Василий Великий и его 'нравственные правила'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,58 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Василий Великий и его 'нравственные правила'















Василий Великий и его «нравственные правила»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

. БИОГРАФИЯ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

. АНАЛИЗ «НРАВСТВЕННЫХ ПРАВИЛ» ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

. НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Святой Василий Великий - не только великий богослов, но и великий законодатель аскетической жизни, учитель монашества. Произведение «Нравственные правила» является одним из лейтмотивов его аскетического наследия. Несмотря на то, что темы послушания, духовного наставничества, соотношения общежительного и отшельнического образа жизни согласно аскетическому учению св. Василия находились и находятся в центре внимания исследователей (Г.В. Флоровский, Карташев А.В. Сагарда Н.И Грибомон (Gribomont. 1953) Федвик (Fedwick. 1997)), так же, как и в то время, перед обществом стоит проблема снижения нравственности по причине не достаточно глубокого восприятия христианства новыми членами Церкви, обратившимися в последние годы. Актуальность изучение наследия Василия Великого, заключается в попытке найти путь преодоления соблазнов и проблем современности, найти ответ на вызов этого мира, адресованный современным христианам.

Цель исследования - проанализировать философское наследие «Нравственных правил» Святого Василия Великого.

Задачи исследования:

Рассмотреть исторические аспекты христианской философии;

Ознакомиться с биографией Василия Великого;

Проанализировать «Нравственные правила» Василия Великого;

Определить значение наследия Василия Великого.

В качестве базовых теоретико-методологических принципов изучения выбранной проблемы послужили такие принципы, как системность, целостность, комплексность, объективность. В ходе исследования использовались методы синтеза, анализа, аналогии, наблюдения, систематизации и др.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Вхождение иудейского и языческого мира в христианскую Церковь началось уже в первые века христианства, и тогда же перед христианами стала необходимость охранения своего опыта жизни в Боге от попыток адаптировать христианское предание к уже сложившимся системам мысли.

Государственное признание христианства упразднило границу, отделявшую христианский мир от языческого, привнеся в жизнь Церкви мирские соблазны. Люди, принимающие в это время христианство, чаще всего, не перестраивали свою жизнь в соответствие со своим христианским призванием, а адаптировали христианство под свое мировоззрение.

Следствием этого стало общее падение нравов среди христиан - в этой обмирщвленной атмосфере действительно сложно было сохранить аскетическую настроенность присущую ранним христианам. Острейшей проблемой того времени было отсутствие точной терминологии, разграничивавшей единство сущности Бога и тройство ипостасей. Христианская наука стала перед необходимостью выйти за рамки библейской терминологии, обратившись к наследию античной философии.

Патристикой (от лат. pater - "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Как историко-философский феномен патристика - это, прежде всего, синтез религиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия.

Патристика признает не истину "вообще", но лишь истину Откровения, истину спасительную: подлинная философия с точки зрения отцов церкви тождественна теологии, и вера всегда первенствует над разумом. Писание является источником истины и вместе с тем конечной объяснительной инстанцией. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза священного текста, а метод такого философствования - как совокупность способов интерпретации этого текста.

Результаты интерпретации в свою очередь составляют реальное содержание философских построений патристики. Фундаментальный тезис патристики (и любого христианского философствования) гласит: истина заключена в Писании, а задача теолога ("истинного философа") - правильно понять и разъяснить ее. Итак, основная задача христианского философствования - перевод глубинных интуиции религиозного мироощущения на язык понятий.

Классику греческой патристики представляют Каппадокийцы (Каппадокия - область на северо-востоке Малой Азии) - Василий Великий, его друг Григорий Назианзин и младший брат Григорий Нисский.

2. БИОГРАФИЯ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

христианский философия нравственный богослов

Выразителями аскетического и богословского учения Церкви, стали святители Василий Великий (329-379 гг.) и Григорий Богослов (329-390 гг.), которые сумели сформулировать терминологию, раскрывшую православное учение о Триедином Боге. Оба святителя происходили из Каппадокии, которая по мысли Карташева, была «местом жительства земледельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование». Именно поэтому оба Отца Церкви получили блистательное для своего времени образование.

Святитель Василий Великий родился в Неокессарии, в семье, известной не только своим аристократическим происхождением и богатством, но и глубокой церковностью: его бабка Макрина пережила гонения при императоре Диоклетиане, дед пострадал за исповедание христианства, а старшим братом был один из величайших и авторитетных церковных учителей - святой Григорий Нисский.

Семья была пропита аскетической атмосферой раннего христианства, носителями которой было старшее поколение. Поэтому не случайно, что в основе религиозности Василия Великого был аскетизм: он избирает стезю уединенного подвижничества, уединившись неподалеку от Неокессарии. Василий и Григорий вместе отправляются для продолжения образования в знаменитую Афинскую Академию. Совместное подвижничество в Кападокии и учеба в Афинах сплотила будущих святителей. Изучая философию, риторику, диалектику и другие науки, составлявшие необходимый базис античной учености оба друга развивались и как христианские подвижники: «Соблазны «душепагубных Афин» не смущали их, - они знали только два пути: в священные храмы и к тамошним наставникам, и к учителям наук внешних. И выше всего они ставили свое имя христиан. «У обоих было одно упражнение - добродетель, и одно усилие - до отшествия отсюда жить для будущего, отрекшись от здешнего». Их совместное обучение заканчивается после того, как святитель Василий, оставив Афины, возвращается на родину.

Обладал св. Василий Великий уникальными способностями. Первое, что он попробовал - это было поприще адвоката, причем, это его выступление в качестве защитника вызвало восторженные отклики. Вместе с тем, он не стал заниматься светской деятельностью, потому что по складу своего характера, по своему умонастроению он был склонен к уединению, аскезе, к служению Церкви.

Уже скоро он решается возвратиться к аскетической жизни и принимает крещение - в то время было принято принимать крещение в сознательном возрасте.

Затем он путешествует по местам, прославленным уединенным подвижничеством христианских аскетов, которые оставляли карьеру, положение в обществе, привычный образ жизни не только из стремления к уединению, но из осознания невозможности сохранить в атмосфере современной им Церкви уклад жизни ранних христиан. Ради этого они отказывались даже от семейной жизни, посвящая себя безбрачию.

Вернувшись из путешествия, Василий вновь поселяется на месте своего прежнего уединения, основав общежительную монашескую общину - прообраз современных общежительных монастырей.

Вскоре к нему присоединяется Григорий Богослов. Вместе они проводят время в изучении Писания и творений авторитетнейшего толкователя Священного Писания III века - Оригена. Здесь же они работали и над составлением правил для монашеского общежития, послуживших, наряду с древними иноческими уставами преп. Пахомия, преп. Иоанна Кассиана Римлянина и преп. Бенедикта Нурсийского, фундаментом православного монашества.

Василий Великий и Григорий Богослов оставляют свое уединение, принимают епископский сан и посвящают себя церковному служению.

Каждый день, а иногда два раза в день, проповедовал Василий Великий слово Божие, привлекая к себе широкие массы народа. Заботливость о бедных и любовь ко всем страждущим были отличительными чертами Василия. В 368 г. Кесарию постиг голод, цены на хлеб поднялись. Под воздействием замечательного проповедника богачи открыли свои житницы для бедняков. Духовный отец сам подал пример благотворительности, продав свое имущество для того, чтобы на эти деньги кормить голодающих.

В 370 году умирает Кесарийский епископ Евсевий. Для любого честного церковного человека другой кандидатуры, кроме Василия Великого, быть не могло. Этому избранию содействовал и Григорий Богослов, и его отец Григорий старший (тоже епископ). Невозможно было сделать лучшего выбора для этой кафедры. Василий Великий обладал обширным образованием, красноречием, глубоким знанием христианского вероучения и административным талантом.

Василий Великий против создания огромных монашеских поселений, которые он видел в Египте, (до 5.000 человек), он предпочитает монастыри с небольшим количеством насельников, в которых каждый монах знает своего игумена, игумен знает каждого монаха. Он категорически настаивает не необходимости напряженного физического труда, который должен прерываться для трапезы и общей молитвы в определенные часы. Василием Великим даны указания, преисполненные большой мудростью, знанием жизни - наставления на те случаи, которые часто случались в древнем обществе в его время, которые случаются и в наше время, поэтому правила полезно изучать и в ХХI веке.

После 370 г., став епископом митрополии Кесарии Каппадокийской, св. Василий продолжал заботиться о поддержании уже сложившихся монашеских или братских общин, которые все более приобретали собственную динамику и более отчетливую иерархическую структуру. На этот период приходится активное участие Василия Великого в разработке точной богословской терминологии. Но еще большее значение имела его борьба с арианством, где организаторский талант святителя проявился с особой силой. Он сумел объединить православных епископов Востока, а частью и Запада для борьбы с общим врагом.

Дату его смерти мы знаем точно: 1 января 379 года. Ему не было еще пятидесяти лет. Он сгорел в ужасном пожаре, который пылал на Востоке и который он самоотверженно тушил. Великим он стал называться ещё при жизни. Он велик и как епископ, и как оратор, как богослов, как аскет, велик своей неустанной деятельностью, самоотверженностью, силой характера - и словом, и делом он назывался Великим.

3. АНАЛИЗ «НРАВСТВЕННЫХ ПРАВИЛ» ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Значительную часть произведений Василия Великого составляют беседы и письма. Многие его произведения носят догматико-полемический характер. Ему принадлежат произведения, в которых выступает и как глубокий мыслитель, и как богослов. Труды Василия Великого можно разделить на пять разделов.

.Догматико-полемические труды.

.Экзегетические труды.

.Аскетические труды.

.Беседы.

.Письма.

Согласно концепции, предложенной ведущими знатоками наследия св. Василия Ж. Грибомоном и П. Федуиком, аскетический корпус его сочинений стал формироваться еще до епископской хиротонии (дословно - рукоположение, или руковозложение).

Корпус аскетических сочинений Василия Великого включает «Нравственные правила»; сборник монашеских правил, состоящий из «Правил, пространно изложенных» и «Правил, кратко изложенных»; прологи «О суде Божием», «О вере», к «Пространным» и «Кратким» правилам; 2 книги «О Крещении» и ряд аскетических посланий

Около 357/8 г. вернувшись из путешествия по важнейшим аскетическим центрам христианского Востока, св. Василий составил около 360 г. <#"justify">4. НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

В эпоху формирования патристики христианство уже заняло господствующие позиции в обществе, в то время как философское и вообще языческое образование сохраняло их в области культуры. Такая двойственность постоянно рождала конфликты, причем как борьба Церкви с язычеством, так и внутренние церковные смуты нередко имели характер столкновения мировоззрений. Наряду с моральными идеалами, для полноценного усвоения веры требовалось также соответствие рациональной аргументации.

Раскрыть содержание христианства на языке того времени значило дать рациональную интерпретацию религиозным догматам. Однако труднее всего при этом было сохранить собственное, библейское содержание религии. Отличие создателей патристики от их современников и противников - «еретиков» - заключалось в том, что не упустить ни буквы из библейского откровения и предания более древних Отцов Церкви для них было столь же существенной задачей, как и сделать христианство доступным для понимания современников.

Василий Великий является признанными авторитетом патристической мысли, последовательно развивший одно и то же учение, по причине возобновления арианских споров получившее название «новоникейского».

Есть весомые аргументы в пользу того, что название «Каппадокийская школа» имеет право на существование в науке. Во-первых, определенное преемство здесь все же было. Изначально главным центром мысли для всего кружка был св. Василий Великий. При своей непоколебимой воле и могучей энергии он оказывал огромное влияние на жизнь и мировоззрение своих друзей. При нем сформировалось целое поколение, в которое входили также менее заметные, но самостоятельные величины - св. Амфилохий Иконийский, св. Петр Севастийский и др.

Во-вторых, Каппадокийцы показали в своем творчестве преемственность идей. Они восприняли целую традицию христианской мысли, предшествовавшую их эпохе, и коренным образом повлияли на всю последующую. При этом важным вопросом остается выяснение того, какое место занимала в их творчестве философия. «Мировоззрение Каппадокийцев - пишет проф. Г.Г. Майоров - явило собой первую форму неоплатоническо-христианского синтеза». Неоплатонизм, как и христианский платонизм, формировался, прежде всего, в Александрии. Но влияние Александрийской школы (Климент Александрийский, Ориген) на Каппадокийскую не было исключительным.

Кроме того, Каппадокийцы были практически прямыми учениками св. Иринея Лионского. Они восприняли существенные черты его миросозерцания, во многом отличные от александрийских. По словам отечественного патролога Н.И. Сагарда, находившиеся под влиянием Иринея богословы «не предоставляли права философскому гнозису перерабатывать положения веры, а только обосновывать их, связывать и выяснять». В чисто философском плане св. Василий Великий не меньше, чем Платона, использует Аристотеля, особенно в «Шестодневе». В использовании философского понятийного аппарата он отдает предпочтение Аристотелю и Теофрасту, а «в области гносеологии... широко пользуется стоической терминологией». Только у немногих античных философов, считает Василий Великий, можно найти начала подлинно нравственного учения. В этом смысле Василий выделяет Платона и Диогена, говоря даже о наличии у греческих философов теоретического основания аскетизма, правда, понимаемого вполне в эллинском духе. Блестящий знаток классической культуры, Василий Великий выводил из ее философских достижений положения зарождающейся христианской философии.

Как замечает Кэллахан, «традиционные философские и научные теории не применяются Василием Великим к обсуждаемым проблемам механически, так как «мудрость мира» была ассимилирована ими как органическая часть их интеллектуальной жизни».

Этическое учение Василия Великого было изложено, в основном, в гомилетической форме. Таким образом, его подача была риторической и, с историко-философской точки зрения, мало систематизированной. Однако внутреннюю этого учения структуру отличают непротиворечивость и последовательность. Более того, в целом ряде произведений просматривается целостная философия аскезы, как подвига нравственной жизни - «Нравственные правила» и «Большой аскетикон» Василия Великого.

При всей своей кипучей энергии Василий Великий высоко ценил плоды монашеской жизни - недаром значительную часть своего времени он посвящал разработке правил монастырского общежития, в которых гармонично сочетались созерцательная, молитвенная жизнь с принципами совместного труда, благотворительности и воспитательной деятельности.

Непреходящая ценность Каппадокийской школы заключается уже в том, что в истории философии ее идеал человечности и обоснование этики остаются не только одними из наиболее возвышенных, но и наиболее действенных. Как отмечает Г. Мандзаридис, «в современной терминологии нравственная жизнь и нравственный человек обычно противопоставляются естественной жизни и естественному человеку, так как эти состояния воспринимаются как различные и несовместимые… Однако такой взгляд на вещи полностью чужд учению Василия великого, согласно которому нравственная жизнь человека является естественной жизнью, и нравственный человек наиболее естественен. Идея естественности нравственного человека остается актуальной по сей день, и ее продолжают разделять многие из тех, кто стремится взойти к истокам европейского идеала человечности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На фоне хаотической жизни, где еретики смешались с сектантами, а государи диктовали вероучительные формулы, где по поводу метафизических тонкостей на базарных площадях шли настоящие бои, а язычники всеми силами старались взять реванш, выделяется величественная фигура Василия, епископа Кесарийского, названного Церковью Великим.

Василий был энергичной деятельной натурой. Глубокий государственный ум, благородный облик и блестящее красноречие позволили ему не только долгое время удерживаться на кафедре одного из крупнейших городов Востока, столицы Каппадокии, но и активно отстаивать православие от многочисленных языческих и еретических соблазнов.

Восемьдесят нравственных правил Василия Великого определяют как всю христианскую жизнь, так и применительно к тому месту жизни человека, которую занимает человек в обществе. Здесь даны правила жизни для проповедников Евангелия, для предстоятелей Церквей, для людей, живущих в супружестве, для овдовевших, для дев, для родителей, воинов.

Св. Василий сыграл важную роль в развитии христианской философии и богословия, дал ясное и точное решение основных догматических проблем, окончательно определил богословскую терминологию, принятую Церковью. Именно Василий Кесарийский одним из первых установил строгую последовательность литургических священнодействий. Написанные Василием Великим уставы иноческого общежития до сих пор служат руководством для монашеских обителей Востока, в том числе и для русского монашества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост. С.В. Перевезенцев. -- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 448 с. - (Мировая философия)

.Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. VII. М.: 2004. С. 150.

.Карташев А.В. Вселенские Соборы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. - 679 с.

.Лебедева Е. А. Св. Василий Великий. (Очерк жизни и трудов его). - СПб. Странник. - 1902. - 216 с.

.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. - М.: УРСС, 2009. - 296 с.

.Плотников Борис, архм. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. // Православный собеседник, КДА, июль 1889. с. 332-43.

.Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. - СПб.: Воскресение. - 2004. - 783с.

.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Издательство политической литературы. - 1989. - 336 с.

.Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности. (IV-V вв.). М.: СТСЛ, 2003. - 340с.

.Сочинения св. Василия «О суде Божием» и послание «О вере» впоследствии стали использоваться как вступления-прологи к «Нравственным правилам» (о прологах более подробно см.: Pouchet 1998. P. 141-144).

.Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. Репринтное издание. 1846 г.

.Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - М.: Паимс, 1992. - 240 с.

.Сравнительный анализ см. Behr J. Asceticism and Anthropology in Irenaeus and Clement. Oxford: University Press, 2000.

.Callahan J.F. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology. In: Dumbarton Oaks Papers. 12. Cambridge, 1958. P. 53-54.

.Fedwick 1997

.Giet. 1941. P. 13 sqq.

.Gribomont 1953.

19.Holl K. Amphilohius von Iconium in seinem Verhältnis zu den Grossen Kappadoziern. Tübingen, 1904.

.Humbertclaude. 1932. P. 34, 35.

21.Lébe. 1965. P. 194

22.Shlenov, Dionisy, hegumen Учение св. Василия Великого о воздержании // Доклад на международной богословской конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви». - Бухарест. ноябрь 2009 #"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ

«Нравственные правила» Святого Василия Великого

Правило 1. О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его

Правило 2: О том, что тщание желающих благоугодить Богу должно быть ни с чем противным не соединяемо и чисто

Правило 3: О любви к Богу и о том, какой ее признак

Правило 4: Что такое - честь Богу, и что - бесчестие

Правило 5: О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее

Правило 6: О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его

Правило 7: О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению

Правило 8: О вере, и несомненности глаголов Господних

Правило 9: О знании и незнании того, что до нас касается

Правило 10: Какой конец греха, и какой конец заповеди Божией

Правило 11: О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать

Правило 12: Об отриновении Божиих изволений, и о прекословии оным, или о послушании Божией воли и о соблюдении оной

Правило 13: О готовности во всякое время и о неукоснительном тщании тех, которые стараются о благоугождении Богу

Правило 14: О благовременности каждого дела, взятого в отдельности

Правило 15: О надежде на чужие заслуги

Правило 16: О думающих, будто бы могут они воспользоваться тем, что живут с людьми добродетельными и богоугодными, тогда как сами себя не исправляют

Правило 17: Как должно располагать собою в рассуждении настоящего времени

Правило 18: О том, как и с каким расположением исполняет заповедь Божию старающийся об этом исполнении

Правило 19: О том, кто препятствует, и о том, кто встречает препятствие к исполнению заповеди Божией

Правило 20: О крещении; какое намерение и какая сила крещения

Правило 21: О приобщении Тела и Крови Христовых, и какое намерение оного

Правило 22: как иной отчуждается от Бога, и посредством чего делается близким Богу

Правило 23: Об одолеваемых даже теми грехами, которых ненавидят

Правило 24: О лжи и истине

Правило 25: О празднословии, и о наблюдении, чтобы речи были полезны

Правило 26: К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления

Правило 27: Об уподоблении, по возможности, Богу и Святым

Правило 28: О различении людей добрых и недобрых

Правило 29: О том, как можем уверять в своем звании

Правило 30: О чествовании того, что посвящено Богу

Правило 31: Об употреблении того, что отделено для Святых

Правило 32: О долгах и уплате оных

Правило 33: О соблазняющих и соблазняемых

Правило 34: Об обязанности каждого быть для других в своей мере образцом добродетелей

Правило 35: Об унижающих доброе в других

Правило 36: О чествовании Святых и о расположении к ним

Правило 37: Об усердствующих, по мере сил, милостию

Правило 38: Как надобно угощать

Правило 39: О твердости в соблазнах

Правило 40: О преподающих новые учения

Правило 41: Об отсечении соблазнителей, и о пощаде тех, которые более немощны

Правило 42: О том, что Господь пришел исполнить Закон

Правило 43: О различии заповедей Закона и Евангелия

Правило 44: О том, что бремя Господне легко, а грех тяжел

Правило 45: О равном всех чествовании и о смиренномудрии

Правило 46: О тщательном преуспеянии в великом или малом

Правило 47: О богатстве и о нищете, и о том, что за ними последует

Правило 48: О благотворении братиям, и о занятии для этого работою

Правило 49: О входящем в тяжбу и ищущем удовлетворения себе или другому

Правило 51: Каков должен быть тот, кто покушается исправить ближнего

Правило 52: О скорби при виде согрешающих; как должно обращаться с ними, когда их бегать, и когда принимать в свое общество

Правило 53: Какое осуждение тем, которые за нанесенную им, по мнению их, обиду помнят зло

Правило 54: О произнесении суждения, и о медлении в суждении

Правило 55: Об усердии к Богу, об исповедании Божиих дарований, и о благодарении за них

Правило 56: О молитве; когда, о чем, как и за кого должно молиться

Правило 57: О превозношении заслугами

Правило 58: О приобретении и о сообщении другим Божиих дарований

Правило 59: О чести и славе человеческой

Правило 60: О различии Божиих дарований, и о взаимном согласии тех, которые по этим дарованиям стоят выше или ниже

Правило 61: О малозначительности на человеческий взгляд тех которые приемлют Божию благодать

Правило 62: Об искушениях, когда их должно уклоняться, и когда вступать с ними в борьбу; и как встречать противников

Правило 63: О робости и смелости в напастях

Правило 64: О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа

Правило 65: Как должно молиться и при самой кончине

Правило 66: О тех, которые оставили подвизающихся за благочестие, и о тех, которые вместе с ними подвизаются

Правило 67: О тех, которые скорбят об умирающих

Правило 68: О различии настоящего и будущего века

Правило 69: О том, что запрещается или одобряется в Писании совокупно и наравне

Правило 70: О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить

Правило 71: О том, что наравне заповедано предстоятелям

Правило 72: О слушателях. Как учащиеся должны различать духовных учителей от не таковых; какие иметь к ним расположения, и как принимать их уроки

Правило 73: О живущих в супружестве

Правило 74: О вдовах

Правило 75: О рабах и господах

Правило 76: О детях и родителях

Правило 77: О девах

Правило 78: О воинах

Правило 79: О государях и подданных

Правило 80: Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели

Похожие работы на - Василий Великий и его 'нравственные правила'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!