Денежные доходы населения как основа покупательского спроса, методика их определения и исследование в современных условиях

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,62 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежные доходы населения как основа покупательского спроса, методика их определения и исследование в современных условиях













Курсовая работа

На тему: «Денежные доходы населения как основа покупательского спроса: методика их определения и анализ в современных условиях»

Введение

Денежные доходы (ДД) населения являются одним из основных показателей социально-экономического развития страны, самым главным индикатором уровня жизни населения. ДД и уровень жизни населения статистически представлены системой взаимосвязанных показателей, которая позволяет получать достаточно полную информацию о процессах, связанных с изменениями уровня жизни различных групп населения.

Вместе с ценой и предложением ДД населения выступают как основа формирования одного из основных элементов рыночного механизма - платежеспособного спроса, который представляет собой потребность населения в товарах и услугах, обеспеченную денежными средствами. ДД населения являются одним из факторов, влияющих на результаты деятельности предприятий и организаций, экономики в целом. Так, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а также спровоцировать и рост цен. Уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике или кризис перепроизводства.

Особенно большое влияние денежные доходы населения оказывают на результаты торговли, поскольку основная часть покупательных фондов населения - основа развития товарооборота. Покупательные фонды населения влияют также на структуру розничного товарооборота и потребления. Снижение доли непродовольственных товаров свидетельствует о снижении жизненного уровня населения и о том, что часть произведенной продукции, возможно, осталась невостребованной обществом. В изменении структуры непродовольственных товаров находят отражение процессы совершенствования социально-культурного уровня жизни народа.

Размер покупательных фондов населения характеризует объем спроса населения. В свою очередь, общий объем спроса представляет собой емкость рынка. Именно от величины покупательных фондов и эффективности их использования зависит емкость рынка в целом по республике и в отдельных регионах по отдельным товарам, что важно учитывать не только в экономической, но и коммерческой работе, маркетинговых исследованиях.

Несмотря на то, что регулирование уровня жизни населения и его доходов в переходный период было одной из приоритетных задач в Республике Беларусь, механизм его оказался недостаточно эффективен. За годы реформ произошло снижение реального уровня практически всех основных видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. В области ДД накопилось множество нерешенных проблем:

Ø  низок уровень реальных ДД, реальной заработной платы и минимальных социальных гарантий;

Ø  велика дифференциация доходов различных социальных групп населения;

Ø  необоснованно велик разрыв в оплате труда между работниками бюджетной сферы и отраслями реального сектора экономики, по отраслям и профессионально-квалификационным группам работников;

Ø  низок удельный вес заработной платы в ДД и ВВП;

Ø  не обеспечена адресность социальной защиты населения и др.

В современных условиях перехода к рынку изучение ДД имеет большое значение. Изучение статистики ДД необходимо для анализа состояния экономики республики, уровня жизни населения, разработки социальной политики и для решения других задач.

Поэтому данная курсовая работа:

v  дает понятие ДД населения;

v  изучает методы исследования ДД и их применение в практике планирования в современных условиях;

v  раскрывает влияние ДД населения Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.;

v  дает рекомендации по повышению эффективности использования методики определения ДД на практике.

1. Сущность денежных доходов, их структура; взаимосвязь спроса и ДД населения. Методика анализа ДД населения в современных условиях

.1 Понятие ДД

Система показателей доходов в пересмотренном варианте Системы национальных счетов (СНС) 1993 г. основывается на концепции, предложенной английским экономистом Дж. Хиксом. Суть ее состоит в том, что доход определяется как минимальная сумма, которую можно использовать на потребление и накопление за год, без уменьшения имеющихся накоплений (имущества, сбережений) на начало года. Например, доходом не могут считаться суммы, связанные с продажей недвижимости, валюты, транспортных средств, т. к. это просто перевод материальных активов в финансовые и наоборот, если эти покупки связаны с имеющимися ранее накоплениями. Не является доходом и та сумма денег, которую нужно расходовать на покупку израсходованных средств производства.

Петер фон дер Липпе, исходя из теоретической основы СНС, так определяет доход домохозяйств - это «сумма, которую домашнее хозяйство (одна семья) могло бы потратить, не уменьшая тем самым реальную стоимость своего имущества».

ДД представляют собой все виды доходов в денежной и натуральной форме.

Как количественный показатель, ДД населения представляют собой потенциальное и реальное средство реализации общественной стоимости, благодаря которому завершается воспроизводственный процесс и возобновляется его круг, поскольку при обмене на ДД производственный товар находит свое общественное признание, так реализуется его полезность. По вещественному содержанию это количество денег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного времени в виде заработной платы и других доходов.

ДД населения, таким образом, выступают как средство связи производства с потреблением, домохозяйств с предприятиями и государством.

1.2 Структура ДД

Согласно концепции Дж. Хикса в новой СНС предусмотрена следующая система показателей доходов домашних хозяйств, отражающих различные этапы процесса распределения доходов: первичные доходы, текущие трансферты* в денежной форме, располагаемые доходы, социальные трансферты в натуральной форме, скорректированные располагаемые доходы.

. Первичные доходы - это доходы от прямого участия в производстве. Данный показатель имеет смысл рассчитывать только для работающих. Он определяется в текущих и неизменных ценах.

Первичные доходы = валовая заработная плата + смешанный доход (валовая прибыль) + отчисления на соцстрахование (фактические и условно начисленные) + сальдо доходов от собственности + доходы от жилищных услуг, оказанные владельцами жилья самим себе.

2. Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов, образуют располагаемые или совокупные доходы. Они определяются в текущих или постоянных ценах.

Располагаемые доходы = первичные доходы - текущие трансферты выплаченные (отчисления на соцстрах, тарифы, налоги, социальные выплаты, взносы и т.д.) + текущие трансферты полученные (пенсии, пособия, стипендии, поступления из профсоюзных, страховых организаций, расходы предприятий на социально-культурные услуги своим работникам и т.д.)

Показатель располагаемого дохода используется для расчета среднедушевого дохода. Исчисляется среднедушевой доход делением общей суммы ДД за отчетный период на численность наличного населения.

* Трансферт - это операция, в которой одна институционная единица предоставляет товар, услугу или актив другой институционной единице без получения взамен какого-либо эквивалента.

. При суммировании социальных трансфертов в натуральной форме, получаемых домашними хозяйствами от органов государственного управления (ОГУ) и некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства, и располагаемого дохода, образуется показатель скорректированный располагаемый доход.

Скорректированные располагаемые доходы = располагаемые доходы + расходы ОГУ и НКО на обслуживание населения (оказание им льготных и бесплатных услуг).

ДД населения можно разделить также на виды:

·             доходы от занятости получают работающие по найму и самозанятые (лица свободных профессий, фермеры и т.д.);

·        доходы от предпринимательской деятельности (предприниматели);

·        доходы от трансферт (живущие на пособия, пенсии, субсидии и т.д. - студенты, пенсионеры и др.);

·        доходы от собственности (живущие на эти доходы)

По источникам получения ДД делятся на:

) Оплату труда наемных работников:

§   оплату за отработанное и неотработанное время;

§  стимулирующие доплаты и надбавки;

§  компенсирующие выплаты;

§  выплаты за питание, жилье и топливо, носящие регулярный характер;

§  оплату труда продуктами и услугами.

2) Доходы от собственности:

§   проценты по вкладам, дивидендам по акциям, выплаты по долевым паям;

§  сдачу внаем собственности или недвижимости.

) Поступления из финансовой системы:

§   кредиты, выданные населению на финансирование недвижимости, на потребительские цели;

§  изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит.

) Социальные трансферты:

§   пенсии, пособия, стипендии;

§  возмещения по страхованию;

§  выигрыши по лотереям;

§  возмещение ущерба репрессированным гражданам;

§  расходы инвалидов ВОВ на горючее и запасные части автомобилей;

§  выплаты, связанные с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС;

) прочие поступления:

§   доходы населения от неучтенной предпринимательской деятельности;

§  доходы населения от продажи сельскохозяйственной продукции на рынках;

§  доходы от продажи валюты;

§  сальдо денег, полученных по переводам и аккредитивам].

1.3 Взаимосвязь спроса и денежных доходов населения

Потребление товаров - это сфера, в которой реализуется естественная цель экономической деятельности общества, стимул к развитию производства и торговли. Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики. Удовлетворенная потребность порождает новые запросы, рождается спрос.

Принято различать товары по степени эластичности. Эластичность в общем виде можно определить как колеблемость (изменчивость спроса на данный товар в зависимости от воздействующих факторов). Обычно эластичность исследуется в двух аспектах: в зависимости от дохода и в зависимости от цены.

Оценка эластичности имеет важное экономическое значение. Она позволяет осуществлять балансовую увязку спроса и предложения. Исследования эластичности базируются либо на данных статистики торговли, либо на данных семейных бюджетов. Наиболее простым способом оценки эластичности спроса является исчисление коэффициентов эластичности (Э).

Коэффициенты эластичности в зависимости от цены и в зависимости от дохода показывают относительное изменение спроса при изменении на 1% дохода или цены. Белорусская статистика в основном оперирует коэффициентами эластичности от дохода.

Коэффициент эластичности по доходу может принимать числовые значения больше или меньше 1. Он различен для разных продуктов и услуг, вплоть до отрицательных значений для таких товаров, как хлеб, картофель и т.д. Товары, для которых Э<0, называются малоценными. В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров будет уменьшаться. Принято выделять товары с малой эластичностью (0<Э<1), средней (Э≈1) и высокой (Э>1). При коэффициенте эластичности равном 1, потребление изменяется прямо пропорционально доходу. Если коэффициент эластичности больше 1, то спрос увеличивается быстрее, чем растет доход. Эластичность больше 1 обычно имеют товары, спрос на которые удовлетворен неполностью.

В целом существует такая закономерность: большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров, чем продовольственных. Из непродовольственных особенно велика эластичность у товаров ограниченного спроса (или длительного использования): бытовой техники, ювелирных изделий, транспортных средств; менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.). Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов и менее эластично потребление хлеба и картофеля.

Коэффициенты эластичности рассчитываются по следующим формулам:


где х - доход,

у - спрос (потребление),

∆х и ∆у - соответствующие приращения.

В формуле (1) приращения найдены прямым сравнением двух периодов или двух групп потребителей; в формуле (2) приращения вычислены по линейному уравнению регрессии:

у = а0 + а1х1, т.е. .

На макроуровне связь объема потребления от дохода характеризует связь совокупного потребления в обществе от валового внутреннего или валового располагаемого дохода. Еще Дж. Кейнсом отмечена закономерность между обобщающими показателями дохода, потребления, капиталовложениями и сбережениями, состоящая в том, что в случае повышения дохода потребление тоже растет, следовательно, увеличивается, спрос на товары, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления, когда покупательский спрос удовлетворен, возникают сбережения.

У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Структура потребления изучается по материалам выборочных обследований домашних хозяйств. Самое необеспеченное население (с ДД ниже прожиточного минимума) практически все тратит на питание, удовлетворяя свои потребности в продуктах, в лучшем случае, на уровне физиологических норм. Люди среднего достатка имеют возможность значительно увеличить потребление продуктов, но в относительном выражении рост потребления продуктов уступает росту потребления непродовольственных товаров и услуг.

Данные семейных бюджетов позволяют производить графические построения зависимости спроса (потребления) от уровня дохода. Эти зависимости строго закономерны для предметов первой необходимости, менее необходимых товаров и предметов роскоши.

По предметам первой необходимости (хлеб, картофель и т.д.) с увеличением доходов спрос и потребление резко возрастают, но по мере насыщения возрастание потребления становится незаметным и сводится к нулю. На графике этот этап соответствует прямой, параллельной оси абсцисс. В целом кривая потребления предметов первой необходимости представляет собой ветвь гиперболы:

у =  (3)

Кривая потребления менее необходимых товаров (вино, сладости и др.) сначала возрастает медленнее дохода, затем быстрее, а по мере насыщения становится также параллельной оси абсцисс:

У =  (4)

Кривая потребления предметов роскоши не имеет верхнего предела, т. к. сумма и доля расходов на эти цели постоянно увеличивается по мере роста доходов:

У = ах (5)

В формулах (3 - 5) буквенные символы обозначают: у - потребление, х - доход; а, в, с - параметры.

Находит свое подтверждение выведенная эмпирическим путем в середине XIX века статистическая закономерность, известная как закон Энгеля: чем ниже доход, тем больше доля расходов на питание. С ростом доходов абсолютные расходы на питание растут, но в относительном выражении снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяется незначительно и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных и духовных потребностей. Позже были найдены и другие эмпирические законы потребления: например, закон Джини - если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении в геометрической прогрессии.

Расчет коэффициентов эластичности для отдельных товаров и товарных групп является важным инструментом в изучении и планировании емкости рынка, денежного обращения и построения дифференцированного баланса потребления.

1.4 Методика исследования данных о ДД населения

Исследование концентрации и дифференциации ДД населения

ДД населения определяются в целом по населению, а также по отдельным социальным группам населения с различным уровнем дохода. Ключевым направлением в анализе является исследование концентрации и дифференциации доходов населения.

Переход к рыночным условиям хозяйствования обусловил необходимость изучения процесса расслоения общества по уровню доходов и расчета системы показателей, которые используются в мировой практике для этой цели. Один из этих показателей - это показатель доли населения, проживающего за чертой бедности, т.е. населения, доходы которого ниже определенного государством уровня минимального потребительского бюджета(МПБ), или доли населения, имеющего уровень дохода ниже 2/3 среднего уровня по экономике в целом.

Для наиболее полного представления о размерах дифференциации доходов областные управления статистики регулярно проводят единовременное обследование доходов семей служащих, рабочих и сельских жителей и используют данные статистики семейных бюджетов (см. табл. 1).

Табл. 1. Обследование доходов (семейных потребительских бюджетов) (на одну семью в год или месяц, бел. руб.)

Доходы

Потребление, другие расходы и сбережения

1. Денежные доходы - всего, в том числе: а) заработная плата и доходы типа заработной платы; б) денежные доходы от колхозов и госхозов; в) пенсии, пособия, стипендии; г) поступления из финансовой системы. 2. Натуральные доходы - всего, в том числе: а) поступления от колхозов, госхозов; б) поступления от личного подсобного хозяйства; в) дооценка натурального потребления до розничных цен.

1. Потребление товаров - всего, в том числе: а) продовольственные товары, из них: - продукты питания (по розничным ценам); - алкогольные напитки. б) непродовольственные товары. 2. Оплата услуг. 3. Обязательные и добровольные платежи. 4. Денежные сборы.

Номинальные доходы - всегоПотребление, расходы, сбережения - всего



Для характеристики дифференциации доходов применяются различные статистические методы обработки данных. Наиболее простым выражением дифференциации доходов служит статистический ряд распределения населения по величине получаемого дохода. На основании полученного ряда распределения при изучении дифференциации рассчитываются такие статистические характеристики, как среднее значение дохода (), мода (М0), медиана (Ме), дисперсия (Q2), коэффициент вариации (V), вариационный размах (R = Xmax - Xmin).

На основании данных выборочных бюджетных обследований домашних хозяйств рассчитывают:

модальный доход - уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;

медианный доход - находящийся в середине ряда распределения населения по уровню дохода.

В распределении доходов большое значение имеют данные о высоких и низких уровнях дохода. Для определения размера дифференциации доходов в статистической практике рассчитываются децили (D) и квартили (Q), или децильные и квартильные коэффициенты. Они представляют собой отношение минимальных доходов 10%(20 и 25%) самого богатого населения к максимальным доходам 10%(20 и 25%) самого бедного населения:

Kd = d9/d1, (6)

где d9 и d1 - соответственно девятый и первый дециль.

Аналогично рассчитываются коэффициенты фондов:

децильный коэффициент фондов - это отношение между средними доходами населения (или суммой доходов) в десятой и первой децильной группах:

Kd = 10/1 = D10/D1, (7)

где 10, 1 - соответственно среднедушевые доходы для 10% наиболее или наименее обеспеченного населения;

D10, D1 - соответственно суммарные доходы 10% самого богатого и 10% самого бедного населения.

Причем чем выше уровень жизни в стране, тем меньше эти показатели.

Мировая практика выработала два главных направления государственного регулирования ДД населения. Первое используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий и предполагает обеспечение минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для обеспечения действующих в обществе стандартов потребления. Второе - это перераспределение доходов в обществе в пользу малообеспеченных слоев населения.

Процесс выравнивания доходов населения, который осуществляется с помощью налоговой политики государства или мероприятий социальной помощи, можно проследить путем построения кривых концентрации, или кривых Лоренца.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от диагонали, тем больше неравномерность распределения, следовательно, выше и дифференциация доходов. Количественное отношение площади сегмента между диагональю квадрата и кривой Лоренца к половине площади квадрата называется коэффициентом социального неравенства Джини, который рассчитывается по формуле:

Q = 1 - 2хiKуi + xiуi, (8)

где K уi - кумулятивная* доля дохода.

Этот коэффициент изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем выше уровень социального неравенства.

Определение прожиточного минимума, или черта бедности

При статистическом изучении уровня и границ бедности устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне.

Минимальный доход (прожиточный минимум), или черта бедности - уровень дохода, обеспечивающий минимальный набор материальных благ и услуг. В него включаются расходы на продукты питания из расчета их минимального потребления, минимальные расходы на непродовольственные товары и услуги. А также налоги, обязательные платежи, при этом учитывается структура расходов на них у 10% наименее обеспеченных семей.

Существуют два подхода к определению прожиточного минимума, или черты бедности:

1)              Статистический - в качестве прожиточного минимума рассматриваюся расходы на фактическое потребление 10-15 или 30% населения с самыми низкими доходами;

2)      Нормативный - когда по определенным госструктурами минимальным нормативам потребления составляется условная «потребительская корзина»* товаров и услуг по действующим ценам. Причем набор этих товаров и услуг должен быть постоянным в течение 10 - 15 лет.

Во многих странах мира черта бедности определяется по фиксированной доле достигнутого среднедушевого дохода. Например, в соответствии с методикой Европейской региональной комиссии ООН к беднейшим слоям населения относятся лица, среднедушевой доход которых не превышает 2/3 среднего по стране.

*Кумулятивный - накопленный.

* «Потребительская корзина» - фиксированнный набор товаров и услуг, условно приобретаемый населением.

В Республике Беларусь, в России и в некоторых других странах используется «корзиночный подход» при определении прожиточного минимума. Стоимость минимальной «потребительской корзины» определяется произведением норматива душевого потребления по каждому товару на его среднюю (или самую «ходовую») цену. На основании ее определяется индекс потребительских цен (дефлятор), который характеризует изменение стоимости «потребительской корзины».

Индекс цен показывает, насколько больше средств население стало бы тратить на потребительские расходы.

Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле среднеарифметического индекса вида:

Ip =  ipp0qn/ p0qn, (9)

денежный доход статистический население

где ip - индивидуальные индексы цен на товары-представители;

qn - количество товаров (услуг) «потребительской корзины»;

p0 - базисные цены.

С помощью индекса потребительских цен в Республике Беларусь измеряется инфляция (обесценивание денег) доходов населения, и именно этот индекс используется в республике при принятии решения о необходимости индексации доходов населения. Индексация - это установленный государством механизм повышения ДД населения, позволяющий частично возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Индексации подлежат доходы населения, получаемые из госбюджета. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы или иные нормативы, определяющие нормальные гарантии индексации. Во внебюджетной сфере повышение ДД населения осуществляется обычно путем компенсации - прямого пересмотра ставок и окладов при заключении коллективных трудовых договоров, с учетом принятых нормативных документов в стране.

Не подлежат индексации ДД населения от собственности, т. к. они формируются в условиях свободного ценообразования и не нуждаются в дополнительной защите. Возмещение населению потерь от обесценивания сбережений осуществляется, в основном, путем изменения процентных ставок в установленном порядке.

В Республике Беларусь минимальная «потребительская корзина» была принята в 1990 году. В настоящее время черта бедности - это не минимальный потребительский бюджет, а лишь не более 60% его стоимости, т. к. в Республике Беларусь около 75% населения имеют доходы (и соответственно потребление) ниже установленного минимума.

На основании данных о фактических душевых доходах бедного населения и минимального душевого дохода рассчитывают показатели:

) Дефицит дохода - сумма доходов населения, недостающих до прожиточного минимума:

mS - fS, (10)

где m и f - соответственно среднедушевые доходы минимальный и фактический;- численность населения, имеющего душевые доходы ниже прожиточного минимума;

) Индекс глубины бедности:

I = , (11)

где N - общая численность обследуемых домашних хозяйств;

n - число домашних хозяйств с душевыми доходами ниже минимального дохода;

) Индекс остроты бедности:

I = 2, (12)

) Промежуток низкого дохода - доля дефицита дохода к прожиточному уровню (А);

) Уровень бедности - доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (W);

) Синтетический индикатор бедности определяется как следующая комбинация показателей (S):

S = W [A + (1 - A) · Q], (13)

где Q - коэффициент Джини, характеризующий характер распределения населения и суммы их доходов.

Синтетический индикатор бедности меняется от 0 до 1. Если все члены общества имеют доходы выше прожиточного минимума, S=0; если все имеют минимальные доходы, S=1 [, с. 173-174].

Приведем пример расчета этих показателей в Республике Беларусь по данным за 2009 и 2010 гг.

Данные по Республике Беларусь за 2009 г.:

4192,1 тыс. чел. имели душевые доходы ниже БПМ, при этом минимальный уровень составлял 30,1 тыс. руб.; кроме этого, 4,7% населения имело на душу 15 тыс. руб., 14,3% - 18 тыс. руб., 18,2% -24 тыс. руб. Коэффициент Джини равен 0,270.

Фактический душевой доход для беднейшего населения:

df = = 20,56 тыс. руб.

1.  Дефицит дохода:

D = (30,1 - 20,56) · 4192,1 = 39992,6 млн. руб.

2.  Индекс глубины бедности:

I2 = [2 +2+2]/100 = 0,118

3.  Индекс остроты бедности:

I3 = 2 +2+2 /100 = 0,002

4.  Промежуток низкого дохода или доля дефицита дохода к прожиточному уровню:

А = (30,1 - 20,56) / 30,1 = 0,317

5.  Уровень бедности:

W = 0,3

6.  Общий индекс бедности:

S = 0,3 · [0,317 + (1 - 0,317) · 0,270] = 0,150

Данные по Республике Беларусь за 2010 г.:

2881,6 тыс. чел. имели душевые доходы ниже БПМ, при этом минимальный уровень составлял 50 тыс. руб.; кроме этого. 3% населения имело на душу 25 тыс. руб., 9,8% - 30 тыс. руб., 13,7% - 40 тыс. руб. Коэффициент Джини равен 0,278.

Фактический душевой доход для беднейшего населения:

df = = 34,6 тыс. руб.

. Дефицит дохода:

D = (50 - 34,6) · 2881,6 = 44376,64 млн. руб.

. Индекс глубины бедности:

I2 = [++]/100 = 0,0816

. Индекс остроты бедности:

I3 = 2+2+2/100 = 0,017

. Промежуток низкого дохода или доля дефицита дохода к прожиточному уровню:

А = (50 - 34,6) · 50 = 0,308

. Уровень бедности:

W = 0,288

6.  Общий индекс бедности:

S = 0,288 · [0,308 + (1 - 0,308) · 0,278] = 0,144

На основании полученных данных можно сделать вывод, что общий индекс бедности в РБ имеет тенденцию к снижению (0,150 в 2009 г. > 0,144 в 2010 г.), а это значит, что доля бедного населения в Республике Беларусь медленными темпами, но уменьшается.

В США для анализа уровня бедности и равномерности распределения доходов применяется метод, получивший название шкалы эквивалентности. На основании этого метода производится оценка расходов различных групп домашних хозяйств на минимальный набор продовольственных товаров. Например, на основании выборочного обследования установлено, что медианная семья тратит 30% своего дохода на покупку продовольствия. Исходя из этого, стоимость минимального набора продовольственных товаров для различных групп домашних хозяйств умножается на три, чтобы получить оценку дохода бедной семьи. Этот метод широко используется для оценки бедности. Аналогичный метод применяется и в Германии.

Баланс денежных доходов и расходов населения

В настоящее время в Республике Беларусь одним из основных источников информации о доходах, расходах и сбережениях населения является баланс денежных доходов и расходов населения, который составляется на основе концепции Баланса народного хозяйства (БНХ) (см. табл. 2).

Табл. 2. Баланс денежных доходов и расходов населения

Доходы

Расходы и сбережения

1. Оплата труда 2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций (кроме оплаты труда) 3. Дивиденды 4. Поступления от продажи с/х продукции 5. Пенсии и пособия 6. Стипендии 7. Поступления из финансовой системы 8. Доходы от продажи иностранной валюты 9. Деньги, полученные по переводам 10. Прочие поступления

1. Покупка товаров и услуг 2. Обязательные платежи и добровольные взносы 3. Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах 4. Покупка жилых помещений 5. Расходы на приобретение иностранной валюты 6. Деньги, отосланные по переводам 7. Другие расходы

Всего денежных доходов

Всего денежных расходов

Превышение расходов над доходами (-)

Превышение доходов над расходами (+)

Баланс

Баланс


Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура ДД и расходов населения, исчисляются номинальные (начисленные или чистые, полученные на руки в ценах текущего периода), и реальные* доходы, покупательная способность населения, производятся другие расчеты. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования.

Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи финансовой и статистической отчетности, выборочных обследований, данных налоговых инспекций и др.

Расходная часть баланса состоит из трансфертов, выплаченных населением расходов на потребление товаров, приобретение услуг и прироста сбережений населения в депозитах и ценных бумагах.

Баланс устанавливает степень сбалансированности между доходом и потреблением населения. В случае превышения суммы доходов над расходами образуется прирост активов в форме денежной наличности. Обратное соотношение означает, что потребительские расходы населения финансировались за счет сокращения накопления активов домашних хозяйств.


2. Применение на практике показателей ДД населения в современных условиях


Социальная политика государства в период 2009-2011 гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост ДД населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию ДД различных групп населения и масштабы бедности.

Реализация мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных ДД, значительно превысив их параметры, которые были намечены правительством. Значительным ростом увеличения ДД характеризуются: в 2009 г. - реальные ДД выросли на 20%., в 2010 г. - на 25%; реальная заработная плата - на 12 и 30% соответственно.

*Реальные доходы - денежные доходы текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, фонд социальной защиты, возврат банковских кредитов и др.), скорректированные на индекс потребительских цен.

В 2011 г. ДД населения составили 19,2 трлн. руб. В номинальном выражении в 2011 г. они увеличились, по сравнению с 2010 г., на 7,7%. Реальные располагаемые ДД (расходы за минусом обязательных платежей и добровольных взносов) возросли на 8,3% (в 2010 г. - на 26,4%) (см. приложение 1 и табл. 3).

Табл. 3. Основные социально-экономические показатели за 2009-2011 гг. по Республике Беларусь

Показатели

2009

2010

2011

1. Всего ДД населения (трлн. руб.)

Нет данных

17,7

19,2

2. Общая сумма доходов домашних хозяйств (ДХ) в среднем на семью (тыс. руб.)

Нет данных

165,1 (139,9)

262,5 (196,7)

3. Среднемесячная заработная плата (тыс. руб.)

58,9

123

191,6

4. Индекс среднемесячной заработной платы (%)

112

130

118,1

5. Среднемесячная заработная плата населения (в% к минимальному потребительскому бюджету (МПБ))

126

151

141,3

6. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) (тыс. руб.)

30,1

50

81,3

7. Доля населения, имеющего доходы ниже БПМ (%)

53,2

37,8

41,7

8. Дифференциация доходов населения (раз)

5,8

6,1

4,7

9. Коэффициент Джини

0,270

0,278

Нет данных

денежный доход статистический население

По данным Министерства статистики и анализа РБ, индекс среднемесячной реальной заработной платы в 2009 г. составлял 112%, в 2010 г. - 130%, в 2011 г. - 118,1%, что так же, как и рост ДД населения указывает на укрепление материальных основ экономической безопасности домашних хозяйств (ДХ) Республики Беларусь.

По отношению к нашим ближайшим соседям доходы белорусов в 2010 г. составляли 76,8% от доходов россиян (91,3 $ в и 118,9 $ в месяц соответственно), в 2011 г. они практически сравнялись, достигнув уровня 102,05 $. По отношению к Украине доходы наших граждан в 2011 г. составляли 144,5%. Однако, если сравнивать наши доходы со среднемировым уровнем, который выступает как критерий безопасности для высокоразвитых в экономическом отношении стран, то придется констатировать, что этот уровень достигнут только на 26 - 30% (в зависимости от принятого при пересчете валютного курса).

Что касается общей суммы доходов ДХ, рассчитанной в среднем на семью в месяц, то она составила 165,1 тыс. руб. (139,9 $) на одного члена семьи в 2010 г. и 262,5 тыс. руб. (196,7 $) - в 2011 г.

Одним из главных факторов, влияющих на рост ДД населения, является оплата труда. Доля оплаты труда в структуре ДД населения составила: в 2009 г. - 51,9%, в 2010 г. - 50,4% (по НСУР-97 (Национальной стратегии устойчивого развития) - 57%), в 2011 г. - 51,8%. Доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии) увеличилась на 1% в 2010 г. по сравнению с 2009 г., снизилась в 2011 г. на 0,4% по сравнению с 2010 г. Доля доходов от собственности в 2009 г. составляла 1,8%, в 2010 г. - 1,7%, в 2011 г. - 1,9%. Доля доходов от предпринимательской деятельности: в 2009 г. - 28,4%, в 2010 г. - 29%, в 2011 г. - 27,8%, что говорит о росте числа предпринимателей в Республике Беларусь, несмотря на введение повышенного налога с доходов.

Несмотря на позитивную динамику ДД населения и заработной платы последних лет (в 2009 г. - 58,9 тыс. руб., в 2010 г. - 123 тыс. руб., в 2011 г. - 191,6 тыс. руб.), уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.

Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном минимуме», принятом в 1999 году, критерием малообеспеченности у нас в стране является бюджет прожиточного минимума (БПМ). БПМ - это минимальный уровень жизни в области индивидуального потребления.

БПМ в Республике Беларусь в 2009 г. составлял - 30,1 тыс. руб., в 2010 г. - 50 тыс. руб., в 2011 г. - 81,3 тыс. руб., но почти половина работающих получает заработную плату ниже МПБ.

Условное разделение населения по отношению доходов к величине БПМ, МПБ и РПБ (рационального потребительского бюджета) позволяют по методике Всероссийского центра уровня жизни населения (ВЦУЖ) выделить среди населения 5 групп с разным уровнем материальной обеспеченности:

. «Бедные» семьи - с душевым доходом не выше БПМ;

1.       «Малообеспеченные семьи» - с среднедушевым ДД выше БПМ, но ниже МПБ;

2.       «Обеспеченные» семьи - с душевым доходом от 1 до 2 МПБ;

.        «Состоятельные семьи» - с душевым доходом в интервале между 2 МПБ (или средним бюджетом) и уровнем душевого дохода на уровне РПБ;

.        «Богатые» семьи - с душевым доходом РПБ.

Структура общества в Республике Беларусь в зависимости от уровня доходов в 2011 г. характеризовалась следующим образом:

·   группа бедных (28,9%) - располагаемые ресурсы ниже БПМ;

·   группа малообеспеченных (47,2%) - располагаемые ресурсы от БПМ до минимального потребительского бюджета(МПБ);

·   среднеобеспеченная часть населения (15,2%) - свыше 1,5 МПБ;

·   наиболее обеспеченная часть населения (4,4%) - свыше 2 МПБ. Такая статистика говорит о том, что подавляющая часть населения республики относится к категории бедных и малообеспеченных, а также о том, что фактически отсутствует средний класс как слой, адаптированный к новым условиям и составляющий основу стабильности общества.

Распределение доходов малообеспеченных по источникам дает представление о причинах бедности и ее социально-демографическом составе - это низкий уровень жизни отдельных категорий наемных работников в сочетании с иждивенческой нагрузкой (семьи с детьми от 0 до 17 лет), недостаточная социальная поддержка. Средняя заработная плата незначительно превышает МПБ.

В 2011 г. на одну среднемесячную заработную плату можно было приобрести 1,3 набора МПБ (для сравнения в 1990 г. - 2,5 набора).

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь основной государственной гарантией в области оплаты труда работников является минимальная заработная плата (МЗП). Соотношение МЗП с МПБ в 2011 г. составило 18%, а соотношение МЗП и средней заработной платы - 8,2% (при пороговом значении 30%). Это позволяет сделать вывод: МЗП утратила основную свою функцию - обеспечивать существование работника хотя бы на уровне МПБ. МЗП в республике составляет всего 4,6% от средней заработной платы, тогда как в сравнимых по уровню экономического развития постсоциалистических странах (Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) - 38-46% от среднемесячной заработной платы.

По данным обследований ДХ, в 2011 г. 41,7% населения имели доходы (располагаемые ресурсы) ниже БПМ (в 2010 г. - 37,8%, в 2009 г. - 53,2%). В 2009 г. среднемесячная заработная плата составляла 126% МПБ, в 2010 г. 151%, в 2011 г. - 141,3% МПБ (по прогнозу 157,4 - 159,4% МПБ).

Одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности общества является коэффициент дифференциации доходов населения. В Республике Беларусь с не когда относительно однородным составом идут процессы дифференциации населения по доходам. Пока не удается изменить тенденцию чрезмерной дифференциации оплаты труда, основанной на обесценении интеллектуального и высококвалифицированного труда. Сегодня наименее оплачиваемыми по-прежнему остаются высококвалифицированные работники образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также сельского хозяйства. Имеет место и тенденция различия в оплате труда и по отраслям экономики. Пороговое значение для дифференциации доходов (отношение ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) - 10 раз. Для Республики Беларусь фактическое соотношение, исходя из статистических данных, в 2009 г. составляло 5,8 раз, в 2010 г. - 6,1 раз, в 2011 г. - 4,7 раз. Для сравнения: наибольшая дифференциация доходов наблюдалась в 1998 г. - 6,2 раза. Снижение этого показателя в 2011 г. практически связано с уменьшением доходов в высшей квинтильной группе.

Соответствует невысокой дифференциации доходов и коэффициент концентрации доходов Джини, который в 2009 г. составил - 0,270, в 2010 г. - 0,278 (при пороговом значении 0,3 - 0,5).

По мере роста средних доходов и заработной платы процессы дифференциации будут нарастать.

Согласно Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) - 97, в 2010 г. среднедушевые доходы должны были превысить положительный минимум в 3 раза (фактически в 2009 г. - в 1,8 раза, в 2010 г. - в 2 раза).

При росте доходов до намеченных параметров предполагается значительное уменьшение доли населения с доходом ниже БПМ.

В 2012 г. предельный уровень индексации доходов населения предполагается повысить до 75% БПМ, намечается увеличить тарифную ставку 1 разряда до уровня 80% БПМ, установить МЗП в размере 50% БПМ и размер ее индексировать с учетом инфляции. К 2005 г. планируется повысить долю заработной платы в ДД населения до 60%.

2.2 Использование данных о ДД населения в практике планирования в современных условиях

Частью ДД населения, которая направляется на потребление товаров народного потребления, являются покупательные фонды населения (ПФН), величиной которых и определяется спрос. ПФН предназначены для покупки товаров в розничных торговых системах, а также для оплаты услуг. Они являются основой развития розничного товарооборота и влияют на структуру потребления. Исследование ПФН необходимо для анализа и планирования розничного товарооборота.

Анализ розничного товарооборота с учетом ПФН или ДД позволяет выявить соответствие темпов развития торговли изменяющимся доходам населения в процессе анализа и планирования розничного товарооборота приведены в табл. 4.

Табл. 4. Использование покупательных фондов (ПФ), или денежных доходов (ДД) населения, в процессе анализа и планирования розничного товарооборота

Методические приемы

При анализе

При планированиии

Использование бюджетной статистики для прогнозирования структуры спроса и розничного товарооборота


*

Поквартальный анализ ПФ (ДД) для определения особенностей сезонного спроса

*

*

Сравнение темпов роста товарооборота и ПФ (ДД)

*

*

Исследование взаимосвязи численности (Ч), ПФ (ДД) на душу населения и процента (%) охвата товарооборотом (Т) ПФ (ДД) с использованием формулы: Т= ЧПФ% охвата: 100**



Определение модели стратегического регулирования товарооборота Jт.р.> Jт> Jт.з.> Jс (индексы соотношения отчетных и базисных (или планируемых или отчетных) показателей: товарных ресурсов, товарооборота, товарных запасов, объема спроса)

*

*

Определение эластичности спроса (продаж по доходу (ПФ)) по формуле: Еп.ф. = (Т, %): (ПФ, %)

*

*

Расчет емкости рынка по формуле: ЕР = ПФ + ИС + МО - Т'; где ПФ - покупательные фонды; ИС - инорайонный спрос; МО - организация реализации товаров в порядке мелкого ОПТа; Т' - покупка товаров населением у других торгующих организаций

*

*


Широк спектр методических приемов, используемых при планировании объема и структуры товарооборота, расчете емкости рынка. Зоны деятельности торговых предприятий с использованием показателей ДД и ПФН. В ходе обоснования плана розничного товарооборота необходимо его увязать с ПФН и потребностью в товарах организаций, с одной стороны, и возможными объемами товарных ресурсов, с другой.

С целью выявления внутригодичных колебаний в развитии товарооборота и факторов, их обуславливающих, используются данные поквартального анализа ДД населения. Это позволяет глубже изучить посезонные особенности спроса населения, установить соответствие развития розничного товарооборота покупательной способности населения, а также выявить недостатки в торговом обслуживании, допущенные в отдельные месяцы.

Так как при увеличении ДД размеры покупок населением различных предметов потребления изменяются. Изучение характера этих изменений на основе исследования эластичности спроса также имеет важное значение для анализа процессов, происходящих в спросе и структуре товарооборота.

Целесообразно использовать данные о покупательном спросе населения в модели стратегического регулирования товарооборота, обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения:

Jт.р.> Jт> Jт.з.> Jс, (14)

где Jт.р., Jт, Jт.з., Jс - индексы соотношения отчетных и базисных (или планируемых или отчетных) показателей: товарных ресурсов, товарооборота, товарных запасов, объема спроса соответственно.

Изменение численности обслуживаемого населения и его ДД при прочих равных условиях влияет на изменение объема товарооборота. Эти два фактора не зависят от работы торговых предприятий. Уровень организации работы по обслуживанию населения товарами находит отражение в проценте охвата ДД населения розничным товарооборотом и в среднем товарообороте на одного жителя. Повысить степень охвата ДД розничным товарооборотом можно за счет лучшей организации торговли, повышения качества торгового обслуживания населения, рекламы, изучения спроса, доставки товаров в соответствии со спросом и надлежащего качества.

Применяя метод цепных подстановок, для определения влияния на объем розничного товарооборота численности населения, его ДД и степени их охвата товарооборотом можно воспользоваться формулой:

Т= ЧД% охвата: 100, (15)

где Т - розничный товарооборот по продаже товаров населению;

Ч - численность обслуживаемого населения;

Д - ДД в расчете на душу населения;

% охвата - процент охвата ДД населения розничного товарооборота.

Удовлетворение спроса населения является важнейшей функцией торгового предприятия. Для прогнозирования структуры товарооборота используется метод, основанный на применении коэффициента эластичности продаж от ПФН, который показывает, в какой степени изменится товарооборот при изменении ПФН на 1%:

К = , (16)

где К - коэффициент эластичности продаж от ПФН;

т - прирост товарооборота на душу населения, %;

пф - прирост ПФН в расчете на одного человека, %.

Для повышения обоснованности расчетов структуры товарооборота учитываются прогнозируемые изменения спроса на основе потребительского бюджета, среднедушевого ДД.

Приведение в соответствие платежеспособного спроса населения и товарного предложения - важнейшая задача в условиях рыночных отношений.

Достижению сбалансированности спроса и предложения способствует также расчет емкости рынка (одна из функций экономической и коммерческой служб) по формуле:

ЕР = ПФ + Ис + Мо + Ос - Рдр, (17)

где ЕР - емкость рынка зоны деятельности организации;

ПФ - покупательные фонды обслуживаемого населения;

Ис - инорайонный спрос;

Мо - организация реализации товаров в порядке мелкого ОПТа организациям и учреждениям;

Ос - отложенный спрос населения;

Рдр - покупка товаров организациями, учреждениями, предприятиями у других торгующих систем (например, колхозов и т.д.).

Перечисленные выше методические приемы к анализу и планированию товарооборота широко использовались до недавнего времени на практике.

Они достаточно известны и доступны для понимания. Однако в современных условиях имеются определенные сложности в количественном измерении ДД населения.

2.3 Проблемы применения показателей денежных доходов в практике планирования в рыночных условиях

В рыночных условиях хозяйствования использования показателей ДД и ПФН как ориентиров при обосновании планов товарооборота потеряло свою былую актуальность и значимость вследствие наличия следующих причин:

·   отсутствие оперативной достоверной информации о состоянии ДД населения;

·   высокой степени вероятности того, что отчетные статистические данные не соответствуют реальной действительности;

·   отсутствие обоснованных прогнозов ДД населения на предстоящий период;

·   использования новых методических подходов к разработке планов товарооборота, диктуемых временем, в частности планирования на основе учета получения необходимых доходов и потребности в прибыли.

Объем ПФН исчисляется как разность между доходной частью баланса и суммой нетоварных расходов и прироста сбережений (т.е. всех статей расходной части баланса, за исключением, ПФН). Традиционно ПФ обслуживаемого населения рассчитывались экономическими службами организаций на основе отчетного баланса ДД и расходов населения, разрабатываемых районными и областными статистическими органами. С 1992 г. практика составления балансов ДД и расходов населения на уровне районных и областных статистических управлений отменена. Следовательно, если не составляются отчетные балансы (основа для прогнозируемых), то не разрабатываются и плановые. Балансы же, составляемые Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (в том числе в разрезе областей), представляются нижестоящим организациям и хозяйствующим субъектам с опозданием как минимум на полгода. Причем в этих балансах не видно, как развиваются ДД по районам.

В тех районах, где обычно не составлялись балансы ДД и расходов населения, экономическими службами организаций до недавнего времени определялся размер ДД по основным статьям (заработная плата, пенсии, пособия).

Определенная социально-экономическая информация содержится в материалах бюджетных обследований семей, которые проводятся статистической службой республики. Но в выборку обследований входит лишь 1/600 часть всех семей, и она не учитывает возможную миграцию Дд населения.

В настоящее время, в силу того, что статистические органы не могут предоставить информацию о ПФН, экономическим службам рассчитывать их самостоятельно даже по основным статьям доходов также не представляется возможным.

Сложность, а иногда нецелесообразность этого процесса объясняется следующими причинами:

·   сбор информации о заработной плате и других доходах представляет собой длительный процесс из-за большого количества обследуемых объектов (масса предприятий и организаций, колхозов, отделений связи зоны деятельности);

·   имеют место неучтенные виды деятельности, в том числе акты купли-продажи товаров, валюты, обращение денег в теневой экономике, что предполагает наличие неучтенных доходов и расходов и также свидетельствует о небольшой степени достоверности официально учтенных денежных доходов населения;

·   в условиях кризиса, скрытой и явной безработицы наблюдается такое экономическое явление, как массовая миграция денег, товара. Этому также способствует относительная открытость границ между странами СНГ и различный уровень цен на товары в этих государствах;

·   имеет место миграция денег, связанная с недостатками в организации торговли и планировании товарных ресурсов;

·   ДД населения имеют стоимостную оценку, поэтому у них есть такой недостаток, как подверженность инфляционным процессам, причем обычно темпы изменения ДД не соответствуют темпам изменения потребительских цен;

·   периодически нарушаются сроки выплаты заработной платы, пенсий, что влияет на предсказуемость, стихийность спроса в отдельные периоды;

·   развитие конкуренции в торговле, появление все большего числа торгующих организаций, в том числе и официально незарегистрированных, развитие выездной торговли в других районах, организация ярмарок затрудняют процессы определения численности обслуживаемого населения и его ДД;

·   кроме того, в условиях динамической экономики плановая работа усложняется различными дополнительными функциями (постоянная корректировка окладов и ставок, комплекс статистической отчетности).

По мнению современных белорусских экономистов, применяемые ранее методики и показатели исследования ДД и ПФ населения в настоящих условиях несколько утратили свою роль и актуальность.

3. Пути совершенствования методики использования статистической социально-экономической информации о денежных доходах населения

Рыночные условия диктуют новые требования к изучению, систематизации социально-экономической информации и ее использованию в экономической работе. Среди широкого круга показателей социально-экономической информации важное место занимают данные о ДД и ПФН.

В настоящее время в практике планирования товарооборота в основном применяют опытно-статистический метод. Но отказываться от использования ПФН в процессе планирования розничного товарооборота не следует. Необходимы адаптация применяемых методов к требованиям нынешнего времени и поиск новых путей преодоления информационного вакуума.

Совершенствовать работу по прогнозированию спроса следует, используя данные:

·   Министерства статистики и анализа Республики Беларусь;

·   Бюджетных обследований семей;

·   Периодической печати;

·   Самостоятельного изучения работниками экономических служб состояния денежных доходов обслуживаемого населения;

·   О состоянии спроса непосредственно при покупке товара в магазинах.

Оперативную информацию о ДД населения в целом по Республике Беларусь Министерство статистики публикует в периодической печати. На основе среднедушевого ДД населения республики и учтенной численности обслуживаемого населения можно рассчитать его денежный доход в целом по области или по району. При этом полученную сумму целесообразно корректировать на коэффициент, отражающий соотношение среднедушевого дохода населения района с аналогичным среднереспубликанским показателем за предшествующий период времени.

Данные баланса ДД и расходов населения, разрабатываемого Министерством статистики, можно использовать также для выявлений тенденций развития и использования ДД населения по направлениям (покупка товаров, прирост сбережений).

Также целесообразно шире использовать в работе данные бюджетных обследований семей, поскольку они являются важнейшим средством изучения жизненного уровня различных групп населения, отражают влияние специфических черт экономики отдельных районов на формирование и использование доходов.

Нужно использовать и ту доступную информацию, которую можно почерпнуть из периодической печати:

·   данные о МПБ и темпах его изменения;

·   сведения о средней заработной плате и темпах ее изменения;

·   индекс потребительских цен (причем при достижении 5%-ного его порога следует ожидать предстоящую индексацию ДД населения, что отразится на ПФН).

При изучении данных Министерства статистики, периферийных статистических служб учитываются факторы, влияющие на ДД и ПФН (динамика цен, тарифов на услуги, численности населения, уровень безработицы, изменение курса национальной валюты). Необходимо также учитывать региональные особенности (приграничная зона, зона радиоактивного загрязнения; половозрастной, национальный состав).

Для целей стратегического планирования следует использовать выявленные тенденции развития ДД населения на уровне области и республики (по данным Министерства статистики и анализа РБ), что не очень актуально для оперативного планирования.

Заключение

В современных условиях перехода к рынку изучение ДД населения имеет большое значение. Оно не ограничивается ролью ДД в воспроизводственном процессе и кругообороте. Изучение ДД необходимо для анализа состояния экономики республики, уровня жизни населения, его благосостояния, разработки социальной политики государства и для решения других задач. ДД населения - это основа формирования среды жизнедеятельности людей (средство приобретения одежды, продуктов питания, жилья, оплаты услуг, приобщения к ценностям мировой культуры и искусства).

ДД населения выступают как основа формирования одного из основных элементов рыночного механизма - платежеспособного спроса, который представляет собой потребность населения в товарах и услугах, обеспеченную денежными средствами.

ДД населения особенно большое влияние оказывают на результаты деятельности торговли, т. к. покупательные фонды населения - это и есть часть ДД. Размер ПФН характеризует объем спроса населения. В свою очередь, общий объем спроса представляет собой емкость рынка.

В данной работе была рассмотрена такая экономическая категория, как денежные доходы населения, их виды, структура; приведены методики анализа ДД (исследование концентрации и дифференциации ДД населения; определение прожиточного минимума, или черта бедности; составление баланса денежных доходов и расходов населения), а также дан анализ состояния ДД населения РБ в исследуемом периоде, приведена методика применения на практике данных о ДД населения, рассмотрено влияние ДД на спрос и даны рекомендации по совершенствованию методики использования статистической информации о ДД населения республики.

Список использованной литературы

1.    Агапова Т. Статистическое изучение дифференциации доходов населения // Вопросы статистики. - 2007. - №2.

2.       Богданович А.В., Александрович Я.М., Привалова Н.Н. и др. Национальные ресурсы и социально-экономический потенциал устойчивого развития. Уровень и качество жизни населения // Бел.экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2011. - №8.-

.        Вечерко Г. Итоги - 2009 (экономическое обозрение) // Бел. Банк.бюл. - 2010.

.        Вечерко Г. Экономика Беларуси в 2011 г. (январь - декабрь) // Бел. банк. бюллетень. - 2009. - №5

.        Волкова Г. Вопросы методики оценки дифференциации населения. Анализ доходов населения // Вопр.статистики. - 2007. - №2.

.        Денежные доходы и расходы населения РБ: Стат.сб. // Мн, 2009.

.        Денежные доходы и расходы населения РБ: Стат.сб. // Мн, 2010.

.        Денежные доходы и расходы населения РБ: Стат.сб. // Мн, 2011.

.        Довгель Е. Где взять деньги для подъема экономики? // Финансы, учет, аудит. - 2011. - №5

.        Дорина Е.Б. Особенности проведения рыночных реформ в Российской Федерации и Республике Беларусь // Бел. Экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2003. - №1.

.        Жеребин В.М., Ермакова Н.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения // Вопр.статистики. - 2010. - №6

.        Иванов Ю. Концепция дохода Дж. Хикса в системе национальных счетов и практика статистики доходов в странах СНГ // Вопр.экономики. - 2005. - №9

.        Ковалевская К. Социальная политика: денежные доходы и расходы населения // Бел. банк. бюллетень. - 2010. - 10 дек. (№47.

.        Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие. Мн, 2011.

.        Корж Г.Г., Телегина Л.С. Доходы населения как фактор социально-демографической безопасности страны // Бел.экономика: анализ, прогноз, регулирование. -2003. - №4.

.        Лебедева С.Н., Кугаева В.В. Современная практика использования показателя денежных доходов населения в экономической работе кооперативных организаций. Гомель, 2009.

.        Литвинов В.А. Методика исследования концентрации и дифференциации денежных доходов по группам населения // БЭЖ. - 2008. - №1.

.        Материальные условия жизни населения в странах СНГ // Вопросы статистики. -2003. - №1.

Похожие работы на - Денежные доходы населения как основа покупательского спроса, методика их определения и исследование в современных условиях

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!