Анализ доходной и расходной части Пенсионного фонда Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ доходной и расходной части Пенсионного фонда Российской Федерации

План

Введение

1. Общая характеристика Пенсионного фонда РФ, его доходов и расходов

2. Анализ доходной части Пенсионного фонда РФ за период 2006-2010 гг.

3. Анализ расходной части Пенсионного фонда РФ за период 2006-2010 гг.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства является реформирование пенсионной системы и обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости, которая, в свою очередь, влияет на платежеспособный спрос, динамику инвестиционного процесса, общий уровень жизни. Основным элементом (финансовым институтом) пенсионной системы выступает Пенсионный фонд РФ (ПФР), от финансовой устойчивости которого напрямую зависит устойчивость всей пенсионной системы и системы социальной защиты населения России. Объем финансовых ресурсов бюджета ПФР на 2010 г. составлял 4,68 трлн. руб., объем пенсионных выплат - 4,4 трлн. руб., доходы ПФР в ВВП в 2010 г. составили 7,1%, а расходы - 6,48%. Отсюда - важность решения проблем формирования и использования финансовых ресурсов ПФР.

Чрезвычайно актуальной является проблема обеспечения ПФР собственными источниками доходов для финансирования пенсионных выплат и оптимизации его расходов. Состояние современной пенсионной системы России характеризуется низким уровнем пенсий (коэффициент замещения ими трудового заработка составляет всего 25% при минимальном нормативе в 40%, миллионы пенсионеров не в состоянии удовлетворить за счет пенсии своих элементарных потребностей), отсутствует прямая связь страховых взносов и пенсии с трудовым вкладом пенсионера. Данные проблемы усугубляются ускорением процесса старения населения, что в перспективе может привести к усилению диспропорций в структуре финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ и снижению уровня пенсий.

Целью исследования является анализ доходной и расходной части Пенсионного фонда РФ за период 2006-2010 гг.

Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:

рассмотреть общую характеристику доходов и расходов Пенсионного фонда РФ;

проанализировать особенности формирования и использования финансовых ресурсов (доходов) Пенсионного фонда РФ в 2006-2010 гг.;

проанализировать результативность и эффективность использования средств Пенсионного фонда РФ 2006-2010 гг.

Предметом исследования является совокупность денежных отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения (формирования и использования финансовых ресурсов) Пенсионного фонда РФ.

Объектом исследования выступает бюджет Пенсионного фонда РФ.

пенсионный фонд российский доходный

1. Общая характеристика Пенсионного фонда РФ, его доходов и расходов


Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда РФ в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т. ч.:

·              учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

·              назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

·              назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

·              персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

·              взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

·              выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

·              управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

·              реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

взносов работодателей;

взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий отдельным категориям граждан;

средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

доходов от эмиссии ценных бумаг;

добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

доходов от капитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.

Расходная часть бюджета Пенсионного фонда РФ включает в себя финансирование мероприятий по управлению процессом государственного пенсионного страхования в России, и прежде всего, средства, аккумулированные в бюджете Пенсионного фонда РФ, расходуются на выплату государственных пенсий.

К числу расходов Пенсионного фонда РФ относят:

. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

. доставка и пересылка пенсий;

. финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

. другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ.

Основное направление расходования средств Пенсионного фонда РФ - финансирование выплаты государственных пенсий. Ключевое место в процессе определения потребностей финансовых средств для выплаты пенсий при планировании расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ занимает расчет размера государственных пенсий, финансируемых из Пенсионного фонда РФ.

Наиболее детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного обеспечения в Российской Федерации может дать анализ ежегодно составляемого бюджета Пенсионного фонда РФ, утверждаемого Федеральным Собранием Российской Федерации, который является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Из представленных показателей и прилагаемых расчетов и обоснований можно получить достаточно четкое представление об основных рамках государственного пенсионного регулирования.

2. Анализ доходной части Пенсионного фонда РФ за период 2006-2010 гг.


Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2006 г. был утвержден по доходам в сумме 1 637 580,0 млн. рублей, из них 1 536 990,4 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2007 г. по доходам утвержден в сумме 1 914 133,2 млн. руб., из них 1 777 702,6 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Объем доходов бюджета Фонда в 2008 г. утвержден в сумме 2 621 075 405,3 тысяч руб., из них 2 363 031 225,2 тыс. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 401 666 555,2 тыс. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 285 180,5 тыс. руб. .

Объем доходов бюджета Фонда в 2009 г. утвержден в сумме 3 282 951 083,1 тыс. руб., из них 2 994 149 643,3 тыс. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 053 995 672,3 тыс. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 925 427,0 тыс. руб. .

Бюджет Пенсионного фонда РФ по доходам в 2006 г. исполнен на 104,5%, в 2007 г. - на 101,7%, в 2008 г. - на 104,2%, в 2009 г. - на 98,2%.

Доходы Пенсионного фонда РФ за 2010 г. составили 4610,1 млрд. руб. (99,2% от утверждённых показателей). Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по доходам 4248,9 млрд. руб. (100,4% от утверждённых показателей).

Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 г. поступило 1916,1 млрд. руб., в том числе на выплату страховой части трудовой пенсии - 1591,9 млрд. руб., что в 1,6 раза выше уровня 2009 г., в основном за счёт увеличения с 1 января 2010 г. тарифа отчислений. Общая сумма средств федерального бюджета, переданных Фонду из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов, составила 2643,8 млрд. руб., где основными направлениями финансирования являлись покрытие дефицита бюджета Фонда в целях возмещения недостатка средств на выплату страховой части трудовой пенсии (1316,3 млрд. руб.), а также валоризация величины расчетного пенсионного капитала (502,2 млрд. руб.) .

На рис.1 в приложении представлена динамика доходов Пенсионного фонда РФ за 2006-2010 гг. На рис.2 в приложении очевидны незначительные изменения в структуре доходов Пенсионного фонда РФ в 2010 г. по сравнению с 2006 г.

В структуре доходов Пенсионного фонда РФ наибольшую долю составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: в 2006 г. - 53,2%, а в 2010 г. - их доля снизилась на 2,3% и составила 50,9%. Так же значительна доля поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (в 2006 г. - 39,4%, а в 2010 г их доля увеличилась на 2,7% и составила 42,1%).

Доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, составила в 2006 г. - 6,2%, в 2010 г. - 5,7% (снижение на 0,5%).

Доля прочих доходов в 2006 г. - 1,2%, в 2010 г. - 1,4% (увеличение на 0,2%).

Итак, основной источник доходов Пенсионного фонда РФ в 2006-2010 гг. - это страховые взносы работодателей и работающих граждан.

3. Анализ расходной части Пенсионного фонда РФ за период 2006-2010 гг.


Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2006 г. был сформирован по расходам в сумме 1 537 257,1 млн. руб., из них 1 529 577,8 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2007 г. по расходам утвержден в сумме 1 782 348,2 млн. руб., из них 1 764 429,8 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Объем расходов бюджета Фонда в 2009 г. утвержден в сумме 3 041 483 420,5 тыс. руб., из них 2 998 653 912,2 тыс. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 929,2 тыс. руб. .

Расходы Пенсионного фонда РФ за 2010 г. составили 4249,2 млрд. руб. (97,2% от утверждённых показателей). Профицит бюджета ПФР составил 360,9 млрд. руб. Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по расходам 4179,2 млрд. руб. (98,7% от утверждённых показателей) .

В 2010 г. Пенсионным фондом РФ в полном объёме исполнены все публичные нормативные обязательства, обеспечена своевременная выплата пенсий, пособий, компенсаций, осуществлены иные социальные выплаты, проведены мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан. В результате этих мероприятий средний размер трудовой пенсии на конец года превысил 8 тысяч рублей. Средний размер социальной пенсии на эту же дату составил 4,7 тысяч рублей. При этом общая численность пенсионеров увеличилась на 617 тысяч человек и составила 39,7 миллиона человек.

На рис.3 в приложении представлена динамика расходов Пенсионного фонда РФ за 2006-2010 гг. На рис.4 в приложении отражены некоторые изменения в структуре расходов Пенсионного фонда РФ в 2010 г. по сравнению с 2006 г.

В структуре расходов Пенсионного фонда РФ наибольшую долю составляют расходы на страховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2006 г. - 45,5%, а в 2010 г. - их доля увеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов на базовую часть трудовой пенсии (в 2006 г. - 32,7%, а в 2010 г. их доля снизилась на 0,2% и составили 32,5%) .

Доля прочих расходов в 2006 г. - 10,6%, в 2010 г. увеличилась на 2,2% и составила 12,8%.

Доля ежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2006 г. - 2,9%, в 2010 г. снизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидам в 2010 г. снизилась по сравнению с 2006 г. на 1,9% и составила 6,4%.

Заключение


Формированию доходной базы Пенсионного фонда РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования. До 2010 г. средства, используемые на выплату трудовых пенсий, формировались за счет двух основных источников. Первый - единый социальный налог, это, по существу, бывшие обязательные страховые взносы, предназначенные для выплаты трудовых пенсий. Доходы в виде страховых взносов принято называть собственными доходами фонда обязательного пенсионного страхования. Второй - дотация за счет средств федерального бюджета.

Доходы бюджета Фонда выглядят внушительно - за 2010 г. они составили 4610,1 миллиарда рублей, расходы - 4249,2 миллиарда рублей. То есть профицит бюджета Фонда немалый - 360,9 миллиарда рублей.

Вместе с тем, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2006-2010 гг., можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета в финансировании пенсионной. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального, низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов, изменение с 2008 г. тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %, несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной).

Для базовой части пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство в рассматриваемый период пыталось снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 г. страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.

В структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в рассматриваемый период преобладали расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного фонда РФ, то сложилась тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имели тенденцию к увеличению.

Сегодня все более актуальными становятся вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ и эффективного управления его финансовыми ресурсами. Однако в ближайшей и особенно в долгосрочной перспективе они не могут быть решены с помощью только оперативных мер по мобилизации страховых взносов и привлечению средств из федерального бюджета для финансирования предусмотренных законодательством пенсионных выплат без анализа причин и принятия действенных мер по уменьшению зависимости ПФР от федерального бюджета. Глубинные причины финансовой неустойчивости ПФР не могут быть нивелированы и тем более устранены без коренного изменения стратегии и механизмов формирования и использования его финансовых ресурсов.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.       Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета.21.09.2009.

2.       Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 174-ФЗ (в последующ. ред. )"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год" // #"553209.files/image001.gif">

Рис.1. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2006-2010 гг.

                   

г.                                  2010 г.


Рис.3. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2006-2010 гг.

         

г.                                  2010 г.

Рис.4. Структура расходов Пенсионного Фонда в 2006-2010 гг.

Похожие работы на - Анализ доходной и расходной части Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!