Учет основных средств предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет основных средств предприятия

Введение

Хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства.

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения.

Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью основных средств, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов повышения эффективности хозяйствования.

Полное и рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, экономии капитальных вложений и др.

Цель работы - исследовать экономическую сущность основных средств, рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета и отчетности о движении основных средств на предприятии ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок».

Кузнечный завод тяжелых штамповок специализируется на производстве:

крупногабаритных тяжелых штамповок и поковок из сортового проката штамповкой на кривошипно-горячештаповочных прессах, штамповочных молотах, молотах свободной ковки с последующей термообработкой и очисткой;

изготовлении лонжеронов, балок передней оси, дисковых колес автомобилей МАЗ;

картеров заднего моста;

ободьев колес для большегрузных самосвалов;

соединительной арматуры трубопроводов (фланцы);

запасных частей для сельхозмашин;

изделий легкой промышленности.

В процессе работы были изучены классификация, оценка основных средств, задачи учёта основных средств и особенности документального отражения учета основных средств.

Понятие основных средств, их классификация и оценка

учет основные средства

С 1 января 2002 года в Республике Беларусь действует Положение по бухгалтерскому учету основных средств и Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств.

К основным средствам относятся орудия труда, используемые в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управления организацией, в течение срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев.

В состав основных средств входят: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, внутрихозяйственные дороги, многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшению земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные основные средства, а также земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), приобретенные организацией в собственность.

Не относятся к основным средствам: молодняк животных и животные на откорме, семьи пчел, пушные звери, предметы для выдачи напрокат.

Независимо от срока службы в составе основных средств не учитываются специальные инструменты и приспособления, не имеющие универсального применения и предназначенные для изготовления отдельных видов продукции (пресс-формы и пр.), машины и оборудование, являющиеся продукцией предприятий-изготовителей или товарами в торговых организациях, а также быстроизнашивающиеся предметы, служащие менее 12 месяцев независимо от их стоимости.

В бухгалтерском учете используется несколько признаков классификации основных средств.

По принадлежности (праву собственности) основные средства подразделяются на собственные, которые учитываются на балансовом активном счете 01 «Основные средства», и арендованные (взятые в аренду за определенную плату), учитываемые на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Особенностью всех забалансовых счетов является то, что остатки средств по ним не отражаются в балансе предприятия и не производится двойная запись - полученные в аренду основные средства записываются по дебету счета 001, а при возврате их арендодателю - по кредиту данного счета без корреспонденции с другими счетами.

По назначению основные средства делятся на производственные и непроизводственные. К непроизводственным средствам, учитываемым на балансе предприятия, относятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытового, медицинского и спортивного назначения (жилые дома, детские учреждения, библиотеки, стадионы и т.д.).

По степени использования основные средства в учете подразделяются на действующие, бездействующие, находящиеся в аренде, в запасе.

Основные средства делятся по видам в зависимости от натурально-вещественного состава - здания, сооружения, машины и оборудование и т.д. (на основе действующего классификатора основных средств).

По каждому виду основных средств, по каждой единице должен быть аналитический учет основных средств.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект, выполняющий самостоятельно свои функции: предмет, законченное устройство или комплекс предметов со всеми приспособлениями.

В текущем бухгалтерском учете основные средства учитываются по первоначальной стоимости, и эта стоимость влияет на величину амортизации, себестоимости продукции, на прибыль.

Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за денежные средства, слагается из суммы фактических затрат на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и монтаж, включая:

договорную (покупную) цену объекта;

услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядчика и других организаций), связанные с приобретением, сооружением основных средств;

таможенные платежи;

расходы по страхованию при перевозке;

проценты за кредит;

погрузочно-разгрузочные работы;

расходы на проектно-изыскательские работы, подготовка территории, ее благоустройство (при строительстве объекта);

налог на приобретение транспортных средств;

иные налоги и затраты по приобретению основных средств, если они затем не возмещаются по законодательству.

Первоначальная стоимость объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вклада в уставный фонд (складочный капитал), устанавливается в денежной оценке, согласованной 3

учредителями (участниками) на дату подписания учредительных документов. В случаях, предусмотренных законодательством, основные средства подлежат экспертной оценке.

Первоначальная стоимость объектов основных средств, полученных от других организаций и физических лиц безвозмездно (по договору дарения), а также в качестве субсидии государства, оценивается по рыночной стоимости на дату их оприходования. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем (справки организаций-изготовителей на аналогичную продукцию; сведения о ценах, опубликованных в журналах, каталогах).

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, признается стоимость обмениваемого имущества, числящегося в бухгалтерском учете.

От первоначальной стоимости основных средств вычисляется амортизация (износ). Если из первоначальной стоимости вычесть сумму амортизации, то получим остаточную стоимость, по которой основные средства записываются в балансе. В приложении к балансу справочно записывается первоначальная стоимость и сумма амортизации (без включения их в итог баланса).

Изменение первоначальной стоимости допускается в случае переоценки основных средств, при достраивании, дооборудовании, реконструкции и частичной ликвидации объектов.

При капитальном ремонте первоначальная стоимость основных средств не увеличивается, а его стоимость относится на издержки производства.

Существует также понятие «восстановительная стоимость». Так как основные средства вводятся в эксплуатацию в разные годы, служат продолжительное время, когда меняются резко (особенно в период инфляции) цены на оборудование, стройматериалы, расходы на заработную плату, то для правильности учета основных средств (приведение в соответствие с аналогичными объектами их стоимости в современных условиях), правильности начисления амортизации и создания необходимых фондов для обновления основных средств предприятия всех форм собственности должны ежегодно по состоянию на 1 января производить переоценку основных средств. Восстановительная стоимость принимается на баланс в качестве первоначальной стоимости.

С введением в действие 1 января 2002 года новой амортизационной политики в Республике Беларусь, в частности Положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, появилось понятие «амортизируемая стоимость».

Амортизируемая стоимость - это стоимость, по которой объекты основных средств и нематериальных активов (бывшие и не бывшие в эксплуатации) числятся в бухгалтерском учете и которая частями включается в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) либо в издержки обращения в течение срока полезного использования.

Изменение амортизируемой стоимости объектов основных средств производится по решению комиссии, назначенной руководителем или собственником из числа специалистов технических и бухгалтерских служб.

Учет поступления основных средств

Основные средства на предприятие поступают:

в результате строительства (сооружения) хозяйственным или подрядным способом. Они принимаются в эксплуатацию в сумме фактически произведенных затрат по акту приемки-передачи основных средств (типовая форма №ОС-1);

в результате приобретения за плату у юридических и физических лиц и оприходуются по акту приемки-передачи или по акту купли-продажи;

в результате внесения основных средств учредителями предприятия в виде вклада в уставный фонд по договорной цене - оформляются актом приемки-передачи и актом экспертизы;

в результате безвозмездного получения от других предприятий и лиц, а также в качестве субсидии правительственного органа - по акту приемки-передачи. Акты составляются на каждый объект или группу однотипных объектов, поступивших одновременно. Для составления актов приемки-передачи директор назначает комиссию. Акт действителен после утверждения его директором.

К акту прилагаются оправдательные документы на поступление объекта, его цену: товарно-транспортные накладные, счета, закупочные акты, справки и т.д.

В акте приемки-передачи основных средств указывается поставщик (изготовитель), дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма амортизации (для объекта, бывшего в употреблении), норма и шифр амортизации, местонахождение, источник финансирования капитальных вложений (прибыль предприятия, оборотные средства на расчетном счете, кредиты, амортизационный фонд).

На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. Этот номер наносится на объект масляной краской или прикрепляется в виде жетона. Бухгалтер составляет опись карточек. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для синтетического учета основных средств используется активный счет 01 «Основные средства». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Изменение первоначальной стоимости при переоценке основных средств производится по счету 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал».

Активный счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» имеет следующие субсчета:

-1 «Приобретение земельных участков»;

-2 «Приобретение объектов природопользования»;

-3 «Строительство и создание объектов основных средств»;

-4 «Приобретение объектов основных средств»;

-6 «Приобретение и создание нематериальных активов»;

-7 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

-8 «Приобретение взрослых животных»;

-9 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и другие субсчета.

Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» на конец месяца или года показывает величину капитальных вложений в незавершенные строительство, незаконченные процессы по приобретению основных средств, нематериальных активов, по формированию основного стада.

При продаже вложений, учитываемых на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», их стоимость списывается с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы», а при безвозмездной передаче-в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется строго по каждому объекту основных средств и нематериальных активов и по каждому виду затрат

В состав капитальных вложений при строительстве объекта входят не только расход материалов, деталей, узлов, заработной платы строителей, износ строительной техники, налоги и сборы от начисленной заработной платы, но и расходы по содержанию дирекции строящегося предприятия, технадзора, проценты за банковский кредит, расходы по перевозке строителей и др.

Например, припостройке АБК 2 затраты на строительство составляли: (тыс. руб.)

Содержание операцииДебетКредитСуммаСтоимость израсходованных стройматериалов, конструкций, деталей081010000Начислена заработная плата строителям08705000Начислено в фонд социальной защиты населения (социальное страхование)08691750Начислен чрезвычайный налог и фонд содействия занятости6868250Оприходован объект согласно акту приемки-передачи на всю сумму затрат по счету 08010817000НДС по построенному объекту18683400

Точно так же отражаются затраты в учете при достраивании, реконструкции объектов основных средств. При возведении объектов подрядным способом (по договорам подряда со строительными организациями) в дебет счета 08 относят затраты по акцептованным счетам подрядных организаций:

Содержание операцииДебетКредитСуммаАкцептован счет (дано согласие на оплату) подрядной организации за выполненные строительно-монтажные работы (без НДС)086015000Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) по выполненным работам18603000Перечислено подрядной организации с учетом НДС605118000Сумма НДС, подлежащая зачету (вычету)68183000Оприходование основных средств в эксплуатацию согласно акту приемки-передачи (без НДС)010815000Сумма использованных амортизационных отчислений010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств»15000

Такие же записи по счетам производятся при приобретении основных средств за плату у других предприятий и лиц.

Если в комплекте основных средств идут запасные части (по транспорту, оборудованию), то их надо принять со счета 08 на счет 10 «Материалы» (дебет 10, кредит 08).

Начиная с 2002 года если основные средства, бывшие в эксплуатации, приобретаются за плату, то их первоначальная стоимость не увеличивается на сумму износа.

При безвозмездном поступлении основных средств записи по счетам будут:

Содержание операцииДебетКредитПоступление основных средств на безвозмездной основе0898-2НДС на поступивший объект1898-2Дополнительные затраты по полученному объекту0810,70,68,69Принятие основных средств на баланс0108Увеличение внереализационных доходов за счет безвозмездного поступления по мере начисления амортизации98-2 20, 26, 4492 02Списание НДС по безвозмездно полученному объекту основных средств9218

Если приобретается оборудование, требующее монтажа и установки, то сначала используется активный счет 07 «Оборудование к установке», а при передаче в монтаж - счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

Содержание операцииДебетКредитСуммаАкцептован счет поставщика на оборудование, требующее монтажа07603000Транспортные расходы0760400По накладной оборудование передано в монтаж08073400Расходы на заработную плату по монтажу оборудования08701000Затем на начисленную заработную плату начисляются все положенные налоги и сборы (см. стр. 43 Строительство хозяйственным способом) и учитывается НДС

Поступление основных средств, вносимых учредителями в счет вклада в уставный фонд (уставный капитал), отражается через активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями», к которому открываются субсчета: 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд», 75-2 «Расчеты по выплате доходов»:

Содержание операцииДебетКредитСуммаНа сумму уставного фонда, отраженного в учредительных документах75805000Оценочная стоимость новых основных средств01751000Остальная сумма уставного фонда в виде денежных средств поступает на расчетный счет51754000При поступлении основных средств с амортизацией: - отражение уставного фонда на сумму основных средств по договорной цене учредителей - принятие основных средств по договорной цене - на амортизацию 75 01 01 80 75 02 1000 1000 200

Увеличение стоимости основных средств может происходить и по другим причинам:

Содержание операцииДебетКредитСуммаОприходованы излишки основных средств, выявленные при инвентаризации, по оценочной стоимости (неучтенные основные средства)01921000Если основные средства были не новые, то надо учесть амортизацию01 0192 02900 100Поступление от внутрихозяйственных подразделений, филиалов, выделенных на отдельный баланс01792000с амортизацией01 0179 021500 500Переоценка(дооценка) основных средств: увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости на сумму увеличения амортизации01 8383 02800 200

При внесении основных средств в качестве вклада в уставный фонд иностранных участников в совместных и иностранных предприятиях льгота по возмещению таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе ОПФ, дается со дня вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь №6 от 27.02.2001 г. при соблюдении следующих условий:

) основные средства должны иметь производственное назначение или использоваться для строительства и реконструкции основных производственных фондов;

) ОПФ не являются подакцизными;

) не истек срок формирования уставного фонда;

) суммарная стоимость ввезенных основных средств не превышает указанного в учредительных документах размера неденежного вклада иностранного участника.

Учет выбытия основных средств

Выбытие основных средств на предприятии происходит в следствии физического износа, продажи, безвозмездной передачи, обмена, частичной или полной ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях, повлекших невозможность дальнейшего использования или нецелесобразность восстановления, при передаче в уставный капитал (фонд) другой организации.

Для определения целесообразности и непригодности объекта к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя создана постоянно действующая комиссия в составе технических работников (инженеров), представителей администрации, главного бухгалтера, лиц, ответственных за сохранность основных средств. Комиссия устанавливает непригодность объекта к восстановлению и использованию, причины списания объекта (физический или моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия, длительное неиспользование объекта для производственных целей), виновных лиц в преждевременном выбытии объекта, возможность использования отдельных деталей, узлов, материалов и их оценку исходя из цен возможного использования, определяет количество, вес изымаемых цветных и драгоценных металлов.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма №ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а). В актах указывается наименование объекта, дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные ремонты, причина выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления.

Акт утверждается руководителем предприятия. В актах приводят подробные сведения о техническом состоянии основных частей, деталей, узлов и обосновывают необходимость их ликвидации (износ, преждевременное выбытие по причине ненормальных условий эксплуатации, аварии). При авариях к акту прилагается копия другого акта - акта об аварии с указанием причин и виновников произошедших аварий.

В отдельном разделе акта на списание объекта основных средств указывается результат списания.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других основных средств, а также другие материалы приходуются в бухгалтерском учете по ценам возможного использования. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье на счете 10 «Материалы», а затем сдаются организациям по сбору вторичного сырья.

Безвозмездная передача объектов основных средств в собственность другого юридического или физического лица или в обмен на другие объекты оформляется договором и актом (накладной) приемки-передачи (форма №ОС-1).

Продажа объектов основных средств оформляется договором купли-продажи и актом приемки-передачи.

Списание основных средств при недостачах и хищениях оформляется актом о недостачах и хищениях (акты о хищениях составляются с участием представителей органов милиции).

На основании актов бухгалтерия организации делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке (инвентарной книге).

Для учета выбытия основных средств на предприятии, существует два варианта.

Первый вариант

Содержание операцииДебетКредитСписание начисленной амортизации по выбывающему объекту0201Списание остаточной стоимости основных средств при выбытии9101Оприходование деталей, узлов, материалов для использования или продажи1091Начисление заработной платы по демонтажу объекта основных средств или ликвидации9170Начисление в фонд социальной защиты населения, чрезвычайный налог и отчисления в фонд содействия занятости9169,68

Второй вариант учета выбытия основных средств (продажа, списание, частичная ликвидация) может применяться по усмотрению предприятия с использованием к счету 01 «Основные средства» субсчета «Выбытие основных средств».

Содержание операцииДебетКредитСписание первоначальной стоимости выбывающего объекта (проданного, списанного и т.д.)01 субсчет «Выбытие основных средств»01Списание начисленной по объекту амортизации0201 субсчет «Выбытие основных средств»Списание остаточной стоимости выбывающего объекта91 субсчет «Операционные расходы»01 субсчет «Выбытие основных средств»Начисление заработной платы по ликвидации или демонтажу объекта, начислений на социальное и медицинское страхование, чрезвычайного налога и отчислений в фонд занятости91 субсчет «Операционные расходы»70, 69, 68Начисление оплаты работу и услуг сторонних организаций по продаже и прочем выбытии объекта91 субсчет «Операционные расходы»76Оприходование материалов, деталей, топлива по цене продажи на рынке1091Отражение выручки от продажи объекта (в зависимости от метода учета выручки от реализации)62,51,52, 5091,90Передача объекта в долгосрочную аренду с правом выкупа0301Списание убытков от продажи объекта и списания объекта (кроме аренды с правом выкупа)9101 субсчет «Выбытие основных средств»Прибыль от продажи и другого выбытия объектов (кроме аренды с правом выкупа)01 субсчет «Выбытие основных средств»91

При списании первоначальной стоимости объекта основных средств производится запись по счетам:

дебет 58 «Финансовые вложения», кредит 01 «Основные средства». При списании начисленной амортизации по передаваемым объектам:

дебет 02 «Амортизация основных средств», кредит 58 «Финансовые вложения».

Безвозмездная передача основных средств отражается по счетам:

) на сумму начисленной амортизации - дебет 02, кредит 01;

) на остаточную стоимость объекта - дебет 92, кредит 01;

) НДС - дебет 92, кредит 68;

) отнесение сумм на финансовые результаты - дебет 99, кредит 92.

.8. Учет переоценки основных средств

В связи с тем, что основные средства вводятся в эксплуатацию в разные периоды с использование действующих различных цен на оборудование, машины, транспортные средства, различных уровней заработной платы при возведении зданий, сооружений, различных цен на строительные материалы и т.д., возникает необходимость установить реальную стоимость однородных объектов, которая называется восстановительной стоимостью. Восстановительная стоимость должна объективно отражать уровень цен на определенную дату и этой датой чаще всего является 1 января наступающего года.

На предприятии установлено два способа переоценки основных средств:

) путем индексации первоначальной стоимости с использованием коэффициентов пересчета, публикуемых Министерством статистики и анализа по состоянию на 1 января;

2) путем прямого пересчета первоначальной стоимости в цены, складывающиеся на 1 января на соответствующие виды основных аналогичных средств. При прямом пересчете должны быть документы и материалы, подтверждающие рыночную цену: справка завода-изготовителя с прибавлением расходов по перевозке и монтажу оборудования; справка от торговых организаций об уровне цен; сведения об уровне цен на данные виды средств, опубликованные в печатной рекламе или каталогах, а при необходимости экспертные заключения о рыночной стоимости зданий и сооружений (их выполняет Министерство строительства и архитектуры), остальных средств (Министерство промышленного строительства).

Справки, сведения о ценах, экспертные заключения сохраняются вместе с другими документами по переоценке.

Если средства числятся в СКВ, то берется курс валюты Национального банка на 31 декабря и по курсу перевести стоимость в рубли и ее умножить на коэффициент пересчета. Переоцениваются и безвозмездно полученные средства в соответствии с датой их первого приобретения.

Первичным документом по переоценке основных средств является ведомость переоценки, куда из инвентарных карточек или описей записывается каждый объект, а после переоценки составляется акт о результатах переоценки, на основе которого составляются записи по счетам по состоянию на первое января.

Увеличение балансовой стоимости объекта основных средств до уровня восстановительной стоимости отражается записью по счетам:

дебет 01 «Основные средства», кредит 83 «Добавочный капитал», субсчет 83-1 «Прирост стоимости внеоборотных активов».

При использовании понижающих коэффициентов в ходе переоценки основных средств запись по счетам будет обратной:

дебет 83, кредит 01.

Соответственно корректируется сумма начисленной амортизации по каждому объекту основных средств. Сумма индексируемого износа при его увеличении отражается бухгалтерской проводкой:

дебет 83, кредит 02, а при уменьшении - наоборот: дебет 02, кредит 83.

В заключение данной темы следует добавить, что при выбытии основных средств переоценка обязательна для государственного имущества, для негосударственного - по усмотрению предпринимателей.

Инвентаризация основных средств

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, выявляются отклонения от учетных данных и принимаются решения по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризаций определен руководителем организации.

при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;

при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене руководителя организации и(или) материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения и(или) порчи имущества;

в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия);

в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Обязательная ежегодная инвентаризация должна быть начата не ранее 1 октября и закончена до 31 декабря отчетного года. Конкретная дата начала инвентаризации устанавливается приказом руководителя. Также приказом руководителя организации создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При значительном объеме имуществ, при наличии филиалов могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

До начала инвентаризации комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (инвентарных книг), технические паспорта и другую документацию. В присутствии должностных и материально ответственных лиц (руководителей цехов, отделов, мастеров) члены комиссии осматривают каждый объект основных средств, его техническое состояние, комплектность, использование основных средств по назначению и записывают в инвентаризационную опись фактическое наличие по наименованиям, инвентарным номером. При инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости проверяется наличие документов, подтверждающих собственность организации.

В отдельную опись записывают выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления объекты основных средств.

Неучтенные объекты основных средств отражаются в описи по восстановительной стоимости с учетом рыночных цен. Сумму их износа комиссия определяет по фактическому состоянию объекта в процентах от восстановительной стоимости.

Инвентаризационные описи используются в бухгалтерии для внесения изменений в инвентарные карточки, машинные регистры по учету основных средств. В заключение инвентаризации составляется сличительная ведомость, в которой указывается наименование объектов по местам их нахождения, выявленные неучтенные

объекты, недостающие объекты и их стоимость. Протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации.

По всем расхождениям с учетными данными материально ответственные лица дают письменные объяснения, а затем принимается решение об отражении в учете всех расхождений.

Излишки основных средств независимо от причин их образования по решению руководителя организации приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на финансовые результаты.

Недостача основных средств в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц, а если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки списываются на финансовые результаты. Записи по счетам будут следующие:

Содержание операцииДебетКредитОприходование по рыночной стоимости неучтенных основных средств0192Оприходование неучтенных средств, бывших в эксплуатации01 0102 92Списание недостачи основных средств: на сумму амортизации на остаточную стоимость02 9201 01Отнесение недостач и потерь по остаточной стоимости9492Начисление НДС по недостаче9468Отнесение недостач на виновное лицо (с НДС)73,7694Разность между рыночной и остаточной стоимостью объекта и НДС от суммы разницы73,76 73,7698 68Списание недостачи в случае не установления виновного лица или при отказе суда во взыскании с виновных лиц9273,76Списание разности между рыночной и остаточной стоимостью объекта9892Списание недостач и потерь по вине организации9294

Литература

1.Бухгалтерский учет. Стражева Н. С, А.В. Стражев - Минск, 2008.

2.Законом Республики Беларусь от 25.06.2001 г. №42-3 «О бухгалтерском учете и отчетности»

Похожие работы на - Учет основных средств предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!