Расширение ассортимента спортивно-оздоровительных услуг в социально-культурной сфере

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,44 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расширение ассортимента спортивно-оздоровительных услуг в социально-культурной сфере

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»







РАСШИРЕНИЕ АССОРТИМЕНТА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ


Выполнила:

Кокорина К.А.

Проверила

Захарова Е.Ю.






Барнаул 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы спортивно-оздоровительной деятельности в социально-культурной сфере

.1   Специфические особенности спортивно-оздоровительных услуг и их роль в жизни населения

1.2     Методологический анализ современных подходов маркетинга к исследованию проблемы расширения спортивно-оздоровительных услуг

.3       Специфика формирования спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги

Выводы по первой главе

Глава 2. Разработка проекта расширения ассортимента спортивно-оздоровительных услуг

.1 Характеристика и анализ деятельности спортивно-оздоровительного комплекса «Жемчужина» г.Барнаул

.2 Маркетинговые исследования по изучению предпочтений потребителей спортивно-оздоровительных услуг

.3 Проект расширения ассортимента спортивно-оздоровительных услуг в спортивно-оздоровительном комплексе «Жемчужина» г.Барнаул

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

спортивный оздоровительный услуга ассортимент маркетинговый

Структура заболеваемости населения Алтайского края отличается от общероссийских и окружных показателей повышенной долей новообразований, болезней крови и эндокринной системы. Экологи полагают, что отчасти это связано с влиянием на западную часть края радиационного шлейфа от Семипалатинского ядерного полигона. Кроме того, край входит во вторую десятку регионов по уровню заболеваемости активным туберкулезом <#"541833.files/image001.gif"> (1)

Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли.

Ведущей тенденцией современного этапа развития спортивно-оздоровительного сервиса является переход к так называемой «сервисной» экономике, такой подход повышает значимость всей сферы услуг в целом и ориентирует производителей на индивидуализацию своего продукта. Отличается устойчивый рост спроса на спортивно-оздоровительные услуги, даже при определенной стагнации материального производства. Повышается роль диагностики потребительских предпочтений и идентификации системы ценностей клиента. Стратегия ориентации на потребителя в значительной степени базируется на эффективных системах сбора и анализа информации, полученной в результате маркетинговых исследований.

Главная цель маркетинговых исследований (МИ) - уменьшение неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Комплексные маркетинговые исследования предприятиями спортивно-оздоровительного сервиса могут проводится самостоятельно или его проведение заказывается специализированным маркетинговым фирмам. Чтобы МИ было эффективно, оно не должно носить случайный характер, быть систематическим и охватывать как можно больше различных источников информации [34].

Маркетинговые исследования - это систематический сбор, регистрация и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом продуктов и услуг.

Область применения МИ практически не ограничена, поэтому можно выделить виды исследований, наиболее часто встречающиеся в практике исследований предприятий спортивно-оздоровительного сервиса:

исследование рынка спортивно-оздоровительных услуг

·   исследование сбыта спортивно-оздоровительных услуг

·   экономический анализ

·   исследование рекламы

·   исследование потребительских свойств продуктов предприятий спортивно-оздоровительного сервиса

·   мотивационный анализ

Задачи маркетинговых исследований разнообразны, исследуя рынок спортивно-оздоровительных услуг, можно выделить следующие типы задач:

-     Изучение характеристик рынка спортивно-оздоровительных услуг (поставщики, потребители, конкуренты).

-        Оценка рыночного потенциала предприятия спортивно-оздоровительного сервиса и его доли на рынке.

         Анализ продаж, существующие каналы сбыта.

         Изучение тенденций деловой активности.

         Оценка финансово-экономической ситуации.

         Текущие наблюдения за целевыми рынками.

         Степень рыночного насыщения услугами, введение новых услуг.

         Прогнозирования долговременных тенденций развития рынка.

         Изучение деятельности конкурентов.

         Анализ степени удовлетворенности потребителей услугами.

В обобщенном виде процесс маркетингового исследования состоит из этапов:

1. Определение проблемы и постановка целей МИ.

2. Отбор источников информации.

3. Сбор и анализ вторичной информации.

4. Получение первичной информации.

5. Анализ данных, разработка выводов и рекомендаций.

6. Представление и использование полученных результатов.

Определение проблемы и постановка целей исследований является краеугольным этапом МИ, так как своевременно и верно сформулированная проблема в значительной степени сокращает время на поиск путей ее решения, способствует экономии материальных и финансовых ресурсов [43].

Можно выделить несколько подходов к выделению текущих и перспективных проблем организации спортивно-оздоровительного сервиса.

Перспективные проблемы:

·   Проблема увеличения занимаемой доли рынка, охват новых сегментов.

·   Проблема повышения деловой активности предприятия спортивно-оздоровительного сервиса.

·   Проблемы формирования стратегий развития бизнеса.

Текущие проблемы:

·   Максимизация доходов предприятия спортивно-оздоровительного сервиса.

·   Разработка новых каналов сбыта спортивно-оздоровительных продуктов и услуг.

·   Формирование программ стимулирования сбыта.

·   Разработка новых спортивно-оздоровительных продуктов и услуг.

На втором этапе производится отбор источников информации, этот этап осуществляется для облегчения поиска необходимых сведений. Источники информации позволяют получить два вида информации - первичную и вторичную.

Третьим этапом является сбор и анализ вторичной информации.

Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для различных целей, существующие независимо от исследуемой проблемы.

Внутренние источники информации имеют непосредственное отношение к организации спортивно-оздоровительного сервиса. Внутренняя информация содержится в следующих материалах: бюджеты, данные о прибыли и убытках, счета клиентов, результаты иных исследований, отчеты о продажах и др. В условиях организации спортивно-оздоровительного сервиса - это клиентская база данных, договоры с клиентами, спортивными организациями, предприятиями, предоставляющими дополнительные услуги, уровень среднегодовой загрузки, сезонное распределение потоков, средние цены; статистическая информация, информация о клиентах (количество, сроки проживания и др.).

Внешняя вторичная информация может быть получена из официальных публикаций правительственных и государственных учреждений, коммерческих исследовательских организаций, Интернета, книг, газет, журналов, монографий, справочников, телевидения и радио, статистические сборники, законодательные и нормативные данные [37].

Специальные издания, посвященные спортивно-оздоровительному бизнесу: журнал «Спортивный туризм», «Физкультура и спорт».

Следующим этапом МИ является получение первичной информации.

Первичная информация - это только что полученная специально для решения конкретной исследуемой проблемы. Первичные данные собираются в соответствии с точными целями, такая информация обладает достаточно полной достоверностью, однако сбор и обработка такой информации требует значительных материальных и трудовых затрат.

Существуют следующие методы сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент, имитация, спрос.

Рациональная и эффективная хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики невозможна без своевременной и надежной информации об изменениях рыночной ситуации, динамики внутренней и внешней среды. Именно поэтому многообразная деятельность по сбору, обработке, хранению, передаче и анализу информации занимает ведущее место в практике работы крупных предприятий спортивно-оздоровительного сервиса. Активная информационно-исследовательская деятельность становится необходимым условием для эффективной реализации маркетинговых планов. Поэтому маркетинговые исследования должны рассматриваться не как эпизодические мероприятия, а как часть постоянно действующего комплексного информационного процесса. Предприятия спортивно-оздоровительного сервиса должны разрабатывать и использовать системы постоянного наблюдения за окружающей средой, обрабатывать и хранить данные, чтобы они могли анализироваться в будущем.

Необходима своевременная информационная система маркетинга [53].

Информационная система маркетинга - это основанная на использовании компьютерной техники совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе.

.3   Специфика формирования спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги

Спортивно-оздоровительному продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности [6, 19].

Во-первых, спрос на услуги организаций спортивно-оздоровительного сервиса чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от политических и социальных условий.

Во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны. Например, по фактору «отдых-лечение» - Карловы Вары, Трускавец, Ессентуки; по фактору «спорт» - горнолыжные курорты, Домбай, Чехия и т.д.

В-третьих, предложение услуг организаций спортивно-оздоровительного сервиса отличается не гибким производством. Они могут потребляться только непосредственно в месте их производства. Спортивная база не может быть перенесены в конце сезона в другой регион. Она не может в полной мере приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.

В-четвертых, спортивно-оздоровительный продукт создается усилиями многих организаций, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

В-пятых, не может быть достигнуто высокое качество спортивно-оздоровительных услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку само обслуживание потребителей состоит из этих самых мелочей и мелких деталей. Эти специфические особенности спортивно-оздоровительного продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в спортивно-оздоровительном сервисе.

Спортивно-оздоровительный продукт состоит из множества компонентов, которые могут быть как осязаемым так и неосязаемыми. К осязаемым относятся одежда, спортивное снаряжение и т.д. К неосязаемым относятся услуги, которые оказываются потребителям спортивно-оздоровительных услуг например, размещение в спортивной базе, бронирование билетов, оздоровительные процедуры и т.д. Многие из благ, в которых нуждается потребитель, образованы самой природой (водные ресурсы, ландшафт, растительность и т.д.) [2].

Особую роль в подкреплении спортивно-оздоровительного продукта имеет информационная база и комплекс информационных услуг представляемых организациями спортивно-оздоровительного сервиса.

Жизненный цикл услуги - это концепция, которая пытается описать сбыт продукта, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления услуги на рынке и до ухода с рынка.

Как и любой продукт, спортивно-оздоровительный продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли.

         Объем продаж

                    Кривая затрат                                        

Кривая продаж

                                                        Кривая прибыли

Внедрение           Рост           Зрелость    Спад           Время

Рисунок 1. Жизненный цикл спортивно-оздоровительных продуктов

Первая стадия внедрения продукта, включает в себя фазу разработки продукта и фазу его «запуска».

Фаза разработки - это период исследований, то есть это проектирование спортивно-оздоровительного продукта или услуги. На этом этапе дается описание услуги, рассчитывается ее стоимость, разрабатываются подходы к рекламе и информации.

Фаза «запуска» начинается с момента представления спортивно-оздоровительного продукта его целевой аудитории. В этот период наблюдается как правило медленный темп оборота продукта, прибыль либо отсутствует, либо незначительна, у персонала предприятия спортивно-оздоровительного сервиса возникают трудности с использованием данного продукта. На этой стадии затраты на маркетинг спортивно-оздоровительного продукта максимальны, так как через рекламу и информацию следует добиться максимальной осведомленности клиентуры о новом продукте.

Вместе с тем на данном этапе практически отсутствует конкуренция.

Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта и прибыли, большая часть потребителей проявляет непосредственный интерес к продукту, хотя затраты на маркетинг еще довольно высокие, но их доля в общих издержках организации спортивно-оздоровительного сервиса снижается.

На этой стадии значительно увеличивается конкуренция, а маркетинговые усилия концентрируются на формировании у потребителей убежденности в качестве спортивно-оздоровительного продукта. Характерно, что организация спортивно-оздоровительного сервиса, которые раньше других приступили к развитию данного продукта имеют более значительные конкурентные преимущества, однако это не освобождает их от забот о дальнейшем совершенствовании спортивно-оздоровительного продукта, так как «опоздавшие» организации будут стремиться всячески улучшить вводимый продукт, стремясь занять лидирующие положение на рынке.

На стадии роста организация спортивно-оздоровительного сервиса должно четко определить целевой сегмент рынка и вести работу по проникновению на новые сегменты.

Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией, круг потребителей почти не расширяется.

Кроме того, на этой стадии отчетливо проявляется «феномен верности», еще раз воспользоваться предлагаемым спортивно-оздоровительным продуктом (например, еще раз посетить страну, спортивный центр, санаторий и т.д.).

На стадии зрелости, объем получаемой прибыли снижается, хотя пока еще остается достаточно высоким, поэтому предприятие спортивно-оздоровительного сервиса заинтересовано в продлении этого этапа.

На этой стадии основные усилия организации спортивно-оздоровительного сервиса направляются на удержание рыночной доли и увеличение потребления данного продукта посредством его совершенствования и возможного нового позиционирования на рынке. Если такие мероприятия не производить, то продукт может потерять свои позиции на рынке и оказаться на стадии спада.

Стадия спада означает наступление такого момента, когда рекреационно-туристская сфера начинает пресыщаться данным продуктом. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение размеров получаемой прибыли. Падение спроса на спортивно-оздоровительные продукты объяснимо разными причинами: появление на рынке других более совершенных товаров и услуг, исчезновение потребностей, которые удовлетворялись этим продуктом, сменой моды и д.р. Наиболее частой причиной является смена предпочтений в области отдыха.

Однако стадия спада длительна, поэтому необходима правильная политика по усовершенствованию и диверсификации продукта, а также по развитию программ сбыта, которые позволят адаптироваться к новым потребностям [2].

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная продуктовая стратегия

Продуктовая стратегия - это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определения ассортимента спортивно-оздоровительных продуктов, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия спортивно-оздоровительного сервиса в целом.

Продуктовая стратегия организации разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач:

·   Оптимизация структуры ассортимента предлагаемых спортивно-оздоровительных продуктов и услуг.

·   Разработка и внедрение продуктов - новинок.

Сам процесс формирования продуктовой стратегии организацииспортивно-оздоровительного сервиса условно можно представить следующими блоками:

1. Разработка базового уровня спортивно-оздоровительного продукта.

2. Разработка комплекса дополнительных услуг.

3. Формирование пакета спортивно-оздоровительных услуг.

4. Разработка спортивно-оздоровительных продуктов-новинок.

5. Разработка специализированных спортивно-оздоровительных продуктов.

Ассортиментная политика - это определение набора видов разновидностей продуктов и услуг, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающей экономическую эффективность и конкурентоспособность деятельности предприятия спортивно-оздоровительного сервиса.

Разработка спортивно-оздоровительного продукта - новинки включает в себя этапы: поиск идей; отбор идей; разработка замысла продукта и его проверка; разработка стратегии маркетинга; бизнес-анализ маркетинговых возможностей; разработка продукта; испытание продукта в рыночных условиях [25].

В условиях быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции предприятие спортивно-оздоровительного сервиса не может полагаться только на существующий продукт. Потребитель ждет новизны, следовательно, разработка новых спортивно-оздоровительных продуктов есть важный элемент маркетинга.

Однако риск работы с новинками велик, до 18% новинок терпит крах на рынке.

Каждая организация спортивно-оздоровительного сервиса должна проводить комплекс мероприятий, находящих свое выражение в формировании маркетинговой сбытовой стратегии.

Сбытовая стратегия организации спортивно-оздоровительного сервиса является составной частью комплекса маркетинга, и она не может реализовываться самостоятельно в отрыве от других маркетинговых программ. Сбытовая стратегия должна быть тесно связана с общими целями и задачами предприятия спортивно-оздоровительного сервиса, согласована с внутренними стандартами и быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей клиентуры [19].

Сбытовая стратегия организации спортивно-оздоровительного сервиса разрабатывается на основе разработанной общей маркетинговой стратегии и включает следующие этапы:

1. Определение круга факторов, влияющих на организацию продаж.

2. Постановка целей сбытовой стратегии.

3. Выбор каналов сбыта спортивно-оздоровительных услуг.

4. Анализ и контроль продаж.

Определение круга факторов, влияющих на организацию продаж предполагает детальное изучение потребителей.

Базовая статистическая информация, полученная из систем управления предприятием спортивно-оздоровительного сервиса, дает общее представление о группах клиентов, например:

-   по целям поездки: оздоровление, спорт, лечение, частные цели и др.;

-        по особенностям оплаты: группы, пользующиеся социальной поддержкой, семейные туристы, корпоративные клиенты, чиновники и др.;

         по демографическим признакам: молодежь, пенсионеры и др.;

         по объемам продаж: группы, индивидуалы;

Собрать подробные данные о каждом клиенте, проследить его историю, выслать информацию о проводимых спортивно-оздоровительным мероприятий и программах поощрения постоянных клиентов, скидках и новых предложениях, определить дату и время встречи с потенциальными клиентами, - все эти мероприятия должны быть спланированы и своевременно проведены, а их результаты должны быть собраны и сохранены в «банке данных о клиентах» организации спортивно-оздоровительного сервиса [33].

Постановка целей сбытовой стратегии обычно увязывается с общими целями маркетинговой деятельности организации спортивно-оздоровительного сервиса. Главной целью сбытовой стратегии спортивно-оздоровительной организации является максимизация продаж неохраняемых продуктов в реальном режиме времени, в свою очередь максимальный объем продаж дает оптимальный экономический эффект.

Следующим этапом разработки сбытовой стратегии организации спортивно-оздоровительного сервиса является выбор каналов сбыта, он осуществляется исходя из целей и задач сбытовой политики.

Заключительным этапом сбытовой маркетинговой стратегии относят анализ и контроль продаж.

Каналы сбыта туристских и спортивно-оздоровительных услуг.

Согласно определению известного американского маркетолога Ф. Котлера, канал распределения (сбыта) - это совокупность независимых организаций, вовлеченных в процесс производства продукта или услуги, который доступен для индивидуальных потребителей или делового пользователя [23].

Формирование системы распределения начинается с выбора участников канала сбыта, как только каналы сбыта определены, маркетинговые усилия концентрируются на управлении этим каналом.

Существенным отличием канала распределения спортивно-оздоровительных услуг от канала сбыта товаров является то, что канал распределения перемещает потребителя к месту предоставления услуги, тогда как непосредственно товар по каналам сбыта перемещается к потребителю.

Участники рыночного канала распределения, осуществляя сбыт спортивно-оздоровительных услуг, выполняют ряд функций:

·   сбор, анализ и предоставление необходимой информации о продуктах и услугах;

·   продвижение и распространение в рекламных и пропагандистских целях убедительной информации относительно предлагаемых спортивно-оздоровительных услуг;

·   нахождение предполагаемых покупателей этих услуг и установление с ними соответствующих контактов;

·   формирование и приспособление предложения к потребностям клиентуры, включая оказание дополнительных услуг, согласований сроков пребывания в спортивно-оздоровительных учреждениях и др.;

·   ведение переговоров о цене и других элементах предложения;

·   организация расчетов за проданные спортивно-оздоровительные услуги и покрытие затрат по обеспечению работы сбытового канала.

Канал распределения спортивно-оздоровительных услуг охватывает различные виды сбытовой деятельности предприятия спортивно-оздоровительного сервиса.

Прямая продажа.

Агентские продажи

Этот вид сбыта спортивно-оздоровительных услуг происходит через посреднические звенья в сфере гостеприимства. К ним относят: турагентов и туроператоров, туристские клубы и профессиональные ассоциации, курортные бюро, авиакомпании и другие транспортные организации, агенты-индивидуалы. Взаимоотношения с ними предприятий спортивно-оздоровительного сервиса строят на договорной основе и балансе интересов.

Корпоративная продажа.

Под корпоративной продажей спортивно-оздоровительных услуг понимается процесс получения заявок от корпоративных клиентов: торговых компаний, банков, промышленных и иных организаций и предприятий, для размещения их сотрудников. Корпоративные клиенты - это коллективные заказчики, не осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность.

Корпоративные клиенты являются экономически выгодными для спортивно-оздоровительных предприятий.

Коммуникативная политика предприятия спортивно-оздоровительного сервиса.

Организация спортивно-оздоровительного сервиса должна иметь продуманную коммуникационную стратегию и уметь поддерживать связи с клиентурными группами, контактными аудиториями и широкой общественностью. Коммуникационные процессы должны быть непрерывными и эффективными. Современная организация спортивно-оздоровительного сервиса управляет сложной системой коммуникационных связей, в этой ситуации, программа маркетинговых коммуникаций фактически является системой продвижения и стимулирования продаж и важным элементом комплекса маркетинга. Основными составляющими элемента комплекса маркетинга - «продвижение» являются [37]:

Реклама - распространение информации о спортивно-оздоровительных услугах с использованием платных каналов.

Пропаганда - использование бесплатных каналов распространения информации о спортивно-оздоровительных услугах в форме связей с общественностью для получения благоприятной известности информированию привлекательного имиджа.

Стимулирование сбыта - формирование системы побудительных мер и приемов с целью поощрения продаж спортивно-оздоровительных услуг.

Система маркетинговых коммуникаций оперирует разнообразным инструментарием: ярмарки, выставки, коммерческие презентации, рекламные издания, демонстрации, проведение конкурсов, специальные рекламные средства и др. В процессе маркетинговых коммуникаций участвуют: коммуникаторы (отправители информации), адресаты (получатели информации), собственно информация, коммуникационная система [49].

Реклама выступает в качестве любой оплаченной формы не персонального представления и продвижения идей, товаров, услуг рекламодателем.

Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, услуги, марки, фирмы. Реклама в целом призвана продвигать товары и услуги, благодаря их маркам, но в ряде случаев во главу угла ставятся не конкретные товары и услуги, а предприятия и организации их предоставляющие, что особенно важно для гостиничного и ресторанного бизнеса.

Общий план рекламной кампании предприятия спортивно-оздоровительного сервиса включает: выбор стратегии маркетинга; выбор целевой аудитории, на которую рассчитана реклама; выбор направления и темы рекламной кампании; выбор средств информации и конкретных носителей рекламы; выбор способов проведения рекламной кампании и средств контроля эффективности рекламной кампании.

Для рынка спортивно-оздоровительных услуг связи с общественностью есть важнейший инструмент коммуникационной политики, необходимой для создания позитивного имиджа предприятиям спортивно-оздоровительного сервиса и их услугам, а также широкого привлечения потребителей чрез благотворное общественное мнение создаваемое прессой, политиками, представителями культурной и научной элит общества.

Паблик-Рилейшнз предприятия спортивно-оздоровительного сервиса выполняет ряд функций:

-   Установление и поддержание связей с прессой.

Похожие работы на - Расширение ассортимента спортивно-оздоровительных услуг в социально-культурной сфере

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!