Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,47 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

МИНИСТЕРСВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ"

Кафедра экономической теории и менеджмента




Курсовая работа

на тему: "Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования"

Выполнила студентка: Пителина Татьяна Алексеевна

Факультет Землеустройства №зачетки (шифр) 11188

Проверил: Чистяков Евгений Гаврилович Оценка:



Москва, 2012 год.

Содержание

Введение

. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России

Заключение

Список литературы

Введение

Бюджет государства и государство выражают интересы общества, и в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений. Государственный бюджет - управляющая и управляемая система в масштабах всего общества. Таким образом, бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. С помощью государственного бюджета власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций. В связи с необходимостью реализации экономической сущности бюджета, государственный бюджет выполняет следующие основные макроэкономические функции: распределительная, контрольная.

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Цель работы: осветить основные стороны бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить понятие государственного бюджета;

2. Рассмотреть сущность и роль доходов и расходов в бюджете.

Бюджет - это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок. Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.

Без выработки чётких принципов бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной современной (нынешний криминально-олигархический рынок назвать цивилизованным нельзя) рыночной экономике и гражданского общества.

Существуют недостатки бюджета:

Бюджеты не связаны в единую систему и с условиями развития территориальных образований в социально-экономической сфере и в демографическом отношении и по своей сути являются разрозненными, формально составляющими единую бюджетную систему.

В области бюджетной политики недостаточно четко прослеживаются приоритеты социально-экономической направленности развития не только территориальных образований, но и государства в целом.

В существующей бюджетной системе не в полной мере реализуются на практике принципы, составляющие ее основу.

Бюджетные ресурсы РФ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным.

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Государственный бюджет - расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. [3, с.258]

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс. [ 2, c. 512]

У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства,

социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. [3, с.54]

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего своих доходов. Расходная часть показывает. На какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Доходы государственного бюджета состоят из трёх основных источников :

-налогов, прямых и косвенных, взимаемых как центральными, так и местными финансовыми структурами.

В структуре налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет.

Важную часть бюджетных доходов - до 20% составляют налоги на прибыль компаний.

государственных займов, это ситуация когда государство выступает как заёмщик средств.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства.

Государство в качестве источников пополнения казны помимо средств, полученных в результате работы государственных предприятий, мобилизует часть доходов, созданных в частном секторе, в виде обязательных платежей.

Вторым важнейшим направление бюджетной политики являются расходы, обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения.

Расходными статьями бюджета выступают расходы :

-на государственное управление;

на военные нужды;

на социально-экономические цели, в том числе создание социальной инфраструктуры;

на хозяйственную деятельность государства;

на осуществление внешнеэкономической деятельности и т.д.

Специфика отношений, государственных финансов, определяется безвозмездным характером экономических связей между государством и участником производства. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента. За ее пределами происходит иное, двустороннее движение денег и товара: товар продавца обменивается за деньги покупателя. [4, c.3-10]

Сопоставимый расчет проектировок параметров федерального бюджета на 2008-2010 годы.

(млрд.рублей)Показатели2007 г. - бюджет действующая структура2007 г. - ожидаемая оценка2008 г. - проект2009 г. - проект2010 г. - проектдейству-ющая структурановая структурадейству-ющая структурановая структурадейству-ющая структурановая структурадейству-ющая структурановая структураА123456789Объем ВВП31 22030 67030 67034 87034 87039 48039 48044 47044 470Доходы - всего6 965,36 249,26 249,26 673,26 673,27 421,27 421,28 035,28 035,2То же, в % к ВВП22,320,420,419,119,118,818,818,118,1в том числе: - доходы Стабилизационного фонда1 690,71 289,7 1 221,3 1 150,7 1 117,9 То же, в % к ВВП5,44,2 3,5 2,9 2,5 - доходы без учета Стабилизационного фонда5 274,64 959,5 5 451,9 6 270,5 6 917,3 То же, в % к ВВП16,916,2 15,6 15,9 15,6 в том числе: - нефтегазовые доходы 3 749,1 4 207,5 5 035,4 5 657,0То же, в % к ВВП 12,2 12,1 12,8 12,7- нефтегазовые доходы 2 500,1 2 465,7 2 385,8 2 378,2То же, в % к ВВП 8,2 7,1 6,0 5,3Нефтегазовые доходы -2 500,1 -2 465,7 -2 385,8 -2 378,2То же, в % к ВВП -8,2 -7,1 -6,0 -5,3в том числе: - нефтегазовый трансферт -1 511,2 -2 120,0 -2 093,0 -2 008,4То же, в % к ВВП -4,9 -6,1 -5,3 -4,5- резервный фонд 988,9 332,0 292,8 369,8То же, в % к ВВП 3,2 1,0 0,7 0,8- фонд будущих поколений - 13,7 - -То же, в % к ВВП 0,0 Расходы - всего5 463,55 610,85 610,86 500,36 500,37 177,97 361,97 598,87 998,7То же, в % к ВВП17,518,318,318,618,618,218,617,118,0в том числе: - процентные156,9156,9156,9188,5188,5213,1213,1247,7247,7То же, в % к ВВП0,50,50,50,50,50,50,50,60,6- непроцентные5 306,65 453,95 453,96 311,86 311,86 964,86 964,87 351,17 351,1То же, в % к ВВП17,017,817,818,118,117,617,616,516,5- условно-утвержденные расходы--- 184,0 399,9То же, в % к ВВП 0,5 0,9Профицит (дефицит)1 501,8638,4172,9243,3436,4То же, в % к ВВП4,82,1 0,5 0,6 1,0 Ненефтегазовый дефицит -1 861,7 -2 292,8 -2 326,5 -2 341,7То же, в % к ВВП -6,1 -6,6 -5,9 -5,3Нефтегазовый трансферт 1 511,2 2 120,0 2 093,0 2 008,4То же, в % к ВВП 4,9 6,1 5,3 4,5Дефицит с учетом нефтегазового трансферта -350,5 -172,8 -233,5 -333,3То же, в % к ВВП -1,1 -0,5 -0,6 -0,7Источники финансирования дефицита бюджета188,9350,5350,5172,8172,8233,5233,5333,3333,3То же, в % к ВВП0,61,11,10,50,50,60,60,70,7в том числе: - внутренние350,3509,6509,6328,5328,5333,2333,2441,5441,5То же, в % к ВВП1,11,71,70,90,90,80,81,01,0из них переходящие остатки по состоянию на 01.01.07136,0283,3283,3 То же, в % к ВВП0,40,90,9 - внешние-161,4-159,1-159,1-155,7-155,7-99,7-99,7-108,2-108,2То же, в % к ВВП-0,5-0,5-0,5-0,4-0,4-0,3-0,3-0,2-0,2Стабилизационный фонд на 01.01.072 346,92 346,9 То же, в % к ВВП7,57,7 Стабилизационный фонд на 01.01.08 3 690,6 То же, в % к ВВП 12,0 Резервный фонд на 1.01.08/09/10/11 3 067,0 3 487,0 3 948,0 4 447,0То же, в % к ВВП 10,0 10,0 10,0 10,0Фонд будущих поколений на 01.01.08/09/10/11 623,6 637,7 569,1 559,9То же, в % к ВВП 2,0 1,8 1,4 1,3

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора обеспечили в 2005 году около 38% от доходов консолидированного бюджета и 50% от доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолженности). В настоящее время благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжается накопление средств - на начало 2007 года его объем составил 8,7% ВВП. Механизм Стабилизационного фонда может служить страховым резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному фонду недостает более полного зачисления конъюнктурных доходов бюджета: в первую очередь, вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности создается Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Устойчивость бюджета с точки зрения, как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП.

Важный фактор, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

. В ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2006 году до 14,9% в 2010 году. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы.

. Продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы).

. Прогнозирумое снижение цен на нефть с 61 долл.США в 2006 году и 55 долл.США в 2007 г. до 50 долл.США в 2010 году.

В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. - они сокращаются до 5,3%ВВП.

Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 40-50 долл.США в ценах 2006 года) до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга.

Использование концепции "ненефтегазового баланса бюджета" позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Сальдо бюджета без учета нефтегазовых доходов (ненефтегазовый дефицит бюджета) планируется в размере 6,6% ВВП в 2008 году, 5,9% ВВП в 2009 году и 5,3% ВВП в 2010 году. Этот дефицит будет покрываться нефтегазовым трансфертом и прочими источниками в размере 0,5-0,8%ВВП.

В рыночной экономике госбюджет и государственные финансы выполняют важные макроэкономические функции:

1) Обеспечение финансовыми ресурсами финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

2) Распределительная функция. С ее помощью осуществляется распределение созданного субъектом хозяйствования валового внутреннего продукта на части, одна из которых подлежит перечислению в государственный бюджет и внебюджетные фонды, а другая - остается в его распоряжении. В результате этой функции происходит направления финансовых ресурсов на пополнение уставного капитала, восстановление авансированных средств в основной и оборотный капитал, формирование резервного фонда, фонда потребления и накопления.

3) Регулирующая или стимулирующая функция. В этой функции государственные финансы используются как макрорегулятор каких-либо процессов, т. е. формируется основа для решения задач роста благосостояния населения, для решения насущных социальных вопросов, например, безработицы.

4) Контрольная функция. В процессе хозяйственной деятельности движение финансовых ресурсов в определенной степени отстает от потребностей деятельности хозяйственных субъектов, т.е. имеет место нехватка финансовых ресурсов для осуществления платежей. Это может происходить в результате нецелевого и недостаточно рационального использования финансовых ресурсов. Поэтому возникает необходимость осуществления непосредственного контроля за деятельностью хозяйственных субъектов, за целевым и рациональным использованием финансовых ресурсов.[4, c.10-14]

Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципу единства, полноты и реальности.

Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с государством вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и

выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

Основными задачами государственного бюджета являются:

перераспределение национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. [3, с.18]

Сущность бюджета отражает:

1.базовые функции финансов в целом;

.текущую финансовую политику конкретных государств.

Цели бюджета:

- ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;

регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принцип ее построения.

Общая структура бюджета:

а) По направлениям:

.доходная часть;

.расходная часть.

б) По уровням управления:

.федеральный бюджет;

.бюджеты субъектов Федерации;

.местные (муниципальные) бюджеты.

Рассмотрим структуру государственного бюджета на примере Российской Федерации, основанную на экономических отношениях и юридических нормах где механизм составления проекта бюджета, утверждение и исполнение закона о бюджете законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 2000г.[5, с. 384]

В посланиях Президента РФ сформулированы основные приоритеты бюджетно-налоговой политики на каждый финансовый год. Бюджетная система РФ включает три звена или три уровня:

.федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,

.бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) (89 бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,

.местные бюджеты (их число составляет 29 тыс.). [6, с.63]

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

получение максимального эффекта при минимуме затрат.

целевой характер использования бюджетных ассигнований.;

предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

безвозвратность бюджетных ассигнований.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

.преодоление последствий финансового кризиса, подержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;

.прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

.стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;

.снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;

.осуществление реконструкции государственного долга РФ;

.минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;

.снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;

.полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;

.полное исполнение государством своих обязательств. [7, с.387]

2. Дефицит и профицит бюджета

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом :

Сбалансированный бюджет - равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета <#"justify"> Январь-август 2010г.Справочно январь-август 2009г.Общее финансирование1)623,3934,3 в том числе: источники внутреннего финансирования2)493,81017,2 из него: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации203,2144,2изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета2)602,6631,1 из них: увеличение остатков денежных средств Резервного фонда-1019,0-4951,4 увеличение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния-725,9-1735,3 уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда1619,46300,6 уменьшение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния847,21498,2 иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов-312,0242,0 из них: акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности2,2-0,0 государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней2,6-12,7 курсовая разница-178,2587,5 бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации-89,4-61,4 прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов-52,2-277,3источники внешнего финансирования129,4-82,8 в том числе: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте137,8-25,2 кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте-27,0-26,3 иные источники внешнего финансирования18,6-31,41) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга). Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком. 2) Включая остатки денежных средств бюджетов.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-августе 2010г. составило 2421,4 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 879,6 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1541,8 млрд.рублей.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 сентября 2010г. составил 1228,9 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 августа 2010г. на 0,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2671,5 млрд.рублей и на 0,3%.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. (млрд.рублей)

ДоходыРасходыПрофицит, дефицит(-) 2009г. Январь772,0395,5376,5 Январь-февраль1220,31087,8132,5I квартал1732,71762,4-29,7 Январь-апрель2221,42573,2-351,8 Январь-май2641,43118,0-476,5I полугодие3172,23893,8-721,7 Январь-июль3805,84698,8-893,1Январь-август4645,85580,1-934,3Январь-сентябрь5114,46441,7-1327,2 Январь-октябрь5787,67268,9-1481,3 Январь-ноябрь6445,98178,8-1732,9Год7337,89660,1-2322,32010г. Январь737,6650,587,1 Январь-февраль1308,31477,8-169,5I квартал1954,92199,5-244,6 Январь-апрель2618,33030,5-412,2 Январь-май3195,73659,0-463,3I полугодие3997,94386,2-388,3 Январь-июль4658,45171,2-512,7Январь-август5300,55923,7-623,3

Объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2010г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).[14]

Мультипликатор Кейнса в экономике это - численный коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастает национальный доход при увеличении инвестиций.

Существует такое понятие как мультипликатор сбалансированного бюджета. Его суть состоит в следующем: прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) на сумму прироста государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета обозначается так: К сбалансированный бюджет.

Итак,

Кс.б .= ↑∆ЧНП / ↑∆G; ↑∆TAX,

где ↑∆ЧНП - прирост ЧНП, ↑∆G - повышение государственных расходов, ↑∆TAX - увеличение налогов. Можно записать так:

∆G = ∆TAX = ∆ЧНП

если госрасходы и налоги растут на одну и ту же величину, то и равновесный ЧНП увеличивается на ту же самую величину.

Так, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП, Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.[15]

По данным РИА новостей: Профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования) в 2011 году сложился на уровне 848,8 миллиарда рублей против дефицита в 1,585 триллиона рублей в 2010 году, говорится в докладе Росстата <#"justify">Сегодня общепризнано, что необходимо последовательно проводить бюджетно-налоговую реформу. Это позволит существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджета, создать механизмы действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства.[22,c. 69]


Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод о том, что бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах.

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции, но поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории "финансы", то ему присуще выполнение также следующих основных функций: перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, регулирование и стимулирование экономики, контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств. Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений. Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между её отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трёхуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных отношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жестокой централизации, ещё довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестаёт нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствует его сбалансированности и контролирует уровень возможного бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее всей российской экономики.

Список используемой литературы

1.Фрумкин К. "В программе реформ - реформа программ", Финансовая Россия №31, 2000.

2.Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна Бюджетирование. От стратегии до бюджета - пошаговое руководство. - М.: «Диалектика» <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>, 2006.

.Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

.Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 1996.

.Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2003.

.Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. - 2002. - №7.

.Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА - М, 2003

.Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материал/ Под ред.А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб: "Питер",1999

.Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001.

.Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2008.

. Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2004.

.Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета. //Финансы.- 2004.- №8.

.Энциклопедия экономиста. <http://www.grandars.ru/student/finansy/deficit-byudzheta.html>

.Росстат <http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/doklad/soderzhanie/ek_sit_RF/finansy/gos_fin/isp_b/81d2f68044cd8b409d69ff33421f06f5>

.Энциклопедия Википедия. <http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/doklad/soderzhanie/ek_sit_RF/finansy/gos_fin/isp_b/81d2f68044cd8b409d69ff33421f06f5>

.Росстат.<http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/news/3597540045b611f8b583f790e548526c>

.Экономическая теория./Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е издание.- СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2007.

.Макроэкономика. Теория и Российская практика: Учебник/ Под. ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. -М.: КНОРУС, 2004

.Базылев М.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. - М.: ИНФРА - М, 2003.

.Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Юристь, 2000

.Иванов В. В.., "Деньги. Кредит. Банки.": Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.,ЮНИТА, 2006г.

.Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. - 2002

.Минфин. <http://www1.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/08-10/>

Похожие работы на - Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!