). В Печорском районе, где также в прошлом старообрядцы являлись доминирующей конфессиональной группой, духовных стихов не поют».
II. Старообрядчество Русского Севера как уникальная среда бытования духовного наследия
Вообще книга всегда являлась элементом православной христианской культуры и пользовалась большим авторитетом на Руси. Хотя, несмотря на это, круг произведений был довольно ограниченным. Появление какого-либо нового такого произведения книжности становилось знаковым событием для общественной и культурной жизни, которое было весьма обсуждаемо и имело довольно широкий резонанс. Все эти печатные произведения подвергались церковной цензуре, как иностранные так и русские.
В свою очередь рукописная книга слабо ощутила на себе воздействие церковной цензуры. Именно это стало причиной тому, что на Руси бытовала апокрифическая, внецерковная традиция, которая имела очень широкое распространение. Даже, несмотря на большие достижения в становлении книгопечатания уже в конце XVII в. в центральных районах государства, рукописная традиция успешно существовала в отдаленных от центра районах. Пройдя многочисленные изменения, со временем многое потеряв, эта традиция все-таки сохранилась до наших дней. То, что рукописная книжность успешно существовала на протяжении нескольких столетии ,можно объяснить произошедшим расколом в православной церкви, к которому привела реформа 1653 г. патриарха Никона.
Печатные книги полностью изменили свое религиозное содержание. Это было следствием реформы. Старые богослужебные книги больше не использовали при богослужении, они были заменены на новые, напечатанные по греческим образцам. Противники реформы, которые отказывались следовать предписаниям Никона, ощутили острый недостаток в церковной литературе, это привело к устойчивой книжной рукописной традиции начиная с XVII в. и заканчивая XX в.
Рукописные сборники старообрядцев можно выделить в особый тип рукописной книги, по мнению С.А. Белобородова «старообрядцы не только стремились придать переписываемым ими рукописям внешнее сходство с печатными, но начиная с 1667 г. стали называть рукописные сборники книгами, стремясь уравнять их в глазах читателей с официальными изданиями». Книги могли переписываться не только писцами-профессионалами, но и непосредственными читателями. Это привело к возникновению малоискусных, выполненных не совсем аккуратно рукописей.
Деление старообрядческих книг на жанры и виды не может быть четким, среди них существуют публицистические, богословские, догматические, богослужебные и др.
Сразу после реформы старообрядцы стали анализировать все исправления, к которым она привела. Они создали базу, состоящую из различных записок, челобитных и др. тем самым накопив большой материал для успешного становления рукописной традиции.
В конце XVII в. конфронтация между старообрядцами и сторонниками реформы только увеличивалась. Именно тогда старообрядческая литература получила широкое распространение в народе. Она постепенно превращается из литературы, адресованной какому-то узкому кругу лиц, в совокупность публицистических и богословских произведений, предназначенных для широкой общественности.
Постепенно старообрядческая традиция оседает в среде крестьянства, начинается становление различных старообрядческих центров.
Со временем старообрядцы начинают разделяться на согласия, между которыми начинает идти полемика по поводу того, какие из них больше отражают древнее православие.
В середине XIX в. происходит упадок в книжной деятельности старообрядцев. Это явилось следствием гонений и ужесточением отношения к староверам.
Однако в нач. XX в. вновь начинается подъем раскольничьей традиции, появляются произведения полемического характера. Этот период времени оставил большое старообрядческое наследие.
«Старообрядческая книга в ее завершенном виде появилась не сразу. Лишь со временем, когда ходившие по рукам «тетради» стали объединяться в одном переплете, выявился неожиданный публицистический эффект такого объединения. Умелый тематический подбор придавал таким компиляциям самостоятельное смысловое значение. Так родился тип старообрядческой книги, определяемый как сборник».
В становлении русской старообрядческой традиции очень важен самый ранний период, когда происходило становление мировоззрения подвижников старой веры. Со временем деятельность и пропаганда идей первых сторонников древней веры переросло в массовый народный протест.
Книжники-старообрядцы проводили большую текстологическую работу. Они сверяли тексты старых и новых богослужебных книг, которые уже были составлены по греческим образцам. Они накапливали огромный материал, в котором обличали недостатки, неточности и не соответствия с древним православием новых произведений церковной литературы. Так создавался настоящий фундамент для полемики со сторонниками реформы.
Книжники - старообрядцы постоянно переписывали различные произведения церковно литературы, что позволяло в свою очередь знакомить с их содержанием большого круга читателей и формировать и них определенное общественное мнение. Книжники собирали свидетельства о том, что древняя традиция православия является истинной. В своих полемических произведениях они показывали свое остро негативное отношение к последствиям реформы.
Вследствие постоянного гонения на сторонников старообрядческой традиции староверы были вынуждены перемещать свои центры в отдаленные регионы Руси. Одним из таких регионов, где старообрядческая традиция достигла настоящего рассвета, стал Русский Север.
«Разнообразие естественно-географических и социально-экономических условий огромной Российской империи, существующие регионально-культурные отличия, в сочетании с постоянными контактами между старообрядческими центрами и районами, миграциями (добровольными и принудительными), - обусловили исключительное многообразие не только самих староверческих согласий и толков, но и присущих им культурно-бытовых установок и характеристик. К этому следует добавить отсутствие в структуре «бытового православия» четких границ между старообрядцами и остальным русским населением а часто и нерусским православным населением».
Одним из крупнейших мест концентрации идеологов старообрядчества стал Соловецкий монастырь. Соловецкие монахи были очень недовольны реформой Никона и не одобряли изменения в православных книгах и обрядах. В монастыре существовала обширнейшая библиотека, которая послужила отправной точкой для изысканий образованных монахов. Они стали создавать фундаментальные произведения, в которых обличали последствия реформы, вели полемику со сторонниками Никона. Среди таких произведений можно отметить: «Сказание о новых книгах», «Ответ вкратце Соловецкого монастыря» и др.
«Составители «Сказания о новых книгах» (1667 г.), использовали при создании сочинения всю предшествующую сумму знаний о церковной реформе, обогатив ее собственными оригинальными розысканиями и наблюдениями. «Сказание», распространившись по стране, оказало существенное влияние на всю последующую старообрядческую письменную традицию».
Наиболее известным книжником Соловецкого монастыря стал Игнатий Соловецкий. Самым выдающимся его сочинением является «Книга о титле на кресте Христове». Она, к сожалению, не сохранилась до нашего времени в своем полном виде, однако стоит заметить, что все же это произведение в виде различных отрывков и переписок было широко распространено в XVIII-XIX вв.Еще одним центром старообрядчества и старообрядческой книжной литературы на Русском Севере являлся Пустозерский монастырь.
Многие идеологи старообрядческой традиции были сосланы в этот монастырь. В дальнейшем в монастыре появилась небольшая группа книжников-староверов. Это стало уникальным явлением древнерусской книжности. Здесь находились в заключении протопоп Аввакум, инок Епифаний, протопоп Никифор, дьякон Ф. Иванов. Они написали около сотни уникальных произведений, которые оказали большое воздействие на широкую массу читателей, в основном из крестьянской среды. Сборники, созданные в монастыре, переписывались и редактировались многочисленными писцами, которые пытались сделать так, чтобы рукописная книга была похожа на печатную.
О популярности Пустозерских авторов говорит тот факт, что в XVII в. стало появляться много сочинений, якобы принадлежащих им.
Одними их самых известных произведений старообрядческой книжности считаются жития протопопа Аввакума и инока Епифания, которые были написаны в 1672 - 1675 гг.
Как уже было сказано выше, пытаясь спастись от гонений, старообрядцы - раскольники двинулись вглубь страны, в малообжитые края, где стали формироваться центры старообрядческой культуры. Между собой эти старообрядцы стали делиться на отдельные согласия, которые вели полемику уже не только со сторонниками новой веры, но и между собой. Также старообрядцы разделились на два основных течения - поповщину и беспоповщину. Поповцы в основном населяли Поволжье. Беспоповцы же одной из первых освоили Выговскую пустынь. Она возникла на северо-востоке Прионежья в начале XVIII в.
Выговский (Даниловский) монастырь стал процветающим центром беспоповщины. Одни из самых выдающихся авторов были: Андрей и Симеон Денисовы, Трифон и Мануил Петров, Даниила Матвеева, Ивана Филиппова и др. «Активная деятельность Выгореции способствовала тому, что в XVIII - XIX вв. население всего Севера, особенно крестьянство, было сильно подвержено влиянию старообрядческой идеологии».
Уже с конца XVIII века в среде старообрядцев начинается разделение на несколько течений. Вследствие чего формируется центры с локальными вариантами певческих традиций в зависимости от того или иного обряда.
Впервые такие общины создаются в XVII при монашеских скитах. И Выговский монастырь становится одним из наиболее авторитетных центров, где составлялись и переписывались певческие книги. Старообрядцы - поморцы надолго переняли эти традиции, впоследствии перешедшие к федосеевцам и филипповцам, которые обосновались в Нижегородской губернии и на Вятке.
Среди северных согласий можно отметить также согласие федосевцев, которые в нач. XVIII в. появились в Псковской и Новгородской губерниях. Его создателем стал инок Дионисий, Главное отличие этого поморского согласия от старопоморцев-даниловцев состояло в том, что они признавали брак, который был заключен до вступления в согласие.
На северо-востоке у р. Печеры, начиная с 1715 г., существовал Великопоженский скит в районе с.Усть-Цильма (в настоящее время Республика Коми). Эта община основывалась на поморско-выговском уставе, также была центром старообрядческой книжности.
Главной темой произведений старообрядцев была эсхатология. Изначально представители поморского согласия были радикально настроены по поводу этой проблемы. Их произведения были посвящены доказательству того, что с 1666 г. русские цари были Антихристами, и что для православного христианина нет возможности жить под властью такого царя. Однако потом эта радикальность несколько ослабла.
Старообрядческая рукописная традиция не только смогла сохранить свои жанры и произведения, но постепенно обогащалась новыми памятниками. В конце XIX века старообрядческое мировоззрение отдельных согласий самоутвердилось. Они считали себя единственными носителями старины, среди которых жива истинная православная вера, несмотря на действия Антихриста и его сподвижников.
Говоря о книжной рукописи старообрядцев, необходимо отметить, что оформление рукописей староверами-книжниками носило уникальный характер. Формируется особый функциональный стиль, отсутствует какой-либо орнамент и иллюстрации, однако все-таки применялась киноварь для заглавных букв, но зачастую рукописи выполнялись в одном свете.
Как и культура книжности, музыкальная культура старообрядчества также имеет огромное значение в истории культуры раскольников, и русского народа.
«Музыкальные истоки их традиций восходят к первоосновам певческого искусства, связанного с профессиональным церковным пением Древней Руси и укоренившегося в богослужении всех старообрядческих конфессий. В то же время, живя в окружении «мира», они испытывают сильнейшее влияние народной музыкальной культуры. Эта культура, с одной стороны, влияет на их быт и обрядовую сторону жизни: свадьбы, календарный обряд и др. (особенно в крестьянской, заводской и, вообще, низовой среде), а с другой приводит к ассимиляции устной традиции. Включение ее в музыкально-певческий обиход, порождает такие необычные формы музыкального искусства, как например, покаянная лирика, духовные стихи, сатирические произведения, памятники театрального искусства и другие. Все эти стороны старообрядческой музыкальной культуры изучены в настоящее время недостаточно основательно, чтобы полноценно судить о значении старообрядческого наследия. Интерес к нему со стороны музыковедов был односторонним и сопутствовал вниманию исключительно к памятникам древнерусского певческого искусства, хранителями которого староверы оказались волею исторического случая. Среди исследователей, серьезно и профессионально занимавшихся музыкальной культурой старообрядцев следует назвать Н. Г. Парфентьева, Н. Денисова, Ф. Панченко, Н. Е. Денисову, С. Никитину и некоторых других, в работах которых определились основные направления в изучении книжно-рукописного и устного певческого искусства старообрядцев» .
Не случайно именно старообрядчество хранило в себе в «законсервированном» виде уникальные традиции древнего музыкального искусства Руси. После никоновской реформы были внесены изменения и в певческие богослужебные книги. В среде старообрядчества древние традиции все-таки сохранились, но со временем все-таки подверглись изменениям - они происходят в XVIII веке, вместе с переменами, которые коснулись самих раскольников. Наследие древней музыкальной и певческой традиции начинает пересматриваться, различные старообрядческие согласия становятся созидателями своих собственных уникальных традиций, которые нашли свое отражение в рукописных старообрядческих сборниках.
В XIX в. постепенно создателями и исполнителями старообрядческих певческих рукописных сборников становятся не только церковнослужители и монахи, но и обычные крестьяне, рабочие, городские жители. Такие книги бытовали среди купцов, крестьян, священников и др.
«К середине XIX века складываются типы певческих книг, в своем письме, художественном оформлении и музыкальном содержании указывающие на написание в той или иной конфессиональной среде. Так, классический высокохудожественный тип - поморский рождается на Выге. К концу XVIII века утверждается своего рода «канон» в его оформлении. Он становится образцом для всех общин поморского согласия, распространяясь на весь Север, Вятку, Урал и в Сибирь. Особенностью его является сложившаяся в течении XVIII века в поморщине манера письма - так называемый поморский полуустав и особая четкая манера написания крюков и «солей», а также возникший на основе роскошного московского барокко второй половины XVII века тип украшений с его цветовым решением».
Вообще орнамент поморцев весьма изящен и проработан. Он украшен зелеными, малиновыми и даже золотыми элементами. Титульный лист так же украшался яркой барочной рамкой, иногда там присутствовали различные миниатюры. Рисунки были выполнены с использованием черных контуров, что указывает на стиль книжной гравюры. Среди изображений встречались цветы в растительных орнаментах, птицы с ягодами в клювах. Но также имелись и менее сложно выполненные рукописи.
В беспоповских общинах XIX-XX века одним из самых распространенных стилей становится так называемый «гуслицкий» стиль книжной рукописи. Он появляется в Богородском уезде. От поморского этот стиль отличается более свободным исполнением, объемностью. Выполнялся он также с использованием ярких красок и золота.
Различные отдаленные старообрядческие согласия, не имевшие возможности приобрести такие книги, выполняли их сами, отчасти копирую тот или иной стиль. Некоторые книжники - старообрядцы упрощали либо просто изменяли этот стиль, что приводило к появлению оригинальных традиций в исполнении орнамента и иллюстраций. Среди же обычного крестьянства художественное оформление могло быть вообще упрощено до минимума. Писцы могли оставлять на книгах личные записи, пометки. Так как сборники создавались представителями различных старообрядческих общин, между собой они отличались не только оформлением, но и составом, содержанием, грамотностью. Что в свою очередь приводило к появлению все больших и больших вариантов и типов рукописных сборников.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что духовная традиция старообрядчества сложилась именно в письменных сборниках, певческих книгах, а также в апокрифической литературе.
духовный старообрядчество наследие мировоззрение
III. Духовные стихи старообрядчества Русского Севера, их бытование
Несмотря на то, что Духовные стихи были отражены в большом количестве записей, а также стали предметом изучения многих исследователей, никто не может определить точное хронологические рамки их возникновения. Помимо того, что существует проблема давности образования этого жанра, духовное наследие - это довольно текучий и изменчивый материал на всех стадиях своего существования. По мере существования того или иного жанра, происходит множество наслоений и изменений, так как в основном способ передачи между носителями был вербальный. Духовные стихи образовывались и существовали в разных условиях социальной среды. Со временем стихи могли переходить из одной социальной среды в другую, претерпевая при этом какие-либо изменения, иногда сильные, иногда практически незаметные. Нельзя сказать, что Духовные стихи - это только выражение народного крестьянского мировоззрения. Они находятся в тесной связи с древней книжностью и были созданы достаточно образованными людьми, владеющими грамотой.
Духовные стихи бытовали не только в старообрядческой среде, но и среди так называемых еретических сект: хлысты, скопцы и др. Варианты таких стихов могут сильно отличаться друг от друга по форме и по содержанию.
Во многих таких Духовных стихах мы можем увидеть изображение сада с кипарисами - это аллегорическое изображение церкви. Этот сад населяют различные, порой мифологические, животные, птицы (например: Алконост), присутствуют реки, горы, моря, а так же магические элементы (например: Алатырь- камень в Духовном стихе о Голубиной книге).
Есть стихи, которые описывают религиозные темы, переплетающиеся с народной обрядностью.
«Большое количество старообрядческих (разных толков, в частности неговцев, странников-морельщиков и др.) стихов касается тем о пришествии антихриста и кончине мира, о соблазнах мира и бегстве для спасения в «пустыню» с восхвалением пустынного жительства, благодетельного значения смерти, призывом к ней (в частности, в некоторых сектах в виде самосожжения). Особую группу старообрядческих Духовных стихов» занимают стихи с историческим содержанием из жизни старообрядчества и его толков: об осаде Соловецкого монастыря, о разорении скитов, о преследовании старообрядцев, об отдельных старообрядческих учителях (напр. об Андрее Денисове и др.), об идеях, служивших предметом раздора между отдельными толками (напр. вопрос о браке и безбрачии). Целый цикл старообрядческих духовных стихов имеет сатирический обличительный характер: обличение недостатков жизни, обычаев, гражданских порядков и всякого рода «новшеств» господствовавшей церкви, а также обличение недостатков старообрядческой бытовой жизни. Наконец имеются многочисленные Духовные стихи на религиозно-исторические и нравоучительные темы: о наказании, молитве, загробном мире и пр.».
Темы печорских старообрядческих духовных стихов можно разделить на три части. Первую часть образуют стихи, описывающие ветхозаветные и евангельские события. Туда можно отнести Плач Иосифа, стих о страстях Христовых, стих о Содоме, стих о Потопе, о страстях Христовых.
Вторую часть составляют стихи, описывающие действия православных христианских подвижников - Алексей человек Божий, Борис и Глеб. Значительную часть так же составляют покаянные стихи.
Но далеко не все можно отнести к Духовным стихам из того, что встречается в старообрядческих сборниках. Наблюдаются также произведения других жанров.
Население, обитающее в бассейне р. Мезени в основном исповедовало официальное православие. В то время как на р. Вашке в конце XVIII в. утвердилось старообрядчество, которое носило название филипповского толка. Несколько позже, во второй половине XIX в., в этом регионе существовало бегунское согласие.
Среди стихов, бытовавших в этих регионах можно отметить: «Умоляла мать родная…», «О коль на сем свете житие плачевно…», «Вот скоро настанет мой праздник», «Творец, ты мой Покровитель ,Создатель мой…», «Среди самых юных лет, вяну аки нежной цвет…», «Ты куда идешь скажи мне, странник...», «Кто бы дал мне яко птице два крыла..», «О коль наше на сем свете житие плачевно...», «Стих воскресению Христову», «О смерть люта и гневлива для нас грешных...», «Стих о рае и мучениях», «Стих про образование райской жизни», «Стих Иосафа царевича» и др.
Вообще темы Духовных стихов очень разнообразны у представителей различных старообрядческих скитов. Можно выделить несколько основных тем: стихи о персонажах и событиях Ветхого завета («Стих благоразумного Иосифа Прекрасного»); стихи на Евангельские сюжеты о страстях Христовых и Рождестве («Великое чудо в ту ночь совершилось» и «Со страхом мы братия послушаем»); стихи, в которых прославляются Бог со святыми («Гора Афон», «Обращение к Богоматери» и «Спасительное сознанье»); стихи, в которых есть обращение к представителям свое веры («Елей на раны души» и «Песнь к друзьям»); стихи о гонениях на старообрядцев («Стих невольника» и «Здесь везде одно гоненье); стихи о смерти, грехах и ответе за них на том свете («Скоро, скоро день прекрасный», «Летали ангелы», «Мысль о последнем часе» и «Все живем на этом свете и не думаем о том…») и др.
Обитатели верховьев р. Вычегды проповедовали не только официальное православие, здесь так же большая часть населения была старообрядческой.
Исполнение Духовных стихов происходило на поминках, иногда непосредственно во время обряда погребения. Некоторые стихи были непосредственно связаны с особыми датами.
Стихи, как было сказано выше, исполнялись по напевке. Разные стихи могли исполняться на один мотив, просто происходила наложение различных текстов на один и тот же напев. В разных населенных пунктах напевы могли отличаться.
Итак, Духовные стихи считаются уникальным жанром. Они заключают в себе особое мировоззрение, оригинальное народное православие. В них задаются глубинные вопросы религиозного значения не только о самой жизни, но и дальнейшем существовании души после смерти телесной оболочки.
Старообрядцы в своей рукописной традиции достаточно полно зафиксировали тексты Духовных стихов. Этот жанр наиболее активно использовался в обрядово-религиозной традиции старообрядцев.
Сборники составлялись на слух, под диктовку пожилых людей или могли переписываться из более древних книг. Они создавались на пртяжении достаточно долгого времени: по сборникам можно проследить изменения подчерка, цвета чернил. Сборники, находившиеся у одной семьи могли дополняться ее членами со временем. Иногда такие сборники становились настоящей семейной реликвией, которая передавалась из поколения к поколению. Старообрядцы очень бережно относились к подобным книгам.
Наибольшее число стихов описывают темы смерти и ответа за грехи на том свете. В них мы видим противопоставление веселой и беззаботной земной жизни ужасным адским мучениям, а также телесного наслаждения аскетическому существованию. Такую антитезу мы видим в стихе «Летали ангелы».
Многие исследователи отмечают популярность у старообрядцев «Стиха матери к своему чаду». В этом стихе прославляется монашеская жизнь, уход от мира. «Девица или дева старообрядческого стиха - это девственница, существо безгрешное; это слово стоит рядом со словом девство, которое совсем не характерно для старинных общерусских стихов и которое указывает на одну из основных ценностей христианского мира, усиленную в старообрядчестве, особенно в некоторых его направления» .
Как известно, некоторые старообрядческие согласия, например филипповцы, совсем отрицали брак, поэтому среди них особенно почиталось девство и уход от мирских радостей и наслаждений. «Признавая, подобно поповцам, святость и необходимость брачной жизни, беспоповцы… пришли к требованию всеобщего девства - на том основании, что ныне будто бы нет законных совершителей брака. Вот первый и главный источник беспоповщицкого безбрачия… Узаконив безбрачие, беспоповцы поступали так не для того, чтобы вне брака свободнее предаваться разврату, а единственно потому, что вступать в брак законным образом не находили возможным, по не имению иерархии» .
Исполнение Духовных стихов было приурочено к какой-либо календарной дате, имеющее непосредственное отношение к церковным праздникам. Самой значимой датой в календаре для старообрядцев было Рождество. В Рождественский пост запрещалось петь светские песни, исполнялись только Духовные стихи. В Великий пост также основным жанров являлись стихи. Во время летних полевых работ был также запрет на светские песни, исполнялись Духовные стихи в основном.
Можно выделить особый христианский смысл некоторых сборников Духовных стихов: от рождения, через покаяние к спасению и успению. Здесь видна символика плодородия и жизненного цикла вообще.
Старообрядческий календарь нес в себе мировоззренческое понимание устройства вселенной: рождение , затем смерть, и, наконец, воскресение.
Старики обучали молодежь богослужебным напевам и исполнению Духовных стихов. Женщины обычно исполняли народные песни, немного присутствовали в их репертуаре и Духовные стихи. Уже в пожилом возрасте население возвращалось к исполнению богослужебного пения, Духовных стихов, котором было обучено в детстве, таким образом как бы отходя от суеты мира. В каждом согласии была определенная группа певцов, которая на протяжении жизни исполняла богослужебное пение. В старости они передавали свои знания новым поколениям.
Духовные песни у старообрядцев были промежуточным звеном между светскими песнями и богослужебным песнопением. В некоторых более жестко регламентированных согласиях, например: поморцев, беспоповцев, всегда предписывалось исполнять Духовные стихи вместо песен.
Отчасти благодаря своей замкнутости, отдаленности от остального населения, старообрядчество сохранило народные традиции, песни и обряды.
Заключение
К сожалению, несмотря на то, что исследователями уделяется большое внимание к изучению этой проблемы, ученых, занимающихся собиранием и научными изысканиями в этой области, мало. Однако следует отметить, что в последнее время на базе многих университетов северного региона все-таки создаются обширные фольклорные архивы и лаборатории. Совершаются различные полевые экспедиции с целью сбора и фиксирования еще существующей народной традиции, которая угасает все быстрее, и, возможно, исчезнет в скором времени. За счет них происходит значительные пополнения архивов. Создаются более новые методики собирательской деятельности на базе старых. Об актуальности этой проблемы говорит еще тот факт, что до сих пор не изученными и не систематизированными остаются многие архивы и материалы фондов. Существуют проблемы с хранением и доступностью различных архивов и записей, как письменных, так и магнитофонных. Необходима цифровая обработка этих материалов, которая гарантирует их более полную сохранность и легкую доступность.
Северными научными центрами проводятся ежегодные конференции, издаются тезисы и материалы, публикуются сами источники, издаются многообразные пособия по изучению духовного наследия Русского Севера. Так же следует отметить, что создаются различные оцифрованные электронные библиотеки для того, чтобы материал стал более доступным.
Среди подобных научных центров происходит постоянное взаимодействие на довольно высоком научном уровне. Приглашаются ученые для чтения лекций и спецкурсов из других университетов. Это позволяет значительно расширить круг интересов исследователей, привлечь внимание к той или иной проблеме.
Русский Север как целостное явление российской культуры является уникальным регионом духовного наследия и особым памятником мировой цивилизации. До сегодняшнего момента Русский Север сохранил пока еще нетронутыми пласты духовного народного творчества. Таким образом, Русский Север - это регион сохраняющий самобытное культурное и духовное наследие. Следует отметить, что внимание к духовному наследию Русского Севера значительно усилилось в XIX веке. Это обусловлено тем, что в этот период времени довольно активно происходили споры и дисскусии о самобытности России, о духовности русского народа. Все это вызывало интерес к истории и народной духовной культуре.
Сохранились на этой территории традиционные формы жизни, бытовой уклад, обряды. До сравнительно недавнего времени носители духовной культуры могли объяснить смысл таких форм, их символику и содержание, в отличие от других регионов, где аналогичное понимание было во многом забыто.
Список литературы
1.Бессонов П., Калики перехожие. Сборник стихов I-VI вв., СПб., 1861-1874.
.Бонч-Бруевич В. Д., Материалы к изучению русского сектантства и раскола, СПб., 1909-1918.
.Варенцов, Сборник русских духовных стихов, СПБ., 1880.
.Веселовский А., Калики перехожие и богомильские странники, «Вестник Европы», 1872, IV; Максимов, Бродячая Русь Христа-ради, СПБ., 1877.
.Веселовский А.Н. Собрание сочинений. Л., 1938. Т.XVI. С. 149-166.
.Винокурова Э.П. О художественном наследии Выго-Лексинской старообрядческой пустыни (состояние вопроса)// Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.).М., 1994.
.Власов А.Н. Древнее благочестие у коми // Памятники Отечества: Земля Коми. 1996. №36.
.Вознесенский А.В., Мангилев П.И., Починская И.В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918). Материалы к словарю.
.Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.
.Духовные стихи. Канты (Сборник духовных стихов Нижегородской области). Составление, вступительная статья, подготовка текстов, исследование и комментарии Е.А. Бучилиной. М., 1999.
.Кирпичников А. И., Духовные стихи, в «Истории русской словесности» А. Галахова, т. I, М., 1894.
.Культура староверов Выга (к 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства): Каталог. Петрозаводск, 1994.
.Ляцкий Е., Стихи духовные, СПБ., 1912.
.Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960.
.Мангилев П.И. Старообрядчество и крестьянская книжность Южного Урала и Зауралья в XVIII - начале XX вв. Екатеринбург, 2008.
.Марков А.В. Отчет о поездке в губернии Пермскую и Архангельскую летом 1909 г. // Беломорские старины и духовные стихи. Собрание А.В.Маркова / Изд. подготовили С.Н.Азбелев и Ю.И.Марченко. СПб., 2002.
.Микушев А.К. Эпические формы коми фольклора. Л., 1973. С.132-133.
.Никитина С.Е. О взаимоотношении устных и письменных форм в народной культуре (на материале полевых исследований старообрядчества) // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М., 1989, С. 157.
.Никитина С.Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982.
.Плигузов А.И. К изучению орнаментики ранних рукописей Выга// Рукописная традиция XVI-XIX вв. на востоке России. Новосибирск, 1983.
.Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы// Русские письменные и устные традиции и духовная культура.М., 1982.
.Покровский Н.Н. Организация учета старообрядцев в Сибири в XVIII в.// Русское население Поморья и Сибири. (Период феодализма). М., 1973.
.Покровский Н.Н. Соборные постановления старообрядцев-часовенных востока России XVIII - XX вв. как исторический источник.
.Рассыхаев А.Н. Коллекция детского фольклора в собрании Национального музея Республики Коми// Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Музеи в культуре региона: история, проблемы, перспективы», посвященной 95-летию НМРК. Сыктывкар, 2007.
.Солощенко Л., Прокошин Ю. Словеса золотые// Голубиная книга: русские народные духовные стихи. М., 1991.
.Сперанский М. Н., Русская устная словесность, М., 1917.
.Стихи духовные / Сост. Ф.М. Селиванов. М., 1991.
.Уханова И.Н. Книжная иллюстрация XVIII в. и памятники народного декоративно-прикладного искусства русского Севера: Северная Двина// Русское искусство первой четверти XVIII в.: Материалы и исследования. М., 1974.
.Христофорова О.Б., Рафаева А.В., Костырко В.С, Козьмин А.В., Ахметова М.В. Фольклорная традиция Верхокамья // Живая старина. 2003. № 3. С. 41-45.
.Чувьюров А.А. Духовные стихи в культуре коми-зырян.Сыктывкар, 2002.
.Чувьюров А.А. Духовные стихи в религиозной и обрядовой жизни вычегодских и печорских коми // Духовная культура Севера: итоги и перспективы исследования. Сыктывкар, 2002. С. 62-69.