Прямые налоги и их применение в зарубежной практике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,77 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прямые налоги и их применение в зарубежной практике

Министерство образования и науки РФ

Байкальский Государственный Университет экономики и права








КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

Выполнил: Антонян Г. А.

Группа: Ф-10-4

Проверила: Щербакова И. Н.









2012 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

. АНАЛИЗ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

.1 ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СТРАН - ЧЛЕНОВ ОЭСР

.2 ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ЯПОНИИ

. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖОМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость государственного регулирования экономики, в том числе и посредством налогообложения, опирается на принципы справедливости и соответствия. В современной трактовке принцип справедливости включает в себя не только обложение крупных доходов, но и важность объективной оценки налогоспособности экономики и групп плательщиков. Поэтому на сегодняшний день, в условиях преодоления последствий кризиса, вопрос регулирования экономического развития при помощи такого инструмента, как прямое налогообложение, является наиболее актуальным. Для этого стоит проанализировать опыт зарубежных государств в использовании подобной практики.

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания 2-й мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Преобразования налоговых систем проходили по принципу «лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений». Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.

Поэтому рассмотрение роли прямого налогообложения в регулировании государства на примере зарубежных стран является актуальной темой для написания курсовой работы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

.1 Экономическое содержание прямого налогообложения

Налоговая система, изымая часть дохода экономических агентов, в значительной мере определяет объем финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении, что, в свою очередь, влияет на инвестиционные решения налогоплательщиков в отношении объектов налогообложения. Это обстоятельство лежит в основе налоговой политики государства.

Теория налогов указывает на наличие обратной зависимости между величиной налоговых изъятий и развитием налоговой базы. Предполагается, что рост налогового давления ведет к угнетению налоговых баз, а понижение налогового пресса благотворно сказывается на их росте. На практике, однако, налоговые базы подвержены влиянию различных факторов (налоговых, кредитно-денежных, конъюнктурных, социальных), в связи с чем выявить воздействие налоговой системы на экономическое развитие сложно. Тем не менее, обнаружение такой зависимости для трансформируемой экономики России послужило бы основанием для разработки целенаправленной налоговой политики в отношении стимулирования экономического развития.

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, но и «источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов), поскольку через систему налогов и других обязательных платежей (как самостоятельную систему в этом случае) осуществляется слежение рублем (мониторинг) за доходной частью бюджета (и централизованных внебюджетных фондов)».

Прямой налог - это налог, взимаемый непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц. В число налоговых платежейвходят поземельный, подомовый, налог на ценные бумаги, подоходный налог, налог на прибыль, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, поимущественный налог, подушный налог. Основными Н.п. являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль.

Сформированная в условиях глубокого системного кризиса, налоговая система была призвана обеспечить мобилизацию в бюджет максимально большого объема ресурсов для обеспечения государственных функций и финансирования обширных социальных обязательств. Основными ее характеристиками в этот период являлись высокий налоговый пресс и чрезмерность налоговых санкций с одной стороны, наличие многообразных частных льгот и индивидуальных преференций - с другой, что привело к нарушению базового принципа равенства в налогообложении.

Принципиальное изменение роли налоговой системы в экономике, направленное на стимулирование экономического роста, связывается с Налоговым кодексом (НК РФ). Для налогообложения на основе НК РФ характерно уменьшение перечня применяемых налогов, снижение ставок основных федеральных налогов, сопровождающееся отменой большинства льгот.

Наиболее общим показателем, характеризующим налоговую систему, как известно, признан показатель налогового пресса (Tcash), определяемый как отношение величины налогов (включая социальные налоги и платежи) к валовому внутреннему продукту страны, который рассматривается как совокупная налоговая база экономики.

Предельные объемы налоговых изъятий, которые может выдержать экономика в определенной мере зависят от ее эффективности и величины ВПП. Отсутствие ожидаемой взаимосвязи между изменением объема изъятий и динамикой налоговой базы препятствует использованию прямого подоходного налогообложения в качестве инструмента налогового стимулирования. Для возникновения указанной зависимости необходимо изменение подхода к расчету налогового обязательства, размер которого должен более полно соответствовать как объему полученного дохода, так и условиям жизнеобеспечения физического лица. Лишь в этом случае НДФЛ, так же как и налог на прибыль будет играть роль действенного инструмента налоговой политики.

Все существенные моменты, входящие в определение налога, наиболее ясно выступают в прямых налогах.

Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно.

.2 Эволюция налогообложения в зарубежных странах

Изменения налоговой практики в зарубежных странах на протяжении двух последних столетий свидетельствуют о последовательном расширении функций налогообложения соответственно эволюции рыночного хозяйства.

Классический подход, господствовавший в экономической теории до первой трети ХХ в., отрицал необходимость вмешательства государства в экономику, отводя последнему роль «ночного сторожа», и полагал механизмы рыночного саморегулирования достаточными для обеспечения экономического равновесия. В соответствии с классическими представлениями за налогообложением признавалась лишь фискальная функция, и поэтому в структуре доходов государственного бюджета преобладали косвенные налоги.

«Великая депрессия» 1929-1933 гг. заставила правительства развитых стран рассматривать государственные финансы, в том числе и налоги, в новом качестве - как инструмент макроэкономической стабилизации.

Для преодоления кризиса перепроизводства был использован кейн-сианский подход. Д. М. Кейнс разработал теорию «эффективного спроса», согласно которой перед государством ставилась задача - изъять посредством налогообложения частные сбережения и трансформировать их в государственные расходы (госзаказы и закупки).

Д. М. Кейнс был сторонником теории прогрессивного налогообложения, рассматривая расширение платежеспособного спроса в качестве важнейшего стимула экономической деятельности. Следовательно, излишек сбережений должен изыматься в виде налогов. Логика кейн-сианской позиции состоит в том, что низкие доходы быстро и целиком идут на потребление, тем самым расширяют платежеспособный спрос и стимулируют производство. Высокие же доходы, значительная часть которых превращается в сбережения, ослабляют потребительский спрос и, значит, стимулируют производство гораздо меньше.

Важным условием в теории Кейнса является обеспечение полной занятости. Если этого нет, то увеличение сбережений препятствует экономическому росту, представляя собой пассивный источник доходов, не вкладываемый в производство. Поэтому высокое обложение доходов стимулирует рост производства. Государство, таким образом, начинает активно вмешиваться в экономику, финансируя за счет налоговых доходов государственные заказы и закупки.

В соответствии с кейнсианской теорией налоги встраивались в систему макроэкономических регуляторов рынка в виде «автоматических» стабилизаторов и использовались для сглаживания циклических колебаний экономики. Налогообложение оказалось эффективным механизмом реализации промышленной, аграрной, социальной и внешнеэкономической политики государства.

Экономическая политика, основанная на кейнсианском подходе, начавшая реализовываться в США, а затем и в других развитых зарубежных странах, позволила за счет повышения уровня налогообложения и соответственно резко возросших государственных расходов (госзаказов и закупок) создавать эффективный потребительский спрос и тем самым предохранять рыночную систему от кризисов перепроизводства. Кейнсианская экономическая политика оказала действенное влияние на развитие производства, объемы инвестиций, доходы населения и корпораций.

Таким образом, с 1930-х гг. налоги стали неотъемлемым инструментом государственного регулирования экономики, причем значение регулирующей функции налогообложения постоянно возрастало.

В послевоенный период налоги играли роль стабилизатора экономического цикла.

Вторую половину XX в. можно четко разделить на два периода, в течение которых в развитых зарубежных странах принципиально менялась экономическая политика и соответственно масштабы и методы государственного вмешательства в экономику. Это:

¾период 1950 - середина 1970-х гг.;

¾1980-1990 гг.

Период 1950 - середина 1970-х гг. характеризуется господством кейнсианского подхода в экономической политике промышленно развитых стран, что означало крупномасштабное государственное регулирование экономики посредством значительного сектора государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной политике. В этот период регулирующая функция налогообложения выражалась в перераспределении ВВП в пользу определенных государством приоритетов в экономике и социальной сфере.

Социально-экономическим ориентиром в этот период стало создание общества благосостояния с мощным государственным сектором и значительными социальными расходами, оплачиваемыми за счет налогов. Доходы и расходы государства эффективно использовались для проведения антикризисной политики.

С 1950 по 1970 г. во всех странах наблюдался систематический и весьма значительный рост налоговых доходов, также росла и доля налогов в ВВП (в США - в 1,5 раза, в ФРГ - в 1,3, во Франции - в 1,6 раза).

Значительная часть налоговых доходов использовалась для субсидирования приоритетных сфер производства, научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, решения социальных проблем, развития инфраструктуры и т. д. Государство финансировало примерно 30-40 % валовых капиталовложений. За 30 лет (с конца 1940-х г. по вторую половину 1970-х гг.) государственные расходы на финансирование экономики возросли в США в 2,7 раза, в Англии - в 2, во Франции - в 3, в ФРГ - в 8,5, в Японии - в 11, в Италии - в 4,3 раза.

Однако в 1950-е гг. стали проявляться негативные последствия кейнсианской стабилизационной политики в виде сокращения частных инвестиций и уменьшения самофинансирования предприятий. Стимулирование частных капиталовложений становится главной задачей государства с начала 1960-х гг. В рамках общего кейнсианского подхода к регулированию экономики проводятся налоговые реформы, направленные, в частности, на снижение налоговых ставок на прибыль и доходы корпораций. Кроме того, чтобы стимулировать приток частных инвестиций и побудить предпринимателей повышать эффективность производства, в 1950-1970-х гг. была создана и широко практиковалась разветвленная система льгот.

Реформирование проводилось в русле кейнсианского подхода. Так, в США президентом Дж. Кеннеди была проведена бюджетно-налоговая реформа, заложившая основу так называемой «новой экономики». Бюджетно-налоговое регулирование стало использоваться не только для стабилизации, но и для стимулирования экономического роста со стороны спроса и для воздействия на предложение (через изменения структуры государственных расходов). При этом государство стремилось форсировать позитивные структурные сдвиги в экономике, резко увеличив финансирование науки, образования, здравоохранения, социальной инфраструктуры в целом.

В начале 1970-х гг. проявились негативные последствия долгосрочной экономической политики, основанной на масштабном государственном вмешательстве в экономику. Рост государственных расходов, стимулирующая налоговая политика - все это привело к снижению эффективности производства, падению конкурентоспособности продукции, скрытой безработице и инфляционным тенденциям в экономике. Нефтяной кризис 1973 г. стал внешним катализатором накопившихся внутренних противоречий. В развитых зарубежных странах начался период стагфляции, который сопровождался четырехкратным повышением цен, падением темпов экономического роста производства и устойчиво высокой безработицей.

К середине 1970-х гг. бюджетно-налоговая система из инструмента стабилизации и экономического роста превратилась в источник торможения и стала генератором инфляции. Немаловажную роль сыграл также рост бюджетных дефицитов и превращение их в хронические.

Кроме того, в конце 1970 - начале 1980-х гг. из-за инфляционного роста доходов значительно увеличилось налоговое бремя. Это объяснялось тем, что номинальные доходы среднего класса росли под влиянием инфляции, что автоматически заставляло выплачивать налогоплательщиков более высокий процент своих доходов в виде налогов.

В целях преодоления кризиса правительства большинства стран были вынуждены радикально изменить экономическую политику и прежде всего сократить масштабы государственного вмешательства в экономику.

Период, включающий два последних десятилетия XX в., получил название неоконсервативного поворота. Налоговые реформы, осуществленные во всех развитых зарубежных странах, явились важной составной частью неоконсервативной политики экономического роста, направленной на либерализацию методов государственного регулирования экономики.

Задачи налоговых реформ 1980-1990-х гг.:

¾снижение бремени прямых налогов;

¾сокращение государственных расходов и в целом государственного сектора экономики (проведение денационализации и приватизации);

¾расширение стимулов к труду, поощрение его производительности;

¾создание благоприятного инвестиционного климата;

¾обеспечение социальной стабильности.

Следует отметить, что реформы проводились постепенно, в несколько этапов. Первые налоговые реформы были начаты в Великобритании в 1979 г. и проводились в течение 10 лет. В США реформа осуществлялась в два этапа - в 1981 и в 1986 гг. В ФРГ налоговая реформа началась в 1986 г. и первоначально осуществлялась в три этапа - 1986, 1988 и 1990 гг., а затем продолжилась после объединения Германии. В Японии реформа проведена в 1989 г., в Швеции новая система налогообложения вступила в силу с 1991 г.

Результатом налоговых реформ стала либерализация системы прямого налогообложения, расширение сферы действия косвенных налогов, унификация подходов к обложению личных доходов граждан, возрастание значимости обложения процентных доходов.

2. АНАЛИЗ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

Система прямого налогообложения в разных странах выглядят следующим образом: прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, США, Японии, а косвенные - во Франции и Италии.

Самая главная черта налогообложения населения всех стран Запада - это то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц (например в США). Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида: «валовый», т. е. общая сумма доходов из любых источников; «очищенный доход», то есть валовый доход за вычетом расходов и стандартной скидки; «облагаемый доход», т. е. очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума.

При подоходном налоге штатов ставки обычно не достигают низших ставок федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога. Следующим по значимости следует федеральный налог на социальное страхование. В США существует 2 системы страхования: страхование по безработице и страхование престарелых.

В налоговой системе Франции подоходный налог составляет 18,1% доходов бюджета. Он стоит на втором месте после НДС. В основном налоговая система Франции похожа на системы США. Отличия небольшие: налоги на социальное страхование здесь уплачивают только трудящиеся, к тому же здесь присутствует так называемый профессиональный налог, который уплачивают лица работающие, но не вознаграждаемые заработной платой.

В Германии подоходный налог также является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - бюджет соответствующей земли (района), 15% - в местный бюджет. Подоходный налог здесь также прогрессивен.

2.1 Прямое налогообложение стран - членов ОЭСР

прямой налог капитал подоходный

Налогообложение - один из наиболее стабильных и эффективных способов пополнения государственного бюджета. Система налогообложения обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в государстве, а также является средством регулирования экономики, осуществления структурной и социальной политики. В последние годы доля национальных налоговых доходов в ВВП развитых стран составляет от 34 до 55%.

Целями налогообложения являются регулирование и перераспределение, которое, в свою очередь, делится на перераспределение между частным и общественным секторами (межсекторное), между различными социальными классами (вертикальное) и между лицами с примерно одинаковым социальным статусом (горизонтальное) и т.д.

Проведем краткий комплексный анализ систем прямого налогообложения стран англосаксонской системы, а именно Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

В отличие от стран ЕС, преимущественно относящихся к странам с косвенным налогообложением, в США и других странах англосаксонской системы права наибольшую долю составляет прямое налогообложение.

Система налогообложения в Великобритании включает в себя два уровня: центральный и местный. Доходы центрального правительства пополняются главным образом за счет подоходного налога, государственного социального страхования, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на деятельность корпораций и налога на топливо. Местное правительство финансируется за счет дотаций из фондов центрального правительства, муниципального налога, налога на предпринимательскую деятельность и, в значительной степени, за счет местных налогов и сборов, таких как плата за парковку.

Подоходный налог, налог на прибыль, налог на капитал и гербовый сбор собирает Управление внутренними доходами (Inland Revenue). Управление таможенными пошлинами и акцизами (HM Customs and Excise) собирает наиболее важные косвенные налоги (НДС, акцизы и др.). Местные налоги собирают органы местного самоуправления.

Налогообложение в Соединенных Штатах Америки - сложная система, включающая в себя уплату налогов по крайней мере на четырех уровнях и многообразные методы налогообложения. Налогообложение в США проводится как на федеральном уровне, уровне штатов, так и на местном уровне, причем местные налоги взимаются на одном или нескольких из следующих уровней: муниципальном, районном, или окружном - в масштабах county или district. В систему налогообложения США также включены такие районные или окружные юридические лица, как школы и коммунальные предприятия.

Характерной особенностью налоговой системы США является параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основным в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. Акцент местного налогообложения падает на наиболее стабильно собираемые налоги (потребительские и с собственности). Одно из основных различий между федеральным уровнем и местным состоит в большей мобильности налогоплательщиков и бизнеса, в результате чего штаты вынуждены конкурировать друг с другом.

Как отмечает Джозеф Пекман, «американская фискальная система представляет собой и источник удовлетворения, и объект критики». Дж. Пекман подчеркивает следующие парадоксы: шкала федеральных налогов прогрессивна; основное бремя лежит на богатых, при этом у прогрессивной налоговой шкалы имеются дефекты, искажающие экономическую активность. В то же время налоги штатов и местные налоги имеют плоскую или (в некоторых случаях) регрессивную шкалу, что, с одной стороны, способствует более или менее равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета, но с другой стороны, во время рецессий финансовые кризисы проявляются именно на уровне отдельных штатов.

Плоская, или регрессивная, шкала местных налогов - одна из причин, по которой налоги в США признаются одними из самых низких в индустриальных странах.

Вторая причина относительно низкого уровня налогов - высокая по сравнению с другими странами терпимость к бюджетному дефициту. Экономика США составляет лишь около 30% от мировой, а национальная валюта отвечает примерно за 60% мировых расчетов, следовательно, бремя так называемого инфляционного налога падает примерно одинаково на США и на остальной мир. Пользуясь этим налогом умеренно, не разрушая лидерства доллара, Правительство США может финансировать свой бюджетный дефицит эффективнее конкурентов.

Налоги в США в целом почти пропорциональны доходу (для 90% налогоплательщиков эффективная налоговая ставка примерно 25%), с небольшой прогрессивностью, достигающей для наиболее богатых налогоплательщиков примерно 50%. У оставшихся 10% доля налоговых отчислений выше, иногда она достигает 50%. Основные федеральные налоги в США: подоходный (подразделяется на персональный корпоративный), налог на потребление и налоги на заработную плату («удерживаемые у источника»).

Федеральные налоги на заработную плату («удерживаемые у источника») взимаются в США работодателями от имени и по поручению Службы внутренних государственных доходов (The Internal Revenue Service - IRS).

Субъекты федерации в США (штаты) признаются имеющими полные правомочия на налоговое обложение проживающих на их территории граждан и деятельность, ведущуюся в их границах, при условии, что взимание этих налогов не нарушает полномочия федерального правительства. Верховный суд США постановил в рамках решений по нескольким делам, что штаты не имеют права вводить налоги, способные воспрепятствовать торговле между штатами или отрицательно сказаться на международных отношениях. Штатам также запрещается определять суммы налогов, руководствуясь расовыми, половыми, религиозными, национальными принципами, а также статутом ненатурализованного иностранца.

Консультативная группа Президента США по реформе федеральной системы налогообложения неоднократно высказывала критику в адрес налоговой системы США как чрезвычайно сложной, требующей ведения подробного учета, соблюдения пространных инструкций, сложных приложений и заполнения многочисленных бланков и формуляров. По мнению членов консультативной группы, такая система мешает работе, не поощряет накопление сбережений и капиталовложения и препятствует укреплению конкурентоспособности американского предпринимательства. Налоговое законодательство содержит многочисленные положения, закрепляющие разные подходы к налогоплательщикам, имеющим одинаковое финансовое положение, создавая, таким образом, атмосферу несправедливости. Основная инициатива Консультативной группы заключалась в предложении отменить минимальную альтернативную ставку подоходного налога, не индексируемую в соответствии с инфляцией.

Над реформами налоговой системы США работают сразу несколько общественных организаций: «Американцы за налоговые реформы» (Americans for Tax Reform), «Граждане за альтернативную налоговую систему» (Citizens for an Alternative Tax System) и «Американцы за справедливое налогообложение» (Americans For Fair Taxation). На рассмотрение Конгресса США неоднократно выносились разнообразные предложения по упрощению системы налогообложения, в том числе программы the FairTax и предложения по введению плоской налоговой шкалы.

Сегодня в США широко обсуждается возможное проведение масштабных реформ системы налогообложения. По данным Fortnostress Holdings, в марте 2007 г. кандидат в Президенты США, бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани положительно отозвался о введении плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц.

Канада - децентрализованное государство, где, несмотря на широкие полномочия федеральных органов власти, провинции имеют большое значение в ключевых областях национальной экономики и социального развития. Так, провинции обладают сферой полномочий в таких областях, как образование, здравоохранение, социальные программы по страхованию. Имея столь широкий спектр ответственности, провинции играют фундаментальную роль в национальной экономике. На их долю приходится больше половины всех правительственных расходов Канады.

Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции нуждаются в поддержке со стороны федерального правительства. В среднем около 28% всех доходов составляют трансферты - средства, передаваемые центральным правительством провинциям в целях компенсации несоответствия между их потребностями в средствах и имеющимися в их распоряжении ресурсами. Например, в провинциях Онтарио, Альберта и Британская Колумбия эта доля достигает 20%, а в провинциях менее богатых - более 40%. Децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

Налогообложение в Канаде находится на среднем уровне среди стран - членов ОЭСР, но налоговые ставки выше, чем в США. В Канаде помимо общих для всех федеральных налогов взимаются также налоги, поступления от которых пополняют бюджет соответствующей территории или провинции.

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:

¾федеральном (48% государственных доходов);

¾провинциальном (42% государственных доходов);

¾местном (10% государственных доходов).

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985 - 1994 гг. доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, от акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.

Налоговые источники доходов канадских провинций складываются из:

) подоходного налога с населения;

) налога с продаж;

) налога на прибыли корпораций;

) акцизов;

) налогов в фонды социального страхования;

) налогов на дарения;

) рентных платежей;

) различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и другие косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта - налог на прибыль.

Федеральные налоги взимаются налоговым ведомством Канады (Canada Revenue Agency), ранее именовавшимся кратко Revenue Canada (Государственные доходы Канады), или The Canada Customs and Revenue Agency (Государственное ведомство Канады по доходам и таможенным пошлинам). В соответствии с Соглашением по взиманию налогов (Tax Collection Agreements), налоговое ведомство Канады взимает и передает в распоряжение канадских провинций следующие виды налогов:

¾провинциальный индивидуальный подоходный налог от имени всех провинций, кроме провинции Квебек, так что физические лица, проживающие на всей территории Канады, кроме Квебека, ежегодно подают только один вид декларации о своих федеральных и провинциальных индивидуальных доходах;

¾корпоративный налог (налог на прибыль корпораций) от имени всех канадских провинций за исключением провинций Квебек, Альберта и Онтарио;

¾провинциальный налог с продаж в провинциях Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор.

Необходимо отметить, что так же, как штаты Калифорния и Луизиана в США, канадская провинция Квебек придерживается не англосаксонской, а романо-германской системы права, что выражается, в том числе и в некоторых особенностях системы налогообложения. В Квебеке министерство по доходам провинции Квебек (Ministere du revenu du Quebec) взимает налог на товары и услуги от имени федерального правительства и затем передает его федеральным органам власти в Оттаве.

Функционирующая сегодня система налогообложения в Австралии в основном была создана в XX в. Штаты, образовавшие в 1901 г. Австралийский союз, стали не только самофинансируемыми, но и самоуправляемыми образованиями. По мере укрепления федерального правительства и расширения его участия в выработке и проведении государственной финансовой политики (так, в 1908 г. была принята национальная программа пенсионного обеспечения), оно начало собирать налоги, которые ранее были прерогативой правительств штатов (земельный налог, похоронная пошлина, подоходный налог и т.п.), и конкурировать с штатами в области кредитования капитального строительства. Наконец, когда в 1940-х гг. федеральному правительству удалось монополизировать взимание подоходного налога, его финансовая власть получила прочный фундамент. В начале 1940-х гг. подоходный налог стал важнейшим источником пополнения государственного бюджета, при этом ставки подоходных налогов в разных штатах существенно различались. Во время Второй мировой войны федеральное правительство, формально в целях изыскания эффективных и справедливых способов повышения доходной части бюджета, предложило штатам отказаться от взимания прямых налогов на период войны (в обмен на федеральные компенсационные выплаты), чтобы по всей стране можно было установить единые налоговые ставки. Но премьеры штатов не согласились с этим предложением, и тогда в 1941 г. федеральный парламент принял закон, обязывающий штаты принять новую схему. В результате штаты получили право на компенсационные трансферты за упущенные доходы, но лишь на том условии, чтобы они не вводили у себя собственный подоходный налог. В 1946 г. федеральный парламент вновь принял тот же закон, чтобы сохранить единый налог и в мирное время. У федерального правительства не было юридических оснований воспрепятствовать введению в штатах местных подоходных налогов, однако практическое значение нового законодательства состояло в том, что федеральное правительство обеспечило себе монополию на взимание подоходного налога, так как введение подоходного налога в штате автоматически лишало бы его федеральных трансфертов и могло привести к двойному налогообложению в данном штате.

Сложившаяся, таким образом, система налогообложения (система вертикального бюджетного дисбаланса) окончательно упрочила финансовую базу австралийского федерализма. В настоящее время подоходные налоги взимаются центральным правительством. Полномочия федерального центра определять размеры государственных расходов и заимствований обеспечивают ему возможность эффективного управления экономикой страны в целом. С другой стороны, существует мнение, что бюджетный дисбаланс в существенной мере нарушает взаимозависимость между программами государственных расходов и исполнением доходной части бюджета, при этом размывается социальная и финансовая ответственность властных структур.

Взимание налогов на федеральном уровне организуется в Австралии министерством Австралии по налогам и сборам (The Australian Taxation Office). Федеральный налог на товары и услуги тщательно распределяется между австралийскими штатами в соответствии с формулой распределения, установленной Комитетом по субсидиям Британского содружества наций (Commonwealth Grants Commission).

В Новой Зеландии налоги взимаются на общенациональном уровне от имени Правительства Новой Зеландии Департаментом внутренних бюджетных поступлений (The Inland Revenue Department - IRD). Налогообложению подлежат личный доход и доход предприятий, а также товары и услуги. Основной налог не взимается, хотя доходы, например, от продажи патентных прав рассматриваются в качестве дохода.

Местный налог на доход с недвижимого имущества взимается местными органами власти.

В 1980-е гг. в Новой Зеландии была проведена широкомасштабная программа реформирования системы налогообложения. Система налогообложения Новой Зеландии характеризуется как наиболее нейтральная и эффективная среди налоговых систем стран - членов ОЭСР.

Налоговая реформа в Новой Зеландии ведется и сегодня по следующим ключевым направлениям:

¾налоги на предпринимательскую деятельность новозеландских компаний;

¾различия в подходе к разным типам доходов от капиталовложений;

¾международные правила налогообложения.

Обобщив основные черты систем налогообложения пяти основных стран англосаксонской системы права, можно сделать следующие выводы:

¾система налогообложения выстраивается в соответствии с формой государственного устройства (федерация или унитарное государство). В Великобритании и Новой Зеландии налогообложение двухуровневое: общенациональное и местное; в США, Канаде и Австралии системы налогообложения имеют три уровня: федеральный, уровень штатов (или провинций в Канаде) и местный;

¾взимание центральных (или федеральных) налогов ведется в рассматриваемых странах аналогичными ведомствами: HM Revenue and Customs, Internal Revenue Service (United States Department of the Treasury), Canada Revenue Agency, The Australian Taxation Office, The Inland Revenue Department;

¾ставки налогов в США считаются самыми низкими среди индустриальных стран вообще и рассматриваемых стран англосаксонской системы права в частности;

¾в США, Канаде и Австралии необходимость перераспределения средств между «богатыми» и «бедными» штатами во многом предопределяет особенности систем бюджетно-налогового регулирования и межбюджетных отношений;

¾в Канаде система взимания налогов формально усложнена по сравнению с другими странами, например, министерство по доходам провинции Квебек взимает налог на товары и услуги от имени федерального правительства и затем передает его федеральным органам власти в Оттаве;

¾участвуя по финансовым соображениям в федеральных программах в области социального обеспечения, здравоохранения, образования, сельского хозяйства, поддержания дорог федерального значения и т.п., власти штатов и провинций оказываются связанными довольно жесткими федеральными нормами, в результате чего происходит укрепление центральной (федеральной) власти;

¾существующие системы налогообложения в странах англосаксонской системы права не являются застывшими образованиями и периодически становятся объектами реформирования, что отчасти объясняется особенностями англосаксонской системы права: гибкостью, оперативностью, непосредственной связью с повседневной жизнью.

2.2 Прямое налогообложение в Японии

Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения.

Функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты налогов и сборов возложены на Национальное налоговое управление (далее - ННУ), входящее в Министерство финансов Японии. Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.

ННУ состоит из центрального аппарата, одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о. Окинава и 524 налоговых инспекций, а также Налогового колледжа и Национального налогового трибунала с филиалами, где происходит обжалование правильности начисления налогов.

Налоговые инспекции на местах наделены лишь правом выявления нарушений, имея в своем штатном составе группы аудита физических лиц, корпоративного сектора и в некоторых случаях группы, занимающихся налогообложение сферы производства алкогольных напитков.

Основными нормативными документами, определяющими налоговый режим в Японии, являются Закон о корпоративном налоге и Акт о подоходном налоге.

Порядок заполнения и сдачи налоговых деклараций, процедурные вопросы выплаты налогов, возможности задержек платежей регулируются Актом об общих правилах налогообложения.

Вопросы специального регулирования налогообложения (особый порядок амортизации, обложение резервных фондов, представительских расходов, порядок взимания льготных налогов и т.п.) отражены в Акте об исключениях в применении закона о налогах (существуют отдельный свод вопросов об исключениях при налогообложении корпораций).

Налоги, сборы и другие обязательные платежи в Японии исчисляются и уплачиваются в национальной валюте - иенах.

Японцы платят около 50 разных налогов, в России, например порядка 40 различных налогов и сборов. Основные японские налоги - это подоходный и налог с юридических лиц.

Некоторые виды прямых налогов в Японии представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Виды налогов в Японии

ОбщегосударственныеМестныеПрефектуральныеМуниципальныеПодоходный налогНалог на проживание в префектуреНалог на проживаниеКорпоративный налогНалог с предприятий в расчете на число занятыхИмущественный налогНалог на наследство и дарениеНалог на приобретение собственностиНалог на легковые транспортные средстваЗемельный налогНалог на зрелищные мероприятияНалог на земельную собственностьНалог на недвижимостьНалог с транспортных средствНалог на развитие городовНалог на пользование природными ресурсами

Подоходный налог уплачивают все японские граждане, а также постоянные резиденты (налог исчисляется с доходов, полученных в Японии и за границей) и иностранные резиденты облагаются налогом только в части таких доходов.

Налогом облагается заработная плата, доходы крестьян и лиц свободных профессий, доходы от недвижимости, дивиденды, проценты, пенсии, случайные заработки, бонусы, пособия и т. д.

От уплаты налога освобождены следующие доходы:

¾взносы работодателя на школьное обучение;

¾оплата арендованных помещений для работника работодателем при условии, что работник оплачивает самостоятельно, по крайней мере, 10% фактической арендной платы;

¾непредвиденный доход от подарков и предоставлений от компании. Кроме этого налоговая система Японии предусматривает налоговые вычеты в форме уменьшения налогооблагаемого дохода и в форме налогового кредита.

Кроме обозначенных выше вычетов применяются следующие льготы:

¾льготы пожилым работникам - главным образом премии и компенсации;

¾представительские расходы - по формуле, учитывающей сумму активов компании, в размере не более 80% от общей суммы расходов или 4 миллионов иен в год. В Японии традиционно высоки представительские расходы. Длительные застолья в ресторанах с большим количеством пива и сакэ являются неотъемлемым элементом деловой жизни. Практически все, подающие налоговую декларацию, списывают по этой статье несколько сот или даже тысяч долларов. Однако сами японцы считают, что в счете, представленном в налоговую инспекцию из ресторана, должно быть указано, что посетителей было более двух - тогда он будет признан.

Тот, кто занимается бизнесом, имеет широкие возможности уменьшить облагаемый доход. Например, на официальных мероприятиях нужно прилично выглядеть, и в этом случае костюм, обувь и другие детали туалета становятся «спецодеждой» и вполне могут быть заявлены в качестве необходимых расходов.

¾пожертвования общественным или правительственным учреждениям;

¾проценты по долговым обязательствам - кроме случая, когда сумма обязательства иностранной организации в более чем в 3 раза превышает стоимость актов.

В налоговом законодательстве предусмотрены три вида ставок: национальные (выплачиваются центральному правительству), префектурные и муниципальные. Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале: национальные - от 10 до 50%, префектурные - от 2 до 4% и муниципальные - от 3 до 12 процентов.

В Японии процент этого налога зависит от доходов конкретного человека. Максимальная ставка - 50 процентов. Например, если японец за год заработал больше 30 млн. иен (около 8 млн. руб.), то половину придется пожертвовать в пользу государства.

Минимальной ставкой 10 % могут пользоваться только «бедные» японцы, которые в месяц получают не более 275 тыс. иен.

Японец сам подсчитывает свой доход за прошедший год, исчисляет сумму налога и сообщает эти сведения в местное налоговое управление. Если он наемный работник и других доходов, помимо зарплаты, у него нет, то налог считает бухгалтерия фирмы. Подоходный налог либо можно заплатить весь сразу по окончанию года, либо каждый месяц он автоматом вычитается из зарплаты.

Налоговый год в Японии - календарный год, заканчивающийся 31-ого декабря. В случае если налог удерживается из заработка физического лица работодателем и составляет менее 20 миллионов иен, обязанности представлять налоговую декларацию не возникает.

Декларация заполняется в трех экземплярах на специальной самокопирующейся бумаге. Один экземпляр остается у плательщика.

Индивидуальный предприниматель обязан в течение года представить декларацию и уплатить налог не позже 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15 процентов.

Если по налоговой декларации возникает доплата по налогу в сумме не менее 150 000 иен, то в следующем налоговом периоде должны быть уплачены авансовые платежи 31 июля и 30 ноября в размере 1/3 налога.

Организация обязана уплатить и представить налоговую декларацию в течение двух последних месяцев налогового периода. Обычно допускается запрос со стороны организации на продление на один месяц такого периода.

В течение последних двух месяцев 6-месячного отчетного периода организация представляет расчет об авансовых платежах и уплачивает авансовый платеж за полугодие и 50% суммы налога за предыдущий налоговый период.

Корпоративный налог взимается с чистой прибыли компаний. Налогоплательщиками налога являются индивидуальные предприниматели и организации. Национальная ставка составляет 33,48%, префектурная - 5% от национальной (1,67% от прибыли) и муниципальная - 12,3% от национальной (4,12% от прибыли).

Организации, уставный капитал которых меньше 8 млн. иен облагаются по ставке 27 процентов.

В дополнение к данному налогу, который уплачивается в государственный бюджет, юридическими лицами в Японии дополнительно в местные бюджеты уплачиваются три вида налогов:

.Предпринимательский налог. Удерживается из прибыли предприятия. В зависимости от префектуры незначительно колеблется. Например, в Токио он составляет от 6 до 12% и зависит от уставного фонда компании и суммы прибыли полученной предприятием.

.Муниципальный налог. Базой для расчета данного налога служит общенациональный корпоративный налог. Уплачивается в два бюджета префектур и муниципалитета. Например, для Токио, максимальные ставки по стране, налог составляет:

¾для префектур - 4,7 процента;

¾для городского бюджета - 6 процентов.

.Уравнительный налог. Сумма налога зависит от капитала предприятия и числа работающих на нем. Рассчитывается по соответствующим таблицам и представляет собой фиксированную сумму. Размер налога колеблется от 50 тыс. до 3750 тыс. иен. Распределяется между муниципалитетом и префектурами в пределах 4:1.

Эти виды местных налогов значительно увеличивают налоговую ставку корпоративного налога, так что фактически она может достигать 42 процентов.

Сведения о доходах заносятся в установленную форму и представляются в налоговое управление не позже чем через 2 месяца после окончания финансового года компаний (в Японии финансовый год заканчивается 31 марта).

Система налоговых льгот, действующая в Японии, направлена в первую очередь на развитие промышленно отсталых районов. При переносе производства в такие регионы или строительстве новых производственных мощностей, компания может вообще быть освобождена от уплаты местных налогов.

Более того, существует национальная программа субсидирования создания новых рабочих мест в регионах с малой степенью занятости. Система субсидирования основывается на дотациях в размере от 18 до 29 тыс. иен в месяц за каждого работника. Срок субсидии 1 год.

3. РАЗВИТИЕ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.

К концу ХХ века практически во всех развитых странах с рыночной экономикой осуществлен переход к системе налогообложения на основе годовой суммы чистого дохода налогоплательщика. Главным условием такого перехода стало введение лимита сумм взимаемых с него налогов, не превышающего пределов этого дохода. В прошлом необходимости этого ограничения не придавалось должного значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем получаемых доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому обстоятельству придается весьма важное значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до 3/ 5 всей суммы национального дохода. Для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов.

Ведущую роль в системе подоходных налогов играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. «у источника». Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок.

По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны. Налоговые органы рассчитывают сумму налога на индивидуальные доходы, исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают удержанные прежде суммы авансовых налогов. Эта чистая задолженность взимается с налогоплательщика.

Таким образом, происходит суммирование авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога. В последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные налоги, а некоторые страны даже ставили ограничения, чтобы вся сумма налогов для любого налогоплательщика не могла превышать 75 - 80% общей суммы его доходов. На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок до 70 - 75% «эффективная» налоговая ставка не превысит 45 - 50%, а как показывают данные налоговых органов, в действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по «эффективной» ставке более 30%.

При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается. Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть «эффективная» налоговая ставка.

Большое достоинство американской налоговой системы - ее дифференцированный характер, который позволяет перераспределять доходы от слоев населения с наивысшими доходами к слоям населения с доходами ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум в США составляет 400 долларов в месяц и эта величина налогом не облагается. В то же время с дохода свыше 10 млн. долларов взимается налог в размере 38%. Налоговая система в США имеет социальную направленность, так как сумма налогов с населения заметно ниже суммы, которую население получает из государственного бюджета на удовлетворение своих нужд в виде пенсий, пособий, стипендий, оплаты медицинских услуг, услуг образования и культуры. К этому следует добавить абсолютную прозрачность доходов налогоплательщиков и их использования, что стимулирует их к добросовестным платежам.

Система налогообложения физических лиц в Германии также характеризуется социальной направленностью. В частности, необлагаемый минимум составляет 7 тыс. марок в год или примерно 4-4,2 тыс. долларов.

Высока степень дифференциации подоходного налога во Франции (от необлагаемого минимума до 56,8%). Сумма налога дифференцирована по семи категориям плательщиков и очень жестко распределяется между местными и центральными властями. Во Франции также действует очень большая система различных льгот и скидок в отношении налогоплательщиков.

Принципы построения налоговой системы Японии в целом являются аналогичными другим индустриальным странам. В Японии очень жестко закреплено распределение поступлений между центральным бюджетом и местными бюджетами. При этом в Японии предпочитают изъять сначала средства в центральный бюджет, а затем из центрального бюджета финансировать местные бюджеты. В Японии действует 25 государственных и 30 местных налогов. Как уже отмечалось выше, они дают примерно 80-85% всех бюджетных доходов.

Специальная система налогообложения существует для корпоративного сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных компаний (в США - корпораций), облагаются специальным корпоративным налогом (corporate income tax). Его ставка составляет обычно 45-60% и базой обложения служит налогооблагаемая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты корпоративного налога часть прибыли облагается налогом на дивиденды, если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли - если она остается в виде резервов корпорации.

Налог на прибыль некорпоративного сектора бизнеса (во многих странах он охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитывается по тем же правилам, что и налог на индивидуальные доходы и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным расчетом по представлении годового баланса).

В большинстве стран Западной Европы наряду с уже рассмотренной системой налогов, действует система налогов на добавленную стоимость (value added tax). В обеих этих системах последующий налог связан с предыдущими путем налогового кредита, т.е. предыдущие налоги вычитаются непосредственно из суммы последующего налога, а не из облагаемого дохода (что было бы менее выгодно для налогоплательщика). Основные различия содержатся в структуре базы обложения: у налога на добавленную стоимость она шире, поскольку допускает вычет только материальных расходов (на сырье, материалы, комплектующие части и т.д.), но не издержек на выплату заработной платы; отсутствуют стандартные вычеты, резервы, включаемые в состав издержек или образуемые за счет прибыли, и т.д., разрешенные по корпоративному налогу и налогу на индивидуальные доходы. В то же время капитальные затраты (на приобретение машин, оборудования и т.д.) для целей расчета налога на добавленную стоимость списываются не в порядке амортизации (т.е. с рассрочкой по годам), а сразу же по мере их осуществления (что является весьма мощным стимулом для обновления их производственных мощностей). Таким образом, база налогов на добавленную стоимость охватывает фонд заработной платы и чистую денежную выручку от деятельности предприятия, что резко упрощает налоговый контроль и ограничивает возможности для злоупотреблений налоговыми льготами.

Интерес представляет система контроля налоговых поступлений на принципах их моделирования, получившая наибольшее распространение в Соединенных Штатах Америки. Налоговые органы этой страны имеют широкие права в области налогового контроля. Вместе с тем, действует билль о правах налогоплательщика, который может обжаловать действия налоговых органов в суде в течение 21 дня.

Налоговые службы США контролируют поступление доходов в региональном и отраслевом разрезе в сравнении с предшествующими периодами. Это позволяет проанализировать поступление доходов в динамике. Подобная схема дает возможность отслеживать отклонения в величине поступающих доходов. При их обнаружении вступает в действие механизм более углубленного конкретного анализа причин расхождения.

В США используется модель контроля налоговых поступлений, разработанная компанией Barents Group USA. Эта модель позволяет получать ежемесячные прогнозы налоговых поступлений по отдельным видам налогов на основе заранее заданных годовых итогов. Кроме того, она предусматривает возможность сопоставлять фактические месячные поступления с прогнозными поступлениями и с поступлениями за соответствующий период прошлого года. Вместе с тем, на основе модели проводятся корректировки месячных и годовых сумм налогов с учетом уже поступивших фактических налогов.

Важнейшую роль в системе контроля поступления налогов играет научно обоснованная разработка ежемесячных прогнозов, которые составляются на базе модели налоговых поступлений. Ежемесячные прогнозы координируются с контрольными цифрами, заложенными в годовом бюджете. При значительных расхождениях между прогнозами и реальными поступлениями налогов выявляют причины этих расхождений и проводят соответствующую корректировку, как прогнозных значений, так и годовой суммы налога. После составления корректировок строится ежемесячный мониторинг с целью отслеживания процесса поступления налогов. Очевидно, что модель контроля налоговых поступлений обладает огромным объемом информации и поэтому ее основное назначение - составление отчетов о налоговых поступлениях для заинтересованных государственных ведомств.

Системы налогообложения практически во всех странах основаны на шкалах, носящих прогрессивный характер, т.е. ставка налога увеличивается с ростом дохода. Это позволяет перераспределить средства между бедными и богатыми, снизить степень социальной напряженности и обеспечить гарантированное поступление средств из наиболее вероятных источников.

Система налогообложения в зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе льгот для слоев населения с низкими доходами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В странах с развитой рыночной экономикой главное место в доходах бюджетов всех уровней занимают прямые налоги, хотя приоритетной их функцией является регулирование экономических процессов и стимулирование экономического роста. Особенность исследуемой группы налогов заключающаяся в прямом изъятии части номинальных доходов субъектов налогообложения, вызывает к ней неадекватную реакцию со стороны плательщиков. Подобная особенность прямых налогов обусловила интерес к исследованию данной темы, тем более что в российском обществе особенности сбора косвенных налогов делают их более предпочтительными в современных условиях в силу простоты исчисления и взимания.

Как показало исследование, практически все страны отводят налогам регулирующую роль в социально-экономических процессах, увеличении объемов инвестиций, росте ВВП. Налоговые механизмы, применяемые в разных странах, несмотря на некоторую схожесть, имеют особенности, обусловленные различием в уровне развития экономики и социальных отношений в этих странах. Поэтому слепое копирование всех без исключения налоговых механизмов и, более того, одновременное их введение могут еще больше дестабилизировать экономическую ситуацию в нашей стране. Здесь необходим грамотный подход, основанный на двусторонней оценке эффективности того или иного налогового механизма при введении его в состав налогового законодательства России: во-первых, влияния на экономико-социальные факторы, во-вторых, бюджетных последствий на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике на 2001 год» // Российская газета. 03.06.2000.

.Ермасова Н. Б. Динамика налоговой системы США // Финансы и кредит. - 2009. - №41. - С. 5-10.

.Замараев Б. Особенности образования первичных доходов в российской экономике // Вопросы экономики. - 2009. - № 4. - С. 80-90.

.Рашин А.Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы // Государство и право. - 2003. - №3. - С. 92.

.Севрюкова Л. В. Проблема альтернативного выбора: налог на добавленную стоимость или налог с продаж // Финансы и кредит. - 2009. - №39. - С. 40-45.

.Смолин Е. В. Об особенностях преобразований системы прямого налогообложения России // Налоговое планирование. - 2007. - №1. - С. 7-10.

.Сумцова Н. Анализ эволюции российской налоговой системы в контексте налоговой политики // Финансы и кредит. - 2004. - №28. - С. 2-7.

.Ушвицкий Л. И. Влияние системы налогообложения России на доходы институциональных секторов: макроэкономический аспект // Финансы и кредит. - 2009. - № 30. - С. 2-9.

.Харисов И. Ф. Налоговая политика России в кризисный период // Финансовое право. - 2009. - №9. - С. 26-30.

.Шаталов С. Д. Налоговая политика РФ на ближайшую перспективу // Бюджет. - 2009. - № 8. - С. 54-55.

.Шаталов С. Д. Налоговая политика Российской Федерации // Финансы. - 2009. - № 7. - С. 3-7.

.Шувалова Е. Б. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Дашков и К, 2009. - 123 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!