Основные концепции управленческого учета

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    172,40 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные концепции управленческого учета

Содержание

управленческий учет бухгалтерский

Введение

.Сущность управленческого учета

.Концепции управленческого учета

.История становления и развития управленческого учета

.Предмет управленческого учета

.Система нормативного регулирования учета

.Расчетная часть

Список используемых источников


Введение

Исторически российский бухгалтерский учет ориентирован на интересы единственного пользователя - государства. Поэтому учет и отчетность на большинстве российских предприятий носят явно выраженный налоговый характер.

Однако развитие рыночных отношений в нашей стране и появление большого числа негосударственных (коммерческих) отечественных и зарубежных организаций поставили перед бухгалтерским учетом новые задачи. Одной из них стало предоставление информации менеджерам для принятия управленческих решений. В связи с этим возникла необходимость создания системы внутренней информации - управленческого учета.

В России и зарубежных странах был уже накоплен опыт в области учета издержек производства и их анализа, однако, несмотря на это, нет единой концепции управленческого учета. Существует несколько основных теорий, главное различие между которыми - круг задач, решаемых управленческим учетом.


1.Сущность управленческого учета

Каждая организация должна самостоятельно решить вопрос о том, вести или нет управленческий учет. Так, внедрение управленческого учета будет эффективно и экономически оправданно только в крупных и средних компаниях. Для малых предприятий ценность управленческой информации во многих случаях будет ниже, чем затраты на ее получение, в связи с чем они могут использовать данные оперативного учета.

Становление системы управленческого учета достаточно трудоемкий и длительный процесс. На крупных предприятиях он занимает несколько лет. Система управленческого учета требует больших денежных средств и квалифицированных трудовых ресурсов. При ее становлении на предприятии необходимо решить ряд задач: по реорганизации финансовой службы, разработке системы учета затрат и установке программного пакета.

Вот уже более 10 лет как в отечественной бухгалтерской прессе активно обсуждается тема управленческого учета. Однако на практике только немногие предприятия внедрили учет в целях управления, остальные довольствуются аналитикой данных финансовой бухгалтерии.

В настоящее время имеются три основные позиции специалистов по вопросам управленческого учета:

Полное отрицание понятия «управленческий учет». Управленческий учет - это тот же производственный учет, но применительно к современной терминологии, и нет никаких оснований выделять его в самостоятельный вид учета (например, М.Ю. Медведев).

Управленческий учет является вполне сложившейся самостоятельной дисциплиной (В.Ф. Палий).

Бухгалтерский учет в современных условиях - это система, включающая три подсистемы: финансовый учет, управленческий учет и налоговый учет (М.З. Пизенгольц).

На мой взгляд, наиболее обоснованной является третья позиция. Это обусловлено следующим:

основные принципы учета в финансовом, управленческом и налоговом учете совпадают;

данные, которые используются в финансовом, управленческом и налоговом учете, одни и те же - хозяйственные операции предприятия, разница лишь в группировках, условиях принятия к учету и оценках стоимости, в которых ее использует каждый вид учета (единицы измерения, полнота отражения и т.д.);

по формулировке Американской ассоциации бухгалтеров бухгалтерский учет - это процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей и предоставления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия решений. Основная задача бухгалтерского учета - предоставление информации в объеме, достаточном для удовлетворения требований различных пользователей (внутренних и внешних), причем при минимальных затратах. Предоставление информации осуществляется через предоставление отчетности (финансовой, управленческой и налоговой). Таким образом, бухгалтерский учет - это система учета, включающая три подсистемы (финансовую, налоговую и управленческую);

по такому принципу определено преподавание бухгалтерского учета в новом стандарте высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет и аудит»;

необходимо придерживаться единого подхода в видах учет, т.к. только это позволит добиться сопоставимости данных, являющихся результатом учетных процедур.

Управленческий учет - это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой организации. Частью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными за предыдущие периоды, прогнозами и стандартами (А.Д. Шеремет).

Управленческий учет - это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, интерпретация и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами. Главная цель производственного учета - калькуляция себестоимости продукции и услуг. Производственный учет - это управленческий учет плюс небольшая часть финансового учета (К. Друри).

Производственный учет еще управленческий учет - учет, изучающий затраты и прибыли, относящиеся к различным видам деятельности (Longman Business English Dictionary).

Управленческий учет, как видно из названия, касается предоставления менеджерам информации, необходимой им для ежедневного управления организацией (А. Петер).

Управленческий учет представляет собой процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой информации, необходимой управленческому звену предприятия для осуществления планирования, оценки и контроля хозяйственной деятельности. Эта информация позволяет также организовать оптимальное использование ресурсов предприятия и контроль за полнотой их учета. Помимо этого управленческий учет включает подготовку финансовой отчетности для групп внешних пользователей информации, таких, как акционеры, кредиторы, органы государственного и налогового регулирования (SMA 1A, Objectives, Definition of Management Accounting).

Управленческий учет - это система внутреннего оперативного управления. К управленческому учету относятся задачи текущего оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью организации по всей структуре: от высших до самых низших звеньев управления (В.Ф. Палий).

Управленческий учет - это предоставление лицам в самой организации информации, на основе которой они принимают более обоснованные решения и повышают эффективность и производительность текущих операций. Управленческий учет генерирует информацию о распределении затрат между реализованной продукцией и товарно-материальными запасами; предоставляет информацию, которая помогает менеджерам принимать решения более обоснованно; предоставляет информацию, необходимую для планирования, контроля и измерения показателей функционирования системы.

Официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования Российской Федерации, нет. Это оправдано, поскольку организация управленческого учета - внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения. Об этом свидетельствует сложившаяся практика развитых стран. Стандарты управленческого учета разрабатываются без вмешательства государства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что управленческий учет - это внутренняя информационная система, предоставляющая информацию для принятия решений. К задачам этой системы прежде всего относятся калькуляция себестоимости работ и услуг (производственный учет), планирование (бюджетирование), аналитические расчеты и как результат - предоставление управленческой отчетности. Именно на основании управленческой отчетности менеджеры принимают решения и производят контроль деятельности предприятия. Информация для управленческого учета формируется на одной и той же базе, что и информация для финансового и налогового учета, - данных о хозяйственной деятельности предприятия. Отличие заключается лишь в группировках, в которых предоставляется информация, и в принятии к учету.

Рис. 1. Структура управленческого учета

Так как акционеры оценивают работу менеджеров на основе финансовой отчетности, а решения принимают последние по управленческой отчетности, то финансовый и управленческий учет должны быть сопоставимы. По нашему мнению, бухгалтерский учет - это система регистрации хозяйственной деятельности предприятия для предоставления финансовой, управленческой и налоговой отчетности. План счетов группирует информацию для каждого вида учета.

Рассмотрим функции управленческого учета более подробно. Производственный учет - производит сбор данных о производственных затратах для оценки стоимости изготовленной продукции. Именно производственный учет осуществляет формирование информации, которая потом используется для анализа и планирования. Планирование (бюджетирование) - процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Анализ - это информационная подготовка к принятию решений, к оценке вариантов и альтернатив, способствует лучшему восприятию информации.

Управленческая отчетность - это совокупность упорядоченных показателей и другой информации. В ней дается интерпретация отклонений от целей, планов и смет, без чего управленческий учет остается формальным скопищем цифровых данных, непригодных для целей внутреннего управления.

Вопрос, с которым также необходимо определиться - это круг задач управленческого учета (объектов учета). Этот вопрос также является дискуссионным.

Например, по мнению специалистов консалтингового агентства «Маг-консалтинг», управленческий учет решает достаточно широкий круг задач, начиная от оптимальной загрузки складских площадей, определения уровня квалификации персонала и скорости его роста, количества дефектов на миллион изделий, производимых компанией, определения уровня рынка, который контролирует и/или собирается контролировать компания, и заканчивая определением себестоимости единицы выпускаемой продукции.

Если обобщать мнения данных специалистов, то управленческий учет должен предоставлять любую информацию, которая потребуется менеджерам для принятия решения. Но тогда управленческий учет затрагивает работу других подразделений маркетинговой службы, кадровую службу, службу организации производства и т.д. При таком подходе управленческий учет будет представлять собой компиляцию различных частей различных дисциплин - учета, маркетинга, логистики, финансов и т.д.

Такой подход, по нашему мнению и мнению крупного российского ученого Палия В.Ф., является ошибочным, объектами управленческого учета являются затраты и доходы и только затраты и доходы, и всю информацию управленческий учет преподносит в этом ракурсе.

Управленческий учет включает три основные части: производственный учет (учет затрат и калькуляцию себестоимости), планирование и анализ. Именно производственный учет осуществляет сбор информации для дальнейшего анализа и планирования, поэтому если данные производственного учета будут неверны, то вся остальная информация, полученная на их основе (планирование и анализ), будет недостоверна и бесполезна, а это может привести к принятию некорректного решения и, следовательно, к весьма печальным последствиям для предприятия. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что при организации системы управленческого учета больше внимания должно быть уделено именно производственному учету.

2.Концепции управленческого учета

В нашей стране к бухгалтерской информации традиционно предъявлялись такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и точность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики предъявления только этих требований оказывается недостаточным. В современных условиях предоставляемая информация должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям как внешних, так и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальному числу ее пользователей на разных уровнях управленческой иерархии. Предоставляемая информация должна быть необходимой, существенной и целесообразной, исключающей лишние показатели. Кроме того, необходимо, чтобы при ее получении использовался принцип наименьших затрат труда и времени.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что учетная информация должна формироваться не ради самого бухгалтерского учета, а быть полезной внутренним и внешним ее пользователям, служить необходимой основой для осуществления процессов прогнозирования, планирования, нормирования, анализа и контроля, т.е. выступать важным средством принятия эффективных управленческих решений. Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и отражения информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовую и управленческую.

Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, т.е. сторонним пользователям. Эта информация должна удовлетворять потребности, как фискальных государственных органов, так и акционеров компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных инвесторов. Нормы и правила ведения финансового учета регулируются не только национальными, но и международными стандартами.

Управленческий же учет предназначается для решения внутренних задач управления предприятием и является его "ноу-хау". В отличие от финансового, управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения качественного принятия управленческих решений и его реализуют профессионалы высокого уровня.

На отечественных предприятиях многие главные бухгалтера занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется или развит очень слабо. Многие его элементы входят в наш традиционный бухгалтерский и оперативный учет, экономический анализ. Вместе с тем, отечественная учетная практика еще не использует возможности маркетинга, и в ней не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, а также не используется такая категория, как будущий рубль и т.д.

По оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90% рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета, в то время как на традиционный финансовый учет уходит только оставшаяся часть. На отечественных же предприятиях это соотношение, к сожалению, выглядит с точностью наоборот.

Между тем, на наш взгляд, потребность в появлении и функционировании обоих видов бухгалтерского учета у нас в стране - это не дань моде, а веление времени. Подтверждением этого может служить появление в последнее время множества учебников, учебных пособий, монографий и статей, посвященных проблемам организации как финансового, так и управленческого учета. Примечательным является тот факт, что курсы "Финансовый учет" и "Управленческий учет" теперь официально рекомендованы новыми учебными стандартами для студентов экономических вузов и факультетов. Кроме того, изучение этих курсов является обязательным при подготовке профессиональных бухгалтеров.

Тем не менее, проблема подразделения бухгалтерского учета на две подсистемы до сих пор является темой многочисленных дискуссий, проводимых как в периодической печати, так и на научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах.

В экономической литературе одни авторы поддерживают деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, другие выступают против такого деления, третьи налоговый учет рассматривают как составную часть финансового учета, четвертые отождествляют производственный и управленческий учет и т.д.

В свете вышеизложенного, мы считаем, что бухгалтерский учет наряду с оперативным, статистическим и налоговым входит в общую учетную систему предприятия и подразделяется на две части: финансовый и производственный, объектом которого выступают затраты и доходы организации. Аналитическая информация производственного учета используется исключительно для внутреннего управления. В финансовом же учете в основном собирается информация, не представляющая коммерческую тайну предприятия, в связи с чем ее представляют также внешним пользователям.

Производственный учет сегодня призван следить за издержками производства и доходами предприятия и выявлять возможные резервы повышения рентабельности производственно-коммерческой и финансовой деятельности. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии. На наш взгляд, основными разделами современного производственного учета должны быть:

·              учет затрат и доходов по их видам;

·              учет затрат и доходов по центрам ответственности;

·              учет затрат и доходов по их носителям.

Учет затрат и доходов по их видам должен показать, какие группы затрат возникли на предприятии в процессе производства продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и как они были возмещены в процессе реализации изделий (работ, услуг).

Учет затрат и доходов по центрам ответственности должен способствовать точному их распределению между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности) для определения результатов в разрезе каждого центра ответственности.

Наконец, учет затрат и доходов по их носителям должен определить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции (работ, услуг).

Таким образом, только в рамках производственного учета удается рассчитать себестоимость и рентабельность единицы продукции и выявить скрытые резервы повышения эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Как нам представляется, сегодняшний производственный учет помимо учета затрат на производство продукции и определения ее себестоимости также должен включать в свой состав учет готовой продукции (работ, услуг) и определение результатов от ее реализации. В этих условиях он в равной степени будет относиться и к управленческому и бухгалтерскому учету. УУправленческий учет по своему составу безусловно шире, чем производственный, поскольку через функции управления он превращает производственный учет, по существу, в систему управления затратами и доходами предприятия.

Теперь попытаемся ответить на вопрос: "В чем же сущность управленческого учета?"

Как известно, для понимания сущности того или иного явления его необходимо рассматривать в истории становления и развития, а также выявления причинно-следственных связей.

3.История становления и развития управленческого учета

Калькуляционный учет возник вместе с возникновением хозяйственного учета и явился следствием обменных операций. Производитель всегда должен был знать, во что ему обходится производство и сбыт (обмен) продукции. В этой связи заслуживает одобрения утверждение Т.Н. Мальковой, о том, что "… счет начинается с качественного различия объектов… Развитию счета способствовало образование излишков продуктов и начало обмена. Каждое племя имело свой обменный эквивалент: украшения, раковины, соль и другие предметы, как предоставленные самой природой, так и являющиеся творением рук человека.

С течением времени в процессе счета в качестве подручных средств стали вовлекаться камушки, палочки и тому подобные предметы" [3, с.8-11] <#"541844.files/image002.gif">

Рис. 1 Объекты управления, учета и анализа.

Острая необходимость оперативного контроля затрат и регулирования себестоимости привели к созданию и распространению, по выражению Ч.Гаррисона, оперативно-калькуляционного учета производства и сбыта - системе учета "Стандарт-кост". Стоит отметить, что метод нормативного определения затрат, являющийся одним из принципов производственного менеджмента, был предложен Ф. Тейлором и другими инженерами того времени. Сторонники производственного менеджмента применяли нормативы, чтобы выявить "единственный наилучший путь" использования труда и материальных ресурсов. Нормативы обеспечивали информацией процесс планирования хода работ так, что потребление материалов и труда сводилось к минимуму. Однако сторонники производственного менеджмента не рассматривали нормативы как инструмент контроля за финансовыми затратами. Впервые именно Ч.Гаррисон в 1911 году разработал и внедрил полную действующую систему нормативного определения затрат. Им также в 1918 году впервые были опубликованы ряд уравнений для анализа переменных затрат. В современной литературе, посвященной системе нормативного учета, многое почерпнуто из его работ.

Разработка стандартов затрат, стандартных смет, стандартной калькуляции продукта позволила оперативно контролировать в ходе производства соответствие фактических затрат стандартным, оперативно выявлять и устранять возникшие отклонения, т.е. возник новый метод регулирования процесса формирования себестоимости - управление по отклонениям.

Создание и применение системы учета "Стандарт-кост" привело к тому, что калькуляционный учет перестал быть просто регистратором совершившихся хозяйственных явлений и фактов, а на основе управления отклонениями направил свой взор в будущее. Следует отметить, что эта система учета до сих пор широко используется ведущими промышленными фирмами США и Западной Европы. По информации К. Друри, обзор большого количества фирм в Великобритании, проведенный Паксти и Лайаллом в 1989 году, показал, что 76% компаний - респондентов применяют систему нормативного учета затрат [1, с.15] <http://www.cfin.ru/press/management/2001-4/11.shtml>.

Другое направление обогащения калькуляционного учета, которое является очередным этапом на пути становления управленческого учета, -это разработка системы учета "Директ-кост". Впервые этот термин появился в США в 1936 году. Основные идеи системы были изложены в статье американского исследователя И.Н. Гаррисона, опубликованной в январе 1936г. в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. В основу этой системы был заложен принцип подразделения затрат на постоянные и переменные.

При системе "Директ-кост" себестоимость продукции планируется и учитывается в части одних лишь переменных затрат. По своему характеру они являются производственными и в стоимость продукта их включают преимущественно прямым путем. Именно поэтому в экономической литературе переменные затраты иногда называют затратами продукта. Постоянные же затраты в себестоимость продукции не включают, а списывают на результаты деятельности того периода, когда они возникли. Иногда их называют периодическими затратами. Разница между суммой продаж и переменными затратами представляет собой маржинальный доход предприятия. Он помогает определить цену безубыточной реализации продукции, а также проводить анализ взаимосвязи и соотношения затрат, объема реализации и прибыли.

Система учета "Директ-кост" стала иметь решающее значение особенно в области ценовой и стратегической политики предприятия.

Важным моментом в развитии калькуляционного учета можно считать организацию учета затрат в разрезе центров ответственности. Центры ответственности были задуманы как новое дополнение к системе учета "Стандарт-кост". Такая организация учета стала давать возможность использовать возникающие отрицательные и положительные отклонения фактических затрат от стандартных при оценке работы тех или иных менеджеров. Это привело к формированию Дж. Хиггинсом концепции центров ответственности, заключающейся в определении степени ответственности определенных физических лиц за результаты своей работы.

Таким образом, внедрение новых методов учета на производственных предприятиях ("стандарт-кост", "директ-кост" и учет затрат по "центрам ответственности") обогатили и развили систему калькуляционного учета, превратив ее в систему производственного учета, что впоследствии оказало существенное влияние на перерастание производственного учета в управленческий и, следовательно, производственной бухгалтерии в управленческую.

С конца 40-х годов нашего столетия в США и некоторых странах Западной Европы постепенно термин "производственный учет" стал заменяться на "управленческий учет".

В этот период бухгалтерский учет начал активно участвовать в формировании и исполнении управленческой политики, а бухгалтер стал уделять внимание прогнозированию, планированию, принятию решений и контролю за обеспечением информацией управленческих служб предприятия, т.е. у него появились дополнительные функции в области управления и подготовки хозяйственных решений.

Практическим же шагом на пути становления и развития управленческого учета стало применение на базе существующей бухгалтерии двух самостоятельных счетных планов - финансового и управленческого. Такое разделение существенным образом стало влиять на формирование единых национальных счетных планов стран континентальной Европы. Дело в том, что до второй мировой войны в странах континентальной Европы (Франция, Германия и др.) бухгалтерский учет велся по единому счетному плану. После же второй мировой войны в экономической жизни Европы решающее значение стал приобретать американский капитал, вместе с ним получил признание и англо-американский подход к формированию бухгалтерского учета. Так как составляющими управленческого учета выступают функции прогнозирования и планирования, то их применение в единой бухгалтерии привело бы к нарушению коммерческой тайны предприятий. Поэтому дальнейшее развитие национальных счетных планов континентальной Европы пошло по пути их ориентации на возможности составления финансовой отчетности и в большинстве своем стали ограничиваться рамками финансового учета.

Официальное признание управленческого учета как самостоятельного вида бухгалтерского учета произошло в 1972 году. В это время американской ассоциацией бухгалтеров была разработана программа получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. Соответственно, управленческий учет как самостоятельная учебная дисциплина был введен в учебные планы высших учебных заведений.

Следует отметить, что появление управленческого учета было не просто сменой терминов, а новым явлением, которое получило развитие в рамках калькуляционного и производственного учета и требовало большую организационную и методологическую перестройку всей системы бухгалтерского учета.

В последнее десятилетие ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой резко возросла роль стратегического управления, что нашло свое отражение и в содержании управленческого учета. В свою очередь, это повлияло и на определение сущности управленческого учета отечественными экономистами.

По мнению В.Ф. Палия и Рей Вандер Виля, "суть управленческого учета заключается в предоставлении информации, которая необходима или может пригодиться менеджерам в процессе управления предпринимательской деятельностью". Далее они отмечают, что "от управленческого учета обязательно требуется основное внимание уделять будущему и тому, что можно сделать, чтобы повлиять на ход дел. Прошлое нельзя изменить, но его можно исследовать с целью руководства на будущее" [4, с.89].

А.Д. Шеремет отмечает, что "изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:

·              предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

·              исчисления фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

·              определения финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответственности и другим позициям" [5, с.19].

На основе изучения и обобщения литературы по управленческому учету мы предлагаем следующую концепцию управленческого учета.

Под управленческим учетом мы понимаем интегрированную систему внутрихозяйственного учета затратами и доходами.

В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное его назначение на наш взгляд - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Так как узловым моментом в интеграции является сопоставление затрат и доходов, то наиболее важными для управленческого учета становятся операции управления затратами, управления доходами и управления результатами через влияние как на затраты, так и на доходы.

4. Предмет управленческого учета

Предметом управленческого учета является производственная и коммерческая деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления. Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, арендные и лизинговые операции и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.

Содержание предмета раскрываются его объектами. Объектами управленческого учета, как мы уже отмечали, являются затраты (текущие и капитальные) и доходы организации и ее отдельных структурных подразделений - центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и система внутренней отчетности.

Объекты управленческого учета отражаются через совокупность приемов и способов, составляющих основу метода управленческого учета.

В управленческом учете используются все элементы метода финансового учета, такие как документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, балансовое обобщение и отчетность. Кроме того, в управленческом учете широкое применение находят приемы экономического анализа, экономико-математические и статистические методы и т.д.

Система управленческого учета состоит из множества процедур, которые могут меняться в зависимости от целей управления. Тем не менее, они должны отвечать определенным принципам. К принципам, применимым в управленческом учете, можно отнести: непрерывность деятельности организации; использование единых для планирования и учета единиц измерения; оценка результатов деятельности подразделений организации; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации для целей управления; формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления; применение бюджетного (сметного) метода управления; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета; периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы организации, установленные учетной политикой.

Совокупность перечисленных принципов должна обеспечить действенность системы управленческого учета, но ни коим образом не должна унифицировать учетный процесс.

В свете вышеизложенного управленческий учет можно определить как интегрированную систему внутрихозяйственного учета, предоставляющую информацию о затратах и результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений, предназначенную для принятия тактических (оперативных) и стратегических (прогнозных) управленческих решений.

Конечно, было бы ошибочно воспринимать управленческий учет как нечто новое для отечественной экономики. В начальные этапы советской власти функции бухгалтерских служб были значительно шире. Бухгалтер того времени по инерции занимался как учетной, так и планово-аналитической работой. Отмена коммерческой тайны и развитие социалистической системы хозяйствования, по существу, превратили бухгалтера в простого регистратора совершившихся фактов хозяйственной деятельности. Развитие и укрепление централизованного планирования способствовало постепенному отделению от бухгалтерской службы планово-экономических и финансовых отделов с передачей им части бухгалтерских полномочий. В результате этого процесса вся система бухгалтерского учета практически превратилась в финансовую и стала обслуживать исключительно государственные интересы. В последнее же десятилетие, отказавшись от централизованной системы управления в пользу рыночной экономики, необоснованно стало принижаться значение планирования и как следствие - техпромфинплана предприятия. Между тем бюджетирование в управленческом учете во многом напоминает ранее применявшийся в отечественной практике порядок разработки техпромфинплана.

Кроме того, все виды анализа (оперативный, сравнительный, факторный, комплексный и др.), применяемые в управленческом учете, также хорошо известны отечественным ученым и практикам. В тот период не раз предпринимались настойчивые попытки внедрения внутреннего хозяйственного расчета, прообразом которого является одна из концепций управленческого учета - управление по центрам ответственности. Наряду с этим отечественной теорией и практикой были глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием себестоимости продукции, разработкой и применением нормативного метода учета, во многом похожего на систему учета "Стандарт-кост", применяемую в управленческом учете.

Однако все предпринимаемые меры не давали должного эффекта и не способствовали созданию целостной системы управленческого учета. Определенные трудности на пути ее становления имеются и в настоящее время. Многие главные бухгалтера вину за это, в основном, относят на существующую систему налогообложения, отнимающую много времени и сил, не хватающих для организации эффективной системы управленческого учета. Между тем, как показывает практика, несмотря на наличие объективных причин, уже прослеживается тенденция превращения бухгалтера из простого субъекта бухгалтерии в бухгалтера - менеджера. Он все чаще становится активным субъектом управленческой деятельности организации.

Финансовый учет отражает финансовую историю организации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские про водки выполняются после совершения хозяйственной операции. Хотя данные финансового учета и принимаются во внимание при планировании, они все-таки носят «исторический» характер.

Управленческий учет содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее. Поэтому нередко говорят: цель финансового учета - показать, «как это было», а управленческого - «как это должно быть».

Актив = Собственный капитал + Внешние обязательства.

Структура информации управленческого учета зависит от запросов пользователей этой информации.

В финансовом учете возможны две концепции. Первая предусматривает расчет прибыли как разности между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. Этого старая концепция, применяемая и управленческим учетом, она до сих пор является стандартом отечественного финансового учета.

Вторая концепция состоит в том, что прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции, ее производственной себестоимостью и периодическими расходами, собираемыми в отечественном учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Этот подход представляет собой современный стандарт финансового учета западных стран с рыночной экономикой и начал применяться в нашей стране с 1995 г.

Финансовый учет основан главным образом на собственном методе. Управленческий учет тесно связан с иными дисциплинами - микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

В организационной структуре любого предприятия между его отдельны ми подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний под чиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует о наличии линейных отношений. Главный бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы, следовательно, здесь также присутствуют линейные отношения.

Нелинейные (штабные) производственные отношения возникают тог да, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам (например, отделы кадров, снабжения, проектирования, финансового обеспечения). В этом смысле функции бухгалтера-аналитика также носят штабной характер, так как подчиненная ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия.

Остановимся подробнее на функциях бухгалтера-аналитика. Как известно, управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.

Планирование. Этому предшествует формирование итогов за отчетный период, их обобщение и анализ. Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании.

На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия, которые затем сводятся им в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. При разработке производственного бюджета (производствен ной программы предприятия) благодаря деятельности бухгалтера-аналитика обеспечивается сопряженность в работе отдельных цехов, участков и бригад, предотвращается появление так называемых узких мест в производственном процессе. Он участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

Контроль. Данный процесс также невозможен без участия бухгалтера-аналитика. По окончании отчетного периода он составляет отчеты об исполнении бюджета (плана) каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Отчеты, подготовленные бухгалтером-аналитиком, с одной стороны, позволяют объективно оценить деятельность руководителей центров ответственности, а с другой - информируют менеджеров и руководство о том, на каких участках не удалось достичь плановых показателей.

Таким образом, бухгалтер-аналитик осуществляет в организации управленческий контроль.

Стимулирование. Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитикам, стимулируют деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.

Благодаря профессиональной деятельности бухгалтера-аналитика на предприятии налаживается обмен информацией и отчетностью между от дельными службами. С его помощью менеджеры знакомятся с разработан ными для них планами, уясняют стоящие перед ними задачи.

Своей деятельностью бухгалтер-аналитик создаст основу для повышения эффективности управления предприятием. Порой он сравнивается со штурманом корабля, прокладывающего курс и информирующего капитана о том, насколько успешно он реализуется. Штурман оказывает помощь капитану, но право командования остается за последним.

Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых, оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов их работы. Поэтому он должен сочетать свою независимость и объективность с искренним желанием помочь менеджерам в управлении предприятием.

Управленческий учет увязывает учетный процесс с процессом управления.

С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

5. Система нормативного регулирования учета

управленческий учет кост затраты

К настоящему времени сложилась система нормативного регулировании бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.

Первый уровень - Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2); Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

Второй уровень - Нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета.

Однако особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты - положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К на стоящему времени утверждены и действуют 15 ПБУ. Предполагается дальнейшая разработка стандартов.

Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учет ной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

Третий уровень - Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики.

Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или распоряжением руководителя организации о принятой учетной политике, содержится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

·        рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

·        формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

·        порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

·        порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ нормативной базы целесообразно начинать с Закона РФ «О бухгалтерском учете». В гл. 1,ст. 1,п. 3 сформулированы такие основные задачи бухгалтерского учета, как:

·        формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

·        обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

·        предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.

Далее (ст. 6, п. 3) предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета, т.е. предприятием самостоятельно утверждаются:

·        рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

·        формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

·        порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

О порядке разработки учетной политики речь идет и в ст. 5, п. 3: «Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ подтверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную политику.

Необходимо отметить, что Закон РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст. 10, п. 4). Здесь речь идет об информации управленческого учета и о регистрах аналитического учета затрат.

В Плане счетов бухгалтерского учета предприняты шаги к разделению финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30-39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организовывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов-экранов).

Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Применение положений ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обеспечивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета. О других ПБУ этого не скажешь.

Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом производственного учета на предприятии, а производственный учет - важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учет ной политики организации определены ПБУ 1/ 98.

В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, - ЛИФО, ФИФО, средней. В учетной политике описываются методы оценки приобретенных материалов - по фактической себестоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции - по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг). Использование плановой, или нормативной, себестоимости для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», весьма популярной в западном управленческом учете.

В учетной политике фиксируется перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимости продукции.

С 1995 г., в соответствии с приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. № 31 все предприятия получили возможность калькулировать производственную себестоимость, что должно оговариваться в учетной политике предприятия. С 1995 г. отечественный бухгалтерский язык пополнился новым термином управленческого учета - «периодические затраты», а российский учет сделал очередной шаг в направлении международных бухгалтерских стандартов. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности, что также является конечной целью бухгалтерского управленческого учета.

Наконец, в учетной политике организации описывается метод распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции (носителями затрат). Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования-основы бухгалтерского управленческого учета.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций.

6.Расчетная часть

На примере ОАО «Интерьер» исследуем управленческую отчетность на предмет достоверности представляемой информации.

Открытое акционерное общество «Интерьер» действует в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее - «Федеральный закон»), Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством.

Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Целью деятельности Общества является получение прибыли.

ОАО «Интерьер» расположено по адресу: г. Ставрополь, ул. Голенева, д. 315, корп. 1.

Основной деятельностью ОАО «Интерьер» является производство двух видов мебели - мягкая мебель (диваны, кресла) и корпусная мебель (стенки, горки, кухонные гарнитуры и т.д.)

В 2011 году ОАО «Интерьер» открыло два филиала на правах структурных подразделений: филиал № 1 в г. Светлограде, филиал № 2 в г. Михайловске.

Филиалы производят ту же продукцию, что и головное предприятие, располагают необходимой для производственной деятельности имуществом - основными средствами, потребляют трудовые ресурсы, пользуются услугами сторонних организаций. Следовательно эти структурные подразделения можно идентифицировать как центры ответственности или центры прибыли.

Также центрами прибыли можно считать каждое направление деятельности филиалов - цех по производству мягкой мебели и цех по производству корпусной мебели.

Каждый центр ответственности предоставляет сегментарную отчетность, данные которой позволяют оценить качество работы каждого сегмента предприятия.

Таблица 1. Форма отчета, предоставляемая филиалами.

№ п/п

Показатели

По плану

фактически

Отклонение

Цех по производству мягкой мебели

1

Выручка от продаж (т.р.)

14700

14900

200

2

Переменные расходы (т.р.)

13771

13842

71

3

Маржинальный доход

929

1058

129


Из данных таблицы видим, что фактическая выручка от продаж превысила плановые показатели, также видим рост переменных расходов и увеличение маржинального дохода.

Но начальнику цеха по производству мягкой мебели сложно дать оценку какой из видов переменных расходов увеличился, за счет чего это произошло, а вследствие он не может управлять расходами, ему сложно их контролировать и принять какое-то конкретное управленческое решение по возможностям снижения расходов и для увеличения маржинального дохода.

Так как концепцией управленческого учета предусмотрено представление достоверной и полной информации, а также преобладание содержания отчета над его формой, то можно порекомендовать предприятию следующую форму отчета.

Таблица 2. Форма отчета о деятельности центров ответственности.

№ п/п

Показатели

По плану

фактически

Отклонение

Цех по производству мягкой мебели

1

Выручка от продаж (т.р.)

14700

14900

200

2

13771

13842

71


в.т.ч. - заработная плата производственных рабочих

1080

1094

14


- материалы

2400

2448

48


- фурнитура

216

221

5


- расходный материал

75

79

4

3

Маржинальный доход

929

1058

129


Получив такой отчет, начальник цеха по производству мягкой мебели может сделать вывод, какие именно расходы возросли и принять на основании этих данных решение, например, об увеличении контроля за расходом материалов.

Аналогичные отчеты должен представлять каждый центр ответственности, постепенно суммируя данные по цехам, по филиалам к отчетности по предприятию в целом.

Таблица 3.

№ п/п

Показатели

По плану

фактически

Отклонение

Филиал № 1

1

Маржинальный доход (т.р.)

1529

1686

157


в.т.ч. - мягкая мебель

929

1058

129


- корпусная мебель

600

628

28

2

Административно-управленческие расходы филиала (т.р.)

540

552

12

3

Маржинальный доход по филиалу

989

1134

145

По предприятию в целом

1

Маржинальный доход (т.р.)

2918

3154

236


в т.ч. - филиал № 1

989

1134

145


- филиал № 2

845

874

29

1084

1146

62


Операционные расходы предприятия (т.р.)

1500

1576

76


Прибыль предприятия (т.р.)

1418

1578

160


Составление такого отчета предполагает ступенчатый расчет показателя маржинального дохода, что подчеркивает, с одной стороны, роль переменных затрат в формировании конечного финансового результата. С другой стороны, в результате такого подхода облегчается анализ структуры конечной прибыли предприятия. Можно узнать, вносит ли производство конкретного вида продукции вклад (и какой) в покрытие прямых постоянных расходов и общих постоянных расходов, а в конечном счете - прибыль организации.

Также наблюдается уменьшение детальности отчетов по мере рота уровня управления и отсутствие суммирования показателей отчетов. Административно-управленческие затраты филиалов не распределяются между отдельными видами произведенной продукции. Это постоянные затраты филиала и поэтому они подлежат покрытию из его общего маржинального дохода. В состав региональных затрат, общих для всех видов произведенной продукции, входит заработная плата сотрудников филиалов - директора, бухгалтерии, отдела технического контроля качества выпускаемой продукции и т.д.

Существует и другой альтернативный вариант составления сегментарного отчета о прибыли, при котором вместо показателя маржинального дохода рассчитывается валовая прибыль филиалов предприятия. Расчет ведется по фомуле:

ВПф = Выр. - Пс, где

ВПф - валовая прибыль филиала;

Выр. - выручка от продажи продукции;

Пс - производственная себестоимость продукции, проданной филиалом (складывается из прямых материальных и трудовых затрат и производственных затрат, отнесенных на данный филиал).

Таблица 4. Форма отчета о деятельности центров ответственности различных уровней управления.

Показатели

Головное предприятие

Филиал № 1

Филиал № 2

Итого

Выручка от продаж

4365

3286

3915

11566

Себестоимость продукции

3197

3001

2914

9112

Валовая прибыль

1168

285

1001

2454

Операционные расходы




1576

Операционная прибыль




878


Операционные расходы предприятия несет лишь головное предприятие, хотя они связаны с обеспечением деятельности всей организации. Это, например, командировочные расходы специалистов, выезжающих в филиалы; административные и управленческие расходы, общие для всех филиалов (заработная плата отдела кадров, администрации и т.д.) Это постоянные общехозяйственные расходы всего предприятия, они не могут быть разделены между отдельными региональными сегментами (филиалами) поровну, а потому общей суммой вычитаются из маржинального дохода организации.

Однако на практике желателен более углубленный подход к составлению отчетов по центрам ответственности. Составление такого отчета предполагает прежде всего распределение операционных расходов организации между филиалами.

В качестве базы распределения можно использовать три показателя: затраты филиалов на оплату труда, выручка от продаж и их прибыль.

Проанализируем результаты, получаемые в каждом из рассмотренных случаев.

1.       Выбор в качестве распределения организационных затрат предприятия численности сотрудников. В головном предприятии 705 сотрудников, в филиале № 1 - 475, в филиале № 2 - 250 сотрудников. В этом случае ставка распределения операционных расходов составит:

1576: (705+475+250) = 1576: 1430 = 1,102 тыс.руб. затрат в расчете на одного сотрудника.

Таблица 5. Распределение операционных расходов (база распределения - численность сотрудников) тыс. руб.

Показатели

Головное предприятие

Филиал № 1

Филиал № 2

Итого

Выручка от продаж

4365

3286

3915

11566

Себестоимость продукции

3197

3001

2914

9112

Численность сотрудников

705

475

250

1430

777

523

276

1576

Операционная прибыль

391

-238

725

878


Из расчетов следует сделать вывод: при использовании в качестве базы распределения численности сотрудников филиал № 1 оказался убыточным. Этот метод нельзя считать объективным, т.к. до распределения операционных расходов деятельность филиала № 1 не была убыточной.

2.       Выбор в качестве базы распределения операционных расходов выручки каждого сегмента. Выручка головного предприятия составила 4365 тыс.руб., филиала № 1 - 3286 тыс.руб., филиала № 2 - 3915 тыс.руб. Общая сумма выручки равна 11566 тыс.руб. В этом случае ставка распределения составит:

1576 : 11566 = 0,1363 руб. на 1 рубль выручки от продажи.

Таблица 6. Распределение операционных расходов (база распределения - выручка от продаж) тыс. руб.

Показатели

Головное предприятие

Филиал № 1

Филиал № 2

Итого

Выручка от продаж

4365

3286

3915

11566

Себестоимость продукции

3197

3001

2914

9112

Возмещение операционных расходов

595

448

533

1576

Операционная прибыль

573

-163

468

878


Выполненные расчеты снова свидетельствуют об убыточности филиала № 1.

3.       Выбор в качестве базы распределения операционных расходов прибыли каждого сегмента. Обратимся к данным таблицы 4, где этот показатель рассчитан до распределения между филиалами операционных расходов предприятия. Были получены следующие результаты: головное предприятие получило прибыль в размере 1168 тыс.руб., филиал № 1 - 285 тыс.руб., филиал № 2 - 1001 тыс.руб. Общая сумма прибыли составила 2454 тыс.руб., следовательно ставка распределения операционных расходов равна:

1576 : 2454 = 0,642 руб. на 1 рубль прибыли филиала.

Таблица 7. Распределение операционных расходов (база распределения - прибыль филиала) тыс. руб.

Показатели

Головное предприятие

Филиал № 1

Филиал № 2

Итого

Выручка от продаж

4365

3286

3915

11566

Себестоимость продукции

3197

3001

2914

9112

Прибыль

1168

285

1001

2454

Возмещение операционных расходов

750

183

643

1576

Операционная прибыль

418

102

878


В этом случае убыточности филиалов не наблюдается.

Выполненный анализ позволяет сделать следующий вывод: при составлении отчетности по центрам ответственности наиболее объективным показателем для распределения операционных затрат организации между ее отдельными сегментами является прибыль.

Углубляя отчетность можно сформулировать точную информацию об эффективности каждого вида выпускаемой продукции в любом из филиалов.

Этот метод не искажает реальную картину эффективности работы структурных подразделений и полностью соответствует концепциям управленческого учета о достоверности, полезности и аналитичности информации.

 

 


Список используемых источников


.Бабаева З. Д. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций. Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2008.

.Брыкова Н. В. Бухгалтерский учет в промышленности: сборник задач / Н.В. Брыкова. - М.: Академия, 2007.

.Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / М.А. Вахрушина. - Изд. 3-е, прераб. и доп. - М.: Омега-Л, 2009.

.Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.

.Маклева Г. И., Арюхин Р.Е. Годовая и квартальная отчетность бюджетных учреждений. Практические рекомендации с учетом Минфина России. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2009.

.Муравицкая Н. К.Тесты по бухгалтерскому учету: Теория бухгалтерского учета, бухгалтерский финансовый учет, управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Воропаевой. - М.: Финансы и статистика, 2007.

.Менеджмент в России и за рубежом, журнал № 4 2008 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!