Камеральная налоговая проверка

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    423,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Камеральная налоговая проверка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

На тему «Камеральная налоговая проверка»

 

Выполнила: Николаева Анна Васильевна

специальность БУ, А и аудит

группа дневная

Проверил:

Ст. преподаватель

Климова Анна Дмитриевна


Уфа - 2012

Содержание

Введение

1.       Классификация налоговых проверок

2.       Общая характеристика камеральной налоговой проверки, ее основных этапов

.1       Начало камеральной проверки

.2       Правила проведения камеральной проверки

.3       Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки

3.       Реализация материалов камеральной налоговой проверки

3.1     Оформление результатов камеральной проверки

.2 Порядок составления Акта камеральной проверки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений.

Камеральная проверка проводится на основе налоговыхдекларации (расчета). Но налоговый орган может использовать и другие документы о деятельности налогоплательщика (например, информацию контрагентов налогоплательщика, полученную в ходе встречных проверок, информацию правоохранительных органов).

Статья 88 НК РФ дополнена п. 9.1. Так, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик в соответствии со ст. 81 НК РФ представил уточненную налоговую декларацию (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). Причем документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Цель данной работы заключается в рассмотрении основных моментов камеральной налоговой проверки.

1.      Классификация налоговых проверок

Значение налоговых проверок в системе налогового контроля

Налоговый кодекс РФ устанавливает два вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Они различаются как по месту и методу проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика (табл. 1) [4].

Необходимо отметить тот факт, что после вступления в силу ч. 1 НК РФ очень сильно изменилось содержание данных видов проверок (в первую очередь - камеральных), а также их роль в системе налогового контроля.

Согласно ранее действовавшему Закону РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» при проведении камеральных налоговых проверок использовалась только та налоговая и бухгалтерская отчётность, которая была представлена налогоплательщиком. Сущность данной проверки заключалась большей частью в контроле за своевременностью представления и правильностью оформления отчётности, а также проверке её на предмет наличия арифметических ошибок в подсчётах.


Основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов являлись документальные проверки, которые должны были проводиться по месту нахождения налогоплательщика регулярно, не реже одного раза в год.

Дальнейший практический опыт показал, что данная система налогового контроля совершенно нерациональна и нереальна. Это связано, в первую очередь, с тем, что невозможно регулярно охватывать выездными налоговыми проверками всех налогоплательщиков без исключения. По этой причине налоговые органы внесли в Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации» поправку, которая допускала более редкие документальные проверки налогоплательщиков, в отношении которых не было оснований полагать наличие существенных нарушений налогового законодательства. Стоит отметить нереальность такой системы с точки зрения ограниченности ресурсов налоговых органов, а также нецелесообразность с экономической точки зрения. Ведь если увеличить численность налоговых органов для обеспечения всеобщих документальных проверок по месту нахождения налогоплательщиков, то это приведёт к падению экономической целесообразности работы контролирующих органов. Во-первых, затраты на проведение налоговой проверки в большинстве случаев будут значительно выше суммы, которая будет доначислена в бюджет (так как не у всех налогоплательщиков будут найдены серьёзные нарушения налогового законодательства, а проверка будет организована у всех). И, во-вторых, как следствие сказанного выше, величина суммы доначисленных налогов и начисленных налоговых санкций в расчёте на одного работника налогового органа будет не очень высокой, а иногда даже отрицательной.

Целью налоговых проверок является не только обеспечение дополнительных доходов бюджета, но и предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений. Однако этого можно добиться и более экономичными, а главное, более эффективными методами.

То есть, камеральные проверки стали такими же документальными, как и выездные, только проверяемый период ограничивается последним отчётным периодом. Также при проведении проверки исключаются те мероприятия, которые проводятся только по месту нахождения налогоплательщика (осмотр помещений, выемка документации и т.д.).

Ввиду того, что камеральные проверки стали документальными, появилась и возможность отражения доказательств налоговых правонарушений, обнаруженных в ходе проверки и связанных с исчислением налогов, а также возможность применения к налогоплательщикам санкций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой проверки. Как следствие, камеральные налоговые проверки стали основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и сборов.

Выездные налоговые проверки проводятся выборочно и лишь при наличии достаточных оснований полагать о существовании нарушения налогового законодательства со стороны данного налогоплательщика. Причём роль камеральных проверок при проведении отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок существенна.

То, что камеральные налоговые проверки стали основной формой налогового контроля не только рационально с точки зрения оптимизации работы налоговых органов, но ещё и эффективно с точки зрения профилактики налоговых правонарушений и преступлений. Налогоплательщик прекрасно понимает, то, что вся его налоговая отчётность будет регулярно проверяться налоговыми органами, и как следствие этого налогоплательщик более серьёзно подходит к её составлению. Налогоплательщик также понимает, что налоговый орган может потребовать документального подтверждения любых данных, которые содержатся в представленной им отчётности.

Выделяют также:

Предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства, к мероприятиям предварительного налогового контроля следует отнести осуществление учёта организаций и физических лиц, создание налоговых постов и т.п.

Текущий налоговый контроль - как правило, носит оперативный характер, проводится в отчётном периоде, в основном в виде дачи пояснений по уплате налогов, истребование документов, учёта налоговых поступлений и т.д.

Последующий налоговый контроль - данный вид проверки представляет собой проверку реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов. Он проводится по окончании отчётных периодов и в основном в виде налоговых проверок и отличается углублённым изучением хозяйственной и финансовой деятельности организации или физического лица за истекший период. Такой вид проверки помогает в выявлении недостатков предварительного и текущего контроля.

2.      Общая характеристика камеральной налоговой проверки, ее основных этапов

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66384;dst=100114> проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом [1, стр. 179-180].

2.1 Начало камеральной проверки

камеральный налоговый проверка

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев.

До 1 января 2009 г. этот срок начинался со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Согласно новой редакции п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка начинается с момента представления налоговой декларации (расчета). При этом случаи истребования пояснений и документов в ходе проведения ее проверки, предусмотренные в ст. 88 НК РФ, сохранены.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком.

По общему порядку, установленному п. 3 ст. 80 налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики вправе представить в налоговый орган указанные документы в электронном виде. Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.

2.2    Правила проведения камеральной проверки

Камеральная проверка осуществляется без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны подаваться вместе с ней. Заметим, что три месяца - это общий срок проведения проверки, но в виде исключения законом может быть установлен и иной срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Из Кодекса следует, что камеральная проверка может проводиться только после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Именно этим моментом и определяется начало камеральной проверки.

Налогоплательщик специально не информируется о проведении камеральной налоговой проверки. Камеральная проверка - это прямая обязанность налогового органа, поэтому ей должен подвергаться каждый налогоплательщик при сдаче налоговой отчетности.

В ходе камеральной проверки налоговый орган проверяет, прежде всего, подана ли налоговая отчетность в установленный срок. Если оказывается, что налоговая декларация представлена позже, чем установлено законом, то налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Далее налоговый орган проверяет содержание представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и прилагающихся к ним документов. Налоговые декларации (расчеты) сопоставляются с иными документами, касающимися деятельности налогоплательщика, которые имеются в распоряжении налогового органа.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении налоговой декларации (расчета) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах и имеющимися у налогового органа, то налогоплательщик должен быть об этом извещен. Информация о наличии ошибок и (или) противоречий должна сопровождаться требованием о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в течение пяти дней. Нарушение налоговиками данной обязанности может быть основанием для освобождения налогоплательщика в последующем от налоговой ответственности.

Давая пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ) [1].

Редакция ст. 88 НК РФ более детально регламентирует отношения по предоставлению пояснений. Теперь прямо указано, что налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

2.3    Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля, так как является менее трудоемкой, чем, например, выездная проверка, а также позволяет выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и обеспечить неотвратимость наступления налоговой ответственности. Кроме того, именно камеральные проверки позволяют определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Нормативно-правовая база, регулирующая процедуру проведения камеральных проверок, постоянно совершенствуется, однако многие организационно-правовые проблемы реализации мероприятий камеральных проверок остаются нерешенными.

Являясь наиболее эффективным методом налогового контроля, камеральная налоговая проверка представляет собой форму оперативного реагирования, направленную в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии.

Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, далека от совершенства. В последние годы законодательство о налогах и сборах подверглось существенным изменениям, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральных проверок так и не были решены, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

В настоящее время камеральные проверки остаются одним из основных инструментов пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе таких проверок ошибки в налоговых декларациях в части обоснования льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС по экспорту, так как сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

На сегодняшний день серьезным препятствием для развития российского экспорта является проблема возмещения НДС из федерального бюджета, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем один год. Более того, зачастую при осуществлении реального экспорта в "цепочках" производства любого экспортного товара могут оказаться десятки трансакций, при которых полученный от покупателей налог не поступает в бюджет. В связи с тем что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалось, а многие аспекты ее проведения не урегулированы законом.На практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Так, например, по результатам камеральной проверки Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Орла отказала налогоплательщику в возмещении заявленной суммы НДС, мотивируя свой отказ тем, что в рамках международного сотрудничества ИФНС получила с помощью иностранных налоговых органов информацию о порядке приобретения и расчетов иностранных получателей за товар, отправленный на экспорт российской организацией по конкретным внешнеэкономическим контрактам, однако эта информация былаполучена за пределами трехмесячного срока.

С некоторыми иностранными государствами уже заключены соглашения об полноценном обмене информацией. В соответствии с ними в Российскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением. В свою очередь, РФ предоставляет аналогичную информацию другим странам. Помимо разработки и заключения соглашений, совершенствования международного информационного взаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого формата передачи данных, защита каналов связи и т.д.).

Таким образом, для выполнения требований ст. 88 НК РФ необходима в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих:

более эффективно выполнять задачи внедрения новых технологий налоговых проверок;

обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков;

повышать объективность информации, содержащейся в информационных базах данных;

анализировать информацию о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку;

проводить оптимальную предпроверочную подготовку специалистов перед выходом на проверку.

Налоговая политика предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, единство форм, методов и порядка проведения налоговых проверок.

Несовершенство налогового законодательства подтверждается также многочисленными пробелами в нормах, регулирующих проведение камеральных налоговых проверок.

Невыполнение требования налогового органа о внесении соответствующих исправлений в установленные сроки не является самостоятельным налоговым правонарушением и само по себе не влечет налоговой ответственности.

Пробелы налогового законодательства можно преодолеть путем правотворческой деятельности компетентных государственных органов, которая должна основываться на сложившейся правоприменительной и арбитражной практике.

3.      Реализация материалов камеральной налоговой проверки

.1 Оформление результатов камеральной проверки

Процедура завершения камеральной проверки зависит от ее результатов. Если налоговый инспектор не выявил в декларации ошибок или противоречивых сведений, а также не установил наличие состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, то на этом проверка благополучно заканчивается. Инспектор подписывает декларацию и на ее титульном листе ставит дату.

Если же в ходе камеральной проверки было выявлено налоговое правонарушение, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в течение 10 дней после ее окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ) [2, стр. 61].

В п. 5 ст. 100 НК РФ уточнены сроки вручения акта налоговой проверки проверяемому лицу. С 2009 г. на эту процедуру отводится пять дней с даты подписания данного акта лицами, проводившими проверку. Ранее срок его вручения установлен не был.

Аналогично в п. 9 ст. 101 НК РФ введены сроки вручения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Теперь это тоже пять дней после дня их вынесения.

Правила составления акта являются общими для камеральных и выездных налоговых проверок. Соответственно, налогоплательщик должен быть обязательно извещен о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки для того, чтобы он имел возможность реализовать право на участие в данном процессе (лично или через представителя).

В акте камеральной налоговой проверки отражаются факты налоговых правонарушений (табл. 2)[2, стр. 62].

Нарушение

Статья НК РФ

Налоговая санкция

Нарушение срока постановки на учет в инспекции

116

5000 руб.; 10000 руб. в случае нарушения срока более чем на 90 дней

Нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в банке

118

5000 руб.

Непредставление налоговой декларации

119

5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.; 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

120

5000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, и 15000 руб., если они совершены в течение более одного налогового периода 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб., если они повлекли занижение налоговой базы

Неуплата или неполная уплата налога (сбора)

122

20% неуплаченной суммы налога (сбора); 40% неуплаченной суммы налога (сбора), если эти деяния совершены умышленно

Невыполнение агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

123

20% суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

125

10000 руб

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Пункт 1 ст. 126

50 руб. за каждый непредставленный документ



НК РФ не предусматривает каких-либо негативных последствий для налогового органа, принявшего решение по результатам камеральной проверки по истечении установленного срока. Единственное ограничение - это соблюдение срока давности взыскания недоимки.

Руководитель налогового органа принимает одно из следующих решений:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

назначение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Теперь, после вступления в силу новой редакции ст. 101 НК РФ, подобные мероприятия могут проводиться строго перед вынесением решения по результатам проверки.

Если налогоплательщик не согласен

Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа по камеральной проверке. Он может подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган (ст. 101.2 НК РФ). К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если по мнению этого лица такие акты нарушают его права.

Апелляционная жалоба на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов налоговых органов индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством ( ст. 138 НК РФ)[3, стр. 189].

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 Кодекса).

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения в вынесший такое решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (абз. 3 п. 2 и абз. 2 п. 3 ст. 139 Кодекса).

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 Кодекса).

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 Кодекса)[3, стр. 188].

Статьей 101.4 Кодекса предусмотрено производство по делу предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушений.

В отличие от ст. 101 Кодекса по решениям, вынесенным в соответствии со ст. 101.4 Кодекса не предусмотрен апелляционный порядок обжалования поэтому, если производство по делу о налоговых правонарушениях ведется по правилам ст. 101.4 Кодекса, то решения вступают в законную силу сразу после их вынесения. Обжалование этих решений происходит в общем порядке, предусмотренном статьями 138-141 Кодекса, т.е. в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

С 1 января 2009 года вступил в законную силу пункт 5 статьи 101.2 Кодекса, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

3.2 Порядок составления Акта камеральной проверки

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен должностным лицом налогового органа, проводящим указанную проверку, по установленной форме в течение 10 дней после окончания такой проверки.

В соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ форма акта камеральной налоговой проверки и Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ- 3-06/892@ (приложение 1)[5].

Пунктом 3 ст. 100 НК РФ и названным выше Приказом ФНС России предусмотрено указание в акте камеральной налоговой проверки даты начала и даты окончания проверки, а также документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе налоговой проверки.

Срок для рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и принятия решения по результатам рассмотрения материалов этой проверки установлен п. 1 ст. 101 НК РФ. Акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения пятнадцатидневного срока представления налогоплательщиком в соответствующий налоговый орган письменных возражений по акту налоговой проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Порядок рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) материалов налоговой проверки предусмотрен ст. 101 НК РФ.

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В решении о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

Заключение

Несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля. Несмотря на сравнительно широкий спектр форм налогового контроля, основными из них являются налоговые проверки. Последние делятся на выездные и камеральные. Такое их значение объясняется прежде всего тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны с мероприятиями, проводимыми в результате выездных и камеральных налоговых проверок. Встречные проверки, получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, либо проводятся в процессе непосредственного осуществления налоговых проверок, либо являются логическим продолжением последних, инициируются их результатами. Именно этим и объясняется то место, которое занимают налоговые проверки в перечне форм налогового контроля.

Значение выездных налоговых проверок в деле выявления случаев нарушения налогового законодательства высоко. Однако в последнее время налоговые органы все большее внимание уделяют именно повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, могут быть охвачены всего лишь 20-25 процентов налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Камеральным проверкам подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность.

В процессе камеральных проверок налоговые органы проводят большую долю работы, являющейся непосредственной подготовкой посещения налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок, позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы.

Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимости которой так много сегодня говорят и пишут работники налоговых органов, служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок.

Список использованной литературы

1.       Налоговый кодекс РФ Часть 1, 2011г.

2.       Организация и методика проведения налоговых поверок: учебное пособие/под ред. Проф. В.В. Кузьменко. - М.:Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012 г.

.        Налоги и налогообложение: учебное пособие/ А.Ю. Рыманов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010 г.

.        http://market-pages.ru/nalogi1/25.html

.        Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ- 3-06/892@.

6.       www.nalog.ru

.        Консультант Плюс

Похожие работы на - Камеральная налоговая проверка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!