Анализ системы обложения единым налогом на вмененный доход в ООО 'Де-юре'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,93 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ системы обложения единым налогом на вмененный доход в ООО 'Де-юре'

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

1.1 Экономическое содержание единого налога на вмененный доход как специального налогового режима

1.2 Малый бизнес как субъект специального налогового режима

1.3 Элементы налогообложения единого налога на вмененный доход

Глава 2. Анализ системы обложения ЕНВД в ООО "ДЕ-ЮРЕ"

2.1 Основная характеристика организации и ее экономических показателей

2.2 Порядок начисления единого налога, уплачиваемого организацией и его сравнение с упрощенной системой налогообложения

2.3 Уплата единого налога и предоставление отчетности

Глава 3. Пути повышения эффективности применения ЕНВД

3.1 Проблемы применения системы налогообложения в виде ЕНВД

3.2 Пути совершенствования и рекомендации по организации раздельного учета в связи с различными видами деятельности

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы. Существенной частью экономики современных государств является малый бизнес, вне зависимости от той части валового внутреннего продукта, которую он генерирует, поскольку этот сектор реально обеспечивает экономическую свободу граждан, создает новые рабочие места, часто является колыбелью новых прорывных технологий. Следовательно, задачей государства в области налогообложения является с одной стороны соблюдение своих фискальных интересов, а с другой формирование налоговой системы позволяющей развиваться малому бизнесу.

Для развития малого бизнеса в России создан режим единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Роль единого налога на вмененный доход в формировании благоприятного налогового климата весьма существенна. Во-первых, с введением этого налога организации и индивидуальные предприниматели попадают в более прозрачную правовую среду, так как обеспечивается простота исчисления налога, что, в свою очередь, должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения.

Во-вторых, единый налог непосредственно не связан с финансовым результатом хозяйствующего субъекта, что, при прочих равных условиях, позволяет легализовать коммерческую деятельность, и в меньшей степени зависеть от контролирующих органов. Кроме того, организация или индивидуальный предприниматель, начинающие свое дело, заранее могут определить сумму единого налога - основную составляющую налоговых изъятий, а не рассчитывать на бухгалтера в вопросах минимизации налоговых платежей.

Существенная в настоящее время потребность в развитии теории и практики ЕНВД не находит соответствующего подкрепления теоретическими и методологическими разработками. В литературе по экономике основное внимание уделяется изменению правового регулирования специального налогового режима в виде ЕНВД. Несколько расширили представление об экономическом содержание ЕНВД вышедшие в последнее время научные публикации Т.В. Гаврилиной, Т.В. Гусева, Л.С. Кириной, В. Лапача, Н.В. Лариной Л.А. Леоновой, Л.П. Павловой, И.П. Павлова, М.С. Савченко, А.В. Толкушинова, Д.Е. Фадеева, Д.Г. Черника и др. которые внесли вклад в решение проблем повышения эффективности этого налога.

Особенности налогообложения в виде ЕНВД и направления его совершенствования не нашли в полной мере отражения в существующих научных трудах. Многие проблемы организаций и налоговых органов в отношении единого налога на вмененный доход недостаточно изучены и требуют дальнейшего их исследования и поиска путей решения.

Цель работы. Целью выпускной квалификационной работы является исследование ЕНВД как механизма стимулирования малого бизнеса на примере ООО "ДЕ-ЮРЕ".

Для достижение указанной цели необходимо решить следующие задачи:

определить роль, назначение и место системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности как специального налогового режима;

дать характеристику малому предпринимательству, как субъекту ЕНВД, определить положительные и негативные стороны;

исследовать особенности применения единого налога, охарактеризовать его элементы;

проанализировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия;

исследовать целесообразность введения ЕНВД на предприятии, осуществляющем деятельность в сфере оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.

разработаны рекомендации по совершенствованию учета и налогообложению ООО "ДЕ-ЮРЕ".

Объектом исследования является специальный налоговый режим ЕНВД.

Предметом исследования - деятельность хозяйствующего субъекта ООО "ДЕ-ЮРЕ".

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили:

теории и принципы налогообложения;

теория единого налога;

законодательные и нормативные акты Российской Федерации по налогообложению;

материалы Министерства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по налогам и сборам; Министерства финансов Российской Федерации. Специальные подразделы работы раскрывают организационно-правовую форму предприятия, его основные экономические показатели. Все нормативные акты, использованные в настоящей работе, позаимствованы с сайта #"553233.files/image001.gif">

Рисунок 1 Соотношение сумм налогов при изменении режима налогообложения (руб.)

2.3 Уплата единого налога и предоставление отчетности


Уплата налога на вмененный доход является разновидностью основных специальных налоговых режимов, но данный налоговый режим имеет существенную специфику.

Уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности заменяет обязанность по уплате с этих видов деятельности четырех основных налогов: налога на прибыль (доход), НДС по внутренним операциям, налога на имущество, взносов в ПФР и в ФОМС.

При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Это значит, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также

повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:

типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);

характера местности (тип автомагистралей и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок; от остановок пассажирского транспорта;

характера реализованных товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

ассортимента реализованной продукции;

качества представляемых услуг;

сезонности;

суточности работы;

качества занимаемого помещения;

производительности используемого оборудования;

возможности использования дополнительной инфраструктуры;

инфляции;

количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком Нормативно правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ устанавливается размер вмененного дохода и значение иных составляющих формул расчета единого налога.

Правительство РФ в течении одного месяца со дня вступления в силу Закона № 148-ФЗ разрабатывает и доводит до сведения законодательных (представительских) органов государственной власти субъектов РФ рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых составляющих. Принятый законодательными (представительскими) органами субъекта РФ нормативно правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее, чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу (квартал), но не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативно правового акта. Все индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащий уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом.

Примерная форма расчета единого налога с вмененного дохода утверждена Приказом ГНС РФ от 12.08.98г. №БФ-3-02/182.

Расчет суммы единого налога на вмененный доход основывается на определении значения базовой доходности определенного вида деятельности, физических показателей и повышающих (понижающих) коэффициентов отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности.

При выборе физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности следует исходить из того, что валовой доход организации (предприятия) и прогнозируемый по его основе вмененный доход должен зависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц. Выбор этих физических показателей может быть осуществлен либо исходя из экспертной оценки результатов предпринимательской деятельности, либо на основании анализа статистических данных.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Сумму ЕНВД исчисляют по итогам налогового периода, применив рекомендованную формулу. Если в течении квартала величина физического показателя меняется, то плательщик ЕНВД учитывает это изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.

Согласно Налоговому Кодексу РФ, уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, может быть уменьшена налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход заполняется налогоплательщиками, переведенными на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, принятыми в соответствии с гл.26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002, регистрационный №3437; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2002, №21).

Внесение дополнений и изменений налогоплательщиком в налоговую декларацию при обнаружении в текущем отчетном (налоговом) периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в прошлых отчетных (налоговых) периодах при исчислении налоговой базы, применении налоговой ставки, определении суммы налога, или иных ошибок, повлекших завышение (занижение) сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, производится путем представления корректирующей налоговой декларации за соответствующий истекший отчетный (налоговый) период, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений.

Корректирующая налоговая декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств. При перерасчете налогоплательщиком налоговых обязательств не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот отчетный (налоговый) период, за который налогоплательщиком производится перерасчет налоговых обязательств.

Общие требования, которые должны соблюдать плательщики ЕНВД при заполнении декларации, сформулированы в разделе I, II Порядка заполнения декларации.

Декларация состоит из титульного листа и четырех разделов. В разделе 1 отражается сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика. Налог по каждому виду деятельности рассчитывается в разделе 2. Для определения общей суммы единого налога на вмененный доход с учетом уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд и пособий по временной нетрудоспособности предназначен раздел 3. В разделе 3.1 налогоплательщики указывают сумму налога отдельно по каждому ОКАТО.

Достоверность и полнота указанных сведений подтверждаются подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) или представителя налогоплательщика, проставляется дата подписания раздела.

Раздел 2 - с этого раздела следует начинать заполнение декларации. В нем отражаются все виды предпринимательской деятельности и места их осуществления. Допустим, налогоплательщик занимается только одним видом деятельности, но в разных муниципальных образованиях. Тогда данный раздел заполняется отдельно по каждому коду ОКАТО. Если в одном месте налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, на каждый заполняется соответствующий лист раздела 2.

В Разделе 3 определяется общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по всем кодам ОКАТО. Раздел заполняется на одном листе независимо от количества видов предпринимательской деятельности и мест их осуществления.

В разделе 3.1 рассчитывается сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет каждого административно-территориального образования, на территории которого налогоплательщик ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. Он заполняется по каждому коду ОКАТО, указанному в строках 030 заполненных разделов 2.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

В соответствии с положениями п.1 ст.53 НК РФ объектом налогообложения для субъектов рассматриваемой системы налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика. Таким образом, базовым экономическим показателем, исходя из величины которого и исчисляется

объем налогового обязательства, выступает не фактический хозяйственный результат деятельности налогоплательщика, а расчетный доход, административно "вмененный" налогоплательщику для целей налогообложения.

При этом налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина этого вмененного дохода.

Сумма исчисленного за налоговый период единого налога на вмененный доход подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими в пределах суммы исчисленных (подлежащих уплате) за налоговый период на дату представления налоговой декларации по единому налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,

Основаниями для включения в налоговую декларацию по единому налогу данных об исчисленных и уплаченных за обособленное подразделение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются составленный налогоплательщиком-организацией в произвольной форме расчет, а также копия платежного документа, подтверждающая уплату общей суммы исчисленных за отчетный (налоговый) период страховых взносов, заверенные налоговым органом по месту постановки на учет (месту нахождения) налогоплательщика-организации.

Указанная система налогообложения оказывает минимальное влияние на организацию бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Это обусловлено тем, что размер ЕНВД рассчитывается не на основании данных бухгалтерского учета (в отличие от других режимов налогообложения), а исходя из законодательно установленных величин доходности того или иного вида деятельности. По этой причине в плане эффективной организации системы бухгалтерского учета, хозяйствующие субъекты, подпадающие под ЕНВД, обладают наибольшими возможностями. соответствии с налоговым законодательством.

Таким образом, одним из несомненных достоинств системы налогообложения в виде ЕНВД можно признать простоту исчисления, широту распространения среди налогоплательщиков, возможность сочетания с другими системами налогообложения.

Глава 3. Пути повышения эффективности применения ЕНВД


3.1 Проблемы применения системы налогообложения в виде ЕНВД


Специальные режимы налогообложения малого бизнеса установлены во многих странах мира и являются одним из способов государственной поддержки. Развитие малого бизнеса - один из важнейших путей решения социальных и экономических проблем на федеральном и региональных уровнях. Тому существует ряд причин. Малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Небольшие предприятия отличаются большей гибкостью, чем крупные, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим изменениям предпринимательской среды. Динамичное развитие малого и среднего бизнеса может быть одним из ключевых факторов стабильного экономического роста в России.

Помимо экономических задач - малый бизнес решает и социальные задачи, потому что позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшает социальную атмосферу в обществе. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях.

Формирование значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы и заинтересованных в развитии демократических институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать рыночной направленности его развития, что может быть немаловажной и по политическим причинам для России в поддержке малого бизнеса.

В то же время, малое предпринимательство является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение от налогообложения,

которое заключается в сокрытии выручки, представления недостоверной отчетности или ее непредставления вообще, ведение бизнеса без регистрации. Причина этого является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению учета и предоставлению отчетности. Если эти “издержки законопослушания” достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования.

Установление упрощенных (в широком смысле) систем налогообложения приводят к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также соответствующих административных издержек по проверке применяющих эти методы налогоплательщиков.

Таким образом, основная задача в области налогообложения малого предпринимательства заключается в разработке системы, создающей стимулы для развития предпринимательства и одновременно предусматривающей меры, в максимально возможной степени ограничивающей возможности злоупотреблений с использованием этой системы.

Однако опыт применения специальных налоговых режимов в РФ показал их несовершенство, наличие многочисленных пробелов в законодательстве. Основными недостатками применения ЕНВД является:

1. Ограничение круга лиц, которые могут применять ЕНВД (необходимость соответствовать требованиям).

. Исчерпывающий перечень видов деятельности.

. Величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков.

. Отказ крупных заказчиков, являющихся плательщиками НДС, от работы с организациями и ИП применяющими ЕНВД, из-за невозможности налогового вычета по НДС.

При применении системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности можно выделить ряд проблем.

. Необходимость представления налоговых деклараций в случае отсутствия деятельности, облагаемой этим налогом.

. Спорность позиции законодателя о распространении ЕНВД на рекламные услуги.

. Отсутствие порядка ведения раздельного учета физических показателей базовой доходности (площади, количества работников).

Возникают проблемы: как делить численность административно-управленческого персонала, обслуживающего на предприятии несколько видов деятельности, один из которых - оказание бытовых услуг, и как разделить площадь торгового зала, на котором одновременно осуществляется оптовая и розничная торговля. Проблема возникает при применении физических показателей доходности и для тех организаций, которые занимаются видами деятельности, попадающими под действие ЕНВД и под общеустановленную систему налогообложения.

При распределении общехозяйственных расходов, налога на имущество возникает необходимость деления численности работающих и их заработной платы, в результате чего численность по каждому виду округляется до целых чисел. При суммировании всех работников, как правило, из-за округления расчетная численность оказывается больше фактической.

. Экономическая необоснованность базовой доходности.

Серьезным недостатком ЕНВД является установленная по видам деятельности базовая доходность, которая часто не имеет экономического обоснования и не соответствует реальным результатам предпринимательской деятельности. Во многих регионах значения показателей базовой доходности, оказывающие основное влияние на величину базы налогообложения, установлены для отдельных категорий налогоплательщиков либо в значительно завышенных, либо в заниженных размерах, что приводит к неравенству условий их налогообложения в этих регионах и, как следствие, к нарушению целостности единого экономического пространства в Российской Федерации. Очевидно, что доходность торговой точки в Москве и городе Туле существенно различаются. Для корректировки органы местной власти вынуждены использовать коэффициент К2, который предназначен не для учета местных особенностей, а для дифференциации налоговой нагрузки в зависимости от ассортимента, сезонности и т.д. таким образом, государство теряет определенную сумму налоговых поступлений при применении ЕНВД.

. Плательщики ЕНВД должны уплачивать все установленные налоги и сборы по видам деятельности, не переведенным на уплату ЕНВД. Таким образом, с введением ЕНВД у многопрофильных организаций увеличивается число уплачиваемых налогов.

. Переход на уплату ЕНВД не означает упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности. Более того, плательщики, осуществляющие виды деятельности как переведенные на уплату ЕНВД, так и облагаемые в общем порядке, должны организовать ведение раздельного учета. Разработка системы раздельного учета означает необходимость дополнительных трудозатрат и, в большинстве случаев, ведение более детального аналитического учета.

. Неопределенность в порядке исчисления налога. Закон определяет лишь общую концепцию взимания налога. Конкретные положения, устанавливающие порядок его исчисления и уплаты устанавливаются нормативными актами местных органов власти. В связи с этим у организаций возникают проблемы в связи с недостаточной определенностью понятий, а также некоторыми несоответствиями нормативных правовых актов государственных органов власти субъектов РФ федеральному законодательству.

. В законодательстве о едином налоге на вмененный доход не всегда учитываются специфические особенности деятельности индивидуальных предпринимателей и организаций, такие как осуществление деятельности самостоятельно либо с привлечением наемных работников, режим их работы и периодичность осуществления деятельности, а также возможность временного прекращения деятельности. Одновременно с этим не принимается во внимание, что большинство индивидуальных и предпринимателей занимаются мелким и малоприбыльным бизнесом и не могут быть приравнены по размерам базовой доходности к юридическим лицам и предпринимателям, использующим в своей деятельности труд наемных работников.

. Проблема возмещения НДС у партнеров. (Серьезная проблема для бизнеса). Предприятие, переведенное на режим уплаты ЕНВД, выступает невыгодным партнером, так как не является плательщиком НДС и не может выставить счет-фактуру заказчику для его возмещения. Потребители продукции малого предприятия, перешедшего на единый налог, не могут принять к зачету налог на добавленную стоимость. Данный вопрос представляется существенной законодательной недоработкой, препятствующей широкому распространению упрощенной системы в тех случаях, когда она экономически целесообразна. Как известно, величина НДС, принимаемого к зачету при исчислении налога, передается по цепочке от поставщика к покупателю и от него к последующим покупателям. Если в этой цепочке оказывается малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, то следующие за ним покупатели лишаются этого права, что равновесно для них существенному увеличению цены. Это обстоятельство ограничивает область целесообразного применения упрощенной системы предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю, либо наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т.е. производящими продукцию из собственного сырья.

. Трудности перехода с ЕНВД на иные режимы налогообложения.

Непроработанность процедуры перехода с традиционной на упрощенную систему налогообложения, трудоемкость и неясность обратного перехода - с упрощенной системы на традиционную и другие законодательные недоработки.

Процедура перехода от упрощенной системы обратно к традиционной вообще не определена ни законодательно, ни нормативно. Причина этого - в методологической недоработке, а именно в недостаточной определенности места и роли упрощенной системы в общей структуре системы налогообложения. Для решения проблем, возникающих в практике стимулирования малого бизнеса, необходимо регулярно совершенствовать налоговое законодательство, налоговый механизм для обеспечения повышения эффективности деятельности малых предприятий.

Как показало проведенное исследование, ООО "ДЕ-ЮРЕ" не выгодно заниматься только техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей, а так же розничной торговлей (это только ЕНВД), надо вести оптовую торговлю, тогда для нее можно будет перейти на упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы). За счет снижения налоговой нагрузки у предприятия увеличиться прибыль, а при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов ООО "ДЕ-ЮРЕ" заплатило бы налогов больше в 1,2 раза, чем при применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов

При совмещении двух режимов налогообложения - упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде ЕНВД, возникает обязанность по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности в целом по всей организации.

По мнению Минфина России, приведенному в Письме от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70, организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых согласно НК РФ не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации.

При этом Минфин России пояснил, что данная позиция подтверждается тем, что нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (п.3 ст.91 ГК РФ, ст. ст.18, 23, 25, 26, 45, 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью) обязывают общество с ограниченной ответственностью вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность общества, а также утверждать распределение прибылей и убытков.

По мнению финансового ведомства, приведенному в Письме от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230, налогоплательщикам при составлении и представлении бухгалтерской отчетности в вышеуказанной ситуации следует руководствоваться Законом о бухгалтерском учете, п.2 ст.13 которого установлен перечень бухгалтерской отчетности организации, состоящей:

из бухгалтерского баланса;

из отчета о прибылях и убытках;

из приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

из аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту;

из пояснительной записки.

3.2 Пути совершенствования и рекомендации по организации раздельного учета в связи с различными видами деятельности


Существующая в настоящее время система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход нуждается в серьезном реформировании. Исходя из недостатков и проблем применения системы налогообложения, обозначенных в третьей Главе дипломной работы, а также основываясь на данные Главы 2, в которой описана практическая деятельность ООО "ДЕ-ЮРЕ", можно предложить определенные направления совершенствования законодательства в области ЕНВД.

Разумеется, добровольность применения вмененного налогообложения не подразумевает возможности многократно менять применяемую систему за короткий период времени. Необходимо определить срок, в течение которого нужно оставаться в той системе, которая была выбрана; есть смысл предусмотреть ограничение на повторное применение специального режима в течение определенного срока. И, наконец, нельзя менять систему учета в течение налогового периода.

Добровольность применения порядка, предусмотренного для малого предпринимательства, не исключает использования вмененного минимального налогообложения тех видов деятельности и в тех случаях, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности сокрытия выручки от учета. Для установления минимальных налогов в этом случае необходимо произвести эмпирические исследования и на их основании определить приемлемые базы вменения и ставки минимального налога, дифференцированные по видам деятельности.

Таким образом, применение единого налога на вмененный доход должно быть только на добровольной основе. А если применение специального режима является обязательным, как на данном этапе развития системы налогообложения малого бизнеса, то налогоплательщик должен обладать закрепленным правом оспаривания начисленных сумм налогов, если они превышают рассчитанные по общепринятой системе, что реализовывало бы принцип равенства налогообложения.

Следующее предложение по совершенствованию системы налогообложения в виде ЕНВД касается ведения бухгалтерского учета. В настоящее время организации - плательщики единого налога на вмененный доход обязаны вести бухгалтерский учет аналогично налогоплательщикам, находящимся на обычном режиме налогообложения, что ставит их в неравные условия с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения. Освобождение налогоплательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности ведения бухгалтерского учета, заменив ее обязанностью ведения книги учета доходов и расходов по аналогии с плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения поставило бы их в один ряд спецрежимников.

Одно из направлений совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД касается уплаты НДС. Сейчас предприятия на вмененном режиме освобождены от уплаты этого налога. Можно ввести добровольную уплату НДС. Основной аргумент в пользу этого нововведения: зачастую большим предприятиям невыгодно работать с малыми в одной цепочке, так как они не могут принять к зачету НДС. Можно предположить, что данное предложение будет выгодно как для крупных предприятий, так и для субъектов малого бизнеса, находящихся на специальном налоговом режиме. При этом нужно учесть, что введение права на уплату НДС усложняет налоговый режим, что противоречит принципам ЕНВД.

В сложившейся на сегодняшний день финансовой атмосфере современной экономики очевидна неизбежность последствий кризисных явлений если не во всех, то в большинстве сфер предпринимательской деятельности. Не является исключением и сфера деятельности рассматриваемого предприятия - оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию автомобилей. Нет сомнений в том, что услуги автосервиса

всегда будут пользоваться спросом, причем его рост очевиден в ближайшем будущем.

Здесь важно не просто эффективная организация существующего производства, но и умение удержать существующее. Для этого необходимы регулярные инвестиции в существующее производство. Именно такую стратегию вполне успешно реализует ООО "ДЕ-ЮРЕ", Предприятию удается не просто "оставаться на плаву", но и постоянно расширять границы своего производства. Поэтому, несмотря на отрицательную динамику некоторых финансовых коэффициентов, в целом, предприятие сравнительно безболезненно преодолевает последствия мирового финансового кризиса.

С целью восстановления положительной тенденции на предприятии следует принять ряд мер:

-        активизация управленческого учета с целью выявления возможного сокращения расходов и корректировки оперативного бюджета расходов;

-        для усиления финансовой независимости предприятия следует увеличить источники собственных средств, возможно за счет сокращения величины запасов, что позволит высвободить из хозяйственного оборота значительные суммы собственных и заемных средств, и дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств. Возможен и другой, альтернативный способ увеличения источников собственных оборотных средств - предприятие может позволить себе увеличить кредиторскую задолженность до уровня дебиторской задолженности;

-        необходимо изыскать средства для снижения задолженности перед внебюджетными государственными фондами;

-        для увеличения выручки за счет привлечения новых клиентов, как в лице юридических, так и физических лиц необходима разработка новых тарифных планов, а также проведение бонусных акций.

вести не только розничную торговлю через кассу, так как ООО теряет многих потенциальных покупателей, потому что многие организации работают преимущественно через безналичный расчет; также с прибыли, получаемой от оптовой торговли, оплачиваются многие расходы, такие как арендная плата, оплата телефонных переговоров, оплата за рекламу и т.д.

для налогообложения (доходы минус расходы). уменьшения налоговой нагрузки организации лучше перейти на упрощенную систему.

Так как вмененный налог определяется не прибылью и даже не выручкой, а физическими показателями, то можно подумать над своими физическими показателями. При уплате налога с каждого квадратного метра площади (торговля) необходимо проанализировать эффективность использования этих метров. Можно сдать их в аренду или переоборудовать в подсобные помещения. При оказании услуг, где физическим показателем является количество работников, необходимо обдумать их полную занятость. Можно взять сотрудников на неполный рабочий день - такие сотрудники учитываются при расчете среднесписочной численности пропорционально отработанному времени. Можно попытаться уменьшить физический показатель организационными мерами: выделить сотрудников, занимающихся данными услугами, в отдельное подразделение (бригаду), руководителя которой подчинить непосредственно директору. Если же поручить все расчеты по этому подразделению одному бухгалтеру, то можно делать вид, что все остальные сотрудники к ЕНВД вообще отношения не имеют. Для уменьшения налоговой нагрузки можно использовать коррекцию базовой доходности с учетом фактического времени осуществления деятельности, т.е. использовать график работы.

то есть экономится 13% от суммы налога. Подтверждением времени осуществления деятельности могут быть отчеты ККМ, утвержденный график работы, табели сотрудников и т.п.

Так, если по тем же табелям можно установить, что сотрудники в конкретный день выходили на работу; или есть датированные этим днем договоры, приходно-расходные документы, то отсутствия чеков будет недостаточно для того, чтобы не платить налог за этот день.

Таким образом, одним из несомненных достоинств системы налогообложения в виде ЕНВД можно признать простоту исчисления, широту распространения среди налогоплательщиков, возможность сочетания с другими системами налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке. Уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности заменяет обязанность по уплате с этих видов деятельности четырех основных налогов: налога на прибыль (доход), НДС по внутренним операциям, налога на имущество, отчисления в страховые фонды. Все иные налоги и сборы по этим видам деятельности уплачиваются в общеустановленном порядке. В отношении иных видов деятельности применяется обычный режим налогообложения.

Основными недостатками применения ЕНВД является

. Ограничение круга лиц, которые могут применять ЕНВД (необходимость соответствовать требованиям).

. Исчерпывающий перечень видов деятельности.

. Величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков.

. Отказ крупных заказчиков, являющихся плательщиками НДС, от работы с предпринимателями применяющими ЕНВД, из-за невозможности налогового вычета по НДС.

Для организации необходимо самим определить методы ведения раздельного учета доходов, расходов и имущества, так как нормативно они не установлены. Организации определяют их для себя сами. Принятые правила раздельного учета в организации нужно фиксировать в ее учетной политике. Необходимо указать виды деятельности предприятия, которые будут считаться отдельными объектами бухгалтерского учета и отчетности, по которым требуется раздельный учет, закрепить порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. В рабочем плане счетов необходимо сформировать субсчета на счетах бухгалтерского учета доходов, расходов, имущества и обязательств предприятия, соответствующие виду деятельности или объекту налогообложения. Для этого в зависимости от потребности в детализации учета к счетам открываются субсчета второго или третьего уровня, отдельные по видам деятельности, облагаемым упрощенным налогом, по видам деятельности на вмененном доходе.

Как правило, затраты, непосредственно связанные с определенным видом деятельности, относятся на прямые расходы. Те расходы, которые образуются в обслуживающих подразделениях, в управленческом секторе и прочие, приходятся на несколько или на все виды деятельности налогоплательщика. Такие общие расходы, прежде чем списать, следует распределить между конкретными видами деятельности пропорционально объемам выручки. Для решения указанных и иных проблем, возникающих в практике стимулирования малого бизнеса, необходимо регулярно совершенствовать налоговое законодательство, налоговый механизм для обеспечения повышения эффективности деятельности малых предприятий, роста количества занятых в рассматриваемом секторе, средних доходов и уровня социальной защищенности, занятых здесь работников, что в конечном счете будет содействовать формированию и усилению среднего класса - важного фактора стабильности российского общества.

Заключение


За десять лет существования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) законодательная база претерпела существенные изменения. Если с момента появления в 1998 году ее действие определялось в соответствии с Федеральным Законом, то позже она была выделена с отдельную главу Налогового Кодекса. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что введение в действие новой главы НК РФ заметно упростило процедуры налогообложения и предоставления отчетности и, в конечном счете, создало благоприятные условия для ускорения развития в стране малых предприятий. Но вместе с тем при всех возможных преимуществах вмененной системы налогообложения организации и предприниматели сталкиваются с рядом трудностей, возникающих в результате применения ЕНВД.

Сегодня можно говорить о том, что единый налог на вмененный доход является одним из главных источников формирования доходов местных бюджетов, несмотря на то, что динамика поступлений ЕНВД в местные бюджеты РФ заметно варьируется в зависимости от региона, что связано с установлением различного перечня видов деятельности, на которые распространен ЕНВД, а также с применяемым методом установления коэффициента К2.

Сущность системы налогообложения в виде ЕНВД и ее главное преимущество заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Положительными чертами данного режима можно назвать также упрощенную форму ведения бухгалтерского и налогового учета, представления отчетности, использование корректирующих коэффициентов.

Однако существует и много недостатков, которые усложняют применение ЕНВД на практике. К ним можно отнести обязательный характер применения этого специального режима, экономически необоснованная величина базовой доходности.

Выпускная квалификационная работа на тему "Единый налог на вмененный налог: организация учета и вопросы налогообложения" построена по материалам ООО "ДЕ-ЮРЕ". На примере этого предприятия исследован порядок ведения бухгалтерского при применении Единого налога на вмененный доход. В результате проведенной работы установлено, что бухгалтерский учет ООО "Де-ЮРЕ" ведется согласно Закона "О бухгалтерском учете", учетной политике, принятой на предприятии, Положению о бухгалтерском учете и отчетности, инструктивным материалам. На данном предприятии применяется компьютеризированный учет в бухгалтерской программе 1С Предприятие 7.7.

По ходу выпускной квалификационной работы произведено изучение ЕНВД, организация учета на конкретном предприятии, Цель выпускной квалификационной работы - определение единого налога на вмененный доход, организация учета в бухгалтерском учете, рассмотрение вопросов налогообложения. Предметом исследования послужили нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет специального налогового режима; учетная политика, регулирующая бухгалтерский и налоговый учет; вся первичная документация; учетные регистры и отчетность. Действующая практика расчетов при ЕНВД на примере конкретного субъекта хозяйствования - ООО "ДЕ-ЮРЕ".

В процессе исследования были решены следующие задачи:

определены задачи и нормативно-правовое регулирование учета специального налогового режима в виде ЕНВД;

проанализирован порядок начисления и уплаты единого налога на вмененный доход на ООО "ДЕ-ЮРЕ"

В первой главе описаны теоретические аспекты учета применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, рассмотрена нормативно-правовая база.

Во второй главе на примере действующего предприятия ООО "ДЕ-ЮРЕ" рассмотрен анализ системы налогообложения в виде ЕНВД

Общество является коммерческой организацией и предметом его деятельности является:

"Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей"

Дополнительные виды деятельности:

"Розничная торговля",

"Розничная торговля моторным топливом",

"Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств

Анализ основных экономических показателей организации выполненный по данным сводной бухгалтерской отчетности показал, что предприятие развивается успешно, так как по всем основным показателям наблюдается тем роста более 100 %.

Бухгалтерский учет в ООО "ДЕ-ЮРЕ" ведется в соответствии с порядком его ведения, предусмотренным законодательством РФ. Применяется автоматизированная форма учета. С помощью компьютерной техники используется бухгалтерская программа 1С: Предприятие. Комплексная конфигурация, сетевая версия 7.7.

В третьей главе работы рассмотрены пути повышения эффективности применения ЕНВД.

рассмотрены проблемы применения системы налогообложения в виде ЕНВД

пути их совершенствования, переход на более усовершенствованную программу автоматизации бухгалтерского учета, а именно на конфигурацию программы 1: С Предприятие 8.0;

организовать четкие взаимоотношения между подразделениями;

изменить подход к формированию учетной политики организации, внести в нее конкретизацию системы документооборота и порядок отражения различных операций;

Вследствие этих мер, предприятие будет своевременно получать денежные средства, что позволит продуктивно использовать их в дальнейшей своей деятельности. Проведенный анализ практической деятельности на примере ООО "ДЕ-ЮРЕ" в полной мере раскрыл сущность системы налогообложения в виде ЕНВД, уточнил все ее тонкости и нюансы.

В связи с тем, что система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер, совершенствование системы налогообложения для организации представляется возможным в рамках теоретических предложений по совершенствованию режима, представленных в третьей главе дипломной работы, в том числе предлагается ввести добровольность перехода на систему налогообложения в виде ЕНВД, отменить применение контрольно-кассовой техники для некоторых видов деятельности, упростить ведение налогового и бухгалтерского учета для организаций и др.

Подводя итоги по проделанной работе можно надеяться, что внесенные предложения будут рассмотрены и внедрены к применению в бухгалтерский учет фирмы, и окажут положительное влияние на состояние показателей учета и отчетности в ООО "ДЕ-ЮРЕ". Хочется отметить, что в современных условиях, применительно к состоянию экономики любого предприятия от бухгалтера требуется знание всех нюансов ведения расчётов с покупателями и заказчиками, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации и выбирать наиболее верное решение, которое благоприятно повлияет на экономическое положение фирмы.

Список использованных источников


1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 - от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, часть 2 - от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (с изменениями)

. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 - от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, часть 2 - от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями)

. Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями)

. Приказ МФ РФ от 29.07.1998г №34н. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (с изменениями)

. Приказ МФ РФ от 06.10.2008г №106н. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008. (с изменениями)

. Приказ МФ РФ от 06.07.1999г №43н. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99. (с изменениями)

. Приказ МФ РФ от 31.10.2000г №94н. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (с изменениями)

. Приказ МФ РФ от 13.06.1995г №49. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (с изменениями)

. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. - М.: ИКЦ "Март", 2010.

. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник для вузов

. - М.: Вузовский учебник, 2011.11 Безруких П.С. Бухгалтерский учет. Учебник. - М.: Бухгалтерский учет, 2010

. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2010.

. Брага В.В., Левкин А.А. Компьютерные технологии в бухгалтерском учете на базе автоматизированных систем. Практикум. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2010.

. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Учебное пособие - М.: Приор-стрикс, 2010.

. Глущенко А.В. теория бухгалтерского учета. Учебное пособие - М.: КНОРУС, 2011.

. Донцова Л.В., Никифирова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности - М.: Учебник, 2010.

. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. Учебник - М.: Бухгалтерский учет, 2010.

. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие - М.: "Издательство ПРИОР", 2011.

. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие - М.: ИПБ-БИНФА, 2010.

. Медведев М.Ю. Бухгалтерский учет для начинающих. Учебно-практическое пособие - М.: КНОРУС, 2010.

. Николаева Г.А., Учетная политика организации: принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. Учебное пособие. - М.: ЦБА: Аналитика-Пресс, 2010.

. Овсийчук М.Ф. Контроль и ревизия. Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011.

. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет по плану счетов. Учебно-практическое пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2010.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. - М.: ИП "Экоперспектива", 2011.

. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. Учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

. Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. Учебник. - М.: ИА "ИПБР - БИНФА", 2010.

. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет. Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2010.

. Хахонова Н.Н. основы бухгалтерского учета и аудита. Учебник. - М.: ФЕНИКС, 2011.

. Часова О.В. Финансовый бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010.

. Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. - М.: Приор-издат. 2011.

. Богомолов А.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженности как элемент внутреннего контроля в организации // "Современный бухучет". 2010. - №5. - с. 20-22

. Глинистый В.Д. Практика бухгалтерского учета // "Налоговый вестник". 2011. - №7. - с.91-93

. Мельникова Л.А. Раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о дебиторах и кредиторах // "Бухгалтерская отчетность организации". 2010. - №3. - с.15-18

. Информационно-правовая система "Консультант плюс"

. www.nalog.ru - официальный сайт ФНС РФ

37. www.buhgalteria.ru - сайт для бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов.

. www.buhukr. narod.ru - информационно-справочный сайт для бухгалтера.

. www.buh.ru - Интернет ресурс для бухгалтеров.

Похожие работы на - Анализ системы обложения единым налогом на вмененный доход в ООО 'Де-юре'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!