Философия XIX века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,4 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия XIX века

1. Дать определение терминам: мировоззрение, субъект и объект познания

Мировоззрение (нем. Weltanschauung) - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного «Я») определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.

2. Назовите основные философские направления в 19 веке

мировоззрение философия антропосоциогенез психоаналитический

Основные направления философии 19 века:

. Сциентистское направление

. Антропологическое направление

. Религиозно-философские направления

. Сциентизм возник как ответ на бурное развитие науки в конце 19-20 в. Основоположник позитивизма Огюст Конт провозгласил, что эпоха философии миновала и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решать все проблемы. Термин «позитивное» Конт истолковал как реальное, полезное, достоверное, точное, организующее в противовес химерическому, негодному, самостоятельному, смутному, разрушительному. Позитивное мышление заменяет абсолютное относительным, связано со здравым смыслом.

Развитие квантовой физики поставило под вопрос эмпирическую методологию научного познание, так как выявилась зависимость результатов опытов от приборов и органов чувств человека. Актуализировалась проблема связи физической науки с науками, изучающими человека, в том числе его психику. В этих условиях философия поставила вопрос о природе познания, об отношениях субъекта и объекта, психологического и физического, о характере и истоках опыта. Возникает вторая форма позитива - эмпириокритизм. Его основатели Эрнст Мах и Рихард Авенариус в основу объяснение мира положили «опыт», который понимали как совокупность ощущений, а сами ощущения назвали «элементами мира».

Третья форма позитивизма - неопозитивизм. Его основной вариант - аналогическая философия. Ее представители - Б. Рассел, А. Уайтхед, М. Шлик, О. Нейрат и др. - ставили задачи исключить из языка недоразумения, логические несообразности и двусмысленности.

. Самый решительный поворот в сторону антропологической тематики, обращенной к «философии существования», совершил Серен Кьеркегор, Н.А. Бердяев и Л.И. Шестов Кьеркегор вопрос о человеке сделал главным пунктом размежевание с философией прошлого. Серьезное влияние на формирование антропологической философии оказал Ф.М. Достоевский. Писатель в своих художественных произведениях критиковал эгоизм, цинизм, продажничество, присущие буржуазной цивилизации. Однако свободу личности мыслитель не идеализировал, видел в ней не только источник добра, но и зла. В творчестве писатель поднял проблемы, связанные с духовно-нравственными исканиями личности. Мыслитель был убежден в неоправданности общественных модернизаций, поднимающих под себя ценность и добрые начала личности, в отзывчивости к страданием людей видел доминанту любой культуры.

Положив в основу исследований человека, представители антропологических направлений в своей методологии выступили против классического рационализма 17-18 вв. и сциентизма 19-20 вв., ориентированных на жесткие объясняющие нормы естественнонаучного знания. Это получило свое выражение в психоаналитической философии, акцентировавшей внимание на психике, мотивации поведения индивида.

.В современной религиозной философии наибольшим влиянием отличаются неотомизма служит учение Ф. Аквинского. Основные представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Фабро, К. Ранер, Г. Веттер и др.

По неотомизму, существуют два источника познания: знания, внушаемые божественным откровением через веру, и знания, приобретенные средствами человеческого разума. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. В этой взаимосвязи разум подчиняется вере. Разум теоретически охраняет чистоту веры, защищает ее с помощью логических аргументов от неверия и заблуждения.

В русле гуманистического осовременивания томизма находится персонализм. Он возник на рубеже 19-20 вв. Его целевая мировоззренческая установка - примирить религию с некоторыми гуманистическими ценностями.

Исходный пункт философствования персоналистов - самосознающая человеческая индивидуальность, проявляющая себя в беспредпосылочной и ничем не ограниченной свободе.

Сейчас намечается определенный симбиоз католической философии и всего христианства с восточными религиями, активизируются усилия за добрые начала человека, за мир выживание цивилизации.


Поднимаемые в философии фундаментальные проблемы - бытия, материи, сознания, пространства, времени, истины, человека, общества и д.р. требуют вечного обновления, новых интерпретаций в соответствии с новыми данными научного познания и усложняющимися общественными запросами. Кардинальными мировоззренческими проблемами современности стали проблемы технологических рисков, поиска новых этико-гуманистических и экологически ориентированных глобальных кризов, изменения базисных ценностей техногенной цивилизации.

Одна из особенностей философии состоит в том, что она решает задачу теоретического отражения и осмысления сущего, что выражается через рационально-рассудочную деятельность.

В классической форме проблему соотношения материального и духовного выразили Г. Гегель, Л. Фейербах и Ф. Энгельс. По определению Гегеля, философия распадается на две основные формы разрешения противоположности между бытием и мышлением - «реалистическую» и «идеалистическую». Вся история философии, стал Фейербах, вращает вокруг вопроса об отношении духовного к материальному. И. Кант сформулировал вопросы: «Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Эти три вопроса объединены общей проблемой - что такое человек? Вопрос «Что я могу знать?» не столько о том, что мы знаем о мире, сколько о самой возможности познания. Вопрос о познаваемости мира, о тождестве мышления и бытия, в формулировке Ф. Энгельса, составляет вторую сторону основного вопроса философии.

Полезность отношений «материальное-духовное», «объективное-субъективное», так или иначе входя во все философские размышления, порой выносит на первый план более конкретные проблемы. Например, основной философский вопрос, по Ф. Шеллингу, об отношении свободы и необходимости. А. Камю заявляет, что вопрос о смысле жизни является самым неотложным. П. Риккерт самой острой назвал проблему зла, насилия, экзистенциалисты - существования человека в «пограничных», порой трагических ситуациях. Для неопозитивизма основным стал вопрос о природе научного знания. Лингвистическая философия в центр своего внимания поставила проблему языка. В современном мире, когда существует угроза гибели своего человечества, одной из центральных является проблема обеспечения выживаемости человека на основе укрепления жизнеспособности социума, преодоление опасности ядерных, экологических, техногенных, антропологических и иных катастроф, выбора приемлемой стратегии развития общества.

Философское познание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории.

Термин «категория» в философию ввел Аристотель. Он рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сущим. Аристотель выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Порядок и закономерность в мир вещей, полагал Кант, вносит при помощи априорно присущих ему категорий человеческий рассудок.

Категории у Гегеля как ступени саморазвивающегося абсолютного духа связаны единством происхождения и развития: каждая вытекает из всего предшествующего движения как его необходимый результат. В попетие категорий введены идеи становления, логическое основание, механизм развития.

В диалектико-материалистической философии категории-отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании.

Категории философии характеризуют также человека как субъекта деятельности (категории «человек», «добро», «зло», «вера», «любовь», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и т.п.).

Категории философии: 1) обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта; 2) выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину мира и человека, мировоззрение эпохи. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах права, нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в функционировании техники, в политической культуре.

. Пранализируйте основные концепции антропосоциогенеза (креационистская, трудовая, игровая, психоаналитическая и др.)

Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в сопокупности составляют антросоциогенез. В ходе антропосоциогенеза люди выступают как продукт и одновременно творцы обстоятельств.

Трудовая концепция находит подтверждение в останках людей и следах их деятельности. Процесс выделения человека из животного мира совершался первоначально посредством инстинктивной предтрудовой деятельности. От приспособления к природе он перешел к ее преобразованию, труду. «Труд создал самого человека». Инстинктивная предтрудовая деятельность заменялась трудом, где мотив деятельности стал осознанным, сама деятельность приобрела цель - удовлетворение запросов и материальных благ, а продукт деятельности сделался отчуждаемым и воспроизводимым. Начало изготовлений орудий труда - исторический рубеж в становлении человека и общества. Изготовление простейших орудий началось на 1-1.5 мил лет раньше, чем появились речь и мышление. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умение а не интеллект.

Релизионная философия происхождение человека связывает с актами божественного творения. Уфологическая версия антропогенеза, связывает первоначальное его появление с инопланетным миром, откуда он (разум) якобы когда-то был занесен на Землю. В игровой концепции подчеркивается значение игры для совершенствования способностей, необходимых в жизнедеятельности формирующего человека.

Труд и духовность как факторы формирования человека не следует противопоставлять, они оказываются не разорванными, а соединенными. Это сближает эволюционно-трудовую и так называемую духовную концепции происхождения человека. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. В физическом и умственном развитии человека фактор труда имеет решающее значение.

При постоянно возобновляющемся процессе труда формируется социокультурное объединение людей. Средством организации совместных действий, хранения и передачи знаний, выражение норм общения становился язык. Итак, труд, мышление и язык спасли человека в той проблемной ситуации, в которой он очутился, и сформировали человека.

Как выражение ценностного поведения возникли нравственно-социальные нормы: запреты на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержание жизни любого из членов рода, позже распространившееся на человечество в целом «Нравственность лежит в основании человеческой психики и ее первичных социальных проявлений.

Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Для человека характерно наличие избыточной половой активности как особого механизма выживания в условиях жестокого давления окружающей среды. Половая любовь выступала важным фактором миролюбия в отношениях между общинами, родами, племенами.

Сложно переплетаются экономические процессы и эталоны демографического поведения. Для последних характерны самостоятельность и длительность их формирования, относительная устойчивость. В благоприятной экономической среде имеются предпосылки для роста населения. При большем числе людей на каждого члена сообщества приходится меньше материальных благ, а в семье остается меньше свободного времени для всестороннего личностного развития. К тому же неконтролируемый рост населения повышает экологическую нагрузку, уменьшает пространственные параметры жизни.

Человек не только объект среды, но и ее субъект, автор, действующее лицо истории, творит мир и самого себя, но не производно, а в наработанных историей и природой объективных условиях и обстоятельствах, сообразуясь с логикой действительности, оценивая ее.

Субъективно-функциональный анализ раскрывает включенность человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризуют его как производительную, социальную, политическую и духовную силу общества.

Литература

1. Философия учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 1997-576 с.Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева.

. Философия: учеб. пособие/В.Н. Калмыков. - 3-е изд., испр. И доп. - Минск: Выш.шк., 2010.-431 с.

. Философия: ответы на экзаменационные вопросы/А.В. Барковская, Е.В. Хомич. - 5-е изд. - Минск: Тетра-Системс, 2011.-160 с.

Похожие работы на - Философия XIX века

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!