Исследование основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в г. Челябинске

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,41 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в г. Челябинске

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность, состав и структура жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации

.1 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в РФ

.2. Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сферы

Глава 2. Исследование проблем реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Челябинской области

.1.Основные меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Челябинской области

.2 Проблемы и недостатки управления жилищно-коммунальным хозяйством в Челябинской области и пути их решения

Заключение

Приложения

Введение

коммунальный жилищный муниципальный жкх

Согласно Статье 7 Конституции Российской Федерации Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из этих условий является обеспечение человека необходимыми для его жизнедеятельности жилищно-коммунальными услугами: жилищем, теплом, электрической энергией, горячей и холодной водой, водоотведением, санитарной уборкой придомовых территорий и т.д.

Процессом производства и оказания населению и юридическим лицам (в том числе государству в лице его органов власти) всех перечисленных услуг в нашей стране занята отдельная крупная отрасль экономики - жилищно-коммунальное хозяйство, об актуальных аспектах управления которым пойдет речь в данной работе.

Проводимые в России в период с 1991 года до настоящего времени реформы оказали и продолжают оказывать значительное влияние на развитие и функционирование жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Претерпели изменение основные цели и приоритеты развития предприятий этой отрасли.

Однако до сих пор не выявлены приоритеты реформирования коммунального хозяйства и не учитывается специфика отрасли ее социальная значимость и высокая себестоимость при низкой окупаемости. Неоднократный перенос сроков реформирования коммунального хозяйства также свидетельствует о значительных недоработках в планировании процесса реформирования. Хотя немаловажную роль в этом сыграли и последствия мирового финансового кризиса, отразившиеся на состоянии российской экономики.

До сих пор не созданы условия, в которых жилищно-коммунальное хозяйство смогло бы эффективно функционировать и выполнять свою главную роль-обеспечение потребности граждан в жилище и необходимых бытовых условиях на уровне, соответствующем уровню других экономически развитых стран. Между тем обеспечение права человека на жилище и создание условий для осуществления этого права закреплено Конституцией Российской Федерации в статье 40 и является одним из элементов социально-экономической безопасности государства.

Бесспорным является тот факт, что отечественное жилищно-коммунальное хозяйство в течение всего периода существования российской государственности находится в состоянии глубокого затянувшегося кризиса, усугубляющегося невысокой платежеспособностью большинства населения, быстрым старением жилищного фонда и объектов инфраструктуры коммунального хозяйства, низкой инвестиционной привлекательностью этой отрасли для бизнес-структур.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные и нормативные акты РФ и РТ. Информационной базой исследования явились данные опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях.

Актуальность темы исследования продиктована недостаточной изученностью специфики управления жилищно-коммунальным комплексом как в общероссийском масштабе, так и в рамках региона, муниципального образования, а также необходимостью выработки путей и способов оптимизации процесса управления данной отраслью с целью обеспечения выхода ее из кризисного состояния на путь модернизации и поступательного развития.

Объектом исследования в данной работе выступает Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска

Предметом исследования в работе является реализация муниципальной политики, направленной на обеспечение устойчивого функционирования и развития отраслей жизнеобеспечения города и проведения городской жилищно-коммунальной реформы.

Целью настоящей работы является анализ основных направлений развития жилищно-коммунального комплекса в г.Челябинске.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

-  проанализировать правовые основы функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства в России, управления ею, основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов ЖКХ и их взаимодействие между собой;

-       рассмотреть с;

-       проанализировать функций и полномочий Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска по управлению ЖКХ;

-  - на основе проведенного исследования сформулировать основные механизмы совершенствования управления отраслью, определить возможные пути вывода из кризиса жилищно-коммунального комплекса на примере Челябинской области.

Теоретической и методологической базой исследования послужили действующее законодательство Российской Федерации и Челябинской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, утратившие силу законодательные и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, публикации отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

Глава 1. Сущность, состав и структура жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации

 

.1. Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации

Государственное управление в жилищной сфере - это деятельность уполномоченных на то органов государственной и муниципальной власти по обеспечению удовлетворения жилищно-коммунальных нужд населения, а также надлежащего использования объектов жилого фонда.

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области регулирования деятельности жилищно-коммунального комплекса имеет развитую структуру и охватывает практически все сферы этой отрасли.

Основополагающий принцип, на котором должна базироваться деятельность отечественного жилищно-коммунального комплекса, заложен в статье 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, в статье 40 Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Важнейшим условием для осуществления этого права является нормальное устойчивое функционирование всего жилищно-коммунального комплекса.

Одним из основных системообразующих законодательных актов является, безусловно, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступивший в действие с 1 марта 2005 года и заменивший собой устаревший Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983 г.

Кодекс устанавливает основные начала жилищного законодательства, предмет регулирования жилищного законодательства, круг участников жилищных отношений, их основные права и обязанности, объекты жилищных прав. Также в ч.1 статьи 5 ЖК РФ законодатель развивает норму ст.72 Конституции Российской Федерации о том, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Часть 2 ст.5 ЖК РФ формулирует структуру системы жилищного законодательства, состоящую из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Принципиальным нововведением явилось установление Жилищным кодексом РФ обязанности собственников помещений в многоквартирных домах выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ). Частью 3 этой же статьи установлена обязанность органа местного самоуправления проводить открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ управления или способ управления не был реализован (в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»).

При этом уточняется, что порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления (ч.1 ст.163 ЖК РФ).

Нормы, регулирующие отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержатся также в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так, глава 18 части первой Кодекса «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» раскрывает содержание права собственности на жилые помещения, в том числе квартиры, и вытекающего отсюда права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, устанавливает право собственников квартир образовывать товарищества собственников жилья и определяет организационно-правовую форму ТСЖ как некоммерческой организации.

Довольно интересная норма содержится в статье 293 Части первой ГК РФ, позволяющей органам местного самоуправления обращаться в суд с иском о продаже с публичных торгов жилого помещения, собственник которого использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение. Причем данная норма не противоречит положению статьи 40 Конституции РФ о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища, поскольку статья 293 ГК РФ предусматривает предварительное предупреждение недобросовестного собственника о необходимости устранить нарушения, предоставление ему для этого определенного срока, и отсутствие у него уважительных причин для неисполнения этой обязанности. При этом средства, вырученные от продажи жилого помещения с торгов, выплачиваются собственнику, за вычетом судебных расходов.

Данное положение Гражданского кодекса РФ перекликается с нормой ст.91 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей выселение в судебном порядке по аналогичным основаниям нанимателей жилых помещений, занимающих их по договору социального найма, то есть жильцов неприватизированных квартир. Причем выселение предусматривается без предоставления другого жилого помещения.

Часть вторая Гражданского кодекса РФ в главе 30 параграфе 6 «Энергоснабжение» устанавливает правовые основы отношений между энергоснабжающими организациями (поставщиками тепловой, электрической энергии, воды, газа, нефти, нефтепродуктов и т.д.) и абонентами (в том числе гражданами) по поводу поставки энергии абонентам, учета ее количества и качества, оплаты принятой энергии, содержания и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, порядка заключения, изменения, продления и расторжения договора энергоснабжения, а также ответственности сторон по договору энергоснабжения.

Вопросы теплоснабжения детально регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. №190-ФЗ. Данный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. Закон устанавливает виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, сущность, принципы и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), вводит требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения.

Отдельные положения закона «О теплоснабжении», касающиеся принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, полномочий Федеральной службы по тарифам Российской федерации по утверждению методических указаний по расчету цен (тарифов), установлению предельных уровней тарифов на тепловую энергию, установлению контроля за обоснованностью установления и изменения цен (тарифов), рассмотрению споров между участниками регулируемых отношений при установлении и применении цен (тарифов), полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области государственного регулирования цен (тарифов), видов регулируемых цен (тарифов), сущности и порядка государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), способов установления тарифов в сфере теплоснабжения, оснований и порядка отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, а также вопросов подключения к системе теплоснабжения, вступают в силу с 1 января 2011 года (ст.30 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Отношения в сфере электроэнергетики регулирует Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», который устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии. Также указанным законом устанавливается система законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, основанная Конституции Российской Федерации и состоящего из Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами. Надо отметить, что для реализации программных положений Федерального закона «Об электроэнергетике» принято довольно много подзаконных актов, конкретизирующих и реализующих те или иные нормы закона. Вот основные из них:

Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»);

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;

Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 N 643 (ред. от 03.11.2010)

«О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»;

Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (ред. от 09.08.2010) «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;

Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 09.06.2010) «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»;

Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 N 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике»;

Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 07.10.2010 N 245-э/3 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год».

Еще одним отраслевым законодательным актом, регулирующим отношения в сфере жилищно-коммунального комплекса, является Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 г. №69-ФЗ. Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Устанавливаются принципы государственной политики в области газоснабжения, полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения, правовые основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения, развития единого рынка газа на территории Российской Федерации, основы экономических отношений в области газоснабжения, антимонопольные правила для организаций-собственников систем газоснабжения, правовые основы промышленной безопасности систем газоснабжения в Российской Федерации.

Одним из основных документов, имеющим прямое отношение к теме исследования, являются «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549.

Важное значение для улучшения состояния жилищно-коммунального комплекса и всей коммунальной инфраструктуры России имеет Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 г. №261-ФЗ, принятый с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с этим законом до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечить оснащение своих домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета используемых воды, газа, тепловой и электрической энергии, а также ввод этих приборов в эксплуатацию. Это относится и к собственникам индивидуальных жилых и дачных (садовых) домов, объединенных в созданные ими организации (напр. садоводческие товарищества) и подключенных к сетям централизованного газо-, водо-, электро-, теплоснабжения, которые до 1 января 2012 года обязаны обеспечить установку на границе с централизованными системами коллективных приборов учета потребляемых ресурсов (ст.13).

Также нельзя не упомянуть о Федеральном законе от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Подробно о реализации данного закона и деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства говорилось выше, остается только добавить, что Государственная Дума РФ 8 декабря 2010 года приняла в первом чтении проект федерального закона № 457476-5 <#"540810.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Капитальный ремонт жилищного фонда за счет всех источников финансирования

В рамках отраслевой целевой программы «Капитальный ремонт специализированного жилищного фонда и специализированного жилищного фонда, переведенного в статус социального использования на 2007-2011 годы» выполнен капитальный ремонт на 10 зданиях, из средств городского бюджета выделено и освоено на 100 % - 10 737, 911 тыс. руб.

Другим важным направлением деятельности Управления ЖКХ стала подготовка к отопительному сезону и реализация подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» городской целевой программы по реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Поддержание в удовлетворительном состоянии коммунальных сетей города и области обеспечивается благодаря ежегодному проведению капитального ремонта, модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.

В целях бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения города осуществлялись следующие работы:

- капитальный ремонт теплотрасс протяженностью 28, 2 км на сумму 492,6 млн. руб.;

капитальный ремонт сетей водоснабжения и водоотведения протяженностью 16,8 км на сумму 312,5 млн. руб.;

капитальный ремонт электросетей протяженностью 52,8 км на сумму 54,5 млн.руб.

Рисунок 2 - Капитальный ремонт инженерных сетей за счет всех источников финансирования

В целом развитие жилищно-коммунального хозяйства города в 2012 году будет осуществляться в рамках утвержденного Главой города Плана мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса на 2009-2012годы.

Постановлением Губернатора Челябинской области П. И. Сумина от 17 июня 2004 года № 266 на базе упраздненных главного управления строительства и архитектуры Челябинской области, главного управления инженерного обеспечения (инфраструктуры) Челябинской области, главного управления дорожного хозяйства Челябинской области создано Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.

Основная задача - реализация единой государственной политики социально-экономического развития Челябинской области в следующих отраслях: строительство, архитектура, градостроительство, промышленность строительных материалов, коммунальная энергетика, газовое хозяйство, топливная промышленность, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство.

Функции:

. подготовка проектов законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

. участие в реализации федеральных, областных целевых и инвестиционных программ;

. координация деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений

. выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в подведомственных отраслях;

. участие в организации и проведении выставок, ярмарок, совещаний, семинаров и конференций по направлениям своей деятельности, а также мероприятий, проводимых для популяризации эффективных и конкурентоспособных отечественных товаров промышленности строительных материалов, ресурсо- и энергосберегающих технологий;

. участие в процессе формирования областного бюджета;

. организация процесса рационального использования выделяемых бюджетных средств и осуществление контроля за их целевым использованием в пределах своей компетенции;

. ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности, выполнение функций распорядителя информационных фондов Градостроительного кадастра;

. разработка градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Челябинской области;

. организация и осуществление деятельности государственного архитектурно-строительного надзора за соблюдением на территории области требований нормативных документов в строительстве при выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, изделий и конструкций;

. обеспечение надежного и бесперебойного функционирования систем топливоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения населения и социальной сферы области;

. осуществление расчета, согласование и контроль за соблюдением лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для бюджетных потребителей;

. определение стратегии развития коммунальной энергетики и газового хозяйства области, организация разработки и выполнения перспективных и годовых планов развития коммунального энергетического хозяйства, энергообеспечения населения и социальной сферы области;

. организация контроля за подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства области к осенне-зимним отопительным периодам;

. разработка и осуществление мероприятий по повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог Челябинской области;

. изучение транспортных связей, грузопотоков, учет и прогнозирование интенсивности движения на автомобильных дорогах Челябинской области.

С 17 по 21 октября 2011 года на территории Челябинской области проводилась проверка реализации областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда сотрудниками Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Специалисты Фонда совместно с прокуратурой Челябинской области провели проверочные мероприятия на территории Челябинского и Миасского городских округах, а также Саткинского городского поселения.

В ходе проверки сотрудники побывали в многоквартирных домах городов Челябинска и Миасса, в которых были приобретены квартиры в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилья, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья.

Кроме того в Миасском городском округе комиссия осуществила осмотр двух малоэтажных домов, построенных в рамках областной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 г с учетом развития малоэтажного жилищного строительства.

В Саткинском городском поселении сотрудники Фонда посетили строящийся многоквартирный дом по ул. Кирова 4-а, строительная готовность которого составляет 85%, а также осмотрели ряд жилых помещений в трех малоэтажных многоквартирных домах, построенных и введенных в эксплуатацию в рамках реализации программы переселения из аварийного фонда.

В ходе общения с представителями Фонда, прокуратуры и администрации города жильцы, проживающие в многоквартирных домах, включенных в программы переселения граждан из аварийного жилья, получили исчерпывающую информацию и разъяснения по интересующим их вопросам.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Челябинской области была проведена огромная работа по определению домов, подлежащих капитальному ремонту, составлению проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы и выполнению капитального ремонта домов.

В Челябинской области за реформу ЖКХ отвечает Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.

Планирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке адресными перечнями.

Проверкой реализации областных адресных программ занимаются специалисты Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства совместно с сотрудниками прокуратуры.

2.2 Проблемы и недостатки управления жилищно-коммунальным хозяйством в г.Челябинск и Челябинской области и пути их решения

Реформа ЖКХ, которая продолжается в Российской Федерации уже более 10 лет, пока не дала желаемых результатов. Этапы и сроки реализации намеченных мероприятий, обозначенные в Указе Президента РФ 1997 г., откладываются или неоднократно переносятся. Предметом рассмотрения являются проблемы управленческого характера, связанные с общими закономерностями и противоречиями в процессе реформирования и управления ЖКХ на современном этапе развития народного хозяйства России.

Научная проблема эффективного управления ЖКХ заключается в решении противоречия в понимании эффективности между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Важным представляется также определение границ объектов и перечня субъектов управления.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Челябинской области принято постановление Правительства Челябинской области «Об утверждении региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов» на 2011 год.

Государственный заказчик региональной адресной программы: министерство жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области Исполнители мероприятий региональной адресной программы: министерство жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области; муниципальные образования Челябинской области, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, управляющие организации либо собственники помещений многоквартирных домов.

Основные цели региональной адресной программы:

-    создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

-       повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

-       формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом;

-       внедрение ресурсосберегающих технологий.

Основные задачи региональной адресной программы:

-    проведение активной агитационно-разъяснительной работы с населением;

-       разработка и соблюдение прозрачных и публичных процедур отбора участников программ;

-       стимулирование собственников помещений в многоквартирных домах к принятию решений о внедрении ресурсосберегающих технологий, направленных на создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан;

-       использование эффективных технических решений при проведении капитального ремонта.

Общий объем финансирования Региональной адресной программы капитального ремонта составляет 426 304,990 тыс. рублей, в том числе:

Региональная адресная программа реализуется в течение 2011 года в муниципальных образованиях Челябинской области, включенных в программу.

Денежные средства выделяются муниципальным образованиям края на основании Постановления Правительства Челябинской области «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий на реализацию региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов» на 2011 год.

Мониторинг Региональной адресной программы капитального ремонта осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области с учетом сроков и форм, утвержденных правлением Фонда.

Существует проблема: действующая система отчетности обеспечивает сбор основных сведений о деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса, на территории Российской Федерации. Однако, настоящее состояние системы отчетности характеризуется низким уровнем автоматизации, отсутствием оперативного обмена между органами управления и предприятиями ЖКХ, следствием чего является недостаточная оперативность получения информации, ограниченная возможность использования имеющейся информации органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и гражданами. Отсутствие оперативной, достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности ЖКХ в органах государственной и исполнительной власти всех уровней, приводит в масштабах страны к значительным финансовым потерям.

Кроме того, создаваемая система обеспечения адресной социальной защиты населения, должна строиться на основе достоверной и оперативной информации от предприятий ЖКХ (база данных о населении - потребителя услуг).

Необходимость получения актуальной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации предприятий ЖКХ настоятельно требует внедрения новых информационных технологий. Внедрение таких технологий не сводится только к установке вычислительной техники на предприятиях. Требуется решить достаточно сложные вопросы нормативно-правового обеспечения системы и обмена данными с другими внешними системами.

Другой проблемой, на решение которой направлено создание комплексной автоматизированной системы (КАС) ЖКХ, является проблема взаимодействия различных автоматизированных информационных систем (БТИ, Земельный кадастр, Государственный реестр населения, ГАС «Выборы», Казначейство и т.д.) используемых на муниципальном уровне. Создаваемые в органах исполнительной власти, АИС формируются на основе выработанных каждым органом государственной власти методических принципов, технологий сбора и использования информации, неунифицированных информационно-лингвистических средств. Все это значительно усложняет автоматизированное информационное взаимодействие между различными АС муниципального и регионального уровня. КАС ЖКХ является территориально-распределенной информационно - телекоммуникационной системой, обеспечивающей в автоматизированном режиме формирование, ведение и использование баз данных финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, баз данных потребителей услуг(населения и юридических лиц). Система должна обеспечивать информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения. Система должна осуществлять эффективное информационное взаимодействие с другими автоматизированными информационными системами, разрабатываемыми в рамках программы информатизации РФ. КАС ЖКХ включает: информационный ресурс; средства информатизации - программно-технический комплекс и телекоммуникационную систему, осуществляющие автоматизированный сбор и хранение данных и обеспечивающие доступ к ним; единое информационно-лингвистическое обеспечение; организационно-правовое обеспечение ее создания и функционирования.

Таким образом, в сфере ЖКХ г. Челябинска существуют следующие проблемы:

-  достоверность и доступность информации

-       состояние системы отчетности характеризуется низким уровнем автоматизации, отсутствием оперативного обмена между органами управления и предприятиями ЖКХ.

-       взаимодействия различных автоматизированных информационных систем используемых на муниципальном уровне.

Создание и внедрение новых технологий производства, эффективных строительных материалов и изделий, способствующих экономии энергетических ресурсов как при строительстве, так и при эксплуатации объектов ЖКХ помогут решить эти проблемы.

Заключение

Проведенное исследование дает основания полагать, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства является одним из важных направлений социально-экономических преобразований в стране в настоящее время.

Данному вопросу уделяется постоянное внимание Президентом и правительством российской Федерации.

Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является.

Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования жилищно-коммунального сферы, поиск новых форм и методов государственного управления им.

В работе были раскрыты теоретические вопросы по данной проблематике: понятие «Государственное управление в жилищной сфере», «жилищно-коммунальное хозяйство», «жилищно-эксплуатационные организации».

В ходе исследования было выяснено, что

) повседневная жизнь сферы ЖКХ является сложной, наполненной самыми разными вопросами, в том числе и весьма существенными. К числу таких вопросов относятся, в частности, капитальный ремонт и строительство, которые сами по себе являются сложными, комплексными, многоаспектными. В связи с этим правовое регулирование капитального ремонта и строительства в ЖКХ является обширным как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем соответствующее законодательство разных уровней постоянно обновляется и совершенствуется, поскольку на настоящий момент оно еще содержит довольно много пробелов и противоречий.

) управление ЖКХ относится к ведению субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а участие государства заключается в нормативном регулировании, координации, контроле и обеспечении прав и законных интересов субъектов управления, определении приоритетов в структурной политике, лицензировании, регистрации и пр. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Система управления ЖКХ на уровне муниципального образования представляется как трехзвенная система, включающая в себя: собственников жилищного фонда и других объектов недвижимости; организации по управлению муниципальным жилищным фондом; подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.

) в Челябинской области была проведена огромная работа по определению домов, подлежащих капитальному ремонту, составлению проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы и выполнению капитального ремонта домов.

Планирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке адресными перечнями.

) В сфере ЖКХ Челябинской области существуют следующие проблемы:

-  достоверность и доступность информации,

-       состояние системы отчетности характеризуется низким уровнем автоматизации, отсутствием оперативного обмена между органами управления и предприятиями ЖКХ,

-       взаимодействия различных автоматизированных информационных систем используемых на муниципальном уровне.

Основной причиной перечисленных отрицательных тенденций являлось отсутствие нормальных экономических отношений, которые могли бы обеспечить безубыточность функционирования отрасли в виду заниженных тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Представительными и исполнительными органами государственной власти были намечены меры по реформированию жилищно-коммунальной отрасли.

Создание и внедрение новых технологий производства, эффективных строительных материалов и изделий, способствующих экономии энергетических ресурсов как при строительстве, так и при эксплуатации объектов ЖКХ помогут решить эти проблемы.

Таким образом, поставленная цель выполнена.

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993., 65с.

2.     Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 188 от 29.12.2004 (в ред. от 12 января 2005)//Российская газета. 2005

3.       Об электроэнергетике: Федеральный закон N 35-ФЗ от 26.03.2003 //Собрание законодательства РФ 2003. 13 марта.

.        О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон N 69-ФЗ от 31.03.1999 // Собрание законодательства РФ 2008. 30 декабря.

.        О концессионных соглашениях: Федеральный закон N115-ФЗ от 21.07.2005 // Собрание законодательства РФ 2005. 25 июля.

.        Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 // Собрание законодательства РФ 2003. 6 октября.

.        О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон Российской Федерации N 185-ФЗ от 21 июля 2007 г. //Собрание законодательства РФ 2007. 4 августа.

.        О теплоснабжении: Федеральный закон N 190-ФЗ от 27.07.2010 //Собрание законодательства РФ 2010. 2 августа.

.        Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 // 2009. 27 ноября.

.        Указ Президента Российской Федерации № 867от 17 мая 2000 года// Российская газета 2000. 20 мая.

.        Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области на 2011-2020 годы: Постановление правительства Челябинской области N 12-П от 26 января 2011 г.// Российская газета 2011. 2 февраля.

.        Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии: Постановление Правительства РФ N 24 от 21.01.2004 // «Российская газета2004. 30 января.

.        Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями: Постановление Правительства РФ N 25 от 21.01.2006 // Собрание законодательства РФ 2006. 30 января.

.        О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: Постановление Правительства РФ N 75 от 06.02.2006 // Российская газета 2006. 22 февраля.

.        О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ N 109 от 26.02.2004 // Российская газета 2004. 5 марта.

.        Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда: Постановление Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 // Российская газета2003. 23 октября.

.        О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ N 307от 23.05.2006 // Собрание законодательства РФ 2006. 5 июня.

.        Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики: Постановление Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 //Собрание законодательства РФ 2006. 11 сентября.

.        О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Постановление Правительства РФ N 549 от 21.07.2008 //Российская газета 2008. 1 августа.

.        О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода: Постановление Правительства РФ N 643 от 24.10.2003 // Собрание законодательства РФ 2003. 3 ноября.

.        Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике: Постановление Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 // Российская газета 2005. 19 января.

.        Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике: Постановление Правительства РФ N 846 от 28.10.2009 // Собрание законодательства РФ 2009. 2 ноября.

.        О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год: Приказ ФСТ РФ N 245-э/3 от 07.10.2010 // Российская газета 2010. 29 октября.

24.   Об утверждении отраслевой целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов: Постановление Главы города Челябинска N 409-п от 7 декабря 2007 г. // Российская газета 2007. 15 декабря.

.       : Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска от № 224-п 12.09.2011 г. // Российская газета 2011. 20 сентября.

2. Литература

. Аболин А.А. Статистическая отчетность 22-ЖКХ (субсидии) как зеркало проведения реформы ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2006- №5.

. Административно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы и пути их решения. Гришина Е.Ю.//Административное право, М.-2009.

. Гидин М.Б. Новые технологии и методики эффективного управления ЖКХ. «ЖКХ: справочник руководителя и главного бухгалтера», 2007, № 11.

28. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб.//Росстат.-Р76 М., 2010.

. Совершенствование законодательства в сфере взаимодействия субъектов жилищно-коммунального хозяйства. Симанович Л.Н. //Семейное и жилищное право, М.-2009.

. Ягодина Л.П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук.// М., 2008.

3. Интернет-источники

31. Жилищно-коммунальное хозяйство в современной России // <http://opokar.peterlife.ru/kodeks/> (Дата обращения: 13 ноября. 2011г.)

. Официальный сайт Госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», 10.12.2010 г.// <http://www.fondgkh.ru/>

Приложение 1

Информация о выполнении плана работы Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства

Челябинской области за I квартал 2011 года

Наименование раздела плана работы органов исполнительной власти Челябинской области

Порядковый номер вопроса, мероприятия (согласно плану на I квартал 2011г.)

Наименование вопроса, мероприятия

Краткая информация о выполнении каждого вопроса, мероприятия

II. Подготовка проектов постановлений Губернатора Челябинской области

13

О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы Челябинской области к работе в отопительный период 2011-2012 годов

Принято постановление Губернатора Челябинской области от 28.03.2011 г. № 108 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы Челябинской области к работе в отопительный период 2011 - 2012 годов».


14

О создании комиссии по проверке готовности Челябинской области к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов

Принято распоряжение Губернатора Челябинской области от 28.03.2011 г. № 271-р «О создании комиссии по проверке готовности Челябинской области к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов».


15

Об ограничении движения автотранспортных средств по областным автомобильным дорогам общего пользования на период весенней распутицы 2011 года

Проект постановления Губернатора Челябинской области «Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области, в весенний период 2011 года» подготовлен и находится на согласовании в Правительстве Челябинской области.

IV. Мероприятия

33

Участие в организации и проведении: - VI специализированной выставки «УралСтройЭкспо. Энерго- и ресурсосбережение»; - ярмарки недвижимости

Принято участие в: -VI специализированной выставки 22-25 февраля «УралСтройЭкспо. Энерго- и ресурсосбережение», г. Челябинск, ВЦ «Мегаполис»; -ярмарки недвижимости 17-19 февраля, г. Челябинск, ВЦ «Мегаполис».


87

Заседание Координационного совета по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

18 марта 2011 г состоялось заседание Координационного совета по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.


88

Заседание конкурсной комиссии по подведению итогов регионального конкурса «Самое благоустроенное муниципальное образование Челябинской области» и выдвижению победителей для участия во Всероссийском конкурсе на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»

Заседание конкурсной комиссии перенесено на II квартал 2011 г., в связи с поздним утверждением перечня показателей развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустроенности муниципальных образований, а также критериев оценки показателей развития жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2011г № 65).


89

Участие в организации и проведении: - IV специализированной выставки «СтройЭкспо. ЖКХ-новые стандарты», - III межрегионального специализированного форума «Реформа ЖКХ- проблемы и решения» - XI выставочного проекта «Уральская строительная неделя»; -«Весенняя строительная ярмарка. Энерго- и ресурсосбережение»

В рамках XI выставочного проекта «Уральская строительная неделя» с 23 по 25 марта в Центре Международной Торговли Челябинск состоялись: - IV специализированная выставка «СтройЭкспо. ЖКХ-новые стандарты» (г.Челябинск); - III межрегиональный специализированный форум «Реформа ЖКХ- проблемы и решения» (г.Челябинск); с 31 марта по 3 апреля, ВЦ «УралГУФК», г. Челябинск.


138

Заседание коллегии Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области

Заседания коллегии проводились еженедельно по понедельникам в Министерстве (в 10-00).


139

Заседание штаба по энергосбережению Челябинской области


146

Заседание штаба организации работ по строительству метрополитена в г. Челябинске

Проведено 2 заседания штаба организации работ по строительству метрополитена в г. Челябинске.


147

Заседание штаба по тепло- и электроснабжению Челябинской области (в форме селекторных совещаний с главами муниципальных образований Челябинской области)

Проведено 5 заседаний штаба по тепло- и электроснабжению Челябинской области.


148

Выездные совещания по вопросу строительства объектов жилья и соцкультбыта в городах и районах Челябинской области

Состоялись выездные совещания в Кусинский, Кунашакский, Красноармейский муниципальные районы.


149

Участие в совещаниях с главами муниципальных образований по строительству объектов жилья

21 марта 2011 г. проведено совещание с представителями администрации Копейского и Миасского городских округов, Сосновского муниципального района по вопросам строительства жилых домов с привлечением средств дольщиков.


168

Заседание градостроительного Совета при Губернаторе Челябинской области

20 января 2011 года состоялось заседание градостроительного Совета при Губернаторе Челябинской области


169

Заседание межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области

22 января 2011 г. состоялось заседание межведомственной комиссии по оценке и анализу объектов социальной и жилищной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству на территории Челябинской области.


170

Ввод в эксплуатацию объектов в городах и районах Челябинской области

Ввод объектов в эксплуатацию не осуществлялся.


251

Реализация мероприятия по выполнению областных целевых программ по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

За отчетный период в рамках реализации ОЦП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы достигнуты следущие показатели (оперативные данные на 30.03.2011г.): - введено в эксплуатацию 102,538 тыс. кв. метров жилья (7,9 % от плана 1300 тыс. кв.м); - переселено 189 семей из жилых помещений, непригодных для проживания, снесено 11,678 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья (12,9 % от плана 90,0 тыс. кв.м); - подключено к газу 1 509 квартир и домов (100,6 % от плана 1500 квартир); - выдано кредитными организациями на приобретение и строительство жилья 1 324 ипотечных, жилищных кредита на сумму 1 067,16 млн. рублей; - предоставлено 454 земельных участка для жилищного строительства на территории Челябинской области общей площадью 65,55 га с ориентировочным объемом ввода жилья 8,25 тыс. кв. метров.


252

Выставочно-конгрессные мероприятия на 2011 год, выставочные мероприятия, проводимые на территории Челябинской области согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 30.11.2010 г. № 385 «Об организации выставочно-конгрессной деятельности в 2011 году».

В I квартале 2011 года Министерство приняло участие в 4 выставочных мероприятиях: 1. Ярмарка недвижимости (17-19 февраля, ВЦ «Мегаполис», г.Челябинск); 2. VI специализированная выставка «УралСтройЭкспо. Энерго- и ресурсосбережение» (22-25 февраля, ВЦ «Мегаполис», г. Челябинск); 3. В рамках XI выставочного проекта «Уральская строительная неделя» с 23 по 25 марта в Центре Международной Торговли Челябинск состоялись: - IV специализированная выставка «СтройЭкспо. ЖКХ-новые стандарты» (г.Челябинск); - III межрегиональный специализированный форум «Реформа ЖКХ- проблемы и решения» (г.Челябинск); 4.«Весенняя строительная ярмарка. Энерго- и ресурсосбережение» (с 31 марта по 3 апреля, ВЦ «УралГУФК», г. Челябинск).


254

День работников жилищно-коммунального хозяйства

17 марта 2011 года в Министерстве состоялось торжественное собрание, посвященное Дню работника жилищно-коммунального хозяйства. Программа торжественного мероприятия включала в себя поздравление работников предприятий жилищно-коммунального комплекса и сферы услуг Челябинской области, вручение наград за достигнутые результаты в 2010 году.

Дополнительно проведенные мероприятия


Мероприятия по выполнению областных целевых программ: -ОЦП капитального строительства Челябинской области на 2009-2011 годы;

В I квартале проведены следующие мероприятия:  Ведется постоянный контроль за ходом строительства объектов в городах и районах в соответствии с утвержденными графиками.



-ОЦП «Чистая вода» на территории Челябинской области на 2010-2020 годы;

В феврале - марте проведены совещания с главами муниципальных образований по проведению инвестиционных конкурсов. Муниципальными образованиями совместно с ОАО «Челябоблводоканал» разработана документация для проведения инвестиционных конкурсов по 5 объектам. В Катав-Ивановском муниципальном районе в марте 2011 года объявлен инвестиционный конкурс.



-ОЦП повышения энергетической эффективности экономики Челябинской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2010-2020 годы

Проведена работа с муниципальными образованиями Челябинской области по завершению оснащению приборами учета бюджетных учреждений в количестве 1338 шт. Через средства массовой информации и глав муниципальных образований Челябинской области доведена информация до собственников многоквартирных домов об обязательной установке индивидуальных и общедомовых приборов учёта. В рамках областной целевой программы подготовлен перечень проектов по софинансированию объектов бюджетной сферы и сферы коммунального хозяйства. На 2011 год запланировано проведение обязательных энергетических обследований бюджетных организаций областной собственности в количестве 512 объектов.



-ОЦП строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования в Челябинской области на 2009 - 2011 годы

В 2011 году в рамках программы планируется завершить строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения в Челябинской области - 40,49 км.



Всероссийский конкурс «Лучшая организация, предприятие в сфере ЖКХ» за 2010 год

Заявки на участие во Всероссийском конкурсе поступили от Магнитогорского городского округа и Еманжелинского муниципального района Челябинской области.



Выездное совещание по строительству газопровода «Аргаяш-Кулуево»

21 февраля 2011 г. состоялось совещание по строительству газопровода в с. Кулуево Аргаяшского муниципального района.



Совещание по вопросу теплоснабжения с. Кулуево

21 марта 2011 г. в Министерстве проведено совещание по строительству котельной в с. Кулуево Аргаяшского муниципального района.



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!