Фёдор Солнцев — художник, археолог, реставратор
Фёдор Солнцев — художник, археолог, реставратор
Ф.Г.Солнцев
Сегодня,
на рубеже столетий, когда особенно велик интерес к историческому прошлому
нашего Отечества, невозможно не вспомнить тех, кто когда-то стоял у истоков
изучения и сохранения памятников российской истории и художественной культуры.
Одним из них был художник-археолог, реставратор, знаток древнерусского
искусства, академик живописи Фёдор Григорьевич Солнцев (1801 - 1892). Его
творческое наследие наиболее полно представлено в собрании Государственного музея-заповедника
"Московский Кремль". Здесь хранится около 1400 акварелей и рисунков,
поступивших в Оружейную палату в 1882 году из Государственного Древлехранилища
хартий, рукописей и печатей.
Фёдор
Солнцев прожил долгую жизнь, наполненную многолетним творческим трудом. Он был
фактически ровесником века - сложного и бурного, подготовившего резкие
общественные потрясения XX столетия, но одновременно отмеченного необычайным
подъёмом и расцветом русской культуры во всех её проявлениях.
Художник
родился в 1801 году, когда на российский престол только что вступил император
Александр I, а умер в 1892 году, в царствование Александра III. Перед его
глазами прошла целая эпоха. Современник таких блестящих живописцев как Карл
Брюллов и Орест Кипренский, воспитанник Императорской Академии художеств, Фёдор
Солнцев был одним из немногих и первых, кто, повинуясь долгу и воле судьбы,
положил свой талант не на алтарь искусства, а посвятил себя занятию, может
быть, не столь благодарному для художника - служению отечественной науке.
Большая часть его долгой творческой жизни прошла в бесконечных разъездах по
России, по старым русским городам, монастырям, церквам, где художник без устали
зарисовывал, фиксировал, обмерял древние памятники зодчества, живописи,
церковной утвари, старинные книги, предметы быта, составлявшие историческое и
художественное наследие Руси допетровского времени. География его творческих
поездок была необычайно обширной: Москва и её окрестности, Владимир, Суздаль,
Юрьев-Польский, Троице-Сергиева лавра, Александров, Звенигород, Тверь, Торжок,
Новгород, Псков, Ладога, Белозерск, Смоленск, Старая и Новая Рязань, Ярославль,
Кострома и, наконец, Киев, Чернигов, Могилёв и Витебск.
Выходец
из крестьянской семьи, Фёдор Солнцев был отпущен на волю графом И.А.Мусиным-Пушкиным,
сыном известного коллекционера, первооткрывателя "Слова о полку
Игореве" Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. Уехав вместе с отцом в
Петербург и имея склонность к занятиям живописью, юноша в 1815 году поступил в
Императорскую Академию художеств. Ещё находясь в стенах этого учебного
заведения, будущий художник проявил необыкновенные способности в искусстве
копирования древних предметов.
В
1824 году после успешного окончания академического курса - художник получил
вторую золотую медаль за жанровую композицию "Крестьянское семейство"
- он был оставлен при Академии её президентом А.Н.Олениным для занятий
художественной археологией. В ту пору археология в широком смысле означала
любое занятие древностями, и Оленин впервые ввёл её в курс учебной программы. Сам
он был известным учёным-археологом, прекрасным знатоком античной культуры и
русской истории, коллекционером древностей, директором Императорской Публичной
библиотеки. По его заданию Фёдор Солнцев рисовал предметы знаменитого древнего
золотого клада, найденного в 1822 года близ Старой Рязани. После находки в 1808
году на месте Липецкого сражения доспехов князя Ярослава Всеволодовича
Рязанский клад явился поистине сенсационным открытием. Одновременно художник
срисовывал хранящиеся в Эрмитаже предметы античного мира, среди которых были и
археологические находки, обнаруженные на юге России, в Причерноморье.
Начало
творческой деятельности Солнцева протекало под неусыпным вниманием и
покровительством А.Н.Оленина. Художнику приходилось часто бывать и работать в доме
Олениных, являвшимся местом притяжения многих творческих сил. Здесь собирались
известные деятели русской культуры: литераторы, художники, архитекторы, актеры
и музыканты. У Оленина Фёдор Солнцев встречался с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским,
Н.И.Гнедичем, И.А.Крыловым, К.П.Брюлловым и другими известными людьми своего
времени. По всей видимости, художник был знаком и с членами знаменитого
оленинского кружка, в который входили как литераторы, так и учёные-историки.
Творческая атмосфера дома Олениных была необычайно притягательной и оказала
большое духовное воздействие на художника. На склоне лет в своих воспоминаниях
Ф.Г.Солнцев тепло и возвышенно нарисует образ своего учителя.
С
1830 года начались регулярные поездки Ф.Г.Солнцев по стране, которые с
перерывами продолжались до 1853-го года. Впервые художник был отправлен по
предписанию Академии художеств в Москву "для срисовывания старинных наших
обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и
прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и
этнографическим сведениям".
На
долгие годы привлекла к себе живописца Москва, где он, рисуя
"древности", проработал с 1830-го по 1835-й год. Позднее он работал в
Московском Кремле, реставрируя древние постройки и создавая проекты оформления
интерьеров Большого Кремлёвского дворца. Кремль, с его древними храмами,
дворцами и музеем-сокровищницей Оружейной палатой, стал основной точкой
приложения творческих сил Фёдора Солнцева. Его акварели и рисунки запечатлели
не только сокровища московских государей, но и кремлёвские соборы и их
реликвии. Работая в Оружейной палате, художник окунулся в огромную,
кропотливую, подчас изыскательскую работу. Он всегда старался вникнуть в
историю многих предметов, часто обращался к описям. Это приводило к более
критической оценке тех суждений, которые зачастую были построены на преданиях о
принадлежности вещей той или иной исторической личности. Хотя Солнцеву порой
также не удалось избежать многих ошибок в аннотациях к собственным рисункам.
После
Москвы на пути Фёдора Солнцева появлялись другие города с их историческими
памятниками. А.Н.Оленин, курируя художественно-археологическую деятельность
своего бывшего ученика, всегда давал ему подробное предписание, куда ехать и на
что обращать внимание. Во Владимире - срисовать вид собора и изобразить
подробности наружного декора, если в них содержатся изображение исторических
реалий; в Юрьеве-Польском - сделать тоже самое и при этом обратить внимание на
каменные барельефы; в Троице-Сергиевой лавре - рисовать те предметы, которые
могут содержать в себе сугубо этнографический интерес, а также снять планы и
сделать обмеры храмов. Достоверность образа предмета, своеобразный иллюзионизм
в передаче вещественного мира, которого достиг художник в своих красочных,
тонко исполненных акварелях сделали его незаменимым в деле фиксации древних
памятников.
В
1832 году Солнцеву вновь довелось столкнуться с находками Старой Рязани, но уже
не в кабинете А.Н.Оленина в Санкт-Петербурге, как это было с рязанским кладом,
а на месте. Художник был отправлен Олениным в Старую Рязань фиксировать
найденные там близ разрушенного в 1237 году Борисоглебского собора древние
захоронения. Мотивируя это решение, Оленин так характеризует художника:
"Прилежание его, навык им приобретённый по сей части и необыкновенный дар
верно и приятно изображать сего рода вещи, достойны особого к нему
внимания". В Старой Рязани художником с археологической точностью были
зафиксированы вид и план местности, найденные саркофаги, а около гробниц
помещены фигуры крестьян. Привычка к достоверности не изменила художнику и
здесь: женщин он одел в народные костюмы Рязанской губернии. Во время своих
поездок по России Ф.Г.Солнцев неоднократно рисовал народные костюмы. Среди его
наследия сохранились рисунки костюмов женщин Рязани, Торжка, Твери, Тихвина,
Белозерска.
Начиная
с 1833 года Солнцеву несколько раз пришлось побывать в одном из древнейших
городов России - Великом Новгороде. Здесь он рисовал Софийский собор и его
древности, работал в других храмах и монастырях. Уже из первой поездки, по
свидетельству художника, он привёз более ста рисунков, включая обмеры
новгородских храмов. В 1836 году состоялась творческая командировка Федора
Солнцева в Псков, куда он был послан вместе с Карлом Брюлловым: Солнцев - для
работы в Псково-Печорском монастыре, Брюллов - для создания исторической
картины "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581
году".
В
многочисленных поездках по стране не всё проходило гладко. Иногда, видя в нём
ревизора, монастырские власти отказывались показывать художнику описи вещей,
часто ему приходилось выдавать себя за странствующего богомольца. Порой
эпидемия холеры заставляла Фёдора Солнцева покинуть город и изменить свой
маршрут или же пребывать в томительном ожидании возможности дальнейшего пути.
В
1836 году художник получил звание академика исторической живописи за
выполненную акварелью композицию "Свидание князя Святослава с византийским
императором Иоанном Цимисхием на Дунае в 971 году". Работа на историческую
тему получила и подобающее ей обрамление, составленное из русских и греческих
древностей.
Богатейший
материал, с которым столкнулся Солнцев за время своей творческой деятельности,
вылился в множество тщательно, со скрупулёзной точностью исполненных акварелей
и рисунков. Рисунки всегда сначала направлялись А.Н.Оленину, а тот, в свою
очередь, знакомил с ними Николая I, одобрявшего занятия художника как
деятельность, направленную на укрепление основ российской государственности.
Свыше пятисот лучших акварелей и рисунков Ф.Г. Солнцева были переведены в
литографии и впервые составили уникальный иллюстрированный свод памятников
отечественной старины "Древности Российского государства", которые
вышли в шести отделениях в 1849 - 1853 годах. Это издание, задуманное
А.Н.Олениным, послужило бесценным источником для изучения памятников культуры
прошлого. А всего за свою долгую творческую жизнь Ф.Г.Солнцевым, по его
воспоминаниям, опубликованным в 1876 году в журнале "Русская
старина", было создано более пяти тысяч акварелей и рисунков.
Среди
наследия художника есть немало произведений, которые на сегодняшний день
являются подчас единственным напоминанием о прошлом. Это изображения
несохранившихся предметов из Патриаршей ризницы Московского Кремля, ограбленной
в 1918 году, а также не уцелевшие до нашего времени церковные реликвии храмов и
монастырей.
Художественно-стилевые
поиски русского искусства 30 - 40-х годов XIX века привели к появлению
эклектики, сочетавшей в себе разнородные и разновременные элементы стилей
предшествующих эпох. Основной акцент делался на обращение к искусству Византии
и Древней Руси как к исторической и православной традиции. Ярким выразителем
"неовизантийского", или "русско-византийского" стиля был
создатель Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя архитектор
К.А.Тон. В формировании новой эстетики одно из ведущих мест принадлежало и
Ф.Г.Солнцеву. Обширнейший материал по древней российской истории, который был
переработан художником во время экспедиций по стране, стал в дальнейшем
своеобразной базой для творческих поисков мастеров нового художественного
направления.
Новой
эпохе с её новым отношением к истории предстояло вернуть прежним святыням былое
значение. В 1836 году в Московском Кремле - древнем центре Российского
государства - по высочайшему повелению Николая I начались восстановительные
работы, руководить ими было поручено художнику-археологу Ф.Г.Солнцеву. По его
проектам реставрируются Теремной дворец и Святые сени, храмы Рождества
Богородицы, Воскресения Лазаря, Спаса на Бору. В Теремном дворце практически
полностью было восстановлено внутреннее убранство. Реставрация в первой
половине XIX века существенно отличалась от современной, скорее это было
возобновление памятника под старину, в "древнем вкусе", а вкус этот
зачастую вырабатывался самим художником на основе его опыта работы с
древностями или по сохранившимся аналогиям.
Дальнейшая
деятельность художника была связана с реставрацией памятников древнерусской
живописи в храмах Киева и Владимира, которая проходила в 40 - 50-е годы. В 1859
году художник становится членом Археологической комиссии по срисовыванию и
возобновлению древней живописи. Реставрация в России в то время только начинала
свои первые шаги и, конечно, ей не удалось избежать ошибок и потерь. Отчасти
это относится и к реставрационной деятельности Ф.Г.Солнцева.
Художник
также много работал по заказам Синода, выполняя проекты иконостасов, эскизы
церковной утвари, писал образы святых для храмов и церковных изданий, сцены из
русской истории, ставшей постоянным предметом его творческих занятий. По
заказам членов императорской фамилии и светской знати Солнцев работал над
рисунками сервизов, бронзовых украшений, каминных часов, молитвословов. С
1843-го по 1869-й годы художник преподавал иконописание в Петербургской
духовной семинарии, а с 1858 года вновь работал в стенах Академии художеств,
сначала в качестве наставника будущих живописцев - таких же, как и он,
крестьянских детей, а затем - преподавателя живописи.
За
заслуги перед российской историей он был избран в действительные члены Русского
Археологического общества. В 1876 году по случаю 50-летия научной и
художественной деятельности Фёдор Солнцев получил звание профессора
исторической живописи, и в его честь была даже выбита медаль.
Глубоко
преданный своему делу, художник фактически всю свою жизнь посвятил работе по
разысканию, исследованию и сохранению памятников культуры прошлого. Этот
нелегкий, поистине подвижнический труд человека, готового в любую минуту по
высочайшей воле и необходимости покинуть свой дом и отправиться в далёкий путь,
способствовал возвращению из забвения памятников отечественной истории и
культуры и был высоким примером служения России.
Художник
умер в марте 1892 года в возрасте 91 года, погребён в Петербурге на Волковом
кладбище. На надгробном памятнике выбита надпись, теперь уже читаемая с трудом:
"Профессор Императорской Академии Художеств Фёдор Григорьевич Солнцев ...
Археолог, проложивший путь успехам русской церковной иконописи". Дом, где
жил художник, на углу Греческого проспекта и ул. Пески (ныне 5-я Советская ул.)
сохранился по сей день.
В
апреле этого года Государственный историко-культурный музей-заповедник
"Московский Кремль" организовал на Ярославской земле выставку работ
художника "Древности Российского государства в творчестве Фёдора
Солнцева". Выставка проходила в Рыбинском историко-архитектурном и
художественном музее-заповеднике. На ней были представлены 54 акварельные
работы Ф.Г. Солнцева, а также большой карандашный портрет художника за рабочим
столом, специально написанный членом-корреспондентом Российской Академии
художеств, профессором В.Ю.Желваковым. Выставка, посвящённая Солнцеву -
уроженцу Мологской земли, была приурочена и к печальной дате 60-летия
затопления города Мологи водами Рыбинского водохранилища. В этой связи
Рыбинский музей провёл научную культурно-экологическую конференцию
"Молога. Рыбинское водохранилище. История и современность".
По
случаю 200-летия со дня рождения Ф.Г. Солнцева Государственный Русский музей 26
апреля провел научные чтения, на которых выступили специалисты из Москвы,
Санкт-Петербурга, Новгорода, Ярославской области. И, наконец, с 11 мая по 12
июня в Оружейной палате Московского Кремля экспонировалась ещё одна выставка,
посвященная 200-летию Солнцева. Она познакомила зрителей с творчеством одного
из создателей "русского стиля" в искусстве, показав воплощение его
художественных замыслов в предметах знаменитого "Кремлёвского
сервиза", который был выполнен по эскизам Фёдора Григорьевича Солнцева для
Большого Кремлевского дворца.
***
"Кремлёвский" художник
В
музеях Московского Кремля, не избалованных помещениями для пространных
выставочных проектов, успешно используют даже парадный вестибюль Оружейной
палаты. Проходящие здесь небольшие выставки заставляют организаторов очень
тщательно отбирать экспонаты — окружение обязывает. Впрочем, и выбирать есть из
чего. Вслед за прекрасными образцами из ставшего теперь почти банальным стекла,
11 мая предстал пред нами на выставке "Фёдор Григорьевич Солнцев. К
200-летию со дня рождения" своими поразительными по красоте предметами
созданный по эскизам этого замечательного исследователя и знатока
древнерусского искусства, археолога и реставратора, академика живописи сервиз
"Кремлёвский".
Сервизов
такого великолепия и красоты в музеях Кремля всего два: подаренный Наполеоном
Александру I "Олимпийский" сервиз севрской мануфактуры (1804 — 1807
гг.), признаваемый и самими французами за лучшее произведение этой фабрики, и
один из последних великих сервизов Императорского фарфорового завода,
выполненный в 1837 — 1839 гг. по заказу Николая I уникальный
"Кремлёвский". Из последнего сохранилось около тысячи предметов, хотя
он активно использовался и иногда выпускались дополнения (самые поздние — с
клеймом 1915 г.). Но, если севрский был изготовлен для свадебных торжеств, то
солнцевский сервиз предназначался для торжественных коронационных обедов в
первопрестольной и изначально был призван символизировать великолепие
российского самодержавия.
Именно
глубокие знания и научная добросовестность Ф.Солнцева, принёсшие ему уважение
многих, определили выбор Николая Павловича, когда у него возникла идея создания
произведения из фарфора в русском стиле. Причём император сам заказал стиль
сервиза и утвердил разработанный художником проект.
С
самого начала "Кремлёвский" планировалось сделать в русско-византийском
стиле. При этом Солнцев попытался взять за основу произведения XVII века с его
самобытным стилем, богатой орнаменталистикой, когда роскошь древнерусского
стола, где в гармонии соседствовала посуда самых разных стран и культур, ещё не
испытала на себе мощного натиска западноевропейской культуры петровской эпохи,
с её строго регламентированной сервировкой. В век XIX, почти как сейчас,
Россию, вдруг с увлечением ставшую вглядываться в свою историю, больше
привлекал не Пётр I, с его революционным порывом переделать страну, а
"тишайший" Алексей Михайлович, сделавший для державы отнюдь не
меньше.
Удивительно,
но для многочисленных вариантов декора "Кремлёвского" Солнцев
использовал лишь два образца: рукомойный прибор царицы Натальи Кирилловны
Нарышкиной (Стамбул, XVII в.) и тарелка царя Алексея Михайловича, выполненная в
Мастерских Кремля в 1667 г.
В
небольшой экспозиции можно увидеть самые разные предметы
"Кремлёвского" сервиза. Кроме них, представлены и рисунки
Ф.Г.Солнцева для первого иллюстрированного свода памятников отечественной
старины "Древности российского государства", вышедшего в 1849 — 1853
гг. Художник всю свою жизнь посвятил сохранению русской культуры, памятников
прошлого, много и плодотворно работал в самом Кремле, разрабатывая, в частности,
декор внутренней отделки Большого Кремлёвского дворца. Может, поэтому
посвящённая Фёдору Григорьевичу скромная экспозиция столь органично вписалась в
местный интерьер.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.historia.ru/