Сознание и самосознание

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,82 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сознание и самосознание













Тема: Сознание и самосознание

Содержание

Введение

. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения

. Структура, функции и свойства сознания

. Самосознание

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей ее действительностью допускает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и поэтому что те или другие подходы к вопросу о сущности сознания, о характере ее отношения к бытию задевают начальные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти разные, но все они по существу всегда имеют дело с единственной проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особенных способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания допускает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и природных наук: социология, психология, языкознание, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотика, кибернетика, информатика. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношение научно-технического прогресса и природа, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

С сознанием в широком значении слова, конечно, следует связывать и представление о бессознательном, и самосознание. Развитие сложных форм бессознательного и самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания. Однако понять их происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

1. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения

Человек владеет прекрасным даром - сознанием, мыслящим умом с его способностью проникать в прошлое и будущее. Что же такое сознание, как оно возникло и как соотносится с мозгом человека?

Над тайной своего сознания человек стал задумываться еще с древности. Лучшие умы человечества на протяжении двух столетий пытались раскрыть природу сознания. Они искали ответы на вопрос, каким образом неживая материя на определенном этапе своего развития породила живую, а последняя - сознание, каковы его структура и функции, механизм перехода от чувств, восприятий к мыслям, от чувственно-конкретного к абстрактно-теоретическому, каким образом сознание соотносится с материальными физиологическими процессами, которые происходят в коре головного мозга. [1, с. 443]

В трактовке сознания большое распространение получили различные концепции, например, в раннем обществе возникло представление о сознании как проявлении некой нематериальной субстанции - "души", будто бы независимой от материи вообще, от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Из-за неумения объяснить естественными причинами сновидения, бессознательность, различные познавательные и эмоционально-волевые процессы, люди приходили к пониманию души.

Так, сновидения истолковывались как впечатления души, которая покидает во сне тело и путешествует в различных местах. Смерть представлялась как разновидность сна, когда душа по неизвестным причинам не возвращалась в покинутое тело. Эти наивные, фантастические взгляды в дальнейшем получили теоретическое обоснование и закрепление в различных философских и богословских системах.

Впервые эти взгляды были изложены в философии Сократа и его ученика Платона. До Сократа и Платона философия не имела понятия идеального. Душа рассматривалась как воздух, огонь, комбинация атомов. Только Сократ, а за ним и Платон, стали понимать под душой что-то идеальное, и противопоставляли его материальному. [1, с.446]

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов: люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т.д.

Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит буквально во все, что мы воспринимаем как данность.

Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, надумал, пережил. Сознание не только чудо мироздания, но и крест. Один из философов советского периода Э.В. Ильенков был уверен, что подавляющее число мыслителей полагают, что сознание - это проклятый дар Божий человеку и без него человек был бы счастливее. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание при помощи алкоголя, наркотиков и т.д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство - чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня ее решения.

Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке - это описание феномена сознания.

Второй - имеет цель объяснить как возможно самосознание, т.е. объяснить сам феномен.

В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способом, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В ХХ в. философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.

Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля.

Сознание нельзя "вытащить" из этой содержательной связи, потому что оно вне нее не существует. Поэтому вплоть до ХХ века философия занималась только описанием способа существования вещей в сознании, "растягивало" во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его шаги как ощущение, восприятие, представление и т.д.[1, с. 447]

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание.

В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда "вплетено в язык реальной жизни". [2, с.165]

2. Структура, функции и свойства сознания

Понятие "сознание" неоднозначно. В широком смысле слова под ним понимают психическое отражение действительности независимо от того на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном или рациональном или чувственном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организованно, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и внимание как необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. [2. c.168]

Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные "бури", заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

В основе всех психических процессов лежит память - способность мозга запечатлевать, сохранять, воспроизводить информацию. Движущей силой поведения и сознания людей является потребность - состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля - это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля - это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности.

Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства. [3, с.385]

Таким образом, сознание - это способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях. Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление.

Сознание присуще только высокоорганизованной материи. Оно обладает идеальным характером. Глубочайшая тайна сознания скрывает самый факт представленности субъекту, то есть человеку многообразной картины мира, той реальности, в которой живет человек и частью которой сам является. [4, с. 315]

Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Сознание - одно из основных понятий философии, а также других наук.

Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:

·Интенциональность

·Креативность

Идеальность фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство системное. Оно возникает под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.

Интенциональность - означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен Э. Гуссерлем, который понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания смысла предмету сознания.

Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком. Таковы в принципе все явления и предметы материальной и духовной культуры. Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы. [5, с.355]

·Следовательно, сознание обладает свойствами идеальности, интенциональности и креативности, роль сознания в бытии описывает его основные функции: ориентирующую познавательную, целеполагающую, регулятивную, контролирующую, креативную (созидательную), аксиологическую, прогностическую.

сознание восприятие интенциональность креативность

3. Самосознание

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается еще с Сократа, с его максимы: "Познай самого себя". В процессе становления философии как специфичного знания о мире и человеке складывается понятие деятельного не спокойного характера души, диалогичности и критичности ума по отношению к самому себе. По Платону, деятельность души - это внутренний труд, который имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно беседует сама с собой, спрашивает себя, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание - важное условие постоянного самосовершенствования человека. Оно тесно связано с рефлексией. Понятие самосознания и рефлексии находятся в определенном соотношении, которое структурируется по принципу взаимодополняемости. Самосознание конкретизируется через рефлексию, которая раскрывает содержание сознания, его место и роль в субъективной реальности самосознания.

В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и понимание собственных форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип заключается также в предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов получения. Как форма познания рефлексия является не только критическим, но и эвристическим принципом. Поскольку своим предметом рефлексия выбирает знание о знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему наш взгляд на рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, которое раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Рассматривая этот уровень (подструктуру) субъективности необходимо добавить, что самосознание и рефлексия не являются результатом только внутренних потребностей изолированного сознания, они зарождаются в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. А это значит, что человек не открывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а проявляет себя через свои отношения с другими людьми, поведение, действия и социально значимые поступки. В процессе привлечения человека к системе межчеловеческих отношений самосознание и рефлексия постоянно проверяются, корригируются и развиваются. [6, с. 220]

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы "встроен" определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Иначе произошло бы спутывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту (например, приближение или удаление человека от предмета, поворот его головы и т.д.). Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс "схему мира". Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную "схему тела".

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой. [4, с.316]

Самосознание - настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание - это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы "со стороны", как "другого", то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического. Как показывают современные исследования, в процессе развития самосознания осознание себя и осознание другого человека в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга. [4, с. 317]

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим, как уже было сказано, необходимо связано осознание "схемы тела", места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его "фокусе", а как бы на его "периферии". Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы "неявным" образом.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия - это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы "распыленные" моменты своей психической жизни. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы "обосновать" себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. [4, с.317]

Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету - реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

Если же человек пытается рефлективно осознать особенности своей личности, осмыслить себя в целом, то возможность ошибки еще больше. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально значимых поступках. Последние наиболее адекватно могут быть поняты как раз другими. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек учитывает объективную оценку себя, возникающую в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, он и сам может судить о себе более точно.

Важно, однако, подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с "точки зрения другого", но что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе жизни человека в системе межчеловеческих отношений.

Итак, феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и самоочевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и изменяющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.

Гегель писал, что "исторически сознание является самосознанием, причем самосознание является фундаментом сознания".

Начиная с элементарного самочувствия на уровне восприятия происходит осознание себя и в качестве тела, и как принадлежащего той или иной общности, культуре, идеологии, менталитету, нации также.

Самосознание является полностью закономерным для человека понятием. Благодаря чему человек узнает себя и одновременно видит свое отличие от других (Я). Люди воспринимают себя по аналогии с другими людьми, а других - по аналогии с собой.

Осознание себя человеком с необходимостью опосредования через обращение к другому человеку и происходят, прежде всего в форме рефлексии, то есть тогда, когда индивидуальность анализирует себя, свое поведение и действие в свете принятых общественных норм, ценностей, которые преломились через его субъективность выполняют функции относительно независимого регулятора его социального поведения. В обществе развитого человека никогда не происходят отключения от собственного Я, от самого себя и понимания самого себя. Самосознание свойственно не только индивидуальности, но и группе классов, нации, общества в целом. [7, с.205]

Сегодня эта проблема приобрела особый вес и остроту вследствие той роли, которую играет человеческая личность в жизни общества и в исторических процессах, и через обострение межнациональных отношений, политической ситуации, кризисных явлений в обществе. Большую роль в формировании самосознания современного человека играют средства массовой информации - пресса, телевидение, радио, кино, литература, которые пытаются влиять не только на то, что у человека относится к верхнему слою психики и "рефлексии", но и на низший слой - неосознанное.

Заключение

Человеческое "Я" меняется вместе с ростом знаний, культуры чувств и воспитанием воли, а также с изменением физического состояния и самочувствия. Тем не менее, благодаря наличию некоторых существенных инвариантных характеристик сознания человек "остается самим собой" и может каждый раз отождествлять свое актуальное "Я" с прошлым.

Таким образом, подчеркнем, что элементы и уровни структуры субъективной реальности формируются под влиянием социального способа жизни человека, который требует от нее самоконтроля своих поступков и действий, принятия на себя полной ответственности за них.

Все сказанное говорит лишь о первых попытках разработки структуры внутреннего субъективного мира человека, поэтому проблема сознания еще далека от своего решения. Мы многого не знаем о механизмах, функции, состоянии, структуре и свойствах сознания. Невыясненными являются и вопросы взаимосвязи сознания с деятельностью и индивидуальностью, а также бытием. Возможно, с развитием многомерного, вероятностного детерминизма и прояснением многих новых характеристик бытия удастся сформулировать более фундаментальную теорию отражения, которая сможет обогатить наши знания о сознании.

Таким образом, мы пришли к выводу, что способ бытия человека в мире всегда предусматривает наличие сознания, которая буквально пронизывает человеческую деятельность, ибо она является необходимым условием ее организации и воссоздания. Сознание как субъективная реальность выступает как трансформированная в идеальный план деятельность, обобщенная опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношением к миру, формой деятельности человека.

Список литературы

1.Подольська С.А. Філософія. К.: ЦНЛ. 2006. - 704с.

2.Философия . Под ред.В.П. Кохановского. Р н/Д.: Феникс, 2005 - 576с.

.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. - 816с.

4.Фролов И.Т., Араб -Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. Введение в философию. В 2хч., ч.2 М.: Политиздат, 1999. - 639с.

5.Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622с.

.Філософія. За ред.. І.Ф.Надольного. К.: Вікар, 2001. - 584с.

.Сморж О. Філософія. К.: Кондор, 2004. - 416с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!