Индивидуальный стиль работы классного руководителя
Содержание
Введение
………………………………………...………….. 3
Глава
1. Помощь коллег и руководства школы в процессе формирования индивидуального
стиля работы классного руководителя ………………………………………………………….. 5
Глава
2. Варианты подходов к формированию индивидуального стиля в классном
руководстве …………………... 8
Заключение
………………………………………………... 12
Список
источников и литературы ……………………….. 13
Введение
Перестройка
системы народного образования поднимает функционирование школы на новую, более
высокую ступень предъявляет качественно новые требования к управлению
учебно-воспитательным процессом в школе, ее руководителям и их деятельности.
Мастерство
педагога как классного руководителя проявляется прежде всего в сфере его
общения с учащимися. Именно поэтому в последние годы усилился интерес
педагогической и психологической науки к проблеме педагогического общения как
сложному многоаспектному процессу взаимодействия в системе «учитель — ученик».
Важным аспектом данной проблемы является вопрос об индивидуальном стиле
классного руководства.
В
работах последних годов эти вопросы подвергаются тщательному рассмотрению.
Например, в работе «Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и
формирование. Методические рекомендации»[1]
рассматриваются вопросы, связанные с методикой формирования индивидуального
стиля деятельности молодых педагогов: описываются теоретические подходы к
диагностике и развитию индивидуального стиля; прослеживается влияние индивидуального
стиля на творчество учителя, а также дается программа развития индивидуального
стиля.
Этой
же проблемы касается О. А. Слепичева. В статье «Формирование индивидуального
стиля деятельности – одно из условий профессиональной подготовки будущих учителей».[2]
Однако особенностью всех этих работ
является разработка роблемы формирования индивидуального стиля в контексте
общей деятельности педагога.
В
связи с этим актуальной кажется постановка цели работы как изучение факторов формирования
индивидуального стиля в классном руководстве.
Задачи,
которые следует разрешить для достижения поставленной цели, сводятся к
следующему:
1)
охарактеризовать процесс формирования индивидуального стиля в классном
руководстве;
2)
проанализировать роль коллектива и руководства школы в процессе формирования
индивидуального стиля классного руководителя.
Глава 1. Помощь коллег и руководства
школы в процессе формирования индивидуального стиля работы классного
руководителя
Одним
из важных резервов в управлении процессом формирования индивидуального стиля в
классном руководстве является психологический аспект.
Такая
потребность вызвана тем, что упор делается на методическую подготовку учителя,
а его психологические, психические качества, которые имеют непосредственное
отношение к успешности его как классного руководителя, в том числе к его
методическим умениям и навыкам, практически не анализируются с помощью
объективных процедур.
Конечно,
они оцениваются в какой-то степени администрацией, психологами управления и
школы, наиболее опытными коллегами, но в данной ситуации может оказаться
высоким фактор субъективности экспертной оценки. Управлять процессом
формирования индивидуального творчества учителя можно элементарными действиями,
алгоритмами, через создание соответствующих моделей разнообразных творческих
решений, а можно через создание наиболее благоприятных условий его протекания,
например, через соответствующую психологическую атмосферу, стимулирующую
личность.[3]
Особого
внимания со стороны администрации, педагогического коллектива требует
начинающий учитель. Как бы ни были важны для молодого учителя в
профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно помнить,
что специфическим объектом его труда являются ученики. От характера, вступления
в профессию зависит благополучие нескольких поколений учеников.
Руководство
их профессиональным ростом, формированием личной творческой индивидуальности в
классном руководстве, имеет большое значение для педагогического коллектива,
так как это создает предпосылки к объединению всех его членов, к созданию
единой педагогической платформы, к повышению творческого потенциала педагогов и
развитию учащихся.
Опыт
работы показывает, что молодые учителя нередко используют дистанцию в общении,
считая, что это помогает им утверждать себя как классного руководителя. Однако
в большинстве случаев это ведет к педагогическим неудачам, к формализации
системы социально-психологического взаимодействия, не способствует созданию
истинно творческой атмосферы.
Из-за
отсутствия профессиональных навыков начинающие учителя прибегают и к другим
негативным формам общения: общение-устрашение, общение-заигрывание. Обретение
педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами - процесс сложный, тесно
связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом. [4]
Глава 2. Варианты
подходов к формированию индивидуального стиля в классном руководстве
Индивидуальный
стиль в классном руководстве понимается как целостная система операций
педагогического общения, обеспечивающая эффективное взаимодействие учителя с
учащимися и определяемая целями, задачами педагогической деятельности и
свойствами различных уровней индивидуальности педагога.
Система
операций индивидуального стиля классного руководства зависит от разноуровневых
свойств интегральной индивидуальности. Причем между операциями педагогического
общения и разноуровневыми индивидуальными свойствами существует многозначная
зависимость.
В
индивидуальном стиле классного руководства между операциями, зависящими от
одних и тех же свойств индивидуальности, имеются статистически значимые связи,
что и обусловливает целостность системы операций.
Системе
операций индивидуального стиля классного руководства свойственна широкая зона
неопределенности. Это значит, что достижение одной и той же педагогической
цели, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с помощью
различных операций педагогического общения.
Системе
операций индивидуального стиля классного руководства присущи компенсаторные
функции.
По
данным ряда исследований, характер межличностного общения в значительной мере
обусловлен свойствами темперамента субъекта. Так, экстраверсия оказывает
влияние на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных
контактов; экстрапунитивность при фрустрации провоцирует возникновение внешне
выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях
нежелательного поведения учащихся и при определенных условиях может
способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная
возбудимость может влиять на тон общения учителя с учащимися, дистанцию в
общении, скорость эмоционального реагирования на те или иные действия и
поступки учащихся.[5]
Вместе
с тем среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности
важная роль принадлежит свойствам личности классного руководителя.[6] В исследованиях Н.
В. Кузьминой[7]
и А. И. Щербакова[8]
убедительно обоснована необходимость высокого уровня педагогической
направленности для успешного осуществления профессионально-педагогической
деятельности. Установлено также, что положительное отношение учителя к учащимся
благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с учениками.
И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет
общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой.
Кроме
того, исследования показывают, что высокая экстрапунитивность классных
руководителей в социальных фрустрирующих ситуациях может оказывать
отрицательное влияние на отдельные компоненты педагогической деятельности.
На
основе приведенных данных можно выделить следующие профессионально значимые
свойства темперамента и личности для классного руководителя:
1) экстраверсия — интроверсия;
2) эмоциональная
возбудимость;
3) экстрапунитивность
при фрустрации;
4) доминирование;
5) экстрапунитивность
в социальных фрустрирующих ситуациях (социальная экстрапунитивность);
6) педагогические
установки относительно взаимоотношений учителя с учащимися.[9]
Развитие
индивидуальности классного руководителя и ее гармонизация благодаря
индивидуальному стилю педагогического общения с социально ценными целями
деятельности, исключающие подражание и копирование какого-либо образца,
являются определяющим фактором формирования педагогического мастерства.
Заключение
Индивидуальный стиль классного руководства
формируется на основе самостоятельного выбора учителем коммуникативных
операций. Развитие индивидуальности классного руководителя и ее гармонизация
благодаря индивидуальному стилю педагогического общения с социально ценными
целями деятельности, исключающие подражание и копирование какого-либо образца,
являются определяющим фактором формирования педагогического мастерства.
В исследованиях убедительно обоснована
необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного
осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также,
что положительное отношение учителя к учащимся благоприятно сказывается на
активности и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление
авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с
учащимися и общение учащихся между собой.
Список
литературы
1.
Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный
процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского, 1997.
2.
Бодалев А. А., Криволап Л. И. О воздействии стиля
общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и
воспитания. Ч. 1. Тарту, 1974. С. 185 – 192.
3.
Индивидуальный стиль деятельности учителя:
диагностика и формирование. Методические рекомендации Авторы: Рожков М. И.,
Иванова Н. Л., Чернявская А. П., Бекетова Н. Е.. Ярославль: ЯГПУ, 1995.
4.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.
М., 1987.
5.
Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Психологическая
характеристика типов индивидуальых стилей педагогического общения //
Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические
аспекты, Пермь, 1988. С. 23 – 31.
6.
Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика
связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней
индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования
индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48.
7.
Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.,
1967.
8.
Лизинский В. М. Работа администрации школы с
учителем. М., 1997.
9.
Маслова Н. Ф. Стиль руководства учителя как способ
социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л., 1973. С.
41 – 46.
10.
Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования
индивидуальности. М., 1986.
11.
О современных проблемах образования в Российской
Федерации: Вопросы – ответы./ Сост. Соломина И. А., Филатова Л. И. Под ред.
Болотова В. А. М., 1993.
12.
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
13.
Слепичева О. А. Формирование индивидуального стиля
деятельности – одно из условий профессиональной подготовки будущих учителей //
Довузовская подготовка в условиях реализации системы непрерывного образования.
Благовещенск, 2000.
14.
Щербаков А. И. Психологические основы формирования
личности советского учителя. Л., 1967.
[2] О. А. Слепичева. Формирование индивидуального стиля
деятельности – одно из условий профессиональной подготовки будущих учителей //
Довузовская подготовка в условиях реализации системы непрерывного образования.
Благовещенск, 2000.
[3] Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и
формирование. Методические рекомендации Авторы: Рожков М.И., Иванова Н.Л.,
Чернявская А.П., Бекетова Н.Е.. Ярославль: ЯГПУ, 1995.
[4] Там же.
[5] Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей
операций педагогического общения со свойствами различных уровней
индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования
индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48.
[6] Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в
современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д.
Ушинского, 1997.
[7] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
[8] Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности
советского учителя. Л., 1967.
[9] Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей
операций педагогического общения со свойствами различных уровней
индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования
индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48.
[10] Бодалев А. А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения
педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания.
Ч. 1. Тарту, 1974. С. 185 – 192.