Структура и функции клиентского программного обеспечения Internet

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,84 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура и функции клиентского программного обеспечения Internet










Диплом

Название дисциплины

Информатика и вычислительная техника

Тема

Структура и функции клиентского программного обеспечения Internet

Портнов Дмитрий Михайлович

Содержание

Введение

Программное обеспечение сети интернет

Характеристика веб-браузеров, как основных клиентских приложений Интернет

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение


Пожалуй, из всех сфер деятельности человеческого общества наиболее стремительно и активно развивается сфера информационных технологий. Не даром наш век уже стало общепринятым называть веком власти информации. Конечно же, в такой ситуации активно развивается мировая глобальная компьютерная сеть - Интернет (Internet).

Уже сейчас Глобальная сеть имеет более 16 миллионов абонентов по всему миру и в самых различных странах (всего более 150 стран, в которых есть доступ в Интернет). Несмотря на мировой финансовый кризис и общее снижение темпов развития многих сфер деятельности человека, прирост пользователей Сети продолжался и продолжается в 5-10, а в среднем около 7% в месяц. Это очень впечатляющие цифры. Но Интернет не только растет, но и постоянно меняется в качественно отношении. Сейчас Глобальная сеть стала выполнять более сложные задачи, чем это было раньше. Теперь это не только передача электронной почты и файлов, а сложный сетевой поиск, доступ к распределенным информационным ресурсам. Сеть становится громадным источником самой различной информации, средством глобальной коммуникации и даже средой бизнеса. Кроме того, Интернет становится более дешевым и, что немаловажно, более удобным видом связи, чем многие другие (например, телефонная связь).

В настоящее время сформировался набор услуг (сервисов) сети Интернет, которые являются фактически «стандартами». Это электронная почта (e-mail), сервисы обмена мгновенными сообщениями (ICQ, jabber и.т.д.), сервис поиска информации в Интернет (поисковые системы), сервис обмена файлами (FTP).

Как правило, программное обеспечение WEB-приложений, ориентированных на представление данных, имеет двухуровневую клиент-серверную организацию. В качестве универсальной клиентской части приложения выступает стандартный Интернет-браузер. Серверные компоненты ПО выполняют основную бизнес-логику приложения и оформляют результаты своей работы в стандартных Интернет-форматах. HTML-файлы используются для текстового представления данных и для оформления элементов пользовательского интерфейса. Для графического представления данных используются растровые изображения в форматах JPEG и GIF.

По мере повышения производительности рабочих станций получает распространение подход к организации WEB-приложений, в котором стандартный Интернет-браузер дополняется специальными программными компонентами, реализованными в технологиях Java, ActiveX, JavaScript, VBScript. Это дополнительное клиентское ПО может выполнять существенную часть бизнес-логики приложения, связанной с организацией пользовательского интерфейса и отображением данных. В этом случае серверные компоненты ПО, в основном, осуществляют доступ к информации, хранящейся в серверных базах данных.

Актуальность настоящей темы исследования определяется растущей популярностью сети Интернет и рост числа пользователей сети, количества новых сервисов и возможностей. Все это предъявляет большие требования к разработке выбору подходящего клиентского ПО, которое должно эффективно развиваться вместе с Глобальной сетью.

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение существующей структуры и функций клиентского программного обеспечения сети Интернет.

Исходя из поставленных целей, определяются основные задачи работы, которые необходим будет выполнить для полного и достаточного раскрытия темы.

Таким образом, определяются задачи исследования:

рассмотреть понятие клиентских приложений и основные их задачи;

дать общую характеристику возможностей сети Интернет;

определить перспективы и тенденции развития Интернет и клиентских приложений для Сети;

провести обзор клиентского программного обеспечения ,используемого в сети Интернет;

рассмотреть программы веб-браузеры как основное клиентское программное обеспечение Интернет;

определить понятие, функции и компоненты, веб-браузера;

охарактеризовать пользовательские интерфейсы существующих веб-браузеров;

провести сравнительную характеристику существующих популярных веб-браузеров;

сделать выбор веб-браузера наиболее подходящего для работы в сети Интернет, как оптимальный вариант.

Для выполнения всех поставленных задач и достижения целей исследования, в качестве инструмента для добывания фактического материала в данной работе будет использован ряд научных методов. Среди таких методов исследования следует отметить метод изучения и анализа научной литературы, метод синтеза, метод выборки и метод сравнения.

Поставленные задачи и цели также определяют структуру данной выпускной квалификационной работы, которая состоит из двух соразмерных глав, разбитых на подпункты.

В Первой главе рассматривается понятие клиентского ПО, характеристика тенденций развития Интернет и его клиентского программного обеспечения, делается краткий обзор современного клиентского ПО. Во Второй главе работы, как практической, конкретно рассматриваются веб-браузеры, как основное клиентского ПО Сети. Проводится характеристика современных веб-браузеров, их сравнения и выбор наиболее оптимального и безопасного продукта.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы довольно велика и определяется возможностью использования ее результатов для обзора клиентского ПО Интернет и в частности веб-браузеров.

Теоретической основой исследования послужил ряд изданий отечественных и зарубежных авторов, среди которых отметим издания Алексеев Е.Р. Интернет от A до Z; Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернета 2010; Маринин С.А. Популярные интернет-браузеры; Надеждин О.А. Все браузеры Интернета; Таненбаум Эндрю Компьютерные сети. 5 издание и некоторые другие.

Основная часть

клиентское программное обеспечение интернет

1. Программное обеспечение сети Интернет


.1 Понятие клиентского программного обеспечения

Прежде чем начать непосредственное рассмотрение темы клиентского программного обеспечения сети Интернет, его структуры и функций, кратко рассмотрим его понятие.

Клиентом обычно называют программный или аппаратный компонент, который способен взаимодействовать с другим компонентом - сервером (посылать и принимать запросы). Таким образом, клиентским можно назвать такое программное обеспечение (ПО), которое в процессе своего функционирования работает с сервером с использованием определенного протокола передачи данных.

Когда говорят о клиентском ПО, очень часть упоминают так называемую архитектуру «клиент-сервер», которая представляется собой сетевую архитектуру, работающую по принципу взаимодействия двух компонентов - клиента и сервера. Такими компонентами могут быть не только устройства, но и программное обеспечение.

В сети Интернет практически все существующие сервисы основываются на принципе работы «клиент-сервер». Сервером является компьютер, который предоставляет клиентам различные сетевые услуги, получив соответствующий запрос. Когда запрос от клиента (клиентской программы) приходит на сервер, то последний запускает определенную программу или несколько программ для выполнения сделанного клиентом запроса. Как только запрошенные клиентом действия выполняются, сервер отвечает на запрос и посылает необходимые данные клиенту.

Таким образом, программное обеспечение сети Интернет можно подразделить на два основных вида - клиентское ПО и серверное ПО. Клиентское производит запросы к серверу, получает и обрабатывает ответы от него, а серверное ПО осуществляет непосредственное предоставление различных сетевых услуг.

.2 Современная сеть Интернет

Как известно, сеть Интернет активно развивается. Появляются новые услуги для пользователей, постоянно совершенствуются уже существующие сервисы. К такому развитию Сети подталкивает активное развитие Интернет провайдеров, удешевление доступа в Интернет, доступность персональных компьютеров.

Так как в Сети основным для пользователей является клиентское ПО, то активно развивается и оно. Итак, постараемся рассмотреть современные сервисы сети Интернет и определить основные клиентские программы для них.

Главным информационным сервисом Сети по-прежнему является World Wide Web (WWW) (в переводе с английского «Всемирная паутина»). Она представляет собой гипермедиа систему для поиска ресурсов сети Интернет, осуществления доступа к ним.

Система WWW (всемирной паутины) построена на специальном протоколе передачи гипертекста. Данный протокол называется HyperText Transfer Protocol или сокращенно HTTP. Далее в данной работе мы затронем его более подробно.

Гипертекст представляет собой информационную структуру, которая позволяет устанавливать смысловые связи между элементами текста на экране компьютера таким образом, чтобы можно было легко осуществлять переходы от одного элемента к другому. Под определение гипермедиа подразумевается смысловая связь между любыми другими видами информации, а не только текстом. В частности ссылки на видео, аудио, графические и другие файлы, которые позволяют производить переход от одного элемента к другому. Так информация об одном и том же объекте может быть представлена как в текстовом, так и в мультимедиа формате - видео, графических файлах.

Страницы в сети Интернет создаются при помощи специального языка разметки гипертекста Hyper Text Markup Language или, как его называют в аббревиации - HTML. Данный язык использует так называемы теги (tags - с англ. «этикетки»), которые представляют собой командные фрагменты для разметки HTML страницы. С помощью тегов можно создавать практически любые элементы страниц, форматировать тексты, таблицы, делать ссылки на другие страницы и объекты.

Когда пользователь работает с системой WWW, то ему приходится использовать специальную программу клиент, которая способна преобразовывать язык разметки гипертекста в понятный пользователю вид гипертекстовых страниц. Такие программы принято называть браузерами - от английского слова browse («просматривать»). Интернет браузеры являются самыми распространенными клиентскими программами Сети. В последнее время браузеры достигли очень высокого уровня развития, многие из них имеют множество встроенных дополнений, которые делают его очень функциональным и удобным при работе в Сети, часто браузеры включают в себя некоторые другие клиентские программы Интернет. Подробнее данный вопрос будет рассмотрен в практической части данной выпускной квалификационной работы.

Говоря о состоянии и развитии современной сети Интернет, нельзя не упомянуть такой термин, как Web 2.0 (Веб 2.0). Хоть официальным научным термином Веб 2.0 пока не является, но он связан, как считают многие специалисты, с новым этапом развития сети Интернет.

сентября 2005 года была опубликована статья Тима О Рейли «What Is Web 2.0» - «Что такое Веб 2.0». В данной статье Тим О Рейли дал определение Веб 2.0. Таким образом, он определил Веб 2.0 технологию, как некоторую методику проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий, становятся совершенней и развитей в зависимости от того, сколько пользователей имеют.

Главной особенностью Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке содержания страниц. То есть, если раньше, так сказать в Веб 1.0, наполнять сайты и страницы по большей части могли только администраторы ресурсов, то теперь сам пользователь может быть создателем того или иного ресурса, участвовать в его развитии. Таким образом, Веб 2.0 по большей части означает то, что сайты становятся более интерактивными и Веб 2.0 представляет собой не столько новый термин, сколько новую концепцию развития сети Интернет.

В настоящее время Веб 2.0 сайты в Сети набирают огромную популярность и даже начинают приносить их создателям немалую прибыль. У пользователей такие сайты вызывают наибольший интерес и быстро становятся популярны не только у молодежи, но даже у людей в возрасте. В качестве примера среди таких сайтов следует отметить так называемые социальные сети, которые объединяют людей по принципу Интернет сообществ в зависимости от их интересов.

В русскоязычном сегменте Интернет особенную популярность получил сайт Одноклассники.ру (odnoklassniki.ru), который объединяет всех россиян и даже жителей стран СНГ, которые когда-либо учились в школе. Не менее популярен и сервис Вконтакте.ру (vkontakte.ru), где любой желающий всего за несколько минут может разместить свою собственную страничку с указанием различным данных, может выкладывать различные файлы (например свое видео, фотоальбомы), вести переписку с другими пользователями и многое другое. Такие сервисы активно развиваются, предоставляя пользователю массу новых возможностей. Помимо таких социальных сетей есть и другие, которые объединяют людей по увлечениям, например, социальная сеть мотоциклистов или любителей кошек. В любом случае пользователи активно участвуют в наполнении данных сайтов, чем активнее они используют этот сайт, тем насыщенней и популярней он становится.

Очень популярными становятся сервисы обмена видео файлами, по аналогу с популярнейшим сайтом youtube.com (You tube в дословном переводе с английского - «ты телевизор»). На таких сайтах любой желающий может выложить видеоролик собственного производства, часто встречаются очень интересные файлы, некоторые даже выкладывают там серии своих собственных фильмов. Однако, нередки случаи размещения противозаконных видеозаписей со сценами насилия, детской порнографии, находить и своевременно удалять такие файлы зачастую очень сложно, на таких сайтах обычно несколько миллионов видеозаписей. Это является существенным недостатком, ведь нельзя допускать, чтобы даже в Интернет нарушали закон.

В сети Интернет уже достаточно давно появился и такой интерактивный сервис, как онлайн энциклопедия. Самым крупным и известным подобным сервисом является Векипедия (wikipedia.org) - свободная энциклопедия. Цель этого сервиса создать универсальные Интернет энциклопедии на всех языках мира, где можно было найти с легкостью практически любую информацию. И, опять же, наполнением данного огромного сервиса занимается не одна группа разработчиков, а все пользователи. Практически каждые человек может зарегистрироваться и разместить там свой собственный материал почти на любую близкую ему тему, редактировать и дополнять уже существующие публикации. Можно указывать и ссылки на другие источники. Таким образом, Википедия стала настоящим кладезем различной информации, которая постоянно пополняется и обновляется. Недостаток у данного сервиса, на взгляд Автора работы только один - очень часть в ней можно найти слишком вольные трактовки тех или иных терминов, которые очень далеки от науки. Однако в целом это очень полезный и быстро растущий сервис, к которому можно получить доступ при помощи обычного браузера.

Уже давно известны пользователям и так называемы блоги - Интернет дневники или как их принято называть еще - ЖЖ - «живые журналы». Само название «блог» произошло от сокращения двух английских слов web log т.е. «сетевой журнал» - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

Отличительной чертой блогов является размещение в них пользователями коротких записей, которые обычно расположены в хронологическом порядке (своеобразный дневник). Блог отличается от других дневников тем, что его могут читать посторонние, собственно для этого по большей части он и рассчитан. В блоге можно спорить с автором, вносить свои комментарии к записям. Блоги существуют по различной тематике (образование, политика, мода, музыка и пр.). Очень модно стало вести блог, находясь в путешествии, размещать в нем видео и фотографии, рассказывать о своих впечатлениях. Это можно делать с ноутбука, есть даже клиентские программы для мобильных телефонов для ведения блога.

Следует отметить, что собственный видеоблог есть и у Президента РФ Д.А. Медведева, который расположен по адресу blog.kremlin.ru. Президент рекомендует каждому чиновнику вести такой блог для эффективного общения с народом.

К сожалению, рамки выпускной квалификационной работы не позволяют нам полностью охватить и сделать полный, подробный обзор всех сервисов сети Интернет, но тенденция его развития вполне очевидна - всемирная Сеть становится более интерактивной, предоставляя рядовому пользователю всё больше возможностей. Интернет начал работать по принципам Web 2.0, которые мы рассматривали ранее. Однако здесь есть и свои недостатки, помимо недостоверных сведений в свободных энциклопедиях и запрещенных видео у новых сервисов Web 2.0 есть такой недостаток как уязвимость конфиденциальных данных пользователей. Так, например, в социальных сетях (например, Одноклассники.ру) пользователю выгодно размещать достоверные и точнее данные о себе (например для того, чтобы их легко могли найти старые друзья, одноклассники), но такие сугубо личные данные становятся доступны и злоумышленникам, что образует большое поле для противозаконных действий преступников.

Сайт в стиле эпохи Web 2.0 может показаться вполне мирным и дружелюбным, он интерактивен, его легко настроить, разобраться сможет даже начинающий пользователь Сети. Однако, при желании о пользователях таких сервисов можно собирать множество информации, которая может помочь владельцу сайта или злоумышленнику проводить манипуляции сообществом. Теоретически существует возможность проникновения в личную жизнь, в карьеру пользователя, что при всех прелестях Интернет просто недопустимо.

Таким образом, среди специалистов стали идти разговоры о внедрении так называемого Web 3.0 - еще более нового прообраза сети Интернет, который будет лишен всех недостатков 2.0.

Джейсон Калаканис уже в марте 2007 года смог дать определение Web 3.0. Он определил его как поколение новых высококачественных сервисов и контента, которые будут создаваться только профессионалами, но на базе уже существующей платформы 2.0.

Итак, планируется создание новых сервисов или совершенствование уже существующих, где был бы только качественный контент, конфиденциальная информация была бы полностью защищена. Однако, вразумительных методов и даже идей для этого пока нет, существует лишь пока общая концепция. Интернет так активно развивается, что, возможно, уже через несколько лет можно будет говорить уже о каких-нибудь совершенно других, принципиально новых технологиях. Однако, тенденция интерактивности Сети должна сохраниться, как основополагающая.

Несмотря на пока еще не до конца понятные перспективы развития, Интернет продолжает предоставлять своим пользователям широкий спектр новых сервисов. Постепенно начинает терять свою популярность протокол передачи электронной почты. Постепенно его начинают заменять так называемые Интернет пейджеры или мессенджеры. Известный почтовый сервис Mail.ru выпустил уже несколько лет назад программу для передачи мгновенных сообщений между пользователями данного портала - «@Mail.ru Агент». Данная программа позволяет отправлять короткие сообщения другим пользователям сервиса, работать с электронной почтой, пересылать файлы, вести видео и голосовую связь и даже отправлять бесплатные SMS сообщения на мобильные номера. Функционал мессенджера от Mail.ru растет от версии к версии. Существует и его аналог для мобильных платформ. Долго не заставил себя ждать и Yandex.ru, который выпустил для своего почтового сервиса «Яндекс.Почта» подобную программу Я.Онлайн.

Однако, самым популярным, на взгляд Автора работы, остается американский (пока принадлежащий компании AOL) сервис быстрого обмена сообщениями ICQ (www.icq.com). Только в России активных пользователей этого сервиса более 2.5 миллионов, а каждый день пользуется ICQ около 1.3 миллиона человек. ICQ ( в народе называемая «Аська») перекочевала и в мобильные телефоны, сегодня на многие даже на недорогие аппараты можно установить мобильную версию ICQ клиента, хотя это и идет в разрез с требованиями создателей сервиса, которые требую использовать только официальные клиенты, которые содержат рекламные баннеры.

С проникновением высокоскоростного доступа в Интернет огромную популярность стала набирать Интернет телефония, которая позволяет осуществлять звонки на мобильные и стационарные телефоны через Интернет с помощью специального протокола (VoIP). Особенно здесь следует отметить популярные сервис «Скайп» - skype.com. Скорости соединения 33.6 Килобит в секунду уже достаточно чтобы звонить с помощью клиентской программы Скайп (Skype). Звонки через нее почти бесплатны, лишь за некоторые взимается незначительная по сравнению с операторами обычной телефонной связи плата. С помощью Скайп и при наличии еще более быстрого доступа в Сеть можно без проблем делать видео вызовы при помощи веб камеры, когда собеседники могут видеть друг друга в режиме онлайн. Несмотря на то, что многие операторы мобильной и фиксированной связи осуждают такие сервисы, так как, по их мнению, Интернет телефония ущемляет их права, и они недополучают прибыль, в России Скайп и подобные сервисы становятся популярнее день ото дня, сказываются огромные размеры нашей страны и довольно высокие тарифы на голосовую связь.

Всё больше во всемирную Сеть начинает проникать государственная власть. Делается это, прежде всего, для того, чтобы связать пользователей Интернет с чиновниками и другими должностными лицами. Ведь Сеть предоставляет очень большие возможности коммуникации на дальних расстояниях, что особенно актуально для нашей страны, как самой большой в мире. Не так давно заявлено о тестовом запуске нового сервиса - gosuslugi.ru. Сейчас данный сервис уже функционирует и предоставляет набор определенных государственных услуг, для получения которых раньше нужно было стоять в очередях, ходить по множеству инстанций. Уже сейчас на данном сайте можно получить квалифицированную консультацию по различным вопросам, получить некоторые справки, распечатать бланки, шаблоны, образцы многие документов.

Таким образом, можно сказать, что современная сеть Интернет уже на данном этапе предоставляет пользователям очень большие возможности для общения. Всемирная Сеть стала более интерактивной и более полезной, в ней наметились очень важные перспективы развития, такие как предоставление государственных услуг через Интернет, возможности удобного общения с должностными лицами. Конечно, Интернет пока имеет свои недочеты, особенно в области безопасности, но, надеемся, в скором будущем многие подобные проблемы будут решены.

.3 Характеристика клиентских приложений сети Интернет

Теперь постараемся сделать обзор основных клиентских приложений, которые активно используются основной массой рядовых пользователей Интернет.

Как известно, E-mail - (от англ. Electronic mail - электронная почта) является самым первым сервисом сети Интернет. Электронная почта существовала на самой заре всемирной Сети и, несмотря на некоторую потерю к ней интереса у пользователей, остается очень распространенными видом связи через Интернет. Электронной почтой пользуются как для деловой переписки в крупных компаниях, так и для личной переписки простых пользователей. Сообщения доходит с адреса на адрес за считанные секунды, можно прикреплять к сообщению файлы и пересылать их. Адреса в электронной почте имеют вид <имя пользователя> @ < имя почтового сервера>. Например gena@muh.ru. До символа «@» идет имя пользователя, после - имя сервера. Можно пересылать сообщения на несколько адресов одновременно.

Электронная почта очень доступный и дешевый вид связи, она является сервисом отложенного чтения, то есть сообщение, которое пришло на адрес (электронный ящик) можно прочитать, когда это удобно.

Практически все сервисы предоставляют доступ пользователям к электронным почтовым ящикам на своих серверах при помощи веб интерфейса. То есть достаточно через обычный браузер загрузить страничку почтового сервиса (например, mail.ru), войти в свой ящик, указав логин и пароль. Там организован удобный интерфейс, можно читать, создавать, удалять письма, делать черновики сообщений, вести адресную книгу и многое другое.

Одновременно пользователь может и установить клиентскую программу на свой ПК и получать сообщения с сервера (обычно по протоколу IMAP или POP3), если ему так удобно. Поэтому, рассмотрим некоторые популярные клиентские программы для работы с электронной почтой.

Прежде всего, определим основные критерии, по которым мы будем оценивать E-mail клиенты:

какие протоколы поддерживает клиент;

как работает с кодировками и перекодирует (особенно это касается «русских» кодировок);

удобство и настройка интерфейса программы;

функциональность адресной книги и другие опции.

Самыми популярными и мощнейшими клиентскими программами для работы с E-mail являются, конечно же, Outlook от Microsoft и The Bat от RITLabs.

Microsoft Outlook очень мощная и довольно удобная программа для работы с электронной почтой, она платная и давно известна пользователям так как входит в офисный пакет Microsoft Office, последняя доступная версия которого Microsoft Office 2010. На Outlook подробно останавливаться нет смысла, так как пользователи уже давно успели оценить все преимущества и недостатки данной программы. В ней довольно удобно создавать и редактировать сообщения со сложным форматированием текста, работать со вложениями, даже в более ранних версиях интуитивно понятый и приятный интерфейс. К недостаткам данного продукта можно отнести постоянно появления новых уязвимостей безопасности (что характерно для многих продуктов Microsoft) и некоторые неудобства в настройке программы по сравнению с другими альтернативными клиентами.

Среди российских пользователей огромную популярность удалось завоевать почтовому клиенту The Bat от RITLabs. На данный момент доступна версия 4.12.16 этого клиента. The Bat Home Edition 4ой версии можно приобрести всего за 25 долларов. Для такого мощного клиента, на взгляд автора, это вполне разумная цена. Bat - является очень стабильным, безопасным и многофункциональными клиентом, кроме того, его отличает оригинальный и понятный интерфейс. К примеру, когда приходят новые сообщения, на экране появляется бегущая строка с указанием информации о нем. В данном клиенте можно очень удобно работать сразу с несколькими почтовыми ящиками, делать их резервные копии вместе со всеми данными, есть очень удобный органайзер, планировщик, адресная книга, почтовый чат. Организована и криптографическая зашита сообщений.

Итак, The Bat является очень мощным клиентом, который практически ничем не уступает подобным от Microsoft, а во многом даже и превосходит их, ведь данный почтовый клиент славится своей надежностью и безопасностью, удобством конфигурации. На взгляд автора работы, The Bat особенно подходит тем, кто работает с большими объемами важной электронной корреспонденции.

Помимо таких массовых клиентов существует и множество других, альтернативных, которые стоят дешевле или вообще бесплатны (freeware). Зачастую они не менее удобны и функциональны, а для обычного домашнего пользователя могут быть идеальным выбором. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Mozilla Thunderbird Mail. Этот почтовый клиент, как многие специалисты, так и простые пользователи называют прямым соперником Outlook от Microsoft. И действительно, этот клиент по многим параметром превосходит и продукт от Microsoft Office и The Bat. Thunderbird, прежде всего, отличает то, что при своей значительной функциональности, возможности устанавливать громадное количество дополнений он абсолютно бесплатен. Кроме того, этот клиент еще обладает и достаточным уровнем безопасности.Thunderbird поддерживает IMAP и POP3 протоколы, его работа очень стабильна, очень удобно проводить сортировку почты. В программу встроен клиент для чтения новостей по RSS каналам. Испытания Mozilla Thunderbird показали, что этот клиент отлично работает с русским языком во всех кодировках. Небольшие проблемы лишь могут возникать при чтении заголовков новостей.

У большинства пользователей почтовых клиентов со временем в адресной книге накапливаются дубликаты контактов. К примеру, в Outlook удаление таких записей весьма хлопотное дело, для Mozilla Thunderbird уже есть расширение, которое это проблему быстро ликвидирует. Вообще, расширений для этого клиента огромная масса, его можно оснастить многими полезными функциями, кроме того, расширения постоянно обновляются. От конкурентов Mozilla Thunderbird еще выгодно отличается тем, что у него есть так называемая «портативная» версия, которую можно скачать на сайте #"552997.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Внешний вид браузера Opera.

На рисунке 1 указатели пронумерованы и каждый из них указывает на определенный элемент интерфейса браузера.

Кнопки «Назад» и «Вперед», позволяют перемещаться по цепочке раннее посещенных веб-страниц. Так же есть кнопки для перемещения по истории страниц с определенным шагом.

Основное меню - содержит команды всех основных функций браузера, состоит из разделов: «Файл», «Правка», «Вид», «Избранное», «Сервис», «Справка». Следует отметить, что здесь оно довольно удобное и понятное, всегда можно интуитивно найти интересующий пункт и разобраться в настройках.

Вкладки (Tabs) - элемент интерфейса, позволяющий переключаться между открытыми страницами. В Opera он выполнен практически безупречно, так в версии Opera 9.63 были недоработаны разделители между вкладками и часто они сливались в одну целую полосу, среди которой сложно было сразу найти необходимую открытую вкладку. Теперь, в версии 10.10 это благополучно исправлено, каждая вкладка отделяется красивыми линиями и меняет свой цвет на слегка синеватый при наведении курсора мыши.

Статусная строка. Она показывает не только текущее состояние процесса загрузки страницы. В последней версии Opera теперь в нее вынесены элементы управления новой функцией ускоренной загрузки веб-страниц Opera Turbo, сервисом Opera Link, позволяющим хранить закладки на удаленном сервере, а также функцией Opera Unit, о которой еще будет сказано в данной работе.

Элемент управления «Zoom» - позволяет изменять масштаб открытой страницы в окне браузера. Рядом расположен элемент быстрой настройки просмотра веб-страниц, с помощью него можно быстро переключить браузер на загрузку изображений на веб-страницах либо наоборот отключить загрузку изображений. Есть полезная и экономящая трафик функиция загрузки только кэшированных изображений.

Основное окно веб-браузера, в котором отображается загруженная страница.

Строка ввода URL-адреса веб-страницы, которую необходимо загрузить. В нее можно вводить не только URL, но и любой текст, по которому будет автоматически произведен поиск в журнале посещений. Например, будет найден заголовок страницы, которая недавно посещалась, но адрес, которой был забыт и не внесен в закладки. Это также очень удобно.

В целом, интерфейс Opera добротен, удобен, приятен глазу и выполнен в довольно современном стиле. В стандартной оболочке, которая выполнена с использованием серо-черных оттенков, с примесями синего цвета, градиентов Opera напоминает стиль Windows Vista и Windows Seven, что современно и органично. С читаемостью и логическим построением пунктов меню интерфейса проблем у этого браузера не наблюдается.

Как известно, Internet Explorer продолжает быть самым распространенным браузером, так как он установлен по умолчанию во всех версиях ОС Windows. Да и есть пользователи, которые предпочитают использовать его и не переходить на альтернативные браузеры. Последняя доступная на данный момент стабильная версия IE - 8.0. Рассмотрим функциональность, удобство и внешний вид его интерфейса. Внешний вид браузера IE показан на рисунке 2 ниже.

Рисунок 2 - Внешний вид браузера Internet Explorer от Microsoft

На рисунке 2 указатели пронумерованы и каждый из них указывает на определенный элемент интерфейса браузера.

Кнопки «Назад» и «Вперед», позволяют перемещаться по цепочке раннее посещенных веб-страниц.

Главное меню - содержит команды всех основных функций браузера, состоит из разделов: «Файл», «Правка», «Вид», «Избранное», «Сервис», «Справка».

Вкладки (как и в Opera) - элемент интерфейса, позволяющий переключаться между открытыми страницами. Следует заметить, что они появились в IE совсем недавно, начиная с версии 7. В Opera и Firefox на тот момент они уже были и полюбились пользователям, так как были очень удобны.

Статусная строка - Показывает текущее состояние процесса загрузки страницы. Информативностью она не блещет, многое сделано по подобию Opera, но не столь удобно.

Элемент управления «Zoom» - позволяет изменять масштаб открытой страницы в окне браузера. Также сделано как у Opera.

Основное окно веб-браузера, в котором отображается загруженная страница.

Кнопки меню, вынесенные дополнительно, позволяют иметь быстрый доступ к некоторым функциям веб-браузера, например встроенному RSS клиенту, настройкам безопасности, печати и прочее. Этот элемент можно настроить.

Кнопки «Обновить страницу» и «Прекратить загрузку».

Строка ввода URL-адреса веб-страницы, которую необходимо загрузить. В ней также ничего нового по сравнению с уже привычной в Opera, теперь и там можно искать любой текст, по которому будет автоматически произведен поиск в журнале посещений.

Итак, IE даже версии 8 отнюдь нельзя назвать новым браузером. Он многое перенял у своих альтернативных собратьев и зачастую эти заимствования организованы даже хуже. Так, например работа вкладок в IE не такая удобная как в Opera, по мнению автора. Интерфейс довольно красив и выполнен в общем стиле Windows последних версий со «стеклянными» кнопками. Но в целом, по дизайну IE уступает другим браузерам и не имеет сменных оболочек. Удобство его меню не радовало пользователей, еще начиная с более ранних версий. Неопытному человеку в нем легко запутаться в поиске нужной настройки. Хотя, версии 7.0 и 8.0 отличаются уже более качественно и подробной проработкой меню.

По итогам изучения IE можно сделать вывод, что начиная с 7ой версии его внешний вид улучшился значительно, он стал более функционален и удобен для пользователя, появились новые функции просмотра веб-страниц и прочее. Но назвать его передовым браузером нельзя, ведь то, что в нем появилось (основное) уже давно известно пользователям других альтернативных браузеров.

Теперь рассмотрим интерфейс, пожалуй, самого любимого пользователями браузера Mozilla Firefox. Последняя доступная на данный момент его версия - 3.5.8.

Интерфейс данного браузера, его внешний вид всегда отличался простотой. Но это простота и даже некоторая примитивность привлекала пользователей. В его меню всегда было всё достаточно удобно организовано, небыло ничего лишнего. Это тенденция сохраняется и в последних версиях, хоть они и стали значительно функциональнее.

На рисунке 3 представлен внешний вид окна браузера Firefox.

 

Рисунок 3 - Внешний вид окна браузера Mozilla Firefox

На изображении 3, как и в прошлом рисунке, указатели пронумерованы и каждый из них указывает на определенный элемент интерфейса браузера.

Главное меню - содержит команды всех основных функций браузера, состоит из разделов: «Файл», «Правка», «Вид», «Избранное», «Сервис», «Справка». Организовано оно типично, однако в нем нет ничего лишнего и оно не перегружено пунктами, логически меню построено практически идеально, даже первый раз открыв этот браузер можно быстро найти нужно настройку.

Кнопки «Назад» и «Вперед», позволяют перемещаться по цепочке раннее посещенных веб-страниц, Так же есть кнопки для перемещению по истории страниц с определенным шагом. Эти элементы также выполнены стандартно, сделаны в узнаваемом уже стиле Firefox. Кнопка «Назад» для удобства сделана немного больше кнопки «Вперед».

Вкладки (Tabs) - уже знакомый нам элемент интерфейса, позволяющий переключаться между открытыми страницами. В Firefox они появились позже, чем в Opera, но это не помешало организовать их на высоком уровне. Оформление их в страндарте может быть не такое привлекательное, как в Opera и даже IE, но функциональность вполне приемлемая. Хотя в Opera 10.10 в контекстном меню вкладок есть быстрые настройки, что иногда очень удобно.

Статусная строка Firefox показывает текущее состояние процесса загрузки страницы. Можно сказать, что она скудна, но это только на первый взгляд, на самом деле она сильно не перегружена элементами, в ней всегда отображается текущее состояние загрузки, с какого сервера она производится. На рисунке 1.3 в нее встроено дополнение - «информер» погоды. В сравнении с Opera и IE статус строка однозначно отстает по функциональности, там нет быстрого доступа на настройкам масштаба и загрузкой изображений. Хотя многим пользователям такие функции не нужны и по их мнению только перегружают внешний вид веб-браузера.

Модули (Plugins) - как уже и было сказано, в статусную строку здесь встроен информер погоды, можно подключить и множество других дополнений.

Основное окно веб-браузера, в котором отображается загруженная страница. Контекстное меню в нём удобно, но также не очень нагружено функциями. Хотя при установке различных дополнений это легко исправляется и можно подключит множество функций, например переводчик текста. Следует заметить, что здесь у Firefox замечательно организован поиск по веб-странице текста, с подсветкой результатов прям в окне.

Строка ввода URL-адреса веб-страницы, которую необходимо загрузить. В строке также можно искать любой текст, по которому будет автоматически произведен поиск в журнале посещений. Результаты поиска выделяются жирным шрифтом, показываются адреса, при загрузке страницы домен подсвечивается. Сделано здесь все добротно и красиво, не хуже чем у Opera, откуда собственно и было это перенято.

Таким образом, интерфейс Mozilla Firefox, даже последних версий не производит впечатление передового, с новыми дизайнерскими решениями. Однако, в нем есть очень приятная и понятная простота и доступность, а наличие огромного числа дополнений и оболочек оформления может превратить его в очень и очень функциональное приложение, с красивым оформлением, которое пользователь может сделать под свои потребности и вкус.

Следующий веб-барузер, который мы рассмотрим в плане оформления это новейший Google Chrome. Его последняя доступная версия сейчас - 4.1, внешний вид которой показан в Приложении Б данной работы. При виде этого веб-браузера сразу бросается в глаза его нестандартное оформление.

И действительно, Chrome не похож ни на один из рассмотренных нами выше браузеров. В нем нет привычного нам главного меню, настройки вынесены в отдельную кнопку, которую не сразу можно найти. Статусная строка отсутствует как таковая, это очень неудобно и непривычно. Контекстное меню в самом окне веб-страницы скудно и напоминает IE 5-6ой версии. В строке ввода URL можно вводить и поисковый запрос в Google или другую поисковую систему. В Chrome сложно найти сразу необходимую настройку, хоть их и не так много, присутствуют только самые основные. Есть и вкладки (tabs), перемещаться между ними достаточно удобно, можно быстро создавать их дубликаты, при необходимости.

Оформление окна программы выполнено в стиле напоминающем Windows Vista. На первый взгляд оно может показаться уж слишком скучным и простым. Однако есть возможность загрузки оболочек оформления с официального сайта (https://tools.google.com/chrome/intl/ru/themes/index.html), которые могут изменить внешний вид браузера достаточно хорошо. В целом же оформление этого веб-браузера можно назвать оригинальным и только. До своих конкурентов в этом плане ему еще очень далеко как в функциональности, так и в плане внешнего вида. Но не следует забывать, что этот браузер совсем новый, и сделан, так сказать с «заточкой» под сервисы Google. Многим пользователям он нравится не за оформление, а за скорость работы, которую мы еще затронем далее.

Итак, подводя общий итог по интерфейсам, удобству и внешнему виду современных веб-браузеров нельзя сделать полностью однозначный выбор в пользу того или иного приложения. У каждого из них, несомненно, есть свои преимущества и недостатки, нельзя забывать и то, что у каждого пользователя свой индивидуальный вкус и потребности. Но по ходу данного исследования наиболее выигрышным, на взгляд Автора работы, является Opera. Именно он является самым оптимальным сочетанием внешнего вида, функциональности, удобства настройки. Кроме того, веб-браузер Opera является уже достаточно долгое время своеобразным законодателем моды среди данного вида клиентского программного обеспечения Сети, ведь многое что появилось в нем в ранних версиях, перекочевало в другие браузеры.

IE 7ой версии и версии 8.0 показали себя очень неплохо в плане функционала и внешнего вида. Скачок Microsoft в этом направлении был достаточно большой и это сразу видно. Однако почти всё, что есть в этом браузере уже не ново для нас и давно есть в Opera или Mozilla Firefox. Организация меню в IE и его внешний вид также далеко не передовые. Но определенному кругу не столь требовательных пользователей новые версии этого браузера (7 и 8) непременно могут подойти.

Что касается Google Chrome, то он, как уже было сказано, не соответствует общему уровню рассмотренных веб-браузеров, хотя во всех отношениях он очень нов, свеж и оригинален.

Mozilla Firefox по большей части показал себя на высоте и оценить его, конечно же, можно выше чем IE, но до Opera, как было выяснено, этот браузер не дотягивает. Меню в нем простое и понятное, но его окно (речь идет о стандарте, без установленных дополнений) скудно в плане информации и не дает пользователю быстрого доступа к некоторым важным настройкам (масштаб, загрузка картинок). Как уже отмечалось, Firefox очень богат различными дополнениями, которые можно бесплатно загрузить и установить на свой вкус, существуют и бесплатные оболочки (целые темы оформления). С помощью всего этого можно превратить Firefox в мощнейший браузер, с набором именно нужных пользователю функций, с очень приятным оформлением. Но пальма первенства по ходу нашего исследования отдается Opera, как наиболее готовому и не менее качественному продукту.

.3 Характеристика современных веб-браузеров, их возможности и функциональность

Поскольку внешний вид и удобство популярных веб-браузеров нами были уже рассмотрены, теперь следует рассмотреть браузеры Opera, IE, Firefox и Chrome по основным параметрам (критериям) так как рамки данной работы не позволяют глубоко и всесторонне изучить их.

Итак, основные критерии браузеров, которые мы будем рассматривать в сравнении:

скорость работы и производительность;

стабильность работы и безопасность;

Именно такие критерии являются основными при выборе веб-браузера. Далее постараемся рассмотреть как соответствуют современные версии популярных браузеров представленным выше критерием и какой браузер окажется лучшим.

Итак, первый критерий - скорость работы и производительность веб-браузеров. Как обычно, в этом плане оценим Opera, Internet Explorer (IE), Mozilla Firefox и Google Chrome.

Для объективной оценки скорости работы и производительности не всегда достаточно пользоваться только литературными источниками, поэтому в данном исследовании было решено еще и на практике испытать все четыре браузера на реальном ПК.

Для испытания браузеров взят ноутбук фирмы Asus c только что установленной системой Windows Vista Home Premium SP 1 . Конфигурация ПК была следующая - центральный процессор Intel Core2 Quad Processor10 Q9000 (2.00GHz, 1066MHz FSB, 6MB L2 Cache), 4096MB оперативной памяти 1066MHz DDR3 Dual Channel Memory, жесткий диск 500GB 5400RPM SATA. Скорость соединения с сетью Интернет 128 кб. в сек. Также был взят электронный секундомер.

На заново установленную ОС данного ПК были загружены: Opera версии 10.10, Internet Explorer (IE) версии 8.0, Mozilla Firefox 3.5.8 и Google Chrome версии 4.0.

Сначала было решено провести испытание по времени открытия самого окна браузера во время первого запуска. Далее - провести испытание загрузки веб-страниц различных популярных сайтов и, проанализировать, как быстро обработают их все 4 браузера при одинаковой скорости соединения с Сетью. Загрузка сайтов была поочередной для каждого браузера. Чтобы исключить влияние степени загрузки каналов провайдера Интернет на результаты - решено было для каждого браузера повторять каждую процедуру по 5 раз. Для всех браузеров испытания проводись в утреннее время, когда загрузка как провайдера, так и сайтов не столь велика. По сложности и наличию на сайтах различных элементов (Java, activeX и т.д.) были выбраны следующие веб-ресурсы:

- #"552997.files/image004.gif">

Рисунок 4 - Меню функции «Opera Turbo»

Как утверждает производитель, данная функция позволяет значительно ускорить загрузку веб-страниц, особенно при медленных соединениях это работает очень продуктивно. Принцип этой системы основан на специальных серверах сжатия, где данные сжимаются до 80% (может теряться качество изображений), а потом загружаются уже в сжатом виде, что ускоряет общий процесс загрузки ресурса. Это несомненный плюс Opera перед остальными браузерами, не у всех пользователей есть возможность подключения к высокоскоростному доступу во Всемирную сеть. Поэтому при более медленном соединении Opera мог бы с успехом обойти своих соперников.

Opera производит впечатление очень быстрого браузера, открывается он быстро, меню работает также очень быстро, переход между вкладками, даже в «тяжелых» сайтах не вызывает больших затруднений. Согласно тестам, время «холодного» запуска Opera 10.10 (первый запуск, после загрузки ОС) составляет всего 2.44 секунды. У его конкурентов особенно плохо обстоят дела у Firefox - 18.32 сек. У IE 8.0 среднее время первого запуска около 6 секунд, а у Chrome в районе 3 секунд, что довольно быстро и сравнимо с Opera. Усредненное время второго и последующих запусков браузеров (у всех около 3х секунд) также указывает на преимущество Opera, у которой оно в среднем 2.10 секунды, против 2.52 у Firefox.

В тестах обработки скриптов Opera показывает очень неплохие результаты и занимает второе место после Chrome. Она быстрее всех представленных браузеров работает с КЭШем (по результатам рендеринга). Opera быстрее всех открыла сохраненную страницу с множеством изображений - для этого ей потребовалось 1.4 сек., против почти 3х секунд у IE 8.

Секрет такой быстрой работы этого браузера кроется в его очень качественном и проработанном движке Presto, который в версии 10.10 был еще немного усовершенствован.

Mozilla Firefox 3.5.8 показал в нашем тесте такие результаты (время в секундах):

#"552997.files/image005.gif">

Рисунок 5 - Модуль проверки ссылок Mozilla Firefox, который автоматически встраивает Антивирус Касперского 2010 (KIS 9.0xxx).

С помощью данного модуля браузер автоматически проверяет ссылки по которым переходит пользователь и блокирует их при обнаружении различных опасностей, например, сайтов-двойников, которые крадут пароли (фишинг).

Кроме того, Firefox способен сам загружать и имеет в своем составе определенный список потенциально опасных сайтов и не дает пользователю перейти на них без предупреждения. Mozilla отлично работает с сертификатами, надежно хранит их. С загрузкой файлов у этого браузера также всё в полном порядке, после того как пользователь загрузил файл - он автоматически проверяется установленным в системе антивирусом.

Сейчас все современные браузеры имеют функцию хранения множества паролей пользователей, автозаполнения форм на сайтах. Эти данные конфиденциальны и их нужно надежно хранить. Mozilla Firefox справляется с этим неплохо. Есть и функция «Мастер-пароль», с помощью ее можно получить доступ к памяти своих собственных паролей указал главный - мастер-пароль, что очень удобно.

Неплохо Firefox справляется и с всплывающими (pop-up) окнами, имеет функцию блокирования баннеров и определенных изображений, список которых можно создавать. По результатам тестов это очень стабильный браузер, способный к восстановлению после сбоев, уверенно ведет себя даже при одновременной загрузке десятков страниц на Flash.

Mozilla Firefox не является сильно отличным от своих конкурентов, но уровень организации безопасности и стабильности в нем на хорошем уровне. Примечательно и то, что можно загружать множество дополнений, которые повышают уровень безопасности (например, Adblock Plus эффективно борется с назойливой рекламой, TamperData - контролирует заголовки по HTTP/HTTPS).

У Opera и его движка Presto дела в отношении безопасности обстоят также неплохо. В принципе, они схожи с Firefox во многом в этом плане. Безопасность Opera организована качественно, в нем имеются практически все функции, что и у Firefox, а многие из них появлялись в ней еще раньше. В Opera можно сделать настройки для каждого сайта, сделать список доверенных сайтов. Есть функция «Защита от мошенничества». Можно легко отключить обработку скриптов и ActiveX, безопасно хранить множество паролей и сертификатов, существует защита от всплывающих окон и блокировка баннеров.

Из недостатков этого браузера можно отметить слабую интеграцию с антивирусами, относительно меньшую стабильность работы по сравнению с Firefox (хотя уровень ее очень высок и движок Presto великолепен), отсутствие списка опасных сайтов и скудность обновлений для улучшения безопасности.

Google Chrome, как уже не раз указывалось, очень свежий браузер с новым движком и поэтому в нем еще так много уязвимостей нежели у своих соперников. Но всё не так гладко. На сайте компании Chapin Information Services не так давно были опубликованы проблемы Chrome, всего в нем на тот момент было обнаружено более 17-ти уязвимостей. Особенно это касалось сохранения паролей. Невидимые элементы форм могут взаимодействовать с менеджером паролей.

У этого браузера нет нормальной системы предупреждения об опасных сайтах, с антивирусами он работает крайне плохо и вообще, по мнению многих экспертов Chrome имеет очень большое количество проблем с безопасностью и пока на уровне конкурентов (Opera, IE 8, Firefox) его серьезно рассматривать нельзя.

Internet Explorer критики очень часто называли одним из самых «дырявых» и небезопасных брузеров. Однако, с приходом версии 8.0 мнение многих из них резко поменялось. Новая версия IE имеет множество улучшений безопасности. Сразу следует отметить, что функций безопасной работы в Сети не так много как у Opera и Firefox, однако общий уровень защиты очень высок.

По данным компании NSS Labs (источник http://3dnews.ru) IE 8 удалось занять первое место по уровню реагирования на различные угрозы в Интернет в результате специального тестирования. IE 8 справился с 81% всех примененных к нему атак (фишинг и пр.). Таким образом, по результатам тестирования NSS Labs браузер от Майкрософт обошел своих главных соперников Firefox и Opera, защищаясь от различных угроз лучше в среднем на 25-30%.

Но не всё так хорошо с этим браузером, как может показаться не первый взгляд. Множество других экспертов считают IE не самым безопасным браузером, у него немало «дыр» уже сейчас и, злоумышленники продолжают их активно искать, использовать - ведь данный браузер становится самым распространенным в Сети, как и был его предшественник IE 7. Майкрософт старается регулярно выпускать для него обновления, но не всегда они доступны пользователям (сказывается еще слабое распространение широкополосного доступа). Отсутствует и широкий набор качественных дополнений, которые бы могли улучшить безопасность.

Общие впечатления от этого браузера остались неплохие, в нем есть блокирование всплывающих окон. Фильтр smart Screen для проверки безопасности веб-ресурсов, антифишинговые функции. Браузер показал себя довольно стабильными и в хорошей мере защищенным от возможных сбоев. Также нельзя не отметить и то, что отлично решена проблема совместимости IE 8 с 7ой версией с помощью кнопки возле адресной строки.

Подводя итоги, можно сказать в области безопасности и стабильности работы наиболее оптимальным решением на данный момент является Mozilla Firefox, несмотря на небольшой отрыв от конкурентов.

Как уже было сказано не раз в данной работе, современное клиентское ПО для Интернет имеет тенденцию превращения в своеобразные «комбайны», включающие в себя множество других приложений. Это касается почти всех видов такого ПО от мессенджеров до браузеров. Например, Opera имеет в своем составе неплохой почтовый и IRC клиент, менеджер закачек с возможность докачки файлов. Такая функциональность может быть достигнута еще с помощью дополнений (plugins) или как их называют - плагинов. Рассмотрим насколько это хорошо организовано в браузерах.

Google Chrome в этом отношении рассматривать нет смысла, так как дополнений для него пока еще очень мало и почти все они связаны именно с сервисами Google.

Тенденция связывания браузеров с конкретными веб-сервисами сейчас вполне очевидна. Так, крупнейшие российские веб-сервисы (Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru) выпустили версии популярных веб-браузеров Mozilla Firefox и IE8 в своей собственной редакции, добавив так называемые бары (расширения, которые встраиваются в Веб-браузер, интегрируются с ним). При помощи таких дополнений у популярных браузеров появляется возможность быстрого доступа практически ко всем основным сервисам (будь то Mail.ru, Яндекс и пр.). Так, например компанией Яндекс была выпущена специальная версия Mozilla Firefox и IE8 (последний изображен в Приложении Г данной работы).

Данные браузеры, а в частности IE 8 может в режиме онлайн показывать курсы валют, погоду, имеет встроенный переводчик текста с других языков. Можно получить быстрый доступ к почте на Яндекс, сервису «Мой круг», смотреть сообщения на лентах новостей, производить быстрый поиск в сервисах Яндекса (например в картинках или словарях), получать информацию о пробках, смотреть состояние своего счета в электронной платежной системе и многое другое.

Таким образом, с помощью такого дополнения встраивается целый комплекс небольших клиентских приложений для конкретного сервиса, который делает браузер еще функциональнее, информативнее. Другие популярные сервисы (например, Mail.ru) также выпускают свои редакции браузеров, подробно на них мы останавливаться не будем так сделаны аналогично, лишь с небольшими отличиями, в зависимости от типа сервиса. Дополнений же другого типа для IE 8 не так много и они не представляют большого интереса для исследования.

Браузер Opera уже в стандартной сборке имеет в себе неплохой встроенные почтовый и IRC клиент. Можно загружать с официального сайта widgets.opera.com так называемые виджеты (widgets). Набор их достаточно большой и затрагивает разные тематики - различные часы, календари, инструменты для веб-мастеров и прочее. Но нас интересует, прежде всего, клиентское ПО, выбор его достаточно неплох. Можно бесплатно загрузить и установить FTP клиент, как виджет, ICQ мессенджер, программу клиент для доступа к Интернет радио, клиент для Интернет телефонии Skype (Skype Widget) и многое другое. Доступно даже дополнение позволяющее отправлять SMS сообщения прямо из окна браузера (rSMS) бесплатно.

Безусловным лидером в области дополнений расширений для веб-браузера является Mozilla Firefox. На данный момент на ресурсе addons.mozilla.org/ru/firefox/ доступно более 5000 дополнений для этого веб-браузера.

Конечно, не все из них идеального качества, однако много очень интересных и на любую тему - покупки в Сети, кино, музыка, для веб-мастера, ленты новостей, для работы с изображениями онлайн и прочее. Загрузить можно абсолютно бесплатно аналогичное, что было описано выше для Opera и множество новинок, которые делают браузер не только функциональным, но еще и безопасным. С помощью такой огромной коллекции дополнений, которую невозможно описать в рамках данной работы, потратив немного времени - браузер можно превратить в настоящий программный комплекс для работы в Интернет. Таким образом, открыв браузер и загрузив стартовую страницу можно быть в курсе всего, что пользователю интересно в Сети. Единственный минус в том, что обилие таких дополнений и расширений может замедлить работу веб-браузера, иногда приводить к небольшим сбоям.

Подводя общие итоги исследования в данной главе, следует сказать, что ни один из рассмотренных нами веб-браузер нельзя назваться абсолютным лидером. Mozilla Firefox - достаточно безопасный и мощный, с широкими возможностями дополнения, но довольно медлительный. IE 8 показал себя очень неплохо, но он не такой передовой, как это хотелось бы и частые проблемы со всеми продуктами Майкрософт с безопасностью увы не редкость из-за повышенного внимания злоумышленников к ним, как самым распространенным (а не популярным) продуктам. Новейший Google Chrome показал непревзойденную скорость и минимум потребления ресурсов ПК, однако у него его пока проблемы с функциональностью (сказываться «заточка» под сервисы Google), расширяемостью и, что самое главное, по безопасности он сильно отстает от конкурентов. На взгляд автора, оптимальным сочетанием скорости, функциональности и безопасности для пользователя является Opera. Для более опытных и требовательных пользователей может подойти Firefox, а для веб-разработчика необходимо всегда иметь под рукой все представленные веб-браузеры.

Что касается общей структуры и функций клиентского ПО сети Интернет, то в нем обозначилась и развивается тенденция превращения каждого продукта в мощный программный комплекс, что мы и проследили на примере веб-браузеров по ходу нашего исследования. Поскольку веб-браузер - самое распространенное клиентское ПО сети Интернет, то при дальнейшем развитии событий в этой сфере он может еще больше потеснить остальное клиентское ПО, вобрав в себя огромное количество функций.

Заключение


Итак, пришло время подвести итоги данной выпускной квалификационной работы, сделать общие выводы по ходу исследования.

Глобальная компьютерная сеть постоянно и стремительно развивается. Несмотря даже на мировой финансовый кризис, который замедлил развитие практически всех отраслей деятельности человека - Интернет продолжает развиваться значительными темпами. И это выражается не только ростом количества пользователей Всемирной сети, подключенных к различным провайдерам и не только увеличением числа процентам пользователей имеющих полноценный, широкополосные доступ, но и в развитии, совершенствовании и появлении новых сервисов, которые предлагает Интернет.

Так, несколько теряется интерес пользователей Сети к такому сервису, как электронная почта, зато более популярными становятся так называемые социальные сети, сервисы обмена мгновенными сообщениями, Интернет-телефония. Подобные тенденции, конечно же, определяют и развитие, структуру и функционал современного клиентского ПО для сети Интернет.

В ходе работы было выяснено, что наличие клиентского ПО позволяет WEB-приложению улучшить ряд эксплуатационных характеристик:

уменьшить нагрузку на сервер,

уменьшить объем передаваемых по сети данных,

уменьшить время реакции на команды пользователя.

Вычислительная нагрузка на сервер снижается за счет переноса на компьютер клиента работы по реализации части бизнес-логики приложения, связанной с организацией пользовательского интерфейса и визуализацией данных. И это становится вполне оправданным, ведь число пользователей многих сервисов постоянно растет как и производительность среднего домашнего ПК.

Поскольку часть воздействий пользователя отрабатывается непосредственно на компьютере клиента, то уменьшается количество обращений к серверу, снижается объем передаваемых по сети данных.

Визуализация на стороне клиента также снижает объем передаваемой по сети информации. Это происходит за счет того, что вместо пересылки по сети готовых визуальных представлений можно ограничиться передачей исходных данных, которые, как правило, имеют существенно меньший объем. Дополнительного уменьшения объема передаваемой по сети информации можно добиться за счет накопления на стороне клиента полученных с сервера исходных данных, что позволяет избежать повторной пересылки ранее переданной информации. В этом, в главной мере выражается роль клиентского ПО сети Интернет.

В ходе данной выпускной квалификационной работы был изучен ряд современных клиентских приложений, их структура и функции. По ходу исследования было выяснено, что клиентское программное обеспечение довольно успешно развивается с учетом всех тенденций развития сервисов сети Интернет.

Во Второй главе данной работы было проведено исследование самого распространенного сектора клиентского программного обеспечения сети Интернет - веб-браузеров. Сделано это было для того, чтобы проследить главные предпосылки развития этого вида ПО на примере веб-браузеров, как самого многочисленного и довольно развитого, ведь полноценная работа в сети Интернет без этих приложений сейчас просто невозможна.

Итак, были рассмотрены наиболее популярные современные программы веб-браузеры для платформы Windows - Microsoft Internet Explorer 8.0, Opera, Mozilla Firefox и Google Chrome последних на данный момент доступных (стабильных и официальных) версий. Наибольшую распространенность среди данных веб-браузеров занимает Microsoft Internet Explorer. Как мы выяснили, это связано не столько с совершенством или особой функциональностью данного продукта, сколько с тем, что он является стандартно установленным в семействе операционных систем Windows, включая новейшую Windows 7.

Все представлены веб-браузеры в ходе данной работы были подробно и всестороннее изучены и протестированы. Были рассмотрены их интерфейсы, внешний вид, скорость работы и производительность, а также потребление системных ресурсов было протестировано на реальном ПК и сопоставлено. Было проведено исследование безопасности, надежности и стабильности веб-браузеров, рассмотрены различные дополнения, которые могут увеличивать функциональность и безопасность работы в Интернет.

Таким образом, можно сделать ряд выводов и предложений. Ни один из веб-браузер нельзя обозначить абсолютным лидером во всех параметрах испытаний. Mozilla Firefox показал себя достаточно безопасный и мощный, с широкими возможностями дополнения, но часто уступал в скорости работы.

IE 8 зарекомендовал себя очень неплохо, но он не такой передовой, хоть и построен на основе нового движка, а безупречное качество продуктов от Майкрософт у многих экспертов вызывает сомнение.

Новичок среди браузеров - Google Chrome показал непревзойденную скорость и небольшое потребление ресурсов ПК, но у него его пока проблемы с функциональностью, расширяемостью и, что самое главное, по безопасности он сильно отстает от конкурентов. Полезен он будет не очень требовательным пользователям, которые используют слабые ПК.

По итогам работы было установлено, что оптимальным сочетанием скорости, функциональности и безопасности для пользователя является Opera. Для более опытных и требовательных пользователей может подойти Firefox, а для веб-разработчика необходимо всегда использовать все представленные веб-браузеры.

Что касается тенденций развития клиентского программного обеспечения сети Интернет, то, как было выяснено, они сейчас направлены сторону создания определенных программных комплексов, что мы и наблюдаем среди веб-браузеров сейчас. ПО ориентированное изначально на конкретную задачу начинает брать на себя множество сторонних функций (в виде дополнений, расширений и пр.). Конечно, дополнительные функции браузера - будь то почтовые, IRC и прочие клиенты вряд ли достигнут уровня отдельных, специальных приложений. Но для пользователя зачастую очень удобно становится иметь «всё в одном», поэтому такая тенденция сохраняется и, возможно, в скором будущем веб-браузер станет единственным достаточным приложением для работы практически со всеми существующими сервисами Всемирной сети.

Глоссарий


№ п/п

Новое понятие

 Определение

1

2

3

 1

FTP

(англ. File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - протокол, предназначенный для передачи файлов в компьютерных сетях. FTP позволяет подключаться к серверам FTP, просматривать содержимое каталогов и загружать файлы с сервера или на сервер; кроме того, возможен режим передачи файлов между серверами.

 2

HTML

(от англ. Hypertext Markup Language - «язык разметки гипертекста») - это стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Все веб-страницы создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузером и отображается в виде документа, удобном для человека.

HTTP

(англ. HyperText Transfer Protocol - «протокол передачи гипертекста») - протокол прикладного уровня передачи данных в первую очередь в виде текстовых сообщений. Основой HTTP является технология «клиент-сервер», то есть предполагается существование потребителей (клиентов), которые инициируют соединение и посылают запрос, и поставщиков (серверов), которые ожидают соединения для получения запроса, производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом.

 4

MIME

Multipurpose Internet Mail Extensions (MIME, Multipurpose Internet Mail Extension - Многоцелевые Расширения Почты Интернета, произносится как слово mime) - стандарт, описывающий передачу различных типов данных по электронной почте, а также, шире, спецификация для кодирования информации и форматирования сообщений таким образом, чтобы их можно было пересылать по сети Internet.

 5

RSS (Really Simple Syndication)

семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.

 6

Telnet

простое и поэтому универсальное средство связи в Интернет

 7

URI

(англ. Uniform Resource Identifier) - единообразный идентификатор ресурса. URI - это короткая последовательность символов, идентифицирующая абстрактный или физический ресурс.

 8

URL

Единый указатель ресурсов (англ. URL - Uniform Resource Locator) - единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса. Ранее назывался Universal Resource Locator - универсальный локатор ресурса. URL - это стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет

 9

VRML

(англ. Virtual Reality Modeling Language - язык моделирования виртуальной реальности) - стандартный формат файлов для демонстрации трёхмерной интерактивной векторной графики, чаще всего используется в WWW.

10

WWW

Всемирная паути́на (англ. World Wide Web) - глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета и протоколе передачи данных HTTP; подмножество сети Интернет. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину. Для обозначения

11

Браузеры

(англ. browse - листать, просматривать) - программы, с помощью которых пользователь организует диалог с системой WWW: просматривает WWW страницы, взаимодействует с WWW-cерверами и другими ресурсами в Интернет.

12

Веб-сайт

совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере.

13

Гипермедиа

это то, что получится, если в определении гипертекста заменить слово «текст» на «любые виды информации»: звук, графику, видео.

14

Гипертекст

информационная структура, позволяющая устанавливать смысловые связи между элементами текста на экране компьютера таким образом, чтобы можно было легко осуществлять переходы от одного элемента к другому. На практике в гипертексте некоторые слова выделяют путем подчёркивания или окрашивания в другой цвет. Выделение слова говорит о наличии связи этого слова с некоторым документом, в котором тема, связанная с выделенным словом, рассматривается более подробно.

1

2

3

15

Движок (Ядро) браузера

набор программных модулей, библиотек, которые содержат основные алгоритмы функционирования браузера.

16

Доступ в Интернет

способ взаимодействия пользователей с сетью Internet.  Универсальным способом доступа является непосредственное взаимодействие с сетью в соответствии с протоколом TCP/IP. В этом случае пользователь получает полный доступ к Internet через местный маршрутизатор, который использует протокол канального интерфейса SLIP или протокол точка-точка PPP.

17

Интерактивный веб-сайт

совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере.

18

Интернет

глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.

19

Сервер

компьютер или программная система, предоставляющие удаленный доступ к своим службам или ресурсам с целью обмена информацией. Сервер работает по заданиям клиентов. После выполнения задания сервер посылает полученные результаты клиенту, инициировавшему это задание.

20

Сетевой клиент

компьютер или программа, имеющие доступ к услугам сервера; получающие или обменивающиеся с ним информацией.  Сетевой клиент является инициатором и проводит с сервером транзакции либо использует электронную почту.


Список использованных источников


1        Аксак В.А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два [текст]. М.: Пресс, 2009. -246 с. - ISBN: 5-699-15251-2

2           Алексеев Е.Р. Интернет от A до Z [текст]. М.: Пресс, 2009. - ISBN: 978-5-477-01133-9

3        Богданов-Катьков Н.В., Орлов А.А., Гор А.А. Полная энциклопедия Интернета [текст]. М.: АСТ, 2009. - 512 с. - ISBN: 978-5-226-00178-9

4           Брукшир Дж. Информатика и вычислительная техника [текст]. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 624 с. - ISBN: 978-5-94723-650-7

             Гуда А.Н. Бутакова М.А. Нечитайло Н.М. Информатика. Общий курс. 3-е изд [текст]. М.: К, 2009. - 514 с. - ISBN: 978-5-394-00187-1

6        Дьяконов В. Браузер Opera [текст]. СпБ: Питер, 2009. - 124 с. - ISBN: 978-5-318-00626-5

7           Журнал «Мир ПК» [текст], №11, 2009

             Левин М.И. Электронная почта и Интернет-пейджер ICQ без секретов [текст]. М.: дом, 2009. - 246 с. - ISBN: 978-5-9643-0061-8

             Лененко Т.В. Mozilla Firefox: Азы настройки браузера; Рекомендации по решению типовых задач; Описание наиболее востребованных расширений и др. [текст] М:. Книга, 2008. - 322 с. - 5-379-00497-0 978-5-379-00497-2

10      Леонов В. Skype. Бесплатные звонки через Интернет [текст]. М.: Эксмо, 2009. - 148 с. - ISBN: 978-5-699-32456-9

11         Леонтьев В.П. Большая энциклопедия компьютера и Интернета (Новая) [текст]. М.: Групп, 2008, - 586 с. - ISBN: 978-5-373-00082-6

             Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернета 2010 [текст]. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2009. - 468 с. - ISBN: 978-5-373-02877-6

             Лоянич А.А. Интернет - браузеры. Шпаргалка [текст]. М.: Пресс, 2007 - ISBN: 978-5-477-00400-3

             Макконеелл Б., Хуба Д. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере: Перевод с английского [текст]. М.: Вершина, 2009. - 328 с. - ISBN: 978-5-9626-0376

16      Маринин С.А. Популярные интернет-браузеры [текст]. М.: ДМК Пресс, 2008 - ISBN: 5-94074-303-Х

17         Михеева Е.В. Информатика. Учебник [текст]. М.: Академия, 2008. - 468 с. - ISBN: 978-5-7695-5497-1

             Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. Учебное пособие [текст]. М.: Academia, 2009 - 522 с. - ISBN: 978-5-7695-6342-3

             Надеждин О.А. Все браузеры Интернета [текст]. М.: ДМК-Пресс. 2007. - 330 с. - ISBN: 978-5-901321-60-7

             Олифер В.Г., Олифер Н.А Основы компьютерных сетей [текст]. СпБ.: Питер, 2009. - 514 с. - ISBN: 978-5-49807-218-0

             Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 4-е изд. [текст] СпБ.: Питер, 2010. - 548 с. - ISBN: 978-5-49807-389-7

             Пройдаков Э., Теплицкий Л. Англо-русский толковый словарь по вычислительной технике, Интернету и программированию. 3-е изд., испр. и доп. [текст] - М.: Книга, 2009. - 648 с. - ISBN: 978-5-419-4084-899

23      Семенов Ю.А. Алгоритмы телекоммуникационных сетей [текст]. М.: Интуит, 2008. - 344 с. - ISBN: 978-5-94774-706-5

24         Столлингс Вильям Компьютерные сети, протоколы и технологии Интернета [текст]. М.: BHV, 2009. - 468 с. - ISBN: 978-5-94157-508-4

             Таненбаум Эндрю Компьютерные сети. 5 издание [текст]. СпБ.: Питер, 2009 - 468 с. - ISBN: 978-0-13-066102-9

             Топорков С.А. Opera. Mozilla. Firefox. Эффективный серфинг в Интернет [текст]. М: Пресс, 2009 - 322 с. - ISBN: 978-5-94074-377-4

             Топорков С.А. Альтернативные браузеры [текст]. М.: ДМК-Пресс. 2008. - 286 с. - ISBN: 978-5-94074-303-3

28. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей [текст]. М.: Форум, 2009. - 342 с. - ISBN: 978-5-8199-0331-5

. Экслер Алекс Электронная почта: Что такое электронная почта; Как создать почтовый ящик; Почтовый клиент Outlook Express [текст]. М.: НТ-Пресс, 2008. - 310 с. - ISBN         5-477-01105-x 978-5-477-01105-6

.DHTML и CSS для Internet: Динамические методики; Списки шрифтов, единых для браузеров; Техники CSS-разметки; Диаграммы совместимости: Дополненная версия для Internet Explorer, Netscape, Safari, Opera (пер. с англ. Осипова А.И.) Изд. 3-е, испр., доп. [текст] М.: Пресс, 2008. - 564 с. - ISBN: 978-0-321-19958-4


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!