Искусство Древнего Египта
1. Древний Египет
искусство древний египет
Древний
Египет - одна из древнейших
<#"552075.files/image001.gif">
Художественный
стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении
веков.
Основу
этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм,
геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости.
Яркой
особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям
<#"552075.files/image002.gif">
Одним
из семи чудес света в античном мире считали пирамиды, горделиво вознёсшиеся на
западном берегу Нила (ныне плато Гиза близ Каира
<#"552075.files/image003.gif">
В
первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль
<#"552075.files/image004.gif">
Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в
художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над
азиатскими племенами. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве
перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает
архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической
силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы
царей, а главным образом храмы-святилища, определяли архитектурный облик
Египта.
В
течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра
<#"552075.files/image005.gif">
Пирамиды в Гизе
Нередко
рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса
<#"552075.files/image006.gif">
Наземные
храмы представляли собой втянутый в
плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой
вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов
<#"552075.files/image007.gif">
Примером
полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут
<#"552075.files/image008.gif">
Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с
культом мертвых. Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства:
симметрия в построении фигур, четкость и спокойствие поз.
В
пирамидах, в специальном помещении - сердабе <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%B1&action=edit&redlink=1>,
обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.
Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой
вперёд левой ногой - поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном
троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. У фараонов были
мощные тела и бесстрастные лица. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный
цвет, женские - в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были
черными, а одежды белыми.
В
статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали на них особое
внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толчёный
малахит <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%82>.
Глаза статуй, делали из разных материалов.
Помимо
статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>,
помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить
загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к
скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. Статуи играли
большую роль и в архитектурном оформлении храмов
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC>: окаймляли
дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD>, во дворах
и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную
нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, меньше
акцентируя внимание на деталях.
.
Литература Древнего Египта
Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного
искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и
литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны,
любовные песни, дидактические произведения и сказки.
Первым
образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%8B_%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4>».
Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат
благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире.
Новое
царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы
достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты записывали
на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты
Нового царства получили название «Книги Мёртвых
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B%D1%85>»,
замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации. В
Египте появились и первые сказки.