки в США раздельного подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством, а для другой части - властями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы: Национальные банки; Банки штатов - члены ФРС; Банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД); Банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД. Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения (служба Министерства финансов) и попадают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов - члены ФРС подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки - не члены ФРС с вкладами, застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также правилам и инструкциям ФКСД. Банки - не члены ФРС с незастрахованными вкладами попадают лишь под действие законодательства штатов. При этом банки определяют свою юрисдикцию, то есть выбирают подчинение федеральным властям или властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются частными). С самого начала деятельности Федеральной резервной системы ее первоочередные задачи совпали с направлениями национальной экономической и финансовой политики. Рост экономики, высокий уровень занятости, стабильность покупательной способности доллара и приемлемый баланс в сделках с иностранными государствами были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем в Законе о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года. С годами были приняты поправки к акту о Федеральной резервной системе. Если говорить кратко, то Федеральная резервная система стремится проводить свою политику так, чтобы бороться с дефляционными и инфляционными процессами по мере их появления. И как кредитор последней инстанции в критической ситуации она несет ответственность за использование инструментов своей политики в целях предотвращения национального кризиса ликвидности и финансовой паники. Поскольку прочная финансовая структура является важной составной частью эффективной кредитно-денежной политики и растущей и процветающей экономики, Федеральной резервной системе было доверено множество контрольных и регулирующих функций. Например, она несет ответственность за количество кредита, используемое для покупки или продажи ценных бумаг, регулирует зарубежную деятельность всех банков США и деятельность иностранных банков.

Следит за выполнением законов, регулирующих деятельность банковских холдинговых компаний, контролирует банки, зарегистрированные на уровне штатов и являющихся членами ФРС, устанавливает правила защиты интересов потребителей (информирование и честное отношение к ним в определенных кредитных операциях). Известно, что США имеют независимый центральный банк. Это верно в том смысле, что решения Федеральной резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту Систему как "независимую внутри правительства". ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам. Центром организации Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита. Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом. Полный срок работы члена Совета - 14 лет. И семь сроков организованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год. Нельзя быть повторно назначенным после полного срока работы.

Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назначения также должны быть утверждены Сенатом Операции на открытом рынке являются главным инструментом, используемым ФРС в осуществлении национальной кредитно-денежной политики. Ответственность за сделки, проводимые ФРС, несет Комитет по операциям на открытом рынке. Сделки с ценными бумагами правительства и федеральных ведомств, увеличивают или сокращают резервные фонды депозитных учреждений. Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на зарубежных рынках иностранных валют. В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных банков. Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков. Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3 директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые тоже представляют общественность. ФРБ получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям. Большинство стран сегодня имеют центральные банки, функции которых в целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их роль и степень независимости внутри правительства.

2. Центральный банк - орган регулирования экономики кредитно-денежными методами

Денежно-кредитная политика является составной частью государственно-монополистического регулирования экономики. Она представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Кредит представляет собой совокупный денежный оборот и включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Каналы обращения наличной и безналичной денежной массы всех стран связаны между собой и являются единым целым. К мерам регулирования совокупного денежного оборота относится применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

Целевые ориентиры - это установление предельных уровней изменения денежной массы. Т.е. они представляют собой прямые ограничения на изменение объема денежной массы.

На эффективность регулирования денежной массы с помощью целевых ориентиров оказывает влияние порядок их установления в виде контрольных цифр, либо определенного диапазона, либо некоторого прогноза.

Установление ориентиров напрямую связано с действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования. Для установления целевых ориентиров выбираются определенные показатели. Выбор их осуществляется по тенденции развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами. Также на выбор показателей оказывают влияние и методы регулирования, обеспечивающие выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонений от них. Применение ЦБ целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Денежно кредитная политика может выступать в роли стимулятора денежно-кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо в роли ограничителя денежно-кредитной эмиссии (кредитная рестрикция).

При осуществлении денежно-кредитной политики ЦБ используются прямые и косвенные инструменты, количественные и качественные, а также инструменты предложения денег и спроса на деньги. Таким образом, к инструментам денежно-кредитной политики ЦБ можно отнести установление минимальных резервных требований, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке.

2.1 Воздействие ЦБ на банковскую ликвидность через ставку межбанковского кредита, норму обязательных минимальных резервов и политику на рынке ценных бумаг

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от целей, решаемых ЦБ на определенном этапе развития страны. Например, в настоящее время в развитых странах применяется дисконтная политика и операции на открытом рынке. В странах, где осуществляется расширение рыночных отношений, на первом плане стоит установление минимальных резервных требований и развитие операций на открытом рынке.

Изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах ЦБ, применяется для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции. Данный метод является наиболее распространенным и относится к косвенным методам регулирования денежного обращения.

Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально эти вклады предназначались для страхования коммерческих банков. ЦБ выполняет функцию аккумулятора минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

Изменяя размер минимального резерва, ЦБ контролирует количество свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в производство. Также с помощью варьирования величины необходимого минимального резерва ЦБ контролирует коэффициент мультипликации банковских денег. Минимальный резерв вычисляется в процентном соотношении к общей сумме вкладов коммерческих банков. На норму минимального резерва оказывают влияние такие факторы, как: вид вкладов, величина вкладов, географическое положение банка, институциональные различия.

С одной стороны регулирование минимальных резервных вкладов гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков; с другой - используется как важный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ.

Обязательные резервы размещаются на счетах в ЦБ и других кредитно-банковских учреждениях. Результатом повышения норм обязательных резервных требований является сокращение центральным банком суммы свободных денежных средств коммерческих банков, которые они могут использовать для расширения активных операций. Снижение же нормы резервных требований наоборот способствует развитию кредитного сектора.

База резервных требований в каждой стране различна. Эти различия заключаются не только количественно, но и качественно. Установление требований в основном производится по отношению к пассивам банков или к объему прироста пассивов за определенный период, а также по отношению к отдельным статьям пассива.

В случае, когда требования устанавливаются по отношению к отдельным статьям пассива, из базы исчисления объема резервных требований исключаются некоторые статьи: например, депозитные сертификаты.

Минимальные резервные требования в основном рассчитываются на основании месячной и квартальной базы, т.к. величина совокупных вкладов постоянно меняется. Средняя величина совокупных вкладов определяется в конце определенного периода. Если резервные требования используются достаточно длительное время как инструмент кредитно-денежной политики, то могут появиться и такие негативные последствия, как: повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные минимальные резервные требования; а также широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

ЦБ осуществляются различные операции на открытом рынке. Сюда относится купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Этот метод является наиболее гибким при осуществлении регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Посредством операций на открытом рынке оказывается воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков. Таким образом, стимулируется либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность коммерческих банков. Это воздействие осуществляется с помощью изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

Уменьшая цену покупки ценных бумаг, осуществляется отток кредитных ресурсов с денежного рынка. Таким образом, ЦБ либо увеличивает, либо уменьшает отклонение цены на ценные бумаги от рыночного курса.

В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам для сокращения их кредитных возможностей. В период кризиса, наоборот, ЦБ создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и создает им такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, метод изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен их покупки-продажи является инструментом гибкого и быстрого воздействия на кредитную активность коммерческих банков.

Среди операций на открытом рынке доминируют операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства. В общем операции на открытом рынке подразделяются:

1.по условиям сделки:

1)купля-продажа за наличные;

2)купля на срок с обязательной обратной продажей.

2.по объектам сделок:

1)операции с государственными бумагами;

2)операции с частными бумагами.

1)краткосрочные (до 3 месяцев);

2)долгосрочные (до 1 года и более).

4.по сфере проведения операций:

1)операции, проводимые только на банковском секторе рынка ценных бумаг;

2)операции, проводимые на небанковском секторе рынка.

5.по способу установления ставок:

1)определяемые центральным банком;

2)определяемые рынком.

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции - операции ЦБ по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах - частных векселей и векселей центрального банка.

Прямые операции - проводятся на налично-денежной или кассовой основе. Такие операции предполагают полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.

Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами широко используются как инструмент денежного обращения и во многих других развитых странах.

Обратные операции - это операции по покупке-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции более мягко воздействуют на денежный рынок и являются, соответственно, более гибким методом регулирования. Этот факт способствует повышению их привлекательности и масштабов использования. Такие операции проводятся в сроки от 1 до 15 дней.

·Проведение операций на открытом рынке различается в зависимости от их вида. Определяющими факторами здесь являются: институциональный (структура кредитной системы); законодательный - стимулирует или же сдерживает осуществление операций с ценными бумагами.

При незначительных объемах операций на открытом рынке они оказывают качественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение. По мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его влияние на количественные параметры денежного рынка становится более сильным. Важной особенностью операций на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка, позволяющая оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

В пределах функции ЦБ как регулятора денежно-кредитной деятельности коммерческих банков осуществляется регулирование официальной учетной ставки ЦБ. Учетная ставка служит для проведения операций с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ.

Учетная ставка - это плата, взимаемая ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ, и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных процентных ставок. Ее изменение по предоставленным Центробанком кредитам регулирует спрос на них.

Также учетная ставка ЦБ РФ служит для определения ставок, взимаемых коммерческими банками по своим ссудам, и размеров процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение учетного процента служит для достижения антиинфляционных целей и ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются, и тормозится дальнейший рост производства. Понижение учетной ставки позволяет расширить кредитные операции и ускоряет темпы экономического развития.

В зависимости от учетной ставки коммерческими банками определяются ставки по кредитам. Через установление официальной учетной ставки ЦБ определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. С увеличением размера учетной ставки ЦБ увеличивается стоимость кредитов рефинансирования центрального банка, и наоборот.

Варьирование размера официальной учетной ставки - это косвенный метод денежно-кредитного регулирования. Данный метод наиболее прост в применении и распространяется на всю экономику страны, т.к. практически все банки используют кредиты центрального банка. Хороший эффект метод дает при условии нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Так, если в стране наблюдаются трудности при сбалансировании внешних расчетов, то руководство страны проводит политику по привлечению иностранного капитала, основанную на повышении процентных ставок.

Диапазон изменения процентной ставки ЦБ может быть достаточно широким. В нем отражаются общие тенденции экономического развития и циклические колебания конъюнктуры. Посредством изменения процентной ставки ЦБ также контролирует размеры денежной массы в обращении. С увеличением процентных ставок, а следовательно и удорожанием кредитов, сокращаются кассовые остатки, снижается объем заимствований. Все это приводит к сокращению потребности в платежных средствах и создает стимул ускорения оборота денег. Политика высоких процентных ставок, если она используется длительное время, может оказаться тормозящим развитие торговли механизмом. При этом стабилизирующего действия на инфляционные процессы наблюдаться не будет.

Важнейшими методами прямого регулирования центральным банком денежно-кредитной сферы являются меры административного воздействия. Эти меры представлены в форме различных директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка. Они направлены на ограничение сферы деятельности кредитно- банковских институтов. В основном административные методы регулируют уровень процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, а также направления портфельных инвестиций.

Административное регулирование процентных ставок предусматривает ограничение правительством объема кредитов, предоставляемых банковскими институтами. При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках наблюдается тенденция переориентация заемщиков на неформальные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования сопровождается повышением уровня процентных ставок на неорганизованных денежных рынках. Другим негативным последствием является необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.

Важное место в административном регулировании направления кредитов занимает селективная кредитная политика. Основными механизмами такой политики являются:

·Установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли;

·Создание социальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке;

·Распространение различных льгот на банковские институты, предоставляющие кредиты в основном приоритетным сферам экономики.

Портфельные ограничения, обязующие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги, являются дополнительной мерой административного воздействия на денежно-кредитную сферу.

2.2 Методы и направления воздействия ЦБ на деятельность коммерческих банков

Правовой основой денежно кредитной политики России являются законы № 394-1 «О центральном банке Российской Федерации» от 02.12.1990 г. и «О банках и банковской деятельности». Эти законы определяют статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, а также структуру банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков.

Центральный банк - главный банк государства. Его деятельность не зависит от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБРФ - экономически самостоятельное учреждение. Конституция РФ и другие федеральные законы определяют статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности ЦБ.

Как уже было сказано в предыдущих пунктах, к основным функциям ЦБ относятся: эмиссия банкнот, финансовый агент правительства, организация платежно-расчетных отношений, регулирование деятельности кредитных институтов, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование кредитно-банковских институтов, проведение валютной политики.

Денежно-кредитная политика ЦБ - составная часть государственного регулирования экономики, включающая совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и т.д.

ЦБ РФ является проводником валютной политики, включающей комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Валютная политика представлена в проведении валютного регулирования и валютного контроля, формировании официальных валютных резервов и управлении ими, а также в осуществлении международного валютного сотрудничества России.

К инструментам валютной политики отнесены: валютная интервенция, инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к коммерческим банкам и др.).

Валютная интервенция является эффективной системой валютного регулирования. Ее суть заключается в том, что ЦБ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли-продажи иностранной валюты. С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Однако валютная интервенция ЦБ обеспечила плавное изменение курса рубля, что предотвратило развал денежной системы страны.

ЦБ РФ использует ряд административных мер, направленных на регулирование валютного курса в направлении укрепления денежного обращения. К этим мерам относятся:

§Решение об обязательной продаже части экспортной выручки;

§Ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке;

§Разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту;

§Установление в 1996-1998 гг. верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке - «валютного коридора», который позволил ЦБ обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, включая темпы инфляции и процесс сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен.

После кризиса 1998 г. Россия вновь перешла на установление валютного курса по результатам торгов.

Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле. Однако коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой. Составной частью валютной политики является формирование официальных валютных резервов и управление ими. Валютные резервы состоят из золота, официальных запасов иностранной валюты, находящихся на его счетах и в банках за рубежом, либо вложенных в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

Контроль деятельности банков проводится с целью обеспечения их устойчивости и поддержания стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков. Он предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

При осуществлении ЦБ функции надзора и контроля деятельности коммерческих банков в его задачу входят: выдача лицензий на банковскую деятельность, проверка отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах и контроль соблюдения банками норм банковских операций.

Для оценки финансового состояния банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, предоставляя следующие основные формы отчетности:

1.Годовой отчет банка - предоставляется в ЦБ РФ. В его содержание входят: годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах деятельности банка, структура доходов и расходов, порядок распределения прибыли, основные показатели ликвидности, размер собственного капитала банка, данные о кредитной и ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.

2.Общая финансовая отчетность - предоставляется в ЦБ РФ и включает:

üпредварительный и окончательный балансовый отчет;

üотчет о прибылях и убытках;

üанализ отдельных счетов;

üанализ кредитного портфеля;

üинформацию о резервах на возможные потери по ссудам;

üинформацию о наращенных процентах;

üанализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения;

üданные об основных средствах и нематериальных активах;

üинформацию о движении собственных средств;

üанализ валютной позиции;

üсведения о работниках банка.

3.Экономические нормативы деятельности банка - предоставляются в ЦБ ежемесячно.

4.Данные, характеризующие кредитный портфель банка - предоставляются в ЦБ ежеквартально.

.Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление - предоставляется в Управление денежного обращения ЦБ РФ.

.Отчет о кассовых оборотах - предоставляется в РКЦ ЦБ РФ ежемесячно и каждые 5 дней. Данный отчет содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.

Требования к составу и содержанию отчетности российских банков изложены в Инструкции ЦБ РФ от 1.10.1997 г. №17 «О составлении финансовой отчетности». В Инструкции №34 подробно описывается механизм проверки банка уполномоченной рабочей группой ЦБ РФ, имеющей право на получение всей информации без ограничений, относящейся к деятельности кредитной организации. Также предусматривается запрос информации у акционеров и клиентов для установления фактических обязательств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах, полученных от проверяемой кредитной организации и ее филиалов.

На решение проблемы более тесного взаимодействия органов банковского надзора и частных аудиторов направлен ряд нормативных документов ЦБ. В соответствии с этими нормативными актами аудиторы обязаны сообщать в главные управления ЦБ РФ обо всех ошибках ведения бухгалтерского учета в банках, приведших к искажению баланса и отчета о прибылях и убытках.

Банковский надзор был усилен за счет новой ежемесячной отчетности коммерческих банков. Целью таких мер является получение возможности ежемесячно анализировать достаточно информативные формы отчетности коммерческих банков в более тесной взаимосвязи данных баланса и информации, содержащейся в общей финансовой отчетности, и в результате усилится оперативный контроль их финансового состояния. В целом такие меры приведут к расширению круга анализируемой Центральным банком информации. Это позволит создать информационную базу для эффективного банковского регулирования и надзора в России.

Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов. Глубокий анализ этих активов и выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте. От качества активов в большой степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка. Это искажает показатель достаточности капитала.

При оценке величины созданных банком резервов ЦБ РФ проверяет резервную политику банка, его методы взыскания долгов и систему наблюдения за кредитным риском, структуру задолженности, а также практику получения залога.

центральный банк зарубежный регулирование

2.3 Структура Федеральной резервной системы США и Центрального банка РФ

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью, которая выражалась во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различающихся по весу и содержанию драгоценных металлов.

Так, в античный Рим банковское дело передалось из Греции. В эти времена банкиры работали в собственных заведениях на форуме. В России банки появились еще в эпоху Великого Новгорода (XII - XV вв.). уже тогда проводились различные банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

К 1914 - 1917 гг. в кредитную систему России входили: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

До октябрьской революции в кредитной системе России выделялось четыре уровня:

1)Центральный банк;

2)Система коммерческих и земельных банков;

)Страховые компании;

)Специализированные институты.

После реорганизации кредитной системы 1930-х гг. она сильно окрепла, и произошла ее централизация. В результате существовать остался только уровень, включающий Государственный банк, Строительный банк и Банк для внешней торговли. Реорганизация банковской системы производилась и в 1987, и в 1988 гг. Реорганизация 1988 года послужила созданию первых коммерческих банков, которые в дальнейшем являлись фундаментом формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. При этом административно-командные отношения были заменены на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

Таким образом, в России была сформирована двухуровневая банковская система:

1.Центральный банк России;

2.Коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения по осуществлению определенных банковских операций.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Банковские системы используются для решения таких задач, как:

·Обеспечение экономического роста;

·Регулирование инфляции;

·Регулирование платежного баланса.

В кредитной системе ЦБ выполняет роль банка банков. Он хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве кредитора, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств непосредственно через свои отделения, а также через специальные расчетные палаты.

На конец 2000 года были сделаны выводы о том, что действия Банка России и Правительства РФ, которые были направлены на реструктуризацию банковской системы и улучшение положения в банковской сфере, дали положительные результаты. Они позволили закрепить и развить позитивные тенденции, начатые в 1999 г.

Важной функцией Центрального банка России является лицензирование, что связано с развитием в условиях рыночной экономики большого числа коммерческих банков. ЦБ РФ ведет общегосударственную книгу регистрации банков. Даже иностранные банки прежде начала своей деятельности на территории России должны быть зарегистрированы в этой книге.

Центральный банк по согласованию с Министерством финансов определяет порядок создания страховых и резервных фондов, формирующихся за счет прибыли банков и предназначенных для покрытия возможных убытков коммерческих банков. ЦБ РФ в целях поддержания надежности и обеспечения стабильности банковской системы может при обнаружении нарушений коммерческими банками установленных нормативов применить соответствующие меры воздействия.

Ресурсная база банков все больше основывается на средствах предприятий и организаций. Рост капитала и ресурсной базы кредитных организаций, улучшение качества их кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы. Однако ряд проблем развития банковской системы РФ по-прежнему нерешен.

К основным факторам рисков относится низкий темп структурных преобразований в экономике, несовершенство системы налогообложения, низкая кредитоспособность многих отечественных предприятий, плохой уровень раскрытия ими информации, слабость нормативно-правовой базы, обеспечивающей права кредиторов.

Коммерческие банки являются основным звеном кредитной системы. они выполняют практически все виды банковских операций. Среди функций коммерческих банков выделяются:

·прием вкладов на текущие счета;

·краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий;

·осуществление расчетов между промышленными и торговыми предприятиями.

Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные, торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах.

На современном этапе развития международной банковской системы выделяется два основных типа организации банковской системы в развитых странах:

1.кредитная система с Центральным банком;

2.кредитная система с федеральным резервом.

Как было рассмотрено выше, банковская система России относится к первому типу. Примером организации банковской системы по второму типу может служить банковская система США.

Статус доллара США как мировой резервной валюты на протяжении полусотни лет после подписания бреттон-вудского соглашения давал США немалое преимущество. Европейской банковской системе было сложно конкурировать с Федеральной резервной системой США, т.к. в развитых странах Европы государственные центральные банки были разрозненны, каждый из них эмитировал собственную национальную валюту. Так, в 1962 году Европейской Комиссией был объявлен переход к единой Европейской валюте как одна из стратегических целей, хотя в это время по бреттон-вудской системе золотовалютного стандарта были установлены фиксированные соотношения между валютами.

Главы западноевропейских государств 2 мая 1998 года в Брюсселе подписали меморандум о вступлении в коллективную денежную систему одиннадцати стран: Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции. Таким образом, европейские банки в настоящий момент активно интегрируются в валютные рынки, рынки капитала и рынки банковских услуг других стран и регионов.

Банковская система США сформировалась под воздействием Закона о Федеральной резервной системе, Закона о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле, принятого в 1980 г. В центре денежной и банковской системы США находится Совет управляющих Федеральной резервной системы.

Федеральная резервная система - это независимая организация; ее нельзя упразднить по желанию президента или конгресса. Для ее изменения необходимо создать специальный законодательный акт. Члены Совета защищены и изолированы от политического давления длительными сроками своих полномочий.

Семь членов Совета назначаются президентом по согласованию с Конгрессом. Сроки их полномочий длятся 14 лет. Однако раз в два года один член Совета заменяется. Этим действием Совету дается возможность действовать последовательно, иметь компетентных членов, быть независимым и пользоваться автономией.

Совет управляющих отвечает за общее руководство и контроль работы денежной и банковской систем страны. Эффективность мероприятий Совета достигается с помощью определенной техники управления денежным предложением. Деятельности Совета помогают Комитет открытого рынка и Федеральный консультативный совет.

Комитет открытого рынка определяет политику Федеральной резервной системы в области закупок и продажи государственных облигаций на открытом рынке. Федеральный консультативный совет выполняет лишь функцию консультативного органа и не участвует напрямую в формировании политики.

Американская банковская система имеет двенадцать федеральных резервных банков, являющихся центральными банками, квазиобщественными банками и банками банков. Основу финансовой системы составляют около 13800 коммерческих банков. Около 2/3 из них являются банками штатов, т.е. частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Оставшаяся 1/3 часть банков получает чартеры от федерального правительства, т.е. являются национальными банками.

Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Центральные банки американской экономики находятся в частной собственности, но при этом управляются государством. Они придерживаются политики, улучшающей состояние экономики в целом.

Федеральные резервные банки принимают вклады банков и сберегательных учреждений и предоставляют им ссуды. Также они осуществляют выпуск наличных денег. Сберегательные учреждения имеют самостоятельные органы контроля. В настоящее время на сберегательные банки распространяются резервные требования. Это позволяет им получать займы Федеральной резервной системы.

Банки выполняют важную роль в механизме функционирования рыночной экономики. С их помощью капитал переливается в наиболее рентабельные отрасли и регионы. Такой механизм способствует экономическому, социальному и технологическому прогрессу общества.

По мере концентрации и централизации промышленного капитала происходит концентрация и централизация банковского капитала. Из посредников в платежах банки превращаются в монополистов, играющих новую роль. Банковские монополии вкладывают значительную часть капиталов в реальный сектор экономики. Таким образом, они в целях контроля использования денежных средств постепенно сращиваются с промышленным капиталом путем взаимопроникновения промышленных и банковских монополий. Инвестиционная деятельность банков растет быстрее их учетно-ссудных операций. Банки превращаются в прямых участников производства, в совладельцев торгово-промышленных корпораций.

Одновременно с внедрением банковского капитала в промышленный капитал происходит внедрение торгово-промышленных монополий в банковское дело. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к формированию финансового капитала, а в результате - к зарождению финансовой олигархии, представляющей финансово-монополистическую группу.

Заключение

Таким образом, первоначально Центральный банк России до 90-х гг. XIX века не был эмиссионным. По поручению Министерства финансов он выпускал кредитные билеты, которые являлись бумажными деньгами. Главным источником ресурсов банка были привлеченные во вклады и на текущие счета денежные капиталы. Большая часть собственных и привлеченных средств использовалась для нужд казначейства, поддержания государственного кредита и Государственного дворянского земельного банка. Через сеть филиалов банк стягивал значительную часть денежных капиталов из провинции в Петербург.

С начала 90-х гг. до 1993 г. деятельность банка характеризовалась расширением кредитования хозяйства. По новому уставу 1994 г. Государственному банку было предоставлено право учитывать дополнительно и финансовые векселя, выдавать суммы промышленным предприятиям сроком до 3-х лет, кредитовать хлебную торговлю и осуществлять другие операции, не свойственные в те времена центральным банкам. В 1895 - 97 гг. была проведена денежная реформа, в результате которой Банк России стал эмиссионным, денежные ресурсы казначейства в виде свободных средств стали размещать на его счетах. Таким образом, была создана тенденция превращения Банка России в банк банков или Центральный банк.

1.Постепенно Государственный банк превратился в Центральный банк, выполняющий такие функции, как: Эмиссия банкнот;

2.Осуществление денежно-кредитной политики;

.Рефинансирование кредитно-банковских институтов;

.Осуществление валютной политики;

.Контроль над деятельностью кредитных институтов;

.Функция финансового агента правительства;

Организация платежно-расчетных отношений. Центральный банк является главным регулирующим органом экономики страны. Так, осуществляя эмиссию банкнот, ЦБ контролирует количество денежных средств, находящихся в обращении. Денежно-кредитная политика имеет своей целью регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота. Данная политика направлена на стимулирование денежно-кредитной эмиссии в условиях падения производства и на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов.

Через изменение норм обязательных резервов Центральным банком оказывается влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, увеличивая нормы обязательных резервов, ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств коммерческих банков; с уменьшением нормы резервов коммерческие банки в более полной мере могут использовать сформированные ими кредитные ресурсы.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок. Операции Центрального банка на открытом рынке оказывают влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, оказывая при этом влияние на ликвидность банков.

Являясь проводником государственной валютной политики, ЦБ осуществляет контроль резервов иностранной валюты и золота и хранит государственные золотовалютные резервы.

Целью рефинансирования коммерческих банков является воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Осуществляя регулирование деятельности кредитных институтов, ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Являясь же по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Таким образом, Центральный банк России является проводником целостной политики государства по регулированию и стимулированию развития экономики страны. Коммерческие же банки являются элементами банковской системы, выполняющей исполнительные функции, или другими словами - исполнительными органами Центрального банка.

Сегодня коммерческий банк представляет собой универсальный, многофункциональный кредитно-финансовый комплекс, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционные, консультационные и другие банковские операции. Через лизинг, факторинг, проектное финансирование, концентрацию передовой технологии, использование в банковской практике последних достижений науки и техники банки фактически управляют научно-техническим прогрессом и непосредственно участвуют в процессе производства.

Кроме того, широкое кредитование бюджетного дефицита и государственного долга усиливает сращивание банков с государственными финансами и позволяет банкам влиять на денежную политику страны.

Банки выполняют важную роль в механизме функционирования рыночной экономики. С их помощью капитал переливается в наиболее рентабельные отрасли и регионы. Такой механизм способствует экономическому, социальному и технологическому прогрессу общества.

ЦБ осуществляет контроль деятельности коммерческих банков и кредитных организаций. Контроль деятельности банков проводится с целью обеспечения их устойчивости и поддержания стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков. Он предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

При осуществлении ЦБ функции надзора и контроля деятельности коммерческих банков в его задачу входят: выдача лицензий на банковскую деятельность, проверка отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах и контроль соблюдения банками норм банковских операций.

По истечении определенных периодов (например, месяца, квартала, года) коммерческие банки обязаны предоставлять в ЦБ, либо его доверенным лицам и членам проверочных комиссий соответствующую документацию. Сюда относится: годовой отчет банка, общая финансовая отчетность, экономические нормативы деятельности банка, отчет о кассовых оборотах, отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление; данные, характеризующие кредитный портфель банка.

Банковская система России сильно отличается от банковской системы США. Система РФ представляет собой кредитную систему с Центральным банком во главе, а системе США представляет собой кредитную систему с Федеральным резервом.

Принципиальным отличием данных систем является наличие в США нескольких центральных банков, являющихся банками банков и проводящих единую политику, направленную на экономическое развитие страны в целом. В Соединенных штатах для контроля деятельности банков создан специальный независимый орган - Совет управляющих Федеральной резервной системы.

Список литературы

1.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.)

2.Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ»

.Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. Самара: СамВен, 1995.

.Банки и банковские операции: Учебник для вузов/Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

.Банковское дело/под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П./М.: Финансы и статистика, 1997.

.Банковское дело/под ред. О.И. Лаврушина. - М., 2006.

.Бобович Б.М. Экономическая история России 1861-1914, 1964.

.Грибов А.Ю. Деньги и ценные бумаги: сущность и правовой режим. - М., 2006.

.Деньги, кредит, банки/под ред. О.И. Лаврушина. - М., 2006.

.Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2003.

.Курсов В.Н., Яковлев Г.А. Бухгалтерский учет в коммерческом банке. Новые типовые бухгалтерские проводки. М.: ИНФРА, 1998.

.Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М.: Республика, 1992. Т.1.

.Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. М.: Банки и биржи, 1995.

.Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

.Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. М.: ИНФРА - М, 1996.

.Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики/под ред. Э.Н. Кузьбожева. - М., 2006.

.Центральный банк России: Настольная книга банкира/под ред. Абалкина Л.И. и др. - М, 1995.

18. Красавина Л. Н. Центральный банк в условиях рыночной экономики: мировой и российский опыт// Деньги кредит. - 2002. - №7

. Центральный банк РФ о продаже валюты и паспорте сделки// Главбух. - 2005. - №4.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!