Августин Бетанкур
Августин Бетанкур
В. Е. Павлов
К 250-летию со дня рождения
Выдающийся
инженер XVIII века Августин Августинович Бетанкур (1758-1824) работал большей
частью в Санкт-Петербурге, но и в Москве обессмертил свое имя, став автором
проекта одного из знаменитейших московских зданий - Манежа, так что
первопрестольная по праву чтит его в числе своих созидателей...
Он
родился в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе. Через год
королем Испании становится Карл ІІІ. Наступает эпоха «просвещенного
абсолютизма», когда открывались ремесленные школы, обновлялись и строились
новые пути сообщения, развивались промышленность, сельское хозяйство и
торговля, работали академии и различные научные общества. При Карле III
Бетанкуру, ставшему уже к 30 годам крупным специалистом, удалось осуществить
многие свои проекты, в том числе создать в стране передовую систему подготовки
инженеров путей сообщения. Однако в 1788 году после смерти Карла ІІІ испанский
престол занял безвольный Карл ІV, при котором фактически правил фаворит
королевы дон Годой, отказавший Бетанкуру в реализации многих его планов. И
тогда тот по приглашению Александра I переехал в Санкт-Петербург.
Первым
воплощенным в России инженерным проектом Бетанкура стал воспетый Пушкиным
фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села (скульптор П.
П. Соколов), сооруженный в 1810 году.
Затем
Бетанкур создал проект оригинальной механической землечерпалки с паровой
машиной для очистки рек и каналов. В августе 1812 года землечерпалка,
изготовленная Ижорским заводом при его участии, была доставлена в Кронштадтский
порт и запущена в работу.
В
1813 году по проекту Бетанкура строится первый постоянный (деревянный арочный)
мост через Малую Невку - Каменноостровский, вызвавший восторженные отзывы
современников. Вообще при Бетанкуре его ученики заложили основы проектирования
новых конструкций мостов - висячих Пантелеймоновского и Египетского через
Фонтанку, Почтамтского через Мойку, Банковского и Львиного через Екатерининский
канал. В 1829-1830 годах был сооружен уникальный Мало-Конюшенный мост через
Мойку и Екатерининский канал, а в 1828-м - Большой Конюшенный мост через Мойку,
ставшие неотъемлемой частью архитектурного облика Петербурга.
Впрочем,
вернемся немного назад.
Год
1816: в Петербурге на Охте строится первый лесопильный завод, оснащенный
сконструированными Бетанкуром паровыми машинами, - прообраз многих последующих
аналогичных заводов в России.
Год
1818: в столице вошла в строй возведенная по проекту Бетанкура и под его
непосредственным руководством ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления
государственных бумаг» (ныне фабрика «Гознак»). Бетанкур спроектировал и
построил два фабричных отделения - бумагоделательное и типографское,
сконструировал для них паровые машины и оборудование, изготовленные частью в
Петербурге, частью в Англии, разработал специальный рецепт изготовления бумаги
из пеньки и льняного тряпья, предложил рисунки купюр и особую технологию
нанесения их на бумагу, изготовил нумерационную и грифовальную машины.
Год
1821: начал действовать «бетанкуровский» Исаакиевский наплавной мост,
соединивший берега Невы по линии «Исаакиевский собор - здание 12 Коллегий», по
образцу которого впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и
ее рукава.
Год
1823: по проекту Бетанкура на Большеохтинском кладбище возводится оригинальная
каменная Георгиевская церковь (разобрана в 1938 году).
Бетанкур
спроектировал леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора,
использованные А. А. Монферраном. На их основе последний создал систему
механизмов, с помощью которой установил в 1832 году Александровскую колонну на
Дворцовой площади.
Бетанкуру
приходилось решать и другие сложнейшие инженерные задачи. Осенью 1820 года
сильный порыв ветра согнул крест на куполе Казанского собора; при этом яблоко у
основания креста деформировалось. Городской архитектор П. С. Филиппов в целях
экономии средств рекомендовал выправить конструкцию на месте, без ее демонтажа.
Однако генерал-губернатор граф Милорадович, усомнившись, в рекомендации
Филиппова, обратился за консультацией к Бетанкуру, и тот в феврале 1821 года
дал такой ответ: «Для устроения сего креста нужно 1. снять оный, чего
невозможно сделать без лесов, расположа их на верхней части купола; 2. главную
полосу, коей утверждается крест, в куполе сковать из цельного куска и 3.
разрезать лучи, окружающие оный». Реализовать это предложение поручили
архитектору А. А. Михайлову. В начале 1822 года за дело взялись подрядчики И.
Ваншин и И. Карягин, сумевшие, как и обещали, поставить крест и яблоко на место
к 20 августа, а к сентябрю завершить ремонт кровли.
Огромной
заслугой Бетанкура стала организация в 1816-1824 годах Комитета для строений и
гидравлических работ, под наблюдением которого осуществлялись крупные
градостроительные мероприятия в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде,
Архангельске, Киеве. Так, Комитет, возглавляемый Бетанкуром, сыграл решающую
роль в экспертизе и реализации проектов застройки Санкт-Петербурга уникальными
ансамблями и сооружениями (Дворцовая, Сенатская, Михайловская площади, Марсово
поле).
Звездный
час Августина Бетанкура в Москве: 30 ноября 1817 года здесь открылся
возведенный по его проекту Манеж. Об этой эпопее писалось неоднократно, и мы не
будем повторяться. Скажем только, что в конструкцию огромного здания Бетанкуром
был заложен ряд уникальных инженерных решений - в первую очередь безопорное
деревянное перекрытие шириной 45 метров.
В
1820 году Бетанкур создает Комиссию проектов и смет Главного управления путей
сообщения - первую «всероссийскую» проектную организацию не только в области
отечественного транспорта, но и в строительстве. Основанный им Комитет для
строений и гидравлических работ явился своеобразным государственным органом,
осуществлявшим контроль за всеми стройками в Российской империи (экспертная
оценка градостроительных планов, архитектурных решений, планов городского
благоустройства). Таким образом было обеспечено достижение отечественным
строительством нового уровня на основе широкой инженерно-технической экспертизы
наиболее крупных проектов.
Главное
же детище Бетанкура - организованный и возглавленный им Институт Корпуса
инженеров путей сообщения, который был учрежден манифестом Александра I 2
декабря 1809 года. По инициативе Бетанкура с самого начала к преподаванию в
Институте привлекли крупнейших российских и зарубежных специалистов. Августин
Августинович всемерно способствовал формированию прогрессивного взгляда на
расширение строительства путей сообщения как важного фактора экономического
развития страны, оставлял в Институте лучших выпускников и готовил из них
будущих профессоров (А. Д. Готман, Я. А. Севастьянов, А. И. Рокасовский, М. С.
Волков, В. Н. Денисов, П. П. Мельников и другие), он сразу же взялся за
создание институтской библиотеки, учебных кабинетов, а немного позже - музея.
Одновременно
Бетанкур разработал проект организации Военно-строительной школы и Школы
кондукторов путей сообщения для подготовки офицеров-строителей уровня
техников-исполнителей. 1 мая 1820 года и это предложение было утверждено.
Здания Кондукторской школы возводились по проекту и под наблюдением Бетанкура.
В 1839 году, сыграв свою роль, она закрылась, а ее оборудование передали
Институту. Ранее, в 1826 году, Институт «вобрал» в себя и Военно-строительную
школу: воспитанники ее старшего класса поступили на 1-й курс ИИПС.
В
1819-1822 годах, находясь на посту Главного директора путей сообщения, Бетанкур
обеспечил продолжение начатого в 1817 году строительства Московского шоссе,
образовав с этой целью Управление по постройке мостов (1821). Для ведения дел
по Корпусу инженеров путей сообщения и Строительному отряду он учредил
«Дежурство» из опытных специалистов, а для оперативного руководства всеми
работами по строительству и эксплуатации путей сообщения 28 мая 1820 года
образовал Главный Штаб Корпуса. При Главном директоре путей сообщения была
создана Особенная канцелярия (прообраз будущей канцелярии Министерства путей
сообщения). Еще одна инициатива Бетанкура - издание «Журнала путей сообщения»
(первый номер вышел в 1826 году и сразу приобрел популярность у инженеров и
ученых).
Столь
плодотворная деятельность Бетанкура на благо России увенчалась орденами Святого
Александра Невского и Святого Владимира, которые он носил вместе с испанским
орденом Святого Иакова с мечом. Однако последние годы жизни (1822-1824)
принесли ему много переживаний и незаслуженных обид. Говорят о происках
завистников об интригах недоброжелателей... Так или иначе, в итоге Бетанкур
попал в немилость к императору и 2 августа 1822 года был отстранен от должности
Главного директора путей сообщения. Обиженный и оскорбленный, в подавленном
состоянии духа летом 1823 года он в последний раз отправился в Нижний Новгород
для осмотра работ на Всероссийской ярмарке - еще одном знаменитом своем детище.
Здесь его настигла весть о смерти любимой дочери Каролины. Вернувшись в
Петербург, Бетанкур подал в отставку, которую получил 4 февраля 1824 года, а
через пять месяцев скончался. Похоронили его в Александро-Невской Лавре. На
могиле установили величественный памятник, изготовленный по рисунку А. А.
Монферрана.
***
24
июня 2003 года в сквере у здания Санкт-Петербургского университета путей
сообщения в присутствии студентов, преподавателей и многочисленных гостей был
открыт памятник первому ректору этого учебного заведения Августину
Августиновичу Бетанкуру. В церемонии участвовали представители городской и
районной администрации, Октябрьской железной дороги, ученые, а также испанский
наследный принц Астурийский де Фелипе - президент Корпуса инженеров путей
сообщения Испании.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/